Научная статья на тему 'Социально-партнёрское взаимодействие институциональных структур при подготовке кадров для туристской индустрии'

Социально-партнёрское взаимодействие институциональных структур при подготовке кадров для туристской индустрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATIONAL STANDARD / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ / TRAINING PROFILE / ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / EMPLOYERS / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / TOURISM INDUSTRY / СОЦИАЛЬНО-ПАРТНЁРСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / TRAINING SPECIALISTS / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ананьева Татьяна Николаевна, Илюхина Галина Ивановна, Кирьянова Лилия Геннадьевна, Юматов Константин Владимирович

В статье рассматриваются основные направления подготовки кадров для индустрии туризма, развития профессионального образования в современных условиях, характеристики подготовки компетентных специалистов в условиях уровневого образования и профильной направленности образовательной программы; приводится модель формирования компетенций обучающихся в соответствии с профилем подготовки и требованиями работодателей индустрии туризма и рынка труда, условия социально-партнёрского взаимодействия при подготовке востребованных в индустрии туризма кадрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ананьева Татьяна Николаевна, Илюхина Галина Ивановна, Кирьянова Лилия Геннадьевна, Юматов Константин Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PARTNERSHIP INTERACTION OF INSTITUTIONAL STRUCTURES IN TRAINING PROFESSIONALS FOR THE TOURISM INDUSTRY

The paper addresses the main trends in training professionals for the Tourism industry; the development of vocational training under modern conditions; the features of training competent professionals within the system of multi-level education and industry-oriented curricula. The authors provide a model for developing students’ competence according to their major and the demands of the employers in Tourism industry and the labour market.

Текст научной работы на тему «Социально-партнёрское взаимодействие институциональных структур при подготовке кадров для туристской индустрии»

ПЕДАГОГИКА

УДК 378:377:379.8

СОЦИАЛЬНО-ПАРТНЁРСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

Т. Н. Ананьева, Г. И. Илюхина, Л. Г. Кирьянова, К. В. Юматов

SOCIAL PARTNERSHIP INTERACTION OF INSTITUTIONAL STRUCTURES IN TRAINING PROFESSIONALS FOR THE TOURISM INDUSTRY

T. N. Ananyeva, G. I. Ilyukhina, L. G. Kiriyanova, K. V. Yumatov

В статье рассматриваются основные направления подготовки кадров для индустрии туризма, развития профессионального образования в современных условиях, характеристики подготовки компетентных специалистов в условиях уровневого образования и профильной направленности образовательной программы; приводится модель формирования компетенций обучающихся в соответствии с профилем подготовки и требованиями работодателей индустрии туризма и рынка труда, условия социально-партнёрского взаимодействия при подготовке востребованных в индустрии туризма кадрах.

The paper addresses the main trends in training professionals for the Tourism industry; the development of vocational training under modern conditions; the features of training competent professionals within the system of multilevel education and industry-oriented curricula. The authors provide a model for developing students' competence according to their major and the demands of the employers in Tourism industry and the labour market.

Ключевые слова: подготовка кадров, образование, образовательная программа, компетенции, профиль подготовки, представители работодателей, индустрия туризма, социально-партнёрское взаимодействие.

Keywords: training specialists, education, educational standard, competences, training profile, employers, tourism industry, social partnership.

Социально-экономическое развитие Российской Федерации, модернизация и переход к постиндустриальной экономике зависят от наличия и постоянного формирования конкурентоспособных высокопрофессиональных кадров. В этом направлении ключевым направлением государственной политики РФ для достижения к 2020 г. лидерства российской экономики необходимо создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест [9]. Соответственно перед российской системой образования возникает масштабная стратегическая задача по подготовке востребованных на рынке труда высококвалифицированных кадров. С необходимостью реализации столь релевантной стратегии связаны процессы модернизации образования РФ, движение к формированию единого образовательного пространства, переход на систему нормативно-подушевого финансирования как за счёт средств федерального бюджета, так и посредством социального партнёрства. Данные мероприятия ориентированы на достижение высокого качества услуг в сфере образования, ориентированных на потребности работодателей и рынка труда в высокопрофессиональных кадрах.

Современное российское образование находится в фокусе государственных реформ и преобразований. Данные реформы должны обеспечить существенные изменения в системе образования, для его совершенствования [6]. Это создает возможность эффективного обновления процессов социально-партнёрского взаимодействия при подготовке кадров, отвечающих требованиям работодателей (организаций работодателей далее - работодателей) и рынка труда. Подобный

подход обеспечит интенсивное развитие экономики страны, состояние которой определяется наличием компетентных специалистов. Социальная роль образования определяется в Российской Федерации статусом национального приоритетного проекта, что отражает его важнейшую роль в международном контексте. Закон об образовании устанавливает миссию, цель, задачи, принципы образования, регламентирует функции, механизмы, нормы и правила их выполнение в интересах человека, семьи, общества, государства [10].

Общество через рынок труда и экономику формирует четкие регламенты и запросы к качеству трудовых ресурсов, отвечающих тенденциям развития инновационных процессов и технологий, отдельных сегментов экономики. В современных условиях одной из эффективно развивающихся сфер является индустрия туризма. Согласно статистике, представленной Федеральным агентством по туризму [8], в 2014 г. число поездок российских граждан за границу по целям туризма во все страны мира составило 18292 тысяч поездок, обеспечив темп роста к 2013 г. - 124 %. Одновременно число поездок иностранных граждан в Россию по целям туризма во все страны мира составило 2665 тысяч поездок, обеспечив темп роста к 2013 г. - 104 %. Численность размещённых лиц в коллективных средствах размещения в 2014 г. составила 42563 тысяч человек, обеспечив темп роста к 2013 г. -104 %. Эти тенденции отражают растущие потребности в высококвалифицированных кадрах для индустрии туризма и гостеприимства.

В этих условиях профессиональному образованию отводится ведущая роль в достижении положительной динамики социально-экономических преобразований на основе подготовки высокопрофессиональных кадров, соответствующих требованиям работодателей индустрии туризма. Причем это касается как содержательной части, так и организационных форм.

Тем не менее в настоящий момент, по оценкам экспертов, уровень подготовки выпускников не отвечает в достаточной мере потребностям рынка. Характерной особенностью трудовых отношений является несбалансированность потребностей работодателей и уровня подготовки выпускников учебных заведений по образовательным программам в области туризма. Отмечается, что качество подготовки выпускников не отвечает ожиданиям работодателей.

В частности, выделяются следующие проблемы:

- отсутствие или низкое качество практических навыков и умений у выпускников для конкретной деятельности в индустрии туризма;

- образовательные программы в области туризма по содержанию не в полной мере отвечают требованиям представителей работодателей реальных секторов, что связано с излишней академичностью образовательных программ при отсутствии необходимой практической подготовки;

- острая нехватка учебной и учебно-методической литературы, а часто слабый качественный уровень их профессиональной составляющей, что возникает в связи с отсутствием практической направленности на профиль подготовки в области туризма образовательных траекторий выпускников;

- отсутствие необходимой материально-технической базы, что не обеспечивает обучающихся необходимыми практическими навыками с учетом профиля подготовки и компетенциями для выполнения профессиональных функций непосредственно в сфере туризма и др.

Профессиональное образование направлено на получение квалификации и (или) профессии, обеспечивающей социальные и профессионально значимые качества (компетенции), подтверждающие подготовленность выпускника к конкретному виду профессиональной деятельности в индустрии туризма.

Вид профессиональной деятельности представляет совокупность трудовых функций, требующих от работников в индустрии туризма обязательной профессиональной подготовки и соответствующих компетенций, рассматриваемых в контексте определенной сферы, объектов, видов и задач деятельности, условий и результатов труда в соответствии с освоенной образовательной программой в области туризма.

Социальной основой современного инновационного общества являются высокопрофессиональные специалисты, способные адаптироваться в современных экономических условиях к потребностям экономики и меняющимся требованиям рынка труда. В связи с этим возрастает общественная ценность и значение реализации принципа единства сферы образования и представителей работодателей, творческой и практической деятельности, науки, направленного на реализацию актуальных вопросов подготовки кадров в условиях уровневого образования, адекватных тенденциям модернизации России и реальных секторов экономики.

Для достижения эффективных результатов Правительством РФ определены приоритеты по созданию системы непрерывного профессионального образования для инновационного развития экономики и на период до 2020 г. Основными из них являются [5]:

- максимальное сближение государственных образовательных учреждений всех уровней профессионального образования и представителей работодателей, заинтересованных в подготовке квалифицированных и компетентных кадров, необходимых для конкретного сегмента экономики;

- корреляция между профессиональными и образовательными стандартами, регламентирующими требования к качеству подготовки профессиональных кадров;

- взаимодействие институциональных структур в системе регулирования подготовки трудовых ресурсов в лице представителей академического сообщества и работодателей с учетом тенденций развития в условиях посткризисной экономики отраслей и видов экономической деятельности;

- формирование компетенций обучающихся, отвечающих требованиям заинтересованных контрагентов и обеспечивающих конкурентоспособность специалистов в сегменте отрасли.

В связи с этим на фоне усиления роли работодателей в процессах реализации образовательных программ и непосредственно подготовки кадров, сближения образовательных услуг и рынка труда требуется решение первостепенных задач разработки образовательных программ, отвечающих требованиям работодателей. Приоритетными направлениями в образовательной системе Российской Федерации определены следующие:

- сохранение и развитие единого образовательного пространства через выполнение институциональными структурами роли интеграторов в отечественной и мировой системе профессионального образования;

- развитие демократических начал в управлении подготовкой кадров, востребованных на рынках труда;

- активное участие представителей институциональных структур в решении назревших системных проблем модернизации российского образования в соответствии с отечественными традициями и европейскими тенденциями;

- переход к новой культуре качества отечественного образования, гарантирующий его возрастающий вклад в развитие страны с учетом развития инновационных экономических процессов в обществе;

- усиление роли учебных заведений как структур обеспечения и непрерывного повышения качества подготовки нужных кадров;

- эффективное взаимодействие с работодателями в процессе создания федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных программ, разработки системы оценочных средств и методик итоговой аттестации выпускников;

- обновление нормативных документов, регулирующих подготовку компетентных кадров, направленных на совершенствование научной организации и методического обеспечения образовательного процесса как единства воспитания и обучения;

- изучение и распространение образцов лучшей отечественной и зарубежной практики в целенаправленной подготовке компетентных кадров;

- совершенствование процессов подготовки профессиональных кадров, востребованных на рынке труда и отвечающих в полной мере требованиям работодателей.

Задача ставится весьма конкретная и заключается в том, что содержание образовательных программ должно быть направлено на реальный сектор экономики, а учебный процесс достаточно информационно и организационно обеспечен необходимыми для освоения соответствующих компетенций ресурсами, учебно-методическим и материально-техническим оснащением [3]. Актуальным является участие работодателей как в разработке образовательных программ, их обновлении, так и непосредственно в учебном процессе при проведении тренингов, деловых и ролевых игр, мастер-классов, компьютерных симуляций и т. п. Также необходимо участие представителей работодателей при проведении контроля и оценки компетенций выпускников с учетом уровня профессионального образования и профильной направленности образовательной программы.

В соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» [3] основным регламентом, определяющим содержание образовательной программы, является федеральный государственный образовательный стандарт и образовательная программа. К образовательным программам в системе профессионального образования относятся образовательные программы (ОП): начального профессионального образования (НПО); среднего профессионального образования (СПО); высшего образования (ВО) (образовательные программы бакалавриата, образовательные программы магистратуры и/или образовательные программы специалиста, образовательные программы аспирантуры); дополнительные образовательные программы (ДОП).

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Высшее образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня профессионального образования, удовлетворение личности в углублении и развитии компетенций на основе уровня осваиваемой образовательной программы - программы бакалавриата, программы магистратуры или программы подготовки специалистов для получения квалификации «бакалавр», «магистр» или «специалист».

Программа бакалавриата предусматривает подготовку квалифицированных работников для успешной работы с учетом классификации занятий на исполнительских должностях в производственной или социально-экономической сфере в соответствии с направ-

ленностью (профилем) подготовки. Срок освоения программы бакалавриата в очной форме обучения составляет 4 года.

Программа магистратуры предусматривает углубленную профессиональную подготовку и/или специализацию обучающихся к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе исходя из кадровой потребности экономики и социальной сферы. Срок освоения программы магистратуры в очной форме обучения составляет 2 года.

При освоении программы подготовки специалиста выпускнику присваивается квалификация по соответствующей специальности. Срок освоения программы специалиста в очной форме обучения составляет 5 лет.

Программы аспирантуры, докторантуры, дополнительного образования предоставляют гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе ценза образования в соответствии с востребованными в секторах народного хозяйства видами профессиональной деятельности и квалификациями.

В целях повышения конкурентоспособности туристского рынка Российской Федерации, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах, постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (на период 2011 - 2018 годы) [11]. Основными задачами программы являются:

- развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации;

- повышение качества туристских услуг;

- продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках.

Эффективное решение поставленных задач возможно при наличии высококвалифицированных кадров всех уровней образования и квалификаций, способных не только к формированию и продвижению туристского продукта, но и к мотивированному взаимодействию с потребителем туристских услуг в системе согласованных клиентурных отношений. В настоящее время подготовка выпускников для индустрии туризма в Российской Федерации осуществляется в рамках федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по направлениям подготовки высшего образования, специальностям среднего профессионального образования, профессиям начального профессионального образования, перечень которых представлен в таблице 1.

В данной системе актуальность приобретает уровень профессионального образования, квалификация, профиль образовательной программы, ориентированные в первую очередь на потребности рынка труда и требования работодателей отдельных сегментов индустрии туризма.

Профиль подготовки по определению федерального государственного образовательного стандарта -это совокупность (направленность образовательной программы) на конкретный вид и объект профессиональной деятельности.

Следует признать, что направленность (профиль) ровать на изменяющиеся потребности рынка труда и образовательных программ является объективной инновационные процессы сегментов отдельных видов реальностью, так как позволяет своевременно реаги- экономической деятельности.

Таблица 1

Перечень направлений подготовки ВО, специальностей СПО, профессий, по которым осуществляется подготовка кадров для индустрии туризма

№ п/п Наименование направления подготовки ВО, специальности СПО, профессии Квалификация

В системе высшего образования

1 43.03.02 Туризм бакалавр

2 43.04.02 Туризм магистр

3 43.03.03 Гостиничное дело бакалавр

4 43.04.03 Гостиничное дело магистр

В системе среднего профессионального образования

5 43.02.10 Туризм специалист по туризму

6 43.02.11 Гостиничный сервис менеджер

Профессии

7 43.01.01 Официант, бармен официант; бармен

8 43.01.03 Бортпроводник судовой бортпроводник

9 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте проводник железнодорожного транспорта

В целом освоение образовательной программы в соответствии с профилем подготовки обеспечивает широкие возможности обучающихся в процессе их адаптации к конкретному виду профессиональной деятельности, повышая тем самым конкурентоспособность выпускника на рынке труда. В этой системе разработка образовательных программ, адекватных требованиям работодателей отдельных сегментов индустрии туризма, включает совокупность следующих процедур:

- мониторинг потребности в кадрах различных квалификаций и уровня образования с учетом развития отдельных сегментов индустрии туризма;

- определение уровней образования и квалификаций кадров, востребованных в сегментах индустрии туризма;

- установление профиля образовательной программы подготовки выпускников для индустрии туризма, обоснование отличительных характеристик от существующих аналогов;

- развитие цели и миссии образовательной программы по обеспечению качества образовательного процесса и подготовки выпускников, востребованных в сегментах индустрии туризма;

- разработка требований к условиям реализации образовательных программ, включая требования к подготовке выпускника через системы трудоемкости образовательной программы и изучаемых дисциплин (модулей), обеспечивающих компетенций, зачетных единиц, форм контроля и оценки достигнутых результатов, кадрового, учебно-методического, информационного, материально-технического и иного необходимого ресурсного обеспечения. При этом следует учитывать передовые достижения развития социальной сферы, культуры, экономики, науки, техники, технологий, инноваций, отдельных сегментов индустрии туризма;

- контроль и рецензирование образовательных программ; разработка объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников на основе четких согласованных крите-

риев и требований работодателей отдельных сегментов индустрии туризма;

- обеспечение качества и компетентности профессорско-преподавательского состава, обязательное привлечение к преподаванию специальных дисциплин представителей работодателей соответствующих сегментов индустрии туризма;

- создание фондов оценочных средств, включающих типовые задания, контрольные работы, тесты и др., позволяющие оценить знания, умения и уровень усвоенных компетенций с учетом профиля подготовки;

- разработка совместно с представителями работодателей требований к практической подготовке, позволяющей закрепить необходимые для выполнения должностных обязанностей в конкретной профессиональной среде индустрии туризма практические профессиональные навыки;

- разработка совместно с представителями работодателей индустрии туризма требований к государственной итоговой аттестации выпускников, выполнению и защите выпускной квалификационной работы, сдаче государственного экзамена, критериев оценки результатов освоения образовательной программы, сертификации их квалификации;

- определение совместно с представителями работодателей индустрии туризма критериев дальнейшего обучения выпускников на последующих уровнях образования;

- оценка совместно с представителями работодателей трудоустройства выпускников с учетом уровня освоенного образования и квалификации на предприятиях индустрии туризма;

- информирование общественности индустрии туризма о результатах своей деятельности, планах, инновациях, научных достижениях;

- профессионально-общественная аккредитация образовательных программ с привлечением в качестве экспертов представителей образовательных организаций и ведущих работодателей индустрии туризма;

- обоснование предложений по повышению качества образовательного процесса, совершенствова-

нию образовательных программ подготовки выпускников, востребованных в отдельных сегментах индустрии туризма.

Такой подход к соблюдению требований образовательных стандартов при подготовке компетентных выпускников позволяет утверждать, что содержание образовательной программы должно конкретизировать сформулированные и конкретно обоснованные цели в области образования и формирования социально-личностных качеств обучающегося. Достичь этого возможно путём освоения заложенных универсальных и предметно-специализированных компетенций [4, с. 117 - 124], обеспечивая тем самым профессиональную адаптацию выпускника в реальном сегменте индустрии туризма. Это требует достаточно высокой профессиональной подготовки обучающихся и применения инновационных образовательных технологий, в большей мере ориентированных на результат профессиональных качеств, адекватных требованиям работодателей индустрии туризма. В связи с этим актуальность приобретают компетенции обучающихся и на их основе сформированные компе-тентностные модели подготовки выпускников, владеющих компетенциями [13, с. 7], необходимыми для выполнения профессиональных функций в отдельных сегментах индустрии туризма.

Понятие «компетенция» характеризует способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в профессиональной сфере, адаптации к потребности рынка труда, экономики, требованиям работодателей [7].

Компетентность определяется как «готовность человека включиться в определенную деятельность» (А. М. Аронов) или как факт готовности к профессиональной деятельности (П. Г. Щедровицкий).

Компетентностный подход в материалах ЮНЕСКО рассматривается как совокупность знаний, навыков и компетенций, подтверждающих результат образования.

В целом компетентность характеризуется готовностью применять знания, умения и личностные качества в сфере профессиональной деятельности [12].

Компетентностная модель обучающегося [2] по профилированной образовательной программе в области туризма имеет наиболее общий характер, где основное внимание уделяется формированию компетенций, то есть знаний, умений, навыков выпускников для конкретных сегментов индустрии туризма.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм понимается как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» [10]. Установленные данным законом основные виды туристской деятельности являются основополагающими при выборе перечня профилей образовательных программ подготовки кадров для отдельных сегментов туристкой индустрии и установлении необходимых компетенций.

Перечень профилей образовательных программ предлагается формировать, исходя из следующих аспектов: тенденции развития отдельных сегментов индустрии туризма; обобщение динамики и на их основе прогнозов развития отдельных сегментов индустрии туризма и инновационных процессов туристкой деятельности; установление потребности рынка труда в востребованных в сегментах индустрии туризма кадрах; формирование должностных обязанностей работника, востребованного в сегменте индустрии туризма; обоснование объектов, видов и задач профессиональной деятельности востребованных специалистов для отдельных сегментов индустрии туризма; разработка компетенций специалистов, востребованных в отдельных сегментах индустрии туризма.

Систему усвоения обучающимся компетенций в процессе реализации профилированной образовательной программы в области туризма можно выразить исходной моделью: «должен уметь»; «должен знать»; «должен владеть», представленной в таблице 2.

Таблица 2

Система усвоения обучающимся компетенций в процессе реализации образовательной программы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в области туризма

Требования, предъявляемые к специалисту туристкой индустрии

Должностные обязанности (должен уметь) компетенции выпускника ООП в области туризма

Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей (должен знать) Основные умения, необходимые для выполнения должностных обязанностей (должен владеть)

Актуальность предлагаемой модели состоит в том, что установленные требования к профессиональным функциям выпускников (должен уметь), знаниям (должен знать) и навыкам (должен владеть), освоивших образовательные программы в области туризма, позволяют определить дисциплины (модули), при изучении которых обучающийся освоит необходимые знания и навыки для выполнения конкретных профессиональных действий и должностных обязанностей в индустрии туризма. Компетентностную модель профилированной образовательной программы подготов-

ки кадров для индустрии туризма, соответствующих требованиям работодателей, можно представить в виде таблицы 3.

Актуальность предлагаемой модели состоит в том, что установленные требования к профессиональным функциям (должен уметь), знаниям (должен знать) и навыкам (должен владеть) специалистов, востребованных в сегменте индустрии туризма, позволяют определить дисциплины (модули), при изучении которых обучающийся освоит необходимые знания и навыки для выполнения конкретных должностных

обязанностей и профессиональных функций в соответствии с уровнем профессионального образования и профиля подготовки, требованиями работодателей [1]. Представленная таким образом компетентностная модель формирования профилированных образова-

При этом основными параметрами на основе действующих в настоящее время систем классификаций образования, рынка труда, видов экономической деятельности устанавливаются: должность, должностные обязанности, профессиональные функции, которые формируются в соответствии с параметрами квалификационных требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС); квалификационные характеристики, уровень

Такой подход на наш взгляд является актуальным, т. к. обеспечивает эффективное взаимодействие элементов цепочки: потребности индустрии туризма в нужных кадрах ^ квалификация ^ квалификационные требования ^ компетенции ^ оценка качества

При этом регулирование подготовки востребованных в реальных секторах индустрии туризма кадров можно осуществлять в форме целевого субсидирования на условиях эффективного социального партнёрства. Партнёрство в современных условиях

тельных программ в области туризма может являться основой для установления требований работодателей непосредственно к востребованным в отдельных сегментах индустрии туризма специалистам в соответствии с уровнем образования и профиля подготовки.

образования, направление подготовки (специальность или профессия), профильная направленность образовательной программы; требования к условиям освоения и реализации образовательных программ, компетенции; система оценки качества освоения образовательной программы и усвоенных компетенций.

Алгоритм параметров квалификационных требований к востребованным в сегменте индустрии туризма кадрам можно рассмотреть на примере таблицы 4.

усвоенных знаний и навыков (компетенций) с привлечением представителей работодателей ^ государственная итоговая аттестация выпускника ^ трудоустройство в индустрии туризма.

понимается как система согласованных взаимоотношений между партнёрами. Социальное партнёрство основано на равноправном сотрудничестве всех участников процесса социально-партнёрских отношений и рассматривается как система институтов и меха-

Таблица 3

Компетентностная модель профилированной образовательной программы подготовки выпускников, соответствующих требованиям работодателей индустрии туризма

Должность Должностные обязанности (должностные функции) Требования, предъявляемые к выпускникам Дисциплина (модуль)

компетенции обучающегося

должен знать:

должен уметь:

должен владеть:

Таблица 4

Алгоритм параметров квалификационных требований к востребованным в секторе экономики кадрам

Параметры требований к востребованным в сегменте индустрии туризма кадрам

Сегмент индустрии туризма, вид экономической деятельности, требования работодателей

Должность Профессиональные функции Должностные обязанности

Уровень образования Направление подготовки Профиль подготовки

Работодатель индустрии туризма

Определяет потребность в кадрах в соответствии с приоритетом развития индустрии туризма. Заключает договор с образовательной организацией. Осуществляет целевое финансирование субсидий на подготовку

нужных кадров._

_

Образовательная организация

Заключает договор с работодателем о целевом субсидировании. Организует образовательный процесс подготовки нужных кадров. Осуществляет подготовку студентов в соответствии с требованиями ФГОС в области туризма. Осуществляет контроль освоения образовательной программы. Проводит итоговую аттестацию

выпускника, присваивает квалификацию. Выдаёт диплом об образовании в области туризма._

_

Работодатель индустрии туризма

Обеспечивает трудоустройство выпускника на предприятии индустрии туризма_

_

_Удовлетворение требований работодателя. Достижение баланса на рынке труда_

Рис. 1. Процесс социально-партнёрского взаимодействия при подготовке кадров для индустрии туризма

низмов, обеспечивающих согласованность интересов заинтересованных сторон.

Процесс социально-партнёрского взаимодействия институциональных структур в лице образовательных организаций и работодателей при подготовке кадров для индустрии туризма предложен в виде структурно-логической схемы (рис. 1).

Предложенный таким образом процесс социально-партнёрского взаимодействия институциональных структур в лице образовательных организаций и работодателей при подготовке кадров для индустрии туризма может способствовать на наш взгляд удовлетворению требований работодателей в востребованных на рынке труда профессиональных и компетентных специалистах.

Литература

1. Ананьева Т. Н., Илюхина Г. И. Взаимодействие институциональных структур, заинтересованных в подготовке компетентных кадров для сферы сервиса и туризма // Сервис в России и за рубежом: сб. науч. ст. Электронное периодическое издание. Т. (1)16. 2010. 1 0421000058/0001. Режим доступа: http://www.mgus.ru/-electronicjournal/number16/contents (10 стр.).

2. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего образования: методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008.

3. Илюхина Г. И. Роль профилированных образовательных программ в обеспечении потребностей рынка труда // Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа: экономической, правовой и социокультурный аспекты создания и развития. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2009.

4. Илюхина Г. И. Подготовка кадров для сферы услуг // Сервис plus. № 3. 2010. C. 117 - 124.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

6. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («Дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

7. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. № 3. 2004.

8. Туризм в цифрах. 2014. Стат. Сб. /ИИЦ «Статистика России», Федеральное агентство по туризму. М.: Статистика России, 2014. 39 с.

9. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

11. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы). Утверждена постановлением Правительства РФ от 02.08. 2011. № 644.

12. Федулин А. А., Ананьева Т. Н., Илюхина Г. И. [и др.]. Научно-методическое обеспечение высшего профессионального туристского образования: коллективная монография. М.: РГУТиС, 2009. 146 с.

13. Шадриков В. Д. Принципы построения программ высшего профессионального образования. Проблемы качества образования: материалы XIX Всероссийской научно-методической конференции 21 мая - 28 мая 2009 г. Уфа - Москва, 2009. 286 с.

Информация об авторах:

Ананьева Татьяна Николаевна - доктор социологических наук, профессор Российского государственного университета туризма и сервиса, проректор-заместитель председателя УМО по образованию в области сервиса и туризма, Москва, mosumo@mail.ru.

Tatiana N. Ananyeva - Doctor of Sociology, Full Professor, Vice-Rector - Deputy Head of the Teaching and Me-thodics Association for Tourism and Service, Russian State University of Tourism and Service.

Илюхина Галина Ивановна - кандидат социологических наук Российского государственного университета туризма и сервиса, доцент кафедры научно-методического обеспечения туризма и сервиса, Москва, mosumo@mail.ru.

Galina I. Ilyukhina - Candidate of Sociology, Associate Professor, Assistant Professor at the Department for Scientific and Methodic Support of Tourism and Service, Russian State University of Tourism and Service.

Кирьянова Лилия Геннадьевна - кандидат философских наук, доцент Томского политехнического университета, начальник управления коммуникационной политики, Томск, kiriyanova@tpu.ru.

Liliya G. Kiriyanova - Candidate of Philosophy, Associate Professor, Head of the Communication Policy Division, National Research Tomsk Polytechnic University.

Юматов Константин Владимирович - кандидат исторических наук, доцент, декан факультета истории и международных отношений КемГУ.

Konstantin V. Yumatov - Candidate of History, Associate Professor, Dean of the Faculty of History and International Relations, Kemerovo State University.

Статья поступила в редколлегию 04.06.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.