Научная статья на тему 'Обзор деятельности туристской индустрии в Ярославской области'

Обзор деятельности туристской индустрии в Ярославской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1296
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ТУРИСТСКИЙ ПОТОК / КОЛЛЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ / TOURISM / TOURISM INDUSTRY / TOURIST OW / COLLECVE ACCOMMODAON FACILIES / YAROSLAVL REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Жолудева Вера Витальевна1, Мельниченко Надежда Федоровна2

В статье на основе статистической информации проведен анализ основных тенденций рынка туриндустрии в Ярославской области в разрезе муниципальных образований, выполнена оцен-ка динамики туристских потоков. Отмечена положительная динамика по каждому из количе-ственных показателей, характеризующих рынок туристских услуг, что свидетельствует об общем улучшении в сфере туризма Ярославской области. В последние годы наблюдается рост вклада муниципальных образований в общем туристском потоке в регионе. Это касается и дру-гих показателей развития туристской индустрии.В тоже время качественные характеристики туристской инфраструктуры, представленной средствами размещения, транспорта, включая дороги, объектами показа и экскурсионными ус-лугами, свидетельствуют о необходимости модернизации большинства объектов и оказания государственной поддержки развития туристской инфраструктуры области.Для определения перспектив развития туризма в разрезе муниципальных образований (город-ских округов и муниципальных районов) Ярославской области на основе материалов государ-ственного статистического наблюдения и статистических данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области осуществлено про-гнозирование основных показателей деятельности коллективных средств размещения и рын-ка туриндустрии.В Ярославской области существует большой потенциал для дальнейшего развития туристской индустрии благодаря ее интегрированию со многими отраслями. Это будет способствовать развитию всей экономики региона, и оказывать влияние на сопредельные с ней отрасли такие, как транспорт, питание, связь, торговля и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Жолудева Вера Витальевна1, Мельниченко Надежда Федоровна2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL SURVEY OF THE TOURISM INDUSTRY IN THE YAROSLAVL REGION

On the basis of stascal informaon analysis of the main market trends in the tourism industry of the Yaroslavl region in the context of municipalies is carried out, the dynamics of tourist ows is esmated. Posive dynamics for each of the quantave indicators characterizing the market of tourist services is noted, which indicates an overall improvement in the tourism sector of the Yaroslavl region.Last years the growth of the municipalies' contribuon in the total tourist ow in the Yaroslavl Region is noted. This also applies to other indicators of development of the tourism industry.At the same me, the qualitave characteriscs of the tourist infrastructure, represented by means of accom-modaon, transport, including roads, places of interest and sightseeing services, indicate the need to mod-ernize most objects and rendering of the state support of development of tourist infrastructure in the region.To determine the prospects of tourism development in the context of municipalies (urban districts and municipal areas) of Yaroslavl region on the basis of state stascal observaon and stascs of the territo-rial body of the Federal State Stascs Service in the Yaroslavl region has been accomplished forecasng basic indicators of acvity of collecve accommodaon facilies and market the tourism industry.In the Yaroslavl region there is great potenal for further development of the tourism industry due to its integraon with many of the industries. It will contribute to the development of the economy of the region, and will have an impact on adjacent industries, such as transport, food, communicaons, trade and others.

Текст научной работы на тему «Обзор деятельности туристской индустрии в Ярославской области»

УДК 338.487:332.1 DOI: 10.12737/12887

Жолудева Вера Витальевна1, Мельниченко Надежда Федоровна2

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Ярославский филиал (г. Ярославль, Российская Федерация); 1канд. пед. наук, доц.; e-mail: vzholudeva@mesi-yar.ru; 2канд. экон. наук, доц.; e-mail: nadiv@rambler.ru

обзор деятельности туристской индустрии в ярославской области

В статье на основе статистической информации проведен анализ основных тенденций рынка туриндустрии в Ярославской области в разрезе муниципальных образований, выполнена оценка динамики туристских потоков. Отмечена положительная динамика по каждому из количественных показателей, характеризующих рынок туристских услуг, что свидетельствует об общем улучшении в сфере туризма Ярославской области. В последние годы наблюдается рост вклада муниципальных образований в общем туристском потоке в регионе. Это касается и других показателей развития туристской индустрии.

В тоже время качественные характеристики туристской инфраструктуры, представленной средствами размещения, транспорта, включая дороги, объектами показа и экскурсионными услугами, свидетельствуют о необходимости модернизации большинства объектов и оказания государственной поддержки развития туристской инфраструктуры области. Для определения перспектив развития туризма в разрезе муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) Ярославской области на основе материалов государственного статистического наблюдения и статистических данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области осуществлено прогнозирование основных показателей деятельности коллективных средств размещения и рынка туриндустрии.

В Ярославской области существует большой потенциал для дальнейшего развития туристской индустрии благодаря ее интегрированию со многими отраслями. Это будет способствовать развитию всей экономики региона, и оказывать влияние на сопредельные с ней отрасли - такие, как транспорт, питание, связь, торговля и другие.

Ключевые слова: туризм, туристская индустрия, туристский поток, коллективные средства размещения, Ярославская область.

Современная наука и мировая практика рассматривают туризм как сложную социально-экономическую систему. Туризм является фундаментальной основой экономики многих стран и регионов, и по праву считается одной из высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей. В 2013 г. значительно ускорился рост мирового экспорта туристических услуг -до 7% [9]. Отметим, что помимо влияния на экономику стран и регионов, туризм воздействует на их социальную, культурную и экономическую среду.

Несмотря на продолжающуюся экономическую нестабильность, политическое напряжение, сектор туризма в России продолжает демонстрировать устойчивость и способность к восстановлению. В насто-

ящее время общий вклад туризма в ВВП России составляет 6,2% [10].

В данной публикации на основе объективной и достоверной информации проведен обзор состояния и развития туристской индустрии и сферы гостеприимства в Ярославской области за 2010-14 годы. Объектом исследования является рынок туристских услуг Ярославской области. Предмет исследования - показатели статистики деятельности туриндустрии Ярославской области. Цель исследования - анализ статистической информации о состоянии и развитии туристской отрасли в Ярославской области. В соответствии с целью были поставлены и реализованы следующие задачи: 1) анализ основных тенденций рынка туристской индустрии Ярославской области в разрезе

Таблица 1 - Динамика численности туристов и экскурсантов, въехавших на территорию муниципального образования Ярославской области, чел.

Муниципальное образование (город, район) 2010 2011 2012 2013 2014

г. Ярославль 422655 788336 681038 923528 981070

г. Переславль 162867 133962 210692 376690 345442

г. Рыбинск 57103 26695 85704 151318 151296

Большесельский 1025 1055 47 1277 1220

Борисоглебский 1174 1972 2143 6775 2598

Брейтовский 716 1884 3228 3853 8587

Гаврилов-Ямский 23306 29100 36432 45406 25088

Даниловский 813 225 760 1050 1062

Любимский 1438 730 175 508 160

Мышкинский 168553 134027 145835 212678 185446

Некоузский 3030 6931 2773 3827 3262

Некрасовский 20307 21253 3065 37958 51181

Первомайский 11868 11732 15007 23652 34490

Пошехонский 976 8549 10643 14758 19281

Переславский 109152 49597 125000 195000 200000

Рыбинский 519 57173 63328 68875 67952

Ростовский 145511 168175 431521 528021 554881

Тутаевский 49026 25806 51940 56507 54771

Угличский 346734 318648 345701 446000 476577

Ярославский 33408 20015 34839 45325 46514

По области всего 1560178 1805865 2249871 3145947 3214590

Рис. 1 - Динамика фактических и прогнозных значений внутреннего туристского потока на территории Ярославской области

/ \

г. ЯрОСЛЭ вль

!(ч8 \ 24,>

ш Ростовский МР

13,6 \ 11,7 10,6

114 == __ 15,7 " --- о 1 .............. |, -

10,7 "" ~ 10,3 -Ш- - -*- г Переславль -Ж 6.7

7 7 6,6 Мышкинскнй МР

2010

2011

2012

2015

2014

Рис. 2 - Рейтинг муниципальных образований Ярославской области по количеству принятых туристов в 2010-14 гг.

муниципальных образований; 2) оценка динамики турпотоков Ярославской области; 3) прогнозирование показателей туристской отрасли в Ярославской области. География исследования - 20 муниципальных образований Ярославской области, включая гг. Ярославль, Рыбинск, Переславль. Для решения поставленных задач были использованы методы: а) документальный - получение информации из первичных, законодательно-нормативных и отчетных документов; б) аналитический - получение показателей путем выполнения необходимых расчетно-аналитических процедур.

В процессе исследования использованы следующие источники данных: 1) материалы государственного статистического наблюдения в разрезе муниципальных районов [4]; 2) статистические данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области [5]; 3) результаты научных и научно-исследовательских изысканий в сфере планирования развития туризма на территории Ярославской области [1-3, 6-8 и др.]

К характеристике основных сегментов и объектов туристской индустрии можно отнести: а) качественную и количественную характеристику туристских потоков и потоков посетителей; б) характеристику коллективных средств размещения (число мест, номерной фонд, численность граждан, размещенных в КСР и т.п.); в) объем туристских и гостиничных услуг.

Прежде всего, необходимо отметить, что в период 2010-14 гг. в Ярославской

области наблюдалась тенденция роста внутреннего туристского потока, а также численности туристов и экскурсантов, въехавших на территорию области, о чем свидетельствуют ниже представленные таблицы (табл. 1, 2) и гистограммы (рис. 1-3).

Анализ табл. 1 и рис. 2 позволяют сделать вывод, что структура муниципальных образований Ярославской области по количеству принятых туристов на протяжении 5 лет исследуемого периода остается неизменной: возглавляет рейтинг г. Ярославль (30-40% от общего количества туристов), затем идут Угличский, Ростовский, Мыш-кинский муниципальные районы (МР) и г. Переславль. Исключение составляет 2012 г., в котором лидером по исследуемому признаку был Ростовский МР, тогда как г. Ярославль занимал лишь 4-е место. Это, на наш взгляд, связано с тем, что именно данные муниципальные образования обладают большим количеством объектов туристско-рекреационного потенциала для развития различных видов туризма (культурно-познавательный, активный, религиозный, деловой, событийный).

В табл. 2 представлена структура туристов и экскурсантов, принятых на территории Ярославской области в 2010-14 г. относительно стран их происхождения. Данные показывают, что доля иностранных туристов в общем количестве посетителей незначительна. Наибольший показатель зафиксирован в 2010 г. В 2014 г. количество приехавших в Ярославскую область иностранцев практически в 2 раза снизилось.

Рис. 3 - Динамика доли иностранных туристов в Ярославской области по странам их прибытия за 2010-14 гг.

Основная доля иностранных туристов, посещающих Ярославскую область, приходится на страны Европы и США. Лидерами являются Франция и Германия. Надо отметить, что в 2013 г. помимо традиционных стран прибытия, 3,4% от общей численности иностранных туристов составили посетители из Канады, 1,9% -из Китая. В 2014 г. доля туристов из Китая увеличилась до 2,6%, и 2,8% составили туристы, прибывшие из Украины (рис. 3).

В последние годы основная часть туристов и экскурсантов прибывает на территорию Ярославской области либо на

экскурсионном автобусе, либо на личном автотранспорте. Доля речного транспорта в 2014 г. по сравнению с 2010 г. сократилась почти в 5 раз. Доля железнодорожного транспорта до сих пор очень низкая и составляет меньше 1% (рис. 4).

По количеству мест в коллективных средствах размещения (КСР) имеется явный лидер - г. Ярославль, хорошие позиции по данному показателю также имеют Рыбинский, Некрасовский, Гаврилов-Ямский, Ростовский, Угличский и Ярославский МР (Табл. 3).

Если Некрасовский и Гаврилов-Ямский МР «обязаны» данным показателям зна-

Таблица 2 - Структура туристов и экскурсантов, принятых на территории Ярославской области в 2010-14 гг. относительно стран их происхождения,%

Год Российские граждане Иностранные граждане

2010 83,7 16,3

2011 85,7 14,3

2012 89,0 11,0

2013 93,1 6,9

2014 91,8 8,2

Рис. 4 - Структура видов транспорта, которыми прибывали посетители (по количеству посетителей) на территорию Ярославской области в 2010-14 гг.,%

Таблица 3 - Динамика количества мест в коллективных средствах размещения по муниципальным образованиям Ярославской области, ед.

Муниципальное образование 2010 2011 2012 2013 2014

Ярославль 2851 2736 3280 4381 4912

Переславль 389 407 424 470 716

Рыбинск 543 553 605 747 987

Большесельский 0 0 0 0 0

Борисоглебский 61 61 61 47 142

Брейтовский 0 107 106 106 106

Гаврилов-Ямский 1181 1158 1091 1123 1462

Даниловский 0 0 0 0 0

Любимский 15 15 15 15 15

Мышкинский 462 426 464 473 481

Некоузский 76 76 76 76 76

Некрасовский 1387 1854 1350 1350 1413

Первомайский 0 0 0 58 69

Пошехонский 36 108 144 231 232

Переславский 298 286 235 379 639

Рыбинский 1302 1918 1746 1748 1783

Ростовский 1133 1148 1169 1242 1344

Тутаевский 529 587 579 588 579

Угличский 806 741 1090 1025 1204

Ярославский 847 857 1050 1436 1418

По области всего 11916 13038 13485 15495 17578

Рис. 5 - Динамика фактических и прогнозных значений числа ночевок в КСР и числа граждан, в них размещенных, на территории Ярославской области

Таблица 4 - Сводная значения объема платных услуг, предоставленных предприятиями туристской индустрии Ярославской области в 2010-14 гг.

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014

тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %

Объем платных услуг 2332528 100 3563947 100 2842900 100 3164172 100 3352272 100

от КСР 1958884 84 1925344 54 2324206 82 2257114 71 2395800 71

т от турфирм 295053 13 268500 8 342822 12 692893 22 732864 22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ь т от музеев 78591 3 1370103 38 175872 6 214165 7 223608 7

чительному числу имеющихся учреждений отдыха и санаторного лечения, то в Угличском и Ростовском МР - это результат, прежде всего, стимулирования создания КСР в последние 5-8 лет, а в Рыбинском и Ярославском МР - в последние 3-5 лет. Высоким количеством ночевок отмечены Гаврилов-Ямский и Некрасовский МР. В них расположено наибольшее число загородных средств размещения (санатории, дома отдыха и загородные гостиницы) и мест в них. Именно «санаторная» специализация этих районов и повышает показатели числа ночевок и численности размещенных в КСР.

Численность размещенных посетителей в КСР и количество ночевок имеют возрастающую тенденцию. Ожидается, что эта тенденция будет наблюдаться и в прогнозируемые периоды с 2015 по 2020 гг. (рис. 5).

В основном объем платных услуг, предоставленных предприятиями туристской индустрии Ярославской области (табл. 4), формируется за счет коллективных средств размещения. Наблюдается ежегодный рост платных услуг, предоставленных музеями Ярославской области; в 2011 г. их отчисления составили более трети общего объема.

Что касается муниципальных образований, то соотношение объема туристских и гостиничных услуг в них достаточно четко отражает развитость того или иного сектора туристской индустрии. Значительное превышение объема гостиничных услуг отмечено в Некрасовском, Рыбинском, Ярославском районах, которые совместно располагают около 30% мест в КСР области. В Ростовском и Угличском МР, где исторически сложились очень мощные потоки экскурсантов, наоборот, заметно превышение объема туристских услуг над гостиничными. В Гаврилов-Ямском и Мышкинском МР,

городах Переславль-Залесский, Рыбинск и Ярославль наблюдается активное развитие и туристского и гостиничного сегмента.

Влияние туристской индустрии на социально-экономическое развитие муниципальных образований проявляется и в таком важном показателе, как занятость населения. Он получается в результате суммирования количества лиц, работающих в КСР, музеях и турфирмах.

Из данных табл. 5 видно, что наибольшая занятость (от 500 и более чел.) в турин-дустрии наблюдается в г. Ярославле, МР Рыбинском, Ростовском, Угличском и Некрасовском. Это объясняется тем, что эти муниципальные образования обладают наибольшим числом койко-мест в коллективных средствах размещения.

В таких муниципальных образованиях, как Мышкинский, Гаврилов-Ямский, Тутаевский, гг. Переславль-Залесский и Рыбинск, занятость в КСР также существенна (200-400 чел.). Занятость в туристских фирмах велика в городских округах (особенно в г. Ярославле), где наибольшее число клиентов туристских услуг и в Гаврилов-Ямском, Мышкинском, Угличском МР, которые отличаются большим количеством принимаемых посетителей.

Таким образом, в Ярославской области имеет место тенденция роста основных показателей деятельности туристской индустрии, и по данным Федерального агентства по туризму, область по количеству принятых туристов на протяжении последних лет входит в число первых пяти регионов, о чем свидетельствуют ранги области по данному показателю: 2010 г. -4, 2011 г. - 5, 2012 г. - 4, 2013 г. - 3. Это происходит за счет вклада муниципальных образований в общем туристском

Таблица 5 - Количество лиц, занятых в туриндустрии Ярославской области, чел.

Муниципальное образование 2010 2011 2012 2013 2014

Ярославль 2008 1950 2030 1993 1824

Переславль 422 418 419 413 395

Рыбинск 415 408 453 626 528

Большесельский 3 3 4 4 4

Борисоглебский 25 26 29 52 29

Брейтовский 7 21 25 37 39

Гаврилов-Ямский 311 321 678 964 660

Даниловский 5 5 5 5 5

Любимский 6 10 11 18 6

Мышкинский 477 313 382 383 384

Некоузский 34 23 23 23 23

Некрасовский 558 61 574 535 605

Первомайский 23 28 40 46 30

Пошехонский 55 42 20 42 47

Переславский 50 76 54 95 100

Рыбинский 1031 956 233 358 727

Ростовский 804 702 698 783 734

Тутаевский 266 179 237 227 270

Угличский 732 675 746 910 783

Ярославский 146 495 561 566 615

По области всего 7378 6712 7222 8080 7808

потоке в Ярославскую область, а также в других, в том числе экономических, показателях развития туристской индустрии.

Однако, как показало проведенное исследование, не во всех муниципальных образованиях Ярославской области полноценно используется туристско-рекреацион-ный потенциал. На наш взгляд, это связано с недостаточностью развития туристской инфраструктуры и конкретных объектов

в Переславском, Рыбинском МР, гг. Пере-славле-Залесском и Рыбинске. Поэтому решение проблемы развития туристской индустрии должно осуществляться на всех уровнях власти, так как с туризмом напрямую связаны многие отрасли экономики, появляются новые рабочие места, а бюджет города, муниципального образования получает дополнительные налоговые поступления.

Список источников:

1. Вапнярская О. И., Асоян Т. М. Разработка стандартов гостеприимства на региональном уровне (на примере Ярославской области) // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2014. Т. 8. № 2. С. 32-38.

2. Джанджугазова Е.А., Лапочкина В. В. Маркетинговые методы формирования имиджа туристских территорий (на примере Смоленской области) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2007. № 2. С. 39-49.

3. КривошееваТ.М.Региональный туристский продукт Ярославской области: информационное освещение и потребительские мнения // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 6(53). С. 23-42.

4. Материалы отчетов муниципальных образований Ярославской области. Ярославль: Агентство по туризму Ярославской области, 2010-2014. Фонды.

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики «Росстат». URL: www.gks. ru (Дата обращения: 14.07.2015).

6. Платонова Н. А., Виноградова М. В. Стратегическое управление туризмом в регионе: факторы риска (на примере Ярославской области) // Сервис plus. 2014. Т. 8. № 4. С. 96-103.

7. Разработка стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 года / ФедулинА.А., Платонова Н. А., Погребова Е. С., Кривошеева Т. М., Харитонова Т. В., и др. Отчет о НИР № 18/13 от 05.09.2013 (Агентство по туризму Ярославской области).

8. Щербакова С.А. Проектирование туристского бренда (на примере города Смоленска) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 4. С. 44-52.

9. World Trade Report 2014. Trade and development: recent trends and the role of the WTO. Geneva: WTO, 2014. URL: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/world_trade_report14_e.pdf (Accessed on July 14, 2015).

10. World Travel and Tourism Council Data, 2015. URL: http://www.wttc.org/ (Accessed on July 14, 2015). Vera Zholudeva1, Nadezhda Melnichenko2

Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI), Yaroslavl Branch (Yaroslavl, Russia);

1PhD in Pedagogics, Associate Professor; 2PhD in Economics, Associate Professor

ANALYTICAL SURVEY OF THE TOURISM INDUSTRY IN THE YAROSLAVL REGION

On the basis of statistical information analysis of the main market trends in the tourism industry of the Yaroslavl region in the context of municipalities is carried out, the dynamics of tourist flows is estimated. Positive dynamics for each of the quantitative indicators characterizing the market of tourist services is noted, which indicates an overall improvement in the tourism sector of the Yaroslavl region. Last years the growth of the municipalities' contribution in the total tourist flow in the Yaroslavl Region is noted. This also applies to other indicators of development of the tourism industry. At the same time, the qualitative characteristics of the tourist infrastructure, represented by means of accommodation, transport, including roads, places of interest and sightseeing services, indicate the need to modernize most objects and rendering of the state support of development of tourist infrastructure in the region. To determine the prospects of tourism development in the context of municipalities (urban districts and municipal areas) of Yaroslavl region on the basis of state statistical observation and statistics of the territorial body of the Federal State Statistics Service in the Yaroslavl region has been accomplished forecasting basic indicators of activity of collective accommodation facilities and market the tourism industry. In the Yaroslavl region there is great potential for further development of the tourism industry due to its integration with many of the industries. It will contribute to the development of the economy of the region, and will have an impact on adjacent industries, such as transport, food, communications, trade and others. Keywords: tourism, tourism industry, tourist flow, collective accommodation facilities, Yaroslavl Region.

References:

1. Vapnianskaia O.l., Asojan Т. M. Razrabotka standartov gostepriimstva na regional'nom urovne (na primere Jaro-slavskoj oblasti) [On regional hospitality standards development (case study: Yaroslavl region)] // Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2014. Т. 8. № 2. P. 32-38.

2. Dzhandzhugazova E. А., Lapochkina V. V. Marketingovye metody formirovanija imidzha turistskih territorij (na primere Smolenskoj oblasti) [Marketing Methods of Tourist Territories Image Building (based on Smolensk region)] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service & Tourism: Current Challenges]. 2007. № 2. P. 39-49.

3. Krivosheeva Т. М. Regional'nyj turistskij produkt Jaroslavskoj oblasti: informacionnoe osveshhenie i potrebitel'skie mnenija [Yaroslavl area regional tourist product: media information and consumer opinion] // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2014. № 6(53). P. 23-42.

4. Materialy otchetov municipal'nyh obrazovanij Jaroslavskoj oblasti [Reports of the Yaroslavl Region Municipalities]. Yaroslavl: Agentstvo po turizmu Jaroslavskoj oblasti, 2010-2014. Funds.

5. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki «Rosstat» [Official website of the Federal Service of State Statistics «Rosstat»]. URL: www.gks.ru (Accessed on July 14, 2015).

6. Platonova N. A., Vinogradova M. V. Strategicheskoe upravlenie turizmom v regione: faktory riska (na primere Jaroslavskoj oblasti) [Strategic management of tourism in the region: risk factors (on the example of the Yaroslavl region)] // Servis plus. 2014. Т. 8. № 4. P. 96-103.

7. Razrabotka strategii razvitija turizma v Jaroslavskoj oblasti do 2025 goda [Develop a strategy for tourism development in the Yaroslavl region until 2025] / Fedulin A. A., Platonova N. A., Pogrebova E. S., Krivosheeva T. M., Hari-tonova T. V. and so on. Report of research № 18/13 on September 05, 2013 (Agentstvo po turizmu Jaroslavskoj oblasti) [Agency for Tourism of the Yaroslavl region].

8. ScherbakovaS. А. Proektirovanie turistskogo brenda (na primere goroda Smolenska) [Projection of touristic brand (based on Smolensk)] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service & Tourism: Current Challenges]. 2011. № 4. P. 44-52.

9. World Trade Report 2014. Trade and development: recent trends and the role of the WTO. Geneva: WTO, 2014. URL: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/world_trade_report14_e.pdf (Accessed on July 14, 2015).

10. World Travel and Tourism Council Data, 2015. URL: http://www.wttc.org/ (Accessed on July 14, 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.