Научная статья на тему 'Опыт и мудрость - залог успеха в образовании'

Опыт и мудрость - залог успеха в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / PUBLIC MANAGEMENT EDUCATION / МОДЕЛИ И ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ / MODELS AND FORMS OF CONTROL / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / SOCIAL SUPPORT / ИНСТИТУТ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА / INSTITUTE OF THE THIRD AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хилькевич Светлана Владимировна

Статья посвящена вопросам государственно-общественного управления образованием, которое учитывает интересы государства и общества, учителя ученика родителя, молодежи и людей старшего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience and wisdom is the key to success in education

The article is devoted to public education management, which takes into account the interests of the state and society, teacher pupil parent, youth and older people.

Текст научной работы на тему «Опыт и мудрость - залог успеха в образовании»

ОПЫТ И МУДРОСТЬ — ЗАЛОГ УСПЕХА В ОБРАЗОВАНИИ

С.В. Хилькевич

Факультет повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена вопросам государственно-общественного управления образованием, которое учитывает интересы государства и общества, учителя — ученика — родителя, молодежи и людей старшего поколения.

Ключевые слова: государственно-общественное управление образованием, модели и формы управления, социальная поддержка, институт третьего возраста.

В настоящее время в стране ведется целенаправленная работа по укреплению государства и его властных структур. Это делается для улучшения правового, экономического и социального положения населения. Люди заинтересованно обсуждают и в основном поддерживают предпринимаемые Президентом и Федеральным собранием РФ шаги: создание Государственного совета РФ, образование новых административных округов, приведение нормативно-правовой базы субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством.

Начинать эту работу общество должно с народного образования. Речь идет о налаживании диалога, взаимодействия государства и общества в сфере образования, в первую очередь в управлении его функционированием и развитием.

Эта идея не нова: она была выдвинута и обоснована в середине 1990-х гг. практически всеми авторскими коллективами, разрабатывавшими пути и средства реформирования отечественного образования.

Так, еще в Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» государственно-общественный характер управления образованием декларировался как один из принципов государственной политики в области образования (ст. 2); конкретизировались организационные формы реализации этого принципа в управлении образовательным учреждением (ст. 35): советы школ, попечительские советы, педагогические советы и др.

Авторы концепции организационно-экономической реформы образования (А.Г. Асмолов и А.Н. Тихонов) подчеркивали, что это в первую очередь реформа управления образовательным процессом и его организационно-экономическими механизмами. Они предлагали осуществить реорганизацию системы управления, развивать демократические формы, создавать государственно-общественные советы, выражающие интересы профессиональных сообществ.

В Федеральном законе № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании» в качестве основных принципов государственной политики провозглашены демократический, государственно-общественный характер управления и автономность образовательных учреждений.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отражены основные направления перестройки всей системы образования, изменения, касающиеся не только профессиональной подготовки педагогов, методистов, управленцев, но и изменения, способствующие вовлечению в процесс управления образованием широкой обшественности: «Новая школа — это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Основные направления развития общего образования).

Делом образования должны заниматься государственные должностные лица, способные мыслить и действовать в интересах общества, и общественные деятели, способные мыслить и действовать по-государственному. Выдвигались требования устранить государственную монополию на образование, превратить школу из госучреждения в социальный институт, в равной мере обслуживающий интересы и потребности личности, общества и государства. Примером такого управления могут стать разнообразные советы: попечительские, родительские, общественные. В структуру последних могут быть вовлечены люди пенсионного возраста (Совет бабушек, Совет дедушек).

Сегодня в системе образования страны все шире разрабатываются модели перехода от государственно-административной к государственно-общественной системе управления образованием. Новые парадигмы предписывают управление, основанное на принципах гуманизации и демократизации отношений между участниками управленческих процессов и значительном повышении роли общественных начал в управлении.

Суть государственно-общественного управления состоит в объединении интересов государства и общества в решении проблем обучения, воспитания и развития подрастающего поколения с учетом социальных, культурных особенностей, традиций муниципалитета. Дело в том, что современное образование не может быть замкнутым и самодостаточным. Оно должно быть открытым.

Сегодня на территории 21 субъекта РФ действуют стажировочные площадки по распространению моделей государственно-общественного управления образованием. Это еще один шаг на пути к созданию правового государства.

За последние годы много сделано для того, чтобы образование имело общественную направленность. В первую очередь это заслуга руководителей учреждений образования, педагогов, родителей, общественных организаций, средств массовой информации.

Очень интересный опыт в управлении образованием сложился на территории Ульяновской области. Он заключается в поддержке людей пенсионного возраста, в создании так называемых университетов третьего возраста.

На территории Ульяновской области проживает более 355 тысяч пенсионеров — это 26% от общей численности населения. Свыше 200 тысяч из них трудоустроены.

Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2014, № 4

В настоящий момент на территории Ульяновской области реализуется большое количество различных мер по поддержке пенсионеров.

Для них создаются клубы и институты третьего возраста, институты пожилых людей, где они могут интересно проводить время и находить новые хобби. В рамках программы «Тимуровцы информационного общества» проходит обучение людей пожилого возраста компьютерной грамотности, что способствует их последующему трудоустройству. В городе Димитровграде работает университет «София», в котором восемь факультетов (культуры и искусства, здоровья, психологии, юридический, сада, огорода и домоводства, гуманитарный, информатики, духовного возрождения) и более двадцати отделений. Средний возраст студентов здесь 70 лет, а самым старшим из них скоро исполнится 90, поэтому провожать на первую лекцию первокурсников приходят внуки. Почти все деканы университета — это пенсионеры, причем работают они на общественных началах. Обучение в университете бесплатное.

На факультетах действуют более двадцати отделений, есть среди них весьма нестандартные, например, отделение бальных танцев, группа по изучению арабских танцев, театральная и туристическая группы.

Студенты «Софии» изучают языки английский и эсперанто, постигают азы юриспруденции, обучаются компьютерной грамотности и осваивают Интернет в открытом в общественной приемной «СПР» интернет-клубе «Долголетие», создана аспирантура для желающих продолжить свое обучение.

Проект университета пожилого человека «София» начинался шесть лет назад, что называется, на голом энтузиазме. А сейчас за один учебный год через университет проходит около тысячи представителей старшего поколения.

Обучающиеся университета «София» не только самообразовываются, но и оказывают неоценимую поддержку молодым педагогам, консультируя их и принимая активное участие в работе разнообразных развивающих кружков, клубов, секций, тем самым участвуя в управлении школой.

Реализация данного проекта позволяет не только повысить социальную защищенность людей старшего возраста за счет использования возможностей современных технологий, включить их в информационное общество, вовлечь молодежь в волонтерскую работу с пожилыми, но и привлечь пенсионеров к государственно-общественному управлению образованием.

Инновации — это замечательно, но нельзя сбрасывать со счетов опыт и мудрость старшего поколения. Только в преемственности поколений залог успешного развития образования. В Ульяновской области это хорошо понимают, поэтому уделяют так много внимания этому проекту. Его поддерживает Государственная дума, и особенно большое внимание уделяет проекту депутат Государственной думы пятого-шестого созывов Г.А. Балыхин.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Сергеев С.Д. Общество и государство как факторы развития отечественной школы //

Цивилизация народов Поволожья и Приуралья: Сб. науч. тр. — Чебоксары, 2006. —

С. 124—129.

[2] Адамский А. Попечительство путь к общественной поддержке школы // Управление школой. — 2001. — № 8 (203).

[3] Бочкарев В.И. Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть? // Педагогика. — 2001. — № 2. — 9 с—14 с.

[4] Козарев В.И. Социальный интеллект как фактор управления организацией. Ярославль,

2000. — 196 с.

[5] Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Основные направления развития общего образования.

LITERATURA

[1] Sergeev S.D. Obschestvo i gosudarstvo kak faktoryi razvitiya otechestvennoy shkolyi // Tsivili-zatsiya narodov Povolojya i Priuralya: Sb. nauch. tr. — Cheboksaryi, 2006. — S. 124—129.

[2] Adamskiy A. Popechitelstvo put k obschestvennoy podderjke shkolyi // Upravlenie shkoloy. —

2001. — № 8 (203).

[3] Bochkarev V.I. Gosudarstvenno-obschestvennoe upravlenie obrazovaniem: kakim emu byit? // Pedagogika. — 2001. — № 2. — 9s—14s.

[4] Kozarev V.I. Sotsialnyiy intellekt kak faktor upravleniya organizatsiey. Yaroslavl, 2000. — 196 s.

[5] Natsionalnaya obrazovatelnaya initsiativa «Nasha novaya shkola» Osnovnyie napravleniya razvitiya obschego obrazovaniya.

THE EXPERIENCE AND WISDOM IS THE KEY TO SUCCESS IN EDUCATION

S.V. Khilkevich

Faculty of professional skills improvement of teachers of Russian as a foreign language Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to public education management, which takes into account the interests of the state and society, teacher — pupil — parent, youth and older people.

Key words: public management education, models and forms of control, social support, Institute of the third age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.