Научная статья на тему 'Опыт проведения частных фестивалей по плетению в США как модель перспективного развития фестивального движения в России'

Опыт проведения частных фестивалей по плетению в США как модель перспективного развития фестивального движения в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕСТИВАЛЬ / ЧАСТНЫЙ ПОДХОД / МАСТЕРА-ПЕДАГОГИ ПО ПЛЕТЕНИЮ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ФЕСТИВАЛИ В РОССИИ / FESTIVAL / PRIVATE APPROACH / WEAVING INSTRUCTORS / STUDENTS / FESTIVALS IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярыш В.И.

Приводится анализ одного из частных фестивалей по плетению в США, мотивы его появления, залог популярности, структура, принципы взаимоотношения между организаторами, мастерами-педагогами и участниками-обучающимися. Данный фестиваль показан как одно из возможных направлений развития фестивального движения в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL WEAVING FESTIVALS IN USA AS AN EXAMPLE OF DEVELOPMENTAL PERSPECTIVE FOR FESTIVAL MOVEMENT IN RUSSIA

The analysis of one of the local weaving festivals in the USA is presented, including its starting point, popularity, structure and principles of collaboration between coordinators, teachers and students. The festival is seen as one of the ways to develop festival culture in Russia.

Текст научной работы на тему «Опыт проведения частных фестивалей по плетению в США как модель перспективного развития фестивального движения в России»

УДК 37.013.43

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ЧАСТНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ ПО ПЛЕТЕНИЮ В США КАК МОДЕЛЬ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ФЕСТИВАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ

В.И.Ярыш

LOCAL WEAVING FESTIVALS IN USA AS AN EXAMPLE OF DEVELOPMENTAL PERSPECTIVE FOR

FESTIVAL MOVEMENT IN RUSSIA

V.I.Yarysh

Новгородский областной колледж искусств им. С.В.Рахманинова, yarish1@yandex.ru

Приводится анализ одного из частных фестивалей по плетению в США, мотивы его появления, залог популярности, структура, принципы взаимоотношения между организаторами, мастерами-педагогами и участниками-обучающимися. Данный фестиваль показан как одно из возможных направлений развития фестивального движения в России.

Ключевые слова: фестиваль, частный подход, мастера-педагоги по плетению, обучающиеся, фестивали в России

The analysis of one of the local weaving festivals in the USA is presented, including its starting point, popularity, structure and principles of collaboration between coordinators, teachers and students. The festival is seen as one of the ways to develop festival culture in Russia.

Keywords: festival, private approach, weaving instructors, students, festivals in Russia

Слово «фестиваль» [фр. festival < лат. festivus праздничный, веселый] обозначает — массовое празднество, показ, смотр лучших достижений искусства (музыкального, театрального, кино и пр.). Термин предполагает празднество, показ, смотр, что непосредственно относится и к фестивалям народного творчества, но прямо не указывает на какую-нибудь образовательную деятельность во время проведения таких мероприятий. В фестивалях народного творчества последних десятилетий именно образовательная функция становится их особенностью. Она занимает хоть и не большое место, но вполне отвечает современным потребностям посетителей. В одной из статей мы рассмотрели эту функцию мастеров, детально проанализировали пять типов международных фестивалей, в которых мастер осуществляет различного вида педагогическую активность, но не упомянули ещё об одном типе — частном фестивале. Насколько частный фестиваль позволяет раскрыться педагогическим возможностям мастера и какова перспектива появления таких фестивалей в России, позволяет су -дить детальный анализ предложенного фестиваля. Данный фестиваль, как и проанализированные в предыдущей статье, следует отнести к способам «неформального образования» (non-formal education — англ.) [1, с. 179].

Деятельность мастеров в ходе пяти проанализированных фестивалей не занимает в них центрального места и не охватывает основную массу посетителей. Например, новгородский ежегодный международный фестиваль фольклора и ремёсел «Садко» приглашает для обучения посетителей 15—20 мастеров, которые способны обучить за несколько часов работы фестиваля около 140 человек при общем количестве посетителей в 4—5 тысяч [1, с. 182]. Отличаются от этих фестивалей международные фестивали мастеров по плетению в США, в которых обучение является

главной функцией их участников. Такие фестивали организовываются с целью обучения ремеслу. Крупнейшие ежегодные американские фестивали проходят в штатах Мичиган и Северная Каролина. Количество участников в них доходит до 500—700 человек [2, с. 358-359]. Финансирование этих мероприятий решается, в основном, за счёт средств гильдий мастеров по плетению этих штатов, спонсоров и участников. В отличие от них, фестиваль «Садко», как и все фестивали в России в настоящее время, финансируется только за счёт государственной поддержки.

Рассматриваемый частный фестиваль зародился по инициативе одной семьи, которая осуществляет его финансирование и организационное начало. Проходит он в городе Стоув (Stowe) в штате Вермонт США1. Опыт данного мероприятия поучителен для развития фестивального движения и в России.

В 2017 году фестиваль будет проводиться в 26-й раз. Он давно носит статус международного, так как в каждом фестивале принимают участие мастера из других стран. По американским меркам фестиваль небольшой: в 2016 году было 117 обучающихся и 16 мастеров-педагогов. В организационном плане данный фестиваль не отличается других, в том числе крупнейших фестивалей США: в нём содержатся основные параметры любого американского фестиваля, но его чрезвычайная популярность говорит сама за себя, и она предопределена именно «частным» подходом в его проведении.

Заявки от потенциальных педагогов подаются за год. В заявке должны быть указаны следующие сведения: фамилия мастера и его адрес, название изделия для обучения, его фотография, размеры, количество времени на изготовление, уровень обучающихся для данного изделия (для начинающих, про-

1 Автор статьи дважды принимал участие в данном фестивале (в 2013, 2016 годах).

двинутых или опытных), стоимость материала (так как каждый обучающийся платит эту сумму мастеру-педагогу напрямую), краткое описание изделия и описание тех навыков, которые получит обучающийся, записавшийся на этот класс. А так же необходимый набор инструментов, которые следует принести на занятие каждому обучающемуся, или те инструменты, которые педагог предоставит обучающимся.

Педагог может представить несколько изделий в качестве моделей для обучения. Изделия в заявке распределяются по 3-м уровням сложности: для начинающих, продвинутых, опытных. Чем разнообразнее представленные модели, тем больше учеников педагог сможет к себе привлечь. Разнообразие заявленных изделий также даёт возможность организаторам фестиваля выбрать из них наиболее подходящие, с их точки зрения. Часто педагог предлагает комбинированные уровни сложности для отдельных изделий: «для всех уровней», для «продвинутых и опытных». «Для всех уровней» пишется ещё и для того, чтобы не обижать более опытных обучающихся, в случае если они захотят записаться на занятие по изготовлению не особенно сложного для них изделия. Иногда объединяют «продвинутых мастеров» с «опытными». Категории сложности необходимы, чтобы привлечь учеников всех уровней. Также это важно и для педагога, который рассчитывает, что его ученики закончат изделия в течение времени, указанного им в заявке. Так на фестивале в 2016 году организаторы фестиваля выбрали: для категории «Все уровни» — 17 проектов, «Продвинутые» — 19; «Продвинутые и опытные» — 9; «Опытные» — 5.

Максимальное количество изделий для обучения на фестивале для каждого отдельного педагога не больше 5 — из расчёта одно изделие — одно занятие. Но данный норматив выбирается нечасто. На фестиваль в 2016 г. было отобрано: по 1 изделию от 2 мастеров-педагогов; по 2 — от 5; по 3 — от 2; по 4 — от 5; по 5 — от 2. Всего набралось 50 различных изделий от 16 педагогов. Изготовление 8 изделий было рассчитано на два дня, остальных — на один день.

«Фестивальный день» длится 6 часов. Расчетное время изготовления изделий — от 4 до 16 часов. В зависимости от данного времени определяется число «фестивальных дней», необходимых для завершения работ. Часто ученики доделывают изделия в гостинице, если не успевают на занятиях.

Сбор информации об учебных изделиях от мастеров-педагогов заканчивается за 10 месяцев до начала фестиваля, и между Фестивалем и педагогом заключается договор о сотрудничестве, после этого создаётся электронный вариант брошюры со всей информацией по педагогам, учебным образцам-изделиям, занятиям и размещается в Интернете на сайте фестиваля в свободном доступе. Чем быстрее потенциальный ученик подаст заявку, тем больше у него шансов попасть к желаемому педагогу, так как по мере наполняемости групп обучающегося переводят к другим педагогам, «менее желаемым» по шкале предпочтений. Каждый ученик, как правило, указывает в заявке на участие в фестивале фамилии и изделия конкретных преподавателей по шкале предпочте-

ний, ставя на первое, второе, третье места наиболее желаемых педагогов.

В договоре указывается, что если на занятие записалось менее 3 человек, то оно не проводится, лимит по количеству обучающихся в группе — 12 человек. Полная стоимость учебного часа выплачивается педагогу, если количество обучающихся в группе более 7 человек. При меньшем количестве учеников эта сумма пропорционально уменьшается.

Все педагоги и обучающиеся проживают в одной гостинице. Проживание и питание педагогов — за счет учеников.

Обратная связь осуществляется при помощи анкет, которые распространяет организатор фестиваля перед окончанием каждого занятия. Обучающиеся заполняют анкету и отдают её организаторам. В конце фестиваля копии анкет передаются или пересылаются мастеру-педагогу, который имеет возможность познакомиться с оценкой своей педагогической деятельности в данной группе.

В анкете следующие пункты:

— фамилия мастера-педагога;

— название изготовляемого в мастер-классе изделия;

— самооценка обучающегося по уровню его мастерства: начинающий, продвинутый, опытный;

— самооценка обучающегося по трём позициям в отношении к данному материалу и технике изготовления изделия: начинающий, продвинутый, опытный;

— мотив выбора пройденного мастер-класса: изделие, педагог или и то, и другое;

— оценка квалификации мастера-педагога;

— качество полученной информации во время занятий;

— качество предоставленного для работы материала;

— оценка соответствия стоимости материала потраченным средствам на его покупку от мастера-педагога;

— оценка подготовки материала к работе;

— была ли предоставлена технологическая карта по изготовлению изделия, какая-либо другая информация перед началом занятия;

— удалось ли завершить изделие в отведённое

время;

— если не удалось завершить изделие в отведённое время, то сколько ещё потребовалось бы на это времени;

— оценка достаточности информации для самостоятельного завершения изделия;

—порекомендовал бы ученик этого мастера-педагога своему другу;

— что больше всего понравилось;

— что могло бы улучшить этот мастер-класс;

— другие комментарии.

Понятно, что если на большинство вопросов будут негативные ответы, то мастеру-педагогу следует задуматься о корректировке своей методики обучения или даже о целесообразности дальнейших подач заявок на обучение мастеров в данном фестивале.

Каковы же особенности данного фестиваля?

Он всегда проходит с понедельника по воскресенье, как правило, в конце мая — начале июня. Все педагоги и обучающиеся проживают в одной гостинице. Каждую пятницу все участники собираются на общий банкет, перед которым подводятся итоги, даётся информация о будущем фестивале и т.д. Интересной и особо ценимой особенностью фестиваля являются мини-классы по вечерам в гостинице. Такое занятие длится обычно час-полтора. Заявки на мини-классы тоже подаются за год. Для мини-классов педагоги предлагают лёгкие, но интересные для изготовления изделия. Педагогу за мини-класс оплачивается только стоимость материала напрямую от обучающегося.

В течение всего времени фестиваля каждый педагог имеет специально отведённое место и оборудование для демонстрации и продажи своих изделий. Это место располагается недалеко от учебных классов. Рядом располагается и небольшой выставочный зал, в котором показывают свои изделия, как педагоги, так и обучающиеся. Выставочный зал также работает в течение всего фестиваля. В среду после ужина в течение одного вечера в гостинице обучающимся также предоставляется возможность для продажи своих изделий, материалов, инструментов, печатной литературы. В рабочие дни фестиваля во время ланча между обучающимися проводится лотерея, призами которой становятся небольшие сувениры от участников фестиваля. Сувениры поступают в фонд фестиваля от всех желающих на безвозмездной основе. При регистрации по прибытии на фестиваль все обучающиеся (педагоги не принимают участия в лотерее, но могут предоставить сувениры) выбирают один билетик на каждый день розыгрыша. Во время ланча организатор фестиваля просит кого-то из очереди за едой вытянуть билетик из корзины, после чего выкрикивает номер и вручает счастливчику сувенир. На каждый день приходится до десятка сувениров. На крупных фестивалях едва ли возможно проведение такой развлекательной лотереи. Особенностью этого частного фестиваля является и его название. Обычно такие ремесленные мероприятия мастеров по плетению в США называют конвенциями, конференциями или даже симпозиумами. Название «фестиваль» не принято, возможно, ввиду того, оно несет смысл развлечения, празднества, а к «корзиночному творчеству» в США принято относится серьезно, как к разновидности бизнеса. Вот как объясняют это название основатели: «Мы выбрали название «фестиваль» по двум причинам: первая, чтобы отличаться от других подобных мероприятий, второе, за его звучание, которое придаёт мероприятию познавательно -развлекательный настрой». В этом смысле данное мероприятие действительно соответствует своему названию, в отличие от больших конвенций или конференций.

Даты проведения фестиваля 2016 года: 6 (понедельник) — 12 (воскресенье) июня. Мы провели опрос среди участников этого фестиваля. Из 117 обучающихся было опрошено 45. Результаты опроса подчёркивают особенности фестиваля и характеризуют аудиторию потребителей данного культурного продукта. Средний возраст — 60 лет. В подавляющем

большинстве замужние женщины, две трети из которых имеют детей (не больше 3). Образовательный уровень распределился поровну: бакалавры, магистранты. Занимаются плетением от 4 до 20 и более лет (5 человек из опрошенных 25—30 лет). В данном фестивале эти обучающиеся приняли участие от 1 до 15 раз. Одна участница — 25 раз! Данный вид творчества у подавляющего большинства является хобби.

На вопрос «Почему Вам лично нравится фестиваль?», главные ответы были следующими: не особенно большое количество участников; высокий уровень педагогов; разнообразие плетельных техник; совместное проживание обучающихся и педагогов, что даёт возможность тесного общения, особенно по вечерам; мини мастер-классы после основных занятий; хорошая организация всех мероприятий; общая дружелюбная атмосфера.

На вопрос «Каковы особенности фестиваля, которые Вам больше всего нравятся?»:

месторасположение и удобства проживания; небольшие группы в классах; ежегодная встреча друзей; прекрасные мастера-педагоги; их уровень мастерства; помещения для занятий, в которых много места и света; вечерние мини-классы; проведение мероприятий по вечерам для всех вместе; камерная семейная обстановка в гостинице.

На вопрос «Почему фестиваль так популярен?»: прекрасная организация: руководитель фестиваля проделывает огромную работу, чтобы найти замечательных мастеров-педагогов и выбрать разнообразные проекты для обучения; большая доверительность в общении, нежели на крупных фестивалях; различные мероприятия по вечерам; отдых и общение по вечерам педагогов и обучающихся в дружеской атмосфере; возможность продолжать обучение после окончания занятий (имеются ввиду мини мастер-классы).

На вопрос «Планируете поучаствовать в фестивале в следующем году?» подавляющее большинство ответило «Да».

На вопрос «Думаете ли Вы, что этот фестиваль один из лучших в США?» подавляющее большинство ответило «Да».

Фестиваль глазами основателя и главного организатора госпожи Меридит Вигну: «Фестиваль был основан в 1992 году. Моя мама занималась плетением корзин и приняла участие в фестивале в городе Роме штата Нью-Йорк под руководством известной мастерицы Флоренс Хоппе. Когда мы с мужем купили гостиницу «Круглый камин» (Round Hearth) в 1988 году, то моя мама поняла, что гостиница могла бы стать приютом для фестиваля по плетению и предложила нам эту идею. Флоренс Хоппе дала список известных мастеров и помогла связаться с ними. Мы посчитали, во что может обойтись это мероприятие, и я начала обзванивать будущих мастеров-педагогов с предложением прислать информацию по тем изделиям, изготовлению которых они хотели бы обучать участников фестиваля. Все они согласились, и тогда я выбрала наилучшие изделия, чтобы включить их в программу фестиваля. На основе этой информации я составила брошюру и разослала её по гильдиям в раз-

ных городах, где занимались плетением, список которых мне удалось раздобыть. В первый год к нам приехало 45 обучающихся, но потом их количество было уже 80—110. Один раз мы приняли 120 участников, но это очень много. Это ведь частный фестиваль, и мы решили много участников не приглашать. К 2016 году уже 541 человек приняли участие в фестивале. Один обучающийся принимал участие каждый год в течение 25 лет, и много других более 20 раз2. Популярным фестиваль сделали следующие позиции: помимо программных занятий это мини-классы по вечерам, выставка изделий мастеров-педагогов и обучающихся; возможность для мастеров-педагогов и обучающихся продавать свои изделия, праздничный банкет в пятницу вечером».

На вопрос, почему фестиваль так популярен, Меридит ответила так: «Как мне кажется, Фестиваль стал таким популярным, потому что я выдерживаю количество участников на определённом (не большом) уровне, где бы все обучающиеся могли бы получить свои предпочтения по тем проектам, которые они хотели бы изучить (сплести), по «первому их предпочтению» (first choice), и они были бы уверены, что их группы не будут переполнены. А также месторасположение фестиваля, прекрасная природа вокруг, дружелюбная домашняя атмосфера в группах и на фестивале в целом. Но наиболее важный факт заключается в том, что нам удаётся заполучить лучших мастеров-педагогов в мире, и много раз они обучают у нас тем проектам (изделиям), которые оны сами решили опробовать впервые».

О прибыльности фестиваля Меридит добавляет: «Наш фестиваль прибыльный в финансовом плане и был таковым с самого начала. Я, конечно, должна постоянно заботиться об этом, так как мне приходится арендовать помещение для занятий вне гостиницы, а они каждый год поднимают цену. И то, что все обучающиеся обязаны платить за пребывание в нашей гостинице «Круглый камин», позволяет ему существовать. У нас нет никаких спонсоров, но это было бы неплохо!»

Меридит ничего не знает о других частных фестивалях в США, ведь другие фестивали организуются и финансируются гильдиями мастеров по плетению.

Этот фестиваль выделяет из ряда других американских: частное финансирование; самоокупаемость и приносимый доход; организационное начало под руководством одной семьи; небольшое количество участников; совместное проживание педагогов и обучающихся; мини-классы по вечерам и тесное дружелюбное общение между организаторами, педагогами и обучающимися; регламент фестиваля, который отработан до мелочей, например, обратная связь, по которой можно смело судить об эффективности педагога в проведении мероприятия, развлекательная составляющая: лотерея.

В России вести речь о частных фестивалях та-

2 А к 2013 году включительно в фестивале приняли участие 7 обучающихся 5 раз, 5 — 10 раз, 2 — 15 раз, 1 — 20 раз, 1 — 23 раза - максимально возможное количество раз со дня основания фестиваля. Из мастеров-преподавателей только два приняли участие 23 раза.

кого масштаба преждевременно. Несбалансированность цен не позволяет надеяться на то, что подобные фестивали способны приносить доход. Отсутствие достаточного количества обучающихся, способных оплачивать педагогические услуги в неформальном образовании, отсутствие организационных моделей в проведении таких мероприятий. Но движение в этом направлении происходит. Появились небольшие частные фирмы, которые организуют серии мастер-классов по различным ремёслам: приглашают мастеров-педагогов с заранее оговорённой программой занятий, просчитывают стоимость занятия для каждого участника, распространяют информацию, собирают желающих обучаться. Такие фирмы работают одновременно с мастерами в разных техниках: береста, традиционная народная кукла, плетение из лозы, бересты и так далее. Эти фирмы единичны, и их появление возможно только в крупных городах, где легче и дешевле собрать аудиторию обучающихся.

Традиционные народные ремёсла в той или иной форме существуют в разных странах: в некоторых они сохранились в своей естественной среде, но в развитых странах ремёсла всё чаще перекочёвывают в город, где сохраняются и развиваются среди любителей. Фестивальное движение — явление городское, и именно оно способно донести идею ремесла до широкой аудитории, показать его современное состояние, способствовать сохранению, поддержанию и развитию, поэтому мастера-ремесленники всё чаще принимают участие в различных фестивалях народного творчества в качестве педагогов.

1. Ярыш В.И. Педагогические основы участия мастеров-ремесленников в международных фестивалях народного творчества // Вестник Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2015. № 1(84). С. 179-182.

2. Ярыш В.И. Особенности нравственно-воспитательного воздействия декоративно-прикладного искусства на мировоззрение личности // Духовные начала русского искусства и образования: Материалы IV Всероссийской научной конференции с международным участием / Сост. А.В.Моторин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004. С. 352-362.

References

1. Yarysh V.I. Pedagogicheskie osnovy uchastiya masterov-remeslennikov v mezhdunarodnykh festivalyakh narodnogo tvorchestva [Educational grounds for participation of craftsmen in the international craft festival]. Vestnik of NovSU, 2015, № 1(84), pp. 179-182.

2. Yarysh V.I. Osobennosti nravstvenno-vospitatel'nogo vozdeystviya dekorativno-prikladnogo iskusstva na mirovozzrenie lichnosti [Peculiarities of moral and educational impact of arts and crafts on the worldview of the individual]. Proc. of "Dukhovnye nachala russkogo iskusstva i obrazovaniya IV". Velikiy Novgorod, 2004, pp. 352-362.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.