Научная статья на тему 'Оптимизация межличностных отношений в среде подростков с умственной отсталостью'

Оптимизация межличностных отношений в среде подростков с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
613
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морозова Я. В.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме межличностных отношений в среде подростков с умственной отсталостью. Автором раскрываются психологические аспекты рассматриваемой темы. Основное внимание в работе акцентируется на особенностях межличностных отношений подростков с умственной отсталостью и пути их коррекции. Автор дает общую характеристику представленных результатов экспериментального исследования, которые наглядно демонстрируют уровень проделанной работы. Проблема данной статьи мало изучена в современной литературе и требует дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Морозова Я. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация межличностных отношений в среде подростков с умственной отсталостью»

ОПТИМИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СРЕДЕ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

© Морозова Я.В.

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, г. Тула

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме межличностных отношений в среде подростков с умственной отсталостью. Автором раскрываются психологические аспекты рассматриваемой темы. Основное внимание в работе акцентируется на особенностях межличностных отношений подростков с умственной отсталостью и пути их коррекции. Автор дает общую характеристику представленных результатов экспериментального исследования, которые наглядно демонстрируют уровень проделанной работы. Проблема данной статьи мало изучена в современной литературе и требует дальнейших исследований.

Самым сложным периодом в онтогенезе человека является подростковый возраст. В нем осуществляется коренная трансформация уже сложившихся психологических структур, а также возникают новые преобразования, закладываются основы сознательного поведения, формируется общая тенденция в развитии нравственных представлений и социальных установок.

Межличностные отношения среди подростков - одна из главных меняющихся тенденций переходного возраста. Потребность в общении со сверстниками возникает у детей очень рано и с возрастом лишь усиливается. Уже у дошкольников дефицит общества сверстников отрицательно сказывается на развитии межличностных отношений, коммуникативных способностей, самооценки [1, с. 26, 89].

Подростничество - один из самых трудных возрастов, представляющий собой период становления личности. Особенно значимыми становятся для подростка отношения со сверстниками, так как именно посредством этих отношений происходит познание своего внутреннего мира, формирование системы ценностей, системы суждений об окружающем мире. Межличностные отношения со сверстниками влияют на становление «Я-концепции» подростка, включающий представления о самом себе, о своих физических и интеллектуальных свойствах. Поведение подростков по существу является коллективно-групповым [4, с. 35].

Изучение коммуникативных способностей у умственно отсталых подростков представляет собой важный аспект общей проблемы. Исследования в данной области дают возможность проследить за глубокими и своеобразными нарушениями, характерными для вербального развития детей данной категории.

Общение с окружающими людьми и умение вступить в беседу, поддержать ее очень важно для социальной адаптации человека.

Дети с интеллектуальными нарушениями редко проявляют инициативу в ситуации диалога. Это связано с речевым недоразвитием, с отсутствием мотивов и узким кругом интересов, с застенчивостью и неумением начать беседу, понять вопрос или высказывание собеседника, адекватно ответить ему.

Подростки с умственной отсталостью имеют больше проблем общения, чем подростки с нормальным психическим развитием, поскольку все сложности подросткового возраста усугубляются в этом случае отклонениями психического развития.

Коммуникативные умения подростков с умственной отсталостью развиты недостаточно, и это затрудняет их общение со сверстниками и взрослыми, приводит к трудностям социализации, к одиночеству и чувству отверженности [3, с. 53-72].

Таким образом, именно подростковый возраст является сенситивным периодом для формирования межличностных отношений. С этим связано повышенное внимание психологов и педагогов к изучению межличностных отношений подростков со сверстников.

Изучением межличностных отношений подростков занимались отечественные ученые - такие, как Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.П. Буев, Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев, М.Ю. Кондратьев, А.А. Кроник, Е.А. Кроник, В.Н. Мя-сищев, Н.Н. Обозов, Р.В. Овчарова, В.Н. Панферов, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Титаренко и многие другие.

Изучением лиц с умственной отсталостью занимались такие ученые, как М.Г. Блюмина, Л.В. Занков, С.С. Корсаков, Э. Крепелин, М.С. Певзнер, Л. Пожар, Г.Е. Сухарева, Г.А. Трошина, Г.Я. Трошин, К.Д. Ушинский и многие другие.

В настоящее время оптимизация, т.е. улучшение межличностных отношений особенно актуальна для детей с умственной отсталостью, так как для их социализации важно формировать положительные взаимоотношения как друг с другом, так и с обществом. На сегодняшний день это возможно сделать путем коррекционных занятий.

Уровень разработанности данной проблемы находится на довольно низком уровне, в связи с малой изученностью особенностей коммуникаций в среде подростков с умственной отсталостью.

Целю исследования является оптимизация межличностных отношений в среде подростков с умственной отсталостью с помощью авторской кор-рекционно-развивающей программы.

Гипотеза данной работы состоит в предположении о том, что составленная диагностическая программа поможет выявить нарушения межличностных отношений в среде подростков с умственной отсталостью, а авторская коррекционно-развивающая программа их оптимизирует.

В соответствии с целью и предметом исследования, и исходя из гипотезы данной работы, были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме межличностных отношений подростков с умственной отсталостью.

2. Подобрать и апробировать диагностическую программу по выявлению особенностей межличностных отношений в среде подростков с умственной отсталостью, проанализировать результаты.

3. На основании проведенной диагностики составить коррекционно-развивающую программу, направленную на оптимизацию межличностных отношений в среде подростков с умственной отсталостью.

4. Сделать сравнительный качественный и количественный анализ эксперимента. Доказать эффективность коррекционно-развивающей программы на практике и сделать выводы.

Исследование проводилось на базе государственного образовательного учреждения Тульской области «Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 1». В исследовании принимали участие 6 подростков с умственной отсталостью легкой степени, все мальчики.

Диагностическая программа включает следующие методики: «Социометрия» Дж. Морено, «Определение индекса групповой сплоченности» Си-шора, «Шкала психологической атмосферы» Ф. Фидлера - Ю.Л. Ханина, «Оценка отношений подростка с классом», «Наша группа» И.О. Мот-кова [2, с. 242-252].

Авторская коррекционно -развивающая программа включает в себя 12 занятий, каждое состоит из 2-3 упражнений. Длительность одного занятия 45 минут.

В ходе коррекционных занятий ребята учились релаксации; более свободно выражать свои чувства; формировали навык наблюдения друг за другом; говорили о своих недостатках; высказывали свое мнение; создавали позитивную атмосферу общения; учились быть благодарными; составляли и отрабатывали правила общения; приобретали навыки коллективной работы.

После реализации коррекционно-развивающей программы, направленной на оптимизацию межличностных отношений, были получены следующие сравнительные результаты: исходя из полученных данных, можно судить о том, что до коррекционной работы индекс социального статуса по методике «Социометрия» Дж.Морено распределился на 2 группы: «Звезды» (50 %) и «Предпочитаемые» (50 %). В основе выбора у подростков с умственной отсталостью лежат дружеские отношения, а также проявляется незначительный интерес к совместной деятельности. Выявлен такой характер связи как эмпатия. «Пренебрегаемых» и «Изолированных» в классе нет.

После проведения коррекционной работы выборы ребят поменялись, положительные и отрицательные связи стали иными, но положения в классе

сохранились. В классе уровень взаимоотношений подростков с умственной отсталостью остался высокий, положения «Звезды» и «Предпочитаемые» распределились по 50 %, пренебрегаемых и изолированных не появилось. Это свидетельствует о сохранной положительной тенденции в межличностных отношениях подростков.

В ходе проведения методики «Определение индекса групповой сплоченности Сишора», были получены следующие результаты: большинство класса - 66 % показали средний уровень сплоченности, 17 % отметили как высокий уровень, и 17 % - уровень ниже среднего. Можно сказать, что нестабильность в межличностных отношениях подростков с умственной отсталостью объясняется спецификой их нарушения.

После коррекционной работы можно увидеть тенденцию к улучшению количественных и качественных результатов. Сплоченность ребят возросла, и находится на уровне выше среднего у половины класса - его показали 49 %, отметили уровень сплоченности средним 34 %, высокий уровень показали 17 % подростков. Уровень ниже среднего не показал никто. Анализируя процентные соотношения можем видеть положительную тенденцию в ходе нашего исследования.

По результатам методики «Шкала психологической атмосферы» Ф. Фидлер, Ю.Л. Ханин, до коррекционной работы преобладает высокий уровень психологической атмосферы в классе - его показали 66 % подростков с умственной отсталостью. Средний уровень психологической атмосферы в классе показали лишь 34 % подростков.

После коррекционных занятий мы видим большой скачок в показателях -большинство класса - 83 % показали высокий уровень психологической атмосферы в классе. Остальные 17 % отметили уровень атмосферы средним.

Анализируя данные оценки отношений подростка с классом прагматический тип наблюдался у большинства класса - 49 %. Индивидуалистический и коллективистический тип отметили по 17 % подростков. Был выявлен смешанный тип восприятия у 17 % класса.

После проведения коррекционной работы наиболее положительный тип восприятия - прагматический - показали 48 %. Коллективистический тип отмечается у 32 % класса, остальные 20 % показали индивидуалистический тип. Таким образом ведущий тип восприятия в классе сменился на прагматический тип. Это значит, что подросток воспринимает группу с точки зрения «полезности» для достижения своих целей. Это свидетельствует о росте положительной динамики коррекционно-развивающей программы.

Анализ ответов, полученных в ходе проведения методики «Наша группа» И.О. Мотков позволил выявить то, что преобладающий уровень сплоченности в группе подростков с умственной отсталостью находится на среднем уровне у 66 % класса, высокий уровень отметили остальные 34 %.

Такой показатель как сплоченность группы заметно преобразился - в результате коррекционных занятий нам удалось получить равное процент-

ное соотношение - 50 % показали высокий уровень сплочённости и 50 % подростков отметили его как средний уровень.

Сравнивая результаты до коррекционных занятий и после их проведения, можем видеть, что количественные и качественные результаты возросли по всем методикам, а это значит, что программа по оптимизации межличностных отношений умственно отсталых подростков оказалась эффективной.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что задачи исследования решены, гипотеза нашла свое подтверждение, цель исследования достигнута, поэтому мы можем рекомендовать апробированную авторскую коррек-ционно-развивающую программу для оптимизации межличностных отношений в среде подростков с умственной отсталостью для специальных (кор-рекционных) школ VIII вида.

Список литературы:

1. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб., 2003. - 389 с.

2. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

3. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - 2-е изд. - М.: Академия, 2009. - 160 с.

4. Хухлаева О.В. Психология подростка. - М.: Академия, 2008. - 160 с.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

© Синицын М.А.*, Фролов С.А.*

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов

Семейная жизнь, правильное воспитание детей - это очень сложная задача, особенно в наше время. Со стороны СМИ делается все, чтобы разрушить семью. Пропагандируются нормы поведения на «западный манер», ведется активная борьба против многовековых православных норм жизни. Россия находится в эпицентре этой борьбы. Революция 1917 года сыграла роковую роль в отрыве от идеологических ценностей наших предков. В сознание людей стала насаждаться другая культура поведения, ведущая к разложению общества. Современному человеку, как кораблю в море необходим «маяк правильной семейной жизни». Семья последнего Российского Императора Николая II - яркий пример для подражания.

Ключевые слова: проблема взаимоотношений в семье, супружеская верность, семья Николая II, православная вера, воспитание детей.

* Студент. Научный руководитель: Фролов С.А.

* Старший преподаватель кафедры Истории и философии, кандидат исторических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.