Научная статья на тему 'Оптимизация процесса овладения иностранным языком при компетентностном подходе'

Оптимизация процесса овладения иностранным языком при компетентностном подходе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанбаева Д. Х.

Статья посвящена проблеме повышения эффективности обучения иностранному языку, базирующемся на компетентностном подходе. Рассмотрены компетенции, формируемые в процессе изучения иностранного языка и определяющие его успешность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE FOREIGN LANGUAGE MASTERING WITH COMPETENCE-BASED EDUCATION APPROACH

The article is devoted to the effectiveness increase of foreign language teaching based on competence-based education approach. The competence, formed during language study process and defining its success are considered.

Текст научной работы на тему «Оптимизация процесса овладения иностранным языком при компетентностном подходе»

УДК 88

Д.Х. Хасанбаева СГГ А, Новосибирск

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ ПРИ КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ

Статья посвящена проблеме повышения эффективности обучения иностранному языку, базирующемся на компетентностном подходе. Рассмотрены компетенции, формируемые в процессе изучения иностранного языка и определяющие его успешность.

D.Kh. Khasanbayeva

Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)

10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation

OPTIMIZATION OF THE FOREIGN LANGUAGE MASTERING WITH COMPETENCE-BASED EDUCATION APPROACH

The article is devoted to the effectiveness increase of foreign language teaching based on competence-based education approach. The competence, formed during language study process and defining its success are considered.

В связи с участием России в Болонском процессе должны произойти и уже начинают осуществляться значительные изменения в нашей системе высшего профессионального образования.

Вхождение в общеевропейское образовательное пространство предполагает создание единой «прозрачной» системы подготовки специалистов в вузах стран, подписавших Болонскую декларацию. В соответствии с ней модернизация высшей школы базируется на следующих приоритетных направлениях, составляющих основу учебного процесса, отвечающего требованиям современного общества:

- Введение в образовательные программы вузов модульного обучения («модуль - совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения» [1, с.

V]);

- Признание кредитных или зачетных единиц («кредит - согласованно установленная единица для измерения объема работы студента за определенный период обучения, необходимый для завершения курса и заканчивающийся оценкой результатов обучения» [2, с. 16]); полученные в одном вузе зачетные единицы могут быть признаны в другом высшем учебном заведении, т.е. благодаря системе накопления кредитов создаются благоприятные условия для академической мобильности студентов в странах, входящих в Европейскую зону высшего образования;

- Реализация компетентностного подхода, нацеленного на результат, на формирование тех компетенций, которые будут определять как успешность

работы по избранной специальности, так и продуктивность жизнедеятельности личности в целом.

Следует отметить, что все вышерассмотренные характеристики реформы высшего профессионального образования функционируют эффективно только в тесном взаимодействии. Но так как в этой системе акцент делается на результатах обучающей деятельности, представленных компетенциями, то мы рассмотрим их с позиции изучения конкретной дисциплины. В частности, речь идёт об овладении иностранным языком в техническом вузе. Этот учебный предмет занимает особое место среди других дисциплин. С одной стороны в нем заложены потенциальные возможности личностно-интеллектуального развития обучаемых, а с другой стороны, владея иностранным языком, молодые люди могут пополнять свои профессиональные знания из аутентичных литературных источников, принимать участие в международных молодежных форумах, выезжать в другие страны на практику, стажировку, обучение.

Мы считаем, что компетентностный подход к обучению иностранному языку должен способствовать оптимизации процесса овладения изучаемым языком. Данный подход, как отмечает Н.В. Ефремичева, центрирован не на преподавание, а на обучение. При этом акценты смещаются на активную образовательную деятельность студентов, на ее результаты [3]. Компетенции выступают как основной критерий уровня подготовленности выпускников вуза к предстоящей трудовой деятельности, а также безболезненной адаптации к изменяющимся условиям рынка труда и социальной жизни. Следовательно, чтобы при обучении иностранному языку внести свой достойный вклад в дело подготовки специалистов, необходимо рассмотреть, во-первых, понятийное содержание термина «компетенция», во-вторых, изучив труды ученых и педагогов по определению ключевых компетенций в сфере образования, выделить те, которые могут развиваться в ходе активной работы над языком. Затем сосредоточить свое внимание на компетенциях, обеспечивающих эффективность обучения иностранному языку.

Итак, в широком смысле под компетенциями понимают «динамичную совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент может продемонстрировать после завершения образовательной программы (или ее части)», «...компетенции имеют комплексный характер и включают, кроме знаниевой компоненты, поведенческий аспект, то есть систему социальных, нравственных и профессиональных ориентиров» [1, с. 6]. Интерес для нас представляет также в плане развивающего обучения трактовка компетенций И.А. Зимней. Она интерпретирует их как «некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания,

представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [4]. Из выделенных и описанных И.А. Зимней десяти ключевых компетенций мы отобрали те компетенции, отдельные компоненты которых могут развиваться и формироваться средствами иностранного языка. Они представлены следующими видами [4]:

- «компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире»: некоторые из их компонентов - ценности жизни, науки, культуры - могут формироваться на материале специально подобранных иноязычных текстов с показом документальных, учебных, фрагментов художественных фильмов;

- «компетенции гражданственности»: приобщение студентов к знаниям, связанным с правами и обязанностями гражданина, с символами государства может осуществляться с привлечением соответствующей литературы на изучаемом языке и ее трансформацией в диалог, полилог, собеседование; демонстрацию и описание на иностранном языке флага, герба России;

- «компетенции самосовершенствования, саморегулирования,

саморазвития личностной и предметной рефлексии»: кроме других

компонентов в этот блок вошли знание иностранного языка (на это направлены усилия заинтересованных в овладении иностранным языком студентов и обучающих их преподавателей-лингвистов), а также речевое и языковое развитие, владение культурой своего языка (их формирование и поддержание на должном уровне определяются активной учебно-познавательной деятельностью, самостоятельной работой над речью и языком, чтением произведений классиков и современных авторов; изучение иностранного языка оказывает благотворное влияние на родной язык: наш опыт показывает, что студенты при переводе иноязычного текста на русский язык, лучше познают последний, стремясь дать адекватный, стилистически окрашенный, литературный эквивалент первоисточника на своем языке);

- «компетенции социального взаимодействия»: важно учить молодежь эффективному сотрудничеству, толерантности, уважительному отношению к представителям других национальностей и религий, конструктивному общению в семье, в кругу друзей, с коллегами и партнерами - при обучении иностранному языку мы имеем достаточный арсенал средств для решения указанных задач: в качестве образца выступает сам преподаватель, его манера вербального и невербального общения, привлекается интересный текстовый материал, который используется для проведения дискуссий, выступлений с докладами, подготовки небольших тематических инсценировок, фрагменты документальных или художественных фильмов соответствующего содержания оказывают на обучаемых психологическое воздействие и формируют позитивный настрой;

- «компетенции в общении»: они включают общение в устной и письменной форме, диалог, монолог, деловую переписку, язык бизнеса, знание традиций, обычаев, этикета и их соблюдение, общение на иностранном языке -обучение иностранному языку включает все указанные компоненты, ведь изучение иностранного языка нацелено на свободное общение на нем;

- «компетенция познавательной деятельности»: на развитие всех ее компонентов непосредственное влияние оказывает занятие иностранным языком, особо можно выделить постановку познавательных задач, создание проблемных ситуаций и их решение, исследовательскую и интеллектуальную деятельность;

- «компетенции деятельности»: многие из них связаны с процессом изучения иностранного языка, к ним мы относим труд, учение, способы деятельности, представленные прогнозированием, планированием, исследованием, игровой формой.

Изучая развитие компетенций при овладении иностранным языком, мы выделили коммуникативную, языковую, личностную, этическую, когнитивную и профессиональную компетенции [5]. Они актуализируются в учебной деятельности студентов при изучении других дисциплин.

Реализация компетентностного подхода при обучении иностранному языку требует изменения содержания учебных программ, внесения необходимых корректив в образовательные технологии, активного участия преподавателей в модернизации учебного процесса в высшей школе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун и др. - М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009.

2. Гарантия качества образования: Глоссарий. Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, перевод на русский язык, 2005. Болонский процесс. Гарантия качества образования. Документы.

3. Ефремичева, Н.В. Компетенции/компетентности в новой образовательной

парадигме [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.univ-

orel.ru/disert/0brazec_stati_2009.doc.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm..

5. Хасанбаева, Д.Х. Иностранный язык в контексте компетентностного подхода к образовательному процессу в вузе [Текст] / Д.Х. Хасанбаева // Сб. матер. регион. научно-метод. конф. «Актуальные вопросы модернизации высшего образования», Новосибирск. -Новосибирск: СГГА, 2010. - С. 246-249.

© Д.Х. Хасанбаева, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.