Научная статья на тему 'Опыт работы ку ХМАО-Югры «Нижневартовский психоневрологический диспансер» в рамках интервенции детского аутизма'

Опыт работы ку ХМАО-Югры «Нижневартовский психоневрологический диспансер» в рамках интервенции детского аутизма Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
255
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кайнарян Е.В., Зуйкова Ю.С., Долгицкий О.Д.

Расстройства аутистического спектра у детей привлекают все больше внимания медицинских сотрудников, что обусловлено уточнением диагностических критериев. В статье освещены симптомы, причины, механизмы, диагностика и психокоррекционные направления, применяемые на базе Нижневартовского психоневрологического диспансера. Проведен анализ динамики психо-эмоционального состояния детей с аутизмом. Исследовались особенности взаимодействия детей с эмоционально-волевыми нарушениями с помощью подобранных методов исследования, в результате которого динамика является позитивной, что может констатировать положительное влияние психокоррекционных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кайнарян Е.В., Зуйкова Ю.С., Долгицкий О.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт работы ку ХМАО-Югры «Нижневартовский психоневрологический диспансер» в рамках интервенции детского аутизма»

УДК 616.89

ОПЫТ РАБОТЫ КУ ХМАО-ЮГРЫ «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР» В РАМКАХ ИНТЕРВЕНЦИИ ДЕТСКОГО АУТИЗМА

Кайнарян Е.В.,

медицинский психолог КУ «Нижневартовский психоневрологический диспансер»,

Зуйкова Ю.С., медицинский психолог КУ «Нижневартовский психоневрологический диспансер»,

Долгицкий О.Д., медицинский психолог КУ «Нижневартовский психоневрологический диспансер»

Расстройства аутистического спектра у детей привлекают все больше внимания медицинских сотрудников, что обусловлено уточнением диагностических критериев. В статье освещены симптомы, причины, механизмы, диагностика и психокоррекционные направления, применяемые на базе Нижневартовского психоневрологического диспансера. Проведен анализ динамики психоэмоционального состояния детей с аутизмом. Исследовались особенности взаимодействия детей с эмоционально-волевыми нарушениями с помощью подобранных методов исследования, в результате которого динамика является позитивной, что может констатировать положительное влияние психокоррек-ционных занятий.

Общая информация

Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нижневартовский психоневрологический диспансер» является специализированным лечебно-профилактическим учреждением, осуществляющим психиатрическую, наркологическую и психотерапевтическую помощь населению города и округа. В учреждении функционирует 6 отделений: наркологическое отделение, психиатрическое отделение, отделение неотложной наркологической помощи, клинико-диагностическая лаборатория, отделение психотерапии и неврозов, поликлиническое отделение.

В 2014 году Нижневартовский ПНД стал лауреатом премии Правительства России в области качества. Престижная награда за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг и внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества была вручена премьер-министром Дмитрием Медведевым главному врачу Нижневартовского ПНД Ольге Жевелик. Данная награда подтверждает, что оказание медицинских услуг в учреждении проводится на высочайшем уровне.

«Дети дождя» — так называют детей, которые больны аутизмом. Многие родители полагают, что их ребенок не начал разговаривать в три года и не идет на контакт со взрослыми людьми и сверстниками только потому, что он индивидуальность. Поэтому, услышав от врачей диагноз «аутизм», они долго не могут в это поверить. А ребёнок-аутист испытывает дискомфорт, живя в мире нормальных людей. Он не может понять ни их чувств, ни эмоций.

Проблема заболеваемости аутизма актуальна для Нижневартовска. На учете в Нижневартовском ПНД стоит 39 детей. Им оказывается квалифицированная помощь: с детьми работает врач-психиатр, медицинский психолог, логопед, дефектолог, специалист по социальной работе. На базе учреждения функционирует школа для родителей детей-аутистов. На данный момент в Нижневартовском психоневрологическом диспансере идет подготовка к открытию детского амбулаторного отделения, в котором будут проходить лечение не только дети с диагнозом «аутизм», но и с другими психическими расстройствами.

Аутизм—расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трех лет[1]. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра [2].

Симптомы

1. Отрешенность от окружающего мира, неспособность формировать контакты с людьми и сильная привязанность к матери (родителям).

2. Задержка или регресс психического и речевого развития, расстройства речи, в речи ребенок не употребляет личных местоимений.

3. Нарушение социальной адаптации, избегание контактов с посторонними, избегание зрительных и тактильных контактов, предпочтение бокового зрения, неодушевленных предметов для игр.

4. Расстройство моторики и приверженность к стереотипной деятельности.

_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

опыт и инновации №2 2015

5. Слабая способность к обучению, вялый интерес к происходящему вокруг, не копирует поведение других.

6. Непредсказуемая реакция на события, боязнь ярких внешних раздражителей.

7. Склонность к агрессии, самоагрессии. [3]

Причина

Долгое время считалось, что характерные для аутизма симптомы вызываются некой общей причиной, действующей на генетическом, когнитивном и нейрональном уровнях. Однако в настоящее время все большую силу набирает предположение о том, что аутизм, напротив, представляет собой сложное расстройство, ключевые аспекты которого порождаются отдельными причинами, часто действующими одновременно. Делеции, дупликации и инверсии — хромосомные нарушения, которые могут быть связаны с развитием аутизма. В большой степени развитие аутизма связано с генами, однако генетика аутизма сложна, и неясно, что оказывает превалирующее влияние на появление расстройств аутистического спектра — взаимодействие множества генов либо редкие мутации, имеющие сильный дефект[4].

Механизм

Симптомы аутизма возникают вследствие изменений в различных системах мозга, происходящих во время его развития. Несмотря на обширные исследования, до полного понимания этого процесса еще далеко. В описании механизма расстройства можно выделить две области: патофизиология структур и процессов мозга, ассоциированных с аутизмом, и нейрофизиологические связи структур с поведенческими реакциями. Измененное поведение может обуславливаться многими патофизиологическими факторами [5].

Диагностика аутизма

К сожалению, внешние признаки аутизма у детей становятся очевидны только ближе к младшему школьному возрасту, когда в норме ребенок должен осваивать навыки общения. До тех пор родители придают мало значения

тому, что их ребенок еле выговаривает несколько слов, в то время как сверстники вовсю строят длинные предложения. Молчаливость и замкнутость списывают на особенности характера, подпитывая ложную иллюзию, что со временем ребенок нагонит сверстников. Однако за внешними признаками аутизма у детей стоят органические поражения мозга, не позволяющие должным образом развиваться речевым навыкам и способности к обучению. Если не оказать профессиональную медицинскую помощь, невозможно рассчитывать на самостоятельную социальную адаптацию. Крайне важно успеть научить элементарным навыкам общения в дошкольный период. Неудачи в школе только увеличат дистанцию между аутистом и одноклассниками, если обучение в общеобразовательной школе вообще останется возможным [6].

Многих молодых матерей беспокоит проблема аутизма, в связи с чем, подозревая у своих детей данное заболевание, они нередко обращаются за помощью к специалистам НПНД. Важно отметить, что ранняя диагностика позволяет легче скорректировать проявления аутизма и быстрее адаптировать ребенка к самостоятельной жизни. При правильной коррекционной работе возможна адаптация ребенка к окружающей среде.

На базе НПНД при взаимодействии с детьми, страдающими аутизмом, проводится психо-коррекционная работа с использованием следующих методов:

S Логопедический массаж — комплекс индивидуально подобранных упражнений для развития артикуляционного аппарата и ликвидации речевых нарушений, воздействующих на мышцы, нервные окончания и другие ткани речевого аппарата. Специальные техники помогают расслабить лицевую мускулатуру, нормализовать тонус мышц и зву-копроизношение. S АВА терапия — инновационная программа коррекции проблемного, нежелательного поведения и развития необходимых навыков. Эффективна, в том числе, для адаптации к жизни в социуме детей-аутистов. S Песочная терапия — развивает моторику, внимание, речевые навыки, раскрывает внутренний мир и творческий потенциал ребенка.

^ Сказкотерапия — помогает сформировать у ребенка правильные жизненные ценности, научить его мыслить и рассуждать, самостоятельно принимать решения. Эффективна сказкотерапия и как средство развития образной, богатой, эмоциональной речи. ^ Изотерапия — наиболее популярный и доступный метод познания себя. Помогает избавиться от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение.

Для получения объективной оценки эффективности коррекционных занятий проводилось сравнительное тестирование с целью выявления динамики состояния.

В экспериментальном исследовании участвовали 30 человек с синдромами проявления аутизма в возрасте от 7 до 10 лет.

Методы и методология исследования:

1. Шкала тревожности детей-аутистов, разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» Кондаша. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них ребенок-аутист оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для ребенка-аутиста основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции. Виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей тревожности соответствующих видов. Сумма баллов по всей шкале — показатель общего уровня тревожности. [7, с. 37].

2. «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана. Данная методика позволяет выявить обширную информацию о личностных особенностях исследуемого ребенка. Положительным качеством данной методики является легкость определения типа семейного воспитания, а также личностных и эмоци-

_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

опыт и инновации №2 2015

ональных особенностей ребенка. Недостатком обработки и интерпретации полученных дан-применения методики считается трудоемкость ных. [7; с.91]

Таблица 1

Результаты исследования тревожности по методике «Шкала социально-

ситуативной тревоги», в %

Уровень тревожности Школьная тревожность Самооценочная тревожность Межличностная тревожность Общая тревога

Высокий 52 44 62 58

средний 32 32 30 22

Низкий 16 24 8 20

«Шкала социально-ситуативной тревоги» отображает преобладание высокого уровня школьной тревожности (52 %) (таблица 1). Это связано с тем, что в младшем школьном возрасте учение становится ведущим видом деятельности, и поэтому у детей-аутистов наиболее высок уровень учебной тревожности; несколько ниже самооценочная тревожность (44 %), поскольку у детей-аутистов возникают проблемы и страхи при самовыражении перед одноклассниками, учителями и неадекватными эмоциональными реакциями при достижении школьных успехов, низкой самооценкой школьников; далее межличностная тревожность (62 %), что говорит о значении системы отношений со значимыми взрослыми (родителями, педагогами) и сверстниками, возникающими при этом состоянии боязни, страхов, тревожности и общее (58 %) значение влияния всех школьных факторов на

Результаты исследования по методике «Кинетический рисунок семьи» (таблица 2) показывают преобладание стремления школьников к получению защиты от взрослых и родителей (8%). Выражена и тревожность (20%). При этом

неблагополучное состояние детей-аутистов в школе.

Средний уровень тревожности представлен при оценке общей тревожности (22 %), далее самооценочной (32 %), школьной (32 %), межличностной (30 %). Низкий уровень тревожности проявляется при межличностной тревожности (8 %), что может быть связано со сменой ценностей, переходом от наиболее значимого круга отношений с семьей (родители, педагоги) к значимым отношениям со сверстниками, несколько ниже при самооценочной (24%), ниже общей (20 %) и школьной (16 %) тревожности. Анализ результатов позволяет констатировать высокий уровень всех видов тревожности, но наиболее высок показатель межличностной и школьной, что говорит о недостаточной адаптации младших школьников с показателями

РДА.

на рисунках детей-аутистов, как правило, просматривается штриховка, линии с сильным нажимом, стирание, преувеличенное внимание к деталям, преобладание вещей, двойные и прерывистые линии, подчеркивание отдельных

Таблица 2

Результаты исследования по методике «Кинетический рисунок семьи», в %

Симптокомплекс Количество испытуемых, в %

Интровертированность, замкнутость 42

Тревожность 20

Агрессия и враждебность 20

Демонстративность, стремление к лидерству 4

Стремление к защите взрослых, родителей 8

Стремление к какой-либо деятельности 6

деталей. Присутствует интровертированность, замкнутость — 42%. Отсутствие основных частей тела, выделение некоторых фигур, изоляция, неадекватная величина. Наименее выражены: стремление к какой-либо деятельности 6%, стремление к лидерству — 4%, а также агрессия и враждебность (20%).

На коррекционных занятиях ведущим является метод поведенческого тренинга. Он направлен на обучение адекватным формам

поведения в проблемных ситуациях. По завершению цикла занятий была замечена динамика проявления положительных и отрицательных эмоциональных-волевых особенностей испытуемых.

Для получения более достоверных данных по окончанию психокоррекционной работы был проведен психодиагностический контрольный срез для изучения динамики эмоционально-волевого состояния детей.

График 1

Результаты исследования тревожности по методике «Шкала социально-ситуативной тревоги» до и после проведения психокоррекционных занятий,

(средние значения в баллах)

Школьная Самооценочная Межличностная Общая тревога

тревожность тревожность тревожность

■ До психокоррекционных занятий

После психокоррекционных занятий

Результаты исследования согласно графику 1, раскрывают изменения которые произошли с участниками коррекционной группы: снижение школьной тревожности от 57 до 50, снижение самооценочной тревожности с 25 до 21, снижение межличностной тревожности с 16 до 14 и снижение показателей общей тревоги с

17 до 9. По результатам, можно отметить положительную динамику в психоэмоциональном состоянии в виде снижения уровня учебной тревожности, улучшения взаимоотношений со сверстниками и значимыми людьми, увеличение позитивного отношения к самому себе, снижение показателе общей тревоги.

_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

опыт и инновации №2 2015

График 2

Результаты исследования по методике «Кинетический рисунок семьи» до и после проведения психокоррекционных занятий» (средние значения в баллах)

Результаты исследования согласно графику 2, раскрывают изменения, которые произошли с участниками коррекционной группы: снижение замкнутости от 42 баллов до 39 баллов, тревожности от 20 баллов до 18 баллов, агрессии и враждебности от 20 баллов до18 баллов, небольшая динамика прослеживается в стремление к защите взрослых от 8 баллов до

7 баллов. Также в данной группе наблюдается повышение демонстративности, стремление к лидерству от 4 баллов до 10 баллов и стремлении к какой-либо деятельности от 6 баллов до

8 баллов.

Вывод

Данная динамика изменения результатов является позитивной, что может констатировать о положительном влиянии психокоррекцион-ных занятий. Наиболее ощутимыми результатами работы является снижение у детей тревожности в восприятии внешнего мира, увеличение исследовательской активности, улучшение коммуникативных возможностей, увеличения объема познавательных действий.

Список литературы

1. Башина В. М. Аутизм в детстве. — М.: Медицина, 1999. - 240 с.

2. Давоян Е. Э. Ранняя диагностика аутизма посредством психорисунка // Журнал «Молодий вче-ний» - 2014. - Выпуск №6 (09).

3. American Psychiatric Association. Diagnostic criteria for 299.00 Autistic Disorder// Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders — 4th, text revision ( DSM - IV -TR).- ISBN 0890420254- 2000.

4. Myers SM, Johnson CP, Council on Children with Disabilities. "Management of children with autism spectrum disorders". Pediatrics 120 (5); 1162 -82.D0I:10.1542/peds. 2362. PMID 17967921.Lay summary-AAP (2007-10-29) -2007.

5. VolkmanF. R.Pervasivedevelopmentdisor-ders/F.R.Volkman,A.Klin//Comprehensive-text-bookofpsychiatry/Eds.B.J.Sadock.Piladel-phia,.-V2.-P.2659-2658-2000.

6. WingL,Potter. Theepidemiologyofautisticspectrum-disorders: isthepreva-lencerising?//Ment.Retard-Dev.Disabill. Res.Rev..-V8(3).-P.151-61-2002.

© Кайнарян Е.В., Зуйкова Ю.С., Долгицкий О.Д., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.