Научная статья на тему 'Опыт изучения формирования этнотолерантной компетентности старших школьников'

Опыт изучения формирования этнотолерантной компетентности старших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даумова Б. Б.

В статье рассматриваются актуальные вопросы изучения состояния сформированности этнотолерантности у подрастающего поколения. В качестве постановки проблемы приведены результаты исследования уровня сформированности данного качества личности. Как механизм решения проблем формирования этнотолерантной личности дано описание специального курса для старшеклассников по формированию этнотолерантной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт изучения формирования этнотолерантной компетентности старших школьников»

-задач, решаемых организацией (это может наиболее ярко проявиться, когда предприятие стремиться обогнать конкурентов, захватить рынок, модернизировать свое оборудование);

-основных характеристик организации - масштабов, структуры, сферы деятельности, характера производимой продукции (услуг), степени диверсификации, позиции в отрасли и других факторов.

Коммуникация может осуществляться при помощи различных средств, в основном технических, к которым относятся телефон, телефакс, телекс, почта, электронная почта.

Может проводиться классификация коммуникаций в зависимости от различных факторов:

- какие используются средства коммуникации;

- какие ставятся и решаются цели и задачи, в процессе коммуникаций.

- какие рассматриваются субъекты коммуникации (могут быть внешние и внутренние).

В процессе коммуникаций руководитель - подчиненный решаются следующие задачи: разъяснение заданий, приоритетов деятельности, значимости результатов; мотивация исполнителей; сбор информации о проблеме; сбор предложений исполнителей для внесения корректировок в плановые задания, распределение ресурсов. Важной спецификой коммуникаций между руководителем и рабочей группой является возможность более широкой обратной связи [2].

С точки зрения улучшения эффективности межличностных коммуникаций можно выделить следующие подходы, которые могут этому спососпособствовать:

-тщательный анализ передаваемой информации, использование точных формулировок целей, критериев оценки действий, имеющихся ограничений;

-правильное использование жестов, интонаций;

-внимание к проблемам других, открытость;

-установление эффективной обратной связи, в частности, путем контроля понимания полученной информации либо первых результатов.

Литература

1. Ю.Д. Красовский Организационное поведение, Москва, Юнити, 1999.

2. http://www.russcomm.ru/rca_biblio/b/bergelson04.shtml

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОТОЛЕРАНТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Даумова Б.Б.

Государственное учреждение «Отдел образования акимата города Костаная» г. Костанай, Республика Казахстан

В статье рассматриваются актуальные вопросы изучения состояния сфор-мированности этнотолерантности у подрастающего поколения. В качестве постановки проблемы приведены результаты исследования уровня сформированности данного качества личности. Как механизм решения проблем формирования этнотоле-рантной личности дано описание специального курса для старшеклассников по формированию этнотолерантной компетентности.

In the article vital questions of studying the young generation's level of ethnotoler-ance are considered. The young generation's level of the given personal quality research

results are presented as a statement of the problem. The description of a special course designed for senior students ' ethnotolerant competence formation is given as a possible way of solving the problems of formation of the ethnotolerant person.

Этнотолерантность в сфере межнационального общения, принятие и уважение этнонациональных, культурных, религиозных и иных ценностей представителей различных наций и народностей, защита их прав на взгляды и убеждения, присущие данному этносу, провозглашены и закреплены в документах многих международных организаций. Осуществление официально декларируемых принципов возможно лишь при наличии соответствующих представлений, убеждений, поведенческих установок, поступков у каждого человека. Воспитание культуры этнотолерантного поведения и общения, включающих различные компоненты и качества, в современном обществе возможно при особой роли школы, так как именно здесь формируется мировоззрение, нравственно-ценностные установки и способы толерантного поведения, накапливается личный опыт общения в больших и малых группах сверстников, в социуме.

Проблема подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях растущей интернационализации мира и усиливающейся глобализации и открытости сферы межнационального общения на уровне государств, континентов, многонациональности и поликультурности окружающей человека среды находятся в центре внимания международных правительственных организаций, общественных педагогических движений.

Этнокультурное разнообразье - есть норма социальной жизни человека, обусловленная многообразием форм проявления человеческой жизни. Еще Н.Н. Миклухо-Маклай утверждал, что различия между народами вызваны природными и социальными особенностями их жизни, поэтому существование различных рас, народов совершенно оправдано законами природы. Одна из задач школьного образования - воспитание у молодого поколения позитивного отношения к этнокультурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности.

Этнотолерантная компетентность как объективно-субъективное явление включает в себя готовность школьника изучать различные культуры с целью комфортного существования в полиэтнической среде, преодоления узости кругозора, постижения взаимовлияния народов. Образовательная стратегия должна реализовывать идею привития современным школьникам, юным гражданам полинационального государства открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах. Этническая толерантность характеризует одну из важнейших установок демократии, гуманистического мировоззрения, морали и культуры, Это принцип предупреждения и преодоления разного рода конфликтов: социальных, межличностных, этносоциальных и межконфессиональных.

В ходе исследования в школах мы выявили, что 42,3% старшеклассников отметили - этнокультура наций и народов вызывает у них интерес, 29,6 % хотели бы иметь системную информацию о культуре и обычаях других народов, 11,5% не интересуются этой проблемой; 5,4% удовлетворены своими познаниями о культуре других народов; 11,2% учащихся не смогли четко определиться в своих познаниях о культуре, истории и традициях народов и этносов.

Данные исследования позволили сделать следующие выводы: старшим школьникам следует научиться осмысливать социальные процессы, анализировать и систематизировать знания об этнических культурах, находить и признавать в них общее и различное (специфичное). Процесс осмысления должен основываться на изначально позитивном восприятии всех этносов и критическом отношении к инцидентам и конфликтам на национальной почве. Для этого каждому человеку необходимо иметь объ-40

ективную позицию в оценке поведения многонационального коллектива, уметь преодолевать свои предубеждения (если таковые есть). И только при этих условиях возможна выработка собственного мнения и линии поведения в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями другого народа, не унижая их и уважая их точку зрения. В результате каждый школьник может включаться в позитивное межэтническое взаимодействие и сотрудничество, которые будут возможными при условии, что ученик готов к участию в социально значимых делах и мероприятиях, проявляя национальную и религиозную терпимость, чувствуя ответственность за свои поступки.

Как показали наши исследования, старшеклассники, в основном, определяют эмоциональную составляющую межнационального общения, возможность мирного сосуществования, обогащения своей культуры под влиянием культуры других народов, но основа знаний об этнокультурных процессах еще не сформирована. В ходе исследования обратили внимание на такой предупреждающий знак - 32,4% опрашиваемых учащихся отметили, что если в конфликтной ситуации противоположная сторона будет вести себя агрессивно, то и они ответят тем же; 25,8% школьников высказались, что при конфликте они постараются его избежать; 21,2% - попытаются договориться; 14,3% - будут искать компромисс и 6,3% - не обратят на это внимание.

Полученные в ходе исследования данные позволяют определить задачи воспитания этнотолерантного поведения у школьников. Прежде всего, необходимо старших школьников учить анализировать ситуации, видеть альтернативные пути разрешения конфликтов, приводящие к удовлетворению обеих сторон, к улучшению и совершенствованию отношений и коммуникации. Следует всячески подчеркивать, что однотипность - это, скорее всего, тупик, а альтернатива - это всегда возможность выбора, расширения горизонта, это уход от шаблонности, приглашение к диалогу, поиск лучшего, конструктивного.

В условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности, многопрофессиональности, полиментальности современного мира воспитание толерантности должно носить поликультурный характер, что означает глубокое, всестороннее овладение учащимися культурой своего народа, чтобы понимать иные культуры; воспитание положительного отношения к культурным различиям; воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного, межнационального общения. Этното-лерантность как качество личности формируется в условиях поликультурного образования и воспитания. Ключевой идеей является мысль, что познание другой культуры, приобщение к общечеловеческим ценностям, начинается, прежде всего, со знания культуры, языка, истории и традиций своего народа.

Мы попытались выяснить, как учащиеся относятся к культуре своего народа и насколько глубоко ее знают. 32,8% учащихся считают, что знают ее хорошо; 55,8% -знают частично; 10% - плохо и 1,4% - не знают совсем. На вопрос "Вы соблюдаете традиции и обычаи своего народа?" 18,8% детей ответили - всегда; 60,4% -иногда; 12,9% - очень редко и 7,9% - не соблюдают. При этом 77,2% опрашиваемых хотели бы узнать больше о культуре своего народа; 13,3% заявили, что их это не интересует, и 9,5% не желают этого делать. Эмоционально окрашенное отношение принадлежности к своему народу проявили все учащиеся. Так, 45,8% учащихся отметили чувство гордости за принадлежность к своей нации, 34,3 % - устойчивую уверенность в силе своего народа; 18,3% -хотели бы лучшего положения и статуса своего народа в мире; 1,6% - остальные указали разные положительные эмоции. На наш взгляд, отрадно уже то, что 45,8 опрошенных гордятся и довольны принадлежностью к своему народу.

Вместе с тем, последние три цифры свидетельствуют не только о низком уровне сформированности этнотолерантной компетентности старших школьников, но и о

необходимости усиления самых различных аспектов учебно-воспитательной работы в этом направлении.

В качестве позитивного опыта по решению данной проблемы, следует отметить опыт Лаборатории по формированию этнотолерантной компетентности у старших школьников в отделе образования г. Костаная. На его базе разработана и апробирована комплексно-целевая программа «Казахстан - родина всех своих граждан» для учащихся 10 классов.

В процессе реализации системы формирования этнотолерантной компетентности старших школьников в экспериментальных школах города Костаная образовательный процесс превращается в целостный, непрерывный, функциональный, способный обеспечить инновационный подход к решению проблемы, процесс повышения профессиональной готовности педагогов, обеспечить повышение уровня сформированности этнотолерантной компетентности старших школьников. Подтверждением данного факта стало создание творческих групп, как в отделе образования, так и в экспериментальных школах; научно-методических центров образовательных учреждений, деятельность которых была направлена на совершенствование этнотолерантного образовательного пространства, реализацию специального курса для учащихся и курса для учителей.

Необходимость придания системного функционального характера в решении поставленных задач осознается практически всеми участниками экспериментальной работы, что подтвердило анкетирование педагогов, итоги тематических научно-практических конференций.

Активизировалась роль каждого учителя предметника, что показал смотр учебно-методических комплексов, опыт каждого классного руководителя экспериментальных классов, что фактически подтвердил анализ направленности планов воспитательной работы и проведенные различные мероприятия, классные часы по развитию этно-толерантной компетентности старших школьников.

В процессе реализации системы формирования этнотолерантной компетентности участники опытно-экспериментальной работы творчески использовали гуманистический, культурологический, личностно-деятельностный подходы, что позволило оптимизировать содержание, методы, формы образовательного процесса, придать им функциональный характер.

Системно-функциональный подход к совершенствованию этнотолерантного образовательного процесса позволил спроектировать создание и работу центров в экспериментальных школах, деятельность которых наряду с другими функциональными обязанностями способствовала росту профессиональной компетентности педагогов в формировании этнотолерантной компетентности старших школьников.

Высокий уровень сформированности профессиональной компетентности педагогов, системно-функциональная направленность всего образовательного процесса обеспечили повышение уровня сформированности этнотолерантной компетентности.

Оценить эффективность системы формирования этнотолерантной компетентности старших школьников на фоне педагогических условий - это значит - определить насколько она обеспечивает повышение уровня владениями школьниками социально-правовой, социально-перцептивной, когнитивной, поведенческой компетенциями, которые являются составляющими этнотолерантной компетентности старших школьников.

Достижение большей частью старшеклассников высокого уровня этнотоле-рантной компетентности свидетельствуют об эффективности системы.

Формирование положительного образа собственной общности сосуществует с позитивным ценностным отношением к иноэтническим группам. На наш взгляд, реали-42

зация курса "Казахстан - родина всех своих граждан" предусматривала обеспечение взаимосвязи изучения культурного наследия с формированием духовно-нравственных ценностей, приобщение старших школьников к ценностям мировой и национальной культуры и развитие интереса к ним. В содержание программы входили материалы, касающиеся вопросов истории родного края и страны в целом, наследия этнокульту-ры, искусства, этнополитики, вопросы полиязычия, многонациональности, поликон-фессиональности государственного и общественного устройства Республики Казахстан, что, на наш взгляд, особенно актуально, в связи с уникальным евразийским потенциалом Республики Казахстан, Так, на основе программы специального курса в экспериментальных школах (всего 4 школы г. Костаная) велся интегрированный учебный курс по изучению истории и культуры народов Казахстана; изучение современной этнополитической ситуации казахстанского общества. При реализации курса исходили из того, что гражданско-патриотическое воспитание учащихся включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве, способствует развитию духовности, нравственности, гражданской позиции, приобщение к содружеству государств.

Результативность курса в том, что ученик учится воспринимать себя гражданином своей страны, не быть отчужденным от культуры, языка, истории своего народа, на практике воплощать идею «исторический путь развития моей страны - моя история», быть носителем поликультурного мировоззрения, современной культуры, знатоком традиций, опыта, человеческой мудрости своего народа, быть «человеком культуры», уметь осваивать, возрождать, реализовывать и приумножать ценности этнокультурных традиций.

Курс призван сформировать в сознании учащихся ясное и глубокое представление о различных сторонах жизни и жизненных явлениях, дать понимание смысла жизни, открыть перед учащимися путь к жизненным целям; формировать умения и навыки жизнедеятельности в определенной этнокультурной и поликультурной среде.

При разработке программы курса основывались на концепции системного изучения истоков межнациональных, религиозных конфликтов, геноцидов, имеющих место в истории, подвести их к психологическому и этическому пониманию уроков нетерпимости фактов зла и насилия, формировании основ национальной и религиозной терпимости, ответственности и милосердия. В содержание курса большое место отводилось изучению вопросов этнополитики нашего государства, акцентировалось внимание на стремлении Президента страны Н.А.Назарбаева к миру и согласию в многонациональном Казахстане.

Этнотолерантность подразумевает диалог культур, а не замкнутость на одной, преемственность и взаимодействие с другими, такими, какие они есть. Уважение к живущим рядом, понимание их жизни и быта - надежный путь к национальному согласию.

По данным проведенного нами по окончании опытно-экспериментальной работы опроса 66, 4% старшеклассников считали изучение культурных традиций народов многонационального Казахстана объективно необходимым, 26,3% интересным, и только 7,3% учащихся ответили, что в этом нет необходимости.

Таким образом, опытная работа по формированию этнотолерантной компетентности старших школьников «Казахстан - родина всех своих граждан", основанная на духовно-нравственных традициях народов Казахстана, направлена на воспитание личности с национальным самосознанием и достоинством, носителя материальной и духовной культуры своего народа, его нравственно-этических ценностей, прогрессивных традиций; человека, знающего историю и культурное наследие, уважающего традиции и уклад жизни, принимающего взгляды, философию, понимающего язык, рели-

гию, фольклор, искусство родственных народов. В основе такого подхода к содержанию и организации образовательно-воспитательной деятельности в рамках экспериментальной программы была положена идея: от восприятия культуры собственного народа к культуре народов, населяющих территорию Республики Казахстан, затем к пониманию мировой культуры.

Такой подход особенно актуален для современного казахстанского общества с характерным для него сосуществованием множества культур. Мы полагаем, что реализованная нами в школах города Костаная программа этнотолерантного воспитания и образования учащихся, лишь один из подходов к решению проблемы гуманизации, поликультурного воспитания в целостном педагогическом процессе в школе.

Литература

1. Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан от 15 июля 1996 года.

2. Казахстан - Родина всех своих граждан. Сборник материалов по проблеме воспитания этнотолерантности у молодого поколения. - Костанай, 2009.

СОТРУДНИЧЕСТВО РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОСЛЕДНИХ

Корчуганова В.В., канд. пед. наук, доцент КРИПКиПРО, г. Кемерово Дмитриева Н.В., учитель МОУ «СОШ№7»

В статье рассмотрены особенности подросткового возраста; актуализирована проблема сотрудничества подростков и родителей, и его особенностей, а также создание условий для этого сотрудничества. Предложен перечень направлений и мероприятий, способствующих сотрудничеству родителей и подростков, рассмотрено влияние сотрудничества на социализацию подростков.

Проблеме подросткового возраста в педагогической литературе уделяется большое внимание психологами и педагогами (Р. Бенедикт, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.П. Иванов, Н.И. Крылова, К. Левин, В.С. Мухина, М.Мид, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и т.д.).

Исследуя проблему подросткового возраста В.С. Мухина обращает внимание на то, что социальная ситуация как условие развития и бытия в подростковом возрасте принципиально отличается от социальной ситуации в детстве не столько по внешним обстоятельствам, сколько по внутренним причинам. Подросток продолжает жить в семье, учиться в школе, он окружен по большей части теми же сверстниками. Однако сама социальная ситуация трансформируется в его сознании с совершенно новые ценностные ориентации - подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на окружающих, на общество.[3] Таким образом, подросток иначе расставляет акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Для подростка происходят сдвиги в шкале ценностей. На первый план выходит общение со сверстниками, совместная деятельность становится особо значимой, мнение родителей уступает мнению сверстников. Начинается формирование характера, нравственное развитие, формируется убеждение, которое чаще всего не совпадает с общественным мнением, с мнением родителей, отсюда проблемы подростка в обществе, в семье. 44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.