Научная статья на тему 'Организационно-педагогические формы совершенствования физического воспитания в вузе на основе учёта спортивных интересов студентов'

Организационно-педагогические формы совершенствования физического воспитания в вузе на основе учёта спортивных интересов студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL FORMS OF PHYSICAL EDUCATION IN HIGH SCHOOL / СТУДЕНТЫ РАЗНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ / THE STUDENTS OF DIFFERENT FACULTIES / АНКЕТИРОВАНИЕ / QUESTIONING / УЧЕБНЫЙ БЛОК / LEARNING UNIT / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ БЛОК / ORGANIZATIONAL AND LOGISTICAL UNIT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапожников Александр Александрович, Петрова Маргарита Александровна

Предлагается анализ организационно-педагогических форм совершенствования физического воспитания на основе изучения мотивационно-ценностных ориентаций и спортивного интереса студентов. Предложен ряд внеурочных форм, оказывающих влияние на мотивацию студентов к учебным занятиям. Оценка и уровень физической подготовленности позволят приобщить студентов к систематическим занятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сапожников Александр Александрович, Петрова Маргарита Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and Pedagogical form Improvement of Physical Education in High School Based on Account Sports Interests Of Students

The article presents an analysis of the organizational and pedagogical forms of improving physical education based on the study motivation and value orientations and sports interest of students. A number of extracurricular forms of influencing the students' motivation to learning lessons. Evaluation and level of physical fitness allow students to attach to systematic studies.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические формы совершенствования физического воспитания в вузе на основе учёта спортивных интересов студентов»

УДК 378.14 ББКЧ51

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

НА ОСНОВЕ УЧЁТА СПОРТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ

А. А. Сапожников, М. А. Петрова

Российский государственный социальный университет, Москва, Россия

Предлагается анализ организационно-педагогических форм совершенствования физического воспитания на основе изучения мотивационно-ценностных ориентаций и спортивного интереса студентов. Предложен ряд внеурочных форм, оказывающих влияние на мотивацию студентов к учебным занятиям. Оценка и уровень физической подготовленности позволят приобщить студентов к систематическим занятиям.

Ключевые слова: организационно-педагогические формы физического воспитания в вузе, студенты разных факультетов, анкетирование, учебный, организационный и материально-технический блок.

Физическое воспитание формирует систему ценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни, обеспечивает мотивационную, информационную, функциональную и двигательную готовность к нему. Оно осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями и принципами педагогического процесса, влияет на интеллектуальные, психические, морально-волевые и другие качества личности. Физическое воспитание и физическая культура определяют закономерности поддержания и совершенствования физического развития и физической подготовленности студентов как неотъемлемых характеристик здоровья [1; 4-6].

Одной из актуальных проблем современности является тенденция к снижению уровня здоровья населения, отсутствие у людей стремления к здо -ровому образу жизни, сознания его значимости для самореализации и продуктивной профессиональной деятельности [2; 3; 8]. Большинство современных студентов не понимают значимости занятий по физической культуре и спорту. Главным мотивом присутствия студента на учеб -ном занятии остаётся получение зачёта: если в те -чение семестра студент не получит зачёт по физической культуре, его отчислят из университета. Поэтому актуальность проблемы состоит в исследовании мотивационно-ценностных интересов студентов для приобщения к физкультурным занятиям на основе изучения организационно-педагогических форм.

Гипотезой для начала исследования послужило предположение о том, что изучение различных

организационно-педагогических форм совершенствования физического воспитания позволит мотивировать студентов к регулярным занятиям физической культурой и спортом в течение всего обучения в вузе.

Цель исследования — исследовать организационно-педагогические формы физического воспитания в вузе.

Объект исследования — учебно-педагогический процесс физического воспитания в вузе.

Предмет исследования — организационно-педагогические формы занятий по физической культуре.

Результаты исследования. В течение марта-апреля 2015 г. были опрошены 100 студентов Российского государственного социального университета в возрасте 18-22 лет. Для исследования были выбраны 50 девушек и 50 юношей четырёх факультетов.

В результате опроса установлено, что 50 % студентов считают занятия по физической культуре необходимым элементом здоровой культуры студента, 33 % — совокупностью культуры здоровья и получения зачёта и только 17 % опрошенных воспринимают занятия физической культурой как способ получения зачёта.

Также была оценена разница между социальной значимостью культуры здоровья и способом получения зачёта по физической культуре. Она составила 33 %, а между показателями здоровой культурой студента и совокупностью здоровья и зачёта разница достигла 60 %.

В ходе исследования организационно-педагогических форм проведения учебных занятий

106

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1, N01

Организационно-педагогические формы совершенствования физического воспитания в вузе.

20 % студентов выступили за внедрение формы лекционных занятий, а 80 % — за практическую форму учебных занятий по физической культуре.

Залог повышения качества и популярности учебных занятий по физической культуре, по мнению 77 % студентов, составляет материально-техническая база, 12 % отметили в этом возможность у студентов выбора вида спорта, 11 % студентов считают важным повысить качество преподавания физкультуры в вузе. Анализ студенческих предпочтений в физической активности выявил, что 33 % студентов хотят заниматься в клубах по спортивным интересам, 26 % склоняются к самостоятельным занятиям, 21 % предпочитают занятия физкультурой, 17 % — за активный отдых. Лишь 3 % опрошенных выступают за создание секционных спортивных секций на учебных занятиях по физической культуре.

Результаты исследования показывают, что социальной значимостью учебных занятий физиче -ской культурой для студентов является взаимосвязь между культурой здоровья студента и способом получения зачёта.

Анализ учебно-педагогического процесса физического воспитания в вузе показал, что существующее качество преподавания и отсутствие выбора вида спорта снижают мотивацию студентов к регулярным учебным занятиям физической культурой.

При изучении организационно-педагогических форм физического воспитания на учебных занятиях выявлено, что 80 % студентов посещают занятия по физической культуре [9]. Существующая форма учебных занятий «Физическая культура» вполне приемлема и допустима для современных студентов Российского государственного социального университета. В дополнении к учебным занятиям по физической культуре необходимо учитывать исследуемые организационно-педаго-

Поступила в редакцию 12 ноября 2015 г.

гические формы на основе спортивных интересов, внедряя активный отдых и самостоятельные занятия [7].

Список литературы

1. Афанасенко, Е. Э. Формирование мотивацион-но-ценностного отношения к физической культуре у студентов специальной медицинской группы : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Э. Афанасенко. -М. : РГСУ, 2006. - 24 с.

2. Баль, Л. В. Формирование здорового образа жизни российских подростков / Л. В. Баль, С. В. Барканов. - М. : Инфра-М, 2007. - 156 с.

3. Виноградов, П. А. Основам законодательства Российской Федерации «О физической культуре и спорте» — долгую жизнь / П. А. Виноградов // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 8. -С. 12-15.

4. Виноградов, П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни / П. А. Виноградов. - М. : Инфра-М, 2010. - 340 с.

5. Ерёмин, М. В. Средства физической культуры и спорта в профилактике наркомании детей и подростков / М. В. Ерёмин, В. Ю. Карпов, А. С. Махов // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 2. - С. 60-62.

6. Карпов, В. Ю. Физическая культура, спорт и туризм в системе профилактики девиантного поведения детей и подростков / В. Ю. Карпов, М. В. Ерёмин, А. В. Добежин, Г. А. Абрамишвили // Изв. Сочин. гос. ун-та. - 2009. - № 4. - С. 90-97.

7. Махов, А. С. Спортивный клуб в сельской школе : монография / А. С. Махов, М. А. Правдов, А. А. Антонов. - Шуя : Изд-во Шуйс. фил. ИвГУ 2014. - 222 с.

8. Правдов, М. А. Модель открытого физкультур-но-образовательного пространства педагогического вуза : учеб. пособие / М. А. Правдов, А. С. Махов, О. Н. Степанова, Д. М. Правдов, А. В. Корнев и др. -Шуя : Изд-во Шуйс. фил. ИвГУ, 2013. - 124 с.

9. Петрова, М. А. Характерные черты полоро-левых качеств у игроков высокой квалификации в гандболе / М. А. Петрова, Д. В. Федчук. - М. : Акад. имиджелогии, 2015.

Для цитирования: Сапожников, А. А. Организационно-педагогические формы совершенствования физического воспитания в вузе на основе учёта спортивных интересов студентов / А. А. Сапожников, М. А. Петрова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1, № 1. -С.106-108.

Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation. 2016. Vol. 1, no. 1

107

А. А. Сапожников, М. А. Петрова

Сведения об авторах

Сапожников Александр Александрович — студент факультета психологии, социальной медицины и адаптационно-реабилитационных технологий, Российский государственный социальный университет. Москва, Россия. sapozhnikov1993@inbox.ru

Петрова Маргарита Александровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и оздоровительных технологий, Российский государственный социальный университет. Москва, Россия. petrovam.a. 0811@gmail. com

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2016, vol. 1, no. 1, pp. 106-108.

Organizational and Pedagogical form Improvement of Physical Education in High School Based on Account Sports Interests Of Students

A. А. Sapozhnikov1, M. A. Petrova2

Russian State Social University, Moscow, Russia 1sapozhnikov1993@inbox.ru, 2petrovam.a.0811@gmail.com

The article presents an analysis of the organizational and pedagogical forms of improving physical education based on the study motivation and value orientations and sports interest of students. A number of extracurricular forms of influencing the students' motivation to learning lessons. Evaluation and level of physical fitness allow students to attach to systematic studies.

Keywords: organizational and pedagogical forms ofphysical education in high school, the students of different faculties, questioning, learning, organizational and logistical unit.

References

1. Afanasenko E.E. Formirovanie motivatsionno-tsennostnogo otnosheniya k fizicheskoy kulture u stu-dentov spetsialnoy meditsinskoy gruppyi [The Formation of Motivational-value Attitude to Physical Training Students of Special Medical Group. Abstract of thesis]. Moscow, 2006. 24 p. (In Russ.).

2. Bal L.V., Barkanov S.V. Formirovaniya zdorovogo obraza zhizni rossiyskih podrostkov [The Formation of a Healthy Way of Life of the Russian Teenagers]. Moscow, 2007. 156 p. (In Russ.).

3. Vinogradov P. A. Osnovam zakonodatelstva Rossi-yskoy Federatsii «O fizicheskoy kulture i sporte» — dol-guyu zhizn [The Bases of the Legislation of the Russian Federation «On Physical Culture and Sports» — Long Life]. Teoriya i praktika fizicheskoy kulturyi [Theory and Practice of Physical Culture], 2012, no. 8, pp. 12-15. (In Russ.).

4. Vinogradov P.A. Fizicheskaya kultura i zdorovyiy obraz zhizni [Physical Culture and Healthy Lifestyle]. Moscow, 2010. 340 p. (In Russ.).

5. Eremin M.V., Mahov A.S. Sredstva fizicheskoy kulturyi i sporta v profilaktike narkomanii detey i podrostkov [Means of Physical Culture and Sports in the Prevention of Drug Addiction of Children and Adolescents].

Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirov-ka [Physical Culture: Upbringing, Education, Training], 2015, no. 2, pp. 60-62. (In Russ.).

6. Karpov VYu., ErYomin M.V., Dobezhin A.V., Abramishvili G.A. Fizicheskaya kultura, sport i turizm v sisteme profilaktiki deviantnogo povedeniya detey i podrostkov [Physical Culture, Sport and Tourism in the System of Prevention of Deviant Behavior of Children and Adolescents]. Izvestiya Sochinskogo Gosudarstven-nogo Universiteta [Izvestiya Sochi State University], 2009, no. 4, pp. 90-97. (In Russ.).

7. Mahov A.S. Sportivnyiy klub v selskoy shkole [Sports Club in a Rural School]. Shuya, 2014. 222 p. (In Russ.).

8. Pravdov M.A., Mahov A.S., Stepanova O.N., Prav-dov D.M., Kornev A.V. Model otkryitogo fizkulturno-obrazovatelnogo prostranstva pedagogicheskogo vuza [The Open Source Model Athletic-Educational Space of Pedagogical Universities. Training manual]. Shuya, 2013. 124 p. (In Russ.).

9. Petrova M.A., Fedchuk D.V. Harakternyie chertyi polorolevyih kachestv u igrokov vyisokoy kvalifikatsii v gandbole [The Characteristic Features of Sex-role Qualities in Players of High Qualification in Handball]. Moscow, 2015. (In Russ.).

108

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1, No 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.