Научная статья на тему 'Внеаудиторное чтение как средство развития навыков устной речи у студентов технического вуза при овладении иностранным языком'

Внеаудиторное чтение как средство развития навыков устной речи у студентов технического вуза при овладении иностранным языком Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕАУДИТОРНОЕ ЧТЕНИЕ / УСТНАЯ РЕЧЬ / ОВЛАДЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ / HOME READING / A SPOKEN LANGUAGE / LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баркунова Наталья Борисовна, Шевченко Светлана Сергеевна

Авторами в статье рассматривается внеаудиторное чтение как средство развития навыков устной речи у студентов технического вуза при овладении иностранным языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баркунова Наталья Борисовна, Шевченко Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOME READING AS A MEANS OF SPOKEN LANGUAGE SKILLS DEVELOPMENT IN TECHNICAL HIGHER SCHOOLS

The article is devoted to «Home reading» as one of the methodological approach to the development of technical students' colloquial English.

Текст научной работы на тему «Внеаудиторное чтение как средство развития навыков устной речи у студентов технического вуза при овладении иностранным языком»

ПРОДУКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Светлана Сергеевна Шевченко

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Сибирская государственная геодезическая академия», 630108, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент кафедры иностранных языков, тел.(383)343-29-33, email: swetlana_sibir@mail.ru

Наталья Борисовна Баркунова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Сибирская государственная геодезическая академия», 630108, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры иностранных языков, тел.(383)343-29-33, e-mail: nathalie_Sibir@mail.ru

Авторами в статье рассматриваются продуктивные условия эффективности

деятельности преподавателя как предпосылки формирования личности студента при обучении иностранному языку. Проблема, затронутая авторами, тесно связана как с повышением продуктивности профессионального образования, таки с разработкой современной методологической основы целостного образовательного процесса в вузе, который соответствует требованиям развивающего обучения и реализуется посредством инновационных лингводидактических технологий.

Ключевые слова: продуктивные условия эффективности деятельности преподавателя, обучение иностранному языку, формирование личности студента.

PRODUCTIVE CONDITIONS OF EFFECTIVE FOREIGN LANGUAGE TEACHER ACTIVITY AS THE BASIS OF FORMING STUDENT’S PERSONALITY

Svetlana S. Shevchenko

Siberian State Academy of Geodesy (SSGA), 10 Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russian Federation, Assistant Professor, Foreign Languages Department, tel. (383)343-29-33, e-mail: swetlana_sibir@mail.ru

Natalie B. Barkunova

Siberian State Academy of Geodesy (SSGA), 10 Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russian Federation, Senior Lecturer, Foreign Languages Department, tel. (383)343-29-33, e-mail: nathalie_Sibir@mail.ru

The authors dwell on productive conditions of effective foreign language teacher activity as the basis of forming student’s personality. The problem is closely connected both with increase of professional education efficiency and development of modern methodological basis of the whole process of tertiary education corresponding the demands of developing education and coming into life by means of innovative linguistic and didactic technologies.

Key words: productive conditions of effective foreign language teacheractivity, forming student’s personality.

Проблема эффективности деятельности преподавателя, в частности продуктивных условий, в которых она осуществляется и которые станут предпосылками формирования личности студента при обучении иностранному языку, тесно связана как с повышением продуктивности профессионального образования, так и с разработкой современной методологической основы целостного образовательного процесса в вузе, соответствующего требованиям развивающего обучения и, который реализуется посредством инновационных лингводидактических технологий [1].Данный тезис, на наш взгляд, может определить концептуальное положение и общую направленность обучения иностранному языку в техническом вузе. Таким образом, такой подход к обучению иностранному языку в техническом вузе представляет собой целостную систему инновационных лингводидактических технологий, как современную модель обучения иностранному языку в техническом вузе.

В ходе теоретического анализа и обобщения литературных источников, раскрывающих условия деятельности преподавателя, её эффективность, процесс формирования личности студента, обучение иностранному языку, констатируем, что данные вопросы недостаточно широко изучены и/или изучены отдельные их аспекты разрозненно без целостного теоретического анализа. Авторами обозначена проблема и выявлены определенные противоречия между требованиями, предъявляемыми к личности будущего специалиста и актуальным уровнем её сформированности. Подчеркнем, что«...задачи, поставленные современной высшей школой: воспитание духовно богатой, образованной личности, уважающей традицию и культуру своего и других народов; создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство; разностороннее развитие студентов, их познавательных интересов, творческих способностей, умений и навыков самообразования, способствующих успешной самореализации личности» [2] являются насущными. Авторы пришли к выводу, что

эффективность деятельности преподавателя зависит от условий, в которых осуществляется его деятельность и, которые выступают как предпосылки формирования личности студента, так как формирование личности происходит в процессе совместной учебно-познавательной деятельности субъектов (преподаватель-студент) и зависит непосредственно от деятельности преподавателя. Авторы придерживаются точки зрения, что, если условия, в которых проявляется эффективность деятельности преподавателя, будут продуктивными, то тем самым, следовательно, они смогут выступить предпосылками формирования личности студента.

Под продуктивными условиями эффективности деятельности преподавателя мы понимаем такие объективные и субъективные условия, которые обеспечат решение самых разнообразных педагогических задач. С помощью эффективных приёмов обучения в системе инновационных лингводидактических технологий реализуются не только узко-прагматические цели обучения иностранному языку, но и формируется личность студента, ориентированная на освоение и совершенствование своей будущей профессиональной деятельности.

В результате практической деятельности авторы пришли к выводу, что объективными продуктивными условиями эффективности деятельности преподавателя при обучении иностранному языку являются следующие, а именно: совокупность и специфика содержания, форм, методов, приемов, средств, закономерностей обучения иностранному языку в зависимости от дидактических целей и задач, от характера изучаемого материала, от условий обучения, от этапа обучения и от уровня интеллектуально-речевого развития студентов. Данные условия включают информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения. Следовательно, вышеперечисленные условия отражают понятие системы инновационных лингводидактических технологий как организацию образовательного процесса, соответствующего требованиям развивающего обучения, т.е. обучения на достаточно высоком уровне трудности, использования большого объема учебного материала, включения теоретических знаний, изучения материала быстрым темпом при саморегуляции учебно-познавательной деятельности.

Следует уточнить, что «иностранный язык, являясь дисциплиной гуманитарного цикла, органично вошел в учебный процесс технической высшей школы»[3]. Специфика иностранного языка как предмета общеобразовательного цикла в техническом вузе заключается в его беспредельности и характеризует его как феномен номинации действительности. И. А. Зимняя пишет: «... иностранный язык, в отличие от других учебных предметов, является одновременно целью и средством обучения», она же подчеркивает «беспредметность», «беспредельность», «неоднородность» иностранного языка как учебной дисциплины. Данный автор раскрывает цели и особенности обучения иностранному языку, как «способу формирования и формулирования своей мысли» [4]. При изучении языка нужно знать все и сразу - фонетику, лексику, грамматику, обладать навыками чтения и письма, а также овладевать различными видами речевой деятельности (аудированием, говорением, чтением и письмом). Каждому виду речевой деятельности еще нужно научить. Таким образом, перед преподавателем иностранных языков стоят достаточно емкие и сложные задачи: формирование и развитие интеллектуальной активности студентов технического вуза средствами иностранного языка; целенаправленное повышение и углубление профессиональной компетентности студентов за счет осмысления ими профессионально значимых проблем, фактов, закономерностей в процессе обсуждения аутентичных иноязычных материалов и способов их выражения на родном языке, что предполагает чтение специальной оригинальной литературы с одновременным извлечением информации; формирование основ культуры, речевого поведения, т.е. коммуникации и как отражение реальной социокультурной действительности, и как форму освоения конкретного знания и способов учебно-познавательной активности [5].

В силу этого продуктивная иноязычная деятельность является направленной на освоение конкретных знаний и умений в процессе творческого исследования реальных объектов с помощью иностранного языка и/или создание личностного иноязычного продукта. Ведущим отличительным

признаком данного типа учебно-познавательной деятельности является то, что она включена в контекст реальной социально ориентированной деятельности и носит, таким образом, социально ориентированный контекстный характер. Результатом продуктивной (творческой, созидательной) учебно-познавательной деятельности являются не «готовые знания», а личностные новообразования обучаемого, которые обусловлены развитием его личностных качеств, реализацией его личностного потенциала, включая материальный и духовный продукт (знания и умения), деятельностный опыт и конструктивные, созидательные качества личности.

Субъективными продуктивными условиями эффективности деятельности преподавателя являются его знания, умения, навыки, психические процессы, состояния, свойства личности, обеспечивающие выполнение педагогических задач. К субъективным условиям относятся также профессионально важные качества преподавателя, такие, как положительное отношение к педагогическому труду, заинтересованность в успехах обучающихся, адекватные требованиям профессии педагогические способности, личностные качества (черты характера, проявление темперамента, особенности психических процессов). Субъективные продуктивные условия эффективности деятельности преподавателя (решение задач воспитания, обучения, развития, управления умственной деятельностью студентов, организации их самостоятельной работы) можно сгруппировать и выделить среди них личностные (базовые) и ситуативные (процессуальные).

Базовые условия включают в себя мотивационную основу педагогической деятельности; высокие профессиональные знания, умения и навыки по предмету; педагогические организаторские способности; положительные черты направленности личности преподавателя; благоприятные особенности характера, т.е. наличие таких черт, как доброжелательность, тактичность, чуткость, требовательность, решительность, находчивость; проявление темперамента, адекватного требованиям педагогической деятельности [1].

К ситуативным условиям можно отнести четкое и ясное понимание преподавателем текущих задач своей деятельности и деятельности студентов; достаточно сильные ситуативные мотивы, побуждающие к достижению поставленных целей; познавательные процессы; адекватные стенические психические состояния [6]; ориентация на диалогическое общение и установление партнерских отношений.

На основе вышеизложенного подчеркнем, что образовательный процесс, в свою очередь, осуществляется через совместную учебно-познавательную деятельность субъектов образовательного процесса. В совместной учебнопознавательной деятельности условия эффективности деятельности преподавателя выступают как предпосылки формирования личности студента при обучении иностранному языку. Проблему, затронутую авторами, рассмотрим через следующий характер совместной учебно-познавательной деятельности субъектов образовательного процесса при обучении иностранному языку: конструктивный характер учебно-познавательной

деятельности. (На основе полученных языковых знаний, выработанных речевых

навыков и сформированных умений речевой деятельности студентом создается собственный иноязычный продукт. Такая продуктивная учебно-познавательная деятельность всегда обусловлена учебно-познавательной задачей, предполагающей создание собственного учебного продукта, разрешение по-новому уже известной проблемы, выработку личностных способов познания, а также накопление и передачу опыта в процессе взаимодействия с другими субъектами учебного процесса);творческий характер учебно-познавательной деятельности, который представлен, с одной стороны, творческими находками студента, а с другой, в накоплении личного опыта и формировании собственного стиля учебно-познавательной деятельности, в саморазвитии изучающего иностранный язык;рефлексивно-аналитический характер учебнопознавательной деятельности, который проявляется в ведущей роли механизма рефлексивной самооценки. (Студент осваивает научные знания, умения и способы учебно-познавательной деятельности в области изучения иностранного языка в динамике личностного развития);сочетание автономии и ответственности обучаемого как субъекта учебно-познавательной деятельности, что проявляется в свободе выбора (постановки) учебной задачи и предметного содержания, принятии самостоятельных решений и ответственности за процесс и результат данной деятельности, в свободе творчества, индивидуального и коллективного; интерактивно-коммуникативный характер учебно-

познавательной деятельности, который проявляется в активном взаимодействии и сотрудничестве с другими субъектами учебно-познавательной деятельности, во взаимном целеполагании, взаимной оценке процесса создания образовательного продукта и полученного результата, передаче опыта и сотворчестве. (При этом ведущую роль играет рефлексивная самооценка и взаимооценка обучаемых);социально ориентированный характер учебнопознавательной деятельности. (При этом ведущим принципом обучения становится принцип ориентации на будущую профессиональную деятельность обучаемого);достаточный уровень учебно-познавательной компетенции, что, с одной стороны, проявляется в сформированности учебно-познавательной деятельности как методологии и технологии учения, то есть в сформированности соответствующих стратегий и приемов (умении «учить себя»), а с другой стороны, — является специальной образовательной целью и продуктом освоения в процессе учебно-познавательной деятельности в области изучения иностранного языка [7].

Итак, деятельность преподавателя не происходит вне организации учебнопознавательной деятельности студентов, в нашем случае, в области изучения иностранного языка и не может рассматриваться вне проблемы формирования активной деятельностной позиции студента, становления конструктивной, творческой, ответственной личности будущего специалиста с учётом мотивационно-эмпатической и творческой составляющей как средства профессионального и личностного роста обучаемого, то есть приобретения индивидуального личностного опыта в своём развитии.

С учетом приоритетности для личностного развития к таким образовательным продуктам относятся:

- Способы познания реальной объективной культуры, способы «добывания знаний», включающие как обобщенные способы деятельности (методологию), так и предметно-содержательные;

- Способы конструирования «нового знания» (нового в смысле

личностной значимости для студента) - конструирования своей личностной системы знаний и умений и способы «включения» полученных знаний и умений в реальную деятельность (реализация полученных знаний в личностном опыте);

- Качественный рост, то есть развитие личностных качеств студента, обеспечивающих его самореализацию и саморазвитие, его «творческие изменения» [8].

С точки зрения продуктивной лингводидактической технологии для характеристики цели/результата продуктивной иноязычной деятельности целесообразно использовать понятия «личностные (внутренние) цели обучаемого», «личностное (внутреннее) содержание», «личностный

образовательный продукт». «Внешние» - это нормативно заданные цели обучения. Под «внутренними» целями понимаются те, которые учащийся сформулировал самостоятельно или с помощью преподавателя по отношению к научной области или объекту изучения [9]. Отметим еще раз, что и «внешне заданные» цели переосмысливаются обучаемым «через внутреннее» [10] и лишь в меру этой собственной активности студента являются по сути действенными. При этом создание, конструирование личностного иноязычного продукта определяет деятельностное содержание продуктивно ориентированного образования по принципу «внешнее через внутреннее» [10].

Как методологическая категория продуктивность включают обобщенные способы учебной деятельности и общие приемы изучения нового языка: рефлексивная оценка своих возможностей и результатов, соотнесение реальных потребностей с учебной задачей, рефлексия своего иноязычного речевого опыта, рефлексия учебного опыта и используемых приемов и формирование эффективного индивидуального стиля освоения иностранного языка.

Таким образом, основываясь на категориальных признаках продуктивности обобщим качественные характеристики изучающего иностранный язык посредством инновационных лингводидактических технологий. В этом контексте мы выделяем такие показатели личности как творческие, конструктивные, интерактивные и аффективные. К творческим качествам следует отнести творческий подход и активную вовлеченность в процесс изучения иностранного языка, поиск и использование возможностей для изучения и практического использования иностранного языка в различных функциональных целях, стремление накопить продуктивный самостоятельный опыт коммуникативной и учебной деятельности в области изучаемого языка. Конструктивные (созидательные) качества проявляются в свободе целеполагания и выбора предметного содержания коммуникативной и учебной деятельности, осознанной постановке и интерпретации учебной задачи с точки зрения личностного смысла, направленности на «открытие языка» и создание

собственного продукта учебной деятельности. Интерактивные качества проявляются в активном взаимодействии изучающего иностранный язык с другими субъектами коммуникативной интерактивной деятельности и учебного процесса в целях более глубокой индивидуальной и взаимной оценки своего опыта коммуникативной и учебной деятельности. Аффективные (эмпатические качества) включают: заинтересованность и мотивацию, устойчивую

потребность в изучении иностранного языка и использовании его в реальной коммуникации, стремление познать изучаемый язык и культуру, позитивный настрой на речевое взаимодействие, настрой на собственный речевой продукт (в отличие от «потребления языка»).

Следовательно, продуктивные условия эффективности деятельности преподавателя можно рассматривать как предпосылки формирования личности студента при обучении иностранному языку. Проблема, рассматриваемая авторами, тесно связана с целесообразностью реализации продуктивного подхода в профессиональном образовании как методологической основы целостного образовательного и учебно-воспитательного процесса [11], который соответствует требованиям развивающего обучения и реализуется посредством инновационных лингводидактических технологий, направленных на развитие личности студента и его учебно-познавательной деятельности, что обуславливает повышение качества обучения иностранному языку в техническом вузе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Современный словарь по педагогике [Текст] / Е.С. Рапацевич - Мн.: Современное слово, 2001.- 928 с.

2. Чирейкин, М.К. Повышение роли межкультурной коммуникации в условиях

глобализации современного общества[Текст] / М.К. Чирейкин //Интеграция

образовательного пространства с реальным сектором экономики. Ч.3 [Текст]: сб. материалов Международной научно-методической конференции - Новосибирск: СГГА, 2012. - С. 8-10.

3. Хасанбаева, Д.Х. Роль иностранного языка в профессиональной подготовке будущих специалистов [Текст] / Д.Х. Хасанбаева // ГЕО-Сибирь-2007. Т.6. Исследования по общетехническим и гуманитарным проблемам: сб. матер. III Междунар. научн. конгресса «Гео-Сибирь-2007» - Новосибирск : СГГА, 2007. - С.84-87.

4. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам [Текст] / И.А. Зимняя -М., 1991. -164 с.

5. Шевченко, С. С. Педагогические предпосылки успешного взаимодействия «преподаватель- студент» при обучении иностранным языкам в техническом вузе [Текст] / С.С. Шевченко // ГЕО-Сибирь-2007. Т.6. Исследования по общетехническим и гуманитарным проблемам: сб. матер. III Междунар. научн. конгресса «Гео-Сибирь-2007» -Новосибирск : СГГА, 2007. - С. 87-92.

6. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции [Текст] / З. Фрейд - СПб.: Азбука-классика, 2006. - 480 с.

7. Рубцова, А. В. Продуктивная лингводидактическая технология как средство развития личности изучающего ИЯ (продуктивный подход в профессиональном иноязычном образовании) [Текст] / А.В. Рубцова // Молодой ученый. - 2011. - №12. Т.2. - С. 132-134.

8. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения[Текст] / В.В. Давыдов - М.: Интор, 1996. - 541 с.

9. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст] / А.В. Хуторской - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

10. Брушлинский,А.В. Проблемы психологии субъекта[Текст] / А.В. Брушлинский -М.: Ин-т психологии РАН, 1994. - 108 с.

11. Ерёмин, Ю.В., Алмазова, Н.И. Методология и практика современного иноязычного образования в неязыковом вузе[Текст] Ю.В. Ерёмин, Н.И. Алмазов // Герценовские чтения. Иностранные языки. - Материалы межвузовской научной конференции. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.

12. Горелов, С. А., Саморазвитие как важнейшее условие эффективности деятельности руководителя ОВД [Текст]/ С.А. Горелов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. № 3. С.41-44.

© С.С. Шевченко, Н.Б. Баркунова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.