Научная статья на тему 'Общество трезвости в г. Сарапуле (общественные организации в Вятско-Камском регионе конца XIX – начала XX В. )'

Общество трезвости в г. Сарапуле (общественные организации в Вятско-Камском регионе конца XIX – начала XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
218
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Копинова Наталья Сергеевна

Предлагаемый материал является частью будущей кандидатской диссертации. Рассматривается история возникновения Сарапульского общества трезвости. Выявляются причины создания общества трезвости, условия функционирования, социальный состав. Характеризуются основные виды деятельности и способы финансирования организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общество трезвости в г. Сарапуле (общественные организации в Вятско-Камском регионе конца XIX – начала XX В. )»

УДК 94(470.51) “18/19”

Наталья Сергеевна Копинова Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, аспирант

kopinowa@yandex.ru

ОБЩЕСТВО ТРЕЗВОСТИ В г. САРАПУЛЕ (Общественные организации в Вятско-Камском регионе конца XIX - начала XX в.)

Предлагаемый материал является частью будущей кандидатской диссертации. Рассматривается история возникновения Сарапульского общества трезвости. Выявляются причины создания общества трезвости, условия функционирования, социальный состав. Характеризуются основные виды деятельности и способы финансирования организации.1

The Sobriety Society in Sarapul.

To the matter of the public organizations in Vyatka-Kama region in the late XIX - early XX centuries

The author considers the origin of the Society in Sarapul. She reveales the couses of origin, the conditions of function and social complement. The main forms of activity and ways of maintenance are described.

Великие реформы 1860 - 70-х гг. вызвали интенсивное развитие общественной самодеятельности в конце XIX - начале XX в. Многочисленные общественные организации брали на себя ответственную роль, занимаясь благотворительной деятельностью, здравоохранением и просвещением, стимулировали развитие науки и заполняли досуг.

Рассматривая общественные организации, мы понимам их как «добровольные, самоуправляющиеся и надлежащим образом оформленные объединения, создающиеся на постоянной основе для решения насущных проблем не-

1 О деятельности общества трезвости в Ижевске того же времени см. публикацию Дины Ко-репановой в данном номере журнала. (прим. издателя)

производственного и некоммерческого характера»2. Большинство обществ ставило своей задачей решение острых социальных проблем. Общественность приходила на помощь там, где, деятельность государства была недостаточной. Общественные организации оказывали материальную поддержку населению, занимались его трудоустройством, их деятельность была направлена на ограничение негативных последствий проституции, преступности и алкоголизма.

Огромное значение имела деятельность обществ трезвости, пытавшихся искоренять пьянство посредством просвещения народа. Первые такие общества появились в России в 1858 г., как реакция на завышенные откупщиками цены и низкое качество алкогольной продукции. В Вятской губернии общества трезвости возникли в 1890 г., после издания указа Священного Синода, который позволял духовенству заниматься организацией обществ трезвости. Кроме того, существовали общества трезвости, учрежденные светскими лицами. Уставы церковно-приходских обществ, находящихся в уездах утверждались местным епископом. Организации созданные в городах, регистрировались Министерством Внутренних Дел. К 1902 г. в Вятской губернии было создано более 30 обществ трезвости. Потребление алкогольной продукции тогда же составляло 0,29 ведра на душу населения в год. Светские и церковные обще-

3

ства трезвости имели практически одинаковую программу .

Отдельного внимания заслуживает Сарапульское общество трезвости, как одно из наиболее активных, массовых и доступных объединений, имевшее широкий диапазон деятельности. Общество трезвости в г. Сарапуле организовали в 1892 г. ремесленники-обувщики. Проблема алкоголизма, наиболее распространенная в рабочей среде, не могла не волновать людей, осознающих, что пьянство является первоосновой многих бед. Отсутствие доступных развлечений приводило представителей низших слоев населения в питейное заведение. Зачастую мастеровой люд оставлял в кабаке большую часть своего заработка. Алкоголь наносил физический и нравственный вред.

Членами-учредителями общества стали сапожники и их жены, в числе 26 человек. В то время по существующему положению для регистрации общества необходимо было участие в организации нескольких лиц из интеллигенции. Поэтому по настоятельному требованию городской власти пять чиновников Сарапула вошли в состав членов-учредителей этого общества трезвости4.

Составлением устава организации занимался помощник управляющего сарапульского удельного округа, потомственный дворянин Г.Н. Бычков. Примером послужил устав Казанского общества трезвости. Устав Сарапульского общества трезвости был утвержден министром внутренних дел 7 мая 1893 г.. Общество ставило перед собой цель: «Противодействовать употреблению

2Туманова А.С. Общественные организации и русская публика в начале XX века. - М.: Новый хронограф. 2008. С. 23.

3Общества трезвости // Вятские Епархиальные Ведомости. 1902. № 10. С. 520-528. Сколько выпито вина и спирта в 1902 году и на сколько? // Вятская газета. 1904. № 34. С. 815.

4Сарапульское общество трезвости. Краткий отчет десятилетней деятельности (1893-1903гг.).

- Сарапул: Типография М.Е. Постниковой, 1904. С. 3-4.

спиртных напитков среди населения г. Сарапула и для сего помогать нуждающимся членам советами, материальными средствами и приисканием занятий»5. Организация имела общедоступный характер, ее членами могли стать как мужчины, так и женщины. Сословная принадлежность, вероисповедание и звание особой роли для вступления в общество не играли. Однако были и свои ограничения: в первую очередь, организация не допускала в ряды своих членов владельцев заводов, производящих алкогольную продукцию. Не могли стать членами организации лица, подвергшиеся ограничению прав по суду, несовершеннолетние, нижние воинские чины и юнкера6.

Все члены общества делились на три группы: почетные, действительные и соревнователи. Почетными членами организации становились особо выдающиеся лица или крупные жертвователи. Действительными - считалась большая часть членов организации. Общество обязывало их ежегодно выплачивать членские взносы в размере 1 руб. (или 20 руб. единовременно). Тем не менее, неимущие члены организации могли быть освобождены от выплаты взносов по решению руководящего органа общества. Членами-соревнователями или сотрудниками называли инициативных участников организации, которые оказывали объединению различные услуги7.

В Сарапульское общество трезвости желающих принимали по рекомендации одного из действительных членов, затем кандидатуру должно было утвердить руководство объединения. По принятому уставу, участники организации должны были отказаться от употребления спиртных напитков. Если же

поведение любого из членов общества, противоречило целям организации, то

8

его исключали .

Финансовые средства организации складывались из членских взносов, пожертвований благотворителей, денежных сборов с литературных вечеров, спектаклей, концертов и т.п. Руководство организацией осуществлял комитет, состоящий из шести членов. Ревизионная комиссия, избираемая ежегодно, контролировала финансовые дела организации. Члены комитета и ревизионной комиссии исполняли свои обязанности безвозмездно9. Организация строилась на демократических принципах. Все вопросы, касающиеся направления деятельности организации, предстоящих финансовых расходов, выборов членов комитета и ревизионной комиссии обсуждались на общем собрании. Решения принимались большинством голосов10.

Первое учредительное собрание, на котором были избраны члены коми-

5Отчет о деятельности комитета Сарапульского общества трезвости 3-го общего собрания членов 30 октября 1894 года. Вятка, 1895. С. 3. Устав Сарапульского общества трезвости. -Сарапул: Типография М.Е. Постниковой, 1898. С. 3.

6Устав Сарапульского общества трезвости. - Сарапул: Типография М.Е. Постниковой, 1898. С. 4

7Там же.

8Там же. С. 4-5.

9 Там же. С. 6-7.

10Там же. С. 11.

тета, состоялось 16 июля 1893 г. Председателем комитета стал дворянин Г.Н. Бычков, почетными членами были избраны о. Иоанн Кронштадтский и епископ Сарапульский Алексий11. Надо отметить, что о. Иоанн Кронштадтский был покровителем многих подобных организаций, оказывая им не только духовную, но и финансовую поддержку12. На первом общем собрании 2 февраля 1894 г. была определена программа, которой общество трезвости придерживалось более десяти лет. В основу программы была заложена следующая теза: «Общество <...> должно дать своим членам, что-либо хорошее, разумное и полезное вместо кабака, который в настоящее время <...> составляет единственное место для свиданий и развлечения рабочего люда, а вместе с тем является и источником многих его бед и страданий». Главным средством борьбы с вредной привычкой было избрано, прежде всего, вовлечение населения в полезную деятельность и организация доступных развлечений, которые должны были заменить посещение питейных заведений13. Предполагалось развернуть деятельность в нескольких направлениях: открыть чайную и читальню, организовать хор и труппу для постановки спектаклей. Кроме того, решено было при обществе трезвости открыть школу кройки и шитья. В школе могли бесплатно обучаться женщины, посещающие организацию, а также жены и дочери членов общества14.

Благодаря энтузиазму организаторов, на начальном этапе в общество удалось привлечь большое количество членов, заручиться поддержкой общественности, собрать значительную сумму пожертвований. Это позволило членам организации незамедлительно приступить к выполнению намеченной цели15. В первую очередь, было снято помещение из пяти комнат с кухней, в доме на Больше-Покровской улице, где и была 25 февраля 1894 г. открыта первая чайная. Это безалкогольное заведение предлагало посетителям по сравнительно низким ценам чай с лимоном и сахаром, выпечку, конфеты и фрукты16. В чайной была создана небольшая библиотечка, где вниманию публики в бесплатное пользование были предложены известные периодические издания: «Свет», «Волжский вестник», «Русские ведомости», «Нива», «Вестник трезвости» и др. Кроме этого, желающим были предоставлены настольные игры - шашки и шахматы17. Благодаря доступным ценам и приятной обстановке, чайная стала активно посе-

11 Сарапульское общество трезвости. Краткий отчет десятилетней деятельности (1893-1903гг.). - Сарапул: Типография М.Е. Постниковой, 1904. С. 4. Отчет о деятельности комитета Сарапульского общества трезвости 3-го общего собрания членов 30 октября 1894 года. Вятка, 1895. С. 3.

12Общества трезвости // Вятские Епархиальные Ведомости. 1902. № 10. С. 525

13Сарапульское общество трезвости. Краткий отчет десятилетней деятельности (1893-1903гг.).

- Сарапул: Типография М.Е. Постниковой, 1904. С. 4-5.

14Там же. С. 5.

15 Там же. С. 5-6.

16Сарапульское общество трезвости. Краткий отчет десятилетней деятельности (1893-1903гг.).

- Сарапул: Типография М.Е. Постниковой, 1904. С. 5-6, 21-23. Из отчета Сарапульского общества трезвости // Вятская газета. 1895. № 8. С. 7.

17Из отчета Сарапульского общества трезвости // Вятская газета. 1895. № 8. С. 7.

щаться как членами организации, так и горожанами, не вступившими в общество. В вечерние часы и воскресные дни число посетителей заведения достигало двухсот, и «за восемь месяцев чайная отпустила до 12 000 порций и выручила свыше пятисот рублей»18.

В последующие годы общество трезвости открыло еще три безалкогольных заведения. Вторая чайная появилась в 1895 г. и была приспособлена для работы только в летние месяцы. Два года спустя открылись еще две чайные: одна - на Старцевой горе, другая - на Троицкой площади. Не все заведения оправдали ожидания организаторов и принесли желаемый доход. Чайную на Старцевой горе, работавшую в убыток, вынуждены были закрыть в 1898 г. Четвертую чайную, с Троицкой площади перенесли на Соборную площадь и открыли при ней дешевую столовую. Именно в этой столовой, в голодный год, бедные, по специальным билетам, раздававшимся бесплатно, получали горячий

обед19.

Подобно многим обществам трезвости, сарапульская организация открыла в 1894 г. для своих членов библиотеку-читальню. Первоначально, читальня была обставлена довольно скромно. Все ее имущество составляло один книжный шкаф, большой стол, покрытый клеенкой, дюжина стульев, скамейки, икона,

18 Отчет о деятельности комитета Сарапульского общества трезвости 3-го общего собрания членов 30 октября 1894 года. Вятка, 1895. С. 6. Из отчета Сарапульского общества трезвости // Вятская газета. 1895. № 8. С. 7.

19Сарапульское общество трезвости. Краткий отчет десятилетней деятельности (1893-1903гг.).

- Сарапул: Типография М.Е. Постниковой, 1904. С. 11, 12-13, 21-24.

несколько картин и три лампы. Библиотека предоставляла для читателей 246

наименований книг. Уже в первые месяцы ее услугами пользовалось большое

20

количество членов организации .

Однако библиотека не могла полностью удовлетворить потребности читателей, поскольку, книгами можно было пользоваться только в ее стенах. Переработанный устав библиотеки-читальни, с правом выдачи книг на дом, был утвержден вятским губернатором после многочисленных ходатайств, лишь в 1899 г. Новый статус позволил пополнить библиотечный фонд книгами, которые ранее иметь не дозволялось. Литература была приобретена на средства пожертвованные частными лицами и сарапульским земством. К 1903 г. каталог библиотеки-читальни включал литературу по разным отраслям знания: истории, медицине, географии, педагогике, психологии, и др. Библиотечный фонд составил 1 221 том, не считая периодических изданий. Библиотеку-читальню могли посещать все желающие. К сожалению, ее устав предусматривал возможность выдачи книг на дом только членам общества трезвости, что снижало количество читателей21.

Руководство кружком кройки и шитья, взяла на себя потомственная дворянка М.Д. Бычкова. Но это предприятие не имело такого успеха, как предыдущие. В первый год школу посещали всего 11 женщин в возрасте от 18 до 30 лет. Занятия проходили раз в неделю с часа до двух, а в летнее время был сделан перерыв. В последующие годы кружок периодически закрывался. Длительность его существования, в первую очередь, зависела от умелого руководства. Ведущие сменяли одна другую, пока от кружка, на неизвестный период времени, не

22

пришлось отказаться .

Оркестр и хор, организованные в первый год функционирования организации, подобно кружку кройки и шитья, просуществовали непродолжительное время. Причиной послужило отсутствие опытного руководителя и необходимых финансовых средств. Участие в кружке требовало и свободного времени, которым рабочие просто не располагали23.

Г ораздо более удачно сложилась деятельность труппы любителей драматического искусства. В театральных представлениях в первые годы принимали участие 12 мужчин и 5 женщин. Труппа состояла преимущественно из рабочих, которые положили начало традиции постановки любительских спектаклей в Сарапульском обществе трезвости. Именно денежные сборы с благотвори-

20 Сарапульское общество трезвости. Краткий отчет десятилетней деятельности (1893-1903гг.). - Сарапул: Типография М.Е. Постниковой, 1904. С. 6, 27. Из отчета Сара-пульского общества трезвости // Вятская газета. 1895. № 8. С. 7.

21Сарапульское общество трезвости. Краткий отчет десятилетней деятельности (1893-1903 гг.). - Сарапул: Типография М.Е. Постниковой, 1904. С. 18, 27-30.

22Сарапульское общество трезвости. Краткий отчет десятилетней деятельности (1893-1903 гг.). - Сарапул: Типография М.Е. Постниковой, 1904. С. 6, 38-39. Вятская газета. 1895. № 8. С. 7.

23Сарапульское общество трезвости. Краткий отчет десятилетней деятельности (1893-1903 гг.). - Сарапул: Типография М.Е. Постниковой, 1904. С. 6, 38-39.

тельных спектаклей, на протяжении всего существования общества, были одной из главных статьей дохода, что позволяло финансировать другие мероприятия. Например, в 1901 г. было дано 18 спектаклей, чистый доход с которых, составил 1 351 руб. 9 коп. Постановки носили общедоступный и просветительный характер. Было поставлено несколько «народных» спектаклей со стоимостью билетов от 7 до 50 коп. Чаще всего для постановки выбирались пьесы Островского: «Тяжелые дни», «Бедность не порок», «Свои люди сочтемся», «Женитьба Бальзаминова» и др.24

В течение ряда лет общество трезвости занималось организацией народных чтений. Народные чтения устраивались в праздничные дни и во время Великого и Рождественского постов. Они начинались в 18 часов. Отдельного помещения для этого не было, поэтому чтения проходили в помещении чайной-столовой, либо в главном здании организации. На таких чтениях собиралось до пятисот слушателей. Чтение сопровождал показ «туманных картин» (диапозитивов) или пение хора. Лекции обычно были религиозно-нравственного или познавательного содержания. Например, «О влиянии вина на организм», «О вреде пьянства», «Отечественная война» и т.п. Наиболее посещаемыми были лекции доктора Ильинского на медицинские темы. Не имея собственного «волшебного фонаря» и световых картин общество вынуждено было заимствовать их у разных учреждений, что было крайне неудобно. Со временем, удалось приобрести собственный «волшебный фонарь», а в 1901 г. был куплен фотоскоп с ацетиленовым освещением, позволявший демонстрировать не прозрачные картины. Это упростило чтение лекций, позволило внести разнообразие и привлечь внимание большого количества слушателей25.

Помимо вышеперечисленного, объединение нередко устраивало семейные вечера, детские елки, праздничные собрания на Пасху и Рождество. С особенным удовольствием молодежь посещала семейные вечера, на которых, после трудовой недели, появлялась возможность развлечься, послушать игру на музыкальных инструментах и потанцевать. Также, с 1895 г. на летний период времени общество трезвости арендовало сад, который находился на окраине города и прилегал к сосновому лесу, что избавляло членов общества от городской пыли и духоты. При саде, в двух деревянных корпусах помещались чайная, кухня и бильярд. Позже, была построена летняя сцена и беседка, где располагался оркестр. Места для зрителей находились под открытым небом. Вход для

членов общества был бесплатным, для посторонних лиц за незначительную

26

плату - 3 коп.

К концу 1894 г. Сарапульское общество трезвости переживало пик попу-

24Отчет о деятельности комитета Сарапульского общества трезвости 3-го общего собрания членов 30 октября 1894 года. Вятка, 1895. С. 12. Сарапульское общество трезвости. Краткий отчет десятилетней деятельности (1893-1903 гг.). - Сарапул: Типография М.Е. Постниковой, 1904. С. 6, 11, 15, 17-18, 34-37, 56-60.

25Сарапульское общество трезвости. Краткий отчет десятилетней деятельности (1893-1903 гг.). - Сарапул: Типография М.Е. Постниковой, 1904. С. 13, 30-34.

26Там же. С. 11, 37, 25-26.

лярности. Его посетило 457 человек; наибольшее количество членов за весь период существования. Сословная принадлежность членов организации, в процентном соотношении, распределялась следующим образом: 1,1% - духовенство, 12,9% - дворянство и чиновничество, купечество - 3,3%, мещанство -38,9%, крестьянство - 6,3%, и 37,5% - лиц, не предоставивших сведения27. Изначально организация была ориентирована именно на рабочих, которые составляли большинство посетителей.

Деятельность общества, на протяжении всего периода существования, развивалась в тех направлениях, которые были определены в год основания. Однако, предпринимались попытки расширить поле деятельности организации. Инициатива исходила от рабочих, желавших организовать при обществе трезвости ссудо-сберегательную кассу, бюро, которое оказывало бы помощь в устройстве на работу, и бесплатную консультацию по юридическим вопросам. Тем не менее, руководство общества скептически отнеслось к подобным идеям. Комитет не желал понапрасну растрачивать усилия и средства на новые мероприятия, пока не будет достаточно хорошо налажена работа по устоявшимся направлениям. Члены общества не смогли придти к единому мнению, появившиеся разногласия раскололи организацию на два лагеря. Выражая недовольство, часть членов покинула общество трезвости. Большое возмущение рабочих вызывало посещение организации чиновниками, что позволило, не без иронии, называть общество трезвости «клубом для полуинтеллигенции». В 1895 г. в комитет было направлено «заявление 32-х» с претензиями и критикой в адрес руководства. Комитет вынужден был оправдывать свои действия на общем со-брании28.

Многочисленные мероприятия общества требовали постоянных денежных вложений и к 1898 г. касса оказалась пуста, а сумма долга составила 1 300 руб. Новые члены комитета, избранные 12 декабря 1899 г., приняли решение сократить расходы и устраивать только те развлечения, которые бы неизменно приносили выручку. Серьезной финансовой поддержкой стал доход с танцевальных вечеров. Такого рода развлечение привлекло в общество трезвости большое количество мелких чиновников и приказчиков. Это вызвало отток из организации рабочих, которые чувствовали себя стесненно в среде более образованных и состоятельных людей. Поэтому смена социального состава организации еще более усугубила кризисное состояние общества. О том, насколько плачевно было финансовое положение общества в 1899 г., свидетельствует письменное обращение комитета к членам организации, с просьбой обязательной выплаты членского взноса. В обращении говорилось, что «всякий отказ от уплаты членского взноса, будет считаться, как голос за прекращение деятельности общества». Но несмотря на финансовые трудности, общество трезвости

27 Отчет о деятельности комитета Сарапульского общества трезвости 3-го общего собрания членов 30 октября 1894 года. Вятка, 1895. С. 6-7.

28 Сарапульское общество трезвости. Краткий отчет десятилетней деятельности (1893-1903 гг.). - Сарапул: Типография М.Е. Постниковой, 1904. С. 8-12.

29

продолжило свою деятельность .

В 1901 г., часть членов общества трезвости перешло в Общедоступный клуб - новую досуговую организацию, сократив тем самым доход кассы от членских взносов. Организация балансировала на грани закрытия. Долг превысил 2 000 руб. Переломным моментом в истории общества трезвости стал 1902 г., когда губернский комитет попечительства о народной трезвости принял решение субсидировать организацию. Попечительство о народной трезвости, имеющее сходные задачи с обществом трезвости, обязалось выплачивать организации 1 500 руб. ежегодно. Общество трезвости в свою очередь, должно было сделать ряд развлечений общедоступными и бесплатными, а также предоставлять, по мере надобности, свои помещения для мероприятий попечительства.

Дотации попечительства оказали существенную поддержку обществу трезвости. Удалось ликвидировать часть задолженности и возобновить деятельность общества, придерживаясь изначально намеченного плана30.

Судьбоносным для общества трезвости стало общее собрание в январе 1905 г. Несколько членов организации имели неосторожность в присутствии полицейского надзирателя, вынести на повестку дня вопросы, касающиеся образования, цензуры и политической обстановки в стране. Так, заведующий внешкольным образованием при Сарапульской земской управе, П.А. Полетаев, говорил, что общество трезвости должно больше внимания уделять просветительной деятельности. Его поддержал врач Сарапульской земской больницы Ф.В. Стрельцов, переводя проблему в политическую плоскость: «Господа, в России все слишком сжато, много научных и полезных для рабочего люда книг, цензурою не дозволено, а чуть только где-либо появится полезная, но задирающая правительство статейка, ее сейчас же прекращают <...> надо, Господа, соединиться и позаботиться о просвещении родной страны, для чего надо силы и силы, везде гнет и гнет, пора его уничтожить<...>». Стрельцов говорил и о «прекращении» издания Вятской газеты, где не последнюю роль сыграл губернатор Хомутов, и о новой должности петербургского генерал-губернатора, «власть которому дана свыше всяких ожиданий» и т.д. В конце своей «горячей» речи он призывал добиваться «полной свободы» для «родной страны»31.

Однако, выступление не встретило ожидаемой поддержки. Лишь находящийся под надзором полиции Г. Богданов и П.А. Полетаев выразили солидарность, да кто-то зааплодировал. В зале слышался насмешливый шепот, присутствующие не желали открыто высказывать свое мнение относительно вопросов, поднятых Стрельцовым. Часть членов общества, после перерыва, покинула собрание, не желая быть причастными к подобным разговорам32.

Произошедшее незамедлительно было доведено до сведенья вятского губернатора, который отдал распоряжение о закрытии организации. Сарапульское общество трезвости прекратило свое существование 22 ноября 1906 г. за

29Там же. С. 12-17.

30Там же. С. 18-21.

31 ГАКО. Ф. 582. Оп. 146. Д. 65 а. Л. 1, 1 об., 5, 5 об., 8-9 об.

32Там же. Л. 10, 10 об., 12, 12 об., 5 об.-6.

«вредную противоправительственную деятельность»33. Комитет в полном составе направил прошение на имя вятского губернатора, пытаясь оправдать членов общества и добиться открытия организации. Невзирая на безупречную репутацию и плодотворную деятельность общества в течение тринадцати лет, к которой апеллировали члены комиссии, прошение не было удовлетворено34.

Итак, Сарапульское общество трезвости явилось яркой страницей в истории просветительных организаций. Программа деятельности общества была последовательна, позитивна, имела несколько направлений. Основную сферу деятельности члены общества направили на создание условий для развития духовности горожан, предлагая для этого разнообразную полезную деятельность. Приоритетом была просветительная деятельность, лежащая в основе каждого мероприятия: организовывались публичные выступления врачей, учителей, священников о необходимости здорового образа жизни, о вреде употребления алкогольных напитков. Общество трезвости, в числе первых в Сарапуле, стало устраивать народные чтения, прививая желание рабочим заниматься самообразованием, а также предоставило возможность посещать библиотеку-читальню всем желающим без исключения. Организаторы, открыв сеть безалкогольных чайных заведений, предоставили здоровую альтернативу пивным забегаловкам. Создатели общества постарались сделать доступными культурные развлечения для малообеспеченных слоев населения города. Несмотря на отсутствие стабильного финансирования и постоянную нехватку денежных средств, общество старалось на должном уровне поддерживать все свои учреждения.

Мероприятия общества трезвости могли посещать не только участники организации, но и все желающие, не имеющие материальных средств для вступления в него. Общество трезвости оказывало благотворительную помощь голодающим и неимущим. Нельзя не отметить, что общественные организации работали под наблюдением представителей губернской администрации и действия обществ строго регламентировались. Так, стоило только один раз членам сарапульского общества выступить с критикой в адрес правительства, как, невзирая ни на какие достоинства и успехи, оно сразу же было закрыто.

33Там же. Л. 16, 17.

34Там же. Л. 22, 22 об., 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.