Научная статья на тему 'Ограничения и предпочтения социального инвестирования в регионе'

Ограничения и предпочтения социального инвестирования в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ограничения и предпочтения социального инвестирования в регионе»

© Н.Н. Лебедева, С.Н. Хоняев, 2007

СОЦИАЛЬНЫЙ ВЕКТОР ЭКОНОМИКИ

ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

Н.Н. Лебедева, С.Н. Хоняев

В развитых странах мира в последние десятилетия все более широкое признание находит концепция социальной ответственности бизнеса. Ее суть состоит в осознании необходимости активного участия корпораций в воспроизводстве социальных основ жизни работников и граждан территории, на которой располагается предприятие Ч. Значимость и практическая востребованность этой концепции были подтверждены провозглашением 2005 года в Европейском союзе годом социальной ответственности бизнеса. ООН предложила социально ответственным предприятиям опираться в своей деятельности на выдвинутые 10 принципов в области прав человека, труда, окружающей среды и борьбы с коррупцией 2.

Недостаточно активное использование этих принципов связано с тем, что они не систематизированы, что затрудняет их реализацию в стратегических планах предприятия. В связи с этим целесообразно разделить все принципы на три группы: принципы, обеспечивающие развитие гражданских прав и свобод; принципы, нацеленные на гармонизацию трудовых отношений; принципы, на основе которых создается благоприятная среда существования.

В соответствии с выделенными группами следует разрабатывать и стратегии развития предприятия: демократизацию производства, гармонизацию отношений, социализацию предприятия. Несмотря на некоторые различия в целях и задачах перечисленных страте-

гий, основной формой их реализации являются социальные инвестиции - финансовые вложения, обеспечивающие улучшение хозяйственной деятельности с позиций повышения качества жизни человека. Осуществление социальных инвестиций позволяет российскому бизнесу продемонстрировать понимание своей ответственности за благополучие страны в целом. Усиленное внимание общества к социально ориентированной деятельности бизнеса, а также социальные мероприятия, в которых участвуют предприятия, свидетельствуют об актуальности и верно обозначенном приоритете их функционирования 3.

В то же время произвольность и несис-тематичность осуществляемых предприятиями социальных инвестиций и затруднения, возникающие при отражении их в социальных отчетах предприятий, связаны с отсутствием общепризнанных классификационных признаков и выделенных в соответствии с ними групп инвестиций. Необходимость осуществления такой классификации также диктуется потребностями упорядочения и достижения прозрачности социально ответственной деятельности предприятий.

В качестве оснований предлагаемой классификации (см. рисунок) выделены типы, подтипы, классы, подклассы, виды, подвиды социальных инвестиций. Все социальные инвестиции по объектам инвестирования делятся на два основных типа: непосредственно социальные инвестиции - вложения в соци-

альную сферу, человеческий капитал, социально-экономическую и социально-экологическую безопасность, формирование новых секторов экономики и создание социальных технологий; социальную составляющую производственных инвестиций или опосредованные социальные инвестиции.

Социальные инвестиции по объекту инвестирования можно также разделить на че-

тыре основных подтипа: инвестиции в социальную сферу, производственные инвестиции социальной направленности, инвестиции в ноо-и креатосферу, инвестиции в человеческий капитал. Социально ориентированные инвестиционные проекты предполагают получение субъектом выгоды от их реализации. По этому признаку целесообразно выделить классы: коммерческие и некоммерческие.

Классификация социальных инвестиций 134 Н.Н. Лебедева, С.Н. Хоняев. Ограничения и предпочтения социального инвестирования

По целям, на которые направлен проект, социальные инвестиции можно классифицировать на подклассы аналогично прямым производственным инвестициям, с учетом социального характера этих проектов:

- социальные инвестиции, призванные обеспечить социальную безопасность и стабильность общества. Оценка их эффективности сводится к минимизации затрат, так как в большинстве случаев решение

о реализации таких проектов принимается на основе безальтернативности;

- реновационные социальные инвестиции (так называемые инвестиции «нулевого уровня»), осуществляемые с целью поддержания существующего и стабильного уровня производства и предоставления социальных товаров и услуг;

- «автономные» социальные инвестиции, осуществляемые предприятиями с целью повышения эффективности производства и предоставления социальных товаров и услуг;

-экстенсивные социальные инвестиции (инвестиции повышения плотности) с целью распространения существующих социальных технологий и удовлетворения потребностей социального характера (увеличение объема социальных товаров и услуг на душу населения);

- инновационные социальные инвестиции с целью приобретения и внедрения новых или принципиально новых социальных технологий, продуктов или услуг. Данный вид инвестиций приводит к изменению сущности социальной системы и настроен на прорыв в какой-либо сфере. Следующая классификация социальных

инвестиций касается форм и инструментов их осуществления, к которым относят программы и проекты. По конечному ожидаемому эффекту (результату) от реализации социальных инвестиций можно выделить следующие подвиды инвестиций:

- инвестиции с непосредственным (прямым) социальным эффектом - инвестиции с эффектами, проявляющимися через определенный промежуток времени;

- инвестиции с рассеянным социальным эффектом, который не может быть определен непосредственно по истечении

проектного времени, но способен реализовать долговременное внешнее влияние в будущем;

- инвестиции с косвенным социальным эффектом, вызывающие мультипликативные изменения в социальной системе; -инвестиции с опосредованным социальным эффектом - инвестиции в одну из сфер социальной системы, которые сначала вызывают изменения в другой сфере и только потом возвращаются в инвестируемую сферу в виде положительных внешних эффектов (инвестиции в человеческий капитал). Эффективность социальных инвестиций состоит в их способности вызывать внешние эффекты, ценность которых превышает первоначальные затраты.

Предлагаемая классификация позволяет выявить приоритеты и направления осуществления социальных инвестиций. В частности, в России преобладает тип опосредованных социальных инвестиций, подтип - производственные инвестиции социальной направленности, инвестиции в человеческий капитал, класс -некоммерческие инвестиции.

В зависимости от целевой направленности и постановки конкретных целей в странах мира сложились разные модели социального инвестирования (см. таблицу): американская, северная (или корпоративная); англосаксонская (или соревновательная).

В России традиции социального инвестирования только начинают формироваться, поэтому трудно однозначно определить вариант используемой модели. Для него характерны признаки как северной модели, предполагающей добровольное участие бизнеса, так и англосаксонской модели, в которой предприятия желают получить от государства четкие законодательные рамки социальной ответственности.

Для выявления препятствий осуществления предприятиями социальных инвестиций и направлений их преодоления в российской хозяйственной практике был проанализирован инвестиционный проект социальной направленности «Спортивно-развлекательный комплекс - Аквапарк», реализуемый в г. Элисте (Республика Калмыкия). Поскольку проект является долгосрочным, были выявлены этапы его эволюционной динамики по критериям «время» и «стадия развития».

Модели социального инвестирования развитых стран и РФ: компаративный анализ *

Критерии Модель социального инвестирования развитых стран Модель социального инвестирования в РФ

Субъекты социального инвестирования Крупный и средний бизнес Крупный бизнес

Объекты социального инвестирования 1. Персонал. 2. Потребители. 3. Сообщество. 4. Акционеры 1. Государство. 2. Собственники. 3. Персонал. 4. Потребители

Цели субъектов социального инвестирования 1. Минимизация отрицательных внешних эффектов своей деятельности. 2. Поддержание положительного имиджа компании. 3. Создание внутренней комфортной среды 1. Создание внутренней комфортной среды. 2. Поддержание стабильного развития региона. 3. Решение определенных социальных проблем региона

Методы реализации целей 1. Развитие персонала. 2. Охрана здоровья и безопасные условия труда. 3. Социально ответственная реструктуризация. 4. Природоохранная деятельность и ресурсосбережение. 5. Развитие местного сообщества. 6. Добросовестная деловая практика 1. Развитие персонала. 2. Охрана здоровья и безопасные условия труда. 3. Природоохранная деятельность и ресурсосбережение

Инструменты 1. Административный и социальный бюджет. 2. Делегирование сотрудников компании. 3. Социально значимый маркетинг. 4. Эквивалентное финансирование. 5. Денежные гранты. 6. Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь 1. Делегирование сотрудников компании. 2. Эквивалентное финансирование. 3. Денежные гранты. 4. Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь

Ресурсы Прибыль предприятий Прибыль предприятий

Коррекция элементов механизма Корректировка происходит до проявления серьезных социальных проблем Корректировка элементов происходит, как правило, после появления негативных последствий текущих операций

* Составлено автором по: О социальной роли бизнеса // Общество и экономика. 2004. № 11-12; http:// www.socinvest.ru; Громыко А.А. Труд и власть: Великобритания в сравнительном контексте // Современная Европа. 2002. № 4.

По критерию «время» выделены краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный этапы его осуществления. По критерию «стадия развития» - посткризисное оживление экономики, активизация инвестиционного процесса, наращивание инновационного компонента инвестиций. На каждом этапе рассмотрены ресурсные и факторные ограничения, с которыми сталкивается инвестор. На первом этапе ограничивающими факторами выступали небольшие размеры мобилизуемых финансовых ресурсов, на втором - недостаточная инвестиционная мотивация предпринимателей, отсутствие гарантий сохранности и возвратности инвестиционных вложений, на третьем - незавершенность формирования институциональной инфраструктуры инвестиционного процесса.

При осуществлении социальных инвестиций предприятия на региональном уровне сталкиваются с двумя видами ограничений -внешними и внутренними. Внешние ограничения по своему содержанию могут быть экономическими, политико-правовыми и социальными. Экономические ограничения связаны, прежде всего, с доступностью ресурсов. Система ресурсов представляет собой «доступные потенциальные факторы, первоначально освоенные хозяйственными субъектами предметы природы и общества, которые могут быть вовлечены в производственные про-цессы»4. Политико-правовые - с наличием стабильности, правовой защитой отечественных и иностранных инвесторов. Социальные -с отсутствием эффективного механизма общественного контроля.

Для эффективного инвестирования предприятиям необходимо оценивать внешние ограничения и возникающие в связи с этим риски. Поскольку социальные инвестиционные проекты - новое явление для российской экономики, анализ внешних ограничений часто осуществляется в условиях недостатка информации, что не позволяет применять традиционные статистические и аналитические методы оценки неопределенности и рисков. Поэтому российские компании, осуществляющие социальные инвестиции в экономику региона, часто используют метод экспертных оценок внешних ограничений инвестирования.

Внутренние ограничения осуществления социальных инвестиций связаны с воспроиз-

водственными возможностями предприятия, то есть с применяемыми технологиями и факторами производства, уровнем доходности, особенностями управления и внутренними рисками. Среди этих ограничений, несомненно, важное место занимает величина прибыли предприятия.

При анализе предпочтений осуществления предприятиями социальных инвестиций были выделены внешние и внутренние предпочтения. Внешние связаны с укреплением репутации и имиджа предприятия. Социально ответственная практика ведения бизнеса способствует развитию связей с местным сообществом, местной властью, укреплению отношений с клиентами, улучшению финансовых показателей, получению конкурентных преимуществ, повышению хозяйственной устойчивости, дополнительным возможностям продвижения товаров, привлечению новых партнеров. Система внутренних предпочтений предприятий включает развитие персонала, охрану здоровья, безопасные условия труда, социально ответственную реструктуризацию.

Рассматривая элементы системы внутренних предпочтений социального инвестирования, необходимо отметить, что предприятия, инвестирующие в развитие персонала, стремятся привлечь и удержать талантливых сотрудников. Для этого проводится обучение и профессиональное развитие работников, применяются мотивационные схемы оплаты труда, предоставляются социальные пакеты, создаются условия для отдыха и досуга, стимулируется участие сотрудников в принятии управленческих решений, развиваются внутренние коммуникации в организации.

Основными тенденциями реализации социальной ответственности в условиях сложившихся ограничений следует назвать возрастание расходов на качественное воспроизводство рабочей силы, минимизацию социальных рисков за счет развития связей с местным сообществом, уменьшение загрязнения окружающей среды.

Для осуществления эффективного социального инвестирования необходимо наличие условий: достаточный воспроизводственный потенциал предприятия, существование экономических субъектов со сложившейся системой предпочтений и способных

обеспечить инвестиционный процесс в необходимых масштабах, механизм трансформации инвестиционных ресурсов в объекты инвестиционной деятельности. Действие механизма инвестирования в социальную сферу способствует укреплению взаимозависимости общества и предприятий, принимающих на себя широкие социальные обязательства. Особенностью такого механизма является использование социальных программ и социальных инвестиционных проектов, от оптимальной реализации которых зависит получаемый региональным сообществом социальный эффект.

Основными направлениями совершенствования механизма инвестирования в социальную сферу являются: формирование институциональной основы регулирования социально ориентированной инвестиционной деятельности; разработка программ социальных мероприятий и методик оценки социальной эффективности предлагаемых инвестиционных проектов и включения их в эти проекты в виде специального раздела.

Таким образом, успешная реализация стратегической задачи социально-экономического развития региона - повышение уровня и качества жизни населения, увеличение и повышение степени доступности общественных благ - возможна в результате активизации социальных инвестиций и тщательного учета возникающих ограничений и имеющихся предпочтений их осуществления.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Committee for Economic Development. Social Responsibility of Business Corporations; a Statement on National Policy by the Research and Policy Committee for Economic Development. N. Y., 1971. P 37-40.

2 http://www.unglobalcompact.org/content/ AboutTheGC/TheNinePrinciples/thenine.htm.

3 Доклад о социальных инвестициях в Россию. М., 2004. Роль бизнеса в общественном развитии. М., 2004. С. 9.

4 Иншаков О.В. О стратегии развития южного макрорегиона России. Волгоград, 2003. С. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.