Научная статья на тему 'Общества трезвости Вятской губернии во второй половине XIX начале XX века'

Общества трезвости Вятской губернии во второй половине XIX начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
390
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО ТРЕЗВОСТИ / СВЕТСКИЕ И ЦЕРКОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ / БИБЛИОТЕКИ / ЧАЙНЫЕ-СТОЛОВЫЕ / THE SOCIETY OF SOBRIETY / SECULAR AND ECCLESIASTICAL ORGANIZATIONS / FOLK READING / LIBRARIES / TEA-HOUSES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Копинова Наталья Сергеевна

Прослеживаются процессы формирования обществ трезвости на территории Вятской губернии, основные направления их деятельности. Рассматривается структура, состав и источники финансирования антиалкогольных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Societies of Sobriety in Vyatka-Kama region at the second half of the 19th the beginning of the 20th century

The author traces the forming process of societies of sobriety on the territory of Vyatka-Kama region. The main directions in their activity are described. The structure, composition and the sources of finance of antialcohol organizations are considered.

Текст научной работы на тему «Общества трезвости Вятской губернии во второй половине XIX начале XX века»

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

123

2012. Вып. 1

УДК 94 (470.51)"18/19" Н.С. Копинова

ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX века

Прослеживаются процессы формирования обществ трезвости на территории Вятской губернии, основные направления их деятельности. Рассматривается структура, состав и источники финансирования антиалкогольных организаций.

Ключевые слова: общество трезвости, светские и церковные организации, народные чтения, библиотеки, чайные-столовые.

Организации, занимающиеся борьбой с алкоголизмом, появились в России в 1858 г., когда перед отменой откупной системы резко повысились цены на спиртные напитки и снизилось качество алкогольной продукции. Массовое вступление народа в общества трезвости стало своеобразной акцией протеста против произвола откупщиков, стремившихся за короткий четырехлетний период получить максимальную прибыль. Первые общества трезвости образовались в Ковенской, Гродненской и Виленской губерниях, немного позже в Поволжье и центральных губерниях. В антиалкогольное движение постепенно включались южные, северные и восточные губернии, а также Сибирь [2. С. 520]. В Вятской губернии первое общество трезвости возникло в 1860 г. в с. Мостовом Сарапульского уезда [6. С. 16].

Общества трезвости середины XIX в. имели мало общего с ассоциациями, боровшимися с алкогольной зависимостью в начале XX в. Деятельность первых обществ трезвости попросту сводилась к составлению крестьянами приговора «не пить водки, не покупать ее у откупщиков, а если надо, на праздники, на свадьбы, то покупать вино виноградное» [2. С. 520]. Например, крестьяне с. Мостового постановили не употреблять алкогольных напитков только в праздники, когда народ наиболее подвержен влиянию пагубной привычки [6. С. 16]. Чаще всего крестьянский приговор обязывал воздерживаться от употребления водки в течение года или полугода. Нарушитель приговора выплачивал штраф, сумма которого колебалась от 5 руб. и выше, кроме этого, полагалось еще и телесное наказание - 25 ударов розгами. Активное участие в антиалкогольном движении принимало духовенство [2. С. 520-521].

Новый импульс организации обществ, содействующих отрезвлению народа, дал указ Священного Синода от 28 апреля 1889 г. (за № 5372), предоставив возможность священнослужителям создавать церковно-приходские общества трезвости. В Вятской губернии после 1890 г. общества трезвости перестали быть единичным явлением. В 1902 г. их насчитывалось более тридцати трех. Потребление алкогольной продукции составляло 0,29 ведра на душу населения в год. В Сарапульском у. общества трезвости возникли в г. Сарапуле, в селах Каракулино, Гольянском (Гольяны), Шаркан, в заводских поселках Ижевске и Воткинске. В Елабужском у. объединения данного типа функционировали в г. Елабуге, в селах Тихие Горы, Чекалды, Ключевки. В Малмыжском у. ассоциации, содействующие народной трезвости, появились в г. Малмыже и в таких населенных пунктах, как Сюмси, Вавож, Вятские-Поляны, Калинино, Удугучино. В Глазовском у. общества трезвости действовали на территории с. Уни и в Омутнинском заводе. Общества трезвости могли учредить как духовные, так и светские лица. Регистрацией светских обществ, возникших по инициативе частных лиц, занималось Министерство внутренних дел. Церковные организации находились в ведении Священного Синода. Наименьший срок занимало утверждение устава организации, главой которой, был священнослужитель. Регистрация светских обществ трезвости часто затягивалась и могла занять несколько лет [2. С. 522, 527; 5. С. 815].

В целом структура, формы и методы деятельности светских и церковных организаций были практически одинаковы. Однако, если светские объединения ставили цель сократить потребление алкоголя среди своих членов, то церковные общества требовали полного отказа от спиртных напитков, за исключением таких случаев, как рекомендация врача или разрешение священника. Перед вступлением в общество желающий стать членом такой организации давал обет воздержания перед иконой небесного покровителя общества, целовал крест и Евангелие [3. С. 597; 2. С. 523-524; 17. С. 4]. Церковноприходские и светские общества трезвости, искореняя такой тяжелый социальный недуг, как алкоголизм, видели его причину в неразвитости, малограмотности и необразованности, а также в отсутствии доступных культурных развлечений для большей части населения. Таким образом, средствами борьбы

2012. Вып. 1 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

против алкоголизма избирались просветительная деятельность и полезное времяпрепровождение, которые принимали следующие формы: 1) открытие библиотек и читален; 2) проведение публичных лекций и народных чтений; 3) обучение церковному и светскому пению; 4) организация оркестров, спектаклей, концертов силами членов общества; 5) книжная торговля; 6) распространение брошюр и листовок антиалкогольного содержания; 6) открытие чайных и столовых без продажи спиртных напитков [9. С. 3-4; 16. С. 3-4; 17. С. 1-2].

Большинство обществ трезвости придерживалось данной программы с незначительными отклонениями, что зависело от финансовых возможностей организации и предпочтений руководства. Церковные общества трезвости, как правило, исключали такие формы проведения досуга, как театральные представления, балы, маскарады и т.п. Доступ как в светские, так и в церковные общества трезвости был довольно свободным: отсутствовала дискриминация по половому признаку и сословной принадлежности. Исключение составляли производители алкогольной продукции, а также лица, подвергшиеся ограничению прав по суду, несовершеннолетние, учащиеся в учебных заведениях, низшие воинские чины и юнкера, лица, состоящие под опекой за расточительность и под надзором сельских обществ [13. С. 4; 9. С. 4-5; 10. С. 6; 11. С. 2; 14. С. 3-4].

Все члены общества делились на несколько категорий: почетные, действительные и соревнователи. Почетного членства удостаивались крупные благотворители или именитые лица, положение которых позволяло способствовать развитию деятельности общества. Также во многих организациях звание почетного члена можно было получить при условии выплаты ежегодного членского взноса, размер которого оговаривался уставом. Например, в Калининском обществе трезвости сумма взноса не превышала 10 руб., тогда как от желающих стать почетными членами в Гольянском обществе трезвости требовались ежегодные выплаты не менее 100 руб. Действительные члены должны были внести вступительный и ежегодный членские взносы. В Сарапульском обществе трезвости требовалось выплачивать 1 руб. ежегодно или 20 руб. единовременно. В церковных обществах трезвости размер членского взноса был значительно ниже или совсем не требовался. В Георгиевском обществе трезвости в с. Че-калды, как и в Ключевском обществе трезвости во имя святителя и чудотворца Иосафа епископа Бело-градского, членский взнос равнялся 50 коп. Почти во всех организациях неимущие члены могли быть освобождены от выплаты взносов по решению руководящего органа общества. Члены организации, относившиеся к категории соревнователей (сотрудников), участвовали в жизни организации, выполняя посильную работу, содействующую целям общества. В некоторых ассоциациях сотрудники платили небольшие членские взносы [9. С. 5; 10. С. 7; 13. С. 4; 11. С. 3; 17. С. 3].

Для вступления в общества трезвости была необходима рекомендация одного из действительных членов, иногда требовалось еще и согласие одного из учредителей организации, затем кандидатуру утверждало руководство объединения. Согласно уставу члены организаций должны были ограничить себя в употреблении спиртных напитков или полностью отказаться от этого. Нарушение правил устава могло привести к исключению из общества трезвости [18. С. 3; 15. С. 3-4; 13. С. 5].

Финансовыми источниками организаций являлись членские взносы, благотворительные пожертвования, денежные сборы с публичных мероприятий. Организацией управлял комитет (совет или правление), состоящий из 6-7 членов. Контроль за финансовыми операциями общества осуществляла ревизионная комиссия, избираемая ежегодно. Должности членов комитета и ревизионной комиссии не оплачивались. В основе внутреннего устройства организации лежал демократический принцип. На общем собрании принимались решения, касающиеся программы деятельности общества, проходили выборы членов комитета и ревизионной комиссии, происходило планирование финансовых расходов [14. С. 6-7; 12. С. 6-14; 13. С. 6-11; 9. С. 8-14].

Одной из самых активных организаций в данной области показало себя Пантелеймоновское общество трезвости, возникшее в Воткинском заводе. Благодаря развитой культурной жизни в небольшом заводском поселке силами общественности удалось создать объединение, ничем не уступающее Сарапульскому обществу трезвости - детищу крупного уездного центра. Общество трезвости в Воткинском заводе основал в 1892 г. священник Благовещенского собора Н.А. Чернышев. Организация окончательно оформилась три года спустя, когда 7 июля 1895 г. Министерством внутренних дел был утвержден ее устав. Общество было названо Пантелеймоновским в честь святого великомученика и целителя Пантелеймона, который считался покровителем общества. О. Иоанн Кронштадтский оказал поддержку воткинской организации, выслав икону Божьей Матери «Всех скорбящих радости» и пожертвовав 100 руб. на нужды общества трезвости. Пантелеймоновское общество трезво-

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

Общества трезвости Вятской Губернии.

125

2012. Вып. 1

сти располагалось в большом двухэтажном деревянном здании, которое было построено на средства, собранные жителями завода и оценивалось в 5 тыс. руб. [7. С. 903, 905; 12. С. 3].

Чайная-столовая Воткинского общества трезвости пользовалась большой популярностью среди средних и низших слоев населения. В 1904 г. заведение отпустило 51 482 порции чая, 18 140 порций супа, 38 080 мясных и грибных пирожков. Благодаря доступным ценам заведение посещалось как членами организации, так и людьми с небольшим достатком и приезжими крестьянами. При Панте-леймоновском обществе трезвости была создана библиотека, которая насчитывала 2 456 книг - почти в два раза больше, чем в сарапульском объединении, выписывалось 18 периодических изданий. Посетителям библиотеки создавались благоприятные условия для чтения. Читальный зал располагался в просторном помещении, на большом столе выкладывались ежедневные и еженедельные издания. В 1904 г. библиотеку посетило около 10 тыс. человек, большая часть читателей являлась выходцами из рабочей среды [7. С. 903-905].

Пантелеймоновское общество трезвости регулярно устраивало народные чтения и беседы. Тематика лекций была довольно разнообразной: она касалась и здорового образа жизни, и общеобразовательных вопросов. Лекции пытались популяризировать, демонстрируя световые картины при помощи «волшебного фонаря». Чтения проводились в праздничные и воскресные дни. В будни религиозно-нравственные беседы вел основатель общества Н.А. Чернышев, он же руководил программой и чтением публичных лекций. В качестве постоянных лекторов приглашались священники, учителя местных училищ, заводские старшие мастера, инженер-технолог и врач. Пантелеймоновское общество трезвости имело граммофон с обширной коллекцией пластинок и «волшебный фонарь», располагало более чем 800 световыми картинами, имевшими разную тематику. Воткинское общество трезвости, созданное под началом священнослужителя, не занималось постановкой спектаклей и проведением танцевальных вечеров. Предпочтение отдавалось вокальным и инструментальным концертам, а также хоровому пению [7. С. 904]. Успешную деятельность воткинского объединения подтверждает количество его посетителей. К началу XX в. членами Пантелеймоновского общества трезвости состояло около 400 человек [2. С. 537].

Общества трезвости, образованные в других населенных пунктах, во многом вели работу, аналогичную таковой в воткинской организации. Открытие безалкогольных чайных-столовых для большинства объединений являлось первостепенной задачей. Чайные-столовые становились не просто заведением, где можно было недорого пообедать, они способствовали здоровому общению, предоставляли возможность провести время за чтением периодических изданий, поиграть в настольные игры. Безалкогольные заведения имели следующие общества трезвости: Сарапульское [4. С. 21-22] и Воткинское, Гольянское [2. С. 536-537], Малмыжское [1. С. 4], Сюмсинское [8. С. 9], Вавожское [2. С. 537], Тихо-горское [2. С. 539] и др.

Общества стремились по мере возможности привлечь как можно больше внимания к своим безалкогольным заведениям. Например, открытие чайной Малмыжского общества трезвости 6 февраля 1900 г. проходило в праздничной обстановке при большом стечении народа. Местная пресса по этому случаю писала: «Скромное торжество это началось молебствием и закончилось даровым угощением публики чаем. <...> Помещение было украшено снаружи флагами, а внутри декорациями из ветвей хвойных деревьев; той же зеленью убраны виньетками портреты Государя и Государыни, а на стенах в зале подобрана из веточек крупными буквами надпись из трех поучительных слов: «побеждай зло добром»». Помещение для чайной бесплатно предоставил владелец типографии Н.Н. Черем-шанский. Обстановка была приобретена на средства полковника П.П. Махаева [1. С. 4]. В с. Сюмси, средства на открытие чайной собирали «всем миром»: крестьяне пожертвовали 130 руб. и 50 руб. было собрано по подписке. Безалкогольное заведение должно было стать маленьким очагом культуры. При чайной планировали открыть читальню и показывать «туманные» картины. Помещение для чайной также безвозмездно было предложено одним из сочувствующих организации [8. С. 9].

Многие общества трезвости пытались предоставить возможность пользоваться услугами чайных-столовых беднейшим слоям населения. В заведениях Сарапульского, Воткинского и Малмыжского обществ трезвости порция чая с сахаром (шесть стаканов) стоила всего 3 коп. [7. С. 905; 4. С. 23; 1. С. 4]. В воткинском заведении порция мясных или грибных щей предлагалась по цене от 2 до 6 коп. [7. С. 905]. Член Малмыжской организации булочник Чумаков согласился поставлять для чайной общества хлебобулочные изделия по сниженной цене [1. С. 4]. Нередко чайные-столовые использовались обществами трезвости для благотворительной цели. В заведениях Гольянского и Сарапульского обществ трезвости неимущие в голодный год могли получить бесплатный обед [4. С. 23; 2. С. 536].

2012. Вып. 1 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

Таким образом, организации по борьбе с алкоголизмом развернули активную нравственно-религиозную и просветительную работу. Светские и церковные общества трезвости были ориентированы на широкие слои населения, свободный доступ обеспечивал высокую посещаемость и популярность. Общества трезвости пропагандировали здоровый образ жизни, направив свою деятельность на искоренение пьянства. Несостоятельное население получило возможность посещать культурные мероприятия. Организованные обществами трезвости публичные лекции и библиотеки-читальни способствовали повышению уровня образования среди низших слоев населения. Безалкогольные заведения не только формировали здоровый круг общения, предоставляя досуг без распития спиртного, но и являлись средством для оказания благотворительной помощи малоимущим.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Малмыж (Общество трезвости. Открытие чайной.) // Приложение к Вятским Губернским Ведомостям. 1900. № 20. С. 4.

2. Общества трезвости // Вятские Епархиальные Ведомости. 1902. №10. С. 520-539.

3. Общества трезвости // Вятские Епархиальные Ведомости. 1902. №11. С. 596-603.

4. Сарапульское общество трезвости. Краткий отчет десятилетней деятельности (1893-1903гг.). Сарапул: Тип. М.Е. Постниковой, 1904. 90 с.

5. Сколько выпито вина и спирта в 1902 году и на сколько? // Вятская газета. 1904. №34. С. 815.

6. Столетие Вятской губернии 1780-1880. Сборник материалов к истории Вятского края. Вятка: Тип. Губернского Правления и Литография Котлевич, 1880. Т. 1. 509 с.

7. Пантелеймоновское общество трезвости в Воткинском заводе // Вятские Епархиальные Ведомости. 1906. №25. С. 903-906.

8. Текущие сведенья // Вятская газета. 1896. №42. С. 9.

9. Устав Гольянского общества трезвости Сарапульского уезда Вятской губернии. Сарапул: Тип. М.Е. Постниковой, 1900. 15 с.

10. Устав Калининского общества трезвости. Малмыж: Тип. Н.Н. Черемшанского, 1906. 20 с.

11. Устав Ключевского общества трезвости во имя святителя и чудотворца Иосафа епископа Белоградского. Елабуга: Тип. А.А. Кобычевой, 1913. 9 с.

12. Устав Общества трезвости в Воткинском заводе Сарапульского уезда Вятской губернии. Сарапул: Тип. И.М. Колчина, 1895. 15 с.

13. Устав Сарапульского общества трезвости. Сарапул: Тип. М.Е. Постниковой, 1898. 15 с.

14. Устав Спасского братства трезвости при Елабужском Спасском соборе. Елабуга: Тип. И.Н. Кибардина, 1914. 8 с.

15. Устав Тихогорского общества трезвости Кураковской волости, Елабужского уезда, Вятской губернии. Ела-буга: Русская Печатня И.Н. Кибардина, 1897. 12 с.

16. Устав Унинского общества трезвости Глазовского уезда Вятской губернии. Вятка: Губернская тип., 1905. 16 с.

17. Устав Чекалдинского общества трезвости во имя святого великомученика Георгия Победоносца Елабуж-ского уезда. Елабуга: Тип. А.А. Кобычевой, 1914. 13 с.

18. Устав Шарканского общества трезвости. Сарапул: Тип. И.Н. Кибардина, 1896. 11 с.

Поступила в редакцию 15.02.11

N.S. Kopinova

The Societies of Sobriety in Vyatka-Kama region at the second half of the 19th - the beginning of the 20th century

The author traces the forming process of societies of sobriety on the territory of Vyatka-Kama region. The main directions in their activity are described. The structure, composition and the sources of finance of antialcohol organizations are considered.

Keywords: The Society of Sobriety, secular and ecclesiastical organizations, folk reading, libraries, tea-houses.

Копинова Наталья Сергеевна, аспирант ГУ «Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН» 426004, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4 E-mail: kopinowa@yandex.ru

Kopinova N.S., post-graduate student Udmurt Institute of History, Language and Literature UB RAS 426004, Russia, Izhevsk, Lomonosova st., 4 E-mail: kopinowa@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.