Научная статья на тему 'Оффсетная деятельность на мировом рынке вооружений: показатели и перспективы развития'

Оффсетная деятельность на мировом рынке вооружений: показатели и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФФСЕТ / МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ПРОДУКЦИЕЙ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL MILITARY GOODS TRADE / EXPORT / IMPORT / MILITARY-TECHNICAL COOPERATION / OFFSETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марченко Евгения Алексеевна

В статье анализируется развитие оффсетных процессов, имеющих место в современной мировой экономике, на основе официальных статистических данных с целью определения тенденций в секторе мировой торговли продукцией военного назначения и возможности прогнозирования рисков и «зон развития» для национальных экономик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Offset Activity on the World's Arms Market: Factors and Development Perspectives

The article narrowly analyzes the offset deals processes development. These processes take important place in contemporary world economy. The analysis bases on official statistics, and its' purpose is to define the trends in the arms trade sector of international commerce and feasibility to anticipate the risks and the development areas for national economies.

Текст научной работы на тему «Оффсетная деятельность на мировом рынке вооружений: показатели и перспективы развития»

Е. А. МАРЧЕНКО

соискатель кафедры мировой

мировая экономика.

^ ^ ^

ОФФСЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ВООРУЖЕНИЙ: ПОКАЗАТЕЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ*

Ситуация на мировом рынке торговли продукцией военного назначения (ПВН) в последние годы характеризуется действием двух основных противоположных тенденций. Во-первых, в силу ряда причин происходит общее сокращение спроса на ПВН. Во-вторых, отмечается высокий уровень экспортных предложений ПВН со стороны как традиционных, так и новых поставщиков вооружения. Такое превышение предложения ПВН над ее спросом ведет, в частности, к тому, что потенциальные импортеры, осознающие свою высокую значимость для экспортеров, начинают осуществлять выборочную политику импорта вооружения и выдвигать перед поставщиками дополнительные требования, направленные на обеспечение их собственных интересов [1, с. 18].

Под оффсетом в мировой торговле ПВН подразумеваются сделки, в рамках которых экспортер принимает на себя обязательство компенсировать импортеру в той или иной форме часть расходов, связанных с приобретением ПВН [2, с. 10-11]. Оффсетная деятельность выступает ресурсом интеграции национальной экономики в экономику глобальную. При этом существенное значение имеет то, является ли национальная экономика «производителем» или «потребителем» оффсета. В современной литературе по проблемам оффсета ощущается дефицит масштабных статистических данных, в особенности структурированных по секторам экономики, типам и категориям оффсетных сделок. В данной статье делается попытка решить эту задачу с помощью значительного массива информации, используемой национальными правительствами для принятия решений, связанных с управлением оффсетной деятельностью.

Главным направлением анализа распределения оффсетных сделок по их видам, типам, секторам экономики и пр., равно как и динамики развития оффсетной деятельности в целом в странах — основных участницах мировой торговли вооружениями, в данной статье принято военно-экономическое сотрудничество этих стран с США. Такой подход представляется актуальным по ряду оснований. Во-первых, США являются основным «производителем оффсета» на протяжении последних 15 лет, что делает данные, официально предоставляемые американскому правительству со стороны компаний — производителей и экспортеров, достаточно объективными с точки зрения возможности оценки мировых трендов оффсетного процесса. Во-вторых, формат и нормативная база (законодательный акт и соответствующие инструктивные распоряжения Конгресса США [3, с. 14]) делают эти данные надежными с точки зрения возможности структурирования оффсетных сделок как по странам-«потребителям», так и по секторам экономики.

С 1993 по 2006 г. американские компании-субконтракторы отчитались об участии в 582 оффсетных соглашениях, общая стоимость которых составила 60 млрд долл. Данные соглашения были заключены с 42 различными странами в рамках общего экспорта систем вооружений объемом 84,3 млрд долл. Стоимость оффсетных соглашений составила 71,2 % от общей стоимости соответствующих экспортных контрактов за 14 лет. Средний срок исполнения оффсетных соглашений, предусматривающих специфические сделки, — 81,2 месяца, или чуть меньше 7 лет. Продажи аэрокосмических военных систем составили до 84 % от стоимости всех экспортных контрактов, достигнув абсолютной стоимости в 70,5 млрд долл. [4, с. 76].

Стоимость оффсетных соглашений, выраженная в процентах от стоимости оборонных экспортных контрактов, возрастала в среднем на 2,8 % в год за 14-летний период. В 2003 г. стоимость оффсетных соглашений, выраженная в процентах от стоимости экспортных контрактов, достигла высшего за 14 лет значения — 124,9 %. Это соотношение уменьшилось в 2004 г. до 87,9 %, а в 2005 г. — до 64,5 %. Самое низкое процентное значение было зафиксировано в 1993 г. и составило 34,3 % [там же, с. 78].

Евгения Алексеевна МАРЧЕНКО — экономики СПбГУ.

В 2005 г. окончила СПбГУ.

Автор 6 публикаций.

Область научной специализации —

ГРНТИ 06.51.65 © Е. А. Марченко, 2009

Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора Н. П. Кузнецовой.

Данные, предоставленные американскими компаниями, подтверждают, что лишь незначительное число компаний, стран и систем вооружений можно отнести к числу лидеров в плане осуществления оффсетных соглашений за период 1993-2006 гг. Пять американских экспортеров заключили большинство соглашений

за

14-летний период, что выразилось в 70,2 % стоимости всех оборонных экспортных сделок и 73,8% стоимости оффсетных соглашений [3, с. 28]. Такая рыночная концентрация отражает процесс промышленной консолидации, высокую стоимость проектирования и производства систем оружия, а также незначительное число фирм, имеющих финансовые и промышленные ресурсы, которые позволяли бы им производить и экспортировать товары военного назначения.

Наряду с упомянутой выше тенденцией оффсетные сделки и общий экспорт систем вооружений имеют свойство концентрироваться вокруг правительств нескольких стран-покупателей, что обусловлено двумя основными факторами. Во-первых, сложившимся в современной геополитической ситуации дисбалансом «развития обороноспособности» стран — участниц процесса роста региональной напряженности. Во-вторых, сложившимися за много лет экономическими отношениями ряда стран — «потребителей оффсета» с основным производителем продукции военного назначения — США. На пять стран — лидеров оффсетной деятельности, вовлеченных в подотчетный Бюро промышленности и безопасности США военный экспорт (Великобритания, Тайвань, Южная Корея, Греция, Канада), пришлось 54 % стоимости военных экспортных контрактов (покупок), и 52,4 % стоимости оффсетных соглашений за период 1993-2006 гг. Десять стран-лидеров (Великобритания, Тайвань, Южная Корея, Греция, Канада, Израиль, Саудовская Аравия, Турция, Польша и Австралия) осуществили 77,2 % военных экспортных покупок и 74,4 % оффсетных соглашений. Таким образом, группа стран-лидеров вполне очевидна и может в дальнейшем представлять интерес для самостоятельного исследовательского анализа.

На Европу пришлось примерно 65,9 % общей стоимости оффсетных соглашений, но менее чем половина (48 %) от стоимости американских экспортных контрактов за 14-летний период. За 1993-2006 гг. американские компании отчитались о заключении 313 оффсетных соглашений с европейскими странами общей стоимостью 39,5 млрд долл. Средний период реализации соглашения с европейским государством составил чуть менее 85 месяцев [там же, с. 25]. Эти данные показывают, что европейские страны ориентированы на высокий процент оффсетных сделок в структуре общего экспорта систем американских вооружений.

Несмотря на ежегодные подвижки по различным показателям, средний процент оффсета, затребованный 25 европейскими странами, вовлеченными в оффсетную практику, за 14-летний период составил 97,7 % от общей стоимости экспортных контрактов. Это значение достигло своего максимума в 153,3 % в 2003 г. В 2006 г. европейский процент стоимости оффсетных сделок вырос с 83,7 % в 2005 г. до 85,5 % после того, как достиг своей низшей точки, равной 63,9 %, в 2004 г. [там же, с. 44].

Многие европейские правительства настаивали на том, чтобы оффсетные сделки составляли минимум 100 % от стоимости покупок иностранных военных систем. Из 313 оффсетных соглашений с Европой за 14-летний период 206 (65,8 %) имели «оффсетный процент», равный 100 %. Еще 27 соглашений предусматривали

«оффсетный процент» свыше 100 %, включая два соглашения, где «оффсетный процент» определялся минимум в 200 %. Суммарно 74,4 % (по количеству) оффсетных соглашений с Европой предусматривали «оффсетный процент» в значениях 100 % или выше за период 1993-2006 гг. [там же, с. 45].

Данные показывают, что востребованность оффсета растет с течением времени во всех мировых регионах. Рисунок показывает, что, несмотря на традиционно более низкую, чем в Европе, востребованность оффсета, в неевропейских странах она имеет тенденцию к росту.

Тренды, характеризующие востребованность оффсета, наиболее очевидны в том случае, если они демонстрируются через средневзвешенные значения, поскольку этот способ расчета смягчает ежегодные колебания в объемах продаж товаров военного назначения и связанных с ними оффсетных соглашениях. Средневзвешенный мировой тренд «оффсетного процента» вырос с 49,3 до 102,9 % в период 2003-2005 гг., а затем снизился до 76,7 % за период 2004-2006 гг. С 1993-2005 гг. средневзвешенный европейский «оффсетный процент» вырос на 46,8 процентных долей (с 87,1 до 133,9 %). В то же время с 1993-2006 гг. общий тренд «оффсетного процента» снизился на 5,83 % (рис.) [там же, с. 61].

В мировой экономике, с одной стороны, происходит усиление позиций США, а с другой — формируется экономический полицентризм.

1993- 1994- 1995- 1996- 1997- 1998- 1999- 2000- 2001- 2002- 2003- 20041995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

-Европа

■ Остальные регионы

Рис. Средневзвешенная доля оффсета в динамике 1993-2006 гг. Ист.: BIS Offsets Database.

В интенсификации интеграционных процессов в мировой экономике и, прежде всего, в либерализации экономик других стран заинтересованы, в первую очередь, промышленно развитые страны (США, Япония, Канада, Германия, Франция, Великобритания и Италия).

Востребованность оффсета растет с течением времени во всех мировых регионах. Оффсетные программы (проекты) становятся важным звеном переговоров по ВТС и непременным элементом каждой сделки, увеличиваются в объеме и принимают новые формы.

Страна-импортер в качестве одной из форм зачета по договорам военных поставок использует требование прямых инвестиций в развитие национальной военной промышленности. Эти требования побуждают компании, продающие продукцию военного назначения, инвестировать капитал в иностранные военно-промышленные компании, чтобы укрепить свои позиции на потенциально динамичных внешних военных рынках. Как представляется, для компании-продавца мотивом для перенесения военного производства лишь в очень незначительной степени может являться дешевизна рабочей силы.

Оффсетная деятельность на мировом рынке ПВН становится, с одной стороны, проводником глобализации, поскольку стимулирует переток капитала из стран-экспортеров в страны-импортеры, а с другой — все больше оказывается под влиянием норм и правил, действующих в странах, вошедших в те или иные международные организации.

ЛИТЕРАТУРА

1.. Фомичев В. И. Международная торговля. М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2000.

2.. Артяков В. В., Чемезов С. В. Оффсетная деятельность субъектов военно-технического сотрудничества: проблемы и перспективы развития / под ред. В. В. Бандурина. М.: Издательский дом «Граница», 2004.

3. Двенадцатый доклад Конгрессу США «Оффсет в торговле вооружением» Коммерческого департамента США и Бюро промышленности и безопасности США. 2007, декабрь. URL: www.bis.doc.gov/defenseindustrialbase programs/osies/offsets

4.. СИПРИ «Вооружения, разоружение и международная безопасность» Стокгольмского международного института исследований проблем мира совместно с Российской академией наук и Институтом мировой экономики и международных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.