Научная статья на тему 'Методика разработки укрупненных нормативов стоимости проектно-изыскательских работ'

Методика разработки укрупненных нормативов стоимости проектно-изыскательских работ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1548
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стоимость / нормативы / проектно-изыскательские работы / автомобильные дороги / cost / specifications / design and survey works / highway transportation facilities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гумба Хута Мсуратович, Уварова Светлана Сергеевна

Рассматривается методический подход к проблеме определения укрупненных нормативов стоимости проектно-изыскательских работ. Предлагается несколько методов расчета стоимости проектно-изыскательских работ, позволяющих учитывать изменения технологии производства, трудоемкости работ, стоимости затрачиваемых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гумба Хута Мсуратович, Уварова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors consider a methodical approach to defining cost consolidated standards for design and survey works. They suggest several cost calculation methods for design and survey works that allow taking into consideration changes of production techniques, labour-output ratio and expended resources cost.

Текст научной работы на тему «Методика разработки укрупненных нормативов стоимости проектно-изыскательских работ»

УДК 692+338:69 Х.М. ГУМБА

ББК 65 доктор экономических наук, профессор

Московского государственного строительного университета

e-mail: gumba_hm@mail.ru

С.С. УВАРОВА

кандидат экономических наук, доцент Московского государственного строительного университета

e-mail: uvarova_s.s@mail.ru

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ УКРУПНЕННЫХ НОРМАТИВОВ СТОИМОСТИ ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Рассматривается методический подход к проблеме определения укрупненных нормативов стоимости проектно-изыскательских работ. Предлагается несколько методов расчета стоимости проектно-изыскательских работ, позволяющих учитывать изменения технологии производства, трудоемкости работ, стоимости затрачиваемых ресурсов.

Ключевые слова: стоимость, нормативы, проектно-изыскательские работы, автомобильные дороги.

KH.M. GUMBA

Doctor of Economics, Professor, Moscow State Construction University e-mail:gumba_hm@mail.ru

S.S. UVAROVA

PhD in Economics, Associate Professor, Moscow State Construction University e-mail: uvarova_s.s@mail.ru

PROCEDURE OF COST CONSOLIDATED STANDARDS FOR DESIGN AND SURVEY WORKS

The authors consider a methodical approach to defining cost consolidated standards for design and survey works. They suggest several cost calculation methods for design and survey works that allow taking into consideration changes of production techniques, labour-output ratio and expended resources cost.

Keywords: cost, specifications, design and survey works, highway transportation facilities.

При проведении подрядных торгов, при планировании объемов проектно-изыскатель-ских работ для определения их стартовой цены целесообразно разрабатывать и использовать укрупненные нормативы стоимости.

Одним из вариантов расчета по укрупненным нормативам является определение стоимости проектных работ в зависимости от общей стоимости строительства [1].

Нами предложена методика определения стоимости проектно-изыскательских работ, реализованная на примере определения стоимости инженерных изысканий для строительства и реконструкции автомобильных дорог и сооружений на них. Основные положения ме-

тодики могут быть использованы для определения стоимости изыскательских и проектных работ для любых видов строительства.

Определение стоимости изыскательских работ предлагается производить тремя методами:

1. Ресурсным методом — путем разработки ресурсно-технологических моделей с учетом поправочных и переходных коэффициентов.

2. На основе определения трудозатрат изыскателей.

3. На основе существующих нормативов стоимости изыскательских работ — путем агрегирования расценок с учетом инфляции.

Для расчета стоимости изыскательских работ могут быть созданы ресурсно-технологические модели, включающие затраты на основные ресурсы (трудовые, материальные), используемые для каждого вида изысканий, амортизационные отчисления, прочие затраты в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами Росстроя. В качестве основных факторов, влияющих на стоимость работ, должны быть учтены такие, как вид изысканий, этап и условия их выполнения, состав, объемы и сроки производства намечаемых работ, а также категория сложности природных условий и условий производства работ, степень изученности территории и т.п.

Сметная стоимость производства инженерных изысканий автомобильных дорог, рассчитанная ресурсным методом, складывается из прямых затрат, накладных расходов и сметной прибыли, определяемых в процентах от фонда оплаты труда. В состав прямых затрат включаются затраты на заработную плату, материалы и амортизационные отчисления.

Расчет сметной стоимости инженерных изысканий автодорог предлагается осуществлять путем обработки статистической информации о проектах, выполненных про-ектно-изыскательской организацией. В связи с отсутствием раздельного учета затрат по объектам различных видов изысканий разработан алгоритм выбора объектов-представителей с целью приведения статистических данных к единой размерности и определения видов затрат на изыскательские работы. Алгоритм включает корреляционно-регрессионный анализ изыскательских проектов для проведения аналитической группировки рассматриваемых объектов и исключения объектов с завышенной или заниженной стоимостью. Корреляционный анализ позволяет выявить основные показатели объектов, оказывающие влияние на стоимость инженерных изысканий, и установить степень достоверности выбора объектов-представителей.

Определение сметной стоимости проектирования 1 усл. км автомобильной дороги осуществляется в такой последовательности.

Затраты на оплату труда рассчитываются как сумма основной заработной платы работников, занятых производством инженерных изысканий, и начислений от заработной платы. Основная заработная плата определяется

исходя из трудоемкости работ, проводимых на объектах-представителях, согласно форме 3П. Процент начислений на заработную плату устанавливается на основании фактических данных.

Расходы на оплату труда при проведении изысканий вида } определяются по следующей формуле:

роТ = ±кц • ЗПР,

I=1

где РОТ — размер средств на основную заработную плату работников, проводящих изыскания 1 усл. км автомобильной дороги; п — количество основных категорий работников, занятых изысканиями автомобильных дорог; К1 — количество чел.-ч, затрачиваемых работником ¡-й квалификации по работам вида j; ЗПср1 — заработная плата за 1 чел.-ч работника ¡-й категории.

ЗП I

ЗПР =--—,

ср1 24р.д • 8 ч

где ЗП_1 — среднемесячная заработная плата работника ¡-й категории.

Общие затраты на оплату труда рассчитываются по формуле:

ЗОТ: = РОТ: + начисления от РОТ.

Материальные затраты определяются на основании статистического анализа оборотных ведомостей. Перечень основных материалов устанавливается путем корреляционного анализа данных этих оборотных ведомостей по кредитовому обороту в количественном выражении. Средняя стоимость единицы расходуемых материалов рассчитывается по фактическим данным. Стоимость прочих материалов определяется в процентах от стоимости основных материалов по фактическим данным.

К материальным затратам относятся затраты на приобретение материалов, а также на приобретение фондовых, архивных, картографических материалов (включая аэрокосмические). Размер затрат может определяться либо по смете затрат изыскательской организации, либо по фактическим затратам по объектам-представителям с приложением обосновывающих документов (договоры, счета, чеки и т.п.).

Материальные затраты на проведение изысканий вида ¡ рассчитываются по следующей формуле:

МЗ! = ±ц., • к+н ±Ц • к,

1=1 1=1

где МЗу — сумма материальных затрат на производство изысканий вида у; п — номенклатура основных материалов; Ц — цена единицы материала / (в текущих ценах); Ку — расход /-го материала на производство изысканий вида у; Ну — норма стоимости прочих материалов, % (рекомендуется в размере 18-22% стоимости основных материалов в зависимости от организации).

Норма стоимости прочих материалов определяется по формуле:

т к

Е Ц • К-Е ЦП • К

Н =—-—-100%.

I т

Е Ц • к а

=1

В состав материальных затрат входят затраты на стоимость ГСМ и запасных частей, а также другие расходы на внутренний транспорт (кроме расходов на амортизацию).

Размер расхода прочих материалов определяется на основе корреляционно-регрессионного анализа статистических данных (анализа степени зависимости затрат на прочие материалы от объемов выполненных изыскательских работ).

При расчете затрат на амортизацию основные фонды проектной организации делятся на активную (в данном случае к ним относят ЭВМ и средства оргтехники, а также легковые автомобили) и пассивную часть (конторское оборудование и здание).

Затраты на амортизацию основных фондов определяются по следующей формуле:

А = • На!,

=1

где А — затраты на амортизацию при проведении изысканий вида у; / — группа амортизируемого имущества; Б у — балансовая стоимость имущества /-й группы, необходимого для проведения изысканий вида у; На/ — норма амортизации.

Прочие затраты рассчитываются по фактическим данным согласно следующей формуле:

Пу = Нпу (МЗ + ЗОТ + А),

где Нпу — норматив прочих затрат (рассчитывается на основании фактических данных и составляет 20-25%).

Общая сметная стоимость проектно-изыскательских работ на 1 усл. км (м) определяется по приведенной ниже формуле:

Сщ = МЗ у + ЗОТ I + Ау + Пу + НР у + СП,

где ССМ. — сметная стоимость изысканий вида .

Вследствие различий в содержании этапов изыскательских работ общую их стоимость можно разделить на две составляющие — постоянную (а) и переменную (Ь). Стоимость изыскательских работ предложено определять по формуле

С =Е Ц + Ь;Х;).

I = 1

В постоянную составляющую стоимости производства инженерных изысканий каждого вида а входит стоимость основной части подготовительного и части камерального этапов работ. Данная величина является постоянной относительно количества километров дороги (квадратных метров моста), в отношении которой проводятся изыскания.

В постоянной величине стоимости производства инженерных изысканий каждого вида должны быть учтены расходы на:

- получение технического задания на производство изысканий;

- изучение и обобщение исходных данных, необходимых для производства изысканий;

- согласование с заказчиком программы (предписания) изысканий и подготовку договорной документации;

- подготовку, поверку приборов, инструментов, оборудования и метрологическое обеспечение единства и точности средств измерений;

- внутренний контроль и приемку изыскательских материалов;

- сдачу отчетных материалов изысканий заказчику.

Величина Ь представляет собой переменную составляющую стоимости полевого, подготовительного и камерального этапов проведения каждого вида изыскательских работ.

В каждую из составляющих общей стоимости инженерных изысканий — а и Ь — входят затраты на заработную плату с отчислениями во внебюджетные фонды, расходы на необходимые материалы, амортизацию оборудования, а также накладные расходы, сметная прибыль и прочие затраты.

При определении стоимости инженерных изысканий кроме базисной стоимости учитываются ценообразующие и усложняющие коэффициенты [1].

К ценообразующим коэффициентам относятся коэффициенты, учитывающие затраты, связанные с внешним транспортом, а также с командировками.

При расчете командировочных расходов проведен корреляционный анализ взаимосвязи расстояния и количества дней нахождения в командировке. Наличие тесной взаимосвязи между вышеназванными показателями (коэффициент парной корреляции К = 0,98) позволило определить, что при расстоянии около 300 км на командировку приходится один день. Дальнейшие расчеты позволили определить поправочный коэффициент, учитывающий командировочные расходы.

Расходы на командировки работников рассчитываются при помощи поправки П1, которая определяется по формуле 2Б С + Б ■ ^

П, = Ч-

уд

300

где П1 — поправка, учитывающая командировочные расходы; Ч — количество работников, направляемых в командировку, чел.; 5 — расстояние до объекта, км; С — тарифная ставка за 1 пассажирокилометр, р.; 11уд — расходы на оплату командировочных (суточные, проживание).

Оплата транспортных услуг может определяться по объектам-представителям, либо по смете затрат изыскательской организации, либо по фактическим затратам (аренда транспортных средств), либо расчетом по форме 3П.

При изысканиях для объектов, находящихся далее чем на 50 км от проектно-изыскательской организации, расходы по эксплуатации машин на инженерных изысканиях учитываются поправкой П2, которая определяется по формуле

п 2Б■R С Ч

П2 = £ 2Б ^ Ц Ч,

(1)

, = 1 100

где П2 — поправка, учитывающая затраты на внешний транспорт при инженерных изысканиях; i — группа автомобилей в соответствии таблицей; 5 — расстояние до объекта, км; I?! — расход топлива на 100 км, л; — стоимость топлива, р./л; Ч: — число машин каждой группы.

В целях расчета поправки, учитывающей затраты на внешний транспорт, при проведении корреляционного анализа и использовании метода статистических группировок автомобили поделены на четыре группы и для каждой определен средний расход ГСМ (табл.).

Средний расход ГСМ для групп автомобилей, л на 100 км

Группа автомобилей Расход ГСМ

Легковые автомобили первой группы 10,5

Легковые автомобили второй группы 19,0

Грузовые автомобили, автобусы 44,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Грузовые автомобили, автобусы 49,5

дизельные

Применение формулы (1) обосновано лишь в тех случаях, когда командировочные расходы водителей учтены поправкой П1.

Более полный состав затрат по внешнему транспорту характеризуется следующей формулой:

п 2БС Ч

П2 = £ 2Б Ч1,

, = 1 vi

где Смч/ — стоимость 1 машиночаса эксплуатации автомобиля группы /; V-, — средняя скорость движения автомобиля группы /.

Определение поправочных коэффициентов, характеризующих влияние факторов, усложняющих производство инженерных изысканий на объекте, проводилось с применением экономико-статистических методов — группировок, нахождения среднего значения, корреляционно-регрессионного анализа данных проектных организаций — и коэффициентов, использовавшихся при составлении справочников базовых цен.

Стоимость изыскательских работ рассчитывается для условий их производства в средней полосе России (учитывается средний уровень заработной платы), а также для благоприятного периода года и нормального режима их проведения.

При определении сметной стоимости изысканий, выполняемых в других районах Российской Федерации, в условиях специального режима, а также в неблагоприятный период года, к базовой стоимости применяются соответствующие коэффициенты. Предлагается следующий перечень коэффициентов:

- К1 — районные коэффициенты;

- К2 — коэффициент, учитывающий проведение инженерных изысканий в пустынных и безводных районах;

- К3 — коэффициент, учитывающий проведение инженерных изысканий в неблагоприятных климатических условиях;

- К4 — коэффициент, учитывающий изменение величины накладных расходов организации;

- К5 — коэффициент, учитывающий изменение величины сметной прибыли организации;

- К6 — коэффициент учета инфляции.

Коэффициент К1 рассчитывается по формуле

К,=^* *■

где Dд — удельный вес фонда оплаты труда в стоимости изысканий на 1 км дороги (принимается равным 0,35); ЗП + Нс — средняя по региону заработная плата инженера-изыскателя плюс надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним; ЗП — средняя по региону заработная плата инженера-изыскателя в базисном районе (Московской области); D¡ — доля расходов по отдельным статьям затрат в структуре стоимости изыскательских работ; U¡ — индекс изменения цен на ¡-й вид ресурса в анализируемом районе по сравнению с базисным.

Коэффициенты К2 и К3 определяются путем корреляционно-регрессионного анализа их значений в справочниках цен на изыскания.

Формула для определения стоимости изысканий примет вид:

С = ((а + в - Х)(1 + Dд(К4 + К5) + + П + П2))К1(1 + К2 + К3).

(2)

Кроме того, к рассчитанной по формуле (2) стоимости могут применяться различные коэффициенты, использующиеся при производстве определенных видов изыскательских работ. Например, при составлении инженерно-геологических карт и разрезов с применением компьютерных технологий к ценам может быть применен повышающий коэффициент 1,5.

При разработке ценовых нормативов (а, Ь) на основании обработки данных, представленных конкретной проектной организацией, можно избежать необходимости учета и определения поправочных коэффициентов.

Стоимость изыскательских работ при строительстве (реконструкции) автомобиль-

ных дорог и сооружений на них может определяться на основании трудозатрат объектов-представителей (форма 3П, калькуляция) в ценах текущего периода.

Стоимость изыскательских работ в текущих ценах, выполняемых изыскательскими организациями (подразделениями), по трудозатратам изыскателей определяется по формуле

Сир = Сс (1+Р), (3)

где Сир — стоимость инженерных изысканий в текущих ценах (тыс. р.); Сс — величина себестоимости выполняемых изыскательской организацией работ (тыс. р.); Р — уровень рентабельности организации, выполняющей работы.

Величина себестоимости определяется по следующей формуле с учетом изменения налогового законодательства с 1 января 2005 г.:

С = 1,36 • ЗПсрт с 24 • Кзп , где 1,36 — коэффициент, учитывающий отчисления в бюджет (26%) и надбавку на командировочные расходы (10%); ЗПср — среднемесячная заработная плата в текущих ценах (инженера первой категории (геодезиста, геолога)); Кзп — удельный вес заработной платы исполнителей в себестоимости проектно-изыскательской продукции в организации (принимается равной 0,35); Т — затраты труда, человекодней.

К базовой стоимости изысканий, определенной по формуле (3), применяются те же коэффициенты, что и при расчете ресурсным методом. Исключением являются коэффициенты, учитывающие изменение норматива накладных расходов и сметной прибыли, так как данные величины учтены коэффициентом рентабельности.

Таким образом, стоимость изысканий в каждом конкретном случае определяется по формуле

Сир = (Сс (1+Р)+п+П2К(1+К2 + Кз).

Проблема практического использования предлагаемого метода заключается в необходимости определения трудоемкости выполнения всех видов проектных и изыскательских работ. Трудоемкость можно определить путем статистических наблюдений в организации.

В настоящее время можно назвать следующие методы определения трудоемкости выполнения проектных работ:

- статистический;

- экспертный;

- стоимостный.

Наиболее точные результаты может дать определение нормативов трудоемкости проектирования на основе учета фактических трудозатрат.

Необходимыми условиями достоверного учета тактических трудозатрат являются следующие:

- учет нужно вести по определенным периодам, проще всего по месяцам;

- учету должны подвергаться все трудозатраты сотрудников, они должны сравниваться с фондом рабочего времени и табелем выхода сотрудника на работу;

- одновременно с учетом фактических трудозатрат должны учитываться усложняющие и облегчающие проектирование факторы.

Метод экспертной оценки основан на математической обработке данных о тру-

доемкости проектирования, полученных от как можно большего числа высококвалифицированных специалистов по каждой специальности.

При прочих равных условиях метод позволяет обеспечить приемлемую точность результатов. Однако, учитывая то, что мнения экспертов всегда субъективны и, кроме того, в большинстве случаев фиксируют накопленный данным экспертом опыт проектирования, который не всегда основан на передовых, прогрессивных формах организации технологического процесса, метод не даст полной уверенности в его достоверности, если не будут предложены надежные способы хотя бы грубой прикидки конечных результатов.

Предложенная методика с изменениями и дополнениями может быть реализована как в проектно-изыскательской организации, так и заказчиком работ. Основные положения методики реализованы в практической деятельности Федерального дорожного агентства «Воронеж-автодор» [2].

Список использованной литературы

1. Методическое пособие по определению стоимости инженерных изысканий для строительства (введено в действие 1 апр. 2004 г. письмом Госстроя России от 31 марта 2004 г. № НЗ-2078/10). М., 2004.

2. Методические рекомендации по определению стоимости проектных работ на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них / В.В. Гасилов, С.С. Замчалова, Е.В. Галинская, М.А. Шибаева, А.Е. Макаров, М.А. Карпович; М-во трансп. РФ, Гос. служба дор. хоз-ва. М., 2003.

Bibliography (transliterated)

1. Metodicheskoe posobie po opredeleniyu stoimosti inzhenernykh izyskanii dlya stroitel'stva (vvedeno v deist-vie 1 apr. 2004 g. pis'mom Gosstroya Rossii ot 31 marta 2004 g. № NZ-2078/10). M., 2004.

2. Metodicheskie rekomendatsii po opredeleniyu stoimosti proektnykh rabot na stroitel'stvo (rekonstruktsiyu) avtomobil'nykh dorog i iskusstvennykh sooruzhenii na nikh / V.V. Gasilov, S.S. Zamchalova, E.V. Galinskaya, M.A. Shibaeva, A.E. Makarov, M.A. Karpovich; M-vo transp. RF, Gos. sluzhba dor. khoz-va. M., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.