Научная статья на тему 'Роль студенческого научного кружка кафедры анатомии человека ОрГМА в формировании профессиональных компетенций: прошлое, настоящее, будущее. К 50-летнему юбилею со дня основания'

Роль студенческого научного кружка кафедры анатомии человека ОрГМА в формировании профессиональных компетенций: прошлое, настоящее, будущее. К 50-летнему юбилею со дня основания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА / СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК / HUMAN ANATOMY / STUDENT SCIENCE CLUB

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вепринцева О. Т., Железнов Л. М., Луцай Е. Д., Лященко Д. Н., Шаликова Л. О.

В статье проведен анализ 50-летней деятельности студенческого научного кружка при кафедре анатомии человека Оренбургской государственной медицинской академии. Определена его роль в воспитании и становлении специалистов медиков вчера и сегодня, намечены перспективные планы на будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вепринцева О. Т., Железнов Л. М., Луцай Е. Д., Лященко Д. Н., Шаликова Л. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE STUDENT SCIENCE CLUB OF HUMAN ANATOMY DEPARTMENT IN ORENBURG STATE MEDICAL ACADEMY IN FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES: PAST, PRESENT, FUTURE. TO THE FIFTIETH ANNIVERSARY FROM THE DAY OF FOUNDATION

The analysis of fifty-year activity of the student science club of human anatomy department in Orenburg State Medical Academy was carried out in the article. Its role in bringing-up and formation of specialists-doctors today and tomorrow was determined, promising plans for future references were laid down.

Текст научной работы на тему «Роль студенческого научного кружка кафедры анатомии человека ОрГМА в формировании профессиональных компетенций: прошлое, настоящее, будущее. К 50-летнему юбилею со дня основания»

О Н.И. ПИРОГОВЕ И С.П.БОТКИНЕ М.М. КИРИЛЛОВ

С 1981 года в Ленинграде на базе ВМА им. С.М.Кирова по инициативе проф. Е.В.Гембицкого к 150-летию С.П.Боткина стали проводиться ежегодные конференции (Боткинские чтения). Е.В.Гембицкий проявлял большой интерес к этой отечественной идее и серьезно занимался изучением наследия Боткина.и его научного окружения.

В том же, 1981-м, году мне довелось побывать в бывшем имении Н.И.Пирогова - в селе Вишенки под Винницей. Был я и в расположенном поблизости музее Пирогова. Эти места, как известно, соседствовали со зловещим бункером Гитлера. Посещение мною пироговских мест совпало со столетней годовщиной смерти великого хирурга.

Посетил я и усыпальницу Н.И.Пирогова, расположенную в его имении. Прежде я мало знал о последнем этапе жизни великого анатома и хирурга, хотя в молодости во время учебы в Академии видел его знаменитые анатомические атласы и музейные патологоанатомические препараты, а также читал его «Начала военно-полевой хирургии». Знал я и о его активной хирургической деятельности во время Крымской кампании 1855-56 годов. Различные авторы упоминали в связи с этим и о непродолжительной лечебной работе молодого врача, выпускника Медико-хирургической академии, С.П.Боткина в Симферополе под началом Пирогова.

В имении Вишенки помню пустынный, окруженный деревянным забором двор, по которому лениво бродили кошки. Тут же у ворот стояла невысокая часовенка. Нас экскурсантов, кроме экскурсовода из Музея, было 7-8 человек. Вошли в часовенку. 5 мраморных ступенек вели вниз, и перед нами открылась просторная светелка, посредине которой на возвышении под стеклянным колпаком на уровне глаз покоилось тело Пирогова. В светелку открывались узкие окна, и в комнате было светло.

Пирогов был в скромном черном сюртуке с высоким воротом и с золочеными пуговицами - в форме чиновника департамента просвещения того времени. Голова его покоилась на подушечке. Седенькая бородка. Руки сложены на груди, в руках золоченый крест, на пальцах старческие синеватые вены. И все.

На стене за постаментом, в глубине светелки, висели железные венки столетней давности. Все здесь сохранялось со дня его смерти, бальзамирования и похорон в 1881 году. Бальзамировал тело ученик Пирогова профессор Петербургской Академии Выводцев. Годы прошли, войны пронеслись, революции прокатились, а здесь все словно замерло. Петлюра, фашистское нашествие, а Пирогова никто не тронул. Говорят, что только золотой крест в целях его сохранности в начале 20-го века священнослужители заменили на золоченый. Немецкие хирурги, по словам экскурсовода, убедили фашистское командование не уничтожать усыпальницу Пирогова, так как он считался одним из их классиков и учителей (в 60-х годах 19 века он работал в клиниках Германии и преподавал там во многих Университетах).

Постепенно мое восприятие увиденного изменялось. То, что научное наследие Пирогова будет жить вечно, как наследие Гиппократа, мне было ясно, но что его физический облик останется на столетия и, чтобы увидеть Пирогова, нужно всего лишь спуститься на 5 ступенек в его усыпальницу. Это стало поразительным открытием для меня. То, что тысячи человек могут прикоснуться к памяти Пирогова в буквальном смысле, испытав благоговейный трепет от встречи с этим великим человеком, потрясало. Я думал, что я такой-сякой, сам по себе, никому не известный, а оказалось, что я прямой потомок этого человека, его профессиональный внук. Он работал в Академии, в которой я учился, он был военным врачом в 19-м веке, а я в веке 20-м, в том числе в Афганистане Не всякому можно повидаться со своим дедом спустя 100 лет! Подумалось и об усыпальнице В.И.Ленина в Мавзолее на Красной площади. Прямая аналогия. В 1981 году еще не нашлось негодяев, которые потребовали бы выбросить его тело, как это происходит сейчас.

Покидал я усыпальницу Пирогова совсем другим человеком, мое прошлое выросло неизмеримо, и этому прошлому я не изменил.

Дом-музей находился недалеко. Он оказался весьма обширным и включал несколько залов. Экспонаты рассказывали о жизни хирурга, о его участии в войнах того времени. В одном из

залов я обратил внимание на большую картину, в которой у постели раненого в полевом лазарете были изображены вместе и Пирогов, и Боткин. Картину эту я видел и раньше, в частности, в одном из учебников. Рядом висел стенд, на котором приводилась статистика случаев совместной работы этих великих ученых в войне на Балканах. Оказывается, таких эпизодов насчитывалось десятки. Мне показалось это несомненным преувеличением. Я попытался возразить экскурсоводу, сославшись на бытующее мнение о редкости таких контактов. Об этом свидетельствовало и содержание книги С. П. Боткина «Письма из Болгарии». О Пирогове в ней не упоминалось вообще.

Возвратившись в Саратов, я связался с Е.В.Гембицким и сообщил ему о посещении усыпальницы Н.И.Пирогова и музея. Он немедленно откликнулся. Оказалось, что ему не пришлось побывать в этих местах. Сведения о якобы частых контактах Пирогова и Боткина показались ему также маловероятными.

В годы войны на Балканах Боткин был лейб-медиком императора, а Пирогов - хирургом армейского лазарета. Да и в жизни, в том числе в период их службы в Петербургской Медикохирургической академии, они никогда не были близки.

Гембицкий попросил меня связаться с Музеем и от имени главного терапевта МО СССР, кем он был в то время, потребовать проверки материалов, приведенных на указанном стенде. Я послал туда запрос и попросил дать официальный ответ. Вскоре пришел ответ с извинениями за допущенную неточность. Материалы стенда были исправлены.

На одном из заседаний цикла Боткинских чтений Евгений Владиславович сообщил об этом казусе, сославшись на мои изыскания. Позже мне был вручен памятный нагрудный знак, на котором изображены барельеф Боткина и подпись «С.П.Боткин».

ABOUT N.I. PIROGOV AND S.P. BOTKIN M.M. KIRILLOV

УДК 611:378.184

РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО КРУЖКА КАФЕДРЫ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА ОрГМА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ:

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ. К 50-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ.

О.Т. ВЕПРИНЦЕВА, Л.М. ЖЕЛЕЗНОВ, Е.Д. ЛУЦАЙ, Д.Н. ЛЯЩЕНКО, Л.О. ШАЛИКОВА, К.М. КАНИВЕЦ*

В статье проведен анализ 50-летней деятельности студенческого научного кружка при кафедре анатомии человека Оренбургской государственной медицинской академии. Определена его роль в воспитании и становлении специалистов - медиков вчера и сегодня, намечены перспективные планы на будущее.

Ключевые слова: анатомия человека, студенческий научный кружок.

Формирование новых образовательных программ высшими медицинскими учебными заведениями, отвечающих требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, третьего поколения (ФГОС - 3) основывается на компетентностном подходе к преподаванию теоретических и клинических дисциплин. Сегодня компетенция в ФГОС - 3 подразумевает совокупность всех знаний, умений и навыков, которые студент должен вынести после освоения дисциплины, а также личностных качеств, которые должны стать залогом его успешной профессиональной деятельности. Государственные образовательные стандарты прошлых лет в свой основе содержали подход к изучению дисциплины по принципу: «знать», «уметь», «владеть», что не вступает в противоречие с принципами новых ФГОС - 3. Таким образом, вне зависимости от времени и эпохи, государство, как основной заказчик специалистов с высшим медицинским образование, хотело видеть в выпускниках медицинских вузов грамотных (знающих), умеющих и владеющих целым перечнем практических навыков специалистов, которые в силу гуманистического склада своего характера, в основе которого лежит сострадание и желание облегчить боль пациента могли выполнять свои профессиональные обязанности. В этом есть преемственность всех основных традиций высшего медицинского образова-

* ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения, 460000, г. Оренбург, ул. Советская 6.

ния в нашей стране, которые в современных экономических и социальных условиях сохранять становится все сложней. Поэтому в структуре высшего профессионального медицинского образования большую долю занимает внеаудиторная самостоятельная работа студентов (ВСРС), как обязательная (подготовка к занятиям, выполнение домашних заданий и т.д.), так и необязательная. Необязательная самостоятельная работа в основном ориентированна на студентов осваивающих дисциплину не на базовом, а на повышенном уровне, чье желание учиться имеет четкую положительную мотивацию. Обе формы имеют свои положительные и отрицательные стороны. Обязательная ВСРС позволяет наладить должный контроль, но ограничена временными рамками, которые четко регламентированы требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (30% от общей трудоемкости дисциплины), поэтому она не всегда может обеспечить индивидуальный подход к обучающемуся. Слабой стороной необязательной ВСРС является трудность в осуществлении контроля, предоставление большей самостоятельности студентам, которая подразумевает, что кафедральным коллективам приходится работать с профессионально ориентированными и профессионально мотивированными студентами. Хотя, как показывает опыт, на 1-2 курсе, когда ведется преподавание дисциплины «Анатомия человека» таких студентов не очень много. В связи с этим студенческий научный кружок (СНК) не только играет немаловажную роль в формировании профессиональной доминанты и организации ВСРС, но и является мощным воспитательным фактором, который закладывает основы этики и деонтологии профессиональной врачебной деятельности. Кстати, в ФГОС - 3 для специальности «Лечебное дело» это прописывается как профессиональная компетенция (ПК 1) «.. .способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками.».

Таким образом, СНК был, есть и будет одной из важных форм организации ВСРС, способом формирования профессиональной мотивации, элементом воспитательного процесса на младших курсах, кругом общения единомышленников, кузницей талантливых выпускников, в рамках которого студенты углубляют знания по изучаемому предмету, овладевают навыками учебно-методической, научно-исследовательской работы.

Целью настоящего анализа было подведение итогов 50-летней деятельности студенческого научного кружка при кафедре анатомии человека Оренбургской государственной медицинской академии, выявление связей между успешной работой СНК и внедрением основных научных направлений кафедры в педагогический процесс, воспитанием новых научно-педагогических кадров, организацией внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Оренбургская государственная медицинская академия была основана в 1944 году, когда законы военного времени диктовали свои требования к уровню подготовки врачей. Кафедра анатомии человека датой своего рождения считает 20 декабря 1944 года. Секционные залы того времени были мало похожи на современные помещения кафедры. Неотапливаемые зимой помещение, ледяные лужи на полу - это лишь часть реалий того времени. Официальная летопись работы анатомического кружка идет с 1961 года, тем не менее у нас есть все основания предполагать, что в период с 1944-1961 годы работа со студентами в этом направлении тоже активно велась. Первым заведующим кафедрой был доцент В. П. Голев. По воспоминаниям современников, лаборантом кафедры анатомии человека Оренбургского государственного медицинского института работала его жена А.И. Авер-бург, которая и заложила основу анатомического музея кафедры. Трудно представить, что в изготовлении его экспонатов не принимали участие студенты тех лет.

В 2011-2012 учебном году студенческому научному кружку кафедры анатомии человека Оренбургской государственной медицинской академии исполнилось 50 лет. Юбилейная дата подразумевает подведение итогов, осмысление накопившегося опыта, а также позволяет вспомнить и отдать должное всем преподавателям, обеспечивающим деятельность СНКа. Свою регулярную работу анатомический кружок начал в 1961-1962 учебном году под руководством доцента В.Ю.Первушина, главным научным направлением работы кружка в то время было освоение студентами техники препарирования и создание учебных и музейных препаратов. Анатомические препараты, изготовленные под руководством ассистентов Ю. В. Вишнякова,

Х.Я. Маханик и З.П. Янович, являются украшением кафедрального анатомического музея. Начало систематических научных исследований связано с именем профессора Д.А.Сигалевича, заведовавшего кафедрой с 1963 по 1966 год. За этот небольшой период было выполнено и опубликовано более 30 студенческих работ. Научным направлением являлось изучение иннервации оболочек нервов. Наиболее ярким представителем студентов кружковцев шестидесятых годов была А.Б. Шарикова-Кузнецова, изучавшая иннервацию оболочек диафрагмального нерва на протяжении всех лет обучения в ВУЗе. Все эти исследования вошли в качестве фрагмента в ее кандидатскую диссертацию, успешно защищенную в 1968 году под руководством профессора Д.А. Сигалевича.

С 1969 по 1994 годы деятельностью кружка руководили профессор Е.И. Золина и доцент Г. М. Моршинина, именно в этот период были определены основные направления и принципы работы, сложились традиции, которые бережно хранятся по настоящее время. Основная идея - это привлечение студентов к разработке основных научных направлений кафедры. В течение студенческих лет, они делают свои первые шаги в науке, которые при желании могут стать основой их серьезных «взрослых» исследований. В течение 25 лет студенты кружковцы принимали активное участие в разработке научной темы кафедры «Морфология магистральных венозных сосудов человека». С результатами своих научно-исследовательских работ они регулярно выступали на итоговых сессиях студенческих научных обществ (СНО), участвовали в республиканских конкурсах, выезжали в другие вузы. Особенно тесные связи возникли с кафедрами анатомии университета Дружбы Народов им. П.Лумумбы и Курского медицинского института. Кружок, ежегодно занимая призовые места на внутривузовских конкурсах, награждался многочисленными почетными грамотами и кубками.

С 1994 года и по настоящее время ответственной за организацию работы кружка является доцент О.Т. Вепринцева. С 2002 года руководство кафедрой анатомии человека осуществляет профессор Л.М.Железнов. С его приходом на кафедру стало развиваться новое научное направление - фетальная анатомия. Основной идей этого направления является адаптация сведений об анатомии плода к запросам фетальной хирургии, современным методам прижизненной визуализации плода, развивающемуся новому направлению - «медицина плода». Объект исследования - плод, для студентов СНК является не только предметом научного интереса, но и позволяет преподавателям проводить с ними параллельно беседы о здоровом образе жизни, причинах прерывания беременности, этических нормах материнства. Мы считаем это очень важным аспектом воспитания, так как кафедра работает в основном со студентами 1-2 курса.

В кружке традиционно работают три секции: реферативная, препаровочная и научно-исследовательская. Студенты младших курсов под руководством преподавателей, работая с научной литературой, углубленно изучают актуальные вопросы анатомии человека, пишут рефераты и с сообщениями, иллюстрированными презентациями, выступают на заседаниях кружка. Лучшие рефераты участвуют во внутрикафедральном и внутривузовском конкурсах. В 2010-2011 учебном году все три реферативных сообщения, поданные на итоговую сессию СНО, заняли первые места в разных номинациях.

Большой популярностью среди студентов пользуется препаровочная секция, в которой они учатся владеть хирургическим инструментарием, приобретают практические навыки препарирования. Большой вклад в работу этой секции внесли доценты А.Ю. Иоффе, Г.М. Моршинина, В.И. Еременко, Н.И.Крамар, а в настоящее время доцент Г.А.Попов и старший преподаватель О.В. Ульянов. Лучшие препараты демонстрируются на выставке-конкурсе итоговой сессии СНО и пополняют музейную экспозицию. Не меньшей популярностью пользуется научно-

исследовательская секция, в которой студенты делают свои первые шаги в науке под руководством научных руководителей. В настоящее время особо следует отметить вклад в это направление профессора Л.М. Железнова, старшего преподавателя Э.Н. Галеевой, докторанта, доцента Е.Д. Луцай, докторанта Д.Н. Лященко, аспиранта Л.О. Шаликовой, ассистента С.М. Щербакова. Результаты исследований обсуждаются на заседаниях кружка, докладываются на монотематических и итоговых конференциях СНО. В 2006 году стендовое сообщение Л. Чемерисовой (научный руководитель -Д.Н. Лященко) «Антропологические показатели плодов человека»

было признано лучшим на I Международной (X Всероссийской) Пироговской студенческой научной конференции. В 2010 году Л. Чемерисова после окончания академии поступила в очную аспирантуру при кафедре анатомии, работает над кандидатской диссертацией (некоторые методические наработки были сделаны еще в студенческие годы) и уже сама руководит группой студентов кружковцев.

Пятидесятилетняя история студенческого научного кружка кафедры анатомии человека со всей очевидностью свидетельствует о его неоценимом вкладе в обучение и становление будущих врачей. ФГОС - 3, обязав вузы разработать и утвердить свои образовательные программы, одновременно дал возможность кафедрам формировать в них два уровня освоения дисциплины: базовый и повышенный. Последний открывает кафедральным коллективам большие возможности для индивидуальной работы с целеустремленными, профессионально ориентированными студентами, которые будут занимать первые позиции в рейтинге студентов академии. Это позволит сформировать кадровый потенциал для кафедры анатомии человека, что решит проблему кадрового обеспечения педагогического процесса. Выстроить цепочку преемственности традиций и научных школ, сохранить, забытое порой, уважительное отношение к слову «учитель». Еще одно перспективное направление мы видим в совместной работе студенческого научного кружка со школьниками старших классов, которые стоят перед выбором профессии. В этом случае «выгода» здесь обоюдная -школа получает качественно организованную внеаудиторную работу, на базе анатомического музея и кафедры анатомии человека, а вуз - мотивированных первокурсников.

Таким образом, студенческий научный кружок кафедры анатомии человека Оренбургской государственной медицинской академии опираясь на свое прошлое и свои традиции, воспитывая и обучая студентов сегодня, уверенно строит планы на будущее, отвечающие основным требованиям ФГОС - 3, основной задачей которого государство видит формирование общекультурных и профессиональных компетенций, обеспечивающих успешную деятельность врача.

THE ROLE OF THE STUDENT SCIENCE CLUB OF HUMAN ANATOMY DEPARTMENT IN ORENBURG STATE MEDICAL ACADEMY IN FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES:

PAST, PRESENT, FUTURE. TO THE FIFTIETH ANNIVERSARY FROM THE DAY OF FOUNDATION.

O.T VEPRINTZEVA, LM. ZHELEZNOV, RD. LUTZAI,

D.N. LYASCHENKO, L^. SHALIKOVA, К.М. KANIVETZ

Orenburg State Medical Academy

The analysis of fifty-year activity of the student science club of human anatomy department in Orenburg State Medical Academy was carried out in the article. Its role in bringing-up and formation of specialists-doctors today and tomorrow was determined, promising plans for future references were laid down.

Key words: human anatomy, student science club.

УДК 613.84 - 084:37

ОПЫТ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ НА ОСНОВЕ АКТИВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

И.Э. ЕСАУЛЕНКО, В.И. БОЛОТСКИХ, А.А. ЗУЙКОВА, Е.Ю. ЕСИНА, О.Н. КРАСНОРУЦКАЯ*

Табакокурение является одним из четырех факторов риска наиболее распространенных в Российской Федерации. 22 студента приняли участие в работе «Школы по профилактике и отказу от табакокурения». Высокая эффективность «школы» была подтверждена динамикой клинических и инструментальных данных.

Ключевые слова: активная форма обучения, профилактика, табакокурение, студенты.

Табакокурение является одним из четырех факторов риска наиболее распространенных в Российской Федерации. Повышенный риск сердечно-сосудистых, бронхо-легочных заболеваний у курящих является очевидным и общепризнанным фактом. Но понимание сути и важности этой проблемы приходит с возрастом, когда появляются клинические жалобы и соматическая

* Воронежская государственная медицинская академия им.Н.Н. Бурденко, 394000 г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 10

патология, снижающие уровень здоровья, качество жизни и приводящие к перераспределению доходов семьи.

В настоящее время в нашей стране курит 4G% юношей и 7% девушек, причем доля курящих постоянно увеличивается. В студенческой среде табакокурение является одной из наиболее популярных поведенческих привычек и можно выявить две основные причины начала и сохранения приверженности к табакокурению. Прежде всего, это процесс вхождения в новый коллектив, в связи с поступлением в вуз и как следствие - желание привлечь к себе внимание, казаться старше, взрослее, выделиться среди сверстников. Эти данные подтверждает анализ типов курительного поведения студентов, проведенный нами в 2G11 году. «Поддержка» и «игра с сигаретой» были наиболее характерными типами курительного поведения для студентов и ассоциировались с эмоциональной поддержкой в сложных ситуациях и желанием привлечь к себе внимание с помощью курительных аксессуаров в ситуациях общения.

Специфика обучения в медицинском вузе позволяет уже на младших курсах глубоко изучать гигиенические, патофизиологические, биохимические аспекты воздействия компонентов табачного дыма на организм человека, а на старших курсах - вопросы профилактики, диагностики и лечения заболеваний, связанных с табакокурением, как фактором риска. С учетом этих особенностей обучения можно эффективно проводить профилактику и борьбу с табакокурением в медицинском вузе. Одним из примеров такой работы может быть «Школа по профилактике и отказу от табакокурения» для студентов медицинского вуза.

Цель исследования — профилактика и снижение уровня табакокурения у студентов медицинского вуза на основе внедрения активных форм обучения - «Школы по профилактике курения табака и отказу от табакокурения».

Материалы и методы исследования. «Школа по профилактике курения табака и отказу от табакокурения» проведена на кафедре поликлинической терапии и общей врачебной практики ВГМА им. Н.Н.Бурденко и включала пять занятий. В «школе» приняло участие 22 студента ВГМА им. Н.Н.Бурденко. Средний возраст студентов составил 22,5±0,21 года ^±SD), среди них лиц мужского и женского пола составили 8G и 2G% соответственно. Стаж курения - 5,8±0,55 лет.

На первом занятии, с помощью специально созданной нами анкеты, определялись социальные особенности курящих студентов и исследовались индивидуальные данные, связанные собственно с курением: тип курительного поведения (тест Д. Хорна), степень никотиновой зависимости (тест Фагенстрема), степень готовности к отказу от курения и риск развития заболеваний, связанных с курением (индекс Фагенстрема). Инструментальное обследование включало исследование функции внешнего дыхания на аппарате для комплексной детальной оценки функций дыхательной системы Spiro USB и определение уровня окиси углерода выдыхаемого воздуха и карбоксигемоглобина на анализаторе Micro CO. Теоретическая часть первого занятия «школы» была посвящена анализу состава табачного дыма, который представлен в виде мультимедийной презентации. Каждое занятие школы предусматривало показ социальных роликов по теме занятия.

На втором занятии школы студент, ее проводящий, рассказывал о болезнях, вызываемых табакокурением, и имел возможность привлечь внимание к табакокурению, как к значимому фактору риска развития неинфекционных заболеваний. На этом занятии представляется анализ ответов на анкеты слушателей школы, в ходе которого все респонденты распределяются на три группы: студенты, твердо решившие бросить курить, студенты не готовые к отказу от табакокурения в настоящее время, но не исключающие такую возможность в будущем и респонденты не желающие бросать курить и исключающие такую возможность в будущем.

Механизм развития никотиновой зависимости раскрывается на третьем занятии. Ведущий школы подробно разбирает патогенез действия никотина на никотиновые рецепторы ЦНС, мозгового вещества надпочечников, нервно-мышечных синапсов и вегетативных ганглиев и изменения в работе сердечнососудистой, бронхо-легочной систем, желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы под влиянием стимулирующего эффекта никотина.

Альтернативные методы табакокурения: электронная сигарета и кальян разбираются в течение четвертого занятия «школы». На этом занятии участники «школы» также обсуждают наиболее интересующие их проблемы, связанные с отказом от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.