Научная статья на тему 'Определение экономической эффективности инвестиционного проекта в геодезических изысканиях'

Определение экономической эффективности инвестиционного проекта в геодезических изысканиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕТА ФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ / СИСТЕМА КОЭФФИЦИЕНТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ФИНАНСОВЫЕ ЗАТРАТЫ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ / СТОИМОСТЬ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРУДОЗАТРАТ / THE ESTIMATE OF FINANCING OF SURVEY WORKS / THE SYSTEM OF COEFFICIENT INDICATORS / FINANCIAL EXPENSES OF EXPLORATION WORKS / COST OF ENGINEERING RESEARCHES / THE COMPARATIVE ANALYSIS OF LABOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартыненко Н.К., Сабирова В.К.

В данной статье рассматривается проблема повышения экономической эффективности предприятия через нововведения. Для улучшения финансового состояния предприятия, его оздоровления на определенном этапе возникает необходимость внедрения инноваций. Для этого требуется провести предварительную работу по обоснованию экономической выгоды, определиться со сроком вкладов, объёмом, учесть все риски и просчитать рентабельность предприятия. Проведена сравнительная оценка издержек по проведению инженерно-геодезических изысканий традиционным способом и по предложенному инновационному проекту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мартыненко Н.К., Сабирова В.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF COST EFFICIENCY THE INVESTMENT PROJECT IN GEODETIC RESEARCHES

In this article the problem of increase in cost efficiency of the enterprise through innovations is considered. For improvement of a financial condition of the enterprise, its improvement at a certain stage there is a need of introduction of innovations. For this purpose carrying out preliminary work on justification of an economic benefit is required, to decide on the term of deposits, volume, to consider all risks and to count profitability of the enterprise. The comparative assessment of costs for carrying out engineering and geodetic researches and on the offered innovative project is carried out in the traditional way.

Текст научной работы на тему «Определение экономической эффективности инвестиционного проекта в геодезических изысканиях»

УДК: 330.3

ББК: 65.05

Мартыненко Н.К., Сабирова В.К. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА В ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЯХ

Martynenko N.K., Sabirova V.K. DETERMINATION OF COST EFFICIENCY THE INVESTMENT PROJECT

IN GEODETIC RESEARCHES

Ключевые слова: смета финансирования изыскательских работ, система коэффициентных показателей, финансовые затраты геологоразведочных работ, стоимость инженерных изысканий, сравнительный анализ трудозатрат и стоимости работ при проведении изысканий традиционным способом и при помощи беспилотных летательных аппаратов.

Keywords: the estimate of financing of survey works, the system of coefficient indicators, financial expenses of exploration works, cost of engineering researches, the comparative analysis of labor costs and costs of works when carrying out researches in the traditional way and by means of unmanned aerial vehicles.

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема повышения экономической эффективности предприятия через нововведения. Для улучшения финансового состояния предприятия, его оздоровления на определенном этапе возникает необходимость внедрения инноваций. Для этого требуется провести предварительную работу по обоснованию экономической выгоды, определиться со сроком вкладов, объёмом, учесть все риски и просчитать рентабельность предприятия. Проведена сравнительная оценка издержек по проведению инженерно-геодезических изысканий традиционным способом и по предложенному инновационному проекту.

Abstract: in this article the problem of increase in cost efficiency of the enterprise through innovations is considered. For improvement of a financial condition of the enterprise, its improvement at a certain stage there is a need of introduction of innovations. For this purpose carrying out preliminary work on justification of an economic benefit is required, to decide on the term of deposits, volume, to consider all risks and to count profitability of the enterprise. The comparative assessment of costs for carrying out engineering and geodetic researches and on the offered innovative project is carried out in the traditional way.

Россия располагает огромными запасами нефти. Сейчас доминирующим регионом по расположению месторождений нефти является Уральский федеральный округ, в 2016 г. в Тюменской области, Ханты-Мансийском АО и Ямало-Ненецком АО было добыто 284,1 млн т. нефти, что составило 51,2% добытой в России нефти.

На сегодняшний день разведанность новых месторождений нефти центральных регионов России и Западной Сибири достигает 65-70%, в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока лишь на 6-8%, а шельфы северных морей исследованы примерно на 1%. На долю малодоступных регионов приходится 50% прогнозных запасов углеводо-

рода. Объем добычи нефти и газового конденсата в РФ в 2018 г. вырос на 1,6% по сравнению с 2017 г. и составил 555,84 млн т.

Постановлением Правительства утверждена Государственная программа повышения уровня социально-экономического развития Арктической зоны России до 2020 года.

Планируется, что реализация данной государственной программы позволит создать принципы опережающего социально-экономического развития Арктической зоны, а также достижения стратегических интересов и создания надежной основы безопасности Российской Федерации в Арктике.

Перспективные уровни добычи нефти в

нашей стране будут определяться следующими моментами:

- возросшей потребностью в жидком топливе и ростом мировых цен на него;

- совершенствованием транспортной инфраструктуры;

- налоговой политикой;

- научно-техническими разработками в разведке и освоением новых месторождений;

- качеством получаемого сырья.

Несомненно, объемы добычи углеводородов будут различаться в зависимости от социально-экономического политики страны при любой динамике цены нефти.

Тактическими задачами развития нефтегазовой отрасли являются:

- обеспечение добычи необходимым объемом запасов и их размещением;

- более плавная, постепенная аккумуляция добычи без заблаговременного снижения с сохранением достигнутого уровня добычи на максимальный срок, учитывая интересы последующих поколений россиян.

Газовая промышленность является самой молодой и эффективной отраслью топливно-энергетического комплекса. Объем добычи газа в РФ в 2018 г. вырос на 4,9% по сравнению с показателем 2017 г. и составил 725,17 млрд куб. м. При этом, основным газодобывающим регионом страны является Ямало-Ненецкий автономный округ, где, по оценкам специалистов, скрыто 72% всех запасов страны, а именно, Надым-Пур-Тазовский район.

В целях повышения эффективности развития газовой промышленности и ее функционирования в нашей стране предусматривается реализация крупных мер научно-технического прогресса, в том числе с участием государства, направленные на использование перспективных способов бурения, добычи, переработки и потребления газа, усовершенствованием газотранспортной магистральной системы, улучшением механизма транспортировки газа, объемов и порядка накопления запасов, а также технологий сжижения газа.

Каковы запасы углеводородов, какую ценность они представляют собой с экономической точки зрения, насколько доступны для разработки и каков объем конкретного месторождения, - узнать все это становится

возможным благодаря геологоразведочным работам.

Необходимо отметить, что проведение геологоразведочных работ не такая простая задача. Помимо технических и технологических трудностей требуются большие финансовые затраты, это не менее 40% от финансирования всех работ по подготовке к добыче.

Состав и объем основных и вспомогательных планируемых и выполняемых работ формируют стоимостную смету изысканий.

Такие виды изысканий, как полевые, выполняемые в экспедиционных условиях, а также кабинетные - камеральные и лабораторные, напрямую способствующие получению изыскательских проектов, отчетной документации, - относятся к основным видам. Ко второстепенным видам изысканий относят различные вспомогательные работы по монтажу и демонтажу оборудования.

Главные и вспомогательные работы, которые проводятся на месторождениях или носят полевой характер работ, считаются выполняемыми в экспедиционных условиях, если работникам, выполняющим эти работы, выплачиваются командировочные расходы1.

Цена изыскательских работ зависит от ряда составляющих:

- от вида изысканий и условий проведения;

- от объемов работ;

- от условий и сроков выполнения запланированного;

- от специфики климата;

- от того, насколько уже освоена данная территория.

Если взять во внимание, что изыскания проводятся в «поле», причем сама контора отдалена на 150 км, вводится поправка Птрансп? определяемая как: (1):

где Р - расстояние от базы, км;

- использование горючего на 100 км/л;

- стоимость используемого горючего,

руб./л;

- количество единиц автотранспорта.

Дашков Р.Ю. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли - М., 2017.

Рассчитывая поправку на транспорт, учесть среднюю норму расхода горючего на следует определить группы используемого каждый вид в соответствии с тактико-транспорта, например, автомобилей, а также техническими характеристиками (таблица 1).

Таблица 1 - Средняя норма горючего

Тип автомашины Расход горючего, л. 1С: С ;-;м

1. Транспорт первого типа 10,5

2. Транспорт второго типа 19

3. Грузовые машины на бензине 44,5

4. Грузовые машины на дизтопливе 49,5

^ 2'570-19'Зб-1 779760 ,

Пграсп = Л-—-= = 7797,6 руб.

100

100

Поправка расхода на транспорт с уче-

том машино-часов П

даст более

трасп.маш-час,

четкий показатель финансовых затрат (2):

2Р-1маш.час-К

п

грасп,маш-час.

= х

"т|ранп.ед.

(2)

где 1маш. час - финансовые затраты на один машино-час;

- скорость транспортной единицы, км/ч.

П

трасп.маш-час,

_ „2'570-24Э,7-1- _ 284658 - Ь — - ол •= 3358,22руб.

80

80

Сумму финансирования инженерных изыскательских работ составят себестои-мостные затраты организации, окупаемость, затраты на инженерные работы (3):

-пыж,изыск,

- Зсебесг. (1 + О) - К]

поправочн

, (3)

где СИНЖ ИЗЫСК1 - сумма финансирования инженерных изыскательских работ,

тыс. руб.;

- себестоимостные затраты организации, тыс. руб.;

С! - окупаемость;

К-:-•:■==:-::-:.= 0,88 - величина поправочного коэффициента.

В целом расчет сметы финансирования изыскательских работ, как правило, применяет целую систему коэффициентных показателей.

В первую очередь это районный коэффициент ( Крайонн ); коэффициент работ в

неблагоприятных климатических условиях (Кнеблагопр.клим.); коэффициент динамики

накладных расходов (К

накл ;; коэффициент динамики сметной прибыли (Ксм&тнприй); коэффициент негативного воздействия на

ЭКОЛОГИЮ (^негатив.эколог)■

Коэффициент работ в неблагоприятных климатических условиях (КШблаголр1Ш1И)(4):

^неблагопр.клим, Ф оп л .удел ьн.

(4)

= 0,35 - показатель

где Фопл.удельн,

удельного веса фонда оплаты труда в стоимостном выражении 1 -го км изысканий;

3-.::.: - уровень заработной платы

специалиста северного региона; - северная надбавка; 3- - зарплата специалиста изыскателя центрального региона.

^неблагопр.клим. 0,35

50+40 4Ё

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-=0,7

Коэффициент динамики накладных расходов (Кнакл) определяется (5):

-,—110

, (5)

где Ннакл - % показатель нормирования накладных затрат фонда оплаты труда на предприятии.

Коэффициент динамики сметной прибыли (Ксметн.пряб.) (6):

Нп-95

К,

■сметн.приб,

100

(6)

где Нп - % показатель нормирования сметной прибыли фонда оплаты труда на

предприятии;

- норматив сметной прибыли в процентах к фонду оплаты труда, установленный в соответствии с Методическими указаниями проведения экспертизы при инженерных изысканий 8 - 134.2004, %1.

100-110 100

К,

90-95

сметн.приб,

,

.

100

(7)

(8)

Все экономические затраты предприятия за определенный период деятельности можно разделить на постоянные и переменные. К постоянным затратам относятся те виды выплат, которые имеют постоянный характер и не влияют на объемы выпущенной продукции. Например, расходы на аренду помещений, установку новых производственных линий, содержание администрации, услуги страхования промышленных рисков, выплаты процентов за полученные кредиты и прочее. Переменные затраты - расходы, которые напрямую влияют на объем выпускаемой продукции. К ним можно отнести закупку сырья, оплату труда работников, приобретение спецодежды, расходы на лабораторные исследования, страхование транспорта и прочее. Самое верное определение переменных затрат заключается в том, что они отсутствуют при полной остановке производства, в отличие от постоянных затрат, которые существуют в течение всего времени существования предприятия.

Рассчитаем изысканий (9):

стоимость инженерных

С,

и,я

1 + кнр

шин.1 "наш

стоимость,

) ^ ^гри ^граш;

(9)

величина посто-

величина переменная,

где А — янная, руб.;

- стоимость

руб.;

- коэффициент удаленности объек та изысканий.

Методические рекомендации по проведению экспертизы материалов инженерных изысканий для технико-экономических обоснований (проектов, рабочих проектов) строительства объектов МДС 11-5.99.

Нормативы - коэффициенты для 50-ти километровой протяженности изысканий:

При протяженности изыскиваемой трассы до 50 км к расчету стоимости полевых работ применимы следующие коэффициенты: до 5 км - 1,5; до 25 км - 1,2; до 50 км - 1,1.

Рассчитаем стоимость инженерно-геодезических изысканий для кустовой площадки коридора коммуникаций на За-падно-Каюмовском месторождении Ханты-Мансийского автономного округа. Накладные расходы в проектной организации составляет 100% величины фонда оплаты труда, норма сметной прибыли - 90% фонда оплаты труда. Изыскания проводятся в нормальных условиях.

При условии, что постоянной величиной стоимости А является показатель: 44,5 млн руб., переменной величиной стоимости В является показатель: 24,75 млн руб. Планируемые инженерно-геодезические изыскания намерено проводить на достаточно отдаленной местности, следовательно, следует произвести расчет поправок транспорта и командировочных:

2 570 19-361 _ 779760

п

грасп

100

100

,

С«, = (4,45 + 24,75) -(1 + 1 ■ (- 0,05 -Ь 2,45) + 7797,6 + 3558,2)) ■

руб.

При условии, что показатель коэффициента отчислений в бюджет и надбавки командировочных расходов составляют 1,36%; жалование геолога-геодезиста составило в среднем около 50 тыс. руб.; используя показатель суточного времени - 24 час.; показатель удельного веса заработной платы в себестоимости работ: 0,35; и показатель трудозатрат в человеко-днях, произведем расчет себестои-

мости работ предприятия «

Рассчитать величину себестоимости для предприятия «*****» можно иным путем, используя данные показатели (10):

-■инж.изыск.

1,36 ■ 50 24 ■ 0,35

(Ю)

118,3 = 957,6 тыс. руб.

Стоимость изыскательских работ в различных вариантах индивидуально определяется как (11):

Стоимость изысканий в нашем случае

составит:

Снр = (957,6 ■ (1 + 0,17) + 7797,6 + 3558,22) ■ 1,7 ■ (1- 0,7-0,1) = 4241,9 тыс. руб

В настоящее время для повышения эффективности в добыче полезных ископаемых специалисты в области геологоразведки из разных стран широко обсуждают достоинства использования и проблемы внедрения беспилотных летательных аппаратов1.

В нашей стране несомненный опыт использования беспилотников в нефтегазовой отрасли уже имеется. Одни предприятия сделали свой выбор в пользу беспилотных летальных аппаратов, опираясь на положительную практику коллег, другие пока приглядываются к результатам единомышленников. Тестирования беспилотников отечественного производства проводились на Советском и Вахском месторождениях в Стрежевском районе Томской области.

Принимая во внимание значительную протяженность трубопроводов различного назначения - почти 5 тыс. км, и площадь территории, охваченной деятельностью,

применение беспилотников позволяет, например, компании «Томскнефть» решать комплекс задач, в частности, повысить качество мониторинга нефтепроводов, гарантировать надежность их эксплуатации, обеспечивать обнаружение несанкционированных перемещений в охранной зоне.

Для реализации упомянутых функций беспилотные летательные аппараты снабжены специальной фото- и видеоаппаратурой для проведения съемки. Помимо видеонаблюдения, при облете территорий используется теп-ловизионный канал. За один час беспилотник может облететь территорию в десятки квадратных километров. Продолжительность полета в среднем составляет 2,5 часа, скорость полета - около 70 км в час. Большинство аппаратов приспособлены для эксплуатации на территории Сибири и могут летать при 30° морозе и в 40° жару.

Получаемые данные передаются с беспилотных летательных аппаратов, отражаются на мониторе компьютера, также производится запись на карту памяти. Управляющий полетом может вручную менять траекторию движения беспилотника, возвращать его в заданную точку и отснять объект вновь.

Наглядно представим проведенные ранее результаты сравнительного анализа трудозатрат и стоимости работ при проведении изысканий традиционным способом и при помощи беспилотных летательных аппаратов на месторождении площадью 328 га (таблица 2).

Таблица 2 - Сравнительный анализ трудозатрат и стоимости работ при проведении изысканий

Наименование видов работ Площадь, га Полевые работы, к.д. Камераль-ные работы, к.д. Стоимость трудозатрат, тыс. руб. Командировочные расходы, тыс. руб. Транспортные расходы. тыс. руб. Итого: тыс. руб.

1.БПЛА + камеральные работы 328 га 7 объектов 14 21 256,389 60,0 54,18 370,569

2.Наземная съемка +камераль-ные работы 20 21 316,727 110,0 77, 4 504,127

Итоговая разница по видам работ 60,338 133,558

Сухачев А.Б. Беспилотные летательные аппараты. Состояние и перспективы развития: аналитический обзор. - М., 2007.

Результат сравнения по видам работ выявил уменьшение следующих показателей:

- полевые работы - на 6 дней;

- стоимость по трудозатратам - на 60,338 тыс. руб.;

- командировочные расходы - на 50,0 тыс. руб.;

- расходы на транспорт - на 23,22 тыс.

руб.

Для оценки продуктивности инвестиционного проекта внедрение технологии изысканий при помощи беспилотных летательных аппаратов используем методику оценки его эффективности. Методика основана на сравнении величины исходной инвестиции с общей суммой дисконтированных чистых поступлений, генерируемых в течение прогнозируемого срока - трех лет.

Порядок расчета следующий:

1. Определяем величину начальных инвестиций.

2. Рассчитаем текущую стоимость будущих поступлений от проекта, для этого доходы за каждый год приводятся к текущей стоимости по формуле (12)

(12)

где Рк - объем денежных поступлений в к - том году;

РУ - общая величина денежных поступлений за к лет;

г - коэффициент процентной ставки;

— - текущая стоимость 1 руб. 3. Текущую стоимость инвестиций сравним с величиной исходных инвестиций, в результате чего получим чистый приведенный эффект ЫРУ, расчет которого проводится по формуле (13)

,

13)

ций;

где РУ - текущая стоимость инвести-

- величина исходных инвестиций. Очевидно, что если:

, то проект принимаем; , то проект отвергаем;

, то проект ни прибыльный,

ни убыточный.

Иными словами, если мы примем проект при значении X Р'." <0, то понесем убытки; если N РУ = 0, то благосостояние предприятия останется на прежнем уровне; если принимаем проект при МРУ > 0, то прибыль предприятия увеличится.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В начале периода предприятию предлагается вложить в проект 2,5 млн. руб. с учетом затрат, указанных в таблице 2. Доходы от инвестирования ожидаются в конце трех последующих периодов по 2 млн.руб. Ставка дисконтирования составляет 10%. Рассчитаем исходя из данных условий настоящую стоимость доходов, полученных в принимаемые периоды времени:

В данном случае сумма общих доходов за период трех лет составит:

2 ■ (0,909 + 0,826 + 0,753) = 4,976млн. руб

Сравним сумму предполагаемых инвестиций и дисконтированных доходов:

4,976>2,5.

Таким образом, проект является перспективным.

Метод расчета индекса рентабельности инвестиций является следствием метода расчета ИР¥. Индекс рентабельности - Р1 рассчитаем по формуле (14)

14)

Расчет индекса рентабельности выглядит следующим образом:

4,976 - 2,5 = 1,99

Очевидно, что если:

>1, то проект принимаем; <1, то проект отвергаем; =1, то проект ни прибыльный, ни

убыточный.

Метод определения срока окупаемости инвестиций 1 относится к традиционным, но не учитывает потоки денежных поступлений. Данный показатель определяет необходимый интервал времени, необходимый для возмещения стартового вложения. Метод заключается на сопоставлении средне-

Таким образом, оценив эффективность инновационного проекта, сравнив величину исходной инвестиции с общей суммой дисконтированных чистых поступлений, рассчитав индекс рентабельности проекта и определив срок его окупаемости, можем сказать, что при инвестициях в размере 2,5 млн руб., сумме общих доходов за три года 4,976 млн руб. и среднегодовом доходе 1,659 млн руб., срок окупаемости проекта составит менее года. Предприятие вполне может воспользоваться данным результатом, поскольку предлагаемый проект является прибыльным и рентабельным.

годового притока денежных средств и прибыли с инвестициями по формуле (15)

где Р - объем чистой прибыли

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Горшков, Л.К. Оптимизация в геологоразведочном производстве. - СПб., 2015. - 108 с.

2. Дашков, Р.Ю. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли - М.: Газпром корпоративный ин-т, 2017. - 75 с.

3. Дегтяренко, В.Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов. - М.:Эксперт. бюро-М, 1997. - 142 с.

4. Кобахидзе, Э.П. Экономика геологоразведочных работ: монография. - М.: Недра,

2015.

5. Методические рекомендации по проведению экспертизы материалов инженерных изысканий для технико-экономических обоснований (проектов, рабочих проектов) строительства объектов МДС 11-5.99, утверждены Главгосэкспертизой России с участием института ПНИИИС Госстроя России, от 27 апр. 1999 г.

6. Пожидаев, Н.Н. Экономическая оценка эффективности инвестиционных проектов разработки нефтегазовых месторождений. - М., 2008. - 194 с.

7. Попов, В.Ф. Оценка конкурентоспособности инновационных систем России / В.Ф. Попов // Вопросы инновационной экономики. - 2015. - № 3. - С. 67-70.

8. Сухачев, А.Б. Беспилотные летательные аппараты. Состояние и перспективы развития: аналитический обзор. - М.: МНИТИ, 2007. - 57 с.

9. Харитонов, В.А. Строительство магистрального трубопровода нефти и газа. - М.: Изд-во Ассоц. строит. вузов, 2008. - 485 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.