Научная статья на тему 'Обучение профессионально ориентированному монологическому высказыванию студентов неязыкового вуза'

Обучение профессионально ориентированному монологическому высказыванию студентов неязыкового вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / NON-LINGUISTIC UNIVERSITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ / PROFESSIONALLY ORIENTED STATEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карташова Валентина Николаевна

В статье представлен опыт обучения студентов неязыкового вуза профессионально ориентированному монологическому высказыванию на иностранном языке. Автор классифицирует умения говорения в монологической форме на три группы: формируемые на основе текста, в связи с текстом и вне связи с текстом, каждая группа имеет свою специфику, свои упражнения для их формирования. Автор приходит к выводу, что применение трехэтапного алгоритма позволяет сформировать у будущих специалистов умения профессионально ориентированного монологического высказывания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карташова Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of Professionally Oriented Monologue of Students of Non-Linguistic Higher Educational Institutions

The article presents the experience of teaching students of non-linguistic higher educational institutions professionally oriented monologue in a foreign language. The author classifies speaking skills in a monologue form into three groups: formed on the basis of the text, in connection with the text and outside of the text, each group has its own specifics and special exercises for their formation. The author comes to the conclusion that the use of the three-stage algorithm allows to form skills of professionally oriented monological statements by future specialists.

Текст научной работы на тему «Обучение профессионально ориентированному монологическому высказыванию студентов неязыкового вуза»

Эмфронный н<учяо-жтодичесгу.й журнал

Омского

Карташова В.Н. Обучение профессионально ориентированному монологическому высказыванию студентов неязыкового вуза // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№2 (13) апрель - июнь. -URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/2/00576.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 372.881.111.22

Карташова Валентина Николаевна

Доктор педагогических наук, профессор

ФБГОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина» сartashova.vale@yandex.ru

Обучение профессионально ориентированному монологическому высказыванию

студентов неязыкового вуза

Аннотация: В статье представлен опыт обучения студентов неязыкового вуза профессионально ориентированному монологическому высказыванию на иностранном языке. Автор классифицирует умения говорения в монологической форме на три группы: формируемые на основе текста, в связи с текстом и вне связи с текстом, каждая группа имеет свою специфику, свои упражнения для их формирования. Автор приходит к выводу, что применение трехэтапного алгоритма позволяет сформировать у будущих специалистов умения профессионально ориентированного монологического высказывания. Ключевые слова: иностранный язык, высшее образование, неязыковой вуз, профессионально ориентированное высказывание.

Интеграция России в мировое образовательное пространство обусловливает возрастание роли иноязычного образования, перед которым ставятся задачи повышения эффективности овладения иностранным языком с целью использования его в будущей профессиональной деятельности. Именно поэтому в последние годы иностранный язык и учебного предмета в неязыковых вузах постепенно превращается в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения профессиональной реализации личности.

В стандартах второго и третьего поколения дисциплина «Иностранный язык» относится к базовой части программы бакалавриата и является обязательной для освоения обучающимися «вне зависимости от направленности (профиля) подготовки» [5,6], и к вариативной части программы магистратуры, т.е. становится обязательной для освоения только после выбора обучающимися направленности (профиля) программ [7]. ФГОС нацеливает вуз на подготовку выпускника, способного осуществлять деловую коммуникацию в сфере своей профессиональной деятельности, решать комплексные задачи, связанные с использованием иностранного языка. Следовательно, владение иностранным языком выпускниками на современном этапе рассматривается как рабочий инструмент, позволяющий специалисту постоянно совершенствовать свои знания, изучая и переосмысливая иностранную литературу и зарубежный опыт в профилирующих и смежных областях науки.

Изучить иностранный язык - это значит овладеть определенным реестром умений, в частности, умениями говорения в монологической форме. Эти умения будут рассматриваться в статье с учетом стадий их формирования на этапе обучения в неязыковом

вузе.

Обучение студентов монологическому высказыванию на иностранном языке невозможно без анализа номенклатуры тех умений, которыми должны овладеть обучаемые в соответствии с действующей программой, и разработки системы адекватных упражнений. Только зная реестр определенных умений, можно выявить соответствующие приемы их формирования, эффективные упражнения, способствующие становлению данных умений, и разработать критерии оценки уровня их сформированности.

Знакомство с литературой по проблеме обучения профессионально ориентированной монологической речи на иностранном языке [1,2,3,4] показало, что обучение охватывает умение говорить 1) на основе текста, 2) в связи с текстом и 3) вне связи с текстом.

Формированию указанных умений предшествует тщательная работа над языковыми средствами, отобранными па основе аутентичных устных высказываний специалистов. У студентов формируются лексико-грамматические навыки, которые обслуживают то или иное умение. Большое внимание при этом уделяется структурам, характерным для устной формы коммуникации, а именно, формулам речевого этикета: обращениям, повторам и уточнениям, заполнителям пауз молчания, которые повышают степень воздействия речи и улучшают восприятие речи слушателями.

Развитие умений каждой из трех групп, т.е. 1) на основе текста, 2) в связи с текстом и 3) вне связи с текстом, имеет свою специфику, которая определяется характером данного конкретного умения.

коммуникации К первой группе относятся умения, формируемые на основе текста. Студенты должны уметь:

1) сообщить основную тему и предмет повествования;

2) составить план текста в устной форме;

3) перечислить факты текста в хронологической последовательности или по степени значимости;

4) описать явление, процесс, технологию;

5) сделать устный реферат или аннотацию текста.

В этой связи важно научить студентов находить соответствие между предметом повествования и темой, обращать внимание (при составлении плана текста) на соразмерность частей воспроизводимого текста, на логическую последовательность вопросов плана, их соотнесенность между собой.

Из всех вышеназванных умений актуальным также является обучение студентов реферированию, т. е. овладению приемами свертывания текста, а также определению процессов и явлений, что способствует точному отражению действительности, нахождению существенных черт, характеризующих предметы реального мира.

Вторая группа включает умения, которые формируются при обсуждении проблем текста. В этом плане задача преподавателя научить студентов:

1) делать соответствующее вступление или заключение к тексту;

2) определять понятия;

3) сравнивать несколько положений, т. е. устанавливать их сходство и различие;

4) противопоставлять факты, явления;

5) делать выводы из нескольких положений на основе причинно - следственных связей;

6) аргументировать свою точку зрения (приводить достаточные аргументы или контраргументы);

7) поддержать точку зрения коллеги;

8) опровергать его мнение по обсуждаемому вопросу.

При формировании умений второй группы особое внимание должно быть сосредоточено на совершенствовании содержательной стороны высказывания студентов, т. е. на формировании умений «зрелого» говорения: последовательности, доказательности, аргументированности. В третью группу входят наиболее сложные умения, формируемые вне связи с текстом и характеризующие инициативную, спонтанную речь. К ним относится

умение:

1) высказаться на предложенную тему;

2) дать положительную или отрицательную оценку работы научной лаборатории, деятельности коллеги;

3) выразить критические замечания по поводу полученной информации;

4) внести предложения по обсуждаемым вопросам.

Последнее умение, творческое умение, является самым трудным, однако, оно необходимо для будущего специалиста, и поэтому его формированию следует уделить особое внимание.

Владение логическими операциями способствует развитию мыслительной деятельности студентов, навыков научно-исследовательской работы, готовит их к самостоятельной деятельности.

Для развития таких умений необходимы активные формы обучения, например, проведение диспутов, дискуссий, деловых игр, моделирующих ситуации реальной коммуникации - защита тезисов работы, анализ деятельности семинара, оценка полученного для лаборатории оборудования и т.д.

Обобщение опыта обучения монологической профориентированной речи на иностранном языке, изучение имеющихся публикаций по данной проблеме показали, что в неязыковом вузе необходим, прежде всего, отбор профориентированных текстов, которые по своим лингвистическим характеристикам приближаются к устной монологической речи. Это могут быть письма, которые присылают в научные журналы, стенограммы выступлений участников симпозиумов, встреч «за круглым столом», научно -технических конференций, т. е. материалы, представляющие собой устную речь специалистов. способов сравнения и противопоставления, нахождения достаточных аргументов и контраргументов и отметить, что для их выражения используются специфические языковые средства. После проведения такой беседы осуществляется работа с помощью серий упражнений.

В соответствии с целью высказывания, соотносящейся в каждом случае с формируемым речевым умением, используются три группы упражнений.

Успешному выполнению упражнений первой группы будет содействовать подбор большого количества аутентичных текстов. При этом необходимо позаботиться, чтобы у всех выполняющих упражнения были бы разные тексты. В этом случае преподаватель ориентирует учащихся на самостоятельные речевые действия: на формулирование темы высказывания, основных путей решения проблемы, ее последовательное изложение и заключительные выводы.

Упражнения второй группы направлены на формирование умений говорения в связи с текстом, т. е. на обсуждение его проблем, отдельных моментов.

Ознакомившись со структурной композицией текстов и приемами ведения полемики, студенты готовы к выполнению творческих заданий третьей группы. В рамках упражнений этой группы обучаемым можно предложить следующие задания: 1) составьте высказывание по специальности в соответствии со следующей схемой: вступление, основная часть, заключение; 2) обоснуйте актуальность выбранной вами темы; 3) расскажите о наиболее важных достижениях российских и зарубежных ученых в данной области исследования; 4) дайте положительную или отрицательную оценку высказывания товарища; 5) оцените работу семинара; 6) выразите свое отношение по поводу результатов эксперимента сокурсника; 7) расскажите о своей курсовой (дипломной) работе; как вы оцениваете ее перспективы; 8) внесите предложения по улучшению работы научно-студенческого общества университета.

Итак, упражнения всех трех групп имитируют речевые действия в условиях естественной коммуникации. Первый и второй этапы в рамках системы упражнений являются этапами тренировки композиционной структуры высказывания, овладения разнообразными логическими операциями, подготовки к творческому высказыванию. На третьем этапе осуществляется инициативная речь на основе специальности студентов.

Ссылки на источники

1. Богачёва Е.М. Обучение устному монологическому высказыванию на продвинутом уровне неязыкового вуза. //Иностранные языки в высшей школе. Сб. научно-методических статей. М., 1999. - с. 115-120.

2. Нескина С.А Организация обучения монологической речи на основе профессионально ориентированного текста// Нива Поволжья № 4 (13) ноябрь. 2009. с.107-110.

3. Новикова Н. Г. Использование аутентичных видеоматериалов при обучении монологическому высказыванию на иностранном языке студентов технических специальностей // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 711-715. — URL https://moluch.ru/archive/53/7110/ (дата обращения: 11.05.2018).

4. Тарасенко В. В. Обучение иноязычной профессионально ориентированной монологической речи студентов исторического факультета: диссертация ... кандидата педагогических наук. - Санкт-Петербург, 2008.- 245 с.

5. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование Зарегистрировано в Минюсте России 11 января 2016 г. № 40536 URL http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/94 (дата обращения: 11.05.2018).

6.ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Зарегистрировано в Минюсте России 02 марта 2016 г. № 41305 URL http://fgo svo .ru/fgo svo/92/91/4/94 (дата обращения: 11.05.2018).

Valentina Kartashova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor "Yelets Bunin State University", Yelets

Training of Professionally Oriented Monologue of Students of Non-Linguistic Higher

Educational Institutions

Abstract: The article presents the experience of teaching students of non-linguistic higher educational institutions professionally oriented monologue in a foreign language. The author classifies speaking skills in a monologue form into three groups: formed on the basis of the text, in connection with the text and outside of the text, each group has its own specifics and special exercises for their formation. The author comes to the conclusion that the use of the three-stage algorithm allows to form skills of professionally oriented monological statements by future specialists.

Key words: foreign language, higher education, non-linguistic University, professionally oriented statement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.