Научная статья на тему 'Влияние социальных инвестиций на региональную кластеризацию'

Влияние социальных инвестиций на региональную кластеризацию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние социальных инвестиций на региональную кластеризацию»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

3) адаптация выбранной методики под свою компанию;

4) обработка результатов исследования;

5) обнародование результатов исследования.

Диагностику уже существующей системы мотивации лучше начать с оценки общей мотивационной среды компании. Разработанная система мотивации, еще не мотивирует персонал. Она будет реально действовать на сотрудников только в том случае, если в компании присутствует мотивационная среда, которая складывается из разработанной системы мотивации и отношения сотрудников к мотивационным мерам.

Особенно это касается мотивационной среды, возникающей на основе нематериальной мотивации персонала. Среда, основанная на материальной мотивации персонала, имеет стабилизирующее действие, помогая закрепить в компании наиболее ценных сотрудников, а основанная на нематериальной мотивации - по настоящему стимулирует людей к активной работе с полной отдачей сил.

Отсутствие мотивационной среды в компании, показывают следующие проблемы:

• у сотрудников нет четких целей в своей деятельности;

• сотрудники не ознакомлены с критериями оценки их работы, а значит, и не уверены в справедливости;

• сотрудники не владеют информацией о поощрениях за высокие результаты работы;

• формы поощрения сотрудников, являются непривлекательными для них.

Проанализировав наиболее распространенные методы изучения мотивации, можно сделать вывод о том, что выбор методов изучения мотивации для каждого предприятия и для разных категорий работников сугубо индивидуален и требует тщательного анализа. Ограничиваться применением какого-либо одного метода не стоит, так как каждый имеет свои недостатки, поэтому чтобы избежать субъективности метода изучения мотивации и компенсировать негативные моменты при его использовании, желательно сочетать их или использовать последовательно, в зависимости от целей, которые ставятся перед исследованием и результатов, которых необходимо добиться. 1 2

1. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала / А.С. Шапиро. -М.: ГроссМедиа, 2006. -224 с.

2. Нефедова К. Мотивация или мотивирование? Вот в чем вопрос! // Управление персоналом. -2008. -№17. -С. 24-29.

КУЧКОВСКАЯН.В

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА РЕГИОНАЛЬНУЮ КЛАСТЕРИЗАЦИЮ

Для экономики государства, региона, отдельно взятой территории кластеры выступают в роли точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым нередко образуются новые кластеры и конкурентоспособность страны (региона) в целом увеличивается.

Другим достоинством является возможность целенаправленной переориентации убыточных предприятий региона, предоставления адресных льгот определенным группам компаний, которые важны и значимы для экономики. В кластере обеспечивается прозрачность вклада предприятия в стоимость конечного продукта: оно становится понятным для инвестора, то есть удовлетворяет условиям инвестиционной привлекательности. Власти получают возможность регулирования инвестиционных потоков и оценки эффективности вложений на основе приоритетности развития региональных кластеров (16).

Увеличение разнообразия глобальных проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, изменением климата, военными конфликтами, распространением болезней, углублением социального неравенства, возникновением корпоративных скандалов и банкротств, тяжелыми последствиями текущего экономического кризиса объективно приводят к постепенному осознанию мировым сообществом и бизнесом необходимости принятия определенной ответственности за ту среду, в которой они живут и работают. Эти проблемы создают угрозу безопасности социально-экономического развития регионов. В современных условиях роль России в интернационализации мирового хозяйства существенна, что не может оставить ее безучастной в успешном преодолении глобальных вызовов, затрагивающих ее национальные интересы.

Социальные инвестиции являются одним из важнейших инструментов создания социально ориентированной экономики, предполагающей обеспечение стабильного развития общества в целом, удовлетворение насущных потребностей людей, гармонизацию отношений между различными социальными группами. Качественное содержание такой экономики определяется ее способностью создавать и стимулировать благоприятные условия для ведения бизнеса, развития человеческого капитала и гражданского общества, высокоэффективного государственного регулирования. Поэтому ответственное и сбалансированное взаимодействие предпринимательства, власти и общества служит крепкой основой прогресса российского национального хозяйства.

Хозяйствующие субъекты производят товары и услуги, стремясь увеличить объемы их продаж и прибыли, и тем самым, создают базу для расширенного производства и увеличения доходов государства в целом. Бизнес выступает главным субъектом вложения капитала в инновационные проекты, создает инвестиционные источники и участвует в финансировании социальной сферы. Товаропроизводители совместно с государством выполняют социальные функции, обеспечивая определенную степень информационной открытости перед обществом. Ответственность за целенаправленное

42

№ 2(19), 2009 г.

и добровольное финансирование социальных затрат в различных их формах со стороны предпринимательства в последнее время возрастает. Участие в различных социальных программах повышает репутацию, имидж и авторитет компаний, одновременно создавая условия для приобретения ими дополнительных конкурентных преимуществ. Согласованное взаимодействие власти и бизнеса в решении социальных проблем с учетом их экономических интересов и на основе социально ответственного поведения гарантирует долговременный устойчивый рост национального хозяйства. В то же время перегруженность компаний социальными обязательствами, принимающими вынужденный характер, может привести к снижению экономической эффективности их деятельности. В таком случае осуществляемые предприятиями социальные инвестиции могут обеспечить кратковременный социальный эффект в ущерб долгосрочной стратегии их экономического развития. В масштабе всей страны преобладание подобной тенденции в бизнесе создает угрозу ее социальной и экономической безопасности.

В публикациях отечественных ученых этому аспекту осуществления социальных инвестиций не уделяется достаточное внимание, и поэтому мы считаем актуальным дальнейшее развитие теоретических положений и методологических подходов к социально-экономическому обоснованию форм и масштабов социального инвестирования российскими компаниями, способствующими увеличению своей конкурентоспособности и укреплению экономической безопасности всей страны.

Построение теоретической конструкции феномена «социальные инвестиции» предполагает упорядочение существующих трактовок этого понятия, четкую классификацию социальных инвестиций, выделение направлений и структуры использования, алгоритмизацию процесса инвестирования, систематизацию показателей оценки их экономической эффективности.

В западной литературе используется понятие социально ответственные инвестиции (socially responsible investments). Под этим термином понимается инвестирование в социально значимые проекты, реализация которых способствует человеческому развитию: повышению уровня и качества жизни людей, обеспечению их экологической безопасности и т. п. (1, с. 18).

В других работах обращается внимание на получение материальной и общественной выгоды, согласно которых социальные инвестиции представляют собой вложения в объекты социальной сферы с целью получения дохода и повышения уровня и качества жизни людей посредством удовлетворения их материальных, духовных или социальных потребностей (2, с. 9).

В ряде публикаций социальные инвестиции бизнеса трактуются в виде его ресурсных возможностей. Они включают материальные, технологические, управленческие и иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон. Предполагается, что в стратегическом отношении компанией будет получен (хотя и не всегда и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект (3; 9).

Винников С.В. считает, что социальные инвестиции принимают форму финансовой или иной ресурсной помощи, направляемой компанией на реализацию долгосрочных и, как правило, совместных партнерских программ, предусматривающих снижение социального напряжения в регионах (4, с. 30). Он же вводит различительную трактовку социальных инвестиций и социального инвестирования. Если первое из них выражает активность бизнеса, направленной на получение выгоды от проектов, реализуемых в социальной сфере или имеющих существенный социальный эффект, то второе представляет собой динамическую реализацию системы отношений между элементами социальной среды бизнесструктуры по поводу достижения общих целей субъектов социального инвестирования - бизнеса, общества и государства (4, с. 28).

Соболева И.П. социальное инвестирование интерпретирует, как процесс вложения средств в социальную сферу (5, с. 65).

Балацкий Е. социальные инвестиции определяет на основе корпоративной социальной ответственности, интерпретируя ее как добровольный вклад бизнеса в развитие общества. Он же предлагает расширительную трактовку, в соответствии с которой это совокупные затраты компании на социальные программы, в том числе на профессиональную подготовку и переподготовку персонала, охрану труда и здоровья, улучшение экологии, развитие местных сообществ (6, с. 64).

В англоязычной литературе используется словосочетание «социально ответственные инвестиции». Например, в отчете Social Investment Forum за 2001 г., это понятие определяется, как инвестиционный процесс, который учитывает последствия, оказываемые данными инвестициями на общество и окружающую среду, на основе строгого финансового анализа. Кроме того, считается, что это процесс идентификации и инвестирования в компании, отвечающим определенным основным стандартам или критериям корпоративной социальной ответственности (7). Встречаются и другие синонимичные названия - социальные инвестиции, этические инвестиции и др. (8). Действительно, будучи социально-ответственным инвестор условно может придерживаться двух линий поведения: не инвестировать в те виды бизнеса, которые противоречат его этическим принципам; намеренно инвестировать в те виды бизнеса, которые согласуются с его этическими принципами. Между тем термин «социально-ответственные инвестиции» получает широкое распространение и в отечественной социально-экономической литературе. Например, трактуется как процесс принятия инвестиционных решений, учитывающий в рамках традиционного финансового анализа социальные и экологические последствия инвестиций (1; 8).

Развитие и распространение социального инвестирования связано с осознанием того, что корпорации оказывают серьезное влияние на качество жизни людей и на их будущее. Поэтому рост числа социально сознательных инвесторов благотворно влияет на деловую практику компаний и стимулирует позитивные перемены в обществе. Ассоциация Менеджеров России социальные инвестиции отождествляет с долгосрочными вложениями финансовых ресурсов в объекты социальной среды с целью улучшения качества жизни людей (11). В данной трактовке ключевой особенностью является характеристика социального инвестирования, как деятельности субъектов инвестиционных отношений,

43

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

направленной на получение обществом полезного эффекта. Однако здесь не учитывается необходимость полезного эффекта для субъекта инвестиционной деятельности. Поэтому в уточненной формулировке социальные инвестиции обозначают вложения, полезный эффект которых распространяется, как на общество, так и на компанию (12).

Социальное инвестирование является целенаправленным процессом, который основан на мотивационном механизме в деятельности компании. Прежде всего, речь идет о сохранении благоприятных для бизнеса условий функционирования, что требует определения критериев их отбора и форм выражения, установления частоты реализации. Критерии отбора должны быть прозрачными, соответствовать действию системы конкурсного финансирования и иметь направленность гражданской ответственности. Форма выражения может быть исключительно ресурсной, поддерживаемой государственным партнерством и гарантиями, а частота реализации очерчена ростом стоимости бизнеса и стратегией его эффективности.

Существует несколько подходов к классификации социальных инвестиций, среди которых наиболее полной, по нашему мнению, является классификация, основанная на субъектно-объектном принципе ее осуществления с выделением способов и форм их реализации и направлений использования (табл. 1).

Субъектами социальных инвестиций могут выступать государство, некоммерческие организации, бизнес и домашние хозяйства.

Государство выполняет свои социальные функции через нормативные документы (законы и другие нормативные акты), бизнес и некоммерческие организации осуществляют социальные инвестиции через программы и проекты, а домашние хозяйства - в частном порядке.

По форме реализации можно выделить социальные инвестиции, предоставляемые в виде финансовых и других материальных ресурсов (финансирование программ социальной направленности, предоставление техники и оборудования для выполнения определенных работ), а также в виде трудовых ресурсов компании (выполнение социально значимых работ персоналом компании и привлеченными волонтерами).

Социальные инвестиции могут быть направлены (по объектам) как во внутреннюю, так и во внешнюю среду Внутри компании социальные инвестиции направляются в основном на развитие персонала и охрану здоровья. Внешние социальные инвестиции направлены на развитие местного сообщества, природоохранную деятельность и ресурсосбережение, добросовестную деловую практику.

Таблица 1

Признаковая классификация социальных инвестиций компании

Осуществляющие субъекты Способы реализации Формы выражения Направления использования

Г осударство Законы и другие нормативные акты Финансовые и материальные ресурсы Развитие персонала компании

Некоммерческие организации Проекты Кадровые ресурсы Охрана здоровья

Бизнес Программы Труд волонтеров Развитие местного сообщества

Домашние хозяйства Природоохранная деятельность и ресурсосбережение

Добросовестная деловая практика

По выделенным направлениям использования (объектам) социальные инвестиции предприятий можно разделить на внутренние (развитие персонала, охрана здоровья) и внешние (ресурсосбережение, природоохранная деятельность, развитие местного сообщества).

Классификация инвестиций может проводиться с точки зрения получения субъектом выгоды от их реализации (коммерческие и некоммерческие) и по целям, на которые направлен проект. В последнем случае социальные инвестиции становятся своеобразным аналогом прямых производственных инвестиций, однако они учитывают социальный характер реализуемых проектов. В этом контексте возможна следующая классификация:

- социальные инвестиции, призванные обеспечить социальную безопасность и стабильность общества, оценка их эффективности сводится к минимизации затрат, так как в большинстве случаев решение о реализации таких проектов принимается на основе безальтернативности;

- реновационные социальные инвестиции, осуществляемые с целью поддержания существующего и стабильного уровня производства и предоставления социальных товаров и услуг;

- «автономные» социальные инвестиции осуществляемые предприятиями с целью повышения эффективности производства и предоставления социальных товаров и услуг;

- экстенсивные социальные инвестиции преследуют цель распространения существующих социальных технологий и удовлетворения потребностей социального характера (увеличение объема социальных товаров и услуг на душу населения);

- инновационные социальные инвестиции, осуществляемые с целью приобретения и внедрения новых или принципиально новых социальных технологий, продуктов или услуг.

Классификация социальных инвестиций может также производиться по формам и инструментам их реализации через многообразные социальные программы и проекты. Поэтому по конечному ожидаемому эффекту от реализации социальных инвестиций можно выделить следующие их разновидности:

44

№ 2(19), 2009 г.

- инвестиции с непосредственным социальным эффектом, проявляющимся через определенный промежуток времени;

- инвестиции с рассеянным социальным эффектом, когда эффект от их реализации не может быть определен непосредственно по истечении проектного времени, но находит внешнее проявление в долговременной перспективе;

- инвестиции с косвенным социальным эффектом, вызывающие мультипликативные изменения в социальной системе;

- инвестиции с опосредованным социальным эффектом, проявляющимся в одной из сфер социальной системы и, которые сначала вызывают изменения в другой сфере и только потом возвращаются в инвестируемую сферу в виде положительных внешних эффектов (инвестиции в человеческий капитал).

Таким образом, эффективность социальных инвестиций состоит в их способности провоцировать внешние эффекты, ценность которых превышает первоначальные затраты.

В отечественной литературе предлагаются различные теоретические подходы к оценке эффективности социальных инвестиций. Наиболее предпочтительной выглядит теоретическая схема, основанная на двух основных позициях (13, с. 37). Во-первых, эффективность социальных инвестиций для общества, что может выражаться в совокупности ранге недоступных благ, в количестве получивших их людей, в сумме затрат на осуществление. Во-вторых, для бизнеса в том смысле, чтобы установить что эти затраты дали развитию самого бизнеса (достижение большей известности, динамика общественного мнения, рост финансовых показателей, капитализации). Перечисленные виды и направления оценки эффективности социальных инвестиций свидетельствуют о многомерном, комплексном характере этой проблемы.

Одним из важных задач становится формирование индикаторов оценки эффективности социальных инвестиций, учитывающих их результативность не только с точки зрения общества, но и самого бизнеса. Правомерно прибегнуть к построению показателей на основе двух групп инвестиций: внутренних и внешних и оценивать их эффективность с позиций заинтересованных сторон, прежде всего, общества и бизнеса. Авторский подход к формированию индикаторов иллюстрируется с помощью табл. 2. Показатели внешних социальных инвестиций предназначены для оценки степени улучшения материальной среды и достигнутого уровня социально-гуманитарного развития общества и оценки изменения объемов продаж и прибылей для бизнеса. Что касается индикаторов внутренних инвестиций, то они служат для оценки уровня развития человеческого капитала, поведения потребителей и степени добросовестности в соблюдении деловой практики компанией.

Таблица 2

Индикаторы оценки внешних и внутренних социальных инвестиций с позиций заинтересованных сторон

Индикаторы оценки эффективности внешних социальных инвестиций Индикаторы оценки эффективности внутренних социальных инвестиций

С позиции общества Развитие материальной среды - охрана окружающей среды, безопасность; - благоустройство, вложение в ЖКХ. Социальное и гуманитарное развитие - социальная помощь; - образование; - культура и искусство; - здравоохранение; - здоровый образ жизни. С точки зрения социальной среды бизнеса Человеческий капитал - рост заработной платы; - рост компетентности; - охрана труда и техника безопасности; - развитие корпоративной культуры.

С позиции бизнеса - известность и узнаваемость; - отношения с контактными группами; - рост объема продаж и балансовой прибыли. Непосредственно с позиции бизнеса Потребители - гарантийный ремонт и возврат; - победы, награды; - отсутствие исков. Добросовестная деловая практика - отсутствие исков; - программы сотрудничества в бизнес-среде; - совместные инициативы с конкурентами.

На современном этапе общественного и экономического развития России установить масштабы социальных инвестиций затруднительно, что обусловлено присутствием ряда причин (3; 14):

- отсутствует четко сформированное единое понятие социальных инвестиций, что не позволяет с допустимой точностью различить финансовые вложения в социальные программы от вложений в основную деловую деятельность (например, развитие персонала);

- не используется системный подход к управлению процессом социального инвестирования в компании, что обусловлено разнонаправленностью целей и мотиваций у представителей отдельных центров влияния в организации;

- на практике используются противоречивые правила управленческого учета, которые находят отражение в различных подходах к реализации социальных программ для своих сотрудников и внешних пользователей.

- на сегодняшний день отсутствуют единые стандарты корпоративной социальной отчетности, которыми пользуются российские компании, а в практикуемых формах отчетности преобладают показатели их социальной и экологической политики;

- не разрешены проблемы раскрытия информации о социальных инвестициях бизнеса.

45

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Перечисленные недостатки бухгалтерского и управленческого учета российских компаний демонстрируют несовершенство сложившейся в стране модели взаимодействия бизнеса, общества и государства. Однако не снимается потребность в разработке и дальнейшем совершенствовании инструментов измерения масштабов и структуры использования социальных инвестиций. Между тем в нынешней научной практике речь идет об оценке показателей масштабов, направлений использования и структуры социальных инвестиций на основе проводимых репрезентативных анкетных опросов компаний. Например, приблизительные оценки количественных значений перечисленных показателей представлены в докладах Ассоциации Менеджеров России за 2003 и 2008 годы.

Действительно, согласно очередному пятилетнему докладу о социальных инвестициях в России, который представили Ассоциация менеджеров и Программа развития ООН, размер социальных инвестиций крупнейших российских компаний на одного работника в 2007 году составил 54,3 тыс. руб. (для сравнения в 2003 г. 42,8 тыс. руб.). Вместе с тем, удельный вес социальных расходов в валовых продажах за этот же период вырос с 1,96 до 3,76% (3; 15). Кроме того, как следует из доклада, социальные стратегии российских компаний в последние пять лет существенно отличались от европейских. Социальные инвестиции российских компаний до 2008 года были довольно консервативны и более направлены на инвестирование внутри компании, чем на местное сообщество, потребителей, деловых партнеров и экологию, и не носили систематического характера. Такая тенденция была характерна и для 2003 г., и она практически не изменилась.

Деформация структуры социальных инвестиций, проявляющаяся в преобладании внутренних их компонентов, обусловлена действием ряда важных факторов в практике функционирования отечественных компаний.

- Возрастание роли человеческого капитала и его качества влияют на успешную экономическую деятельность компаний и повышают их конкурентоспособность.

- Руководство и собственники компаний стремятся не допускать роста социальной напряженности и возникновения конфликтных ситуаций.

- Конкуренция между компаниями за человеческие ресурсы повышается, что обусловлено обострением демографической ситуации, возрастающим дефицитом квалифицированных кадров, недостатками профессиональнотехнического образования молодежи.

Таким образом, экономическая природа социальных инвестиций обусловлена закономерностями развития общества. Использование в стратегических планах развития предприятий принципов социального инвестирования повышает адаптивность и эффективность предпринимательской системы в целом и укрепляет развитие региональной кластеризации страны.

1. Данилова О.В. Социальное инвестирование в национальные проекты // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2008. -№7 (28) .

2. Краснов А.Н. Экономика региона. -№18. -2007.

3. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год /под общей редакцией С.Е.Литовченко -М.: Ассоциация менеджеров, 2004.

4. Винников С.В. Социальные инвестиции как инструмент корпоративных стратегий: региональный аспект // Региональная экономика: теория и практика. -2007. -№6(45).

5. Соболева И.П. Социальная политика как фактор устойчивого развития // Экономист. -2003. - №3. -С. 65-73.

6. Балацкий Е. Социальные инвестиции компаний: закономерности и парадоксы// Экономист. -2005. -№1. -С. 64 - 80.

7. Report on Socially Responsible Investing Trends in the United States, Social Investment Forum, November 28, 2001. -http://www. socialinvest. org.

8. Социальные инвестиции российского бизнеса: механизмы, примеры, проблемы, перспективы. Труды института системного анализа Российской академии наук (ИСА РАН). -Т. 18. -2005. -184 с.

9. Лавров В., Кричевский Н. // Агентство политических новостей // http://www.apn.ru/

10. Шиляев А. Венчурный капитал, социально ответственные инвестиции и феномен технологии/ Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, 5(35), октябрь-ноябрь 2004. -С. 76-89.

11. Иванова Е.А., Акопян А.Р., Литовченко С.Е. Корпоративный социальный отчет: как правильно рассказать о вкладе вашей компании в развитие общества. Практическое руководство. -М.: Ассоциация менеджеров, 2004.

12. Шихвердиев А.П., Серяков А.В. Качественный индекс социальных инвестиций как показатель эффективности корпоративной социальной ответственности.// http//www. syktsu.ru.

13. Олейник О. В. Успешные социальные инвестиции - вклад в будущее России. -М.: Издательский центр «Мир Добра» Международной Академии Общественных Наук, 2008. -156 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Газета «Коммерсантъ». -№ 223/П(4040) от 08.12.2008.

15. Доклад о социальных инвестициях в России за 2008 год. - М.: Ассоциация менеджеров, 2008.

16. 16 Ускова Т.В. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогнозы // http://esc.vscc.ac.ru/ ?module=Articles&action=view&aid=2.

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.