Научная статья на тему 'Опыт экспериментального исследования содержания концепта «Вера» в русском языковом сознании'

Опыт экспериментального исследования содержания концепта «Вера» в русском языковом сознании Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
209
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ "ВЕРА" / РУССКОЕ ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / РУССКИЙ АССОЦИАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ / CONCEPT "BELIEF" / RUSSIAN LANGUAGE WORLD PICTURE / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / RUSSIAN ASSOCIATION DICTIONARY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Талапова Татьяна Андреевна

В статье выявлены и описаны ассоциативные связи и ассоциативное значение слова-имени концепта «ВЕРА» в русской языковой картине мира. Описание проведено на основе свободного ассоциативного эксперимента. Сравнительный анализ с данными Русского ассоциативного словаря свидетельствует о динамичности концепта, его изменении в сознании носителей русского языка с течением времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals and describes the association links and association meaning of the concept name word «Belief» in the Russian language world picture. The description is done on the basis of associative experiment. The comparative analysis with the data from the Russian Association Dictionary speaks about the dynamics of the concept, its changes in the consciousness of the Russian language native speakers within the time period.

Текст научной работы на тему «Опыт экспериментального исследования содержания концепта «Вера» в русском языковом сознании»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КОНЦЕПТА «ВЕРА»

В РУССКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ

Т.А. Талапова

Ключевые слова: концепт «ВЕРА», русское языковое сознание, ассоциативный эксперимент, Русский ассоциативный словарь.

Keywords: concept «Belief», Russian language world picture, associative experiment, Russian Association Dictionary.

В настоящее время в связи со сменой парадигм в лингвистике и утверждением антропоцентрической парадигмы в центре внимания исследователей находится языковая картина мира и ее составляющие - концепты. С начала 90-х годов активно исследуются этические (бытийные, социальные, культурные) концепты. Данные категории выработаны человечеством за многие тысячелетия его существования, они имеют статус надличностных. Толковые словари фиксируют самые общие их признаки, выводя за рамки их субъективную образно-чувственную конкретику.

Образное содержание концепта включает перцептивный образ, отражающий чувственные представления людей (кодирующий образ универсально-предметного кода [Жинкин, 1998, с. 146-162]), а также когнитивный образ, который отражает смысловые связи содержания концепта с другими концептами. Наиболее разработанной техникой психолингвистического анализа семантики, в том числе при выявлении образного содержания концепта является ассоциативный эксперимент (далее - АЭ). Ассоциативная связь определена культурой во всем ее многообразии - всеми знаниями, опытом, в том числе - чувственным опытом, но при этом таким опытом, в котором мы не отдаем себе отчета: «АЭ позволяет выявить существующие у носителя языка ассоциативные семантические связи слова, упирающиеся в особенности культуры» [САН, 1977, с. 4]. Проблеме проведения ассоциативного эксперимента посвящены труды многих психолингвистов и психологов [Белянин, 2000; Горошко, 2000;

Залевская, 2000; Караулов, 1999; 2000; 2002; Леонтьев, 1977; 1999; Мартинович, 1990; Попова, 2006 и др.].

Данная статья отражает результаты фрагмента проведенной экспериментальной работы, направленной на выявление содержания образа концепта «ВЕРА» в современном русском сознании, а именно анализ данных приема АЭ - частного случая АЭ.

Экспериментальная работа проводилась в ноябре-декабре 2006 года в форме анонимного анкетирования. В ней приняли участие мужчины (250 человек) и женщины (250 человек) в возрасте от 18 до 65 лет, проживающие как в сельской, так и в городской местности Красноярского края и Республики Хакасия. Родной язык у всех испытуемых - русский. Участникам эксперимента предлагалась следующая анкета.

Анкета

Цель: изучение содержания концепта «ВЕРА» в сознании носителей русского языка.

Уважаемый респондент, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

1. Напишите общие данные о себе:

а) пол_________б) возраст_________в) родной язык________________

г) образование___________е) место работы (учебы)________________

2. Напишите слово, которое у вас ассоциируется со словом: вера -

3. Продолжите фразу: вера - это ...

4. Объясните значения слов вера человеку, который его впервые слышит (например, иностранцу):

вера -

5. Напишите слова, близкие по значению слову вера. вера -

Благодарим за участие в анкетировании.

Представленные в статье результаты, отражают данные, полученные при обработке ответов на второе задание анкеты. Информанты напротив предложенного слова-стимула вера должны были записать первое слово, которое придет им в голову. В случае, если такое слово не находилось, опрашиваемые ставили прочерк. Полученные ответы были обработаны и построено ассоциативное поле стимула вера. Ассоциативное поле концепта образовано совокупностью ассоциатов на стимул - ключевую лексему-репрезентант концепта, «что позволяет выделить многочисленные когнитивные признаки, объективированные ассоциатами» [Когнитивная лингвистика, 2007, с. 185].

Анализ ассоциаций свидетельствует о том, что для носителей русского языка характерно преобладание парадигматических

ассоциативных реакций (83,7%). Это подтверждает результаты исследований о связях типов ассоциаций с функциональной асимметрией головного мозга. «Выбор левополушарной или правополушарной стратегии ассоциирования зависит от некоторых особенностей слов и обозначаемых ими явлений <...> конкретные слова предполагают преимущественное участие в осознании слов правого полушария, абстрактные - левого» [Попова, 2006, с. 22-23].

Ассоциаты интерпретировались нами как языковые репрезентации определенных когнитивных признаков, образующих содержание концепта [Когнитивная лингвистика, 2007, с. 127-128]. Для наименования формулируемого когнитивного признака выбиралось наименование наиболее частотной реакции или наиболее нейтральное в стилистическом отношении слово. Процент высчитывался от количества приведенных ассоциаций (493). Не ответили на вопросы анкеты 7 человек (1,4% от всего количества испытуемых). В выделенных смысловых зонах признаки расположены по критерию яркости, образуя микрополя:

1. Эмоциональное состояние, чувства человека (103 - 20,6%):

1) надежда (42): надежда (40), ожидание; 2) любовь (27); 3) состояние верующего (11): религиозность (2), послушание,

подчинение, поклонение, беспрекословность, принятие, терпение, спокойствие, покой; 4) чувство и состояние радостного

мироощущения (9): счастье (3), радость, вдохновение, хорошо; оптимистичность, оптимизм, благополучие; 5) внутреннее состояние (6): душа (4), внутреннее состояние, чувство; 6) настойчивое желание (4): стремление (2), стремление вперед, желание; 7) сила (2): сила, внутренняя сила; 8) скорбь (1); 9) стабильность (1); 10) свобода (1).

Вера связана с чувствами, которые оцениваются положительно (любовь, счастье, радость, хорошо). Центральным

дифференциальным признаком является надежда - ожидание, уверенность в осуществлении чего-нибудь радостного, благоприятного. Другим центральным дифференциальным признаком является любовь - чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

Вера ассоциируется с душой, об этом свидетельствует ассоциация-локализация душа. Испытуемые определяют веру как внутреннее состояние, которое характеризует человека. Выделяются два варианта характеристики: 1) религиозность, послушание,

подчинение, поклонение, беспрекословность, принятие, терпение, спокойствие, ожидание, скорбь, покой - это характеристика человека

с религиозной верой; 2) стремление, оптимистичность, оптимизм, благополучие, желание, сила, свобода, вдохновение, внутренняя сила -это характеристика состояния человека, уверенного в себе, живущего с верой, которая является движущей силой и связана с активной жизненной позицией. Признаком веры выступает настойчивое желание, сила, свобода. Человек с верой эмоционально стабилен. Один ассоциат скорбь выражает мрачное мироощущение, глубокую печаль.

Объекты, вызывающие веру и доверие (87 - 17,4%):

1) Бог (50 - 10,2%): Бог (37), Иисус Христос (3), вера в Иисуса Христа (2), вера в Бога (2), ангел (2), Иисус, вера в Иисуса, божество, уверование в чем-либо; 2) вера в людей (21 - 4,2%): вера в друзей (8 - 1,6%), вера в семью (5 - 1%), вера в себя (5 - 1%), вера в людей (3 - 0,6%); 3) вера в будущее (10 - 2%): вера в светлое будущее (3), будущее (3), доброе будущее, лучшее будущее, хорошее будущее, вера в осуществление мечты; 4) вера в добро (2 -0,4%); 5) вера в гороскоп, вера в НЛО, суеверие (по 0,2%), дьявол (0,2%).

Центральным дифференциальным признаком в данной группе ассоциаций является Бог. Объектами веры выступают друзья, семья, сам человек, окружающие люди, будущее, добро, гороскоп, НЛО, дьявол, предрассудки. Ассоциатов, связанных с верой в людей больше, чем ассоциатов, связанных с верой в будущее. Это позволяет говорить, что вера человека как интеллектуально-модальное состояние, в первую очередь, имеет своим объектом другого человека и выступает основой доверия и уверенности в человеке. Вера в будущее раскрывает глубиннейшую интуицию о «добром» устроении мира, о том, что мир должен соответствовать нашему идеальному (и потому оптимистичному) представлению о нем.

3. Уверенность в ком-то (76 - 15,2%): 1) отношения,

построенные на доверии (30): понимание (8), дружба (7),

искренность (3), уважение (2), поддержка (2), верность (2), опора, взаимопонимание, серьезное отношение, восприятие всерьез, преданность, взаимопомощь; 2) доверие (26): доверие (23),

довериться, доверять, доверчивость; 3) уверенность (16):

уверенность (12), глубокая уверенность, убежденность (3); 4) убеждение (3); 5) внутренняя уверенность: знаю, что все

получится (1).

Доминирующим дифференциальным признаком является доверие (23 выбора). Доверительные отношения - это серьезные отношения, основанные на понимании, искренности, уважении и т.п.

Доверие - это отношение, поэтому первые два признака неразрывно связаны между собой.

К признакам уверенность, убежденность, убеждение можно отнести ассоциат «знаю, что все получится». «Я знаю, что.» подразумевает, что наше знание предстает перед нами как нечто очевидное, недискуссионное, как нечто, что и не вычислено субъектом и не принято им на веру, но словно бы непосредственно увидено в объективной реальности. В данном случае знание воспринимается не как акт, а как данность - как обладание истиной. Другими словами, мы имеем дело с верой в чистом виде, с металогически обоснованным убеждением. Но степень убежденности настолько высока, что говорящий перестает отдавать себе отчет в субъективности собственной веры - и она становится для него как бы объективным знанием.

4. Религия, вероисповедание (67 - 13,5%): 1) религия (31 -

6,2%): религия (15), православие (6), христианство (3),

вероисповедание (3), секта (2), христианская вера, верование; 2) место и предметы христианского культа (29 - 5,8%): церковь (12), крест (4), икона (4), свечи (2), храм (3), молитва, колокольный звон, Библия, свеча; 3) служители культа (6 - 1,2%): священник (3), религиозный человек, христианин, верующие люди; 4) чудо (0,2%).

Данные признаки тесно связаны с признаком Бог, так как отражают религиозный аспект. Преобладающим является признак религия. Он формируется ассоциатами-синонимами. Религиозная вера связана с местом и предметами христианского культа. «Проводниками» религиозной веры выступают служители культа (священник), они являются посредниками между Богом и верующими людьми. Вера в Бога связана с мистикой, чудом. Чудо - нечто небывалое, сверхъестественное (первоначально в религиозных представлениях то, что якобы вызвано божественной силой [Ожегов, 2007, с. 621]), поэтому ассоциат чудо мы относим к данному классификационному признаку.

5. Женский образ (48 - 9,7%): 1) имя Вера (32 - 6,4%): имя (24), имя девушки (2), девочка Вера, имя девочки, название магазина, баба Вера, имя женщины, имя сестры; 2) образ женщины (16 - 3,2%): девушка (7), сама (3), Софья, женщина, мама, ребенок, девочка, супруга.

Испытуемые связывают веру с именем собственным Вера (в анкете слово вера было написано со строчной буквы). Реакции сама, мама, супруга могут быть отнесены к классификационному признаку

«Объект веры», что свидетельствует об общности смысловых зон в структуре концепта.

6. Нравственные качества человека (25 - 5,0%): 1) верность (6):

надежность (4), верный, постоянство; 2) честность (7):

справедливость (2), порядочность (2), честный человек, честь, чистота души; 3) моральная устойчивость (5): мораль (2),

благомыслие, воспитанный человек, бескорыстный человек; 4) доброта (4): доброта (3), добрый человек; 5) целеустремленность (3);

Вера указывает человеку его жизненный путь, она определяет его отношение к себе, к людям, к природе. Человек с верой в душе, по мнению испытуемых, обладает только положительными качествами: верностью, честностью, морально устойчив, добр и целеустремлен. Это воспитанный человек с чистой душой, честью, благомыслием, живущий по правилам нравственности.

7. Жизнь (20 - 4,0%): 1) жизнь (15): жизнь (10), судьба (2), часть жизни, существование, загробная жизнь; 2) мир (4); 3) родина (1).

Вера есть не что иное, как главное и ведущее тяготение человека, определяющее его жизнь, его воззрения, его стремления и поступки, сопровождающая человека на протяжении всей его жизни. Вера - это мир, признак, показывающий безграничность концепта, а связь с жизнью свидетельствует об его актуальности. Вера в сознании одного испытуемого отождествляется с родиной. Ассоциаты судьба, загробная жизнь связаны с признаком «Объект веры», и входят в общую смысловую зону.

8. Природа, явления природы (16 - 3,2%): свет (11), тепло (2), небо, солнце, конь.

Чувственный образ веры - свет, солнце, тепло. Признак протяженности несет в себе ассоциат небо. Небо, солнце, свет -религиозная символика, представляющая величие Божие. К небу, солнцу, свету рвется душа, стремящаяся к очищению. Данные ассоциаты заключают в себе признак возможности обретения духовной свободы.

9. Средство постижения действительности (16 - 3,2%): 1) знание (13); 2) личный опыт (1); 3) информация (2): газета, сообщение.

Вера базируется на подтверждающем ее результаты опыте, на общезначимости того, во что верят. Верить можно лишь в необоснованное и недостоверное. Слово «знание» само создает впечатление надежности и неоспоримости. Отсюда возможность использования слова «знаю» для придания своему мнению дополнительного веса, авторитетности. Знание и вера совсем не

исключают друг друга. Любая коммуникация предполагает некоторые общие знания, веру и сомнения у субъектов общения. Без веры, знания сам акт коммуникации становится невозможным. Вера связана с личным опытом, с информацией, которой можно верить или не верить.

10. Правда (15 - 3%): правда (9), истина (6). По мнению Хайдеггера, концепт истины трактовался греческой архаикой как «откровение бытия», и лишь впоследствии, с разрушением внутренней формы, произошла и переинтерпретация концепта. Смысл меняется на более понятную, оценочную «правильность точки зрения» [Логический анализ языка, 2003, с. 337]. Согласно этому высказыванию мы объединяем эти ассоциаты. Вера сопряжена с правдой, то, что отражает реальную действительность, является правдой и может выступать предметом веры.

11. Успех (7 - 1,4 %): успех (3), победа (2), удача, исполнение планов.

12. Защита (4 - 0,8%): защита (2), российское войско, подвиг.

13. Цель (4 - 0,8%): мечта (2), цель, идеал.

14. Символ (0,2%): белая полоса на флаге России.

15. Избавление от несчастья (0,2%): спасение.

16. Вероятная возможность осуществления чего-либо (0,2%):

шанс.

17. Морское судно (0,2%): корабль.

18. Торжественное обещание (0,2%): обет.

Последние восемь признаков включают в себя индивидуальные ассоциации. Они представляют собой метафорический образ -корабль («... жизненный корабль, руководимый верою, плывет на всех парусах» [Соловьев, 2004, с. 10], символику (белая полоса на флаге России - символ чистоты души и помыслов), объекты веры (успех, победа, удача, исполнение планов). Вера связывается в сознании испытуемых с защитой, со спасением, с шансом, торжественным обещанием, обязательством. Все единичные ассоциаты носят положительную оценку.

Анализ ассоциатов к слову-стимулу вера позволяет выявить следующее ассоциативное значение: вера - это сильное, внутреннее чувство человека, связанное с надеждой, доверием, уверенностью, имеющее двойственный характер по основным своим объектам (Бог или человек) и определяющее положительное эмоциональное состояние и нравственное поведение человека.

Стереотипными ассоциациями для стимула вера являются: надежда (40), Бог (37), любовь (27), имя (24), доверие (23), религия

(15), знание (13), церковь (12), уверенность (12), свет (11), жизнь (10), правда (9), понимание (8).

Сравнивая результаты с данными Русского ассоциативного словаря [РАС, 2002] мы отмечаем почти полное совпадение реакций. У испытуемых нашего исследования отсутствуют реакции, приведенные в словаре: маленькая, в коммунизм, в Ленина, в царя, Ивановна, и надежда, мусульманская, истинная, полувера, светлая, ушла, фанатизм. Данные ассоциации носят в основном синтагматический характер, содержат в себе образное представление конкретной ситуации.

Доверие, знание, уверенность, свет, правда, понимание являются стереотипными ассоциациями в нашем исследовании, но отсутствуют среди реакций в РАС (2002). Это показывает актуальность данных понятий в настоящее время.

На основе представленного фрагмента сопоставительного анализа двух ассоциативных полей можно сделать вывод о том, что с течением времени в сознании носителей русского языка обнаруживаются новые стереотипные реакции на слово - стимул вера. Связано это, в основном, с диахроническим изменением мировоззрения, идеологии в русской языковой картине мира.

Литература

Белянин В.П. Введение в психолингвистику. М., 2000.

Горошко Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. Харьков ; М., 2001.

Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Н.И. Жинкин. Язык. Речь. Творчество. М., 1998.

Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 1999.

Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. М., 1999.

Караулов Ю.Н. Семантический гештальт ассоциативного поля и образы сознания // Языковое сознание. Содержание и функционирование. М., 2000.

Когнитивная лингвистика. М., 2007.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1999.

Логический анализ языка. Избранное 1988 - 1995. М., 2003.

Мартинович Г.А. Типы вербальных связей и отношений в ассоциативном поле // Вопросы психологии. 1990. № 2.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2007.

Попова Т.В. Ассоциативный эксперимент в психологии. М., 2006.

РАС - Русский ассоциативный словарь. Том I. От стимула к реакции. М., 2002.

САН - Словарь ассоциативных норм русского языка. М., 1977.

Соловьев В.А. Русская культура. С древнейших времен до наших дней. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.