Научная статья на тему 'Общее и особенное в феномене авангардизма и абстракционизма в искусстве'

Общее и особенное в феномене авангардизма и абстракционизма в искусстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
517
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАНГАРДИЗМ / AVANT-GARDISM / АБСТРАКЦИОНИЗМ / ГЕНЕЗИС / GENESIS / ЭВОЛЮЦИЯ / EVOLUTION / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CIVILIZATION / БИНОКУЛЯРНАЯ ЭСТЕТИКА БУДУЩЕГО / BINOCULAR ESTHETICS OF FUTURE / НОВЫЙ АВАНГАРД / КОНКРЕТНОЕ ИСКУССТВО / CONCRETE ART / ABSTRACTIONISM / NEW AVANT-GARDE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пронькин Владимир Иванович

В статье исследуются феномены авангардизма и абстракционизма в изобразительном искусстве с позиций диалектического материализма и эволюционного развития природы и человека. Это позволяет не только по-новому определить понятия «авангардизм» и «абстракционизм», но и пересмотреть их генезис и эволюцию от первобытного искусства до современности, выявить общее и особенное в их феноменах, продолжить их эволюцию в Новом авангарде, Конкретном бинокулярном искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General and special in phenomenon of avant-gardism and abstractionism of art

At the article the phenomenon of avant-gardism and abstractionism of visual art researches with the position of the dialectic materialism and the evolutional development of nature and man. It allows not only determine the conception of avant-gardism and abstractionism with the new points of view but to review their genesis and evolution from the primitive art to the present time to reveal general and special in their phenomena, to proceed their evolution in new avant-garde concrete binocular art.

Текст научной работы на тему «Общее и особенное в феномене авангардизма и абстракционизма в искусстве»

В.И. ПРОНЬКИН соискатель степени кандидата философских наук Белгородский государственный национальный исследовательский университет'

Общее и особенное в феномене авангардизма и абстракционизма в искусстве

Феномены авангардизма и абстракционизма в изобразительном искусстве - одни из спорных и запутанных, как в философии, так и в культурологии, искусствоведении, эстетике, истории. В трудах ученых, как явления, враждебные народу и даже человечеству, они рассматриваются или в свете религиозно-эстетических позиций (догматизма), или в свете политико-идеологических аспектов (тоталитарный догматизм), или с позиции метафизической привязки их к

л

определенным временным отрезкам (искусствоведческий догматизм)1.

Объединить, увидеть их диалектические взаимосвязи, глобальность их в пространстве и во времени, их историческую и эволюционную взаимосвязь должна бы философия. Но философия Античности еще не выделила эти понятия, хотя касалась некоторых их проблем в трудах Платона, Демокрита, Гераклита, Аристотеля, Сенеки, М. Аврелия и прочих2. А философия Средневековья, идеалистическая, по сути, не тяготела к авангардизму и эволюционному характеру абстрактного искусства, представленного в орнаментах и в письменности - все трактовалось Божьим промыслом. Гносеология в «человечьем промысле», представленная в Библии как «козни дьявола» была подвергнута ревизии в трудах А. Августина, Фомы Аквинского, Б. Клеворского, М. Экхарта и др1.

Поставить на научную основу открытия в искусстве, пытаются в эпоху Возрождения, где многие художники писали об искусстве целые трактаты, а великий

Л. да Винчи обосновал научно, с физических и антропологических позиций, линейную и воздушную перспективу, основу натурализма в живописи: «Живописец спорит и соревнуется с природой»2. Но, ни об абстракционизме, ни об авангардизме не говорится, ни в одном трактате.

' Пронькин Владимир Иванович, e-mail: pronkin.vladimir1647@yandex.ru

1 См.: Шевченко Н.И., Пронькин В.И., Пронькин А.В. Авангардизм и абстракционизм - бунт или развитие? Генезис, эволюция и будущее искусства от древности до Нового авангарда XXI в. Белгород, 2008, с. 28 - 63.

2 См.: История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: Античность, Средние века, Возрождение / Под ред. Овсянникова М.Ф. М., 1962. Собр. соч.: В 5 т., Т.1, с. 84 - 148.

1 История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: Античность, Средние века, Возрождение / Под ред. Овсянникова М.Ф. М., 1962. Собр. соч.: В 5 т., т.1., с. 258 - 306.

2 Л. да Винчи Суждения о науке и искусстве. СПб, 2001, с. 387.

В Новое время среди философов, художников возрастает интерес к проблемам творчества, его природе. Хотя в трудах философов Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дидро, Вольтера и др. исследуются больше эстетические, нравственные стороны искусства, но больше в гносеологическом аспекте, «как вид познания или как вид практической

о

предметной деятельности, усиливающих могущество человека»3. Но это время торжества натурализма, об авангардизме и абстракционизме речи не велось.

Даже открытие откровенно авангардных направлений аналитического авангарда XIX века (импрессионизм, пуантилизм, постимпрессионизм и пр.) не привело к рождению понятия «авангардизм» в среде искусствоведов, критиков и журналистов.

ХХ век дает искусству целый букет авангардистских направлений и течений: фовизм, кубизм, экспрессионизм, неоабстрактное искусство В. Кандинского и его последователей, открывших ряд течений неоабстракционизма. И в это время среди искусствоведов, критиков рождается понятие «авангардизм» в литературе, музыке и живописи, др. искусствах. Именно тогда Малевич провозглашает: «Искусство двинуло свои авангарды из тоннелей прошедших времен»4. Малевич, правда, не учел: в искусстве всех времен были свои авангардисты.

Понятие «авангардизм» родилось уже в начале ХХ века, а определение его «оттачивалось» в 30-х гг., в период развернувшейся борьбы натурализма и соцреализма с формалистическими направлениями в искусстве. Стремление угодить партийной власти, стремление опорочить проявления авангардизма, абстракционизма сквозит в статьях ведущих критиков, искусствоведов о «формализме» (СССР), о «дегенеративном» авангарде (Германия), в политизированных определениях их понятий.

С тех пор они, по сути, не менялись и предлагаются в самых последних публикациях и даже в свежем (2005 г.) выпуске Большой Российской Энциклопедии (БРЭ). Мы предлагаем проанализировать определение из нее: «Авангардизм (авангард) - совокупность движений (1 замечание) в литературе (2 замечание) и искусстве 20 века (3 замечание), провозгласивших (4 замечание) разрыв (5 замечание) с художественной традицией (6 замечание) и необходимость эксперимента с целью выработки принципиально новых форм творчества»5 (7 замечание).

Замечание 1 и 2: правило 4-е определения понятий говорит о его краткости, точности и ясности6, в авангардизме не «движения», а направления и течения, понятие «литература» излишне - она ведь тоже вид искусства.

3

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли.... С. 77.

4 Майкапар А. Музыкальные параллели // Искусство, 2007, № 18, с. 9.

5 Зверев А.М., Крючкова В.А. Авангардизм // БРЭ. М.; 2005, Т.1., с. 52 - 53.

6 Хоменко Е.А. Логика. М., 1971, с. 56.

Замечание 3: нарушение 1-го правила определения понятий, о соразмерности объема определяемого и объема определяющего, ограничивает феномен авангардизма только ХХ веком, хотя, новые формы открывались во всей эволюции искусства, с самого его генезиса.

Замечание 4: авангардистами являются только открывшие «новые формы художественного выражения», а «ищущие», «демонстративно порывающие»7, но не открывшие их, являются лишь неофитами авангардистов.

Замечание 5: авангардисты не порывают с предшествующими традициями: идет эволюция искусства на основе старых форм художественного выражения. До В. Кандинского уже было абстрактное искусство (первобытное, народное), оттуда и истоки неоабстракционизма.

Замечание 6: «с художественной традицией» - неопределенное понятие: с какой традицией? Натурализма, реализма?

Замечание 7: новые формы творчества - слишком обширное

о

понятие (1 закон деления понятий)8, распространенное на все формы творчества (спорт, наука, кулинария и т.д.). Вернее - «новые формы художественного выражения», при этом, их открытие - сущностная основа понятия и явления «авангардизм».

Анализ данных замечаний позволил сделать авторское определение: «Авангардизм - общее название всех направлений и течений во всей истории изобразительной культуры и искусства, открывших новые формы художественного выражения». Такое понимание распространяет авангардизм на всю изобразительную культуру человека от древности, до наших дней и позволяет диалектически воспринимать всю эволюцию искусства9.

Неопределенность и во втором понятии; «Абстракционизм - (от лат. аЬв^асШв - отвлеченный) направление (1?) в искусстве 20 века (2?), заменившее изображение зримой реальности (3?) системой чисто

Л П

формальных элементов (линия, плоскость, цветовые пятна)»10.

Замечание 1. В абстракционизме есть не только направления в искусстве, но и течения.

Замечание 2. И здесь мы видим ограниченный по времени подход к феномену абстрактного искусства как к явлению только 20 века.

Замечание 3. Типичная ошибка - эволюционно первичен абстракционизм, а вторичен реализм11.

И, понимая все вышесказанное, мы предлагаем авторское определение понятия: «Абстрактное искусство - общее название направлений и течений в искусстве всех времен, содержанием которого

7 Там же. С. 60 - 61.

8 Там же. С. 60 - 61.

9 См.: Шевченко Н.И. Вместо предисловия // Духовное возрождение, 2008, вып.27., с. 3 - 4.

10 Крюкова В.А. Абстракционизм // БРЭ. М., 2005., Т. 1., с. 42 - 43.

11 Шевченко Н.И. Вместо предисловия....С. 3 - 5.

являются изображения в виде линий, точек, пятен цвета, геометрических фигур и пространственных абстрактных форм».

Заметьте, методом для определения понятий, и «авангардизма», и «абстрактного искусства», являлось подчинение законам логики (свобода есть осознанная необходимость) и диалектическое восприятие феноменов в пространстве и во времени. Эта логическая необходимость научного определения понятий озвучена у нашего российского ученого, В.В. Вейнгольда: «Оценить науку с достаточной объективностью мы можем по тому, насколько строго определены

Л о

понятия, образующие ее систему»12. Поэтому исследования нашей Школы нового, Конкретного искусствоведения, возникшей в 2001 г. в г. Белгороде и возглавляемой с 2007 г. доктором философских наук, профессором БГТУ им. В.Г. Шухова, Шевченко Н.И., обычно начинаются с критического пересмотра и строго определения понятий.

Диалектическое, материалистическое понимание зависимости развития изобразительной культуры от эволюции средств производства, позволили обнаружить в обществе синантропа

первобытный изобразительный абстракционизм. Ему, по данным

1 ^

палеонтологии, нашим исследованиям - около 500 тыс. лет13. Сравнительный анализ менталитета общества синантропа с менталитетом и возможностями ребенка, эволюционной модели жизни на земле14, показывает: на определенном этапе и синантроп, и ребенок проходят одинаковые циклы:

а) овладение прямохождением на двух ногах;

б) овладением речью (у синантропа - ее зачатками) - логическими абстракциями в звуковой форме;

в) овладение изобразительными первоэлементами - абстракциями в визуальной форме.

У синантропа факт изобразительной деятельности подтвержден находками палеонтологов, антропологов: «Еще более древнее ее использование (ашельский слой Кастильо) сейчас подтверждено находками „мелков" охры в Терра-Амата»15. Семиотический анализ творчества ребенка позволил выделить изобразительные Первоэлементы, которые, по схожести и логике менталитетов, аналогичны Первоэлементам первобытного абстракционизма. Великий хаос, составлявший основную часть сознания, как синантропа, так и ребенка, нашел свое изобразительное выражение - Великую Черкатню.

Остановкой Хаоса, Великой Черкатни, становится Точка - первый Первоэлемент. Движение Точки в сторону, изображение движения -

12

Вейнгольд Ю.Ю. Мечта и стремление к высшему, лучшему // Духовное возрождение. Белгород, 2008, вып.27, с. 47 - 50.

13 См.: Шевченко Н.И. Вместо предисловия... С. 4.

14 См.: Вилли К. Биология. М., 1968, с. 530.

15 Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М, 1985., с. 125.

Линия, имеет свою формулу: S = V I Она - второй Первоэлемент творчества ребенка и, соответственно, синантропа. Третий Первоэлемент, Фигура - комбинации из линий: крест, треугольник, круг, квадрат и пр. А комбинации из 3-х Первоэлементов дают все многообразие первобытного абстракционизма. Причем, генезис первобытного абстракционизма становится генезисом авангардизма в изобразительной культуре, и это общее между ними свойство.

Визуальные абстракции синантроп видел в окружающей его Природе. Исследовав феномен доразумной абстрактности, мы выявили ее исторические формы: геологическая, растительная, животная16. Синантроп выделяет Первоэлементы из Природы, генезис изобразительной культуры - явление эволюционное, материалистическое, а не «божественное». Отсюда начинается синтетический этап развития Первобытного абстракционизма и авангардизма в нем: эволюция от простых изображений - к более сложным. Но это лишь визуальный абстракционизм, а не абстрактное искусство.

Абстрактное искусство возникает позже. Наши исследования культуры неандертальца (300 тыс. лет до н. э.) показывают, что зарождение абстрактного искусства взаимосвязано с развитием орудий производства и охоты. Изобретение копья с кремневым наконечником, выделение лучших охотников, говорит о появлении «индивидуально

17

выраженных качеств: интеллектуальных, эмоциональных, волевых»17. Изготовление кремниевых наконечников для копий, рубил и скребел, говорит о появлении ремесленников: оружейников, скорняков, портных,

Л й

резчиков по дереву18, и тоже - лучших среди них. Неандертальцы уже строили простейшее жилье, работа с кремнем (высекались искры)

научила их самостоятельно добывать огонь19, они учились у старейшин

20

знаниям20.

Недооценка этих качеств неандертальца лишила его, в глазах ученых, присущих ему свойств личности. Определение личности в научной литературе, невнятно и расплывчато: «Личность - человек как

О Л

носитель каких-нибудь свойств»21. Но каждый человек - «носитель каких-нибудь свойств» (синантроп, неандерталец и мы с вами, и Ван

Гог), в определении нарушено 1-е правило соразмерности

00

определения22. И наше авторское определение восстанавливает недостающую соразмерность: «Личность - человек, обладающий

16 См.: Пронькин В.И., Пронькин А.В. Авангардизм и абстракционизм от древности до Нового авангарда XXI века: генезис, эволюция и будущее искусства. Белгород, 2008, с. 81 - 82.

1 Всемирная история / Под ред. Францева Ю.П. М.,1955., Т.1., с. 43.

18 Там же, с. 40 - 41.

19 Там же, с. 42 - 43.

20 Там же, с. 41 - 42.

21

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995, с. 323.

22 Хоменко Е.А. Логика... С. 55.

особыми свойствами и качествами, выделяющими его из среды других людей».

Эти качества, отмеченные К. Марксом: «религиозное чувство, прямота, мужество, храбрость», являлись также «общими чертами характера» и для неандертальца - человека, шедшего с копьем на кабана, медведя, и хоронившего (религиозность) своих сородичей24. Чертами личности наделяются и женщины, получившие особый статус женщины матриархата, который, по Ф. Энгельсу «действительно бывает. у всех народов, стоящих на низшей ступени варварства»25.

Роль женщины неандертальцев тоже начинает возрастать: «Возникают первые зачатки древнейшей формы родового общества, материнской родовой общины... Вследствие. формы брачных отношений (разные половые партнеры), бесспорно известна была только мать ребенка, что наряду с активной ролью женщины в экономической жизни (собирательство, участие в охоте) или ролью ее как хранительницы огня определяло ее высокое общественное положение»26.

А появление личностей среди мужчин и женщин, и конкуренция за более достойных половых партнеров, ведет к стремлению выделиться, привлечь к себе внимание партнера для любви и размножения. И, следуя примеру птиц, других животных, имея под рукой различные предметы поп-форм с абстрактностью: цветы, клыки и шкуры животных, оперение птиц, и пр., неандертальцы начинают украшать себя с особой целью: привлечение внимания партнера для

27

совокупления и размножения27.

Другой прием привлечь внимание - украшение лица и тела различными изобразительными абстракциями: цветными линиями, пятнами и точками, и разными абстрактными фигурами. Все это наблюдали первые исследователи нецивилизованных народов в XIX

~ ~ 98

веке, все это можно видеть и сейчас в среде таких народностей28. Стремление выделиться посредством макияжа и абстракций на одежде, теле мы можем проследить во всей культуре человека, от древности, до наших дней.

Приобретая функцию украшений - эстетическую абстрактные изображения становятся искусством. Это становится генезисом абстрактного искусства, авангардизма в нем, а заодно генезисом всего искусства - его генезис, существующий в науке, требует пересмотра.

23 Маркс К., Энгельс Ф. О литературе. М., 1958, с. 113.

24 См: Всемирная история / Под ред. Францева Ю.П , с. 47 - 49.

25 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1976, с. 42 - 43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 Всемирная история / Под ред. Францева Ю.П..., с. 46.

27 См.: Шевченко Н.И., Пронькин В.И., Пронькин А.В. Авангадизм и абстракционизм - бунт или развитие?..., с. 47 - 49.

28 См.: Мириманов В.Б. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973, с. 37.

Искусствоведение Старой школы ведет генезис изобразительного искусства с реалистических изображений в пещерах Франции, Испании, России (40-30 тыс. лет до н.э.). При этом многие ученые в этом сомневаются и удивлены: «Если мы не готовы поверить, что они (рисунки животных) возникли внезапно, сразу, мы должны допустить, что им предшествовали тысячи лет медленного развития, о котором мы

29

не знаем ничего»29.

Конкретное искусствоведение уже представило в своих исследованиях Первоэлементы, готово предоставить и авангардные художественные формы первобытного абстрактного искусства. Его развитие предполагает появление орнамента - ритмического визуального абстракционизма. А ритм неандерталец видел всюду: в цветах и листьях, на коже у змеи, в чередовании дня и ночи. Поэтому генезис первобытного орнамента - еще одно явление авангардизма в изобразительной культуре человека. Вторая форма первобытного абстрактного искусства - узор. В отличие от орнамента узор не связан с ритмическим повторением, но может быть симметричным.

В науке полагают, что формы эти не художественные, а только знаки, символы, и лишь с информационной функцией (маскировочная, предупредительная, сакральная, общественно-социальная). Но у биологической абстрактности важнейшая функция - привлечение полового партнера для размножения, сохранения рода, вида. Плеханов пишет: «К числу орнаментов принадлежит украшение собственного тела, так называемая косметика: раскрашивание, татуировка и

оп

рубцевание»30. Он пишет и о причинах возникновения абстрактного

О А

искусства: «Цель украшения понравиться другому полу»01.

Среди изобразительных артефактов времени неандертальцев -плоская галька «с начертанием крестообразной формы из Венгрии со

оо

стоянки Тата и др.»32. Есть и простейшие орнаменты: «еще неандертальцы сделали шаг к созданию простейшего орнамента -ритмических нарезок, перпендикулярных длинной оси кости»33.

И, тем не менее, генезис изобразительного искусства наука начинает с реализма, хотя всем «представляется совершенно невероятным, чтобы такой неожиданный взлет мог произойти на пустом месте и чтобы ему не предшествовал какой-то подготовительный период, памятники которого просто не сохранились»04.

Да нет, и артефакты есть, и много книг посвящено этой проблеме, но «ни в одной из них не рассматривается специально и развернуто

29 ЯнсонХ.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. СПб., 1992, с. 32.

30 Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1958, с. 397.

31 Там же, с. 397.

32 РогинскийЯ.Я. Об истоках возникновения искусства. М, 1982, с. 12.

33 Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. М., 1980, с. 81.

34 Шерстобитов В. У истоков искусства. М., 1971, с. 36.

собственно происхождение искусства... само зарождение творчества, начиная с его эмбриональных проявлений и первородных истоков»35.

Конкретное искусствоведение впервые четко и аргументировано дает ответы на все эти вопросы, с генезиса «его эмбриональных проявлений» - Первоэлементов, и первых художественных форм. При этом, зарождение искусства, его генезис, мы видим не в реализме (40-30 тыс. лет до н.э.), а в Первобытном абстракционизме неандертальца (300 тыс. лет до н.э.).

Отсюда шла вся эволюция орнамента, его разнообразие, развитие орнаментов всех стран и континентов. Причем, практическое применение абстрактного искусства имело прикладной характер с самого его генезиса, как в форме украшения человеческого тела, так и одежды и предметов быта. Такой характер применения мы называем эстетическими практиками (определение В.П. Римского), и эволюцию его прослеживаем в первобытном абстракционизме Верхнего палеолита, неолита.

Но, с появлений городов и цивилизаций, монументальные эстетические практики уже привязаны к архитектуре, и принимают новые художественные формы - каноны Древних цивилизаций. «Памятники искусства и художественное ремесло, скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства составляли одно органическое целое. На небольших, мельчайших статуэтках лежала все та же печать монументального искусства»36.

Такое же единство всех искусств мы видим и в Античности, и в Средневековье, и в наше время - в монументальном и народном, декоративно-прикладном искусстве, в искусстве книги, в каллиграфии, шрифте - абстракционизме письменности. В мусульманских странах удивительный абстракционизм орнаментов, являвшихся в них основой всех искусств, был органично связан и с растительным орнаментом (реализм), и с абстракционизмом надписей: «Геометрические построения соседствуют с растительным узором и лентами надписей»37.

Причем, эти абстрактные произведения различные ученые искусством не считают: создатели их, дескать, не художники, а ремесленники. В этом вопросе и в определениях понятий, и в эстетических, и производственных аспектах все та же путаница и неопределенность. Ремесленничество - способ производства вещи ручным, кустарным способом. Ремесленниками были египетские создатели рельефов, мебели и саркофагов, как и античные творцы оружия, амфор, вазописи.

35 Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства., с. 9.

36 Павлов В.В. Образы прекрасного. Избранные труды: Искусство Древнего Египта, Глиптика. Русское и советское искусство. Русская природа. М., 1979, с. 46.

37 Каптерева Т.П., Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока. М., 1989, с. 63.

В Средневековье, в эпоху Возрождения ремесленники организовались в Гильдии, среди цехов, входящих в них, были Цеха художников и скульпторов. И Микеланджело, и Л. да Винчи, и Рембрандт сначала были подмастерьями у Мастеров, и лишь потом вступили в Гильдию.

И современные художники по способу производства -ремесленники: картины пишут ручным способом, и входят в Гильдии -Союз Художников России, Творческий Союз Художников России и т.д.

А вот по роду деятельности: ювелиры, живописцы, скульпторы, сапожники, игрушечники, парикмахеры - художники, поскольку украшают вещи, человека по законам красоты - создают произведения искусства. Поэтому мы можем смело называть художником и первобытного творца узоров и орнаментов, и греческого вазописца, и мусульманского создателя монументальных фризов на мечетях, и русского игрушечника, расписавшего орнаментом свистульку «Уточка» или игрушку «Барыня».

Но в Новом веке появляется машинизированное производство, а позже - индустрия. Для новой формы производства потребовались и новые художественные формы, новая эстетика продукта. Эту эстетику машинного производства дает Авангардизм XIX - XX веков: импрессионизм, постмодернизм, фовизм, кубизм и пр. В 1910 г. в России В.В. Кандинский открывает новые художественные формы абстрактного искусства. Его, в отличие от старого абстрактного искусства, мы определяем как «<неоабстракционизм». Чем отличался он от старого абстракционизма, в чем его авангардизм?

И здесь мы можем выделить два положения, две задачи. Первая задача - создание нового вида искусства в форме абстрактной живописи, поднять его от прикладного уровня абстрактных эстетических практик, до уровня самостоятельного живописного произведения - картины. Путь к новому абстрактному искусству виден в живописи В.В. Кандинского: от натурализма - к реализму, затем - к цветному, яркому экспрессионизму, а от него лишь шаг к неоабстрактному искусству. Кандинский сделал этот шаг: «В общем, мне стало в этот день бесспорно ясно, что предметность вредна моим

оо

картинам»38.

Второе положение вытекало из формального отличия: «Опасность орнаментации была мне ясна, мертвая обманная жизнь стилизованных форм была мне противна»39. Кандинский ясно понимал: для нового абстрактного искусства, тем более, для картинной живописи необходимы новые абстрактные «художественные формы в их все более и более чистой, отвлеченной форме»40. Они впервые появились в работе «Без названия (первая абстрактная акварель).1910 г.». Мы

38 Кандинский В. Ступени / Точка и линия на плоскости. СПб., 2005, с. 38.

39 Там же, с. 38.

40 Там же, с. 38.

определяем эти авангардные художественные формы как неопределенные свободные абстракции, они не связанны законами орнамента, симметрией и солярийной мистикой узора, они - более чистой, отвлеченной формы, лишенные любого смысла и содержания. Это - чистейший формализм, и абсолютно чистое искусство.

Другой тенденцией неоабстракционизма становится аналитический характер его эволюции. Как и в аналитическом авангардизме XIX - XX столетий, художниками выделяется какая-либо грань, сторона в формальном плане неоабстракционизма, в которой и проводятся теоретические исследования, практические эксперименты в живописи. Это явление определено нами как «аналитический неоабстракционизм»41.

Авангардистские исследования «аналитического

неоабстракционизма» продолжили его течения: неопластицизм (П. Мондриан - статика ритма квадратов и прямоугольников), динамический супрематизм (К. Малевич - динамика всех геометрических абстракций), затем - ташизм, оп-арт, минимализм и т.д. до концептуализма 60 - 70 гг. Причем, все эти направления в живописи разрабатывали новую эстетику для неоабстрактных эстетических практик, которые на Западе, в демократических странах внедрялись в производство, способствуя созданию новой архитектуры, дизайна, конкурентоспособных товаров. Страны с тоталитарными режимами, где неоабстракционизм и авангардизм были под запретом, проиграли в соревновании систем, не выдержали конкуренции, а вся система «социализма» развалилась под натиском западной эстетики неоабстракционизма.

Президент США, Д.Ф. Кеннеди еще в начале 60-х годов призывал американцев «отказаться от традиции, по которой люди искусства

ЛГ)

считаются опасными бездельниками»42. Н.С. Хрущев, тем временем, с трибуны съезда, «клеймил позором, обзывая бранными словами, «модернистов» и абстракционистов, и всех других последователей авангарда»43. В отличие от него Л. Джонсон в 1965 г. признал: «Поддержка, которую мы оказываем искусству, представляет собой меру качества нашей цивилизации»44. Искусство и культура в резолюции конгресса США в 1970 расценивались как инструмент «лучшего понимания прошлого, лучшего анализа настоящего и главное - средство выработки лучшей стратегии на будущее»45.

Лишив свою страну авангардизма и «абстракционистов-модернистов», несведущие в искусстве лидеры-«большевики» лишили

41 См.: Шевченко Н.И., Пронькин В.И., Пронькин А.В. Авангардизм и абстракционизм - бунт или развитие?... С. 138 - 139.

42 Волынский М. Культура и политика // Декоративное искусство,1980,№ 1, с. 31.

43 Шевченко Н.И., Пронькин В.И., А.В. Пронькин. Авангардизм и абстракциционизм - бунт или развитие?... С. 76.

44 Волынский М. Культура и политика. С. 31.

45 Там же, с. 31.

будущего СССР. Они оставили демократической России страну без передовой архитектуры и дизайна, без передового и конкурентоспособного машиностроения, без передового производства бытовых товаров, и обреченную на ввоз товаров с Запада.

Поднять страну и вывести ее на передовые уровни может лишь мощное передовое производство с новаторским передовым дизайном. И здесь, как и в начале прошлого, ХХ века у нас есть Школа нового, Конкретного искусствоведения, есть Новый авангард, Конкретное бинокулярное искусство, уже создавшее авангардистскую эстетику для производства XXI века.

Эстетика бинокулярного авангардизма и абстракционизма определит культуру будущих веков. Но не повторим ли мы ошибки прошлого?

Пронькин В.И. Общее и особенное в феномене авангардизма и абстракционизма в искусстве. В статье исследуются феномены авангардизма и абстракционизма в изобразительном искусстве с позиций диалектического материализма и эволюционного развития природы и человека. Это позволяет не только по-новому определить понятия «авангардизм» и «абстракционизм», но и пересмотреть их генезис и эволюцию от первобытного искусства до современности, выявить общее и особенное в их феноменах, продолжить их эволюцию в Новом авангарде, Конкретном бинокулярном искусстве.

Ключевые слова: авангардизм, абстракционизм, генезис, эволюция, цивилизация, бинокулярная эстетика будущего, Новый авангард, Конкретное искусство.

Pronkin V.I. General and special in phenomenon of avant-gardism and abstractionism of art. At the article the phenomenon of avant-gardism and abstractionism of visual art researches with the position of the dialectic materialism and the evolutional development of nature and man. It allows not only determine the conception of avant-gardism and abstractionism with the new points of view but to review their genesis and evolution from the primitive art to the present time to reveal general and special in their phenomena, to proceed their evolution in new avant-garde concrete binocular art.

Key words: avant-gardism, abstractionism, genesis, evolution, civilization, binocular esthetics of future, new avant-garde, concrete art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.