Научная статья на тему 'Факторы социальной активности старшего поколения'

Факторы социальной активности старшего поколения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
13334
1321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / ПЕНСИОНЕРЫ / SOCIAL ACTIVITY / SENIORS / PENSIONERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Щанина Екатерина Владимировна

Анализируются социальная активность пожилых людей и различные механизмы активизации социального поведения пожилых людей в современном российском обществе. В заключение статьи предложены различные пути активизации социального поведения пенсионеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы социальной активности старшего поколения»

УДК 316

Е. В. Щанина

ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ1

Аннотация. Анализируются социальная активность пожилых людей и различные механизмы активизации социального поведения пожилых людей в современном российском обществе. В заключение статьи предложены различные пути активизации социального поведения пенсионеров.

Ключевые слова: социальная активность, пожилые люди, пенсионеры.

Abstract. Social activity of the seniors and various mechanisms of activization of social behaviour of the old in a modern Russian society are analyzed in the article. Various ways of activization of social behaviour of pensioners are offered in the article conclusion.

Keywords: social activity, seniors, pensioners.

Проблема старения общества представляет собой новый социальный феномен, с которым человечество столкнулось лишь во второй половине XX в. Сегодня российское общество вплотную подошло к такому периоду своего развития, когда увеличение доли пожилых людей в составе населения серьезно влияет на экономические, политические, социальные и духовнонравственные изменения. Реализация идеи построения «общества для людей всех возрастов» ставит в качестве важнейшей в российском социуме задачу формирования в общественном сознании положительного образа старости, уважения к пожилым людям, использования их потенциала в экономике.

Старшее поколение России является значимым ресурсом экономического развития страны, в первую очередь, как представители наемного труда. Многие из них имеют высокий уровень образования и квалификации, большой опыт руководящей работы. Использование потенциала пожилых людей может составить определенную базу для дальнейшего развития общества, поскольку в экономике в результате появятся дополнительные ресурсы, а у пожилых людей - возможность самореализации.

На фоне демографического старения России возрастает актуальность исследования социальной активности пожилых людей. Особый интерес в этом плане представляет поиск путей активизации социального поведения пожилых людей в связи с осознанием изменившейся роли пожилых людей, которые стали в настоящее время более активны, деятельны.

Большой вклад в исследование жизнедеятельности пожилых людей внесли Б. Г. Ананьев, обосновавший необходимость комплексного подхода к процессу старения, смены биологической концепции новой, объединяющей социальный и биологический подходы. Идеи Б. Г. Ананьева нашли свое развитие в работах В. Д. Альперовича, Л. И. Анцыферовой, М. Э. Елютиной, В. Н. Паниной, которые всесторонне исследовали особенности личности по-

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта РГНФ «Факторы, определяющие социальную активность старшего поколения», проект 09-03-95276 м/Мл.

жилого человека, типы старения. Анализ сущности социальной старости обстоятельно представлен в работе Е. Ф. Молевича [1-8].

Место и роль пожилых людей в российском обществе, влияние социально-демографических характеристик на участие пожилых людей в трудовой и общественной деятельности, концепции социального поведения личности в пожилом возрасте, динамика изменения статуса пожилого человека глубоко проанализированы в работах: Н. Г. Большаковой, И. Н. Бондаренко, В. М. Васильчикова, Д. Г. Владимирова, С. В. Калашникова, Т. Г. Киселевой, Г. В. Морозова, А. В. Рубцова, З. Х.-М. Саралиевой, С. Г. Спасибенко,

В. А. Ядова, Р. С. Яцемирской [9-16].

В трудах М. Э. Елютиной, Е. А. Здравомысловой, П. В. Романова, Е. Р. Ярской-Смирновой впервые при изучении мира старости как целостного феномена были применены «качественные методы» исследования. Качественный анализ позволяет глубже понять актуальные переживания пожилых людей, объяснить глубинный смысл их поступков на базе богатого, накопленного контекстом материала [17, 18].

Факторы социального поведения и самочувствия пожилых людей в обществе, проблемы активизации их поведения исследовали авторы Е. И. Данилова, Н. Ф. Дементьева, А. В. Дмитриев, Н. Г. Ковалева, Т. З. Козлова, А. В. Писарев, Ж. Т. Тощенко и др. Данные авторы подчеркивают тот факт, что популярный стереотип о пассивности старшего поколения, об их консерватизме не находит подтверждения в эмпирических данных. Прекращение профессиональной активности не должно исключать пожилых людей из активной жизни в обществе [19-24].

Вместе с тем анализ современной отечественной литературы указывает на недостаточность работ, во-первых, посвященных изучению социального самочувствия пожилых людей, их социального поведения, форм и методов его активизации, проблем путей и методов повышения социальной активности пожилых людей и, во-вторых, рассматривающих пожилых людей как субъектов социальной активности, а не объектов социальной защиты.

В социологии социальная активность определяется как способ жизнедеятельности социального субъекта, заключающийся в осознанной направленности его деятельности на преобразование социальных условий в соответствии с назревшими потребностями, интересами, целями и идеалами, в выдвижении и реализации социальных инициатив, участии в решении актуальных социальных задач, формировании у себя необходимых социальных качеств. Через социальную активность выражается уровень социальных потенций субъекта, его культура, умения, знания и навыки, способность охватывать своей деятельностью окружающий мир, изменять его и вместе с ним самого себя.

Социальную активность можно рассматривать в нескольких аспектах: с одной стороны, как результат воздействия социальной среды, а с другой -как фактор, который определяет эту среду.

Социальная активность является показателем целеустремленности личности. Вместе с тем было бы неправильно рассматривать социальную активность лишь как «свойство» или «признак» отдельной личности. Это - показатель социальной сущности личности. Формы проявления и цели, и все другие особенности социальной активности порождены обществом, той социальной средой, в которой формируется личность. В этом смысле социальная актив-

ность является показателем степени социализации личности, свойственным соответствующим социальным общностям и социальным группам. Следует подчеркнуть, что социальная активность - это не просто приспособление личности к тем или иным условиям, главным образом она направлена на их преобразование, осуществляемое целенаправленно и организованно. Преобразование социальных условий является одним из важнейших показателей социальной активности личности.

Активность характеризует деятельность как внутренне мотивированную и проявляется в позитивном отношении к деятельности. Следовательно, показателями активности являются мотивы деятельности, отношение к деятельности, эмоциональный компонент деятельности (рис. 1).

Рис. 1 Показатели активности

Социальная активность пожилых людей сгруппирована по двум основным направлениям:

1) выполнение повседневной работы в семье;

2) удовлетворение различного рода своих интересов.

Оба этих направления взаимосвязаны и способствуют сохранению позитивной самооценки, устраняют чувство ненужности, одиночества, при условии, что им сопутствует материальное обеспечение, соответствующее реальному прожиточному минимуму.

Следует отметить, что социальная активность пожилых людей зависит как от субъективных факторов - личностных качеств отдельного человека, уровня его образования, его мотивации и жизненной позиции, так и от объективных - отношения общества к пожилым людям, совершенствования социального управления, согласования интересов и действий различных социальных институтов.

Поэтому, определяя причины активности пожилых людей, следует иметь в виду объективную необходимость поддержания, выполнения определенной роли каждым человеком в обществе в процессе его жизни, удовлетво-

рения потребностей поддержания его жизнеобеспечения и деятельного существования.

Статус пожилых людей в современном российском обществе напрямую связан с предыдущим и зависит от ряда факторов: уровня образования, семейного положения, размера дохода, места проживания, занимаемого места в социально-профессиональной структуре до выхода на пенсию, прежнего статуса и престижа.

В качестве причин снижения социально-экономического статуса пожилых людей в обществе в научной литературе выделяются следующие: прекращение трудовой деятельности, низкий уровень пенсии, отсутствие у большинства пожилых людей других источников доходов и помощи со стороны родственников, высокие расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг и медицинское обслуживание; слабая адаптация к новым условиям жизни, невозможность повысить уровень образования, невостребованность на рынке труда в связи с возрастом; слабое здоровье [6].

В современном российском обществе социальный статус пожилых людей можно назвать «смещенным» и даже сниженным.

Существующий стереотип старости, когда старость рассматривается как немощность и, соответственно, бесполезность, широко распространен в обществе и оказывает значительное влияние на самих пожилых людей, во многом определяя их активность и отношение к своей жизни на пенсии, к своим возможностям и способностям, правам и обязанностям.

Общепризнано, что сегодня необходимо формировать новый, позитивный имидж старости, определяющий пенсионеров как активную часть населения, в которой сосредоточена значительная доля невостребованного культурного и квалификационного потенциала.

Однако современная культура больше ориентирована на периоды молодости и зрелости, что проявляется и в пропагандируемом образе жизни, и в ограничениях на многие виды профессиональной деятельности. А между тем еще мыслители древности (Платон, Аристотель, Конфуций) считали, что для принятия важных решений в управлении государством незаменимы старики, наделенные жизненным опытом и мудростью.

Чтобы придать старости достойный смысл, важно создать в обществе атмосферу уважения к старшему поколению, его опыту. И если общество не в состоянии обеспечить пенсионеров материально, необходимо организовать моральную, психологическую, организационную поддержку лиц третьего возраста, чтобы направить их энергию и жизненный опыт в конструктивное русло.

Непременным условием социальной активности субъекта действия является самодеятельность, т.е. деятельность, порождаемая внутренними побуждениями, интересами, мотивами. Активная природа деятельности состоит в том, что в ее процессе реализуются цели, органически связанные с потребностями индивида и соответствующие его интересам. В этом случае действия не навязаны извне, а выступают как свободный акт. Активный человек ощущает самого себя как субъекта своей деятельности, его активность есть самореализация, проявление его потенций, он и его деятельность едины.

Основными компонентами социальной активности пенсионера, на наш взгляд, являются самостоятельность, ответственность, инициативность личности в достижении общественно значимых целей, ее способность предпринимать конкретные действия по реализации инициатив и планов.

Активность пожилого человека обуславливают его духовные ценности, интеллектуальные потребности и целесообразное их использование в течение жизненного пути. У физически и эмоционально здоровых людей развитие интеллекта может продолжаться и после 80 лет. Разум пожилого человека глубоко проникает в суть явлений, ясно видит взаимосвязь жизненных событий.

Исходя из вышеизложенного, можно считать, что социальная активность пожилых людей - это интегрированная характеристика целенаправленной деятельности человека, связанной с преобразованием общественной среды и формированием социальных качеств личности. Она зависит от социально-экономического положения пожилых людей, их состояния здоровья, социальной среды, уровня профессионализма социальных работников, осуществляющих функционально-ролевой репертуар социальной работы, от настроения людей. Чем лучше настроение и самочувствие людей, тем более вероятны активное участие соответствующих слоев в социальной деятельности и успешная адаптация, а чем хуже, тем вероятнее их неспособность приспосабливаться к новым условиям и меньшая активность. По мнению Н. Смелзера, некоторые пожилые люди перестают играть активную роль в обществе из-за расстройства здоровья, финансовых затруднений и эмоциональных переживаний.

Определяя причины активности пожилых людей, надо осознавать объективную необходимость поддержания, обеспечения определенной роли каждого человека в обществе в процессе его жизни, удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования. Реализация этого зависит, с одной стороны, от самосовершенствования отдельного человека, его личностных качеств, уровня развития, способностей к эффективным действиям во всех основных сферах общественной жизни, а с другой -от совершенствования общественной организации, социального управления, планирования и контроля, согласования интересов и действий разных слоев общества, личностей, социальных институтов. Такой подход определяет необходимость видения жизни пожилых людей и общества.

Можно выделить основные сферы социальной активности пожилого человека: трудовой деятельности; общественно-политическая; семейно-бытовая; социокультурная; обучения; волонтерского движения (рис. 2).

Рис. 2 Сферы социальной активности пожилых людей

Постоянная занятость в общественной и социокультурной сферах жизнедеятельности может быть вызвана только внутренней мотивацией и свидетельствует об активной жизненной позиции пожилого человека.

Кроме того, пенсионеры получают моральное удовлетворение от выполнения общественных обязанностей, общественная работа как бы компенсирует прежнюю профессиональную деятельность, для многих она имеет престижное значение, хотя и не дает материальной выгоды.

По мнению О. В. Красновой, А. Г. Лидерс, мотивом, который возглавляет иерархию мотивов личности, является самостоятельное творчество независимо от его уровня, так же как и любое другое увлечение (хобби). Творческая деятельность помогает придать смысл другим стремлениям и потребностям пожилого человека. Погружение в собственную или чужую творческую деятельность способствует социально-психологическому поведению пожилых в связи с тем, что увеличивается креативность, инновационные стремления, которых часто недостает пожилым людям в силу их возрастных особенностей. Это необходимо пожилым для реализации их социальной активности, для адекватного разрешения непредвиденных, неопределенных ситуаций, из которых нельзя выйти на основе стереотипного поведения. В то же время весь предпенсионный период и начало пенсионного периода фактически являются той новой и неопределенной ситуацией, которая требует проявления творчества, неадаптивной стратегии поведения, прогрессивного развития личности, а эти качества присущи и для пожилого возраста при общении с искусством [25, с. 173].

Деятельность в сфере досуга, организация свободного времени - вся эта деятельность дает возможность заниматься любимым делом и получать от этого удовлетворение в культурном, семейном, социальном отношениях. Чтение книг, журналов, газет, просмотр радио- и телепередач - одни из самых доступных средств удовлетворения познавательных интересов, самообразования. Однако отдых в потребительском виде приносит меньше радости, чем творческая любительская активность, которая оживляет межличностные контакты, повышает настроение. В этом плане наибольший интерес представляет клубная активность, которая позволяет:

- заниматься любимым делом (рукоделие, пение, танцы и т.д.);

- прослушивать лекции на интересующие темы и получать знания, устанавливать дружеские и общественные контакты, завязывать новые знакомства;

- заниматься физической культурой по специально разработанным программам для пожилых людей;

- использовать современные технологии, например Интернет, что дает возможность пожилым людям общаться с родственниками и друзьями, которые живут далеко, находить новых знакомых, получать информацию о событиях, происходящих в мире, в стране, в городе, быть клиентами электронных библиотек и т.д.

При активности в этом направлении у пожилых людей появляется возможность удовлетворять широкий круг своих потребностей.

Волонтерское движение дает возможность избавиться от собственного одиночества и приносить пользу ближним.

Исследования перечисленных направлений социальной активности пожилых людей представляют наибольший интерес, т.к. разрабатывая специальные социальные программы по данным направлениям, общество может

воздействовать на социальную активность пожилых граждан, создавая при этом определенные условия для их реализации.

Обучение позволяет пожилому человеку чувствовать себя в процессе обучения самостоятельной, самоуправляемой, самореализующейся личностью и способствует самоутверждению, обретению уверенности в своих возможностях, способностях, силах.

Что касается двух основных сфер жизнедеятельности (трудовой и семейно-бытовой), то здесь активность пожилых определяется отношением к данным видам деятельности, т.е. эмоциональной компонентой деятельности.

Следует особо отметить, что в сфере трудовой деятельности на первый план выступают жизненные потребности личности, материальные интересы семьи, взаимоотношения в коллективе, стремление повысить свое профессиональное мастерство, понимание общественной значимости труда. В большинстве случаев трудовая занятость пенсионеров вызвана необходимостью дополнительного источника средств к существованию. Такая деятельность является вынужденной, и ее можно считать «отчужденной», пассивной. Если же трудовая деятельность пенсионера связана с утверждением своей роли в обществе и самореализацией, то в этом случае она является социальной активностью пожилого человека.

Сфера быта дает представление о том, каковы особенности общения личности в быту, ритм жизни и круг выполняемых обязанностей, не связанных с профессиональной деятельностью. Деятельность в семейно-бытовой сфере может и не считаться активной, если она вынужденная и не приносит позитивных эмоций (например, когда пожилой человек в семье рассматривается в качестве прислуги и с его мнением не считаются).

Вынужденная деятельность в пожилом возрасте особенно опасна для личности, т.к. способствует накоплению негативных эмоций и ухудшению социального самочувствия. В этом случае пожилой человек нуждается в поиске иных форм проявления собственной активности и корректировке взаимоотношений с окружающими, чтобы снять негативное отношение к собственной деятельности [26, с. 133].

Естественно, что социальная активность проявляется во всех перечисленных выше сферах жизнедеятельности личности. Здесь возникают разные ситуации. Человек может быть целиком поглощен своей профессиональной деятельностью и ничем другим не интересоваться. Бывает и наоборот, когда коренные интересы личности находятся вне сферы его профессиональной деятельности или же когда человек тратит всю свою энергию на занятие любимым делом, никак не связанным с его профессией.

Социальная активность может осуществляться также в индивидуальной, групповой, массовой формах деятельности.

Активное участие во всех выше перечисленных сферах жизнедеятельности развивает и удовлетворяет самые разные потребности пожилого человека: потребность в знаниях, общении, самоутверждении и самовыражении, нормальных жилищных условиях и здоровой среде обитания, моральной поддержке и материальной помощи.

Социальная активность как готовность к общественной деятельности выступает в соответствии с основными потребностями личности и проявляется в вовлеченности пожилых людей в процесс деятельности.

Активизация социального поведения пожилых людей означает, что они выполняют не только привычные действия, но и такие, которые основаны на расширении их самостоятельности при решении своих социальных проблем. При этом развиваются такие качества личности, которые делают личность способной контролировать свою жизнь, активнее участвовать в общественных отношениях. Все это будет проявляться в освоении новых социальных ролей: вместо просителей и клиентов Центров социального обслуживания -участники и организаторы обществ или советов ветеранов, клубов пожилых людей. Конечно, в этом могли бы участвовать те, кому позволяют здоровье и возраст, но и этих пожилых лиц тоже будет немало. Все это возможно при помощи целенаправленно организованных действий региональной системы социального обслуживания, ее инновационных методов работы.

Активизация людей к деятельности, стимулирование их активности могут принести большую пользу и удовлетворение, сделав их жизнь активной и творческой и принеся им тем самым удовлетворение. Задача состоит в том, чтобы создать условия для активной жизни именно в тот период, когда подступают старческие болезни, слабости и недомогания. Решить многие проблемы старости призван принцип активизации.

Возможность активности в пожилом возрасте является одним из основных путей улучшения качества жизни пожилых людей, преодоления негативных тенденций по отношению к старости. Активный образ жизни и участие в жизнедеятельности всего общества делают человека удовлетворенным своей жизнью. Однако не всегда человек, вышедший на пенсию, может самостоятельно организовать свою жизнь и направить ее в русло общественно полезного и социально значимого образа жизни.

Этому в большей мере может способствовать реализация принципа социальной активизации личности, основа которого заключается в обеспечении вариантных возможностей для активной социальной деятельности пожилых людей.

Отметим, что процесс активизации невозможен, если относиться к пожилым людям как к клиенту, объекту профессионального вмешательства. Процесс активизации связан с ростом самостоятельности, он начинается с анализа существующей ситуации, понимания того, что необходимо самому изменять ситуацию или вырабатывать альтернативные решения.

На наш взгляд, решение данной проблемы должно стать одной из неотложных задач нашего государства. Ее цель:

- способствовать более активной интеграции пожилых и престарелых людей в экономическую, политическую, социальную и культурную жизнь общества;

- формировать общественное мнение, в котором бы пожилые люди рассматривались как особая группа, вносящая определенный вклад в общество (позитивного имиджа старости);

- развивать программы и мероприятия, направленные на обеспечение социальных гарантий пожилых людей;

- осуществлять подготовку квалифицированных специалистов для служб, деятельность которых связана с содействием в удовлетворении потребностей и интересов лиц «третьего возраста».

Формированию условий для развития и действенного применения принципа активизации на практике может способствовать внимательное изучение уже накопленного опыта других стран в данном направлении.

Главная задача состоит в том, чтобы связать индивида, группу или семью с внешними или внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для исправления, улучшения или сохранения определенной ситуации, связанной с активизацией пожилых людей.

В заключение следует отметить, что активизация социального поведения пожилых людей означает, что пожилые люди выполняют не только привычные действия, но и такие, которые основаны на расширении их самостоятельности при решении своих социальных и личных проблем. При этом развиваются такие качества личности, как способность контролировать свою жизнь, активнее участвовать в общественной жизни.

Исходя из этого, можно выделить основные пути активизации социального поведения пенсионеров:

- во-первых, трудовая занятость, которая позволяет улучшить материальное положение, оказывать помощь детям и внукам, она дает возможность общаться с коллегами по работе, является стимулом для поддержания себя в хорошем физическом состоянии, приносит удовлетворение от ощущения себя нужным и полезным человеком;

- во-вторых, участие в клубах для пожилых людей, которое позволяет заниматься своими увлечениями (хобби) вместе с единомышленниками; проводить активно свободное время в кругу ровесников (занятия оздоровительной физкультурой, занятия танцами, пение); регулярно встречаться с представителями власти, врачами, психологами, юристами; участвовать в совместных встречах с молодым поколением;

- в-третьих, участие в общественных организациях (Совет ветеранов, партия пенсионеров и др.);

- в-четвертых, волонтерское движение, участие в котором дает возможность избавиться от чувства собственного одиночества и невостребован-ности.

Список литературы

1. Альперович, В. Д. Социальная геронтология: Пожилые и молодые о старости и старении / В. Д. Альперович. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. - 576 с.

2. Альперович, В. Д. Старость. Социально-философский анализ / В. Д. Альперович. - Ростов-на-Дону : СКНЦ ВШ, 1998. - 104 с.

3. Анциферова, Л. И. Поздний период жизни человека: Типы старения и возможности поступательного развития личности / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1996. - Т. 17. - № 6.

4. Елютина, М. Э. Социокультурное конструирование образа старости / М. Э. Елютина // Поколенческая организация современного российского общества (социальные проблемы поколений) : тематический сборник научных статей / под ред. Г. В. Дыльнова и Н. В. Шахматовой. - Саратов : Надежда, 2002. -Вып. 1. - С. 60-67.

5. Елютина, М. Э. Пожилой человек в образовательном пространстве современного общества / М. Э. Елютина, Э. Е. Чеканова // Социологические исследования. - 2003. - № 7.

6. Елютина, М. Э. Социальная геронтология / М. Э. Елютина, Э. Е. Чеканова. -М. : ИНФРА-М, 2004. - 157 с.

7. Молевич, Е. Ф. К анализу сущности и формы социальной старости / Е. Ф. Молевич // Социологические исследования. - 2001. - № 4.

8. Панина, Н. В. Социально-психологические особенности образа жизни стареющих людей / Н. В. Панина, Н. Н. Сачук // Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова. - 1985. - Т. 85. - Вып. 9.

9. Бондаренко, И. Н. Основные факторы оптимизации процессов социокультурной адаптации пожилых людей / И. Н. Бондаренко // Старшее поколение в пространстве и времени российской культуры: Дайджест исследований Московского университета культуры и искусств по проблемам социально-культурной деятельности пожилых людей. - М., 2003. - С. 44-57.

10. Васильчиков, В. М. Социальные услуги гражданам пожилого возраста на условиях повышения качества жизни / В. М. Васильчиков // Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг / сост.: Н. С. Дегаева, Г. В. Сабитова. - М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. - Вып. 2. - С. 144-162.

11. Владимиров, Д. Г. Старшее поколение как фактор экономического развития / Д. Г. Владимиров // Социологические исследования. - 2004. - № 4.

12. Киселева, Т. Г. Гуманизация жизни старшего поколения средствами культуры / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников // Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг / сост.: Н. С. Дегаева, Г. В. Сабитова. - М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. - Вып. 4. - С. 118-122.

13. Киселева, Т . Г . Организация свободного времени и досуга лиц пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания / Т. Г. Киселева, Ю. С. Моздокова // Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг / сост.: Н. С. Дегаева, Г. В. Сабитова. - М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. - Вып. 3. - С. 154-184.

14. Саралиева, З. Х .-М. Пожилой человек в Центральной России / З. Х.-М. Са-ралиева // Социологические исследования. - 1999. - № 12.

15. Саралиева, З. Х .-М. Способы и средства защиты пожилого человека от злоупотребления и насилия / З. Х.-М. Саралиева. - М. : Мин-во труда и социального развития РФ, Гос. научно-иссл. ин-т семьи и воспитания, 2003. - С. 208-219.

16. Спасибенко, С. Г. Проблема социализации пожилых и старых людей /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. Г. Спасибенко // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - № 2.

17. Здравомыслова, Е. Создание гендерной идентичности: методика анализа интервью / Е. Здравомыслова, А. Темкина // Гендерные исследования. - 2000. - № 5.

18. Романов, П. В. Репрезентации инвалидов в массовой культуре / П. В. Романов // Современное общество: территория постмодерна (по материалам Международной научно-практической конференции, г. Саратов, 7 октября 2005 г.) / под ред. д-ра соц. наук, проф. М. Э. Елютиной. - Саратов : Научная книга, 2005. - С. 305-307.

19. Дементьева, Н. Ф. Социальный протрет и самооценка здоровья граждан старших возрастов, посещающих отделения дневного пребывания центров социального обслуживания / Н. Ф. Дементьева, А. В. Подкорытова // Работник социальной службы. - 2002. - № 2.

20. Дмитриев, А. В. Социальные проблемы людей пожилого возраста / А. В. Дмитриев. - Л. : Наука, 1980. - 118 с.

21. Ковалева, Н. Г. Пожилые люди: социальное самочувствие / Н. Г. Ковалева // Социологические исследования. - 2001. - № 7.

22. Козлова, Т. З. Социальное время пенсионеров: Этапы самореализации личности / Т. З. Козлова. - М. : ИС РАН, 2003. - 228 с.

23. Писарев, А. В. Образ пожилых в современной России / А. В. Писарев // Социологические исследования. - 2004. - № 4.

24. Тощенко, Ж. Т. Социальное настроение / Ж. Т. Тощенко, С. В. Харченко. -М. : Academia, 1996. - 196 с.

25. Краснова, О. В. Социальная психология старения / О. В. Краснова, А. Г. Ли-дерс. - М. : Академия, 2002. - 288 с.

26. Большакова, Н. Г. Региональная модель социальной защиты населения / Н. Г. Большакова // Инновационные технологии социального обслуживания населения. Опыт регионов. - М. : Ин-т инновационных социальных технологий МГСУ, 2003. - № 1.

Щанина Екатерина Владимировна

кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет

Shchanina Ekaterina Vladimirovna

Candidate of sociological sciences, associate professor, sub-department of sociology and human resource management, Penza State University

УДК 316 Щанина, Е. В.

Факторы социальной активности старшего поколения / Е. В. Ща-

нина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2009. - № 2 (10). - С. 57-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.