Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм реструктуризации рынка нефтепродуктов в регионе'

Организационно-экономический механизм реструктуризации рынка нефтепродуктов в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефименков Василий Иванович, Суркова Светлана Александровна, Розенфланц Игорь Валерьевич

Реструктуризация, по мнению специалистов, один из основных способов устойчивого развития хозяйствующих субъектов в современных условиях. В статье рассматривается стратегия организационно-экономической реструктуризации регионального рынка нефтепродуктов. Приводятся конкретные мероприятия комплексной реструктуризации рынка нефтепродуктов в регионе и механизм управления перестройкой данного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF RESTRUCTURING OF THE MARKET OF MINERAL OIL IN REGION

Restructuring, in opinion of the experts, one of the basic ways of steady development of managing subjects in modern conditions. In clause strategy of organizational-economic restructuring of the regional market of mineral oil is considered. Concrete actions of complex restructuring of the market of mineral oil in region and the mechanism of management are resulted by reorganization of the given market.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм реструктуризации рынка нефтепродуктов в регионе»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ РЫНКА НЕФТЕПРОДУКТОВ В РЕГИОНЕ

Ефименков В.И., Суркова С.А., Розенфланц И.В.

Реструктуризация, по мнению специалистов, один из основных способов устойчивого развития хозяйствующих субъектов в современных условиях. В статье рассматривается стратегия организационно-экономической реструктуризации регионального рынка нефтепродуктов. Приводятся конкретные мероприятия комплексной реструктуризации рынка нефтепродуктов в регионе и механизм управления перестройкой данного рынка.

В современном мире человечество во многом зависит от нефти и нефтепродуктов. Нефть как продукт, безусловно, связана с национальной стратегией, развитием экономики, мировой политикой и властью. Добыча, переработка и реализация нефти, нефтепродуктов и природного газа в современном мире является крупнейшим и самым распространенном видом бизнеса.

Макроэкономический рост России, ее благосостояние и уровень жизни всех граждан в определенной мере зависят от нефтегазового комплекса. В последние годы наиболее острой и актуальной стала проблема создания механизма регулирования формирования и функционирования устойчивого внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов. Ее решение дает возможность ускоренно развивать все отрасли экономики и соответственно повлияет на развитие и функционирование всех регионов и экономики страны в целом. Реструктуризация, по мнению специалистов, один из основных способов устойчивого развития хозяйствующих субъектов в современных условиях. Проблема реструктуризации отдельных отраслей экономики региона, в данном случае -рынка нефтепродуктов, возникает тогда, когда их функционирование становится недостаточно эффективным и влечет за собой отставание в социально-экономическом развитии, особенно дотационных регионов, каким является производительная Курганская область. В то же время, благоприятная экономическая конъюнктура дает возможность провести реструктуризацию рынка для создания потенциала развития в будущем. Реструктуризация - сложный, но необходимый процесс, который позволяет повысить эффективность функционирования и конкурентоспособность участников рынка. Под реструктуризацией рынка нефтепродуктов мы понимаем кардинальное преобразование данного отраслевого рынка, необходимое для перехода из существующего состояния на качественно новый уровень, основным и важнейшим элементом которого является его организационно-экономическая структурная перестройка, т.е. качественный инновационный процесс изменений, затрагивающий все функции менеджмента.

Для повышения эффективности реструктуризации регионального рынка нефтепродуктов необходимо разработать упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов регионального рынка нефтепродуктов как целостного образования, составленного из частей, как комплекса взаимосвязанных структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют определенную целостность. При формировании стратегии реструктуризации рынка нефтепродуктов важно обеспечить иерархически организованную, целостную общественную систему, чтобы субъекты, осуществляющие деятельность, отражали эту сопряженность, то есть разработать единый механизм всего комплекса мер экономического, социального, правового и другого характера по обеспечению эффективного функционирования рынка нефтепродуктов (рис. 1).

Единство целей, принципов и направлений деятельности

Сочетание исторического

опыта и традиций с современной практикой хозяйствования

Всестороннее изучение рынка нефтепродуктов (государство, вертикально-интегрированные структуры, джобберы, потребители)

J Комплексность

Координация и согласованность действий субъектов рынка нефтепродуктов

Контроль за осуществлением мер по реструктуризации рынка нефтепродуктов

У V.

Рис. 1. Основные направления обеспечения комплексности на рынке нефтепродуктов

На основе комплексного подхода удается увязать решение проблем отдельной отрасли с реализацией целей экономической и социальной политики государства, энергетической безопасности, наиболее эффективно защитить интересы всех субъектов рынка, превратить рынок нефтепродуктов в фактор стабилизации экономического и социального развития.

С целью упорядочения последовательности разработки стратегии организационно-экономической реструктуризации рынка нефтепродуктов мы предполагаем наличие следующих направлений, по которым следует осуществлять анализ его комплексного развития:

• организационно-экономическая комплексность;

• техническая, социальная и экологическая комплексность.

В дополнение к выделенным направлениям комплексности необходимо при построении стратегии реформирования и реструктуризации учесть особенности двух составляющих подсистем рынка нефтепродуктов: нефтяной и газовой отрасли, а также существующее разделение рынка нефтепродуктов на экспортно и внутренне ориентированный сегмент. Данный подход предполагает рассмотрение приоритетных направлений реструктуризации внутреннего рынка нефтепродуктов и его части, ориентированной на экспорт. Поскольку сложившаяся непредсказуемость конъюнктуры региональных товарных рынков разрушительно действует как на экономику отраслей-потребителей нефтепродуктов, так и российских добывающих (нефтяных и газовых) компаний, нарушение комплексности внутри рынка нефтепродуктов представляет собой угрозу безопасности социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В связи с этим приоритетной задачей мы считаем разработку устойчивой стратегии комплексного развития рынка нефтепродуктов, ориентированного на внутреннего потребителя.

Для обеспечения организационно-экономической комплексности регионального уровня реструктуризации рынка нефтепродуктов необходим учет специфических особенностей отечественного рынка нефтепродуктов, к которым относятся высокая концентрация нефтеперерабатывающих мощностей, повсеместный характер потребле-

но

ния наиболее массовых видов нефтепродуктов, необходимость координации работы магистральных видов транспорта при перевозке моторных топлив, наличие мощной и широко разветвленной системы объектов нефтегазового хозяйства, в свое время предназначенной для эффективного маневрирования товарными потоками на национальном уровне (рис. 2).

Нефтяная Комплексная реструктуризация рынка нефтепродуктов Газовая

отрасль отрасль

Федеральный Региональный Локальный

уровень уровень уровень

Организационно-экономическая комплексность:

создание государственного резерва топлива / размещение части резерва на территории Ур-ФО;

обеспечение рыночного ценообразования через создание российской биржи по торговле нефтью и нефтепродуктами / привлечение к операциям на организованном рынке участников и капиталов представителей УрФО;

развитие системы трубопроводов / строительство дополнительной ветки трубопровода в направлении Республики Казахстан через территорию Курганской области; диверсификация в нефтеперерабатывающем производстве / строительство нефтеперерабатывающего завода в Курганской области;

ПМР11ТЧС пц^т|тт\гпп»цо 1ШАП |-ттгдтгП1.| / ппрт ттргга А ЧР р пйггартп__

Техническая комплексность:

модернизация технологии добычи, транспортировки и переработки нефти; замена трубопроводов и других инженерных сооружений;

внедрение наукоемких, высокотехнологичных систем комплексной переработки сырья с использованием всех его компонентов;

применение комбинированных ресурсотехнологических процессов, обеспечивающих максимальное использование потенциала нефти и газа. Экологическая комплексность:

рациональное использование природных ресурсов и защита окружающей среды; достижение гармоничных отношений с природой, помощь в восстановлении ее функций. Социальная комплексность:

трансформация финансовых потоков для обеспечения социальной справедливости при распределении природной ренты; противостояние корпоративному сговору на рынке; гибкий механизм трудовой мотивации; ориентация на высококвалифицированную рабочую силу.

Федеральный уровень

Региональный уровень

Локальный уровень

Ориентированная на экспорт

Комплексная реструктуризация рынка нефтепродуктов

Ориентированная на внутренний рынок

Рис. 2. Направления комплексной реструктуризации рынка нефтепродуктов

производительного региона Скрупулезный учет этих факторов необходим, так как продолжительность про-

цессов обращения нефтепродуктов, формирующих территориальную сбалансированность спроса и предложения на эту специфическую продукцию, невелика. Поэтому для поддержания региональной энергетической безопасности необходим непрерывный широкомасштабный мониторинг конъюнктуры товарного рынка нефтепродуктов, а не только использование результатов периодических наблюдений и опросов субъектов данного рынка.

С нашей точки зрения, для реализации организационно-экономической комплексности реструктуризации рынка нефтепродуктов производительного региона необходимо:

1) создание государственного резерва топлива;

2) обеспечение рыночного ценообразования через организацию российской биржи по торговле нефтью и нефтепродуктами;

3) развитие системы трубопроводов;

4) диверсификация и интеграция в нефтедобывающем и перерабатывающем производстве;

5) формирование современной институциональной структуры рынка нефтепродуктов.

Первое направление - идею создания госрезерва нефти и/или нефтепродуктов -нельзя назвать новой, так как она обсуждалась в Минтопэнерго РФ еще в 90-х годах прошлого века. Однако никаких конкретных решений принято не было. В настоящее время госрезервы нефтепродуктов имеют более 30 государств.

На сегодняшний день единого подхода к организации нефтяных резервов в мире нет - страны и группы стран создают их с различными целями, которые и определяют формы и функции этих резервов. Исключением здесь являются так называемые мобилизационные резервы - неприкосновенные запасы нефтепродуктов для нужд армии. Большинство стран, имеющих резервы, являются нетто-импортерами нефти, и такие резервы можно определить как стратегические импортозамещающие резервы добытой нефти. Так, на сегодняшний день на территории нашей страны, в том числе и в производительной Курганской области, не сформирован государственный резерв ни нефти, ни нефтепродуктов, за исключением мобилизационного, в связи с чем периодически возникают кризисные ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, которые сопровождаются повышением потребительских цен, вызывая скачок инфляции. Это вызывает сбои в функционировании отраслей народного хозяйства, сопровождаясь нарушением социальной стабильности в обществе.

В мировой практике можно выделить три подхода к стратегическому резервированию нефти и/или нефтепродуктов: оно может осуществляться непосредственно государством, специально созданными организациями-агентствами и наложением обязательств по резервированию на нефтяные компании. Используются и комбинированные подходы. В ряде стран резервы являются собственностью государства и полностью им контролируются. Преимущество такого принципа касается в основном механизма принятия решений: возможность оперативного реагирования на ситуацию, абсолютная прозрачность ситуации с запасами, невмешательство в деятельность частных компаний. Главным недостатком государственных резервов являются большие бюджетные затраты на их создание и поддержание, необходимость содержания всего аппарата специального ведомства.

Резервы специальных организаций схожи с государственными в том, что они хранятся отдельно от коммерческих запасов, подпадают под те же законодательные процедуры и учет. В принципе они также находятся под государственным контролем, но от государственных такие резервы отличаются тем, что ими управляют спецагентст-

ва, которые создаются предприятиями с участием или без участия государства. Государство может также обязать компании нефтяного и нефтеперерабатывающего сектора содержать запасы в соответствии со специальным законодательством об обязательном резервировании. Для государственного бюджета это самый дешевый способ, однако его недостатки очевидны: ограниченная возможность контролировать выполнение требований, риск недостоверности информации о запасах, вмешательство в хозяйственную деятельность компаний, на баланс которых эти обязательства ложатся дополнительным грузом. Тем не менее, это достаточно распространенный способ создания нефтяных резервов.

На территории Курганской области государство может создать резерв топлива путем наложения обязательств по резервированию на ОАО "НК "Роснефть"-Курганнефтепродукт", так как данное акционерное общество на сегодняшний день имеет 4 нефтебазы, 4 нефтесклада и 1 раздаточный блок, расположенные на территории всей области, с объемом резервуарного парка от 8 ООО до 33 ООО м3 на этих объектах. При рациональном использовании и эффективной организации логистики данного резервуарного парка можно создать запас, эквивалентный 2 - 3-месячной потребности области в нефтепродуктах и тем самым насыщать спрос, сдерживая рост цен в периоды дефицита нефтепродуктов.

Рассматривая резерв топлива как механизм влияния на повышенный спрос внутреннего рынка и предотвращение его дефицита, можно обеспечить регулирование цен на нефтепродукты в периоды проведения полевых работ. Это особенно актуально для Курганской области, которая относится к группе регионов, где основным потребителем нефтепродуктов является сельское хозяйство. Поэтому данное направление комплексной реструктуризации актуально для развития не только российского, но и регионального рынка нефти и нефтепродуктов.

Второе направление организационно-экономической комплексности - это обеспечение рыночного ценообразования путем организации российской биржи по торговле нефтью и нефтепродуктами. Наше мнение по созданию регионального биржевого рынка нефтепродуктов схоже с мнением Президента РФ В. Путина и Правительства РФ об организации на территории России биржевой торговли нефтью, нефтепродуктами и газом с расчетом рублями.

В научной литературе как учеными, так и практиками предлагается несколько возможных сценариев формирования в Российской Федерации биржевого рынка нефти и нефтепродуктов (рис. 3).

Анализ преимуществ и недостатков предложенных методов формирования биржевого рынка нефти и нефтепродуктов, а также граничных условий, налагаемых государственной политикой в сфере экономики, позволяет сделать вывод в пользу второго сценария: формирование биржевого рынка в условиях паритетного сотрудничества государства и капитала. Основой государственной политики по повышению ликвидности биржевого рынка нефти и нефтепродуктов в этом случае должны стать меры по увеличению емкости рынка, привлечению к операциям на организованном рынке максимально возможного числа участников и капиталов, а также меры по предотвращению дробления рынка.

Для повышения совокупной емкости организованного (биржевого) рынка нефти и нефтепродуктов необходимо:

• стимулирование перехода сделок на организованный сегмент рынка;

• рациональное налогообложение страхования рисков (хеджа);

• повышение эффективности инфраструктуры биржевой торговли, направленной на снижение операционных издержек;

• стимулирование притока спекулятивного капитала.

Рис. 3. Возможные варианты формирования топливной биржи

Реализация нефтепродуктов в рамках биржевой торговли на региональном уровне будет способствовать созданию условий для рыночного ценообразования нефтепродуктов, бесперебойного снабжения регионов топливными ресурсами, развитию малого предпринимательства как в секторе добычи нефти, так и розничном нефтепродукто-обеспечении, повышению эффективности и прозрачности предприятий топливно-энергетического комплекса посредством выявления экономически обоснованного уровня цен, создания эффективного механизма минимизации рисков и условий для обоснованного исчисления налогооблагаемой базы, эффективного расходования бюджетных средств.

Третьим направлением организационно-экономической комплексности является развитие системы трубопроводов. Потребность России в трубопроводах вызвана растущим спросом на углеводороды как внутри самой России, так и в странах Европы и Азии. Однако реализуемые процессы строительства, модернизации и ремонта трубопроводов не способствуют решению этой задачи. Масштабы этих работ не сопоставимы с требуемым объемом.

Для развития нефтепроводных направлений, проходящих через Россию, необходимо, прежде всего, создать благоприятный инвестиционный климат в области строительства и эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта (МТТ), поскольку это не только значительно увеличит надежность и безопасность нефтепроводов, но и повысит их производительность. Этому будет способствовать также введение института частной собственности на трубопроводы, как это принято в мировой практике. В этом случае роль государства в создании и развитии системы МТТ должна будет сводиться к определению ценовой политики в сфере услуг по транспортировке продукции, формиро-

ванию налоговой политики, поддержке МТТ в целях развития экономики, обеспечению энергетической безопасности. Данное предложение согласуется с концепцией сочетания рыночных механизмов и государственного регулирования развития рынка нефтепродуктов и позволит России и ее регионам в ближайшие годы существенно расширить свои возможности по транспортировке газа, нефти и нефтепродуктов.

Четвертым направлением организационно-экономической комплексности выступает диверсификация и интеграция в нефтедобывающем и перерабатывающем производстве. Данный процесс может осуществляться по территориальному и отраслевому принципу. Территориальный принцип основан на производственном единстве, когда все подразделения производства размещаются на одной территории. Отраслевой принцип базируется на технико-экономическом единстве всех элементов и производств. В этом случае отдельные производства могут быть территориально разобщены, а их единство, проявляющееся в том, что продукты одного производства служат сырьем другого, обеспечивается централизацией управления всех видов ресурсов: производственных, природных, трудовых, финансовых.

Современное состояние интеграционных процессов в Уральском федеральном округе характеризуется сложными цепочками взаимосвязи управления капиталом, распределения имущественных прав. Примером может служить комплекс предприятий на рынке оптовой реализации нефтепродуктов Свердловской области, связанных с компанией ОАО "Сибнефть". Данная модель интеграции отличается, во-первых, запутанностью имущественных связей, во-вторых, значительным числом порядков контроля. Так, контроль ОАО "Компания по обеспечению нефтепродуктами Уралнефтепродукт" осуществляют ОАО "Сибнефть", ОАО "Тюменская нефтяная компания", Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, оффшорные компании. Это свидетельствует о сложности реального управления капиталом и финансами, об отсутствии прозрачности и продуманной стратегии при формировании интегрированной группы.

Указанный пример является не исключением, а скорее типичным случаем, и подчеркивает необходимость пересмотра существующей модели диверсификации. Необходим переход на экономически эффективную диверсификацию производства, обусловленную рациональным использованием менеджмента, рабочей силы и средств производства, включая энергетические мощности, а также коммуникационного и транспортного хозяйства, то есть экономией живого и прошлого труда.

Диверсификация нефтеперерабатывающего производства позволит:

• снизить коммерческий риск за счет увеличения ассортимента выпускаемой продукции, сокращения постоянных издержек и капитальных затрат;

• провести коренную модернизацию на основе последних достижений НТП с использованием прогрессивных технологий;

• экономить на издержках, обусловленных увеличением масштабов производства и его рационализацией;

• преодолевать ограничения и торговые барьеры;

• снизить трансакционные издержки за счет сокращения производственных отношений и перевода их во внутрипроизводственные;

• повысить фондоотдачу продукции за счет увеличения использования производственных мощностей и объектов инфраструктуры;

• увеличить выход целевых продуктов из единицы нефтяного сырья.

Рассматривая современный уровень диверсификации рынка нефтепродуктов в

УрФО, следует отметить, что на территории Свердловской, Челябинской и Курганской

областей промышленно разрабатываемых месторождений углеводородов и нефтеперерабатывающих заводов нет. В Тюменской области (с ХМАО и ЯНАО) добывается, по оценкам экспертов, до 70% российской нефти. Здесь же расположены четыре крупных нефте- и газоперерабатывающих предприятия, выпускающих моторное топливо (Сургутский и Уренгойский ГПЗ, Нижневартовский НПЗ, ТНК-Нягань). Однако мощности тюменских нефтеперерабатывающих предприятий не покрывают потребностей не только округа, но и собственного региона в моторном топливе (хотя создавались они для снабжения моторным топливом нефтегазодобывающих предприятий).

В связи с этим одним из перспективных мероприятий данного направления организационно-экономической реструктуризации может стать строительство нефтеперерабатывающего завода на территории Курганской области. Для определения места под строительство НПЗ предлагаем рассмотреть в качестве вариантов Варгашинский и Юр-гамышский районы Курганской области, поскольку оба эти района находятся в относительной близости от г. Кургана и по их территории проходят нефтепровод и нефтепро-дуктопровод, соединяющие Уфимские и Омский НПЗ (табл.).

Варгашинский район расположен в центральной части области - восточнее г. Кургана. Расстояние от областного центра г. Кургана до районного центра пос. Вар-гаши - 35 км по автодороге федерального значения Челябинск - Омск, по Южно-Уральской железной дороге, пересекающей район в южной части с запада на восток, -39 км. Отличительной особенностью района является вытянутость с севера на юг на 120 км при ширине 20 - 40 км. Благодаря этому, район граничит с большим количеством соседних районов области и с Тюменской областью, что благоприятно сказывается на социально-экономическом уровне развития района.

Юргамышский район расположен также в центральной части Курганской области западнее г. Кургана и граничит с Каргапольским, Кетовским, Куртамышским, Миш-кинским районами области. Территорию района с запада на восток пересекают железнодорожная и автомобильная магистрали Челябинск - Курган.

Трудовые показатели характеризуют оба района как обеспеченные трудовыми ресурсами, а наиболее высокая среднемесячная заработная плата в Юргамышском районе делает его наиболее привлекательным для работников.

Важнейшим фактором, характеризующим социально-экономическое развитие анализируемых районов, являются именно инфраструктурные показатели, такие как количество дошкольных, общеобразовательных и больничных учреждений, по которым преимущество у Юргамышского района, поскольку распространение знаний, повышение уровня образования и развитие системы здравоохранения становятся ведущими факторами производства и определяют возможности устойчивого развития территории.

Ведущей отраслью экономик Варгашинского и Юргамышского районов является сельское хозяйство, на долю которого приходится 51 и 61%, соответственно, валового объема производства районов. Структура экономик районов на данный момент не отвечает современным требованиям рыночного хозяйства, что обуславливает медленный рост эффективности производства продуктов и услуг.

Финансовые показатели характеризуют Варгашинский район как наиболее прибыльный и устойчивый, но в то же время, большие объемы инвестиций в экономику Юргамышского района позволяют сделать вывод о том, что ситуация в этом районе уже в скором времени может измениться.

Таблица

Сравнительная характеристика социально-экономического состояния

Варгашинского и Юргамышского районов Курганской области

Районы Место района

« « в и « « в и

Показатели и в В 03 и & т В и а 2 и в В 03 и & т В и а 2

Пространственно-географические

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Территория, тыс.км 3,0 2,6 1 2

Число муниципальных образований 19 14 1 2

Плотность населения, чел. на 1 км 7,7 9,4 2 1

Итого по группе показателей 1 2

Социальные

Естественный прирост населения, человек -176 -206 1 2

Число родившихся, человек 243 248 2 1

Общая площадь всего жилищного фонда, тыс. м2 434,5 460,6 2 1

Итого по группе показателей 2 1

Трудовые

Среднесписочная численность работников, чел. 6097 5709 1 2

Численность безработных, зарегистрированных в службах занятости, чел. 195 170 2 1

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника, руб. 2408,5 3659,0 2 1

Итого по группе показателей 2 1

Инфраструктурн ые

Число дошкольных учреждений, ед. 5 11 2 1

Число общеобразовательных учреждений, ед. 25 30 2 1

Число больничных учреждений, ед. 2 1 1 2

Итого по группе показателей 2 1

Производственные (структура экономики по СЬ С)

Сельское хозяйство, % 51 61 1 2

Промышленность, % 34 15 1 2

Услуги, % 15 24 2 1

Итого по группе показателей 1 2

Финансовые

Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 81,5 290,6 2 1

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (в % к предыдущему году) 124 130 2 1

Итого по группе показателей 2 1

Итоговое место по всем показателям 2 1

Наиболее важным преимуществом Юргамышского района, при определении места расположения планируемого НПЗ, является наличие в нем отвода дальнего транзитного нефтепровода и нефтепродуктопровода на Нижневартовск. Существующая система трубопроводов, проходящих через Курганскую область, позволяет перекачи-

вать дизельное топливо и автомобильные бензины с башкирских и Омского НПЗ на перекачивающие станции в Челябинской и Курганской областях по нефтепроводу Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск. Таким образом, строительство современного экологически безопасного высокотехнологичного НПЗ мы предлагаем именно на территории Юргамышского района области, вблизи п. Новый Мир.

Строительство НПЗ будет соответствовать территориальной диверсификации рынка нефтепродуктов и обеспечит соответствующие потребности УрФО в автомобильном бензине, отвечающем международным требованиям стандарта Евро-3 по производству бензина марки "Премиум", спрос на который имеется на внутреннем рынке и постоянно растет на внешнем.

В качестве пятого направления организационно-экономической комплексности мы называем формирование современной институциональной структуры рынка нефтепродуктов. Особо заслуживающая внимания тенденция в данном направлении - это оптимизация институциональной структуры рынка нефтепродуктов. По данным главы Ассоциации малых нефтедобывающих предприятий, количество малых компаний в нефтедобыче и нефтепереработке сократилось за последние три года на одну треть. Заметим, что в странах "большой восьмерки" в целом доля малых и средних предприятий в ВВП страны составляет от 50 до 62%, в то время как в России в 2004 году данный показатель составил 10 - 11%. Это свидетельствует о практическом отсутствии в России внутреннего конкурентного рынка пользователей нефтегазового сырья, что является источником непрозрачности ценообразования и, как следствие, ведет к ценовой дискриминации по отношению к мелким производителям нефти и нефтепродуктов.

Успешная реализация институциональной политики предполагает, во-первых, обеспечение "прозрачности" корпораций, максимальную доступность для государства и общества их финансово-экономических показателей; во-вторых, повышение уровня корпоративно-акционерного управления со стороны государства, усиление защиты финансовых интересов государства в качестве собственника активов.

Чрезвычайно важную роль в реструктуризации рынка нефтепродуктов выполняет техническая комплексность. Под технической комплексностью мы понимаем совокупность средств труда и человека, в которой исходным пунктом является самостоятельный, технически законченный машинный комплекс, обслуживаемый электронными устройствами, вытесняющими работника из непосредственного процесса производства в область творческой деятельности, порождая, таким образом, новые возможности ускоренного развития науки и техники.

Реализация технической комплексности в процессе развития рынка нефтепродуктов представляется нами как решение проблемы внедрения малоотходных, энерго-и ресурсосберегающих технологий путем:

• интеграции производства и науки на базе развития различных отраслей науки и имеющегося опыта сотрудничества производства с уральскими отраслевыми и академическими институтами. Первым этапом развития такой структуры в Зауралье может стать организация Курганского научного центра УрО РАН, благодаря созданию которого возможно решить проблему подготовки квалифицированных научных кадров;

• модернизации технологии добычи, транспортировки и переработки нефти; замены трубопроводов и других инженерных сооружений;

• внедрения наукоемких, высокотехнологичных автоматизированных систем; интенсификации производственных процессов на основе их автоматизации, электронизации и роботизации;

• комплексной переработки сырья; применения комбинированных ресурсотех-нологических процессов, обеспечивающих максимальное использование потенциала нефти и газа.

При рассмотрении экологической комплексности необходимо акцентировать внимание на органических связях общества с природой. Поскольку рациональное использование природных ресурсов и защита окружающей среды является неотъемлемой составляющей комплексного развития производительных сил, то развитие человека означает достижение гармоничных отношений с природой, обуславливает не только пользование ее дарами, что мы имеем сегодня, но и помощь природе в восстановлении ее функций для избежания экологического риска, связанного с вопросами влияния технологий и организации производственных процессов на окружающую среду.

При рассмотрении социальной комплексности необходимо акцентировать внимание на реструктуризации рынка нефтепродуктов с целью успешного выполнения им социально значимых задач, так как эта отрасль является в настоящее время крупнейшим источником доходов бюджетов всех уровней, а также имеет высокий социальный статус за счет комплексного обслуживания населения, промышленности и предпринимательских структур нефтепродуктами, обеспечения рабочими местами и решения ряда социально значимых вопросов. Комплексное развитие регионального рынка нефтепродуктов, как неотъемлемой составляющей комплексного развития производительных сил региона, означает достижение гармоничных отношений с обществом.

Разработка стратегии организационно-экономической реструктуризации рынка нефтепродуктов предполагает формирование механизма управления процессами перестройки исследуемого объекта в целях комплексного повышения эффективности взаимосвязей между данной отраслью и экономикой в целом. Следует отметить, что управление выступает необходимым элементом реализации предлагаемых в данной работе направлений реструктуризации.

С учетом исследуемого в данной работе объекта особый интерес вызывают исследования управления процессами регионального развития. Анализ и обобщение всех наработок и изменений в региональной экономической теории позволяет нам выделить четыре базовых направления в региональной теории управления экономическим развитием территориальных систем.

Первое направление, "пространственное" или теория размещения, основывается на подходе, рассматривающем управление как поиск наиболее оптимального места (пространства) для размещения производства в рамках отдельного предприятия или отрасли.

Второе направление, "региональное", являясь логическим продолжением первого, основывается на подходе, при котором управление направлено на оптимизацию структуры и размеров производства в отдельном регионе в целом.

Третье направление, "комплексное", основывается на формировании общего подхода к управлению территориями, находящимися на разном уровне развития и функционального состояния в рамках национальных территориальных образований.

Качественные сдвиги, происшедшие в экономике в 50 - 70-е годы XX века, предопределили необходимость создания новых возможностей для обеспечения более выгодного положения любой национальной экономики в мировом хозяйстве за счет разработки принципиально иных подходов к управлению, в том числе и территориальны-

ми системами. Это выразилось в формировании четвертого направления развития теории регионального управления - "точечного", суть которого сводится к рассмотрению узкопространственной организации производства как совокупного действия факторов размещения высокотехнологичных отраслей ("пространственное" направление) и управления отдельно взятой территориальной системой ("региональное" направление) на примере нодальных (узловых или поляризованных) регионов.

В объективной реальности управление представляет собой очень сложную, комплексную систему. Управление предполагает разработку целей, принципов, системы методов управления. В структурном плане оно включает органы управления, кадры управления, технику управления. В процессе функционирования управление проходит различные этапы: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Органы и процессы управления отличаются на различных уровнях и неодинаковы в разных типах организационных структур. В управлении необходимо учитывать и согласовывать многообразные вопросы - политические, экономические, организационно-технические и социально-психологические.

Под формой управления мы понимаем содержательную сторону проявления структуры механизма управления. Форма управления определяет границы, в пределах которых выбираются варианты построения системы управления. Исходя из этого и на основании анализа взглядов ученых [ 1 ] и мирового опыта управления процессами реструктуризации, можно говорить о трех формах реализации механизма управления организационно-экономической перестройкой рынка нефтепродуктов:

• прямое регулирование, связанное с воздействием государства - в виде нор-мативно-правовых, административно-контрольных мер, прямого регламентирования и т.д.;

• экономическое стимулирование, связанное с развитием рыночных механизмов;

• смешанные механизмы, сочетающие два первых подхода.

По нашему мнению, магистральный путь в решении современных проблем структурной перестройки рынка нефтепродуктов лежит в направлении использования смешанного механизма регулирования, сочетающего рыночные методы и государственное регулирование путем совершенствования его методов и механизма повышения эффективности их совместного применения, использования научных подходов при формулировании целей государственной политики и определении механизмов ее реализации.

Реализация смешанного механизма реструктуризации рынка нефтепродуктов предполагает определение методов управления, под которыми мы понимаем способы воздействия субъекта управления на объект управления по практическому осуществлению целей системы управления.

Административное регулирование должно включать в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т.д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом и т.д. Государство, регулируя рынок нефтепродуктов, влияет на объемы поставки их на экспорт и на внутренний рынок путем корректировки квот в зависимости от мировых цен на нефтепродукты, влияет на уровень цен с помощью антимонопольных органов, контролирует качество нефтепродуктов, поступающих на реализацию, путем проверок нефтебаз и АЗС контролирующими органами и отборов проб на лабораторный анализ.

Административным регулированием создаются и условия для расширения или прекращения деятельности любого бизнеса, в том числе и на рынке нефтепродуктов. В условиях формирования устойчиво функционирующего рынка нефтепродуктов в производительной Курганской области мы считаем необходимым расширение сети автозаправок как нефтепродуктами, так и газом, чему может способствовать эффективная государственная политика на данном рынке

Размещение АЗС на территории населенных пунктов и на автотрассах должно носить обоснованный программный характер, позволяющий формировать целостную систем}' удобных и рентабельных заправочных станций и сопутствующих им объектов и устройств. Принцип рационального размещения АЗС на конкретной территории основывается на нахождении области пересечения множества допустимых решений, ограничиваемых комплексом различных нормативов и требований в четырех главных областях (рис. 4).

Область требований безопасности (экологической, противопожарной и др.).

Рис. 4. Примет рационального размещения АЗС на конкретной территории

Область потребностей

Облает экономически эффективного размещения АЗС

Область рационального

иазмешения

Область

нормативных

требований

Территориальную дифференциацию АЗС нами предлагается проводить посредством выявления пропорционально-факторной зависимости количества АЗС от интенсивности движения на автодорогах, степени освоения прилегающих территорий, наличия поселений и пр. Таким образом, методика рационального количественного размещения АЗС в регионе учитывает ряд параметров: количество АЗС в зависимости от площади обслуживаемой территории (фактор А), от численности населения (фактор Б), от количества автомобилей (фактор В), наличия или отсутствия транзитных автомобильных потоков (фактор Г), а также наличия существующих АЗС (фактор Д). Благодаря учету этих параметров можно рассчитать оптимальное (Н) и дополнительное, планируемое количество (Б) АЗС в Курганской области:

ЛГ А + Б + В г,

М =---X/'. (1)

где Л' - оптимальное количество АЗС, шт.;

А - количество АЗС, пропорциональное площади обслуживаемой территории, шт.;

Б - количество АЗС, пропорциональное численности населения, шт.;

В - количество АЗС, пропорциональное количеству автомобилей, шт.;

Г - количество АЗС, пропорциональное протяженности транзитных автомобильных потоков, шт.

8 = (2)

где Л' - дополнительно планируемое количество АЗС, шт.; Д-существующее количество АЗС, шт.

Исходя из обозначенных факторов нами рассчитано, что дополнительно необходимо построить 105 АЗС на территории Курганской области (рис. 5).

60 50 40 30 20 10

а

111.

¡отМтШ

н

к

й

I Существующее количество АЗС

□ Планируемое количество АЗС

Рис. 5. Количество АЗС на территории муниципальных образований

Курганской области

Сопоставление оценок муниципальных образований области между собой на основании предложенных факторов позволило выявить уровень дифференциации и выделить следующие группы по степени остроты проблем обеспеченности муниципальных образований Курганской области автозаправочными станциями:

1 группа - муниципальные образования, наиболее обеспеченные автозаправочными станциями, в которых не планируется дополнительно размещать АЗС: Зверино-головский, Каргапольский, Половинский, Притобольный и Частоозерский районы.

2 группа - муниципальные образования обеспеченные автозаправочными станциями, но в которых дополнительно планируется разместить еще 1-2 АЗС: Альменев-ский, Катайский, Кетовский, Шадринский и Шатровский районы.

3 группа - муниципальные образования со средним уровнем обеспечения автозаправочными станциями, в которых планируется разместить еще 3-5 АЗС: Далма-товский, Лебяжьевский, Макушинский, Мокроусовский, Петуховский, Сафакулевский, Целинный, Шумихинский, Щучанский районы и г. Шадринск.

4 группа - муниципальные образования, недостаточно обеспеченные автозаправочными станциями, в которых планируется разместить 6-7 АЗС: Белозерский, Вар-гашинский, Куртамышский, Мишкинский, Юргамышский районы.

5 группа - муниципальные образования с крайне низким уровнем обеспечения автозаправочными станциями, в которых планируется разместить более 7 АЗС: г. Курган (планируется 24 АЗС).

Из проведенного исследования видно, что почти 2/3 муниципальных образований производительной Курганской области характеризуются средним и недостаточным, а город Курган - крайне низким уровнем обеспеченности автозаправочными станциями. Недостаток автозаправочных станций негативно влияет на развитие муниципальных образований и всей Курганской области в целом, поскольку обеспеченность нефтепродуктами - это один из основных элементов устойчивого развития любого производства и любой территории.

Экономические методы управления на рынке нефтепродуктов нацелены на экономию ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности товаров и услуг, инфраструктуры в соответствии с идеологией и политикой развития данного рынка.

К экономическим методам относятся методы управления, целью которых является анализ и оптимизация управленческих решений по вопросам становления, функционирования и развития любых систем. Конечные цели экономических методов - экономия ресурсов, рост конкурентоспособности объектов, повышение качества жизни [2]. Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста [3].

В условиях нестабильности социально-экономических процессов возрастает роль правовых методов регулирования. Источниками правового регулирования процессов реструктуризации рынка нефтепродуктов являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие финансово-хозяйственные отношения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социально-психологические методы управления основаны на изучении психологического портрета личностей, участвующих на исследуемом рынке, мотивации их потребностей.

Формирование целостного механизма управления процессами структурной перестройки регионального рынка нефтепродуктов предполагает разработку системы соответствующих мероприятий. Под мероприятиями мы понимаем взаимоувязанную общностью целей совокупность определенных способов воздействия субъекта управления на объект управления в конкретной ситуации. Обобщенный механизм управления организационно-экономической реструктуризацией регионального рынка нефтепродуктов представлен на рис. 6.

Таким образом, разработанный механизм организационно-экономической реструктуризации регионального рынка нефтепродуктов имеет следующие преимущества: устанавливает взаимосвязь между уровнями организационно-экономической, технической, экологической и социальной комплексности, что позволяет наметить пути повышения эффективности деятельности рынка нефтепродуктов. Мы считаем, что комплексное развитие регионального рынка нефтепродуктов, взаимоувязанное с предложенным механизмом управления реструктуризацией, является непременным условием его эффективного устойчивого функционирования, а также осуществляет насыщение внутреннего рынка качественными нефтепродуктами и создает стимулы для рационального использования российских природных ресурсов внутри страны и в интересах всего народа.

- льготные схемы поставок ГСМ для сельского хозяйства

— инвестиционные программы

-ускоренная амортизация по статье "машины и оборудование"

уточнение периодичности, степени охвата объектов и способов переоценки основных фондов

налоговые изменения

увеличение полномочий ФАС

формирование новых рыночных институтов:

• нефтяной биржи;

• фьючерсных рынков нефтяных контрактов;

• государственного нефтяного резерва

расширение числа пользователей недр из числа МНДП

введение налога на запасы полезных ископаемых

снижение налога на добычу полезных ископаемых

формирование информационной системы кадастрового учета и экономической оценки полезных ископаемых

Рис. 6. Организационно-экономический механизм управления реструктуризацией

регионального рынка нефтепродуктов

ЛИТЕРАТУРА

1. Львов Д.С. Нравственная экономика // Свободная мысль-XXL 2004. № 9. С. 24 -

36.

2. Райзберг Б.А., Фатхутдинов P.A. Управление экономикой. Учебник. - М.: ЗАО "Бизнес школа "Интел-Синтез", 1999. 784 с.

3. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е изд. СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. "Питер", 2000. 544 с.

4. Ефименков В.И., Пилипенко Е.В., Суркова С.А. Природная рента как основа повышения конкурентоспособности производительного региона // Конкурентоспособность региона: новые тенденции и вызовы / Под ред. чл.-кор. РАН А.И. Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003. С. 151 - 160.

6. Ефименков В.И., Суркова С.А. Наука как основа формирования устойчивого конкурентоспособного развития производительного региона // Стратегия приоритетного развития социальной сферы региона: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Курган: КФ ИЭ УрО РАН, 2004. С. 187 - 191.

6. Региональная стратегия устойчивого социально-экономического роста / Под. ред. А.И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН, 1998. С. 95 - 111.

7. Реструктуризация экономики дотационного региона / Под общ. ред. чл.-корр. РАН А.И. Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005. 663 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.