Научная статья на тему 'Опыт работы по созданию школьной Службы примирения (на примере МБОУ СОШ № 7 Петропавловск-Камчатского городско- го округа)'

Опыт работы по созданию школьной Службы примирения (на примере МБОУ СОШ № 7 Петропавловск-Камчатского городско- го округа) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
618
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ / МЕДИАТОР / КОНФЛИКТ / CONCEPTION / REDUCTIVE APPROACH / SCHOOL RECONCILIATION SERVICE / MEDIATOR / CONFLICT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ефименко Вероника Николаевна, Стафеева Юлия Валерьевна, Руденко Галина Петровна

В статье раскрывается опыт работы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» ПетропавловскКамчатского городского округа по созданию школьной Службы примирения на основе восстановительного подхода к разрешению конфликтных и криминальных ситуаций, возникающих в школьной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL RECONCILIATION SERVICE: FROM WORK EXPERIENCE OF SCHOOL № 7 OF PETROPAVLOVSK-KAMCHATSKIY URBAN DISTRICT

The article reveals the experience of work of School № 7 of Petropavlovsk-Kamchatskiy Urban District in foundation of School Reconciliation Service based on reductive approach to the resolution of conflict and criminal situations rising at school.

Текст научной работы на тему «Опыт работы по созданию школьной Службы примирения (на примере МБОУ СОШ № 7 Петропавловск-Камчатского городско- го округа)»

ПЕДАГОГИКА

УДК 371+316.6

PEDAGOGICS

В.Н. Ефименко, Ю.В. Стафеева, Г.П. Руденко

ОПЫТ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ СОШ № 7 ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)

В статье раскрывается опыт работы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» Петропавловск-Камчатского городского округа по созданию школьной Службы примирения на основе восстановительного подхода к разрешению конфликтных и криминальных ситуаций, возникающих в школьной среде.

Ключевые слова: концепция, восстановительный подход, школьная Служба примирения, медиатор, конфликт. V.N. Yefimenko, Yu. V. Stafeyeva, G.P. Rudenko

SCHOOL RECONCILIATION SERVICE: FROM WORK EXPERIENCE OF SCHOOL № 7 OF PETROPAVLOVSK-KAMCHATSKIY URBAN DISTRICT

The article reveals the experience of work of School № 7 of Petropavlovsk-Kamchatskiy Urban District in foundation of School Reconciliation Service based on reductive approach to the resolution of conflict and criminal situations rising at school.

Keywords: conception, reductive approach, School Reconciliation Service, mediator, conflict

30 июня 2014 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1430-р была утверждена Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации.

В Концепции отмечается, что «... в 2012 году в Российской Федерации вынесено более 40 тысяч постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних в связи с недостижением ими возраста уголовной ответственности. Внушительная цифра позволяет констатировать достаточно большое количество преступлений, совершаемых малолетними преступниками.

В то же время правосудие в отношении детей остается по своей сути карательным, зачастую усугубляя положение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. При этом уголовно-исполнительная система, несмотря на имеющийся прогресс в понимании необходимости ее гуманизации, особенно по отношению к детям,

сохранила многие черты старой, еще советской пенитенциарной системы.

Состояние и тенденции преступности несовершеннолетних — один из важнейших индикаторов развития общества. Нравственная картина общества определяется его отношением к детям, а борьба с преступностью не становится эффективнее при ориентации законодательства на карательные процедуры» [1].

В Концепции так же сказано, что основными ее целями является, во-первых, создание благоприятных, гуманных и безопасных условий (среды) для полноценного развития и социализации детей всех возрастов и групп, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в социально опасном положении или в неблагополучных семьях, детей с девиантным поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния, освободившихся из мест лишения свободы, и других трудных детей, во-вторых, формирование механизмов восстановления прав потерпевших от противоправных действий несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Для решения поставленных целей предполагается:

• создание с помощью медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи, обеспечения и гарантий прав и интересов детей;

• создание с помощью медиации и восстановительного подхода системы профилактической, реабилитационной и коррекционной работы с детьми, в первую очередь с детьми, относящимися к группам риска, внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы;

• интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка и др.[1]. Работа служб медиации основывается на восстановительном правосудии — это новый подход к отправлению правосудия, направленный, прежде всего, не на наказание виновного путем изоляции его от общества, а на восстановление материального, эмоционально-психологического (морального) и иного ущерба, нанесенного жертве, сообществу и обществу, на осознание и заглаживание вины, восстановление отношений, содействие реабилитации и ресоциализации правонарушителя.

В основе восстановительного правосудия лежит восстановительный подход, который предполагает использование в практической деятельности, в частности в профилактической и кор-рекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров и конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, материального и морального ущерба и др.

Разрешение споров и конфликтов происходит при помощи медиации. Медиация — это способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица — медиатора. Медиатор не наделен правом и полномочиями принятия решения по спору, а лишь содействует сторонам в поиске

решения, основанного на договоренностях, отражающих интересы и потребности сторон спора. Медиация как процедура по самой своей природе является восстановительным механизмом, поскольку ее базовыми принципами являются равноправие и взаимоуважение сторон, конструктивное поведение в условиях конфликта, ненасильственное реагирование на ситуации напряжения и эскалации конфликта.

Центральным элементом Концепции является создание сети служб медиации на федеральном и региональном уровнях. Именно работа этих служб, отмечается в Концепции, в тесном взаимодействии со всеми органами и организациями, работающими с детьми и участвующими в воспитании и образовании детей, защите их прав и интересов, со всеми заинтересованными институтами гражданского общества позволит обеспечить полноценное развитие и социализацию детей всех возрастных групп.

В 2010 году в рамках работы экспериментальной площадки «Школа — центр содействия охране и укреплению здоровья учащихся» в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» Петропавловск-Камчатского городского округа была создана школьная Служба примирения.

Педагоги-экспериментаторы школы посчитали, что создание данной Службы позволит:

• разрешать конфликтные ситуации силами самой школы;

• изменить традиции реагирования на конфликтные ситуации;

• осуществлять профилактику конфликтных ситуаций и школьной дезадаптации;

• создать в школе психологически благоприятный климат, который будет способствовать формированию и укреплению психологического и социального здоровья участников образовательного процесса;

• формировать школьное самоуправление и волонтёрское движение подростков школы. Разрешение конфликтов силами самой школы. Школа — это не только учебный процесс, но и взаимодействие разных людей, объединенных в одном пространстве и участвующих в различных видах деятельности. В ходе такого взаимодействия возникает большое число конфликтных (а порой и криминальных) ситуаций. У современной школы есть инструменты для разрешения конфликтных ситуаций, но далеко не все они результативны и конструктивны. Именно школь-

ная Служба примирения становится той структурой в школе, которая позволяет разрешать конфликтные ситуации внутри школы и силами самой школы.

В Службу примирения входят дети-волонтёры (медиаторы), которые и являются главными действующими лицами, способствующими разрешению конфликтной ситуации. Путём проведения переговоров и примирительных встреч медиаторы организуют конструктивный диалог между обидчиком и жертвой, способствуют принятию решения по возмещению причиненного ущерба жертве, способствуют восстановлению справедливости. При такой организации работы конфликт не выходит за пределы школы, а разрешается внутри нее и ее собственными силами.

Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации. Применение идей восстановительного подхода в практике работы школьных Служб примирения позволяют формировать у учащихся необходимое для дальнейшей жизни качество — ответственность.

Каждому человеку свойственно ошибаться, но не каждый может найти выход, как исправить сложившуюся ситуацию. Труднее в таких случаях приходится детям, так как у них, по сравнению с взрослыми, меньше сформированных моделей поведения. В серьезные конфликты подростков, если о них становится известно, неизбежно вмешиваются взрослые. После действий, которые они принимают, чаще всего между ребятами происходит формальное примирение. В действительности же результатом такого «примирения» становится разрыв отношений между детьми. Они могут заниматься в одном классе, будет считаться, что они помирились, но при этом они не будут общаться. Взаимодействие нарушено, диалог отсутствует. В подобных ситуациях отношения между сторонами конфликта становятся еще более напряженными.

Опираясь на идеи восстановительного подхода, необходимо установить контакт и понимание между жертвой и обидчиком, но основополагающим моментом должна стать ответственность правонарушителя и принятие обязательств перед пострадавшей стороной.

Восстановительный способ реагирования на правонарушение в отличие от карательного предполагает, прежде всего, ответственность нарушителя, а не его наказание. Решение этой задачи происходит за счёт социально-психологических механизмов «воссоединяющего», а не «клеймя-

щего» стыда, что ведет к социальной интеграции правонарушителей, а не к отвержению их обществом.

Профилактика конфликтных ситуаций и школьной дезадаптации. Ю.А. Кузовкова и И.С. Адмиральская отмечают, что достаточно редки случаи, когда в серьезном конфликте оказываются задействованы подростки, до этого никогда не нарушавшие школьных правил и норм. Чаще всего конфликт — последнее звено в цепочке предыдущих ситуаций, которые не были эффективно разрешены и которым не было уделено достаточного внимания. В этом смысле школьная служба примирения работает не только реактивно (лишь в ответ на правонарушение и конфликт), но и активно, реагируя на напряжённость в коллективе. Восстановительный подход к разрешению конфликтных ситуаций, реализуемый школьной службой примирения в форме специальных программ, даёт возможность подросткам освоить конструктивное, ответственное поведение в конфликтных ситуациях и способы конструктивного разрешения конфликтов. Создание школьной службы примирения предполагает несколько этапов, одним из которых является обучение волонтёров (медиаторов). Волонтёры (медиаторы) проходят обучение по специальной программе [3], которая направлена на формирование навыков разрешения конфликтных ситуаций при помощи медиации. Обучение по программе предполагает знакомство волонтёров с принципами восстановительного подхода в работе с конфликтными ситуациями, анализ собственных способов разрешения конфликтов, приобретение навыков медиаторов (ведущих примирительных программ). В программу обучения включён тренинг коммуникативной грамотности и эффективной коммуникации. У подростков, прошедших обучение медиации в полном объёме, повышается уровень коммуникативной грамотности и расширяется репертуар способов поведения в конфликтных ситуациях. Так в школе создаётся сообщество подростков, всем своим поведением транслирующих конструктивные способы социализации, а также помогающих другим учащимся освоить такие способы, и это не может не отразиться на их друзьях и одноклассниках, а вместе с этим и на общей обстановке в школе. Таким образом осуществляется не только профилактика конфликтных ситуаций и школьной дезадаптации, но и создается психологически благоприятный климат, который спо-

собствует формированию и укреплению психологического и социального здоровья участников образовательного процесса.

Школьное самоуправление и волонтёрское движение подростков школы. Школьная служба примирения — неформальное объединение подростков на почве общих принципов и общей деятельности. В рамках учебного заведения подростковое волонтёрское движение, которым является школьная Служба примирения, может быть жизнеспособным только при определённой трансформации сложившихся в учреждении отношений и моделей коммуникации. Появление в школьной системе нового элемента, обладающего относительной автономией и являющегося формой самоуправления в том, что касается разрешения конфликтных ситуаций, создаёт предпосылки для формирования коммуникации, центрированной на личности (как педагога, так и учащегося), а также для перехода от административного (осуществляемого «сверху») способа разрешения конфликтов к восстановительному способу, основанному на ответственности участников конфликта за его разрешение. Именно то, что в составе службы работают подростки, и позволяет получить доступ к скрытым от взрослых подростковым конфликтам. Такие конфликты перестают быть настолько острыми, чтобы постоянно выплескиваться на уровень администрации школы и родителей, поскольку конструктивно разрешаются самими подростками. При этом особый статус приобретает взрослый — куратор службы (чаще всего это школьный социальный педагог или педагог-психолог). Работая с неформальной подростковой группой, по своим характеристикам отличной от обычного класса, он начинает взаимодействовать с новым объектом — сообществом школы, в результате чего, с одной стороны, начинает управлять социализирующими процессами в школе, а с другой — становится для подростков значимым взрослым, который работает с ними в зоне ближайшего развития и способствует их конструктивной социализации [2, с. 51-51].

Школьная Служба примирения — это добровольное объединение детей-волонтеров учащихся 7-11 классов, целью которого является:

• привлечение школьников к активному участию в примиренческой деятельности;

• поддержание права детской инициативы, активной жизненной позиции;

• создание условий для выработки в партнерском взаимодействии навыков ведения конструктивного диалога между учащимися, учащимися и учителями;

• профилактика правонарушений и социальной реабилитации несовершеннолетних участников конфликтных и криминальных ситуациях. Служба осуществляет свою деятельность во

взаимодействии с участниками образовательного процесса:

• администрация школы поддерживает деятельность Службы, содействует созданию налаженного механизма обращения в Службу по разрешению конфликтных ситуаций, расширению правового пространства школы (составление примирительных договоров по разрешенным конфликтным ситуациям);

• педагогический коллектив во взаимодействии со Службой поддерживает инициативу детей в примиренческой деятельности, способствует формированию навыков партнерского общения и конструктивного диалога, является примером толерантных отношений;

• органы ученического самоуправления во взаимодействии со Службой разрабатывают программу восстановительного правосудия через систему внеклассных мероприятий гражданско-правового направления.

Основными видами деятельности Службы являются следующие:

• организация бесед, тренингов, занятий с детьми-волонтерами по подготовке к примиренческой деятельности;

• пропаганда идей восстановительного правосудия;

• выявление конфликтов, подготовка и организация примиренческих процедур;

• организация просветительской деятельности среди учеников, родителей и педагогов с целью формирования в школьном пространстве толерантных установок;

• накапливание опыта и его передача. Каждый член Службы примирения наделяется правами и обязанностями. Членами Службы могут быть учащиеся 7-11 классов, кому близки идея примирения, восстановительного правосудия, прошедшие предварительный отбор по характерологическим особенностям, которые должны быть присущи волонтерам школьной Службы примирения. Так, например правом и обязанностями члена Службы примирения может быть:

• вносить предложения по вопросам, связанным с деятельностью Службы;

• получать информацию о планируемых мероприятиях;

• принимать участие в реализации программ и в мероприятиях, проводимых Службой.

• активно участвовать в деятельности Службы, вносить свой посильный вклад в работу;

• не распространять сведения о Службе и его членах, порочащие их достоинство;

• соблюдать правила конфиденциальности:

• соблюдать правила проведения предварительных встреч и примирительных процедур. Работа Службы примирения осуществляется

в нескольких направлениях: администрирование, координация, проведение программ и методическая работа.

Кроме подготовки подростков в качестве ведущих программ, ведется работа над созданием подросткового сообщества вокруг службы — это группа поддержки, которую составляют ребята, которые сами не проводят программы, но при этом принимают идеи восстановительного правосудия. Поэтому, когда они в школе узнают о конфликте, то могут квалифицированно сориентироваться в происходящем и направить участников в службу примирения. В результате служба находится не в «безвоздушном пространстве», а постоянно ориентируется в происходящем. Расширение «группы поддержки» создает коллектив единомышленников, положительно влияющий на эмоциональный и культурный фон в школе [4].

Восстановительные программы, реализуемые Службой примирения в МБОУ СОШ № 7 Петропавловск-Камчатского городского округа.

Программа примирения. Для разрешения широкого круга конфликтов применяют программу примирения жертвы и нарушителя (или конфликтующих сторон).

Данная программа организационно представляет собой добровольную встречу правонарушителя (обидчика) и пострадавшего (жертвы). Встреча проходит в присутствии подготовленного ведущего (медиатора) программы, который организует конструктивный диалог сторон. Допускается присутствие родителей, психологов, социальных педагогов.

На примирительной встрече обсуждаются три основных вопроса:

1) «Каковы последствия криминальной или конфликтной ситуации для сторон, и какие чувства они испытывают по поводу случившегося?»

Как правило, последствия разрушительны для обеих сторон. И на встрече они (зачастую впервые) начинают видеть друг в друге человека, а не врага. А если стороны признают, что имело место несправедливое и травмирующее событие, то логичен переход ко второму вопросу.

2) «Как данная ситуация может быть разрешена?»

Существует множество решений: от принесения извинений до возмещения ущерба в денежной форме, нахождения возможности заработка для возмещения ущерба, самостоятельное исправление причиненного вреда и так далее. Мы считаем, что справедливость возникает тогда, когда сами стороны нашли решение, которое их самих полностью устраивает.

3) «Как сделать, чтобы это не повторилось?»

Рассматриваются глубинные причины поступка нарушителя и необходимость работы с ними, обращение его к психологу, социальному педагогу. С этой целью составляется реабилитационная программа.

Результаты проведенной программы при необходимости фиксируются в примирительном договоре и могут быть представлены на педсовете, в комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) и суде для учета при принятии решения.

Школьные конференции — это вторая программа. С помощью школьных конференций идет работа по преодолению конфликтных отношений в школьном коллективе.

Эта программа восстановительного правосудия предназначена для нормализации групповых отношений. Школьные конференции могут использоваться для снижения агрессивности в группе или для повышения статуса подростка-изгоя. Программа реализуется путем проведения в классе дискуссии по поводу сложившейся ситуации и нахождения классом способа ее разрешения. Как правило, в программе принимают участие сами ученики, администрация, учителя, родители. Программа позволяет, опираясь на «здоровое ядро класса», мобилизовать группу на решение проблемы. Чтобы «уравновесить» стороны во время разговора, можно организовать поддержку ребенка-изгоя психологом, его друзьями или родственниками. Встреча может проводиться и в ограниченном кругу людей, заинтересованных в разрешении ситуации. В качестве «отвергаемого» может выступить и не признаваемый учениками учитель. В этом случае создается площадка для организованного диалога между учи-

телями и учениками, накоторой обе стороны получают адекватную «обратную связь» и решают вопросы дальнейшего взаимодействия.

Опыт работы школьной Службы примирения показывает, что её работа позволяет разрешать такие ситуации, как подростковые «стрелки», правонарушения (хулиганство, кража); возвращать детей в школу после длительных прогулов, разрешать споры между учениками на национальной почве; конфликты учитель — ученик; восстанавливать статус «отверженных».

Обобщая свой опыт, педагоги школы отмечают следующее:

• за достаточно короткий период времени Служба заняла в школьном пространстве определенный сектор;

• у многих участников встреч меняется отношение к себе на более ответственное, поскольку на примирительных встречах к подросткам проявляли уважение и передавали им ответственность за разрешение ситуации независимо от их статуса в школе;

• некоторые участники конфликта позже приходят в службу работать в качестве ведущих (медиаторов);

• для подростков деятельность в качестве ведущих восстановительных программ является социализирующим фактором. Ведущие программы — ученики школы — оказались в активной позиции, учились видеть событие с разных сторон, строить на программе сложную коммуникацию между людьми с различными точками зрения, отслеживать процессы, протекающие в их сообществе, и управлять ими. В результате подростки получили возможность самореализоваться в новом для себя качестве, и развить способности, необходимые практически в любой современной профессиональной деятельности;

• курирующий деятельность Службы социальный педагог, работая с неформальной подростковой группой, по своим характеристикам отличной от обычного класса, начал взаимодействовать с новым объектом — сообществом школы, в результате чего, оставив позади статус «мелкого служащего», перешел к управлению различными социализирующими процессами;

• учителя и администрация встали перед необходимостью вырабатывать свое отношение к примирительным встречам и диалогу «на равных»; необходимостью зарабатывать лич-

ный, а не административный авторитет. Помимо разрешения конфликтных ситуаций подростки из школьной Службы примирения проводят в классах презентации, вывешивают газеты, проясняющие принципы примирения, обращаются к учителям, ученикам и родителям, приглашают их на программы примирения. Таким образом, многие дети и сотрудники оказалась в ситуации самоопределения: принимают они ценности восстановительного подхода, реализуемые службами примирения, или нет.

Куратор школьной Службы примирения МБОУ СОШ № 7 Инга Борисовна Ткаченко, отмечает, что начиная с 2010 / 11 учебного года, на базе школы проходило обучение волонтёров медиаторов школьной «Службы примирения», при этом число обученных волонтёров ежегодно увеличивалось:

• в 2011 / 12 учебном году было обучено 13 волонтёров-медиаторов;

• в 2012 / 13 учебном году было обучено 18 волонтёров-медиаторов;

• в 2013 / 14 учебном году было обучено 20 волонтёров-медиаторов;

• в 2014 / 15 учебном году было обучено 23 волонтёров-медиаторов.

Было проведено анкетирование волонтёров-медиаторов и получены следующие результаты:

• на вопрос «Удовлетворены ли Вы тем, что являетесь волонтёром-медиатором «Школьной службы примирения» 80 % ответили

«Да»;

• на вопрос «Используете ли Вы методики разрешения конфликтов со своими друзьями» 85 % ответили «Да»;

• на вопрос «Используете ли Вы методики разрешения конфликтов со своими родителями» 70 % ответили «Да»;

• 80 % волонтёров медиаторов отметили, что у них стало больше друзей.

Таким образом, можно сказать, что большинство волонтёров-медиаторов удовлетворены волонтёрской деятельностью, так же они видят возможность применить полученные умения и навыки в общении с друзьями и родителями.

Так же, было проведено анкетирование родителей волонтёров-медиаторов: 55 % родителей отметили, что им стало проще понимать своих детей после того, как они прошли обучение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так же увеличилось количество проведённых примирительных встреч и конференций (см. таблицу 1).

Таблица 1. — Количество проведённых примирительных встреч и конференций

Учебный год Всего проведено примирительных встреч и конференций Количество примирительных встреч и конференций в средней и старшей школе Количество примирительных встреч и конференций в начальной школе

2011/12 17 15 2

2012/13 22 19 3

2013/14 29 24 5

2014/15 34 26 8

итого 102 84 18

Из них наиболее часто встречающимися причинами конфликтов были:

• неумение участников конфликта правильно высказывать претензии друг к другу (проведено 52 примирительных встречи (51 %));

• борьба за лидерство — 23 (22,5 %);

• несформированность коммуникативной культуры — 10 (12 %).

Стоит отметить, что необходимость разрешения конфликтов на школьной Службе примирения возникает не только у учащихся средней

и старшей школы, но и у учащихся начальной школы.

Таким образом, можно отметить, что введение в структуру общеобразовательных школ Служб примирения позволит разрешить многие проблемы, возникающие в школьной среде, предотвратить возникновение девиантного и криминального поведения подростков, сохранить благоприятный психологический климат в школьном коллективе и, наконец, способствовать успешной адаптации учащихся, сохранению и поддержанию их социального здоровья.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации [Электронный ресурс] // — URL: http://government.ru/media/files/41d4f737efc862673fa1.pdf (Дата обращения 10.05.2015 г.).

2. Кузовкова Ю.А., Адмиральская И.С. Мирись, мирись и больше не дерись // Социальная педагогика. — № 1, 2013. — С. 49-59.

3. Организация работы школьной службы примирения: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: В.Н. Ефименко, О.С. Ширяева, И.Б. Ткаченко, Н.Р. Пронина. — Петропавловск-Камчатский: КИПКИК, 2014. — 168 с.

4. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка / авт.-сост. Н.А. Маньшина. — Волгоград: Учитель, 2008. — 205 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.