Е. А. МАРЧЕНКО
соискатель кафедры мировой
мировая экономика.
^ ^ ^
ОФФСЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ВООРУЖЕНИЙ: ПОКАЗАТЕЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ*
Ситуация на мировом рынке торговли продукцией военного назначения (ПВН) в последние годы характеризуется действием двух основных противоположных тенденций. Во-первых, в силу ряда причин происходит общее сокращение спроса на ПВН. Во-вторых, отмечается высокий уровень экспортных предложений ПВН со стороны как традиционных, так и новых поставщиков вооружения. Такое превышение предложения ПВН над ее спросом ведет, в частности, к тому, что потенциальные импортеры, осознающие свою высокую значимость для экспортеров, начинают осуществлять выборочную политику импорта вооружения и выдвигать перед поставщиками дополнительные требования, направленные на обеспечение их собственных интересов [1, с. 18].
Под оффсетом в мировой торговле ПВН подразумеваются сделки, в рамках которых экспортер принимает на себя обязательство компенсировать импортеру в той или иной форме часть расходов, связанных с приобретением ПВН [2, с. 10-11]. Оффсетная деятельность выступает ресурсом интеграции национальной экономики в экономику глобальную. При этом существенное значение имеет то, является ли национальная экономика «производителем» или «потребителем» оффсета. В современной литературе по проблемам оффсета ощущается дефицит масштабных статистических данных, в особенности структурированных по секторам экономики, типам и категориям оффсетных сделок. В данной статье делается попытка решить эту задачу с помощью значительного массива информации, используемой национальными правительствами для принятия решений, связанных с управлением оффсетной деятельностью.
Главным направлением анализа распределения оффсетных сделок по их видам, типам, секторам экономики и пр., равно как и динамики развития оффсетной деятельности в целом в странах — основных участницах мировой торговли вооружениями, в данной статье принято военно-экономическое сотрудничество этих стран с США. Такой подход представляется актуальным по ряду оснований. Во-первых, США являются основным «производителем оффсета» на протяжении последних 15 лет, что делает данные, официально предоставляемые американскому правительству со стороны компаний — производителей и экспортеров, достаточно объективными с точки зрения возможности оценки мировых трендов оффсетного процесса. Во-вторых, формат и нормативная база (законодательный акт и соответствующие инструктивные распоряжения Конгресса США [3, с. 14]) делают эти данные надежными с точки зрения возможности структурирования оффсетных сделок как по странам-«потребителям», так и по секторам экономики.
С 1993 по 2006 г. американские компании-субконтракторы отчитались об участии в 582 оффсетных соглашениях, общая стоимость которых составила 60 млрд долл. Данные соглашения были заключены с 42 различными странами в рамках общего экспорта систем вооружений объемом 84,3 млрд долл. Стоимость оффсетных соглашений составила 71,2 % от общей стоимости соответствующих экспортных контрактов за 14 лет. Средний срок исполнения оффсетных соглашений, предусматривающих специфические сделки, — 81,2 месяца, или чуть меньше 7 лет. Продажи аэрокосмических военных систем составили до 84 % от стоимости всех экспортных контрактов, достигнув абсолютной стоимости в 70,5 млрд долл. [4, с. 76].
Стоимость оффсетных соглашений, выраженная в процентах от стоимости оборонных экспортных контрактов, возрастала в среднем на 2,8 % в год за 14-летний период. В 2003 г. стоимость оффсетных соглашений, выраженная в процентах от стоимости экспортных контрактов, достигла высшего за 14 лет значения — 124,9 %. Это соотношение уменьшилось в 2004 г. до 87,9 %, а в 2005 г. — до 64,5 %. Самое низкое процентное значение было зафиксировано в 1993 г. и составило 34,3 % [там же, с. 78].
Евгения Алексеевна МАРЧЕНКО — экономики СПбГУ.
В 2005 г. окончила СПбГУ.
Автор 6 публикаций.
Область научной специализации —
ГРНТИ 06.51.65 © Е. А. Марченко, 2009
Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора Н. П. Кузнецовой.
Данные, предоставленные американскими компаниями, подтверждают, что лишь незначительное число компаний, стран и систем вооружений можно отнести к числу лидеров в плане осуществления оффсетных соглашений за период 1993-2006 гг. Пять американских экспортеров заключили большинство соглашений
за
14-летний период, что выразилось в 70,2 % стоимости всех оборонных экспортных сделок и 73,8% стоимости оффсетных соглашений [3, с. 28]. Такая рыночная концентрация отражает процесс промышленной консолидации, высокую стоимость проектирования и производства систем оружия, а также незначительное число фирм, имеющих финансовые и промышленные ресурсы, которые позволяли бы им производить и экспортировать товары военного назначения.
Наряду с упомянутой выше тенденцией оффсетные сделки и общий экспорт систем вооружений имеют свойство концентрироваться вокруг правительств нескольких стран-покупателей, что обусловлено двумя основными факторами. Во-первых, сложившимся в современной геополитической ситуации дисбалансом «развития обороноспособности» стран — участниц процесса роста региональной напряженности. Во-вторых, сложившимися за много лет экономическими отношениями ряда стран — «потребителей оффсета» с основным производителем продукции военного назначения — США. На пять стран — лидеров оффсетной деятельности, вовлеченных в подотчетный Бюро промышленности и безопасности США военный экспорт (Великобритания, Тайвань, Южная Корея, Греция, Канада), пришлось 54 % стоимости военных экспортных контрактов (покупок), и 52,4 % стоимости оффсетных соглашений за период 1993-2006 гг. Десять стран-лидеров (Великобритания, Тайвань, Южная Корея, Греция, Канада, Израиль, Саудовская Аравия, Турция, Польша и Австралия) осуществили 77,2 % военных экспортных покупок и 74,4 % оффсетных соглашений. Таким образом, группа стран-лидеров вполне очевидна и может в дальнейшем представлять интерес для самостоятельного исследовательского анализа.
На Европу пришлось примерно 65,9 % общей стоимости оффсетных соглашений, но менее чем половина (48 %) от стоимости американских экспортных контрактов за 14-летний период. За 1993-2006 гг. американские компании отчитались о заключении 313 оффсетных соглашений с европейскими странами общей стоимостью 39,5 млрд долл. Средний период реализации соглашения с европейским государством составил чуть менее 85 месяцев [там же, с. 25]. Эти данные показывают, что европейские страны ориентированы на высокий процент оффсетных сделок в структуре общего экспорта систем американских вооружений.
Несмотря на ежегодные подвижки по различным показателям, средний процент оффсета, затребованный 25 европейскими странами, вовлеченными в оффсетную практику, за 14-летний период составил 97,7 % от общей стоимости экспортных контрактов. Это значение достигло своего максимума в 153,3 % в 2003 г. В 2006 г. европейский процент стоимости оффсетных сделок вырос с 83,7 % в 2005 г. до 85,5 % после того, как достиг своей низшей точки, равной 63,9 %, в 2004 г. [там же, с. 44].
Многие европейские правительства настаивали на том, чтобы оффсетные сделки составляли минимум 100 % от стоимости покупок иностранных военных систем. Из 313 оффсетных соглашений с Европой за 14-летний период 206 (65,8 %) имели «оффсетный процент», равный 100 %. Еще 27 соглашений предусматривали
«оффсетный процент» свыше 100 %, включая два соглашения, где «оффсетный процент» определялся минимум в 200 %. Суммарно 74,4 % (по количеству) оффсетных соглашений с Европой предусматривали «оффсетный процент» в значениях 100 % или выше за период 1993-2006 гг. [там же, с. 45].
Данные показывают, что востребованность оффсета растет с течением времени во всех мировых регионах. Рисунок показывает, что, несмотря на традиционно более низкую, чем в Европе, востребованность оффсета, в неевропейских странах она имеет тенденцию к росту.
Тренды, характеризующие востребованность оффсета, наиболее очевидны в том случае, если они демонстрируются через средневзвешенные значения, поскольку этот способ расчета смягчает ежегодные колебания в объемах продаж товаров военного назначения и связанных с ними оффсетных соглашениях. Средневзвешенный мировой тренд «оффсетного процента» вырос с 49,3 до 102,9 % в период 2003-2005 гг., а затем снизился до 76,7 % за период 2004-2006 гг. С 1993-2005 гг. средневзвешенный европейский «оффсетный процент» вырос на 46,8 процентных долей (с 87,1 до 133,9 %). В то же время с 1993-2006 гг. общий тренд «оффсетного процента» снизился на 5,83 % (рис.) [там же, с. 61].
В мировой экономике, с одной стороны, происходит усиление позиций США, а с другой — формируется экономический полицентризм.
1993- 1994- 1995- 1996- 1997- 1998- 1999- 2000- 2001- 2002- 2003- 20041995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
-Европа
■ Остальные регионы
Рис. Средневзвешенная доля оффсета в динамике 1993-2006 гг. Ист.: BIS Offsets Database.
В интенсификации интеграционных процессов в мировой экономике и, прежде всего, в либерализации экономик других стран заинтересованы, в первую очередь, промышленно развитые страны (США, Япония, Канада, Германия, Франция, Великобритания и Италия).
Востребованность оффсета растет с течением времени во всех мировых регионах. Оффсетные программы (проекты) становятся важным звеном переговоров по ВТС и непременным элементом каждой сделки, увеличиваются в объеме и принимают новые формы.
Страна-импортер в качестве одной из форм зачета по договорам военных поставок использует требование прямых инвестиций в развитие национальной военной промышленности. Эти требования побуждают компании, продающие продукцию военного назначения, инвестировать капитал в иностранные военно-промышленные компании, чтобы укрепить свои позиции на потенциально динамичных внешних военных рынках. Как представляется, для компании-продавца мотивом для перенесения военного производства лишь в очень незначительной степени может являться дешевизна рабочей силы.
Оффсетная деятельность на мировом рынке ПВН становится, с одной стороны, проводником глобализации, поскольку стимулирует переток капитала из стран-экспортеров в страны-импортеры, а с другой — все больше оказывается под влиянием норм и правил, действующих в странах, вошедших в те или иные международные организации.
ЛИТЕРАТУРА
1.. Фомичев В. И. Международная торговля. М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2000.
2.. Артяков В. В., Чемезов С. В. Оффсетная деятельность субъектов военно-технического сотрудничества: проблемы и перспективы развития / под ред. В. В. Бандурина. М.: Издательский дом «Граница», 2004.
3. Двенадцатый доклад Конгрессу США «Оффсет в торговле вооружением» Коммерческого департамента США и Бюро промышленности и безопасности США. 2007, декабрь. URL: www.bis.doc.gov/defenseindustrialbase programs/osies/offsets
4.. СИПРИ «Вооружения, разоружение и международная безопасность» Стокгольмского международного института исследований проблем мира совместно с Российской академией наук и Институтом мировой экономики и международных отношений.