ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КАК ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО
Т.М. Макосейчук, кандидат юридических наук, доцент кафедры конститу-
ционного и административного права юридического факультета ЮУрГУ
В действующем законодательстве и в юридической науке широко используется правовая категория «юридическое лицо». Ее определение в законодательном порядке предусмотрено ст. 48 ГК РФ.
Пункт 2 ст. 48 ГК РФ подразделяет юридических лиц на виды в зависимости от участия в образовании имущества юридического лица его учредителей (участников). Среди перечисленных в нем юридических лиц не значатся органы государственной власти и местного самоуправления. Последние признаны юридическими лицами на основании ст. 41 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации рассматривается в качестве организации с правами юридического лица в соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»2. По смыслу п. 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 октября 2003 г. № 384-0 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО «Дизайн-группа «Интерьер Флора» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственной власти и управления и органы местного управления являются организациями, обладающими правами юридического лица.
Однако в отличие от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделяются правами юридического лица и при этом являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций. Они подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. В отношении органов местного самоуправления законодатель не
сделал никаких исключений, признав их муниципальными учреждениями при наделении и исполнении прав юридического лица.
Сложнее дело обстоит с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При наделении его правами юридического лица он не признан законодателем в качестве государственного учреждения. В этой связи высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации следует рассматривать в качестве одного из видов юридических лиц, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право (п. 2 ст. 48 ГК РФ). При этом для высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, как и для других органов государственной власти, необходимо в законодательном порядке предусмотреть такую организационно-правовую форму, как «орган государственной власти». В настоящее время назрела необходимость применять указанную организационно-правовую форму к органам государственной власти наряду с иными формами юридического лица в виде некоммерческой организации с учетом особого правового положения этих органов как субъектов публичного и частного права.
Для этого есть различные основания. Прежде всего, перечень организационно-правовых форм, предусмотренный п. 3 ст. 50 ГК РФ, не является исчерпывающимся и может быть дополнен новыми формами.
Кроме того, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации является организацией. В переводе с латинского «организация» означает - «сообщаю стройный вид, устраиваю». «Организовать - значит сообщить чему-то стройный вид, упорядочить что-либо, определить строение, взаимное расположение частей, их взаимосвязи и функции»3. Основные признаки организации были сформулированы Максом Вебером, Честером Бернардом и другими исследователями4.
Теория системного подхода рассматривает термин «организация» в широком и в узком смысле.
288
Вестник ЮУрГУ, № 5, 2006
Макосейчук Т.М.
Орган государственной власти как юридическое лицо
К высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации термин «организация» следует применять в широком смысле. Этот орган как организация представляет собой особый коллектив людей. С учетом первого значения термина «организация» в юридической науке сформулировано определение органа власти. Орган власти - это «коллектив граждан, состоящий из государственных служащих и иных работников»5. Особенность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации состоит в том, что он формируется в основном из должностных лиц, которые реализуют государственно-властные полномочия. Среди них следует выделять должностных лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, и государственных служащих, обладающих специальным правовым статусом6. Участие должностных лиц в формировании высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации позволяет рассматривать их в качестве составных элементов организации.
Под формированием высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации понимается деятельность соответствующего субъекта Российской Федерации, правовая основа которой закреплена в ст.ст. 72 (ч. 1 п. «и») и 77 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, а также в конституциях (уставах) и законах субъектов Российской Федерации. В этой связи субъекта Российской Федерации следует рассматривать в качестве учредителя указанного органа с учетом реализации второго значения термина «организация».
Обладая определенным организационным единством, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, характеризуется иными при-
знаками юридического лица, предусмотренными п. 1 ст. 48 ГК РФ. Он имеет возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени. Этот орган, как и иные юридические лица, обладает имуществом на праве оперативного управления и относится к некоммерческим организациям.
Признаками юридического лица обладает не только высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, но и иные государственные органы. При наличии особенностей в их правовом положении общим для всех этих органов должно выступать то, что в случае признания их юридическими лицами или организациями с правами юридического лица, они должны относиться к такому виду организационноправовых форм юридического лица, как «орган государственной власти». При этом целесообразно допускать тождество между понятиями «юридическое лицо» и «организация с правами юридического лица». Это значит, что перечень субъектов, являющихся юридическими лицами, предусмотренный п. 2 ст. 48 ГК РФ, подлежит расширительному толкованию в связи с признанием в качестве юридических лиц органов власти.
' В ред. ФЗ от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ // СЗ РФ. - 2003. -№ 40. - Ст. 3822; СЗ РФ. - 2005. - №> 30 (ч. 1). - Ст. 3108.
2 В ред. ФЗ от 21 июля 2005 г. № 93-Ф3 // СЗ РФ. - 1999. -№51.- Ст. 6286; СЗ РФ. - 2005. - № 30 (м. 1). - Ст. 3104.
3 Боголепов В.П. О состоянии и задачах развития общей теории организации. Организация и управ-ление. - М., 1968.-С. 44-45.
4 Bernard Chester 1. 1938. The Funetion of the Executive, Cambridge: Harvard University Press; Weber M. The Theory of Social and Economic Organization. - N.-Y., 1946; Weber, Max (1947). The Theory of Social and Economic Organization, trans. A. M. Parsons and T. Parsons. - N.-Y.
5 Государственная администрация, ее органы и служащие / Д.Н. Бахрах, С.Д.Хазанов. - Екатеринбург, 1998. - С. 15.
6 Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. - М., 2000. - С. 77.
Серия «Право», выпуск 7
289