Научная статья на тему 'Онлайновое пространство научных коммуникаций'

Онлайновое пространство научных коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ОНЛАЙНОВОЕ ПРОСТРАНСТВО НАУЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ / ONLINE SCIENTIFIC COMMUNICATION SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пьянкова Людмила Алексеевна

Рассмотрены некоторые особенности онлайнового пространства научных коммуникаций, их ресурсы, достоинства и недостатки, представлен перечень онлайновых научных публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discusses some of the features of online scientific communication space, their resources, strengths and weaknesses, is a list of online publications.

Текст научной работы на тему «Онлайновое пространство научных коммуникаций»

6. Кутбиддинова Р.А., Лабунец Н.В. Повышение уровня эмоциональной устойчивости в зрелом возрасте при помощи изотерапии // Актуальные научные вопросы и современные образовательные технологии: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 июня 2013 г.: в 7 частях. - Часть 2 / М-во

обр. и науки РФ. - Тамбов: изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. - С. 96-99.

7. Щукина Е. Г. Эмоциональная неустойчивость как ведущий фактор формирования дезадап-тивного поведения студентов: Дис. канд. психол. наук: 19.00.03: Москва, 1998 174 с.

ОНЛАЙНОВОЕ ПРОСТРАНСТВО НАУЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Пьянкова Людмила Алексеевна

доцент, кандидат пед. наук, СибГИУ, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, г. Новокузнецк

АННОТАЦИЯ

Рассмотрены некоторые особенности онлайнового пространства научных коммуникаций, их ресурсы, достоинства и недостатки, представлен перечень онлайновых научных публикаций. ABSTRACT

Discusses some of the features of online scientific communication space, their resources, strengths and weaknesses, is a list of online publications.

Ключевые слова: коммуникация, онлайновое пространство научных коммуникаций. Keywords: communication, online scientific communication space.

Интенсивное развитие общества привело к тому, что XXI век по праву считается веком коммуникаций, протекающих в различных формах. Значительное движение в науку в конце 90-ых прошлого века, первой декаде нового столетия вызвало всплеск интереса к проблеме научных коммуникаций, пик которого был зафиксирован в этот же временной отрезок. Значительный вклад на фоне остальных исследований в разработку проблемы формирования и развития представлений о коммуникативных основах научного знания внесли труды социологов: И.Ф. Богданова, О.В. Бойченко, Т. Куна,

И. Лакатоса, К. Поппера, П. Фейерабенда [2-9]. Ключевое понятие можно дефинировать как сложную социокультурную систему, представленную взаимосвязанными между собой компонентами. В психологии под коммуникацией принято понимать процесс передачи сообщения от источника к получателю с целью изменить поведение последнего. Эта цель и побуждает людей активно взаимодействовать с другими, решая с той или иной степенью продуктивности вопросы профессионального характера. Сущность научной коммуникации - поле для дискуссии, где встречаются оппоненты от социологии, психологии, философии, кибернетики и др. Наиболее перспективным в свете данной проблемы видится её онлайновый аспект решения, увеличивающий сеть профессиональных контактов, развивающий характер самой научной деятельности, максимально оперативно, эффективно и квалифицированно распространяющий научную информацию, являющийся современным эквивалентом традиционных форм научного общения.

Обсуждение данного вопроса стало возможным благодаря целому ряду публикаций, посвященных онлайновому пространству научных коммуникаций (А.Б. Антопольского, С.А. Блау, И.Ф. Богдановой, А.И. Жежель и др.) [1; 2].

Следует признать, что интенсивное развитие новых информационных технологий ставших аналогом распространения научной информации изменило структуру научного взаимодействия, актуализировало вопросы качества имеющихся средств научной коммуникации. Цифровое представление информации обладает значительным ресурсом фиксации, обработки, хранения и передачи данных, при этом арсенал средств для дистанционного доступа к информации стал шире и оперативнее. В этой связи интернет - это не только новое социально-психологическое явление нашей жизни, но и информационная среда и средство научных исследований и отображения процессов, происходящих на разных уровнях науки: организационном, институциональном и содержательном. Эта среда мони-торит не только успехи, но и провалы в отдельных областях научного знания, отображает личные контакты ученых через электронную почту, форумы, боги, чаты, позволяет решать проблемы трудоустройства, формирует резюме человека науки.

Особый интерес для научного сообщества представляют социальные технологии Веб 2.0, аутентичные традициям современного общества, расширяющие формат профессионального общения, стимулируя творческие способности участников взаимодействия, формируя контур развития современной науки. При этом сетевые журналы (блоги) не имеют большого признания в научной среде, поскольку эта форма общения ничего не добавляет к сложившейся системе научных публикаций. Из русскоязычных научных блогов пользуется популярностью ресурс «Элементы». Инструменты Web 2.0 измеряют форму научных дебатов. В известной мере развитие науки обусловлено форматом обсуждения проблематики, экспертизой достигнутого. Среди научных сайтов, выступающих своего рода фильтром контента с учетом мнений следует назвать SciRate, BioWizard. Важным инструментом онлайновых личных контактов ученых является обмен файлами. Так, у физиков с 1991 года

набирает популярность сервер arXiv.org для обмена препринтами. Существует детальный тематический каталог, где к 2010 году было сосредоточено около 580000 научных публикаций. Важно отметить, что этот ресурс является бесплатным электронным архивом электронных научных публикаций и выступает частью библиотеки Корнелльского университета США. Аналогом данного сервиса выступает электронный журнал Казанского государственного университета, созданный в 1997 году для математиков. Популярен среди специалистов архив репринтов, расположенный на сайте Института прикладной математики имени М.В. Келдыша РАН. Востребованность данного ресурса доказывает высокая посещаемость пользователей - около 3000 читателей в будний день. В августе 2007 года в Интернете появился сервис обмена научным видеоконтентом SciVee, созданный при посредстве Национального научного фонда США, Публичной научной библиотеки и Супрекомпьютерного центра Сан-Диего.

Важным ресурсом онлайновых научных коммуникаций выступает научно-техническая литература, где публикуются результаты научных исследований ученых. Свою историю научные журналы в России ведут от Петра I, сегодня существует около 24000 реферируемых журналов и сборников трудов научно-практических конференций емкостью до 2,5 млн статей. Создание онлайнового пространства инициировало рождение электронных научных журналов. Точкой старта в этом можно считать конец 80-ых г.г. прошлого века. В настоящее время весь перечень онлайновых научных публикаций можно свести к следующему формату:

- электронные журналы, где публикуются отредактированные статьи, в том числе из списка ВАК;

- гибридные журналы, представленные электронным и бумажным форматом;

- электронные препринты (серверы, где авторы размещают свои материалы в форме препринтов);

- электронные нерецензируемые публикации;

- публикации на персональных страницах в сети, так на сайте профессиональных психологов размещаются публикации различной психологической проблематики;

- электронные книги (монографии).

Развитие информационно-коммуникационных

технологий потенциально будет вызывать прирост пользователей таких ресурсов, недалек тот день, возможно, когда они полностью вытеснят, либо серьезно потеснят их бумажные аналоги.

При всех очевидных преимуществах электронных публикаций, нельзя не отметить их минусы:

- нерегулярность обновления электронных журналов;

- технические проблемы, делающие невозможным своевременный доступ пользователей к актуальной для них информации;

- проблемы цитируемости электронного журнала;

- консерватизм восприятия электронного журнала как чего-то второстепенного по отношению к бумажному источнику;

- проблема авторских прав и др.

Научные коммуникации как одна из проблем социологической науки, и как комплексный процесс представления, передачи, хранения и получения научной информации, выступает основным двигателем науки, каналом связи с обществом, дающим запрос на проведение научных изысканий, обязательным условием становления и развития личности ученого. В современных реалиях в связи с мощным развитием информационного пространства на просторах интернета созданы предпосылки для распространения, обновления теоретического знания. И это не могло не повлиять на него качество и количество, активизировало информационный обмен авторов изысканий, структурно изменило характер коммуникации и методы научного взаимодействия. Есть все основания говорить о создании новой современной среды и средства научных исследований. Интернет как наиболее динамичный ресурс отображения целого ряда процессов и явлений нашего общества, в том числе содействует и развитию науки на разных её уровнях: организационном, институциональном и содержательном. Вопросы научно-информационного обмена являются не только актуальной научной проблематикой, но и способствуют процессу развития науки в целом.

Список источников

1. Антопольский А.Б., Ауссем В.И., С.А. Блау, Жежель А.И. Исследование и разработка системы метаданных для электронных информационных ресурсов и сервисов в фундаментальной науке // отчет о результатах работы по гранту РФФИ № 04-0790087 // [Электронный ресурс]. 2005. Режим доступа: http: // rd.feb-web.ru/antopolsky-04.htm.

2. Богданова, И.Ф. Онлайновое пространство научных коммуникаций [Текст] / И.Ф. Богданова // Социология науки и технологий. - 2010. - Том 1. -№ 1. С. 140 - 160.

3. Бойченко, О.В. Коммуникация как основа научной деятельности [Текст] : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 / О.В. Бойченко. - Москва, 2012. -174 с.

4. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. - 300 с.

5. Лакатос, И. Избранные произведения по философии и методологии науки [Текст] / И. Лакатос.

- М.: Академический Проект, 2008. - 475 с.

6. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура [Текст] / Р. Мертон. - М.: ACT: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. -873.

7. Огурцов, А.П. Философия науки: двадцатый век: концепции и проблемы: В 3 частях. Часть вторая: Философия науки: Наука в социокультурной системе [Текст] / А.П. Огурцов. - СПб.: Mip, 2011.

- 335 с.

8. Поппер, К. Логика и рост научного знания [Текст] / К. Поппер. - М.: Прогресс, 1983. - 605 с.

9. Фейерабенд, П. Наука в свободном обществе [Текст] /

П. Фейерабенд; пер. с

англ. А. Л. Никифорова. - М.: АСТ: АСТ Москва, 2010. - 378 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.