Научная статья на тему 'Практико-ориентированная модель становления эстетической компетенции старших дошкольников'

Практико-ориентированная модель становления эстетической компетенции старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ / AESTHETIC EDUCATION / AESTHETIC COMPETENCE / THEORETICAL-ANDMETHODICAL / PRACTICE-ORIENTED MODEL / MULTICULTURAL PERSON / INTERPERSONAL COMMUNICATION / COGNITIVE-PERSONAL DEVELOPMENT / SENIOR PRESCHOOL CHILDREN / COMPONENTS OF PEDAGOGICAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стюарт Юлианна Владимировна

В статье актуализируется значимость становление эстетической компетенции старших дошкольников в системе дошкольного образования, рассматриваются особенности и специфика проектирования педагогической модели становления эстетической компетенции старших дошкольников, обосновывается структурная организация спроектированной педагогической модели, которая морфологически представлена пятью компонентами: целевым, организационно исполнительным, содержательным, технологическим, аналитико-результативным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED MODEL OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN'S AESTHETIC COMPETENCE FORMING

This article considers the importance of senior preschool childrens aesthetic competence forming in the preschool educational system, features and specificity of pedagogical model designing for senior preschool childrens aesthetic competence forming; proves the structural organization of the designed pedagogical model, presented by five components: target, organizational-and-executive, informative, technological, analytical-and-target-oriented.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированная модель становления эстетической компетенции старших дошкольников»

УДК 372.3 ББК 74.100.55

Стюарт Юлианна Владимировна

аспирант

кафедра педагогики психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет

г.Челябинск Styuart Yulianna Vladimirovna Post-graduate

Chair of Pedagogy, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Практико-ориентированная модель становления эстетической компетенции старших дошкольников Practice-Oriented Model of Senior Preschool Children’s Aesthetic Competence

Forming

В статье актуализируется значимость становление эстетической компетенции старших дошкольников в системе дошкольного образования, рассматриваются особенности и специфика проектирования педагогической модели становления эстетической компетенции старших дошкольников, обосновывается структурная организация спроектированной педагогической модели, которая морфологически представлена пятью компонентами: целевым, организационно - исполнительным, содержательным, технологическим, аналитико-результативным.

This article considers the importance of senior preschool children’s aesthetic competence forming in the preschool educational system, features and specificity of pedagogical model designing for senior preschool children’s aesthetic competence forming; proves the structural organization of the designed pedagogical model, presented by five components: target, organizational-and-executive, informative, technological, analytical-and-target-oriented.

Ключевые слова: эстетическое образование, эстетические компетенции, теоретико-методический, практико-ориентированная модель, межкультурная личность, межличностная коммуникация, когнитивно-личностное развитие, старший дошкольник, компоненты педагогической модели.

Key words: aesthetic education, aesthetic competence, theoretical-and-methodical, practice-oriented model, multicultural person, interpersonal communication, cognitive-personal development, senior preschool children, components of pedagogical model.

Современная социокультурная ситуация в России и во всем мире диктует условия развития человека культуры. Становление такой личности происходит с самого раннего детства. Старший дошкольный возраст - это период интенсивного развития человека, оказывающий большое воздействие на самосознание ребенка и на всю его дальнейшую жизнь. Также в этом возрасте

происходит формирование основных эстетических и культурных норм, знаний и умений в совокупности компетенций.

На современном этапе развития дошкольного образования появляется новые системы, технологии, подходы, педагогические модели, которые рождают новое отношение к процессу обучения. Создаются новейшие

процессы в образовании, вводится новое содержание и новые методы, обладающие иными свойствами, связанные с изменением смысловых ориентиров. [1]

Основываясь на результатах анализа педагогической литературы по дошкольному образованию и на основе теоретико - методического

исследования поликультурного, полихудожественного, партисипативного подходов, педагогических принципов дошкольного и эстетического

образования, взаимосвязь которых представляют целевую, структурную и содержательную характеристики, нами была спроектирована педагогическая модель становления эстетической компетенции старших дошкольников. При построении модели возникает необходимость использования метода моделирования, который, в совокупности с другими методами нашего исследования, послужит методической основой становления эстетической компетенции старших дошкольников.

В педагогике, как показывает анализ теоретической литературы, моделирование применяется в разных аспектах. По мнению А.А. Кыверялг, моделирование является таким методом теоретического исследования, при помощи которого можно обобщенно подойти к решению многих

педагогических проблем [2,с. 95]

В результате моделирования создается модель. Определение модели по В.А. Штоффу - это мысленно представленная или материально реализуемая система; она отражает объект исследования и способна замещать объект, ее изучение дает общую информацию об объекте [3, с. 52]. Модель обеспечивает хранение и расширение научных представлений об объекте с целью дальнейшего его преобразования, управления им. Также с конструктивной точки зрения модель является средством разработки теории; подтверждает или опровергает выдвинутую гипотезу, при этом модель должна быть экспериментально контролируемой, наглядной и содержать компоненты, опирающиеся на причинно - следственные связи. Структурно модель выявляет внутреннюю организацию

системы и определяет способы, характер связи компонентов. Функционально модель обеспечивает внутреннее функциональное взаимодействие элементов и взаимодействие системы с внешней средой.

При проектировании педагогической модели становления эстетической компетенции старших дошкольников мы учитывали: а) профессиональную компетенцию преподавателя, осуществляющего эстетическое образование дошкольников; б) объективно существующие факторы: социальный заказ дошкольного образования, государственный образовательный стандарт дошкольного образования; в) целостную образовательную среду дошкольного учреждения; г) возможности синтеза поликультурного, полихудожественного и партисипативного подходов; д) уровень становления эстетической компетенции старших дошкольников.

Проектирование педагогической модели становления эстетической компетенции старших дошкольников подчиняется следующей логике: 1)определение границ модели; 2) определение цели и задач проектирования, их соотнесение с целями и задачами проектируемого процесса; З) определение субъектов рассматриваемого процесса; 4) выбор и обоснование принципов, на основе которых будет осуществляться проектирование модели; 5) определение основных функций, содержания, методов, приемов, средств, форм моделируемого процесса; б) выявление организационно-педагогических условий, необходимых для достижения цели проектируемой модели; 7) определение основного

результата, который должен быть достигнут при реализации данной модели, обоснование технологии и инструментария его диагностики.

Спроектированная нами педагогическая модель становления эстетической компетенции старших дошкольников имеет структурную организацию, задается содержанием поликультурного, полихудожественного и партисипативного подходов, и морфологически представлена пятью компонентами: целевым (определение целей и задач становления эстетической компетенции старших дошкольников); организационно-исполнительным (выявление педагогических условий и технологической составляющей развития становления эстетической компетенции старших дошкольников); содержательным (определение компонентов эстетической компетенции старших дошкольников); технологическим; аналитико-результативным (определение уровня становления эстетической компетенции старших дошкольников).

Педагогическая модель становления эстетической компетенции старших дошкольников.

Социальный заказ общества Государственный стандарт дошкольного образования Целостная образовательная сфера

Цель: становление эстетической компетенции старших дошкольников на более высоком уровне ______________

Поликультурный Полихудожественный

подход подход

Партисипативный

подход

Научное обеспечение: принципы: сотворчества, синкретизма, культуросообразности, принципы поликультурности, субъектности, эмпатии, полихудожественности, личностного развития, партисипативности.

Целевой компонент

Организационно -исполнительный компонент

Эмоциональнооценочный этап

Личностносмысловой этап

Установление обратной связи в учебном процессе

Репродуктивно - творческий этап

Межкультурный

Содержательный компонент

Когнитивный Межличностно-коммуникационный

Технологический

компонент

Ориентировочный Формирующий

Ситуативно-

практический

Оценочно-результативный

Результативный компонент

I

Результат: повышение уровня становления эстетической компетенции старших дошкольников

Критерии: гностический,

Показатели

Уровни: высокий, средний, низкий

Рис.1. Модель становления эстетической компетенции старших дошкольников ВестникЧГПУ72011 162

Организационно-педагогические условия: 1) включение в образовательный процесс межкультурного диалога; 2) включение в образовательное пространство эстетической среды; 3) реализация стратегических и тактических образовательных технологий становления эстетической компетенции старших дошкольников; 4) применение партисипативных методов становления эстетической компетенции старших дошкольников

Целевой компонент. Содержательной подструктурой данного компонента является ценностно-мотивационная характеристика, направленная на осознание старшими дошкольниками цели усвоения эстетической компетенции, формирующая у них положительную мотивацию к овладению эстетическими навыками общения и ценностное отношение к теоретическим знаниям по проблеме. В рамках данного компонента старшие дошкольники приобретают знания об общечеловеческих гуманистических ценностях, в результате чего происходит формирование их личности. Целевой компонент формирует мотивацию учебно-познавательной деятельности вообще.

Организационно-исполнительный компонент включает этапы

становления эстетической компетенции старших дошкольников, такие как: эмоционально-оценочный, личностно-смысловой, установление оперативной обратной связи в учебном процессе, репродуктивно-творческий и организационно-педагогические условия реализации разработанной нами модели.

Содержательный компонент является системообразующим в рассматриваемой модели, так как через его развитие наиболее отчетливо просматриваются процесс и результат становление эстетической компетенции старших дошкольников, а также отражает наличие основных направлений содержания, видов и форм эстетической деятельности дошкольников. Нами выявлен межкультурный блок, обеспечивающий личностно-смысловое развитие старших дошкольников, развивающий их индивидуальность, способствующий приобретению личностью способности к самоизменению и межкультурному саморазвитию. Становится необходимым внедрение данного блока во все образовательные программы старших дошкольников, так как выделяет необходимость специальной работы по обогащению и использованию в целях культурной идентификации обучаемых. Следующий нами выявленный когнитивный блок. Данный блок призван решать названную проблему закономерностей интеллектуального развития детей не только на теоретикометодологическом уровне, но и способствует разработке методов диагностики и выявлению личностных особенностей ребенка. Оказывает влияние на формирование и проявление экстраординарных интеллектуальных

возможностей дошкольников. Конструирует проведение каждого учебного занятия, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков, вследствие чего достигается реализация содержания и целей эстетического образования. Выделение межличностно-коммуникационного блока педагогической модели становления эстетической компетенции старших дошкольников связано с возрастающей необходимостью общения в современном обществе. Задачами блока являются: развитие способности к эмпатии, сопереживанию; развитие навыков социального поведения; способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности; формирование позитивного отношения к сверстникам; умение выражать свое отношение к другим людям разными способами; формирование чувства принадлежности к группе и т. д..

Следующим структурным компонентом модели становления эстетической компетенции старших дошкольников является технологический, который определяет методику и этапы становления эстетической компетенции. Данный компоенент включает в себя действия и операции, выполняемые дошкольниками и преподавателем для достижения более высокого уровня развития данной компетенции. Нами определена последовательность этапов при становлении эстетической компетенции старших дошкольников: ориентировочный, информационный, ситуативно-практический этап, завершающе-коррекционный этап.

Аналитико-результативный компонент модели включает в себя подведение итогов становления эстетической компетенции старших дошкольников. В ходе контроля выполнения задач определяется, уровень становления эстетической компетенции каждого старшего дошкольника, корректируется уже усвоенные знания, умения и навыки, планируется дальнейшее совершенствование данной компетенции. Данный компонент включает гностический, эмоциональный, деятельностный инструментарий мониторинга, критерии и показатели.

Подведем итоги. Модель характеризуется: а) целостностью, так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат; б) открытостью, так

как модель встроена в контекст системы становления эстетическом

компетенции старших дошкольников как самостоятельное звено; в)

прагматичностью, так как модель выступает средством организации

практических действий, т.е. рабочим представлением обозначенной цели.

Библиографический список

1. Бухарова, Г.Д. Современное образование: тенденции и направления развития [Текст]/ Г. Д. Бухарова// Образование и наука. Будущее в ретроспективе. Екатеринбург: Изд-во УрО РАО, 2005.- С.92-101.

2. Кыверялг, А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А.А. Кыверялг. - Таллин: Валгус, 1980. - 334 с.

3. Штофф, В. А. Введение в методологию научного познания / В. А. Штофф. - Л.: Наука, 1972. - 318 с.

Bibliography

1. Bukharova, G.D. Modern Education: Development Tendencies and Directions [Text] / G.D. Bukharova // Science and Education. The Future in a Retrospective Show. - Yekaterinburg: Russian Open Society, Publishing House of UrD RAS, 2005. - P. 92-101.

2. Kyveryalg, A.A. Research Methods in Professional Pedagogies / A.A. Kyveryalg. -Tallin: Valgus, 1980. - 334 p.

3. Shtoff, V.A. Introduction Into Methodology of Scientific Knowledge / V.A. Shtoff. - L.: Science, 1972. - 318 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.