Научная статья на тему 'Опыт работы Воронежской государственной медицинской академии по формированию здорового образа жизни у студентов на основе учебно-профессиональной модели обучения'

Опыт работы Воронежской государственной медицинской академии по формированию здорового образа жизни у студентов на основе учебно-профессиональной модели обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY WAY OF LIFE / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ / SMOKING PROPHYLAXIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есауленко И.Э., Болотских В.И., Зуйкова А.А., Есина Елена Юрьевна

Одним из приоритетов политики государства в области здравоохранения является профилактика неинфекционных заболеваний, осуществление которой возможно при раннем выявлении и контроле модифицируемых факторов риска. Табакокурение входит в структуру 4 основных факторов риска, выявляемых в России и имеющих широкое распространение среди студентов. Одним из примеров реализации компетентностного подхода в обучении является формирование и развитие профессиональных навыков у студентов медицинского вуза по профилактике табакокурения с помощью инновационных педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Есауленко И.Э., Болотских В.И., Зуйкова А.А., Есина Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Work Experience of the Voronezh State Medical Academy to Form the Students Healthy Wy of Life on the Basis of the Educational and Professional Tuition Model

One of the priorities of the state policy in the field of Public Health is primary prophylaxis of noncommunicable disease (NCD), which aimed on the formation of the healthy way of life. Tobacco smoking is included into structure of four main risk factors, revealed and widespread among the students in Russia. The formation and the development of professional skills for tobacco smoking prophylaxis with the help of innovation pedagogical technologies is one of the examples of the fight against tobacco smoking among the medical students, based on the competence approach.

Текст научной работы на тему «Опыт работы Воронежской государственной медицинской академии по формированию здорового образа жизни у студентов на основе учебно-профессиональной модели обучения»

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

Есина Елена Юрьевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической терапии и общей врачебной практики ГБОУ ВПО «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко Минздравсоцразвития России» Адрес: 394000, г. Воронеж, ул. Студенческая, 10 Телефон: (4732) 69-77-41 E-mail: elena.esina62@mail.ru

И.Э. Есауленко, В.И. Болотских, А.А. Зуйкова, Е.Ю. Есина

Опыт работы Воронежской государственной медицинской академии по формированию здорового образа жизни у студентов на основе учебно-профессиональной модели обучения

I.E. Esaulenko, V.I. Bolotskikh, A.A. Zuykova, E.Yu. Esina Work Experience of the Voronezh State Medical Academy to Form the Students Healthy Wy of Life on the Basis of the Educational and Professional Tuition Model

One of the priorities of the state policy in the field of Public Health is primary prophylaxis of noncommunicable disease (NCD), which aimed on the formation of the healthy way of life. Tobacco smoking is included into structure of four main risk factors, revealed and widespread among the students in Russia. The formation and the development of professional skills for tobacco smoking prophylaxis with the help of innovation pedagogical technologies is one of the examples of the fight against tobacco smoking among the medical students, based on the competence approach.

Key words

• Healthy way of life

• Pedagogical technology

• Competence approach

• Smoking prophylaxis

ГБОУ ВПО «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко Минздравсоцразвития России» N.N. Burdenko State Medical Academy, Voronezh

Одним из приоритетов политики государства в области здравоохранения является профилактика неинфекционных заболеваний, осуществление которой возможно при раннем выявлении и контроле модифицируемых факторов риска. Табакокурение входит в структуру 4 основных факторов риска, выявляемых в России и имеющих широкое распространение среди студентов. Одним из примеров реализации компетентностного подхода в обучении является формирование и развитие профессиональных навыков у студентов медицинского вуза по профилактике табакокурения с помощью инновационных педагогических технологий.

Ключевые слова

• Здоровый образ жизни

• Педагогическая технология

• Компетентностный подход

• Профилактика курения

И.Э. Есауленко, В.И. Болотских, А.А. Зуйкова, Е.Ю. Есина Опыт работы Воронежской государственной медицинской академии по формированию здорового образа жизни у студентов

на основе учебно-профессиональной модели обучения

В2004 г. Россия присоединилась к Бо-лонскому соглашению, что привело к изменению системы высшего профессионального образования. Высокие требования к уровню подготовки студентов высшей медицинской школы диктует и современный уровень прогресса — внедрение инноваций во все сферы деятельности человека.

На смену традиционному представлению о квалифицированном специалисте как выпускнике вуза с определенным набором знаний, умений и навыков приходит понимание того, что в современном обществе, обладая багажом знаний и умений, молодой специалист должен успешно решать профессиональные задачи практической медицины. Следовательно, от знаний, умений и навыков мы переходим к компетенциям и компетентности как основным составляющим учебного процесса (Авдеев, 2005). Компетентностный подход играет ведущую роль в обучении студентов старших курсов навыкам ведения пациентов и неотъемлемо связан с педагогическими технологиями (Зимняя, 2003; Пестро-жукова, 2011), одной из которых является учебно-профессиональная модель обучения в медицинском вузе. Эта педагогическая технология нашла свое отражение в инновационном проекте кафедры поликлинической терапии и общей врачебной практики Воронежской государственной медицинской академии (ВГМА) им. Н.Н. Бурденко «Школа по профилактике курения табака и отказу от табакокурения».

Профилактика заболеваний, направленная на своевременное выявление и коррекцию факторов риска неинфекционных заболеваний (одним из которых является табакокурение), формирование культуры здорового образа жизни в студенческой среде — вот одно из приоритетных направ-

лений профилактической стратегии ВГМА им. Н.Н. Бурденко на уровне кафедр, академии и на областном уровне в целом; а также той областью практической медицины, где молодой специалист должен прежде всего применить свои общеобразовательные и профессиональные компетенции.

Материалы работы школы были представлены на выставке-конференции инновационных проектов «Достижения талантливой молодежи», организованной ВГМА им. Н.Н. Бурденко в виде устного и стендового докладов: «Эффективность инновационного проекта"Учебно-профес-сиональная модель обучения в медицинском вузе «Школа для студентов по профилактике употребления табака и отказу от табакокурения» в работе с никотинзависи-мыми студентами ВГМА им. Н.Н. Бурденко"» и отмечены дипломами. В областном конкурсе «Лучшая инновационная идея» (1—31 января 2012 г.) проект занял 2-е место и отмечен благодарностью Воронежской областной Думы за разработку общественно-полезной идеи (признанной одной из лучших, по мнению экспертов и интернет-пользователей) и готовность поделиться своими разработками; за понимание того, что прогресс и развитие государства начинается «в головах» и находит продолжение в реализации конкретных перспективных проектов.

Цели проекта — формирование общих и профессиональных компетенций в сфере профилактики курения у студентов медицинского вуза на основе реализации новейшей педагогической методики; сохранение и укрепление здоровья студентов ВГМА им. Н.Н. Бурденко путем снижения уровня табакокурения как важнейшего фактора риска развития неинфекционных заболеваний и формирования культуры здорового образа жизни.

Медицинское образование и профессиональное развитие №1 (7) 2012

н

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

#

Задачи проекта:

реализация компетентностного подхода в обучении студентов навыкам профилактического консультирования курящих пациентов; оказание консультативной помощи всем курящим студентам ВГМА им. Н.Н. Бурденко, используя учебно-профессиональную модель обучения основам профилактики табакокурения в сочетании с внеаудиторной самостоятельной работой;

повышение доступности профилактической помощи студентам ВГМА им. Н.Н. Бурденко;

поддержка бросивших курить студентов и снижение числа студентов, вновь возвратившихся к курению, особенно в течение 1-го года отказа от курения; снижение числа вновь закуривающих студентов ВГМА им. Н.Н. Бурденко; развитие и поддержка студенческой инициативы по оказанию консультативной помощи студентам других вузов г. Воронежа в борьбе с табакокурением; формирование и совершенствование системы мониторинга о распространенности табакокурения среди студентов ВГМА им. Н.Н. Бурденко. Формы реализации проекта: организация школы по профилактике и отказу от табакокурения для студентов ВГМА им. Н.Н. Бурденко; проведение школы по профилактике и отказу от табакокурения для студентов других вузов г. Воронежа; организация (совместно с региональными органами управления здравоохранением) научно-практических конференций, семинаров и круглых столов по вопросам первичной и вторичной профилактики табакокурения в студенческой среде;

• осуществление выездных акций в районы Воронежской области с целью профилактики табакокурения среди молодежи области;

• содействие внедрению инновационных методик профилактики и отказа от табакокурения в студенческой среде. Ожидаемые позитивные изменения:

• повышение качества учебного процесса на кафедре поликлинической терапии и общей врачебной практики ВГМА им. Н.Н. Бурденко;

• повышение уровня практических навыков студентов, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности;

• формирование мотивационной базы в студенческой и подростковой среде к неприятию табакокурения;

• создание негативного общественного мнения в отношении табакокурения;

• увеличение частоты публикаций в СМИ по борьбе с курением, увеличение объемов тематической социальной рекламы.

Проект «Школа по профилактике курения табака и отказу от табакокурения» состоит из 5 занятий. Учебно-методический комплекс «школы» включает методические указания для студента-ведущего школы и рекомендации для студента-слушателя, а также индивидуальную карту отказа от курения, основную и дополнительную литературу. В качестве основной литературы выступает практическое руководство по лечению табачной зависимости под редакцией академика А. Г. Чучалина (Чуча-лин, 2011) и учебно-методическое пособие с компакт-диском «Школа по профилактике курения табака и отказу от табакокурения», разработанное на кафедре поликлинической терапии и общей врачебной практики ВГМА им. Н.Н. Бурденко. Ма-

н

И.Э. Есауленко, В.И. Болотских, А.А. Зуйкова, Е.Ю. Есина Опыт работы Воронежской государственной медицинской академии по формированию здорового образа жизни у студентов

на основе учебно-профессиональной модели обучения

териал занятии представлен в виде мультимедийных презентаций. На каждом занятии демонстрируются социальные ролики по теме занятия.

На 1-м занятии «Школы по профилактике курения табака и отказу от табакокурения» обсуждается социальное значение табакокурения, а также приводится химический состав табачного дыма. Слушателям школы предлагается заполнить анкету и специальные опросники для определения типа курительного поведения (тест Д. Хорна), степени никотиновой зависимости (тест Фагенстрема) и готовности к отказу от курения. Кроме того, исследуется риск развития заболеваний, связанных с табакокурением: у всех студентов определяется функция внешнего дыхания на аппарате для комплексной детальной оценки функций дыхательной системы Spiro USB и исследуется уровень окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбок-сигемоглобина на анализаторе Micro CO. Полученные результаты заносятся в индивидуальную карту отказа от курения, разработанную на кафедре поликлинической терапии и общей врачебной практики.

2-е занятие школы посвящено рассказу о болезнях, вызванным табакокурением. Ведущий школы акцентирует внимание студентов на курении как значимом факторе риска развития неинфекционных заболеваний, прежде всего, сердечно-сосудистых. Также, ведущий школы представляет результаты анкетирования, проведенного на 1-м занятии.

Механизм развития никотиновой зависимости раскрывается на 3-м занятии — разъясняется специфика действия никотина на никотиновые рецепторы, находящиеся в ЦНС, мозговом веществе надпочечников, нервно-мышечных синапсах и вегетативных ганглиях, а также на из-

менениях в работе сердечно-сосудистой, бронхолегочной систем и желудочно-кишечного тракта под влиянием стимулирующего эффекта никотина.

Большой интерес у студентов вызывает 4-е занятие, посвященное альтернативным методам табакокурения — электронной сигарете и кальяну. На этом занятии студенты также обсуждают наиболее интересующие их проблемы, связанные с отказом от табакокурения: прибавка в весе, усиление кашля, изменение настроения. Разбирается патогенез симптомов, составляющих синдром отмены и возможные варианты их коррекции.

5-е, заключительное, занятие посвящено лечению табачной зависимости. С учетом полученных индивидуальных данных, для каждого участника «Школы по профилактике курения табака и отказу от табакокурения», составляются персонализированные программы отказа от курения: 1) длительная — с целью полного отказа от курения — для студентов твердо желающих бросить курить; 2) короткая лечебная — с целью усиления мотивации и снижения интенсивности курения — для студентов, не готовых к отказу от курения, но не исключающих такую возможность в будущем. При отсутствии желании бросить курить и исключении такой возможности в будущем слушателю школы рекомендуется программа по снижению интенсивности курения. Рекомендации для всех студентов заносятся в индивидуальную карту отказа от курения. На 5-м занятии повторно исследуется уровень окиси углерода выдыхаемого воздуха и количество карбоксигемоглобина на анализаторе Micro CO.

Данные, полученные после проведения двух школ проекта, свидетельствуют об успешности проведения профилактических

Медицинское образование и профессиональное развитие №1 (7) 2012

м

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

#

мероприятий школы: количество выкуриваемых сигарет сократилось в среднем с 19 до 6 в сут, а содержания монооксида углерода в выдыхаемом воздухе с 12 до 5 ед.

Таким образом, при проведении занятий школы отрабатываются такие общие компетенции, как:

• способность к анализу и синтезу;

• способность к организации и планированию;

• базовые знания в различных областях;

• тщательная подготовка по основам профессиональных знаний;

• навыки работы с компьютером;

• способность применять знания на практике;

• исследовательские навыки;

• способность к непрерывному обучению. Особое значение придается развитию таких профессиональных компетенций, как:

— ясное и логичное изложение полученных базовых знаний;

— оценка новых сведений и интерпретации их в контексте знаний;

— точная реализация относящихся к дисциплине методик и технологий.

В результате студенты усваивают не отдельные знания, умения и навыки, а овладевают ими в комплексе для решения конкретной проблемы — первичной и вторичной профилактики табакокурения, целью которой является формирование негативного отношения к курению и пропаганда здорового образа жизни.

Таким образом, учитывая требования федерального государственного образовательного стандарта по специальности «лечебное дело», происходит реализация компетентностного подхода в области профилактики неинфекционных заболеваний с использованием новейшей педагогической методики — учебно-профессиональной модели обучения в вузе.

н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.