Научная статья на тему 'Педагогические условия реализации системы формирования этнотолерантности у подрастающего поколения'

Педагогические условия реализации системы формирования этнотолерантности у подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНОТОЛЕРАНТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТНОС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТОЛЕРАНТНОЕ И ЭТНОТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ / ETHNIC TOLERANCE / ETHNOTOLERANT COMPETENCE / ETHNOS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / POLYCULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TOLERANT AND ETHNOTOLERANT AWARENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даумова Б. Б.

В статье автором рассматриваются компоненты комплекса педагогических условий, направленного на повышение этнотолерантной компетентности учащихся, дается краткая характеристика разработанного автором прикладного курса, предллагается критериальная модель сформированности и общая характеристика уровней этнотолерантной компетентности старшего школьника, также предлагаются виды заданий, направленных на формирование трех основных типов умений в области этнотолерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REALIZATION OF THE SYSTEM OF THE YOUNG GENERATION'S ETHNOTOLERANCE FORMATION

In the article the author looks through the components of a complex of pedagogical conditions directed on increase of pupils' ethnotolerant competence, gives a short characteristics of the applied course, designed for ethnotolerant competence development, suggests a criteria model of evaluation and a general characteristics of levels of ethnotolerant competence of senior students, offers some kinds of tasks directed on formation of the three basic types of abilities in the field of ethnotolerance.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия реализации системы формирования этнотолерантности у подрастающего поколения»

тального партнерства. Преподаватель создает образовательную среду для развития субъектности и формирования ключевых надпрофессиональных компетенций студента.[8]. В данном контексте фундаментальное партнерство заключается в представлении преподавателем не только проектных средств, но и возможности выбора студентом обоснованных представлений о собственном бытии и проектируемом объекте. Здесь функциональная деятельность человека рассматривается как его образ действия, который в среде представлен в виде экспозиции образных систем. Проектирование с помощью экспозиционно-образного метода позволяет дизайнеру формировать собственное восприятие, которое постоянно корректируется в соответствии с поставленной им же задачей [9]. Например, педагог, используя метод, учитывает, что собственное восприятие проектировщика есть возможность проектной трансформации самого себя по четырем экспозициям. Во-первых, на экзистенциональном уровне - это есть способность студента к непосредственному переживанию жизни в рамках пред-проектного анализа и формированию навигационных стилеобразующих средств. Во-вторых, на антропологическом уровне восприятие или проектное мышление проявляется как реагирование на непосредственное переживание жизни, где про-

ектная задача обретает проблематизацию в рамках конфликта средовых функций человека. В-третьих, на культурном уровне

- это есть анализ реагирования на непосредственное переживание жизни в ее концептуальном звучании. И, в-четвертых, на социальном уровне происходит реализация студента как рефлексивной творческой личности в завершенном проекте, в его индивидуальном стиле.

Экспозиционно-образный метод использует формы обучения согласно педагогическим целеполаганиям. К ним относятся перфоманс, инсталляция и другие формы, соответствующие жанрам актуального искусства постмодерна. В частности, форма рефлексивного театра позволяет будущему дизайнеру окунуться в атмосферу адекватную социальнокультурным запросам общества. Таким образом, к ожидаемым результатам педагогического обеспечения работы с помощью экспозиционно-образного метода относится формирование субъектности будущего проектировщика, его культурноантропологических, надпрофессиональных или ключевых компетенций в форме проектного мышления и способности выстраивать гибкие траектории само-творения в контексте запросов современного общества в заданном профессиональном пространстве.

Библиографический список

1. Ячин, С.Е. Человек в последовательности событий жертвы, дара и обмена. - Владивосток: Дальнаука, 2001.

2. Хайдеггер, М. Бытие и время. - Санкт-Петербург: Наука, 2002.

3. Ячин, С.Е. Философские основания современного научного познания. - Владивосток: Дальнаука, ДВГТУ, 2001.

4. Калиничева, М.М. Научная школа эргодизайна ВНИИТЭ. Предпосылки, истоки, тенденции становления / М.М. Калиничева, Е.В. Жердяев, А.И. Новиков. - М.: ВНИИТЭ, 2009.

5. Кравцова, Т.А. Гуманитарно-художественная компетентность дизайнера костюма / Т.А. Кравцова, В.С. Чернявская - Владивосток: Изд-во Владивостокского государственного ун-та экономики, моды и дизайна, 2009.

6. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие /пер. с англ. В.Н. Самохина. - М.: Прогресс, 1974.

7. Калиничева, М.М. Научная школа эргодизайна ВНИИТЭ. Предпосылки, истоки, тенденции становления /М.М. Калиничева, Е.В. Жердяев, А.И. Новиков. - М.: ВНИИТЭ, 2009.

8. Денисова, С. А. Развитие субъектов образовательной деятельности посредством формирования ключевых компетенций [Э/р]: Школа: день за днем. Педагогический альманах. - 2008. - Р/д: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=153

9. Розин, В.М. Образование в конце ХХ века //Вопросы философии. - 1992. - № 9.

Bibliography

1. Jachin, С.Е. The person in sequence of events of a victim, gift and S.E .Jachin's exchange. - Vladivostok: Dal’nauka, 2001.

2. Heidegger, M. Bytie and time. - St.-Petersburg: the Science, 2002.

3. Jachin, S.E. Philosophical of the basis of modern scientific knowledge. - Vladivostok: Dal’nauka, DVGTU, 2001.

4. Kalinicheva, M.M. School of ergodesign VNEEТA. Preconditions, sources, tendencies of stanovlenija / M.M. Kalinicheva, E.V. Zherdjaev, A.I. Novikov. - М: VNEEТA, 2009.

5. Kravtsova, T.A. Gumanitarno-hudozhestvennaja competence of the designer of a suit / T.A. Kravtsov, V.S. Chernjavskaja. - Vladivostok: Publishing house of the Vladivostok state university of economy, a fashion and design, 2009.

6. Arnhejm, R. Iskusstvo and visual perception / lane from English V.N. Samokhin. - М: progress, 1974.

7. Kalinicheva, M.M. School of ergodesign VNEEТA. Preconditions, sources, tendencies of stanovlenija / M.M. Kalinicheva, E.V. Zherdjaev, A.I. Novikov. - М.: VNEEТA, 2009.

8. Denisov, S.A. Development of subjects of educational activity by means of formation key kompetentsij [E/r]//School: day after day. The pedagogical almanac. - 2008. - an access mode: http://www.den-za-dnem.ru/page.php? article=153

9. Rozin, V.M. Obrazovanie in the end of the XX-th century // Philosophy Questions. - 1992. - № 9.

Article Submitted 16.02.11

УДК 37.015.31: 316.647.5

Б.Б. Даумова, соискатель ученой степени канд. пед. наук, Казахстан, г. Костанай,

E-mail: baibulganova_ali@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

В статье автором рассматриваются компоненты комплекса педагогических условий, направленного на повышение этнотолерантной компетентности учащихся, дается краткая характеристика разработанного автором прикладного курса, предллагается критериальная модель сформированности и общая характеристика уровней этнотолерантной компетентности старшего школьника, также предлагаются виды заданий, направленных на формирование трех основных типов умений в области этнотолерантности.

Ключевые слова: этническая толерантность, этнотолерантная компетентность, этнос, педагогические условия, поликультурная образовательная среда, толерантное и этнотолерантное сознание.

Современный мир стал миром коммуникаций, что озна- будет определен этнотолерантностью подрастающего поколе-чает в конечном смысле - диалог, успех которого во многом ния [1-5].

Повышению системы формирования этнотолерантной компетентности старших школьников, на наш взгляд, способствует внедрение комплекса педагогических условий, компонентами которого являются:

- приоритетная направленность учебно-воспитательного процесса школы на формирование этнической толерантности в условиях поликультурной образовательной среды;

- разработка учебно- методического обеспечения собственно процесса формирования этнотолерантной компетентности старших школьников программами, дидактическим сопровождением через составление пособий (так в рамках нашего эксперимента был внедрен прикладной курс для учащихся 10 классов «Казахстан - Родина всех своих граждан») и создание электронного учебно-методического комплекса по названному выше курсу;

- разработка программы спецкурса для учителей «Педагогика этнотолерантности» с научно-методическим сопровождением в реализации программы на занятиях постоянно действующего семинара, составление и внедрение в практику семинара электронного учебно-методического пособия к нему.

Формирование этнотолерантной компетентности старшего школьника будет результативным, если осуществляется на основе:

- системы, компонентами которой являются комплекс методологических принципов и подходов, функциональное содержание, разнообразие методов и форм;

- соблюдение комплекса педагогических условий эффективного функционирования системы, принципами которого являются целенаправленность, целостность, непрерывность, полифункциональность учебно-воспитательного процесса.

Изучение курса направлено, во-первых, на формирование убеждения каждого педагога, он является образцом этнотолерантной компетентности, основой которой является педагогическая позиция учителя. При изучении курса они расширили знания по этнополитике, этнологии, этнопсихологии, педагогической этики, обратили особое внимание на моральнопсихологическую культуру педагога и предотвращение «барьеров» его общения с учащимися, а также этику гражданственности и политическую культуру педагога, которые выступают нравственным основанием и важнейшей идеологической компонентой в деятельности, направленной на формирование этнотолерантной компетентности старших школьников.

При подготовке данного курса следует исходить из того, что гражданско-патриотическое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве, способствует развитию демократического, независимого государства на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности, приобщению к содружеству цивилизованных государств. Результатом может стать: ученик должен стать носителем научного мировоззрения, современной культуры, знатоком традиций человеческого опыта, человеческой мудрости, быть «человеком культуры», уметь осваивать, возрождать, реализовывать и приумножать ценности этнокультурных традиций.

Курс призван сформировать в сознании учащихся ясное и глубокое представление о различных сторонах жизни и жизненных явлениях, дать понимание смысла жизни, открыть перед учащимися путь к жизненным целям; формировать профессиональные умения и навыки для классификации различного профиля.

При разработке программы курса основывались на: концепции системного изучения истоков межнациональных, религиозных конфликтов, геноцидов, имеющих место в истории, подвести их к психологическому и этическому пониманию уроков нетерпимости, формировании основ национальной и религиозной терпимости, ответственности и милосердия. Акцентировать особое внимание на стремлении Президента страны Н.А. Назарбаева к миру и согласию.

Этнотолерантность подразумевает диалог культур, а не замкнутость на одной, преемственность и взаимодействие с другими, такими, какие они есть. Уважение к живущим ря-

дом, понимание их жизни и быта - надежный путь к национальному согласию. Поэтому на уроках гуманитарного цикла учителя экспериментальных школ практикуют изучение культурного наследия посредством фольклорных и литературных источников, к примеру пословиц и поговорок, разных народов. Такой подход способствуют приобщению учащихся к мировой культуре и, тем самым, к лучшему осознанию своей собственной. В пословицах зафиксирован народный опыт, классическая литература разных народов учит терпимости и лояльности ко всем и всему окружающему на нашей общей планете. Нравственный кодекс человека, будь он представителем русского или казахского, американского, французского или любого другого народа должен быть одинаковым, так все люди в мире проповедуют одинаковые ценности.

В процессе изучения эффективных условий реализации системы формирования этнотолерантности у старшеклассников нами разработана критериальная модель сформированно-сти этнотолерантной компетентности старшего школьника, где выделены следующие критерии и соответствующие им показатели, представленная на рисунке 1.

Исходя из данной критериальной модели сформирован-ности этнотолерантной компетентности старшеклассников, мы определили следующие критериальные показатели:

Социально-правовой критерий - знание конституционноправовых гарантий, этнополитики страны; позитивные социальные установки.

Социально-перцептивный критерий - уважение к уникальности культуры каждого этноса; человеколюбие; умение прощать.

Когнитивный критерий - знание культуры своего этноса и культур этносов социума; знание норм и правил поведения в полиэтнической среде.

Поведенческий критерий - использование техники толерантного взаимодействия; соблюдение этикета в речевой деятельности.

А также выявили 3 уровня этнотолерантной компетентности старших школьников. Дадим их общую характеристику:

Высокий уровень этнотолерантной компетентности старших школьников характеризуется: а) наличием глубоких теоретических знаний Конституции нашего государства, этнополитики, прав человека, норм и правил поведения в полиэтнической среде; б) практических умений контактировать с представителями других этносов, умений преодолевать конфликтные ситуации в межэтническом общении; в) способностью к сопереживанию людям, независимо от их национальности, способностью к эмпатии, умению прощать. Данный уровень выражается в глубоком интересе к культуре своего этноса, к национальной культуре этносов социума, в устойчивом ценностном отношении к представителям других этнических групп, уважении к ним, желании развивать с ними отношения.

Средний уровень исследуемой компетентности характеризуется:

а) избирательным характером познавательного интереса к культуре своего этноса, к национальной культуре этносов социума; б) недостаточной осознанностью личной ответственности в понимании и принятии другой культуры; в) недостаточной ориентированностью на дружеские отношения к представителям других этнических групп, уважении к ним; г) владением необходимыми теоретическими знаниями Конституции нашего государства, этнополитики, прав человека, норм и правил поведения в полиэтнической среде.

Низкий уровень этнотолерантной компетентности свидетельствует о том, что: а) познавательный интерес и ценностное отношение к культуре своего этноса, к национальной культуре этносов социума сформированы недостаточно; б) слабо развиты такие общечеловеческие ценности как доброта, человеколюбие, способность к сопереживанию к людям, умение прощать; в) испытывает затруднения в преодолевании конфликтных ситуаций в межэтническом общении; г) имеется общее представление о нормах и правилах поведения в поли-

этническом социуме, д) имеет слабые знания в области этно- политики, конституционно-правовых гарантий.

а

ч

и

н

<

ЭТ

О

и

ЭТНОТОЛЕРАНТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА

S

5

Си

ы

и

2

Социально-

правовая

Социально-

перцептив-

ная

1, знание конститу*

ционно-правовых

гарантии,

этнополитики стра-

ны;

2. позитивные

социальные уста-

новки.

1. уважение уникальности культуры каждого

этноса;

2. человеколюбие, умение прощать.

Когнитивная

1. знание культуры своего этноса и культур этносов социума;

2. знание норм и правил поведения в полиэтнической среде.

Поведенчес-

ская

1

1. использование техники

толерантного взаимодействия;

2. соблюдение этикета в речевой деятельности.

Рис. I. Критериальная модель сформированное™ этнотолерантной компетентности старшего школьника

Все три уровня взаимосвязаны между собой, каждый из них взаимодействует, как с предшествующими, так и последующими. При этом каждый предшествующий уровень выступает либо условием, либо предпосылкой последующего уровня.

Данные характеристики уровней использовались нами в практической работе и позволили качественно оценить ее результаты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализируя характеристики показателей, мы пришли к выводу, что уровень сформированности этнотолерантной компетентности определяется, прежде всего, вторым показателем - социально-перцептивной компетентностью, так как данная компетенция проявляется в сопереживании, сочувствии, уважительном отношении к уникальности культуры каждого этноса. Школьник, обладающий социальноперцептивной компетенцией, по нашему мнению, имеет готовность к поиску формулы мирного сосуществования этносов, допускает возможность субъективной ошибки и стремиться к достижению разумной социальной гармонии.

Отметим, что этнотолерантная компетентность носит характер социально-личностного, обеспечивающие поли- и этнокультурно-ценностные ориентации личности, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им. В группу социально-личностных компетенций входят следующие показатели:

- обладание качествами гражданственности;

-способность к социальному взаимодействию;

- способностью к межличностным коммуникациям;

- владение навыками здоровьесбережения;

- способность к критике и самокритике (критическое мышление);

- умение жить и быть в команде.

Конструирование содержания обобщенных задач по курсу «Казахстан - Родина всех своих граждан» осуществлялось на основе уровневого подхода. Обобщенные задачи с точки зрения их влияния на развитие у старших школьников этнотолерантной компетентности можно классифицировать по трем уровням: базовому, личностному и социальному. Основанием для выявления названных уровней является степень овладения знаниями этнокультуры, этнополитики Казахстана, сформированности у них соответствующих обобщенных умений и навыков применения знаний этнополитики для опыта решения

социальных и этнокультурных задач. Для выявления базового уровня овладения школьниками социально-правовой компетенцией, показателями которого являются: знания школьниками конституционно-правовых гарантий, этнополитики государства. Вовлеченность учащихся в решение обобщенных задач личностного и социального уровня способствует развитию у них на основе ранее сформированных базовых знаний следующих умений:

- определять и учитывать при решении жизненных проблем основы толерантного поведения в поликультурном социуме, учитывать социокультурные тенденции, закономерности и принципы развития гражданского общества

- осуществлять адекватную самооценку, разрабатывать и реализовывать проекты самообразования, самовоспитания;

- обеспечивать полноценное развитие личностных коммуникативных качеств и учитывать объективные закономерности взаимосвязи народов и поколений.

К первому типу относятся задания, способствующие усвоению информации на уровне знакомства, в т. ч. на узнавание (опознание, различие), воспроизведение отдельных фактов, данных, понятий, определений, норм, нормативов, правил.

Ко второму уровню относятся задания, предполагающие усвоение и воспроизведение обучаемым информации на уровне простых мыслительных операций. Выполнение подобных заданий формирует у обучаемого навыки деятельности по образцу в стандартных, известных условиях. Содержание заданий различно, в т.ч. определение, перечисление, описание фактов, процессов и приемов деятельности, анализ и синтез, предполагающие действия сравнения и различия, упорядочения.

По содержанию задания третьего уровня являются, в основном, проблемными и предполагают мыслительные действия на интерпретацию (объяснение смысла, значения), аргументацию, оценку. Например, чем объяснить, чем вызвано, почему происходит (задание 1. К какому из перечисленных типов политической культуры, на ваш взгляд, относится политическая культура граждан Казахстана?).

В результативность сформированности этнотолерантной компетентности мы включили:

- уважение к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре своего народа, знание выдающихся страниц его истории;

- знание современных событий своей страны;

- готовность к выполнению роли настоящего гражданина своей страны;

- готовность к выполнению конституционного долга по защите своей страны;

- знание символов своего государства и проявление уважительного к ним отношения;

- добровольное и активное участие в общественнополезном труде, бережное отношение к природе как общественному достоянию, активное участие в защите окружающей среды.

Процесс формирования этнотолерантной компетентности старших школьников связан с личностью, поведением и деятельностью педагогов, их гуманистической позицией, демократическим стилем общения, эмоциональностью педагога, учета педагогом ценностных ориентаций учащихся и актуализация их в качестве мотивов учебно-познавательной деятельности.

Данный процесс связан также и с содержанием и организацией образовательного процесса: личностная ориентированность и индивидуализация образовательного процесса, творческий характер (инновационность) образовательного процесса, предполагающий проблемность, вариативность и создание ситуаций выбора, диалогичность образовательного процесса, сотрудничество и сотворчество педагога и школьников, приоритет самостоятельной деятельности старших школьников.

Нами сформулированы некоторые рекомендации по формированию этнической толерантности старшеклассников в поликультурной образовательной среде:

- в рамках реализации курса воспитания этнотолерантности в планы работы организаций образования внесены вопро-

сы формирования толерантности и этнотолерантности, они находят отражение и в уроках и внеклассных мероприятиях, педагогами разрабатываются программы интегрированных курсов, что будет способствовать как увеличению этнотолерантной компетентности школьников, так и повышению позитивности их собственной этнической идентичности;

- разрабатываются целевые программы воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях по развитию этнического самосознания учащихся, воспитанию гражданских качеств, самостоятельности и социальной ответственности;

- работы исследовательского характера, на которых уделяется внимание вопросам совместных разработок научных проектов по толерантности и этнотолерантности;

- для снижения влияния культурных различий на уровень

этнической интолерантности реализуются социально-

психологические тренинги межкультурного взаимодействия, направленные на выработку навыков межкультурного диалога и этнотолерантного общения.

В идеале мы видим создание единого образовательного и воспитательного пространства, в котором эти актуальные направления займут ведущее место, то есть, можно смело говорить об этнотолерантной образовательной среде, которая будет способствовать и уже способствует формированию толерантного и этнотолерантного сознания у учащихся, что, в свою очередь, будет являться залогом межнациональной стабильности в Казахстане, а это будет способствовать устойчивому развитию нашей страны.

Таким образом, вопрос о формировании культуры этнотолерантного общения, личностного качества, являющегося залогом успешной социализации, выступает и как условие успешного развития общества, и как социальный заказ в сфере образования.

Библиографический список

1. Назарбаев, Н.А. Через кризис к обновлению и развитию іі Казахстанская правда. - 2009. - 6 марта.

2. Казахстан - Родина всех своих граждан: сб. мат. по проблеме воспитания этнотолерантности у молодого поколения. - Костанай, 2009.

3. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

4. Закон Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана».- Астана, Акорда.- 20 октября 2008 г.

5. Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан от 15 июля 1996 г.

Bibliography

1. Nazarbayev, N.A.Through the crisis to updating and development//Kazakhstanskaya pravda. 2009. - March, 6th.

2. Kazakhstan - the Motherland of all it’s citizens. The collection of materials on a problem of at young generation’s ethnotolerance education. Kostanay, 2009.

3. The declaration of principles of tolerance. Confirmed by the resolution 5.61 general conference of UNESCO - November, 16th, 1995.

4. The Law of the Republic Kazakhstan «About Assembly of the people of Kazakhstan». Astana, Akorda. - October, 20th, 2008.

5. The concept of ethnocultural education in the Republic Kazakhstan - July, 15th, 1996.

Article Submitted 16.02.11

УДК 371:351.851

В.М. Иус, соискатель ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: position@bk.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ СРЕДСТВАМИ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ С ПОЗИЦИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Рассматривается деятельностный подход к подготовке специалистов социально-экономического профиля средствами имитационного моделирования: основные понятия, цель применения, педагогическая технология профессиональной подготовки.

Ключевые слова: деятельностный подход, имитационное моделирование, профессиональная подготовка специалистов социально-экономического профиля.

Реформирование российского образования призвано лась к Болонскому процессу. В соответствии с этим профес-сблизить его с европейским сообществом с целью интеграции сиональная подготовка будущих специалистов должна соот-в общеевропейскую систему образования, поскольку в сен- ветствовать европейским стандартам, т.е. - главная задача тябре 2003 г. Российская Федерация официально присоедини- любого образовательного учреждения профессионального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.