Научная статья на тему 'Оптимизация досуга сельского населения на основе интеграции деятельности муниципальных учреждений культуры и досуга'

Оптимизация досуга сельского населения на основе интеграции деятельности муниципальных учреждений культуры и досуга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / ДОМА КУЛЬТУРЫ / БИБЛИОТЕКИ / МУЗЕИ / ДОСУГ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ / INTEGRATION / MUNICIPAL CULTURAL INSTITUTIONS / HOUSE OF CULTURE / LIBRARIES / MUSEUMS / LEISURE ACTIVITY OF MUNICIPAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова А. С.

В работе предпринята попытка научного осмысления природы, конструктивного потенциала и перспектив развития интегрированного взаимодействия отечественных муниципальных сельских учреждений культуры. Обосновывается выбор термина «интеграция» для обозначения изучаемого явления. Приводятся полученные в ходе проведения исследовательских мероприятий результаты изучения состояния интеграционных процессов между учреждениями культуры и досуга сельских муниципалитетов Алтайского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RURAL POPULATION''S LEISURE OPTIMIZATION ON BASIS OF MUNICIPAL CULTURAL ORGANIZATIONS ACTIVITY INTEGRATION

The article is focused on scientific understanding of nature, constructive potential and prospects of integrated interaction of domestic rural municipal cultural institutions. The author explains the choice of the term “integration” for the description of the phenomenon. The article also describes the results of the investigation of integration processes among municipal rural institutions of culture and leisure in the Altai region.

Текст научной работы на тему «Оптимизация досуга сельского населения на основе интеграции деятельности муниципальных учреждений культуры и досуга»

логическую готовность к осуществлению взаимодействия, эмоциональный фон занятий [2].

В рамках проблемы организации взаимодействия студентов разных курсов остро встает вопрос о том, чему принадлежит ведущая роль во взаимодействии: внешним стимулам или внутренним условиям. Отмечается три различные позиции по этому вопросу. Первая позиция ведущую роль отводит внешним воздействиям, вторая позиция подчеркивает и уравновешивает значение как внешних, так и внутренних условий, третья - утверждает во взаимодействии активность развивающейся личности. Исходя из указанных позиций, для создания ситуаций взаимодействия необходимо проектировать условия, способствующие активному включению всех участников образовательного процесса в обсуждение и выполнение действия при принятии решений на различных этапах организации студенческого взаимодействия; проявлению исследовательской позиции всех субъектов образования; объективации поведения, что предполагает получение постоянной обратной связи; партнерскому

Библиографический список

общению, что означает признание и принятие ценности личности каждого обучающегося, его мнения, интересов, особенностей, устремлений, перспективы личностного роста [3].

Важную роль в организации взаимодействия студентов разных курсов имеют материальные условия (аудиторный фонд для внеаудиторной работы, наличие технических средств обучения), временные (особенно для участия старшекурсников в учебной деятельности первокурсников), нормативно-методические (наличие планов, программ, проектов), морально-стимулирующие и административно-организационные.

Подводя итог всему вышеизложенному, еще раз подчеркнем, что образовательный процесс в вузе представляет собой целостную многоуровневую систему, в которой взаимодействие выполняет связующую роль между субъектами образования. Взаимодействие студентов разных курсов в образовательном процессе является важнейшим условием формирования моти-вационной сферы студентов, обеспечивающим успешность обучения в вузе.

1. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М., 2000.

2. Коротаева, Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии. - М., 2007.

3. Майер, А.А. Организация взаимодействия субъектов в ДОУ: учебно-методич. пособие / А.А. Майер, Л.Г. Богославец. - М., 2012.

4. Бурдуковская, Е.А. Личностное становление студента в социокультурной среде вуза / Е.А. Бурдуковская, А.А. Шумейко, Н.К. Щепкина. - Благовещенск, 2006.

5. Якунин, В.А. Педагогическая психология: учеб. пособ. - СПб., 2000.

6. Глушков, И.Г. Основы самостоятельной деятельности студентов: учеб. пособ. - Сургут, 2001. Bibliography

1. Kodzhaspirova, G.M. Pedagogicheskiyj slovarj / G.M. Kodzhaspirova, A.Yu. Kodzhaspirov. - M., 2000.

2. Korotaeva, E.V. Pedagogicheskie vzaimodeyjstviya i tekhnologii. - M., 2007.

3. Mayjer, A.A. Organizaciya vzaimodeyjstviya subjhektov v DOU: uchebno-metodich. posobie / A.A. Mayjer, L.G. Bogoslavec. - M., 2012.

4. Burdukovskaya, E.A. Lichnostnoe stanovlenie studenta v sociokuljturnoyj srede vuza / E.A. Burdukovskaya, A.A. Shumeyjko, N.K. Thepkina. - Blagovethensk, 2006.

5. Yakunin, V.A. Pedagogicheskaya psikhologiya: ucheb. posob. - SPb., 2000.

6. Glushkov, I.G. Osnovih samostoyateljnoyj deyateljnosti studentov: ucheb. posob. - Surgut, 2001.

Статья поступила в редакцию 24.01.14

УДК 379.81

Frolova A.S. RURAL POPULATION'S LEISURE OPTIMIZATION ON BASIS OF MUNICIPAL CULTURAL ORGANIZATIONS ACTIVITY INTEGRATION. The article is focused on scientific understanding of nature, constructive potential and prospects of integrated interaction of domestic rural municipal cultural institutions. The author explains the choice of the term "integration" for the description of the phenomenon. The article also describes the results of the investigation of integration processes among municipal rural institutions of culture and leisure in the Altai region.

Key words: integration, municipal cultural institutions, house of culture, libraries, museums, leisure activity of municipal community.

А.С. Фролова, аспирант АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: rus.librarian@yandex.ru

ОПТИМИЗАЦИЯ ДОСУГА СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА

В работе предпринята попытка научного осмысления природы, конструктивного потенциала и перспектив развития интегрированного взаимодействия отечественных муниципальных сельских учреждений культуры. Обосновывается выбор термина «интеграция» для обозначения изучаемого явления. Приводятся полученные в ходе проведения исследовательских мероприятий результаты изучения состояния интеграционных процессов между учреждениями культуры и досуга сельских муниципалитетов Алтайского края.

Ключевые слова: интеграция, муниципальные учреждения культуры, дома культуры, библиотеки, музеи, досуг сельского населения.

(Продолжение. Начало см. в № 6 за 2013 г.)

Одной из задач исследования выступал поиск печатных упоминаний о конкретных формах интегрированного взаимодействия учреждений (таковые обнаружены с привязкой к структурам муниципальной сельской культурно-досуговой сферы населённых пунктов 6-ти федеральных округов Российской Федерации) (таблица 1) [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8 и др.]. Состав форм работы приводится по классификации, изложенной В.В. Туевым в издании «Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах»

[9, с. 23], а наименование технологии дано по формулировкам, изложенным в источнике «Современные технологии социально-культурной деятельности» [10, с. 20-26].

Для выяснения современного состояния и перспектив развития интеграционных процессов в системе взаимодействия организационно-оформленных субъектов сельской муниципальной культурно-досуговой сферы Алтайского края был проведен ряд исследований. Результаты одного из них представлены далее. Среди участников Краевого совещания директоров библиотечных систем Алтайского края (г. Барнаул, 29 марта 2011 г.) был

Таблица 1

Состав форм, посредством которых муниципальные сельские учреждения культуры осуществляют участие в интеграционном взаимодействии (с указанием месторасположения учреждений на территории федеральных округов России)

Наименование федерального округа Российской Федерации Наименование форм Наименование задействованных технологии

Массовые Групповые Индивидуальные Функциональные Общие Дифференцированные

Приволжский вечер-встреча, викторина, дискотека, игровая программа, конкурс, концерт, массовое гуляние, митинг, праздник, театрализованное представление, тематический вечер, чтения. вокальная студия, клуб, кружок, научно-практическая конференция, обзор литературы, театральная студия, час информации, экскурсия. репетиция. технология информационно- познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и любительских объединений. игровые технологии, коммуникативные технологии. технология молодёжного досуга, технология организации досуга детей и подростков, технология организации досуга лиц среднего и пожилого возраста технология семейного досуга.

Северо-Западный выставка, игровая программа, конкурс, концерт художественной самодеятельности, театрализованное представление, тематический вечер, фестиваль. клуб, любительское объединение, обзор литературы, семинар, экспедиция. индивидуальное занятие в кружке, работа в творческих мастерских, подбор информационных по запросу, составление рекомендательного списка. рекреативно-оздоровительная технология, технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и любительских объединений. игровые технологии. технология молодёжного досуга, технология организации досуга детей и подростков, технология организации досуга лиц среднего и пожилого возраста технология семейного досуга.

Сибирский вечер вопросов и ответов, вечер-встреча, викторина, выставка, день информации, дискотека, игровая программа, конкурс, концерт, митинг, народное гуляние, праздник, театрализованное представление, фестиваль, форум. беседа, клуб, конференция, литературная гостиная, обзор литературы, посиделки, семинар, экскурсия. индивидуальная беседа, составление рекомендательного списка литературы, формирование базы данных (библиографической и полнотекстовой), формирование папки-досье. технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и любительских объединений. игровые технологии, коммуникативные технологии. технология молодёжного досуга, технология организации досуга детей и подростков, технология организации досуга лиц среднего и пожилого возраста технология семейного досуга.

Уральский викторина, игровая программа, конкурс, тематический вечер. проектная деятельность. работа в творческих мастерских. технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и любительских объединений. игровые технологии технология молодёжного досуга, технология организации досуга детей и подростков, технология организации досуга лиц среднего и пожилого возраста технология семейного досуга.

Центральный вечер-встреча, выставка, день информации, игровая программа, конкурс, праздник, театрализованное представление, тематический вечер. деловая игра клуб, конференция, круглый стол, литературная гостиная, семинар. индивидуальная беседа. технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и любительских объединений. игровые технологии, коммуникативные технологии. технология молодёжного досуга, технология организации досуга детей и подростков, технология организации досуга лиц среднего и пожилого возраста технология семейного досуга.

Южный литературный вечер. клуб, час информации, экскурсия. технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и любительских объединений. коммуникативные технологии. технология молодёжного досуга, технология организации досуга детей и подростков, технология организации досуга лиц среднего и пожилого возраста технология семейного досуга.

Таблица 2

Состав субъектов интеграционного взаимодействия библиотек-респондентов с другими сельскими учреждениями культуры и досуга и перечень форм, посредством которых оно осуществляется

Состав муниципальных учреждений культуры и досуга - субъектов профессионал ьных контактов, с указанием их популярности в этом качестве среди библиотек, % Состав форм, посредством которых осуществляется интеграционное взаимодействие библиотек-респондентов с другими сельскими учреждениями культуры и досуга Алтайского края

массовые групповые индивидуальные

библиографические групповые беседы с изготовление

обзоры и презентации жителями села, тематических списков

новых книг, диспуты, литературы по заказу

Дом культуры викторины, конкурсы, женские посиделки, других учреждений

(100) олимпиады, чаепития и прочие камерные культуры,

Музей встречи с интересными мероприятия, индивидуальные беседы с

(38) людьми, клубы по интересам и жителями села.

Кинотеатр выставки литературы и любительские объединения,

(21) подборки газетных коллективы художественной

Центр детского творчества публикаций, самодеятельности, кружки и

(13) игровые программы, студии,

Спортивно-зрелищный избирательные кампании, практические и читательские

комплекс собрания сельчан, конференции,

(8) концерты художественной разработка и реализация

Картинная галерея самодеятельности, совместных планов работы.

(4) включающие в себя

Центр декоративно- библиотечные

прикладного творчества презентации,

(4) литературные вечера,

Парк культуры творческие гостиные,

(0) научно-популярные

лекции,

чествования ветеранов

войны и труда, юбиляров.

проведен экспертный опрос 24 руководителей муниципальных сельских библиотек, предполагавший в качестве целей выяснение состава участников отношений сотрудничества в системе функционирования учреждений культуры, набора форм, посредством которых реализуется взаимодействие, отношения специалистов к интеграционным процессам в системе муниципальной культурно-досуговой сферы, а также ряд других вопросов.

По итогам анализа ответов респондентов стало возможным определить состав основных партнеров сельских библиотек Алтайского края и уровень популярности в этом качестве (см. табл. 2, столбец № 1). В число трех учреждений культуры, наиболее часто выступающих в качестве субъектов сотрудничества, входят сельские дома культуры (клубы), школы искусств и музеи. Согласно статистическим данным численности учреждений культуры в России и Алтайском крае, дома культуры (клубы) являются, наряду с библиотеками, самыми распространенными на селе.

Анализ данных экспертного опроса позволил также выявить состав форм, посредством которых осуществляется профессиональное взаимодействие библиотек-респондентов с другими учреждениями культуры (см. табл. 2). Наименование форм приведено по классификации, изложенной В.В Туевым в источнике «Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах» [9, с. 23].

Респондентам было предложено оценить перспективы развития профессиональных контактов учреждений культуры. Большинством (более 80%) экспертов они были оценены как «благоприятные», потому, что:

• «совместно легче готовить и проводить мероприятия, к таким мероприятиям больше интереса жителей села»;

• «есть тесный контакт между учреждениями культуры, налажена связь с сообществом села»;

• «на протяжении ряда лет осуществляется совместная деятельность»;

• «в этом заинтересованы все учреждения»;

• «мы делаем одно дело, участвуем в общих программах»;

• «есть понимание общих задач»;

• «руководители учреждений находят общий язык, имеют общего учредителя, взаимодополняют друг друга по составу фондов»;

• «повышается эффективность работы и это видно»;

• «у каждого учреждения есть своя специфика, что позволяет привносить в каждое мероприятие что-то качественно новое и интересное»;

• «повысилось качество проводимых мероприятий; появляется возможность взаимовыручки».

На вопрос о необходимости и полезности установления и укрепления профессиональных контактов между учреждениями культуры подавляющее большинство респондентов ответило утвердительно. Вместе с тем, в ходе опроса в большинстве случаев выяснилось наличие утвержденного главой сельского муниципалитета плана работы учреждений культуры, нацеливающего на их сотрудничество в решении культурных проблем района.

Таким образом, по итогам исследования стало возможным заключить, что идея необходимости использования библиотечных форм в социально-культурной деятельности, установления между учреждениями культуры взаимовыгодного партнерства признана участниками исследования обоснованной.

Анализ материалов профессиональной периодической и непериодической печати, а также материалов собственных исследований, проведенных с целью научной разработки настоящей темы, позволяет констатировать наличие и динамику развития взаимодействий между современными учреждениями культуры. Учёт сложностей современной ситуации в отечественной социально-культурной сфере обуславливает рассмотрение интеграционных процессов в качестве стратегически важного ресурса её функционирования в силу признания объединения потенциалов учреждений культуры в качестве фактора повышения эффективности решения важнейших социально-культурных задач муниципального сообщества.

Система организованного силами учреждений культуры открытого досугового пространства муниципального масштаба обязательной включает в себя педагогические процессы воспитания комплекса информационных, культурных и духовных потребностей личности, уровень развития которых служит индикатором уровня качества жизни муниципального сообщества. В связи с этим интегрирование деятельности и усилий муниципальных структур сферы культуры может быть рассмотрено как перспективное направление социально-культурной поддержки населения в системе практики управления социально-культурной жизнью региона.

Библиографический список

1. Абрамова, Т. По соседству мы живем... // Библиополе. - 2008. - № 2.

2. Белозерова, Н. Легко ли быть первым // Библиотека. - 2009. - № 9.

3. Библиотеки Кировской области. Социальное партнерство. Связи с общественностью библиотек Кировской области в 2009 году [Э/р].

- Р/д: http://www.herzenlib.ru/cbs/metod/detail.php?CODE=2009_rab_spec_bibl_0803_06.

4. Бойцова, Л. Под одной крышей: самовары, лапти и караоке // Библиотечное дело. - 2009. - № 3.

5. Клавен, Л.А. Хроника одного превращения: как организовать единое культурно-досуговое пространство // Библиотечное дело. - 2009.

- № 3.

6. Кяпянова, Т. Собраться вместе - только начало: сельская библиотека в структуре культурно-спортивного комплекса // Библиотечное дело. - 2009. - № 3.

7. Мозелова, Я.И. Среда корпоративного взаимодействия: библиотека как равноправный партнер в культурно-досуговом центре // Библиотечное дело. - 2009. - № 3.

8. Осипова, И.П. Социальное партнерство как один из механизмов реализации библиотечной политики: опыт и проблемы // Библиотечное дело XXI. - 2005. - № 2.

9. Ступников, Н. В. Работа учреждений культуры Калачеевского муниципального района [Воронежской области] с детьми, подростками и молодежью в 2010 г. [Э/р]. - Р/д: http://www.adminkalach.ru/culture/ 101/829.

10. Туев, В.В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах. - Барнаул, 2006.

11. Современные технологии социально-культурной деятельности / под ред. Е.И. Григорьевой. - Тамбов, 2002.

Bibliography

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Abramova, T. Po sosedstvu mih zhivem... // Bibliopole. - 2008. - № 2.

2. Belozerova, N. Legko li bihtj pervihm // Biblioteka. - 2009. - № 9.

3. Biblioteki Kirovskoyj oblasti. Socialjnoe partnerstvo. Svyazi s obthestvennostjyu bibliotek Kirovskoyj oblasti v 2009 godu [Eh/r]. - R/d: http:// www.herzenlib.ru/cbs/metod/detail.php?C0DE=2009_rab_spec_bibl_0803_06.

4. Boyjcova, L. Pod odnoyj krihsheyj: samovarih, lapti i karaoke // Bibliotechnoe delo. - 2009. - № 3.

5. Klaven, L.A. Khronika odnogo prevratheniya: kak organizovatj edinoe kuljturno-dosugovoe prostranstvo // Bibliotechnoe delo. - 2009. - № 3.

6. Kyapyanova, T. Sobratjsya vmeste - toljko nachalo: seljskaya biblioteka v strukture kuljturno-sportivnogo kompleksa // Bibliotechnoe delo. -2009. - № 3.

7. Mozelova, Ya.I. Sreda korporativnogo vzaimodeyjstviya: biblioteka kak ravnopravnihyj partner v kuljturno-dosugovom centre // Bibliotechnoe delo. - 2009. - № 3.

8. Osipova, I.P. Socialjnoe partnerstvo kak odin iz mekhanizmov realizacii bibliotechnoyj politiki: opiht i problemih // Bibliotechnoe delo XXI. -2005. - № 2.

9. Stupnikov, N. V. Rabota uchrezhdeniyj kuljturih Kalacheevskogo municipaljnogo rayjona [Voronezhskoyj oblasti] s detjmi, podrostkami i molodezhjyu v 2010 g. [Eh/r]. - R/d: http://www.adminkalach.ru/culture/ 101/829.

10. Tuev, V.V. Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj v tablicakh i skhemakh. - Barnaul, 2006.

11. Sovremennihe tekhnologii socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti / pod red. E.I. Grigorjevoyj. - Tambov, 2002.

Статья поступила в редакцию 04.10.13

УДК 373.1.02:372.8

Torbogosheva V.M., Kudashova E.I., PetrovA. V. THE USE OF PHYSICAL LAWS AS EDUCATIONAL CONCEPTUAL COMPLEXES. The study reveals features of the use of physical laws as educational conceptual complexes in a learner-oriented developing training of students in physics at the University.

Key words: physical laws, training conceptual complexes, developing training.

В.М. Торбогошева, аспирантка ГАГУ, г. Горно-Алтайск; Е.И. Кудашова, канд. пед. наук, доц. ГАГУ, г. Горно-Алдтайск; А.В. Петров, д-р пед. наук, проф. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, mnko@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ КАК УЧЕБНЫХ ПОНЯТИЙНЫХ КОМПЛЕКСОВ

В работе раскрываются особенности использования физических законов как учебных понятийных комплексов в условиях личностно ориентированного развивающего обучения студентов физике в вузе.

Ключевые слова: физические законы, учебные понятийные комплексы, развивающее обучение.

Как было показано в ряде диссертационных работ [1; 2], включение в процесс обучения физике учебных понятийных комплексов позволяет осуществлять разноуровневый характер обучения: эмпирический, теоретический, практический и методологический. Причем наиболее полно свои дидактические возможности учебные понятийные комплексы могут проявить в рамках личностно ориентированного развивающего обучения (РО) студентов общей физике.

В основании педагогической системы развивающего обучения лежит закон Л.С. Выготского о развитии психических функций человека [3, с. 387]. Раскрывая суть этого закона, Л.С. Выготский заявляет, что существенным принципом обучения является то, что оно создает зоны ближайшего развития. Работа с опорой на зону ближайшего развития обучающегося помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. Зона ближайшего развития характеризует ту область действий и задач, которые учащийся еще не может выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении педагога. Но то, что он выполняет сегодня с помощью педагога, завтра становится уже внутренним достоянием учащегося, его новой способностью, знанием, умением.

Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у учащегося потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой схемы решения, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия, но и выдвижение гипотезы поиск идей и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между известным и неизвестным.

Основная задача педагога в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности студента, направленной на формирование познавательной самостоятельности. В основе развивающего обучения с точки зрения его организации лежит общение и диалоговые технологии, которые представляют собой форму организации и метод обучения, основанные на диалоговом мышлении во взаимодействующих дидактических системах субъект-субъектного уровня.

Суть развивающего обучения состоит в том, что студент не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.