УДК 378.46
Опережающее обучение в системе профессиональной подготовки кадров для сферы
сервиса и туризма
Ананьева Татьяна Николаевна, д.с.н., профессор, проректор-заместитель председателя УМО по образованию в области сервиса и туризма, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и
сервиса», г. Москва, [email protected]
Илюхина Г алина Ивановна, начальник УМЦ УМО по образованию в области сервиса и туризма, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва,
Савельев Борис Александрович, к.т.н., профессор, ведущий специалист УМО по образованию в области сервиса и туризма, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва,
The principles of professional education in the structure of innovative companies focus on the proactive fulfillment of the labor market requirements, as reflected in the international project called Education for the ХХ century, materials of the Bologna and Copenhagen processes, expert commentaries representing the CIS countries. The authors review the programs of advanced vocational training for service and tourism.
Мировые тенденции и опыт России в развитии образования показали, что регламенты профессионального образования для подготовки кадров в структуре инновационных обществ направлены на опережение требований рынка труда, это отражено в международном проекте «Образование для ХХI века», аналитических материалах Болонского и Копенгагенского процессов, экспертов стран СНГ. В статье излагаются результаты разработки программ опережающего обучения в системе профессиональной подготовки кадров для сферы сервиса и туризма.
Key Words: education, intensive learning, complementary vocational training, refresher course, qualifying requirements, program, evaluation, employer, service, tourism
Ключевые слова: образование; опережающее обучение; дополнительное
профессиональное образование, повышение квалификации, квалификацонные требования; программа; экспертиза; работодатели, сервис; туризм
Мировые тенденции развития образования, представленные, в частности, в международном проекте «Образование для XXI века», аналитических материалах Болонского и Копенгагенского процессов, экспертов стран СНГ, свидетельствуют о том, что среди всех уровни образовательной подготовки населения особая роль отводится профессиональному образованию как основному способу приобщения населения к продуктивной деятельности.
Российская экономика претерпевает весьма существенные изменения объективного характера, требующие соответствующего изменения регламентов профессионального образования для подготовки востребованных на рынке труда кадров в структуре инновационных обществ XXI века.
В числе основных требований к современным работникам определяются такие как участие в развитии и регулировании демократических институтов общества, способность, желание и стремление повышать профессиональный статус на протяжении всей жизни, быть способным брать ответственность при принятии и выполнении принятых решений, владеть новыми технологиями реализации профессиональных функций, понимать и принимать многообразие культур и национальных традиций, быть подготовленным к инновационной деятельности и другими, обеспечивающими профессиональное совершенствование и карьерный рост. По существу, в центр современного инновационного общества ставится высокопрофессиональный специалист, реализующий принцип единства образования, науки и творческой практической деятельности.
Прежнее узкоспециализированное образование оказалось не в состоянии обеспечить нужное качество подготовки кадров. Для современного производства требуется более значительное, чем прежде, развитие общего, среднего профессионального и высшего образования. Это определило цель реформ в системе образования, проведенных на протяжении двух последних десятилетий почти во всех развитых странах. Реформы проходят под лозунгом «Образование для XXI века», ими охвачены практически все уровни образовательной подготовки населения. В основном реформы проходят по пяти основным направлениям.
1. Перестройка структуры образования, превращение его в диверсифицированное (универсальное) и многоступенчатое.
2. Изменения в учебном процессе (содержании образования, формах и методах обучения).
3. Ориентация образования на перспективный рынок труда.
4. Формирование у молодежи базовых навыков, обеспечивающих успех на рынке труда и в повседневной жизни, ориентация ее на непрерывное образование в течение всей жизни.
5. Создание системы повышения квалификации и переподготовки кадров как составного элемента системы образования.
Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства России от 17 ноября 2008 года №1663-р, предусмотрен комплекс мер, направленных на достижение приоритетов инновационного развития экономики и создание системы непрерывного профессионального образования для реализации программ с учетом перспектив развития экономики. Целью указанного комплекса мер является опережающая подготовка и переподготовка кадров, отвечающих в полной мере запросам рынка труда.
Г осударственная поддержка процессов подготовки и переподготовки квалифицированных кадров с новыми компетенциями для инновационного развития сейчас является своевременной и действенной мерой. Активное участие государства в финансировании программ подготовки и дополнительной переподготовки кадров не только компенсирует наметившийся спад внутрифирменного обучения, но и позволит обеспечить потребности бизнеса в квалифицированных кадрах к моменту окончания кризисного периода, когда вновь начнется интенсивный рост экономики. В этих условиях актуальность приобретает целенаправленная подготовка кадров для занятия на рынке труда соответствующих должностей, адекватных потребностям работодателей. Изменяется подход к определению структуры и содержания образовательных программ дополнительного профессионального образования. Основные тенденции направлены на практико-ориентированный и компетентностный подход, регламентирующий знания и практические навыки в конкретной сфере профессиональной деятельности
В связи с этим, наряду с традиционными дополнительными образовательными программами, предназначенными для повышения квалификации или профессиональной переподготовки лиц, имеющих стаж работы и нуждающихся в дополнительном теоретическом обучении, сегодня в дополнительной образовательной программе должны быть в основном практико-ориентированные занятия, ориентированные на развитие профессиональных функций работника в соответствии с востребованной должностью. Основное внимание должно быть обращено на анализ российского и зарубежного опыта применения инновационных подходов, реализации их в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) и разработке на этом основании принципов, структуры и содержания программ ДПО.
Тенденции социально-экономического развития мирового сообщества и России свидетельствуют о необходимости повышенного внимания к развитию сферы сервиса и туризма. Увеличение объемов реализации услуг населению, введение новых видов услуг и форм обслуживания, возрастающие требования к качеству обслуживания, рост потребностей предприятий сферы сервиса и туризма в компетентной рабочей силе закономерно требуют
соответствующего опережающего подхода к формированию структуры подготовки кадров и содержания профессионального образования в области сервиса и туризма.
Разработка программ опережающего профессионального обучения и повышения квалификации работников сферы сервиса и туризма в рамках проекта «Разработка и внедрение комплекса мероприятий, направленных на формирование эффективной системы опережающего профессионального обучения с учетом перспектив развития сферы сервиса и туризма» и по ряду других проектов привела к созданию единых квалификационных требований к подготовке работников в востребованной сфере деятельности на основе практико-ориентированного и компетентностного подхода, содержащих комплекс в составе пяти основных параметров.
1. Обобщение направленности программы опережающего профессионального обучения и повышения квалификации на получение работником новых компетенций, необходимых для повышения производительности труда в востребованной сфере деятельности.
2. Обоснование содержательной (профессиональной) миссии программы опережающего профессионального обучения и повышения квалификации, ориентированной на целевые образовательные установки и инновационные технологии.
3. Формирование модульной структуры программы опережающего профессионального обучения и повышения квалификации, обеспечивающей получение работником новых компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей в востребованной сфере деятельности.
4. Разработка порядка применения программы опережающего профессионального обучения и повышения квалификации в процессе обучения с учетом современных образовательных и информационно коммуникационных технологий.
5. Разработка порядка измерения и оценки соответствия результатов освоения слушателем программы опережающего профессионального обучения и повышения квалификации потребностям посткризисного развития экономики России.
На основе единого подхода проведен комплекс мероприятий и работ:
• представлены основные характеристики взаимодействия институциональных структур, заинтересованных в подготовке компетентных кадров для сферы сервиса и туризма;
• определены тенденции и перспективы развития сферы сервиса и туризма;
• сформированы цели и задачи системы опережающего профессионального обучения
с учетом перспектив развития сферы сервиса и туризма;
• разработаны научно-методические подходы к формированию системы
опережающего профессионального обучения;
• предложен ряд мероприятий по формированию эффективной системы опережающего профессионального обучения с учетом перспектив развития сферы сервиса и туризма;
• разработаны критерии оценки эффективности комплекса мероприятий, направленных на формирование системы опережающего профессионального обучения с учетом перспектив развития сферы сервиса и туризма, осуществлено проектирование примерной схемы взаимодействия участников опережающего профессионального обучения работников сферы сервиса и туризма;
• осуществлено проектирование модели примерной схемы взаимодействия участников опережающего обучения для эффективной подготовки работников сферы сервиса и туризма;
• изучен и обобщен отечественный и зарубежный опыт в применении квалификационных требований работников сферы сервиса и туризма;
• изучены потребности в работниках по профессиональным группам, обобщены приоритеты и обоснованно выбраны наиболее востребованные на рынке труда направления подготовки работников сферы сервиса и туризма
• определен перечень программ опережающего профессионального обучения
работников сферы сервиса и туризма;
• разработаны квалификационные требования, включая квалификационные
характеристики и компетентностные модели наиболее востребованных на рынке труда работников сферы сервиса и туризма;
• проведена с применением информационных и коммуникационных технологий апробация квалификационных требований, систематизирован учет результатов; осуществлена их доработка с учетом мнений экспертов;
• разработан комплекс современных учебно-методических материалов, включающий проекты программ опережающего профессионального обучения и повышения квалификации работников для сферы сервиса и туризма;
• разработаны проекты программ повышения квалификации преподавателей
(тьютеров) с целью их последующего участия в реализации программ опережающего профессионального обучения и повышения квалификации
работников сферы сервиса и туризма;
• проведена с применением информационных и коммуникационных технологий
общественно-профессиональная экспертиза разработанных программ
опережающего профессионального обучения и повышения квалификации
работников сферы сервиса и туризма и комплекса современных учебных материалов, систематизирован учет результатов; осуществлена их доработка с учетом мнений экспертов.
Результаты реализации данного комплекса мероприятий на основе взаимодействия институциональных структур эффективной системы опережающего профессионального обучения с учетом перспектив развития сферы сервиса и туризма направлены на обеспечение потребностей сферы сервиса и туризма в квалифицированных кадрах в условиях окончания кризисного периода и перехода к интенсивному росту посткризисной экономики.
Литература
1. Письмо Минобразования России от 26 февраля 2002 года № 14-55-130 ин/15 «О дополнительных квалификациях».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2005 года № 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ».
3. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. М.: РЭЦЭП, 2005.
4. Ананьева Т.Н., Федулин А.А. и др. Стратегия и структура подготовки кадров для сферы обслуживания - взгляд работодателей // Сервис plus. 2008. № 3. С. 101-102.
5. Илюхина Г.И. Особенности компетентностного подхода к подготовке кадров для сферы обслуживания. Материалы Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в подготовке кадров для обслуживания Олимпиады «Сочи-2014». Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФО, 2008. 250 с. С. 95-100.
6. Савельев Б.А. Создание системы независимой оценки качества образования - основа сертификации квалификаций // Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы развития. Сборник научных статей Всероссийской научнометодической конференции. Апрель 2009 г. ч. 1. Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2009. С. 86-89.
7. Шадриков В.Д. Принципы построения программ высшего профессионального образования // Проблемы качества образования. Материалы XIX Всероссийской научнометодической конференции 21- 28 мая 2009 года, Уфа-М., 2009. 286 с. С. 16-19.