Научная статья на тему 'Педагогические основы участия мастеров-ремесленников в международных фестивалях народного творчества'

Педагогические основы участия мастеров-ремесленников в международных фестивалях народного творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕСТИВАЛЬ / МАСТЕР-РЕМЕСЛЕННИК / ОБУЧЕНИЕ / ТРАДИЦИЯ / РЕМЁСЛА / FESTIVAL / CRAFTSMAN / TEACHING / TRADITION / CRAFTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярыш В. И.

В статье рассматривается пять международных фестивалей народного творчества с педагогической точки зрения; эффективность обучения посетителей фестивалей мастерами-ремесленниками как одна из форм сохранения и развития традиционных народных ремёсел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL GROUNDS FOR PARTICIPATION OF CRAFTSMEN IN THE INTERNATIONAL CRAFT FESTIVAL

The paper explores five international craft festivals from an educational point of view. During the festivals the participants learn basic craft skills, and this process is viewed by the author as a tool for preserving and promoting traditional folk crafts.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы участия мастеров-ремесленников в международных фестивалях народного творчества»

УДК 379.826

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ МАСТЕРОВ-РЕМЕСЛЕННИКОВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ

ФЕСТИВАЛЯХ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

В.И .Ярыш

EDUCATIONAL GROUNDS FOR PARTICIPATION OF CRAFTSMEN IN THE INTERNATIONAL CRAFT

FESTIVAL

V.I.Yarysh

Студия народного прикладного искусства «Новгородская береста» (Великий Новгород),

Yarish 1 @yandex. ru

В статье рассматривается пять международных фестивалей народного творчества с педагогической точки зрения; эффективность обучения посетителей фестивалей мастерами-ремесленниками как одна из форм сохранения и развития традиционных народных ремёсел

Ключевые слова: фестиваль, мастер-ремесленник, обучение, традиция, ремёсла

The paper explores five international craft festivals from an educational point of view. During the festivals the participants learn basic craft skills, and this process is viewed by the author as a tool for preserving and promoting traditional folk crafts. Keywords: festival, craftsman, teaching, tradition, crafts

Мастера, принимающие участие в фестивалях традиционных народных ремёсел в разных странах, несут немалый педагогический потенциал, который до конца ещё не осмыслен теоретически. Данная про -блема, на наш взгляд, может стать предметом серьёзного исследования.

Педагогическую активность этих мастеров следует отнести к неформальному образованию (nonformal education — англ.) [1].

Результативность педагогического влияния мастеров, участников фестивалей, на общество различная, и в зависимости от страны, и порой определяющая с точки зрения поддержки интереса людей к этой сфере художественной деятельности.

В данной статье рассматриваются пять разновидностей международных фестивалей (во всех рассмотренных фестивалях автор статьи принимал непо -средственное участие).

Международные фестивали мастеров по плетению в США

В этом типе фестивалей мастер-педагог обучает специально подготовленную аудиторию. Фестивали по плетению в США, конвенции, собирают по 500—700 мастеров в одном месте (отеле) на 5—6 дней, где главным образом обучают друг друга, а также устраивают выставочные конкурсные показы, слушают доклады опытных мастеров, продают литературу по теме, инструменты, материалы для работы и сами изделия. Отбор обучающих мастеров и изде-лий для обучения начинается за год и заканчивается за полгода до начала фестиваля, чтобы обеспечить рекламу потенциальным обучающимся. В фестивале принимают участие только члены ассоциации (гильдии ), которая проводит данный фестиваль — доступ широкой аудитории на фестиваль ограничен. Поэто-

му участники американских фестивалей (в том числе и заграничные) являются, как правило, членами нескольких американских ассоциаций. Все претендующие на место обучающего должны предоставить проекты своих занятий (изделия для обучения и их описания) на рассмотрение независимого жюри, которое выбирает тех, кому даётся право обучать. А все желающие обучаться подают заявки на обучение у того или иного педагога, в которых указывают фамилии желаемых педагогов по степени предпочтения. Информация заносится в компьютер, который решает, к какому мастеру-педагогу отнести заявителя. Если заявка подана позже других, то есть опасение, что компьютер определит вас на занятие не самого желаемого преподавателя, указанного вами в списке предпочтений. После того, когда обучающийся получает результаты «компьютерной жеребьёвки» и узнаёт, у каких мастеров сможет обучаться, он оплачивает организационные взносы, куда входит и будущая оплата педагогического труда обучающего мастера. При этом каждый обучающийся оплачивает материал, из которого планируется изготовление изделий на занятиях, напрямую педагогу (стоимость материала не входит в организационный взрос), — на таких фестивалях педагог обязан обеспечить обучающегося материалом и часто — специальными инструментами (если в этом есть необходимость).

Результаты компьютерной выборки по шкале предпочтений, где напечатано, каким по счёту данный мастер-педагог среди других является для обучающегося, в конце фестиваля вручается и ему. По этому листку видно, каким вы, как педагог, стоите по счёту у данного обучающегося по шкале его предпочтений. Обучающиеся в данном листке выступают под номерами, фамилии не указываются. И если у большинства из них в шкале предпочтений вы стоите на 4-м, 5-м и так далее местах, то понятно, что на этом фестивале вы не самый популярный педагог.

На фестивале в конце каждого класса проводится анкетирование с целью оценки мастера-педагога обучающимися. Перед закрытием фестиваля дубликат всех анкет вручается преподавателю. В данных ответах прямая оценка дарований преподавателя. Наравне с другими есть, например, вопросы: «Записались бы Вы ещё раз к данному преподавателю?», «Порекомендовали бы Вы этого преподавателя Вашим друзьям?», «Каково качество материала, предоставленного преподавателем для работы над проектом?», «Завершили ли Вы данный проект в отведённое для его реализации время?».

Понятно, что если большинство ответов на поставленные вопросы ближе к отрицательной оценке, то это повод задуматься о корректировке ваших педагогических возможностей. Компьютерный выбор по шкале предпочтений обучающихся и результаты анкеты не являются критериями для независимой комиссии по выбору мастера-педагога на следующий фестиваль. Тем не менее, эта хорошо поставленная обратная связь выявляет уровень педагогических возможностей и популярности среди данной аудитории, предопределяет желание мастера-педагога на выдвижение себя в качестве педагога на следующие фестивали.

Регламент занятий для мастеров-педагогов следующий: 4-, 6-, 8- и 12-часовые мастер-классы. Загруженность классов по количеству 12 человек. Максимальное количество занятий для одного педагога за время работы фестиваля — 5.

Как же появляются хорошо подготовленные мастера-педагоги в США? «Процесс следующий: запись в ближайшую гильдию (объединение мастеров на уровне отдельного штата) с целью поиска интересного занятия, желания что-то сделать своими руками, решение проблем досуга и т.д. Несколько лет занятий в классах гильдии, затем в классах на конвенциях. Через пару лет первые пробы в качестве педагога в местной гильдии, через 5—6 лет на конвенции» [2].

У этого типа американских фестивалей педагогический процесс — главная составляющая, и обучают здесь хорошо мотивированных людей к этому виду творчества. Участниками являются только те мастера, кто заранее записались на участие и оплатили организационный взнос.

По нашим подсчётам мастеров по плетению в США около 20 тысяч. 400 можно считать «профессионалами»: они получают основной доход от этого вида деятельности (обучение людей, продажа изделий, материалов, инструментов, технологических карт, написание и издание статей, книг). Такое большое количество мастеров в США — как раз заслуга этих фестивалей, которые зародились в стране 25—30 лет назад. В США множество других ремёсел, которые развиваются и поддерживаются похожими фестивалями.

Такая схема педагогической модели в неформальном образовании носит характер самонастраивающейся и саморегулирующейся. Отдельные мастера на этом пути продвижения в рамках этой системы достигают мировых высот: ездят обучать людей в другие страны, публикуют книги, переводят их на другие языки, приобретают известность и популярность в своей стране и далеко за её пределами. Человек, не способный к педагогической практике, никогда не заявит себя в качестве педагога, а останется просто мастером, записываясь, время от времени, к тем или иным педагогам для получения дополнительных знаний и навыков. Система превосходно работает, с одной стороны, поддерживая традиционные ремёсла, с другой — обеспечивая занятость художественным ручным трудом всех желающих, вовлекая огромные массы людей в художественный процесс. Государство никак не принимает в этом участие. Финансовая сторона решается за счёт средств обучающихся и спонсоров.

Тайваньский детский фестиваль

Другой тип фестиваля — мастер обучает случайных посетителей. Таким является Международный детский фестиваль фольклора и игры в городе И-Лан на Тайване. В 2004 году он проходил летом и длился 45 дней. Пять мастеров приглашаются из других стран, остальные пять — местные. Мастерам отводится специальная зона в огромном водном парке, наполненном всевозможными развлечениями для

семейного отдыха. В задачу иностранных мастеров входит один ежедневный часовой мастер-класс. Желающие обучаться записываются на занятие к понравившемуся мастеру в тот же день до занятий, оплачивая организаторам его стоимость [4]. На Тайваньском фестивале процесс обучения является познавательно-развлекательным элементом (едва ли за один час кто-то в состоянии освоить ремесло) и направлен на семейный отдых, поэтому и занимает скромное место, хотя сам процесс обучения отлично продуман и хорошо организован: с утра на рекламных щитах вывешивается информация о предстоящих на текущий день занятиях и обучающих мастерах. Перед началом занятий педагог обязан подготовить материал и инструменты по количеству записавшихся на мастер-класс. До занятия и после в течение рабочего дня мастер обязан проводить за своим рабочим столом (не в учебном классе), демонстрируя своё творчество, общаясь с аудиторией, продавая изделия и дополнительно обучая посетителей, если кто-то пожелает.

Финансовая сторона фестиваля — самоокупаемость (входные билеты) и спонсорство. Приглашённым мастерам оплачиваются командировочные, разрешается продавать собственные изделия.

В данном фестивале трудно проследить результативность, связанную с развитием традиционных народных ремёсел на Тайване, но привести определённую статистику можно. Пять иностранных мастеров, ежедневно обучая по 5—7 человек, за 45 дней работы фестиваля обучают до полутора тысяч посетителей.

Новгородский международный фестиваль фольклора и ремёсел «Садко»

Новгородский международный фестиваль фольклора и ремёсел «Садко» в своих организационных началах разделяет мастеров на две группы: желающих обучать и тех, кто намерен только продавать свои изделия. Организаторы фестиваля заранее подбирают мастеров в блок традиционных народных ремёсел и ориентируют их на проведение мастер-классов, но занятия эти никак не регламентируют. Эта часть фестиваля, проходящая в музее народного деревянного зодчества «Витославлицы» длится 7 часов (официальная часть — 3 часа: с 12 до 15-ти). Поэтому в зоне действия мастер-классов обучение происходит стихийно, как правило, бесплатно: кто подошёл к работающему мастеру и изъявил желание, тот и обучается. Порой желание посетителя фестиваля научиться делать то или иное изделие является определяющим. Главные ученики — дети, реже взрослые. У мастера на столе и изделия для продажи, и материал для работы и обучения, и инструменты. В этом блоке фестиваля участвует 15—20 мастеров. Каждый мастер обучает приблизительно 5—7 посетителей.

Отдельные ученики после таких мастер-классов записываются в различные городские студии для углублённого постижения ремёсел.

Ганзейские дни нового времени

В следующем типе фестивалей концептуальная идея не предполагает организованных мастер-классов: отводятся места, где размещаются мастера с

традиционными ремёслами и определены зоны для торгующих сувенирами. Таким фестивалем можно назвать Ганзейские дни нового времени (в Великом Новгороде Ганзейские дни проходили 18—21 июня 2009 года) [5]. Активный период фестиваля длится три дня, мастеров традиционных народных ремёсел собирается несколько десятков из различных стран. Инициатива к обучению людей на Ганзейских днях полностью лежит на мастере: от его желания зависит педагогический контакт с посетителем фестиваля. Но даже в рамках такого фестиваля могут быть неожиданные результаты. Так, во время Ганзейских дней в 2010 году в Пяр-ну (Эстония) получил начало прекрасный педагогический эксперимент. После обучения «случайного» посетителя фестиваля, который оказался бакалавром Тартуского университета, автор данной статьи был приглашён для обучения берестяному ремеслу преподавателей и студентов данного университета. Этот эксперимент продолжился в течение последующих 3-х лет и способствовал обучению более 40 мастеров в Эстонии, одного магистранта университета. Данный случай показывает, что и такие фестивали таят в себе огромные потенциальные педагогические возможности.

Международный конкурс плотницкого искусства (Никель Мурманской области)

Этот фестиваль проходил 14—15 декабря 2013 г. Главное мероприятие фестиваля — конкурс плотницкого мастерства, в котором могут принять участие мастера, работающие с деревом и сопутствующими дереву материалами — корнем, корой, ивовым прутом. Конкурс проходит в течение 5 часов (часть первого и второго дня фестиваля) по следующим номинациям: домашняя утварь, скульптура, деревянная игрушка, функциональные предметы быта (мебель, предметы интерьера и др.)

Во время фестиваля также запланированы демонстрационные мастер-классы мастеров-участников, выставка-ярмарка, круглый стол по вопросам развития плотницкого искусства.

В этом типе фестивалей не предполагается непосредственных педагогических контактов мастеров с посетителями (для таких контактов нет и времени) — всё ограничивается устным общением. Демонстрационный мастер-класс — это обычная работа мастера над предметом во время фестиваля с целью демонстрации посетителям технологии ремесла. В фестивале принимают участие 40—50 мастеров, меньше половины из которых изъявляют желание посоревноваться в конкурсе плотницкого мастерства. Остальные мастера в это время продают свой товар, общаются между собой или с посетителями. Посетители фестиваля — несколько сотен горожан. Такого типа педагогическое общение следует отнести к информальному образованию (in-formal education — англ.) [1].

Если не происходит непосредственного педагогического контакта мастера, участника фестиваля, с его посетителями, то и нет возможности спрогнозировать уровень педагогического влияния мастера.

Вышеприведённые фестивали можно систематизировать их по уровню педагогического влияния мастеров-участников на посетителей фестивалей.

С точки зрения результативности влияния вышеописанных фестивалей на общество можно привести следующие показатели:

— за время работы американского фестиваля в нём получают качественное предметное обучение от 500 до 1000 обучающихся;

— за 45 дней работы Тайваньского фестиваля его посещают несколько десятков тысяч людей, и большинство посетителей проходит мимо рабочих мест мастеров, так или иначе интересуясь их работой; непосредственно в мастер-классах принимает участие до 1500 посетителей парка, но обучение ознакомительное, познавательно-развлекательное;

— фестиваль «Садко» в Великом Новгороде посещают 4—5 тысяч людей; 15—20 мастеров обучают около 140 посетителей. Обучение также познавательно-развлекательное;

— во время Ганзейских дней перед мастерами проходит несколько десятков тысяч посетителей, единицы из которых принимают решение поучиться у мастеров. Статистику обучающихся привести невозможно;

Эти четыре фестиваля можно отнести к неформальному образованию (non-formal education — англ.) — посещение Международного конкурса плотницкого мастерства в Никеле Мурманской области весьма скромное — всего несколько сотен (город маленький), и это мероприятие можно отнести с педагогической точки зрения к области информального образования (in-formal education — англ.), а по форме проведения — к обычному клубному.

Первые два фестиваля в настоящий момент в России не встречаются. Главное отличие этих фестивалей от российских в финансовых возможностях: финансирование американского и тайваньского осуществляется за счет спонсоров и самоокупаемости, российских — за счет бюджетного финансирования. Тем не менее все описанные выше фестивали оказы-

вают на жизнь общества достаточно активное влияние, играя важнейшую культурно-социальную роль в сохранении и передаче ремесленного опыта, в поддержании традиционной ремесленной культуры на должном уровне.

1. Merriam Sharan B. The profession and practice of adult education: an introduction // Sharan B. Merriam, Ralph G. Brocket! John Wiley & Sons, Inc., Jossey-Bass. San Francisco, 2007. C. 14.

2. Ярыш В.И. Сравнительный анализ обучения взрослого населения народным ремёслам (на примере опыта Латвии, США и Великого Новгорода). Материалы акции ЮНЕСКО, Неделя образования взрослых-2006 (г. Анапа Краснодарского края, 24-30 сент. 2006) // Образовательное пространство России: единство в различии. Материалы международного семинара / Под ред. Р.Н.Авербуха, Н.В.Долматовой, Н.П.Литвиновой. Гатчина: изд-во ЛОИЭФ, 2007. С. 196.

3. Ярыш В.И. Фестиваль фольклора по-тайваньски // Чело. Альманах НовГУ. 2004. № 3. С. 123-133.

4. Ярыш В.И. Трейлерная психология творчества // Чело. Альманах НовГУ. 2008. № 2. С. 105.

References

1. Merriam Sharan B. The profession and practice of adult education: an introduction. Sharan B. Merriam, Ralph G. Brock-ett. John Wiley & Sons, Inc., Jossey-Bass. San Francisco, 2007, p. 14.

2. Yarish V.I. Sravnitelnyy analiz obuchenija vzroslogo nase-lenija narodnym remjeslam (na primere opyta Latvii, USA i Velikogo Novgoroda). Materialy aktsii JUNESKO, Nedelja obrazovanija vzroslykh-2006 (g. Anapa Krasnodarskogo kraja, 24-30 sentjabrja 2006) [UNESCO, Adult learners' week in 2006. (Anapa, Krasnodar region, September, 24— 30, 2006)]. Obrazovatelnoje prostranstvo Rossii: edinstvo v razlichii. Materialy mezhdunarodnogo seminara [Educational space of Russia: unity in diversity. Proc. of the Int. workshop]. Gatchina, LOIEF Publ., 2007, p. 196.

3. Yarish V.I. Festival folklore po-taivanski [Folklore festival in Taiwan]. Almanakh "Chelo", 2004, no. 3, pp. 123-133.

4. Yarish V.I. Treilernaja psikhologija tvorchestva [Trailer psychology of creativity]. Almanakh "Chelo", 2008, no. 2, p. 105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.