Научная статья на тему 'Опыт риторического анализа коммуникативных проблем творческих личностей на уроках литературы'

Опыт риторического анализа коммуникативных проблем творческих личностей на уроках литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
115
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОМАХИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НЕУДАЧИ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / РИТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПОДРОСТКОВ / COMMUNICATIVE PROBLEMS / COMMUNICATIVE ERRORS / COMMUNICATIVE FAILURES / A CREATIVE PERSON / A RHETORICAL ANALYSIS / COMMUNICATIVE CULTURE OF TEENAGERS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шарко Мария Игоревна

В статье рассматривается опыт включения в урок литературы риторического анализа коммуникативных проблем выдающихся мастеров слова, предлагается система заданий, определяются методы и приемы обучения, обозначены опорные теоретические сведения, дидактическая база. Работа направлена на повышение у учащихся интереса к личности и творчеству писателей-классиков, коммуникативной культуры подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Шарко Мария Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rhetorical Analysis Experience of Creative Persons’ Communicative Problems at Literature Lessons

In the article is regarded inclusion experience into the lesson of Literature of the rhetorical analysis of communicative problems of outstanding masters of the word, the system of tasks is offered, methods and training ways are defined, basic theoretical data, didactic base are designated. The work is directed to increase pupils’ interest to the person and works by classic writers, communicative culture of teenagers.

Текст научной работы на тему «Опыт риторического анализа коммуникативных проблем творческих личностей на уроках литературы»

УДК 373.1.02:372.8

М. И. Шарко

Опыт риторического анализа коммуникативных проблем творческих личностей на уроках литературы

В статье рассматривается опыт включения в урок литературы риторического анализа коммуникативных проблем выдающихся мастеров слова, предлагается система заданий, определяются методы и приемы обучения, обозначены опорные теоретические сведения, дидактическая база. Работа направлена на повышение у учащихся интереса к личности и творчеству писателей-классиков, коммуникативной культуры подростков.

Ключевые слова: коммуникативные проблемы, коммуникативные промахи, коммуникативные неудачи, творческая личность, риторический анализ, коммуникативная культура подростков.

М. I. Sharko

Rhetorical Analysis Experience of Creative Persons' Communicative Problems

at Literature Lessons

In the article is regarded inclusion experience into the lesson of Literature of the rhetorical analysis of communicative problems of outstanding masters of the word, the system of tasks is offered, methods and training ways are defined, basic theoretical data, didactic base are designated. The work is directed to increase pupils' interest to the person and works by classic writers, communicative culture of teenagers.

Key words: communicative problems, communicative errors, communicative failures, a creative person, a rhetorical analysis, communicative culture of teenagers.

Одним из результатов речевых занятий в рамках литературного и шире - коммуникативного образования в школе, на наш взгляд, становится приобретаемый подростками опыт общения друг с другом, с окружающими, с художественным текстом, предлагающим читателю систему речевых ситуаций и возникающих между персонажами проблем в общении (так называемых коммуникативных проблем - трудностей в общении -далее КП). Этот опыт во многом влияет не только на характер дальнейшего взаимодействия выпускника с людьми, но и на то, возникнет ли у вчерашнего школьника потребность в приобщении к духовному, нравственному опыту классической литературы.

Для того чтобы это общение состоялось, по нашему мнению, требуется создать такие учебно-речевые условия, когда подросток увидит в писателе (прозаике, поэте, драматурге) живого человека, который также нуждается в собеседнике, друге. Вместе с тем школьник должен понять, что во время общения творец может совершать коммуникативные ошибки: обижать собеседника, провоцировать своим речевым поведением агрессию со стороны социального окружения. Причиной таких промахов выступают особенности миро-

© Шарко М. И., 2011

восприятия творца: напряженная душевная жизнь, поиски ответов на «вечные» вопросы бытия, погруженность в процесс творческого осмысления и преобразования действительности, стремление воздействовать на окружающих [1, 2, 3]. Обращаясь к фактам биографии А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, школьник, на наш взгляд, должен научиться определять те проблемы в общении, обусловленные особенностями мировосприятия творца, которые стали причиной конфликта писателя с современниками, с самим собой.

Анализ проблемного общения творцов в рамках литературного образования направлен на создание условий для повышения интереса к личности и творчеству мастеров слова, к урокам литературы; совершенствования коммуникативной культуры учащихся, формирования у школьников потребности в конструктивном общении и осуществлении самоконтроля речевого поведения; на формирование необходимых знаний школьников о КП, их разновидностях, об особенностях творческой личности, умений анализа проблемного общения с точки зрения его результата.

Такое обучение может быть осуществлено в 10 классе в рамках изучения курса литературы по

программе Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого. Возможность включения риторического анализа КП творца в урок литературы обусловлена переходом к изучению историко-литературного курса, возрастными особенностями старших подростков (их интересом к проблемам межличностного общения и т. д.). В центре внимания оказывается разговор об особенностях творческой личности, о роли КП в судьбе мастера слова.

На основе анализа научной литературы, Государственных образовательных стандартов по русскому языку и литературе основного (общего) и среднего (полного) образования, а также результатов констатирующего эксперимента были выявлены опорные теоретические сведения, определены методы и приемы работы, разработана система заданий, отобраны средства обучения.

В обучение мы предполагаем включить сведения о тексте, его категориальных признаках; о речевой ситуации, ее компонентах; об эффективности общения. В качестве формируемых понятий могут выступить «коммуникативные проблемы», их источник, причины возникновения и разновидности: КП индивидуально-психологических особенностей (неприятие адресатом высказывания особенностей характера, мировосприятия творца, проявляющихся в общении); КП социальной позиции (несовпадение речевого поведения творческой личности, выступающей в определенной социальной роли, и коммуникативных ожиданий современников, закрепленных за этой ролью); КП обратной связи (игнорирование творцом реакции адресата, нежелание корректировать свое речевое поведение, пояснять коммуникативное намерение); КП идентификации ситуации общения (невнимание творца к условиям общения, недостаточное фоновое знание).

Дидактическую базу работы могут составить сведения биографического, мемуарного характера, содержащие информацию о проблемном общении творцов; фрагменты из кинофильмов, позволяющие анализировать вербальный, невербальный компоненты речевого поведения; а также соотносимые с исследуемым риторическим феноменом фрагменты из художественных произведений, чтобы подчеркнуть отражение личного опыта писателя в его творчестве. Основными критериями для отбора текстов-образцов могут стать: целесообразность их использования на уроке, доступность и значимость КП выдающейся творческой личности для речевой практики подростков, соответствие дидактического материала жизненному опыту школьников; художественная

ценность предлагаемых для анализа образцов. Такой подход, вероятно, позволит конструктивно организовать изучение как учебной темы, так и риторический анализ фактов в заданном аспекте.

Поскольку мы предполагаем формировать систему речевых действий, в науке соотносимых с понятием «коммуникативных умений», то выделяем две их группы: опорные/общекоммуникативные умения и формируемые/аспектные умения (умения выявлять КП творческой личности; определять разновидности КП личности, их содержание и причины возникновения, прогнозировать результат общения). Для формирования аспектных умений в систему методов и приемов обучения (наряду с традиционными) мы включаем особые виды и формы работы, основанные на различных группах коммуникативных заданий: аналитического, коммуникативно-прогностического и творческого характера [4, 5]. Аналитические задания (например, риторический анализ -оценка эффективности общения на основе изучения компонентов речевой ситуации) направлены на изучение ситуации общения, определение эффективности взаимодействия, с точки зрения соотносительности использованных в нем языковых средств и задач, условий, содержания высказывания. Коммуникативно-прогностические задания (например, риторическая задача - осуществление учащимися заданной речевой роли в описанных обстоятельствах) используются для формирования умения прогнозировать результаты речевого взаимодействия, планировать собственное высказывание, определять стратегию своего поведения в сходной ситуации. В качестве примера коммуникативно-прогностического задания можно привести следующую задачу: Можно ли было предотвратить роковую дуэль М. Ю. Лермонтова и Н. Мартынова? - которая сопровождается вопросом: Возможен ли подобный выбор для М. Ю. Лермонтова?

Предлагаем возможное содержание и ход трех таких занятий.

Занятие «Творец как источник коммуникативных проблем», по нашему мнению, должно быть направлено на уточнение и конкретизацию особенностей творческой личности как общающегося субъекта, характеристику КП индивидуально-психологических особенностей и социальной позиции. Основным предметом речи на этом занятии может стать судьба А. С. Пушкина, одна из наиболее трагичных в истории русской литературы.

Ключевым моментом занятия мы выбираем сопоставление восприятия речевого поведения А. С. Пушкина самим поэтом и Николаем I, реальные впечатления коммуникантов, отраженные в мемуарной литературе:

«Фельдъегерь внезапно извлек меня из моего непроизвольного уединения, привезя по почте в Москву, прямо в Кремль, и всего в пыли ввел в кабинет императора, который сказал мне: «А, здравствуй, Пушкин, доволен ли ты, что возвращен?» Я отвечал, как следовало в подобном случае. Император долго беседовал со мной и спросил меня: «Пушкин, если бы ты был в Петербурге, принял ли бы ты участие в 14 декабря?» -«Неизбежно, государь: все мои друзья были в заговоре, и я был бы в невозможности отстать от них. Одно отсутствие спасло меня, и я благодарю Небо за то». - «Ты довольно шалил, - возразил император, - надеюсь, что теперь ты образумишься и что размолвки впредь у нас не будет...» (рассказано Пушкиным) [6, с. 45-46].

«Что бы вы сделали, если бы 14 декабря были в Петербурге?» - спросил я между прочим. «Был бы в рядах мятежников», - отвечал он, не запинаясь. Когда потом я спрашивал его: переменился ли его образ мысли и дает ли он мне слово думать и действовать впредь иначе, если я пущу его на волю, он очень долго колебался и только после длинного молчания протянул мне руку с обещанием сделаться иным. И что же? Вслед за тем он без моего позволения и ведома уехал на Кавказ!» (рассказано Николаем I) [6 ,с. 46].

Для анализа приведенных текстов могут быть предложены следующие вопросы: Каковы цели коммуникантов? Достигнута ли цель каждого из собеседников? Как можно оценить речевое поведение А. С. Пушкина, о каких чертах личности оно свидетельствует? В результате может быть сделан вывод, что сознательное («отвечал, как следовало в подобном случае», то есть поэт знает правила поведения, отдает себе отчет в том, каковы ожидания его собеседника) нарушение коммуникативных ожиданий императора (признание, причем «отвечал он, не запинаясь», в том, что поэт принял бы участие в восстании; невербальное поведение А. С. Пушкина, который «очень долго колебался и только после длинного молчания протянул ... руку с обещанием сделаться иным») свидетельствуют о существовании у поэта КП социальной позиции. Его независимость, чувство собственного достоинства, проявляющиеся в проанализированной ситуации обще-

ния, могли послужить причиной неприятия со стороны современников.

Следующим шагом в изучении КП творческой личности (роли невербальных средств в проблемном общении) может стать задание, в ходе которого ученики анализируют речевое поведение А. С. Пушкина (сцена «Несельроде поздравляет А. С. Пушкина» из фильма Н. Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль»). Первоначальный просмотр фрагмента с выключенным звуком направлен на формирование коммуникативно-прогностических умений школьников, призван привлечь внимание учащихся к роли невербальных средств в общении. Просмотр предваряется заданием оценить речевое поведение поэта с позиции уместности, соответствия нормам этикета. Приводим стенограмму кинофрагмента:

Вяземский. Ну, как ты ощущаешь себя в своем камер-юнкерстве ?

Пушкин (громко, выражение недовольства на лице). Не напоминай. Если честно я был в бешенстве: в мои лета - низший придворный чин. Тем более этот мундир... Я в нем как мартышка, ей-богу (скачет, делает вид, что карабкается на колонну).

Вяземский: Тише, тише. На тебя смотрят.

Пушкин (громко): Хорош благодетель. Унизил так унизил! Наготовил, наготовил на тридцать лет дураков... а лучше бы в Сибирь сослал...

Вяземский: Тише, ради бога!

Несельроде: Честь имею поздравить моего подчиненного с камер-юнкерством.

Пушкин (громко, практически кричит, с язвительной улыбкой): Благодарю Вас, ваше превосходительство. До сих пор все надо мной смеялись, вы первый поздравили.

NN: Александр Сергеевич!

Пушкин: Pardon muar.

Несельроде: С Вашими способностями, Пушкин, до камергерского ключа совсем недалеко. А пока попробуйте мороженого по моему рецепту.

Пушкин (резко): Благодарю Вас, граф. Обязательно.

Россет: Пушкин, царица просила Вас не шалить.

Пушкин: Спасибо. Это я еще не шалил. Но все равно спасибо...

Школьники отмечают неуместность невербального поведения (на уровне жестов, мимики, позы) А. С. Пушкина, которое вызывает недоумение и неприятие со стороны окружающих (они оглядываются на поэта). Для того чтобы проверить, насколько звучание голоса соответствует

пантомимике, та же сцена может продемонстри-роваться с включенным звуком. Анализ ритмико-интонационного компонента речевого поведения (излишне громкий и напряженный голос, высокий тон, язвительные интонации) позволит подтвердить, что в качестве источника возникновения КП выступает активность творца, провоцирующего направленную на него агрессию: ему делают замечания (Ы№. Александр Сергеевич!, «Пушкин, царица просила Вас не шалить»), коммуникативное намерение Несельроде далеко от озвучиваемого им поздравления, а ободрение «С Вашими способностями, Пушкин, до камергерского ключа совсем недалеко» звучит как насмешка и именно так и воспринимается поэтом. В результате такой работы учащиеся приходят к выводу, что недостаточно уважительное отношение к великому поэту со стороны светского общества вызвано коммуникативными промахами творца, остро воспринимаются А. С. Пушкиным, в конечном итоге вынуждают защищать свою честь, приводят его к преждевременной гибели.

Следующим заданием может стать сопоставление речевого поведения А. С. Пушкина и П. Вяземского в сцене «Разговор А. С. Пушкина с П. Вяземским на балу» из фильма Н. Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль». Это, по нашему мнению, позволит определить влияние особенностей мировосприятия творца на его речевое поведение, их роль в возникновении коммуникативных проблем. Приведем стенограмму кинофрагмента:

Пушкин: Ох, как же я его [императора] ненавижу, вместе с его супругой.

Вяземский: Какой же все-таки урон наносит России этот Несельроде. Австрийский министр русских иностранных дел. <... >

Пушкин: Браво! Говорят, Геккерен - его шпион.

Вяземский: Замечательно безнравственный человек.

Пушкин: Ох уж мне эти немцы. Мало того что они трон заняли...

Вяземский (оглядывается, говорит испуганно): Молчи! Ты с ума сошел!

Пушкин: Предчувствие у меня: повернутся пушки Европы против России. Много они русской крови прольют.

Во время обсуждения внимание школьников обращается на то, что А. С. Пушкин и П. А. Вяземский - единомышленники. Однако при этом особенно надо подчеркнуть, что при всем сходстве мнений их речевое поведение существенно отличается. Так, поэт не считает нужным скрывать

свою точку зрения от окружающих (говорит вслух, громко), в то время как у Вяземского хватает благоразумия считаться с установленными нормами и правилами этикета (Вяземский оглядывается, испуганно останавливает А . С. Пушкина).

Для того чтобы выявить взаимосвязь жизненного опыта и творчества поэта, проанализировать нормы, ценности, которыми руководствовался А. С. Пушкин в своей практике общения и утверждал в творчестве, по нашему мнению, целесообразен анализ стихотворения «Из Пиндемонти» (1836). Как известно, основу содержания этого стихотворения составило осмысление взаимосвязи человека и общества, социальной жизни личности. В ходе анализа стихотворения могут быть заданы следующие вопросы: Как лирический герой относится к общественной активности человека? Какие принципы поведения, социальной жизни утверждаются в стихотворении? Как такое поведение может повлиять на характер общения? Как соотносятся заявленные в тексте стихотворения принципы поведения с коммуникативной практикой поэта? Учащиеся должны прийти к выводу, что сознательное противопоставление себя обществу, отказ от каких бы то ни было связей с окружающими («Никому // Отчета не давать, себе лишь самому // Служить и угождать; для власти, для ливреи // Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; // По прихоти своей скитаться здесь и там...») свидетельствуют о таких чертах характера (независимость, чувство собственного достоинства), которые делают поэта неудобным партнером в общении, способны вызвать неприятие.

Таким образом, вся система заданий урока подводит учащихся к выводу, что творческая личность своим поведением провоцирует непонимание, агрессию. Коммуникативные промахи творца являются источником проблем в общении. Мировосприятие, склад личности творца приводят к возникновению КП индивидуально-психологических особенностей и социальной позиции.

Содержанием второго занятия «Коммуникативные проблемы в жизни творца как риторический феномен» может стать разграничение КП с точки зрения их содержания, формирование знаний учащихся о комплексном характере существования проблем в общении. Обращение на этом занятии к коммуникативному опыту М. Ю. Лермонтова может быть аргументировано позицией: поэт погиб 27-летним, факты его био-

графии свидетельствуют о непростых отношениях поэта с властью, окружением.

На этом уроке учитель может использовать риторический анализ речевого поведения М. Ю. Лермонтова в ситуации вызова на дуэль с де Барантом и Н. Мартыновым (сцены из фильма Н. Джорджадзе и И. Квирикадзе «Из пламя и света»); сопоставить коммуникативный опыт в ситуации вызова на дуэль творца и его персонажа (по роману «Герой нашего времени»). Цель задания - разграничение разновидностей КП (индивидуально-психологических особенностей, обратной связи, идентификации ситуации общения).

Ключевым моментом занятия может быть выбран риторический анализ сцены «М. Ю. Лермонтов на светском вечере» из фильма Н. Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль». Это позволит проиллюстрировать различные виды коммуникативных проблем, их комплексный характер и трагические последствия в судьбе творца. Для того чтобы школьники осмыслили роль КП в судьбе творца, учитель может обратить внимание на звучащее в финале фрагмента предостережение Лермонтову.

Еще одним элементом урока может стать анализ стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен...» (1840), позволяющий подчеркнуть сознательный выбор модели речевого поведения. Изучение этого стихотворения в аспекте анализа проблемного общения позволит провести параллели: опыт 1837 г. («Смерть Поэта» и последующая ссылка на Кавказ) подкрепляется строчками из стихотворения 1840 г.: «О, как мне хочется смутить веселость их // И дерзко бросить им в глаза железный стих, // Облитый горечью и злостью!..» Итог урока должен способствовать осмыслению того, что особенности творческой личности определяют возникновение проблем в общении, которые, как правило, носят комплексный характер и не могут быть преодолены.

Завершать работу по анализу КП выдающихся творческих личностей может занятие («Коммуникативные проблемы в речевом поведении творца»), на котором рассматривается влияние КП на все сферы общения творца. Этим влиянием и объясняется, на наш взгляд, тот факт, что одиночество писателя, ощущение им враждебности, исходящей от окружения, приобретают трагичес-

кий характер. Это занятие может быть связано с анализом жизненного пути Н. В. Гоголя, который, как известно, обрек себя на одиночество, непонимание, высокой требовательностью к себе и окружающим, сознанием своей Миссии и служением задаче исправить общество. Это чувство собственной избранности проявлялось не только в творчестве, но и определяло тональность общения (делового, дружеского, любовного) с современниками.

Таким образом, используя литературоведческий и историко-литературный материал, который находится в его распоряжении, учитель может повысить интерес учащихся к личности и творчеству выдающихся мастеров слова, к урокам литературы. Кроме того, наш опыт работы в заданном аспекте показывает, что риторический анализ проблемного общения писателей способствует развитию коммуникативной культуры подростков, помогает школьникам осознать потребность в конструктивном общении и осуществлении самоконтроля речевого поведения, дает нравственный урок - общаясь с любым человеком, нужно проявлять уважение, внимание, терпение.

Библиографический список:

1. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. - Ростов н/Д. : «Феникс», 1998. - 480 с.

2. Горбачева, Н. Б. Прекрасная Натали [Текст] / Н. Б. Горбачева. - М. : Олимп ; Смоленск : Русич, 1999. - 480 с.

3. Ладыженская, Т. А., Ладыженская, Н. В. Уроки риторики в школе [Текст] : книга для учителя / Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская. -М. : Баласс, С-инфо, 2006. - 80 с.

4. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Текст] / Т. А. Ладыженская. - М. : «Педагогика», 1974. -256 с.

5. Лук, А. Н. Творческая личность [Текст] / А. Н. Лук // Юмор, остроумие, творчество. - М. : Искусство, 1977. - С. 162-182.

6. Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий [Текст] / Б. М. Те-плов. - М. : Изд-во «Институт практической психологии» ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. - 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.