Научная статья на тему 'Методика позиционирования муниципальных образований'

Методика позиционирования муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОН / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MUNICIPALITY / REGION / POSITIONING / STRATEGIC POSITIONS OF MUNICIPALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фоменко С.А.

В статье представлена авторская методика позиционирования муниципальных образований, определены стратегические позиции муниципальных образований в Ярославской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF POSITIONING OF MUNICIPALITIES

The article presents the author's method of positioning of municipalities, also the strategic positions of municipalities in Yaroslavl Region is characterized.

Текст научной работы на тему «Методика позиционирования муниципальных образований»

Проблемы экономики и менеджмента

С.А. Фоменко

канд. экон. наук, Рыбинский филиал ФГБОУВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

МЕТОДИКА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Аннотация. В статье представлена авторская методика позиционирования муниципальных образований, определены стратегические позиции муниципальных образований в Ярославской области.

Ключевые слова: муниципальное образование, регион, позиционирование, стратегические позиции муниципального образования.

S.A. Fomenko, Russian academy of national economy and civil service, subsidiary in Rybinsk

METHOD OF POSITIONING OF MUNICIPALITIES

Abstract. The article presents the author's method of positioning of municipalities, also the strategic positions of municipalities in Yaroslavl Region is characterized.

Keywords: municipality, region, positioning, strategic positions of municipality.

Позиционирование муниципальных образований представляет собой одну из исходных и определяющих функций территориального маркетинга, которая позволяет определить наиболее перспективные направления развития конкретного муниципального образования и региона в целом.

Типология регионов по уровню конкурентоспособности, предложенная М.У. Кодзоевым [2], спроецирована на уровень муниципальных образований и расширена с 7 до 16 стратегических позиций за счет четырёхуровневой оценки параметров построения авторской матрицы стратегических позиций муниципальных образований.

л

н

о

о

и

«

S

н

и

и

о

s

я

s

н

о

(D

«

И

S

высокая Инвестор- неудачник Бедный инвестор Инвестор- агрессор Богатый инвестор

средняя Колхозник Гадкий утенок Надежда Лидер

низкая Медведь-шатун Цыган Стажер Потребитель- производственник

очень низкая Депрессивный Бедный потребитель Везунчик Потребитель- нефтяник

очень низкий низкий средний высокий

Уровень и качество жизни населения

Рисунок 1 - Матрица стратегических позиций муниципального образования по факторам инвестиционной активности и составляющим уровня жизни населения

№ 5 (9) - 2012

41

Проблемы экономики и менеджмента

За основу построения матрицы взяты составляющие уровня жизни населения и инвестиционная активность территории. Матрица типа муниципального образования по факторам инвестиционной активности и составляющим уровня жизни населения представлена на рисунке 1.

Охарактеризуем стратегические позиции муниципальных образований.

Богатый инвестор - муниципальные образования, характеризующиеся высоким уровнем жизни населения, высоким качеством муниципальных услуг и высокой инвестиционной активностью.

Лидер - муниципальные образования, характеризующиеся средней инвестиционной активностью и высоким уровнем жизни населения.

Надежда - муниципальные образования, характеризующиеся средней инвестиционной активностью и средним уровнем жизни населения.

Инвестор-агрессор - муниципальные образования, характеризующиеся средним уровнем жизни населения и высокой (агрессивной) инвестиционной активностью.

Инвестор-неудачник - муниципальные образования с высокой инвестиционной активностью и очень низким уровнем жизни населения. Муниципальное образование, возможно, выбрало неверное направление для инвестирования.

Бедный инвестор - территории c высокой инвестиционной активностью и относительно низким уровнем жизни населения.

Гадкий утенок - муниципальные образования, характеризующиеся средней инвестиционной активностью, но уровень жизни населения низкий.

Колхозник - муниципальные образования, характеризующиеся средней инвестиционной активностью и очень низким уровнем жизни.

Депрессивный - муниципальные образования характеризуются неустойчивой ситуацией в экономической сфере: инвестиционная активность и экономический потенциал меняются от года к году и преобладает устойчиво низкий или снижающийся уровень жизни населения.

Медведь-шатун - муниципальные образования характеризуются неустойчивой ситуацией в экономической сфере: инвестиционная активность и экономический потенциал меняются от года к году, очень низкий уровень жизни населения.

Цыган - муниципальные образования, характеризующиеся низким уровнем жизни и низкой инвестиционной активностью. Плывут по течению.

Бедный потребитель - муниципальные образования, характеризующиеся низким уровнем жизни; инвестиционная активность практически отсутствует. Это дотационные территории.

Потребитель-нефтяник - муниципальные образования c высоким и повышающимся уровнем жизни населения и очень низкой инвестиционной активностью, основу их экономики создают предприятия нефтедобывающей и/или нефтеперерабатывающей отрасли.

Везунчик - данный тип муниципального образования характеризуется очень низкой инвестиционной активностью, но средним (относительно высоким) уровнем жизни.

42

№ 5 (9) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

Стажер - муниципальные образования, характеризующиеся низкой инвестиционной активностью и средним уровнем жизни.

Потребитель-производственник - муниципальные образования характеризуются высоким и повышающимся уровнем жизни населения, однако инвестиционная активность низкая. Они живут за счет потребления существующего капитала, не делая инвестиций для экономического роста в будущем. К данному типу относятся муниципальные образования, основу экономики которых составляют градообразующие, как правило, металлургические и машиностроительные предприятия.

Таблица 1 - Расчет объема инвестиций в основной капитал на душу населения в муниципальных образованиях Ярославской области за 2009 г. [3]

Муниципальное образование Инвестиции в основной капитал (за 2009 г.), млн р. Численность населения (на 01.01.2010), тыс. человек Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. р.

г. Ярославль 10 252,1 606,7 16,9

г. Рыбинск 761,9 207,7 3,7

Ростовский МР 928,8 67,9 13,7

Тутаевский МР 75,5 57,7 1,3

Ярославский МР 414,2 51,7 8,0

Угличский МР 155,2 48,6 3,2

г. Переславль-Залесский 239,8 42,3 5,7

Рыбинский МР 313,5 29,2 10,7

Гаврилов-Ямский МР 128,5 27,7 4,6

Даниловский МР 253,7 26,5 9,6

Некрасовский МР 8,1 22,6 0,4

Переславский МР 88,4 20,4 4,3

Некоузский МР 23,6 17,6 1,3

Пошехонский МР 10,0 15,9 0,6

Борисоглебский МР 8,1 13,4 0,6

Любимский МР 142,1 12,4 11,5

Первомайский МР 3,5 11,9 0,3

Мышкинский МР 1 963,6 10,9 180,1

Большесельский МР 3,1 9,4 0,3

Брейтовский МР 2,6 7,7 0,3

Ярославская область 15 776,4 1 308,3 12,1

Таким образом, предложенную систематизацию муниципальных образований, позволяющую провести стратегическое позиционирование муниципальных образований, выявить возможные «стратегические пробелы» и перспективные точки роста, целесообразно использовать для гармонизации развития региона как единой социальноэкономической системы.

На основе составленной автором матрицы (рис. 1) пропозиционируем городские округа и муниципальные районы Ярославской области. В качестве составляющей уровня жизни населения возьмем уровень средней номинальной начисленной заработной платы по муниципальным образованиям, инвестиционную активность оценим по такому показателю, как объем инвестиций в основной капитал на душу населения (таблица 1).

Лидеры по размеру оплаты труда на крупных и средних предприятиях - Пере-славский и Ярославский муниципальные районы и городской округ город Ярославль

№ 5 (9) - 2012

43

Проблемы экономики и менеджмента

(рис. 2). Межмуниципальная дифференциация средней номинальной начисленной заработной платы работников составила 1,8 раза.

Цифрами обозначены;

1. Пошехонский р-н

2. Первомайский р-н

3. Любимский р-н

4. г. Рыбинск и Рыбинский р-н

5. Тутаевский р-н

6. Даниловский р-н

7. Брейтовский р-н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Некоузский р-н

9. Мышкинский р-н

10. Большесельский р-н

11. г. Ярославль и Ярославский р-н

12. Некрасовский р-н

13. Угличский р-н

14. Борисоглебский р-н

15. Гаврилов-Ямский р-н

16. Ростовский р-н

17. г. Переславль-Залесский и Переславский р-н

Средняя номинальная начисленная заработная плата работников крупных, средних и некоммерческих организаций, р.

- более 15000

;+++++! - от 13000 до 15000

- от 11000 до 13000

- менее 11000

Рисунок 2 - Сравнительная карта средней номинальной начисленной заработной платы по муниципальным образованиям Ярославской области (2009 г.) [4]

44

№ 5 (9) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

Рисунок 3 - Объем инвестиций в основной капитал в муниципальных районах и городских округах Ярославской области [3]

Позиционирование муниципальных образований Ярославской области по авторской методике представлено на рисунке 4.

О

3

II

х S о>

4

QJ

О

X

X

>>

В

*2 X О X 40

ч

с;

н

Л

S4

3=

о

X

03

О О X О О О О

н

о

о>

03

Я

X

S4

о

о

3

03

СС

=

5

Си

О

СС

X

м

сс

Л

S4

м

ив

X

0>

Мышкинский МР Ростовский МР г. Ярославль, Ярославский МР

Любимский МР Рыбинский МР Даниловский МР

Гаврило-Ямский МР Угличский МР Тутаевский МР Не-коузкий МР городской округ г. Рыбинск городской округ г. Переславль-Залесский Переславский МР

Борисоглебский МР, Некрасовский МР Первомайский МР Пошехонский МР Брейтовский МР, Большесельский МР

очень низкии

низким

средний

11000 13000 15000

Уровень средней номинальной начисленной заработной платы, тыс. р.

высокий

Рисунок 4 - Позиционирование муниципальных образований Ярославской области по факторам инвестиционной активности и составляющим уровня жизни населения

№ 5 (9) - 2012

45

Проблемы экономики и менеджмента

Согласно проведенному анализу, областной город Ярославль и Ярославский муниципальный район относится к категории «Богатый инвестор», в городе размещены государственные, региональные и также зарубежные инвестиции, в связи с празднованием тысячелетия Ярославля значительно увеличился объем инвестиций в 2009-2010 гг. Уровень жизни Ярославцев самый высокий в регионе. Переславский муниципальный район соответствует позиции «Потребитель-производственник», характеризуется высоким уровнем средней заработной платы в данном муниципальном образовании и при этом низкой инвестиционной активностью.

Даниловский муниципальный район соответствует стратегической позиции «Надежда», характеризуется средним уровнем заработной платы в данном муниципальном образовании и средней инвестиционной активностью. Городские округа города Рыбинск и Переславль-Залесский относятся к стратегической позиции «Стажер», т. е. обладают низкой инвестиционной активностью и средним уровнем жизни, в частности, уровнем заработной платы. Следует отметить, что городской округ город Рыбинск характеризуется самыми низкими темпами строительства по региону. На территории муниципальных образований следует создавать комфортные условия для развития малого и среднего бизнеса, повышать инвестиционную привлекательность. Мышкинский и Ростовский муниципальные районы относятся к категории «Инвестор-агрессор», характеризуются высокой инвестиционной активность и средним уровнем жизни населения. Города Ростов и Мышкин достаточно известны, в муниципальных образованиях активно развивается туристическая индустрия и сопутствующие отрасли.

Рыбинский муниципальный район соответствует стратегической позиции «Гадкий утенок», несмотря на среднюю инвестиционную активность, уровень жизни населения остается низким. Гаврило-Ямский, Тутаевский, Некоузкий, Угличский муниципальные районы входят в стратегическую группу «Цыган», характеризуются низким уровнем средней заработной платы и низкой инвестиционной активностью. Брейтов-ский и Большесельский муниципальные районы соответствуют позиции «Бедный потребитель», уровень жизни местного населения низкий, инвестиционная активность практически отсутствует.

Любимский муниципальный район соответствует стратегической позиции «Колхозник», несмотря на среднюю инвестиционную активность, уровень жизни населения относительно низкий. Борисоглебский, Некрасовский, Первомайский, Пошехонский муниципальные районы характеризуются очень низкой инвестиционной активностью (объем инвестиций в основной капитал на душу населения в 2009 г. составил менее 1000 р.) и самым низким уровнем средней заработной платы по региону, соответственно, относятся к категории «Депрессивный».

Позиционирование муниципальных образований служит основой принятия управленческих решений по развитию территорий, выработки основной региональной стратегии.

46

№ 5 (9) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

Список литературы:

1. Ефремов, В. С. Стратегии бизнеса: концепции и методы планирования [Текст] / В. С. Ефремов. - М.: Финпресс, 1998. - 191 с.

2. Кодзоев, М. У. Стратегия повышения конкурентоспособности региона (на примере Республики Ингушетия) [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук / М. У. Кодзоев, Нальчик, 2005. - 28 с.

3. Сайт Департамента экономического развития Ярославской области [Электронный ресурс] // URL: http://www.adm.yar.ru/invest/ec_anal/index.htm

4. Сводный доклад о результатах мониторинга эффективности деятельности ор-

ганов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ярославской области по итогам 2009 г. [Электронный ресурс] // URL:

http://www.yarregion.ru/depts/upms/docsDocuments/

List of references:

1. Efremof, V. S. Strategies of business: concepts and methods of planning [Text] / V. S. Efremof. - V.: Finpress, 1998. - 191 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kodzoev, M. U. Strategy of competitive recovery (by example Ingush Republic) [Text] / M. U. Kod-zoev, Nalchik, 2005. - 28 p.

3. Site of Department of economic development in Yaroslavl Region [Electronic resource] // URL: http://www.adm.yar.ru/invest/ec_anal/index.htm

4. Summary report about results of monitoring correctional effectiveness of local governments in Yaroslavl Region at 2009 year [Electronic resource] // URL: http://www.yarregion.ru/depts/upms/docsDocuments/

Ю.Н. Христова-Петкова

докторант, Экономический университет - Варна (Болгария)

УСТОЙЧИВЫЕ ИСТОЧНИКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМ

Аннотация. Статья направлена на обобщение и критический анализ отдельных теорий конкуренции о содержании и источниках преимущества, которые основа достижения устойчивой конкурентоспособности. Конкурентоспособность является фактором и результатом, ведущим фирму к вершине успеха в борьбе за более высокую прибыль и ее удерживание, а это требует умений и способностей находить источники преимуществ в конкретной ситуации, умело их использовать и защищать от копирования. Тезис статьи - достижение конкурентоспособности связано с систематическим поиском источников преимуществ - как из внешней, так и из внутренней, среды, которые способствуют устойчивости фирменных результатов.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентное преимущество, устойчивость, источники преимуществ, теории конкуренции.

J.N. Hristova-Petkova, University of Economics - Varna

SUSTAINABLE SOURCES OF COMPETITIVE ADVANTAGE OF THE FIRM

Abstract. The article is focused on the synthesis and critical analysis of some of the theories of competition on the content and the sources of the advantages, which foundation for the achievement of sustainable competitiveness. Competitiveness could be considered a factor and result, leading the company to the top of success in the struggle for higher profits and holding it in, and it requires skills and abilities to find sources of advantage in a particular situation, skillfully use and protect them. Thesis of the article - the achievement of com-

№ 5 (9) - 2012

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.