Научная статья на тему 'Речевые стимулы при обучении монологическому высказыванию'

Речевые стимулы при обучении монологическому высказыванию Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
927
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОЛОГ / КОММУНИКАТИВНОЕ ЗАДАНИЕ / МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / АССОЦИАЦИЯ / РЕЧЕВЫЕ СТИМУЛЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПОРОЖДЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ / MONOLOGUE / COMMUNICATIVE TASK / STIMULATION / SPEECH STIMULI / ASSOCIATION / MOTIVE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Калмыкова Е.И.

В статье рассматриваются процессы стимулирования устной профориентированной монологической речи студентов старших курсов бакалавриата, изучающих экономику. Анализируется система коммуникативных заданий трех уровней, необходимых для формирования коммуникативной компетенции. Предлагается апробированная система речевых стимулов звуковых и графических, провоцирующих монологическое высказывание. Приводятся конкретные примеры использования речевых стимулов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Калмыкова Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH STIMULI FOR ORAL MONOLOGUE UTTERANCES

The article deals with stimulation processes used to help senior students of economics to make an oral professionally oriented monologue. A three-level set of communicative tasks necessary to form foreign language communicative competence is analyzed. The article provides a description of a well-proven system of visual and verbal speech stimuli aimed at making a monologue. The author gives specifi c examples of using speech stimuli in the classroom.

Текст научной работы на тему «Речевые стимулы при обучении монологическому высказыванию»

УДК 81-13

Е. И. Калмыкова

кандидат филологических наук, профессор кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области экономики ИПЭУ МГЛУ; тел.: 8-499-766-92-98

РЕЧЕВЫЕ СТИМУЛЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ

В статье рассматриваются процессы стимулирования устной проф-ориентированной монологической речи студентов старших курсов бакалавриата, изучающих экономику.

Анализируется система коммуникативных заданий трех уровней, необходимых для формирования коммуникативной компетенции. Предлагается апробированная система речевых стимулов — звуковых и графических, провоцирующих монологическое высказывание. Приводятся конкретные примеры использования речевых стимулов.

Ключевые слова: монолог; коммуникативное задание; мотив; мотивация; ассоциация; речевые стимулы; самостоятельное порождение высказывания.

Kalmykova H. I.

Candidate of Philology, Professor at the Department od Linguistics and Professional Communication in the Field of Economics, ILEIM MSLU; Tel.: 8-499-766-92-98

SPEECH STIMULI FOR ORAL MONOLOGUE UTTERANCES

The article deals with stimulation processes used to help senior students of economics to make an oral professionally oriented monologue. A three-level set of communicative tasks necessary to form foreign language communicative competence is analyzed. The article provides a description of a well-proven system of visual and verbal speech stimuli aimed at making a monologue. The author gives specific examples of using speech stimuli in the classroom.

Key words: monologue; communicative task; stimulation; speech stimuli; association; motive.

Одной из сложных проблем в практике преподавания иностранных языков (далее - ИЯ) представляется обучение устной речи. Помня о том, что устная речь существует в двух формах -монологической и диалогической, в данной статье мы остановимся на обучении монологической речи, предполагая, что сформированные умения монолога могут быть перенесены на диалогическое

общение, которое по своей сути состоит из чередующихся микромонологов, поддерживаемых так называемыми подхватами, т. е. уточняющими вопросами или репликами.

Цель данной статьи - обобщить положительный опыт обучения профориентированному монологу студентов экономического профиля III-IV курсов бакалавриата. К этому этапу уже сформированы необходимые речевые автоматизмы при работе с текстами широкого общего профиля по тематике: семья, вуз, учеба, друзья, моя страна.

На III курсе начинается активное использование экономических текстов как для обучения чтению, так и устной речи.

В основе обучения устному монологическому высказыванию лежит текст по специальности. Преподаватель располагает такие тексты по принципу нарастания сложности содержания, не опережая экономическую тематику, изучаемую в рамках специальности. Начальные тексты по экономике должны быть, безусловно, ди-дактизированы, а используемые коммуникативные задания к ним направлены на развитие и совершенствование коммуникативных навыков делового общения и отрабатывают лишь те грамматические навыки, которые необходимы для данной сферы общения [8].

Формирование речевых умений происходит на трех уровнях: на уровне фразы, сверхфразового единства и текста. Монологическим высказыванием мы считаем самостоятельное порождение речи, выражающее определенный профессионально значимый смысл. По меткому выражению Н. И. Жинкина, речь только там, где мысль. Для оптимальной генерации текста существуют, по его мнению, минимум два условия:

- накопление понятий в определенной области знания;

- степень семантического сжатия и развертывания текста [1]. Это означает, что монологическое высказывание не должно сводиться к заучиванию или цитированию специального текста, столь популярного у студентов. Мы вправе ожидать осмысленного сообщения, самостоятельно построенного по нормам изучаемого ИЯ. В этой связи встает вопрос о движущей силе порождения речи, т. е. о мотивации.

В основе мотивации лежит мотив как побуждение к совершению поведенческого акта. Мотив всегда порожден системой потребностей человека и отличается разной степенью осознанности или вообще неосознанности [10].

Само понятие «мотив» имеет два значения: совокупность побуждений, вызывающих активность человека, процесс формирования мотивов, которые стимулируют и поддерживают активность человека на определенном уровне.

Из различных мотивов при изучении ИЯ нам представляется главным мотив достижения успеха как стремление человека добиться положительных результатов в данном виде речевой деятельности [7].

Этот мотив напрямую связан с потребностью в общении [3]. Мотивами в учебной деятельности по ИЯ являются познавательно-образовательный мотив и мотив достижения успеха в речевом общении как залог будущего успешного профессионального трудоустройства. Обязательным условием этого является цепочка: «знать, уметь, творить, хотеть», причем последний компонент считается главным [9].

Конечной целью обучения монологической речи является формирование коммуникативных умений, обеспечивающих способность мотивированно, логически, последовательно и правильно в языковом отношении излагать собственные мысли в устной форме, т. е. студент должен уметь выражать законченную мысль, раскрывать ее, рассуждать, сопоставлять и обобщать факты по нормам изучаемого языка [11].

Для порождения самостоятельного высказывания необходимы стимулы. Под речевым стимулом мы понимаем побуждение к речевой деятельности, которое ускоряет порождение речи. Поскольку речь является актом коммуникации, речевые стимулы обычно заложены в коммуникативном задании (далее - КЗ), где определена их цель в речевом общении: назвать, описать, сравнить, оценить какое-либо понятие экономики.

В отечественной методике обучения ИЯ накоплен богатый опыт использования различных упражнений для формирования речевых умений в монологе. Приведем наиболее эффективные КЗ, формирующие монологические умения на трех уровнях.

КЗ на уровне фразы:

1. Используя информацию текста, прочтите предложение и расширьте его тематические рамки.

2. Соедините два предложения, используя определительную или причинно-следственную связь.

3. Используя информацию текста, дайте дефиницию понятия / термина.

4. Согласитесь с мнением автора.

5. Опровергните его мнение.

6. Скажите, что Вы можете добавить к информации в тексте.

7. Дайте оценку информации и текста.

КЗ на уровне сверхфразового единства:

1. Расскажите о.., используя план или схему.

2. Дайте расширенную дефиницию, например, термина «рынок», используя понятийный ряд этой сферы деятельности: удовлетворять спрос на ... расширять предложение, получать прибыль от ... вытеснить конкурентов с рынка, занять нишу на рынке, выходить на рынок. При этом используйте подходящие по смыслу наречия и прилагательные.

3. Сократите абзац текста до минимального высказывания (компрессия текста).

4. Расширьте тематику приведенного в тексте суждения (декомпрессия текста).

5. Скажите своими словами, как Вы понимаете утверждение «Рынок - это не базар». Опишите разницу этих понятий.

6. Расскажите, как можно исследовать рынок, используя информацию текста и опорные понятия: объекты, игроки, операции, ниши, сегменты.

7. Составьте небольшое сообщение о составляющих рынка: спрос, предложение, конкуренция.

8. Опишите структуру рынка, которым пользуетесь Вы: профиль, товары, услуги, сегменты.

КЗ на уровне текста:

1. Подготовьте самостоятельное высказывание по плану с учетом ситуации общения, используя профессиональную лексику и различные средства выражения сказуемого.

2. Расположите краткие монологические высказывания в логической последовательности, заполняя их стыки средствами текстуальной связности.

3. Дайте развернутые ответы на вопросы преподавателя [6].

При наличии сформированных монологических умений можно

переходить к использованию речевых стимулов, в основе которых

лежит творческий, игровой, момент. По мнению Ю. М. Лотмана, игра - это один из механизмов выработки творческого сознания, которое не пассивно следует заранее данной программе, а ориентируется в сложном многоплановом континууме возможностей [5]. Мы выделяем две группы речевых стимулов: звуковые и графические.

Использование речевых стимулов целесообразно начинать со звуковых образцов, при этом мы исходим из упражнения «стартер»: преподаватель произносит только одно слово, запускающее речь студента по пройденной теме, например «семинар». Используя эту тематическую подсказку, студент без подготовки начинает повествование в рамках знакомой темы «Моя учеба», где среди прочих понятий студенческой жизни употребляет и заданное слово, объясняя его значение.

Роль стартера может играть и группа слов, например «Великая депрессия» или целая фраза, предполагающая развертывание мысли, например: «Рынок ЕС в кризисе».

Запустить монологическое повествование может пословица, поговорка или цитата, например: «Реклама - двигатель торговли» (все примеры приводятся на русском языке).

Предлагаемые КЗ выполняются фронтально и без подготовки, так как опираются на сформированные речевые умения и активный словарь, тематически покрывающий коммуникативные потребности при построении самостоятельного высказывания.

Графические речевые стимулы разнообразны и преследуют цель - мотивировать студента не только к описанию графического изображения, но и к размышлению и дальнейшему рассуждению о возможных экономических ассоциаций, вызванных им.

Рассмотрим наиболее распространенные типы графических речевых стимулов, способствующих формированию коммуникативной компетенции, которую мы понимаем как способность и готовность личности ориентироваться и действовать средствами ИЯ в определенной сфере деятельности, моделировать и решать задачи, вытекающие из общения на ИЯ [2]. На подготовку таких КЗ отводится 5-10 мин. Форма работы - фронтальная. Практика убеждает, что любое изображение из СМИ можно интерпретировать в экономическом контексте.

Статическое фото - это изображение какого-либо объекта вне его динамики, например, высокоэтажное здание (см. Приложение, рис. 1). Сначала студент описывает изображенное на фотографии, затем излагает свои экономические ассоциации (одну или несколько) как результат собственного размышления и фантазии. В данном случае это могут быть варианты - банк или биржа. Перечисляются функции этих организаций, их роль в развитии экономики, предоставляемые виды услуг.

Преподаватель положительно оценивает ассоциации и задает ряд дополнительных вопросов, внося элементы диалогизации:

- Какие виды банков Вам известны?

- Может ли банк получить кредит за рубежом?

- Что такое Центральный банк России?

- Кто и когда разрешает эмиссию денег?

- Как называются игроки на бирже? Почему «быки»? Почему «медведи»?

- Кто такой «биржевый аналитик»? Каковы его функции?

- Какие виды бирж Вам известны?

Динамичное фото - это, как правило, сюжетная фотография, на которой изображена конкретная деятельность человека, дополняемая определенным фоном (см. рис. 2).

Студент описывает изображенное на фото и предполагает, что речь идет об использовании солнечных батарей как альтернативного источника энергии. Не исключено, что на эту тему он пишет курсовую работу. Обладая определенной информацией и обобщая ее, он определяет приоритет энергетики в общем развитии экономики страны.

Дополнительные вопросы преподавателя:

- Какие альтернативные источники энергии Вам известны?

- Каким из них принадлежит будущее и почему?

- Почему энергию называют «кровью» экономики?

Сюжетный рисунок как речевой стимул (см. рис. 3).

Кошка и котенок всеми студентами ассоциируются с головной и дочерней фирмой, объединенных общим бизнесом: производством и сбытом. Приводятся примеры инофирм, имеющих своих «дочек» в нашей стране. Описываются экономические преимущества такой политики.

Дополнительные вопросы преподавателя:

- Все ли фирмы имеют «дочек», какова их цель?

- Как ведут себя «дочки» в кризис?

- Каковы экономические преимущества «дочек»?

- Есть ли сложности в их экономической деятельности?

- Всякая ли фирма может позволить себе иметь «дочек»?

Карикатура - это жанр изобразительного искусства, в котором эффект комического достигается соединением реального и фантастического, неожиданным сопоставлением, преувеличением или заострением отдельных черт. Карикатура - основная форма изобразительной сатиры, обладающая определенной социальной направленностью [12].

Почти любая карикатура несет важный социальный заряд, который можно использовать как речевой стимул для монолога (см. рис. 4). Детали данной карикатуры задают содержательную основу ассоциации. Обозначена тема: кредит и его последствия.

Студенты дают дефиницию кредита, называют его цель, объем, сроки выплаты, процентную ставку. Уточняют, что кредит всегда связан с экономией и самоограничением потребностей его получателя.

Дополнительные вопросы преподавателя:

- Кредит - это единственный способ расширить производство?

- Какие способы развития еще возможны?

- Что произойдет, если Вы в срок не выплатили кредит?

- Каковы проценты по кредиту в России в сравнении с зарубежным и банками?

- Если всё сложилось удачно, возьмете ли Вы повторно кредит? С какой целью?

Диаграмма (график) - это графическое изображение соотношения между параметрами равновесной системы [12], способ фиксации этих соотношений в научно-технических целях.

Диаграмма - всегда результат аналитической деятельности экономистов. В прессе часто встречается симбиоз диаграммы и карикатуры. Ярким примером служит предлагаемая диаграмма, в которой соединено реальное и фантастическое, порождающее комический и социальный эффект (см. рис. 5).

Данное изображение позволяет развернуть монологические высказывание по теме «Рынок» с использованием тематически

связанных с ним понятий: цена и ценообразование, потребность и спрос, цена и сбыт, рост цен как показатель... зависимость цены от...

Дополнительные вопросы преподавателя:

- Почему растет цена?

- Что будет с Вини-Пухом, если цена на мёд будет постоянно расти?

- Откажется ли медведь от данного товара? Почему?

- Что будет он делать при постоянном повышении цен?

- Может ли быть кризис в производстве меда?

- Когда, при каких условиях?

- Какие меры предпримет государство при неурожае меда?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Касается ли проблема мёда Братца Кролика? Почему он огорчен?

Завершая рассмотрение конкретных примеров использования речевых стимулов, хотелось бы подчеркнуть, что при описании графического изображения применяются механизмы речи, главными из которых являются вербальные элементы отбора, т. е. языковые средства и сама операция отбора. Фонд вербальных элементов отбора - величина постоянная и статическая, а сам акт отбора -явление динамическое и относительно кратковременное [1]. Отбор слов определяется предметом высказывания и производится интеллектом.

При работе с речевыми стимулами студентам нужно рассказать о коммуникативной перспективе, снабдив их некоторыми советами:

- формулируя первое предложение, следует думать о развертывании мысли и четко предвидеть, что последует дальше (коммуникативное прогнозирование);

- предложения в сообщении нельзя поменять местами без ущерба смысла и логики изложения;

- связь двух предложений осуществляется на уровне единого грамматического времени;

- переход от смысла к смыслу - внутренняя организация сообщения. Для соединения смыслов текста необходимы логические сцепки в виде наречий, вводных и строевых слов.

В речевых стимулах велика роль опоры, допускающей фантазию и ассоциации. Есть и иные возможности стимулирования речи -

использовать в качестве графического речевого стимула цитаты их СМИ. Цель остается прежней - дать экономический комментарий, например такой цитате из немецкой газеты: «Есть товары плохие и хорошие. Почему Вы не покупаете лучшие?». Комментируя такой вопрос, студент вынужден рассказать о рынке, о спросе и предложении, о сроках службы товара, о рекламе и ее влиянии на сбыт, о требованиях к качеству товаров разных возрастных категорий покупателей. Главным в изложении комментария должна быть цепь: Аргумент - доказательство - вывод, причем доказательство выступает как средство логической стороны речевого воздействия и является неотъемлемой частью аргументации [4]. Основной целью и мотивом такого комментария становится порождение квазитекста по определенной ситуативной модели, ведущими компонентами которой становятся абстрактные понятия, погруженные в причинно-следственные или иные связи. Определяющим показателем жизнеспособности экономического комментария остается аргументативность как ведущая характеристика научного дискурса и текста. Созданный в результате комментария текст является готовым продуктом, представляющим собой набор утверждений, одно из которых - вывод [3].

Для оценки качества монологического высказывания необходимы некоторые критерии. Следующие качественные показатели представляются нам наиболее важными:

- адекватность изложения заявленной теме;

- полнота раскрытия темы, ее объем;

- связность, логичность и аргументированность изложения;

- степень свободы владения языковым материалом и уместность его употребления;

- наличие вывода / заключения;

- присутствие / отсутствие смысловых ошибок, мешающих восприятию содержания [11].

Представленные в данной статье речевые стимулы прошли многолетнюю апробацию и зарекомендовали себя как эффективное средство стимуляции говорения при формировании коммуникативной компетенции по специальности на старших курсах бакалавриата.

Приложение 1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жинкин Н. И. Тезисы к докладу «Образование и развитие структуры языка и речи» // Язык, Речь. Творчество. - М. : Лабиринт, 1998. -368 с.

2. Калмыкова Е. И. Коммуникативная компетенция как основа обучения иностранному языку в профессиональных целях // Иностранный язык для профессиональных целей: лингвистические и методические аспекты. - М. : МГЛУ, 2002. - С. 18-30. - (Вестн. Моск. гос лингвист. ун-та; вып 466).

3. Климинская С. Л. Когнитивно-прагматический контекст развертывания аргументативных стратегий в полилогическом дискурсе // Стилистика и проблемы контекста. - М. : МГЛУ, 2009. - С. 164-188. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 573. Сер. Языкознание).

4. Куликова О. В. Эвристика аргументации. Лингвокогнитивное исследование. - М. : Геос, 2010. - 295 с.

5. Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб. : Искусство, 2005. - 215 с.

6. Маслыко и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие. - Минск : Вышейшая школа, 1992. - 445 с.

7. Минаева Н. С. Мотивация успеха - необходимое условие овладения иностранным языком // Иностранный язык в школе. - 2009. - № 2. -С. 42-45.

8. Молчанова Л. В. Деловой немецкий язык» в теории и практике межкультурной коммуникации. - Воронеж, 2003. - С. 115-118. -(Вестн. Воронеж. Гос. ун-та; вып. 1. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация).

9. Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. - М. : Просвещение, 2000. - 120 с.

10. Психология и педагогика / под ред. А. А. Радугина. - М. : Центр, 1999. -254 с.

11. Щукин А. Н., Фролова Г. М. Методика преподавания иностранных языков. - М. : Академия, 2015. - 288 с.

12. Энциклопедический словарь. - М. : Советская энциклопедия, 1980. -1600 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.