Научная статья на тему 'Общение школьников: эстетико-экологический аспект'

Общение школьников: эстетико-экологический аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
147
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / AESTHETIC RELATION / IMPROVEMENT OF COMMUNICATION / AESTHETIC EDUCATION / ECOLOGICAL EDUCATION / STUDENTS / STUDENTS' COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яфальян Алла Федоровна

В статье рассматриваются особенности общения в структуре эстетического отношения, дается сравнение идеальных и искусственных отношений, которые препятствуют здоровому открытому общению. На основе идеи о том, что все в мире находится во взаимосвязи и начинает действовать лишь в зависимости от отношения, автор обосновывает качество, направленность, устойчивость, активность, избирательность общения. Общение является одним из фундаментальных и универсальных явлений. Эстетизация и экологизация общения прослеживается на основе взаимосвязи эстетических чувств и экологических установок. Автор выделяет четыре группы эстетических чувств и соответствующие им экологические установки: 1) природосообразные чувства находятся во взаимосвязи с базовыми установками; 2) личностно значимые чувства формируются под воздействием установок, учитывающих индивидуально-личностные особенности; 3) социально обусловленные чувства зависят от принятых установок в социуме; 4) духовно ценностные чувства могут проявляться у школьников под воздействием экологической установки на целостность восприятия. Причем в общении проявляются разные модальности личности (Я природное, Я индивидуальное, Я социальное, Я духовное). Эстетические чувства и экологические установки являются ядром любого общения, в которое вступает ученик, оно представляет собой завершенную, гармоничную систему, предполагающую голографическую (целостную), эмоционально положительную, экологически целесообразную связь ученика с окружающими и с самим собой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS COMMUNICATION:AESTHETICAL-IMPROVEMENT ASPECT

The article discusses the features of communication in the structure of aesthetic relations, a comparison of the perfect and artificial relations that hamper healthy-open communication. The author substantiates the quality, orientation, stability, activity, selectivity of communication, based on the idea that everything in the world is in the relationship and begins to act only depending on the relationship. Communication is one of the fundamental and universal acts. Aestheticization and improvement of communication is traced in the article on the basis of the relationship of aesthetic senses and cleanup aspect. The author identifies four groups of aesthetic senses and their corresponding cleanup approach: 1) natural feelings are in relationship with the base attitude; 2) Personally significant feelings are formed under the influence of attitudes that take into account individual and personal features; 3) socially conditioned feelings depend on the accepted in the soiety attitudes; 4) spiritually valuable feelings can arise under the influence of a cleanup attitude on the integrity of perception. And besides in communication different modalities of personality appear (I am natural, I am individual, I am social, I am spiritual). Aesthetic feelings and cleanup attitudes are the core of any communication into which the student is engaged. It is a complete, harmonious system that assumes a holographic (holistic), emotionally positive, environmentally appropriate communication of the student with the others and with himself.

Текст научной работы на тему «Общение школьников: эстетико-экологический аспект»

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

37.036:37.033

ББК Ч420.054+Ч420.0528

ГСНТИ 14.25.01

Код ВАК 13.00.01

Яфальян Алла Федоровна,

доктор педагогических наук, профессор, кафедра истории и теории исполнительского искусства, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского; 620014, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 26; e-mail: yafalian@yandex.ru.

ОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ЭСТЕТИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эстетическое отношение; экологизация общения; эстетическое воспитание; экологическое воспитание; школьники; общение школьников.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются особенности общения в структуре эстетического отношения, дается сравнение идеальных и искусственных отношений, которые препятствуют здоровому открытому общению. На основе идеи о том, что все в мире находится во взаимосвязи и начинает действовать лишь в зависимости от отношения, автор обосновывает качество, направленность, устойчивость, активность, избирательность общения. Общение является одним из фундаментальных и универсальных явлений. Эстетизация и экологизация общения прослеживается на основе взаимосвязи эстетических чувств и экологических установок. Автор выделяет четыре группы эстетических чувств и соответствующие им экологические установки: 1) природосообразные чувства находятся во взаимосвязи с базовыми установками; 2) личностно значимые чувства формируются под воздействием установок, учитывающих индивидуально-личностные особенности; 3) социально обусловленные чувства зависят от принятых установок в социуме; 4) духовно ценностные чувства могут проявляться у школьников под воздействием экологической установки на целостность восприятия. Причем в общении проявляются разные модальности личности (Я - природное, Я - индивидуальное, Я - социальное, Я - духовное). Эстетические чувства и экологические установки являются ядром любого общения, в которое вступает ученик, оно представляет собой завершенную, гармоничную систему, предполагающую голографическую (целостную), эмоционально положительную, экологически целесообразную связь ученика с окружающими и с самим собой.

Yafalian Alla Feodorovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, History and Theory of Performing Arts Department, Ural State Conservatory named after M. P. Mussorgsky; Ekaterinburg, Russia.

STUDENTS COMMUNICATION: AESTHETICAL-IMPROVEMENT ASPECT

KEYWORDS: aesthetic relation; improvement of communication; aesthetic education; ecological education; students; students' communication.

ABSTRACT. The article discusses the features of communication in the structure of aesthetic relations, a comparison of the perfect and artificial relations that hamper healthy-open communication. The author substantiates the quality, orientation, stability, activity, selectivity of communication, based on the idea that everything in the world is in the relationship and begins to act only depending on the relationship. Communication is one of the fundamental and universal acts. Aestheticization and improvement of communication is traced in the article on the basis of the relationship of aesthetic senses and cleanup aspect. The author identifies four groups of aesthetic senses and their corresponding cleanup approach: 1) natural feelings are in relationship with the base attitude; 2) Personally significant feelings are formed under the influence of attitudes that take into account individual and personal features; 3) socially conditioned feelings depend on the accepted in the soiety attitudes; 4) spiritually valuable feelings can arise under the influence of a cleanup attitude on the integrity of perception. And besides in communication different modalities of personality appear (I am natural, I am individual, I am social, I am spiritual). Aesthetic feelings and cleanup attitudes are the core of any communication into which the student is engaged. It is a complete, harmonious system that assumes a holographic (holistic), emotionally positive, environmentally appropriate communication of the student with the others and with himself.

О'

общение является одним из фундаментальных и универсальных явлений. Оно неуловимо и постоянно влияет на ход мыслей, эмоциональное состояние, поведение и взрослых и детей. Особенно подвержены изменениям в поведении, в эмоциональных реакциях, в высказываниях подростки. Общение школьников довольно основательно изучено в научной литературе, но современное общество, новые открытия, компьютеризация, мировая система

Интернет погружают их в новую среду взаимодействия. Обновление представлений об общении школьников касается как формы, так и содержания.Мы рассмотрим как традиционные, так и возникшие в последнее время формы общения: по степени удаленности (виртуальное, дистантное, реальное), по количеству участников (двухстороннее, групповое, коллективное), по способу проявления (вербальное, невербальное, смешанное), по уровню проявления

© Яфальян А. Ф., 2017

(соматическое, психическое, ментальное), по осознанности (бессознательные, подсознательные, сознательные и сверхсознательные процессы).

Общение в школьном коллективе - одна из болевых точек современного общества. Если учебный процесс проходит под контролем педагога, то общение - это свободное, нередко принимающие разнообразные формы, практически неуправляемые и непредсказуемые отношения. Общение всегда эмоционально окрашено, в отличие от других отношений. Так как взаимоотношения выражают экспрессию, эмпатию говорящего, создается эмоциональное поле, а воспринимающий интуитивно «прочитывает» «закодированное» качество отношения, то есть эс-тетико-экологический аспект сказанного. Другими словами, в отношениях общения эстетический или антиэстетический элемент всегда проявляется и свободно выражается личностью, которая сообщает природосооб-разную («экологически чистую») или отрицательную информацию.

В последнее время в результате развития интернет-технологий популярным среди школьников становится виртуальное общение. Любые новые технологии до тех пор, пока не используются в образовании, представляют определенную опасность. Проблемы виртуального общения школьников заключаются в потере чувства времени и пространства, в отстраненности от реальной жизни, которая может привести к неуверенности, замкнутости. Эмоциональная вовлеченность, но пассивный образ жизни такого общения вырабатывает сильную зависимость. Пока в системе образования виртуальное общение еще не нашло своего места, важно ограничивать количество проводимого детьми времени за компьютером, объяснять им недостатки такого неформального общения даже со сверстниками. Дистантное общение в образовании отчасти формализовано, оно используется в системе «учитель - ученик - родитель» для информации об успеваемости, поведении, для напоминания о домашнем задании, для разъяснения новой темы. Такое общение более полезно, чем виртуальное, но менее интересно школьникам.

Одним из целесообразных направлений общения по Интернету может оказаться «превращение» виртуальной информации в реальную, если это будет касаться отражения общественной значимости обсуждаемого события, произошедшего в мире. В педагогической интерпретации данное положение имеет важное методологическое значение: школьник, вступая в общение, эстетическое по характеру, познает конвенциональные правила, установки общества, че-

рез взаимодействие с учителем, одноклассниками вырабатывает и «присваивает» общественно значимое мнение. Вопросы: «Почему важно быть осторожным в общении с посторонними людьми?», «Как бы ты поступил в этой ситуации?» и т.д. - помогают детям выбрать наиболее правильный способ поведения, эмоциональной реакции. В данном случае большое значение в нахождении оптимального варианта в любой, самой сложной ситуации взаимодействия, в том числе в реализации партнерских отношений, имеют положения конвенциональной эстетики [15].

Каждый школьник представляет собой уникальный микрокосм. В системе идеального общения важно, кто мыслит (уникум) и о чем мыслит (универсум). Речь становится связующим звеном между уникальным и универсальным, где эстетическое отношение выступает в качестве меры. То есть отношение становится эстетическим феноменом, если мыслительные процессы соотносятся и непрерывно идентифицируются (по Э. Эриксону) с духовным универсальным бытием, по сути, являясь экологически «чистыми».

В структуре отношений выделим общение как педагогическую проблему. Общение - это не просто индивидуальная связь, это нечто новое, уникальное, непредсказуемое по результату отношение, удваивающее (или ослабляющее) силу двоих. Общение представляет собой: а) форму взаимоотношений (ученик - ученик, ученик - родитель, ученик - учитель); б) способ отношения личности и социума (ученик - педагогический коллектив, устанавливающий нормы, правила учреждения); в) коммуникативную среду, комфортную и экологически целесообразную. Эстетическое, то есть гармоничное, качественное общение выполняет экологическую функцию во взаимоотношениях людей.

В психологии отношение рассматривается как эмоционально-волевая установка личности на что-либо, как выражение ее позиции. К. Изард [2] утверждает, что фундаментальный принцип человеческого поведения, отношения к чему-либо заключается в том, что эмоции энергизируют и организуют восприятие, мышление и действие.

С. Л. Рубинштейн более определенно высказывается по поводу прямой зависимости эмоциональной сферы человека от отношения: «Чувство человека - это отношение его к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания» [9].

Выделим характерные признаки отношения, которые являются универсальными и действительны для всех видов отношений, в том числе и экологических и эстети-

ческих характеристик общения. В. Н. Мя-сищев выделяет такие характерные признаки отношения, как направленность, активность, избирательность [7]. К перечисленным признакам мы добавляем качество и устойчивость отношений. Причем, качество эстетико-экологических отношений, в которые вступает школьник, зависит от их содержания и определяется: уровнем проявления интереса (любопытство, любознательность, собственно интерес) [13]; степенью: 1) эмпатийного понимания; 2) доброжелательности; з) свободы; 4) психологической доступности.

При этом уровни проявления и степень свободы имеют генетическую связь с эстетическим отношением. Другими словами, создавая качественные отношения, ученик использует их для личностного роста. Традиционный (авторитарный) путь взаимодействия педагога с учениками предусматривает прямое воздействие: констатация факта ошибки, предписание меры наказания или поощрения, определение целесообразного образа поведения. Такой подход создает атмосферу «искусственных» отношений. Личностного роста в таком общении не происходит.

Целесообразность гуманистического пути на основе «я-концепции» К. Роджерса [8] подтверждено практическими исследованиями в рамках школы самовыражения [16]. Такой подход можно взять за основу эстетико-экологического отношения как способа общения. Эстетико-экологическими по содержанию отношения между педагогом и школьниками могут стать при следующих условиях:

- искренность, чистота помыслов, внутренняя и внешняя согласованность мыслей, чувств, поступков педагога;

- желание понимать школьника, глубинная эмпатия даже к самым эксцентричным, неубедительным, на первый взгляд, действиям и поступкам;

- нахождение меры, гармонии во взаимоотношениях, учет естественного хода развития событий, «легкое» управление отношениями, переключение с негативных проявлений во взаимоотношениях на позитивные;

- вдохновение и воодушевление в процессе совместной деятельности (от положительного напряжения к катарсису).

Свобода школьника наступит тогда, когда он научится понимать особенности своего внутреннего мира, чувствовать безопасность в среде, в которой он живет, учится, общается. Любая моральная или диагностическая оценка в общении является угрозой для личности, для ее самобытности. Тип отношений, основанный на внутренней

свободе и позитивных установках, неизбежно приведет к изменениям и конструктивному развитию личности.

Безусловно, отношения должны быть положительными по направленности. Для этого нужны зрелые, доверительные отношения, здоровые, глубокие эмоциональные переживания, которые перерастают в эстетические чувства. В институте Фелса получены данные [по источнику: 8], подтверждающие, что отношения «приятия - демократичности», то есть теплые равноправные отношения между родителями и детьми, дают ускорение в интеллектуальном и творческом развитии, являются условием эмоциональной защищенности. Такие дети становятся в будущем популярными, доброжелательными, неагрессивными лидерами.

«Искусственное» отношение, по мнению С. Кьеркегора [5], появляется от невозможности выбора или неумения быть самим собой. Это фальшивый фасад (К. Роджерс), маска (С. Кьеркегор), от которой можно освободиться лишь благодаря внутренней свободе. Внутренняя локализация установок (уверенность, последовательность, независимость, уравновешенность, гармоничность всех процессов, то есть эстетичность) является источником здоровых внешних отношений и приобретает «эколо-гичность». «Искусственные», неосознанные отношения приводят к манипуляции, неискренности, искажающих как внутренний локус, так и внешнее пространство: недоверие, ложь могут стать доминирующими во взаимоотношениях.

«Педагогическое поле» изначально должно быть «чистым», понятным, непротиворечивым. Поэтому для формирования эколого-эстетических отношений у школьников необходимы следующие условия:

• разумный, свободный выбор отношений, их осознание и приятие не только других, но и себя;

• отсутствие давления. Эстетическое отношение представляет собой легкую связь, «снятое» напряжение, гармоничность взаимоотношений и умеренность влияния;

• развитие эмоционального напряжения по сценарию: возникновение проблемы, «нарастание» эмоций, кульминация, разрядка, «катарсис»;

• установка на положительное общение, конвенциональное по характеру.

Активность в отношениях с окружающими является стимулом к действию, катализатором действий. Главная функция педагога - фасилитация (термин К. Роджерса), то есть побуждение школьника к общению, вдохновение и облегчение процесса взаимодействия в учебной деятельности.

Нередко активность строится на постоянной оценке действий со стороны взрослых. В данном случае ученик без контроля взрослых становится пассивным. Оценочные отношения препятствуют общению, а значит и развитию в целом. Они лишают внутренней свободы школьника.

Экопедагогика позволяет сохранять у школьников природную активность, которая угасает с приходом детей в школу, где им приходится научиться подчиняться правилам поведения на уроках. Потеря свободы передвижения приводит к потере «чувства дома» (по К. Роджерсу), которое связано со свободой передвижения и с природо-сообразными эстетическими чувствами пространства и времени. В Древней Греции слово «экос» значило «дом», «обиталище», «имущество». Означая пространство, объекты, которые принадлежали и защищали человека, оно «выполняло» охранные функции: оберегало человека от непознанного мира. То есть социальная среда должна стать эстетической по качеству с целью экологической защиты школьника от негативных воздействий.

Эстетико-экологический аспект общения создает благоприятную среду для положительного, устойчивого, результативного роста и взросления школьника. Причем этот рост зависит не только от вербальной, но и невербальной информации. Н. И. Крюковский утверждает, что «эстетическое отношение обладает информационной многозначностью, специфической по характеру» [4, с. 31]. Оно представляет собой качественное, бескорыстное, экспрессивное, гармоничное, активизирующее личность проявление в отношении к людям и себе.

В эстетическом по характеру общении выражается чувственно-эмоциональный опыт, который закрепляется в различных психических процессах, в стремлении к жиз-нетворчеству, полноте, гармонии жизни. В. И. Самохвалова, определяя специфику эстетического отношения, останавливается на двух моментах данного явления. Во-первых, оно имеет целостный, комплексный, всеохватывающий характер, что не может быть реализовано в частичной форме. Во-вторых, оно характеризуется качеством, так как для него важна качественно-бытийная определенность [10, с. 32]. Это касается и качества общения: оно должно быть эстетико-экологическим по содержанию.

По мнению Н. И. Крюковского, «эстетическое отношение занимает все пространство между утилитарным отношением, с одной стороны, и теоретическим с другой» [4, с. 125]. Утилитарное сравнимо с отношением животного к среде, а теоретическое — отношение бесплотного духа или ро-

бота, человек же ни то, ни другое. Пытаясь «опредметить», зафиксировать эстетическое, Ю. А. Филипьев [12] связывает возникновение эстетического отношения с сигналами эстетической информации, содержание которой «передается» как бы «на волне» эстетически организованного начала. Таким образом, Н. И. Крюковский и Ю. А. Филипьев блестяще подвели к мысли об энерегетической природе эстетического аспекта общения. Вдохновение, катарсис во время общения - это способы проявления эстетической энергии, гармоничной по характеру. Причем, гармония и равновесие дают устойчивую систему в «послесловии» общения: общение всегда оставляет «шлейф» впечатлений, которые становятся определяющими в дальнейших партнерских по характеру взаимоотоншениях.

Если рассматривать эстетическое отношение как направленность личности, то чрезвычайно важным становится принцип доминанты, который разрабатывался А. А. Ухтомским и его последователями. Доминанта (от лат. dominare - господствовать) - это временно господствующий рефлекс на соматическом уровне. Эта доминанта определяет и трансформирует деятельность и содержание отношений личности на психическом уровне и определяет характер и содержание мыслительных процессов на ментальном уровне. Доминанта представляет собой более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости. Человек, вступая во взаимосвязи, излучает волны возбуждения. «Пока доминанта в душе ярка и жива, она держит в своей власти все поле душевной жизни. Все напоминает о ней и связанных с нею образах и реальностях» [11, с. 12].

Если сравнивать эстетическое отношение к собеседнику в процессе общения с нравственным или интеллектуальным, то оно наиболее полно и объемно по содержанию, структурно завершено и автономно. Нравственное отношение «вертикально», направлено на выбор средства и рассматривает общение с позиций допущения: допустимо - не допустимо, хорошо - плохо, зло -добро. А интеллектуальное отношение -«линейно», для него характерно постоянное движение вперед к цели, выстраивание образов, знаков, символов в логической последовательности. Оно нейтрально или амбивалентно по отношению к выбору средств.

Учитывая идеи Б. С.Волкова и Н. В. Волковой [1], выделивших содержание, цели и средства экологизации общения как одного из видов отношений, рассмотрим эстетическое отношение к собеседнику как значимый и экологически ценный обмен в общении. Обмен может быть материальным (обмен предметами деятельности) и

духовным (обмен идеями, устремлениями, духовными ценностями). И материальный, и духовный обмен содержит в себе эстетический элемент. Выделим три типа обмена (названия даны Б. С. Волковым, содержание определено автором данной статьи) в школьном коллективе (в системе ученик -ученик) и определим их эстетико-экологическое содержание:

- реактивный (обмен соматической информацией) зависит от мимики, движений, реакций, характеризуется соматической выразительностью. Соматическая свобода экологична по своей природе;

- кондиционный (обмен психической энергией) зависит от комфортности, способствует готовности к совместной деятельности, заключается в ритме, темпе, тоне, стиле общения, в эмоциональной выразительности. Такое общение строится на положительных эмоциях, исключающих разрушительные эмоциональные состояния (страх, злость, нетерпимость к мнению других и т.д.);

- когнитивный (обмен знаниями) характеризует отношения в учебной деятельности и познавательных процессах. Его цель - передача информации, расширение кругозора. Эстетико-экологическое содержание такого обмена заключается в ритме, темпе, стиле мышления, характеризуется вербальной выразительностью, здоровой атмосферой, полезным обменом опыта.

Типы обменов в системе «учитель -ученик» отличаются своей направленностью на ученика и заключаются в педагогическом управлении:

- установочный (обмен целями, установками), который зависит от ясно, точно и четко поставленной цели, от духовности устремлений;

- содержательный (обмен средствами, способами осуществления поставленных целей) направлен на усвоение этапов, последовательности, приятие совместной деятельности и ознакомление с ее содержанием;

- деятельностный (обмен действиями, операциями) развивает умения и навыки, формирует темп, ритм, стиль деятельности.

Интенсивность общения зависит от его негативного или позитивного содержания. Так, вмешательство и насилие в общении представляют собой формы неэстетического и неэкологического отношения между людьми. Любая из них в общении со школьником чревата негативными последствиями. Что общего в словах «воздействие», «вмешательство», «насилие»? Значение этих слов единое по направленности, однако степень интенсивности различна -от слабой (воздействие) до сильной (насилие). Различна степень негативности. Если воздействие для растущей личности может

быть и эстетическим и неэстетическим, то насилие однозначно негативно, неэстетично и опасно для ее здоровья.

Насилие часто соотносят с физическим нападением, надругательством над телом, покушением на жизнь. Вмешательство может быть психическим, а воздействие - вербальным. Выражения «насилие вербальное» или «насилие психическое» кажутся неточными. В действительности подобное насилие возможно, и в медицинской практике фиксируются случаи, например, суицида под воздействием психического или вербального давления. Слова действуют при общении с ребенком или подростком: а) как навязанная извне программа к действию;

б) как запрет, ограничивающий действия;

в) как оскорбление. Оттенки оскорблений могут быть различными: от легкого и незаметного до грубого и резкого вмешательства. Во всех случаях подсознание принимает информацию и пытается «защитить», «оправдать» личность или ищет выход из ситуаций: ученик может или протестовать, или жаловаться, или обвинять других, или смириться с участью.

Наиболее опасно психическое насилие, так как его определить, зафиксировать практически невозможно. Оно представляет собой воздействие психической энергии более сильной и агрессивной, чем вдохновение, представляющее собой эстетическую энергию.

По меткому замечанию Ф. Искандера [3], количество унижений человека всегда переходит в чудовищное его качество - самолюбие. Писатель убежден, что униженный ребенок, вырвавшись, всегда отомстит за все унижения. Цепная реакция скандалов - всегда предвестник социального взрыва, так как психическая энергия способна (как любая энергия) быстро распространяться. Так, политические скандалы между лидерами приводят к нестабильности в стране.

Наиболее опасно ложноэстетическое общение в системе «учитель - ученик», поскольку оно носит скрытый характер неприятия неудобного ученика. В данном случае внешние проявления могут быть приемлемыми (красивыми), идеи убедительными и высокими, содержание мыслей социально обоснованным, устремления -направленными на совершенство, форма подачи идей - гармоничной. Такое обманчивое взаимодействие приводит к ложным выводам школьника: я плохой, я несовершенный, я неисправимый.

Эколого-эстетическое по характеру общение позволяет строить все взаимоотношения на положительных вербальных конструкциях, без внутреннего осуждения, с полным принятием школьника таким, какой

он есть. Ученик должен испытывать «чувство дома», только тогда он сможет полноценно, выразительно и с пользой для собственного роста общаться с окружающими.

Нами установлена зависимость общения школьников в формальных (общение на уроках), полуформальных (общение на переменах, на мероприятиях) и неформальных (общение с друзьями, родными) условиях от проявления эстетических чувств и экологических установок. Условно мы выделили 4 группы эстетических чувств [15; 16] и соответствующих им экологических установок (ЭУ), которые регулируют оптимальный режим общения школьников.

1. Овладение природосообразными эстетическими чувствами: ритма, звука, пространства, времени - взаимосвязано с базовыми экологическими установками, которые закладываются с раннего детства и закрепляются или разрушаются в процессе общения. Они проявляются на бессознательном уровне (например, «не укради», «не обмани», «будь честен», «будь терпелив»).

2. Личностно значимые эстетические чувства (грации, пластики, динамики, темпа, интонации, тембра) формируются под воздействием экологических установок, основанных на индивидуально-личностных особенностях школьника. В данном случае чувства и установки «закрепляются» на уровне подсознания. К ним мы относим темперамент, интровертность - экстраверт-ность личности, наличие или отсутствие харизмы и др.

3. Социально обусловленные эстетические чувства: меры, гармонии, тона, стиля, формы - зависят от социально принятых экологически ценных установок в школе, во дворе, дома. Такие установки вербально обоснованы, не всегда однозначны, требуют осмысления (например, «относись к другим, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе», «скажи, кто твой друг - я скажу, кто ты», «чтобы познать мир - надо познать самого себя», «научись брать на себя ответственность за все, что с тобой происходит»).

4. Духовно ценностные чувства: прекрасного, возвышенного, комического, трагического, героического - имеют сложную природу и требуют продолжительного времени. Они формируются у взрослых на уровне свехсознания, но могут проявляться у детей, подростков в виде озарения, предчувствия, интуиции под воздействием искусства, религии, научных открытий.

Необходимо учитывать то обстоятельство, что на каждом уровне проявляются разные модальности личности: Я - природное, Я - индивидуальное, Я - социальное, Я - духовное. Бессознательные процессы проявляются в виде эстетических реакций

непроизвольно. Ритмические переживания (термин Б. М. Теплова), например музыки, вызывают оживление, потребность в движении, что приводит к накоплению опыта ритмического движения. В данном случае активизируется Я - природное. Подсознательные процессы направлены на переживание, где доминантным становится Я -индивидуальное. Сознание позволяет осмыслить опыт, получаемый из социальной среды, активизируя Я - социальное. Сверхсознание «управляет» возникновением эстетических чувств духовной направленности, в процессе которых проявляется модальность Я - духовного.

Экологический смысл эстетического по характеру общения может быть выражен в правилах, разработанных педагогами в процессе проведения творческого партнерского тренинга, например, таких:

• Каждый человек - уникальная часть природы, требующая защиты и сохранения.

• Бережное отношение к природе человека - главное условие выживания человечества.

• Каждая личность - неприкосновенна, автономна и «самодостаточна».

• Самовыражение школьников в общении - двухсторонний процесс, требующий внимательного и уважительного отношения к мнению другого.

• Экология речи освобождает школьника от эгоизма в общении, сленга, «искусственных отношений». Экологическая установка на эстетизацию речи направлена на чистоту помыслов.

Выводы. Личность определяется отношениями и способами действий. Отношения характеризуют свойства личности и проявляются в стиле поведения, в стиле мышления, в стиле общения. Общение «соткано» из субъективного и объективного, оно зависит от внешних и внутренних процессов. Содержание общения всегда имеет форму, в которой элементы соотносятся с целостной структурой. Эстетический и экологический аспекты общения школьников совпадают по своей направленности, так как эстетические чувства гармонизируют личность, а экологические установки создают условия здорового позитивного общения. Эстетические чувства и экологические установки являются ядром любого общения, в которое вступает ученик. Такое общение представляет собой завершенную, гармоничную систему, предполагающую голографическую (по А. Менегетти) эмоциональную, экологически целесообразную связь ученика с окружающими и с самим собой. Функционирование эстетических чувств и экологических установок обусловлено принципом доминанты, которая характеризуется спокойным возбуждением,

повышенной восприимчивостью бессозна- го-эстетический характер общения школь-

тельных импульсов (субсенсорностью), спо- ников способствует росту развития школь-

собностью к суммированию возбуждения ников, если школа, семья, социум будут со-

(голографичностью), инерцией (способно- здавать условия для реализации их духов-

стью удерживать это возбуждение). Эколо- ных потребностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. - СПб. : Питер, 2008. - 272 с.

2. Изард К. Е. Эмоция человека. - М. : Изд-во МГУ, 1980. - 440 с.

3. Искандер Ф. А. Ласточкино гнездо. Проза. Поэзия. Публицистика. - М. : Фортуна Лимитед, 1999. - 440 с.

4. Крюковский Н. И. Кибернетика и законы красоты. - Минск : Изд-во БГУ, 1977. - 256 с.

5. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. - Киев : Air Land, 1994. - 504 с.

6. Менегетти А. Введение в онтопсихологию. - Пермь : Хортон Лимитед,1993. - 64 с.

7. Мясищев В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. -1957. - № 5. - С. 142-154.

8. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М. : Прогресс, 1994. - 480 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Рубинштейн С. Л. Человек и мир: В 2 т. - М. : Наука, 1997. - Т. 2. - 189 с.

10. Самохвалова В. И. Красота против энтропии. - М. : Наука, 1990. - 176 с.

11. Ухтомский А. А. Доминанта. - М. - Л. : Наука, 1966. - 273 с.

12. Филипьев Ю. А. Сигналы эстетической информации. - М. : Наука, 1971. - 112 с.

13. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М. : Просвещение, 1979. - 160 с.

14. Эриксон Э. Г. Детство и общество. - СПб. : Университетская книга, 1996. - 592 с.

15. Яфальян А. Ф. Формирование у детей партнерских отношений в контексте конвенциональной эстетики // Вестник СурГПУ. - 2015. - № 3 (36). - С. 188-194.

16. Яфальян А. Ф. Формирование у детей эстетического отношения к человеку в процессе самовыражения. - М. : Искусство и образование, 2011. - 276 с.

REFERENCES

1. Volkov B. S., Volkova N. V. Psikhologiya obshcheniya v detskom vozraste. - SPb. : Piter, 2008. - 272 s.

2. Izard K. E. Emotsiya cheloveka. - M. : Izd-vo MGU, 1980. - 440 s.

3. Iskander F. A. Lastochkino gnezdo. Proza. Poeziya. Publitsistika. - M. : Fortuna Limited, 1999. - 440 s.

4. Kryukovskiy N. I. Kibernetika i zakony krasoty. - Minsk : Izd-vo BGU, 1977. - 256 s.

5. K'erkegor S. Naslazhdenie i dolg. - Kiev : Air Land, 1994. - 504 s.

6. Menegetti A. Vvedenie v ontopsikhologiyu. - Perm' : Khorton Limited,1993. - 64 s.

7. Myasishchev V. N. Problema otnosheniy cheloveka i ee mesto v psikhologii // Voprosy psikhologii. -

1957. - № 5. - S. 142-154.

8. Rodzhers K. R. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka. - M. : Progress, 1994. - 480 s.

9. Rubinshteyn S. L. Chelovek i mir: V 2 t. - M. : Nauka, 1997. - T. 2. - 189 s.

10. Samokhvalova V. I. Krasota protiv entropii. - M. : Nauka, 1990. - 176 s.

11. Ukhtomskiy A. A. Dominanta. - M. - L. : Nauka, 1966. - 273 s.

12. Filip'ev Yu. A. Signaly esteticheskoy informatsii. - M. : Nauka, 1971. - 112 s.

13. Shchukina G. I. Aktivizatsiya poznavatel'noy deyatel'nosti uchashchikhsya v uchebnom protsesse. - M. : Prosveshchenie, 1979. - 160 s.

14. Erikson E. G. Detstvo i obshchestvo. - SPb. : Universitetskaya kniga, 1996. - 592 s.

15. Yafalian A. F. Formirovanie u detey partnerskikh otnosheniy v kontekste konventsional'noy estetiki // Vestnik SurGPU. - 2015. - № 3 (36). - S. 188-194.

16. Yafalian A. F. Formirovanie u detey esteticheskogo otnosheniya k cheloveku v protsesse samovyrazheni-ya. - M. : Iskusstvo i obrazovanie, 2011. - 276 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.