Научная статья на тему 'Постмодернизм - явление застоя в искусстве и новый авангард XXI века'

Постмодернизм - явление застоя в искусстве и новый авангард XXI века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
698
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРНИЗМ / POSTMODERNISM / МОДЕРНИЗМ / MODERNISM / АВАНГАРДИЗМ / AVANT-GARDE / АБСТРАКЦИОНИЗМ / ABSTRACT / ЭВОЛЮЦИЯ / EVOLUTION / МОНОКУЛЯРНЫЙ / MONOCULAR / БИНОКУЛЯРНЫЙ / НОВЫЙ АВАНГАРД / ЭСТЕТИКА БУДУЩЕГО / NEW AVANT-GARDE AESTHETICS OF THE FUTURE / BINOCULA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пронькин Владимирович Пронькин

В статье исследуется два феномена в изобразительном искусстве. Постмодернизм, 40-летний застой в искусстве, лишь эпигонски повторяет старые художественные формы Авангарда ХХ в. В основе его монокулярных, плоскостных образах одного глаза. Технические аналоги его монокулярная фотография, кино, телевидение. На смену им идут бинокулярные (3-D) технологии. В Новом авангарде, Конкретном бинокулярном искусстве разработана новая эстетика бинокулярных форм, которые определят культуру XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Postmodernism - the phenomenon of stagnation in the art of Avantgarde and new XXI century

This article examines two phenomena in the visual arts. Postmodernism, as 40-year stagnation in art, repeats the old art form of the twentieth century avant-garde only imitatively. In the heart of it there is monocular, planar images of one eye. The technical counterparts of it are monocular photography, film and television. Binocular (3 -D) technology goes in their place. In the New forefront as a specific artificial binocular, a new aesthetic forms of binocular is developed that will define the culture of the XXI century.

Текст научной работы на тему «Постмодернизм - явление застоя в искусстве и новый авангард XXI века»

А.В. ПРОНЬКИН соискатель степени кандидата философских наук Белгородский государственный национальный исследовательский университет'

Постмодернизм - явление застоя в искусстве и Новый авангард XXI века

Постмодернизм в изобразительном искусстве, явление сорокалетнего застоя, продолжающееся до сих пор и тормозящее дальнейшее развитие искусства. Такую точку зрения на «постмодернизм» дают исследования нашей школы Нового Конкретного искусствоведения, сложившейся в г. Белгороде. Многое из наших взглядов на «постмодернизм» разделяют видные авторитеты западного искусствоведения: К. Гринберг, В. Гроер и др.

Российская же школа искусствоведения, идущая на поводу у теоретиков постмодернизма Запада, представляет его как «широкое культурное течение, включающее в свою орбиту философию, эстетику,

и

гуманитарные науки и искусство»1. Причем, не понимая истинных причин яв-ления, не выделяя их, «постмодернисты» объясняют его следствием: «разочарованием в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в торжество человеческого разума, безграничность человеческих возможностей и прогресс»2. Но подменив причину следствием, не выяснив причин генезиса явления, мы так и не поймем это явлений, его сущностной основы, мы можем только проследить его историю.

Понятие «постмодернизм» впервые появилось в первой четверти ХХ века, в работе немецкого философа Рудольфа Панцвица «Кризис европейской культуры», но до сих пор нет ясного и строгого определения этого понятия. Системой, новым направлением в философии, тем более, явлением авангардизма в изобразительном искусстве его не называют даже идеологи постмодернизма. Даже для них он нечто смутное, неопределенное: «Предметом этого исследования является состояние знания в современных наиболее развитых обществах»1, причем, исследований, в общем-то, бесцельных и бессмысленных, «единственная цель которых - выделить ряд проблем, связанных с термином «постмодерн», не пытаясь разрешить их»2.

* Андрей Владимирович Пронькин, e-mail: pronkinavl560@yandex.ru

1 Культурология: учеб. пособие для вузов / С.В. Лапина, А.А. Жарикова и [др]; под общ. ред. С.В. Лапиной. 3-е изд., Мн., 2006, с. 165.

2 Там же, с. 165.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Режим доступа: http://book.libertorrent.com/viewtopic.php?t=4280. 2 Лиотар Ж.-Ф. Заметка о смыслах «пост». Режим доступа: http://www.philosophy.ru/upload/1159281498 file.html.

Причины этих установок, отсутствия даже попыток их разрешения вполне реальны и объяснимы.

1. Методологией «осмысления» явлений модернизма и авангардизма в культуре и в изобразительном искусстве «Постмодернизм» берет идеалистический, метафизический (ограниченный) подход, понимая эти вполне реальные явления как проявления духовного: «верой», «разочарованием в идеалах и ценностях», как «Кризис европейской культуры», отказ от «реализма», разрыв «с установившимися художественными традициями» и т.д.

Причиной возникновения авангардного искусства и модерна XIX -ХХ вв. мы считаем вполне материалистические причины: а) машинизацию производства; б) необходимость создания новой эстетики для этого машинного производства, новых художественных форм аналитического авангарда.

2. Метафизичность понимания этих феноменов выразилась в их временных ограничениях: а) авангардизм - как общее название ряда течений в искусстве ХХ в.; б) модернизм - как общее название течений в искусстве конца XIX - ХХ века, причем во всех определениях понятий. Это внесло путаницу в их понимание искусствоведами, культурологами Старой школы, исказило истину.

Поскольку сущностную основу понятия «авангардизм» - открытие новых художественных форм, мы видим и XIX веке (импрессионизм, пуантилизм, постимпрессионизм и т.д.), и в эпоху Возрождения (натурализм), и Средние века (Средневековая миниатюра), и в Древней Греции, и в Древнем Египте (изобразительные каноны), мы вправе заявить о глобальности авангардизма.

Наши исследования артефактов, трудов антропологов, палеонтологов позволили нам выделить изобразительный авангардизм (открытие изобразительных Первоэлементов) в обществе синантропа (500 тыс. лет до н.э.), а генезис авангардизма в изобразительном искусстве, как проявление эстетической функции - в обществе неандертальца (300 тыс. лет до н.э.)3.

Причины генезиса авангардизма в изобразительном искусстве также материальны: а) гносеологический аспект, познание окружающего мира; б) развитие средств производства. Аналогичные причины - в эволюции всех авангардных форм во всем искусстве: в первобытном абстракционизме, в реализме и натурализме, и т.д.

Генезис модернизма мы обнаружили в искусстве Древнего Египта, хотя его зачатки в неолите. Французский археолог Анри Лот приводит каталог из 12-ти различных стилей: «поразительный факт... никто не предполагал такого многообразия культур в Сахаре»4. Но еще

3 См.: Шевченко, Н.И. Пронькин, В.И. Пронькин, А.В. Авангардизм и абстракционизм - бунт или развитие? Генезис, эволюция и будущее искусства от древности до Нового авангарда XXI в., Белгород, 2008, с. 91-117.

4 См.: Лот А. В поисках фресок Тассилин-Аджера. Л., 1973, с. 103.

поразительней тот факт, что более поздние из них предвосхищают изобразительные каноны Древнего Египта - модернизма Древних цивилизаций5.

А эволюция его - в искусстве Персии, ранней Античности, Средневекового искусства (миниатюры, православная роспись, икона, архитектура). Неомодерн (Бернар, Гоген и пр.) и модерн конца XIX -начала ХХ вв. завершается искусством А. Модильяни, последними исследованиями плоскостного модернизма6.

Сравнительный анализ реалистических художественных форм этих периодов позволил выделить в них общие черты, дать авторское определение: «Модернизм - совокупность направлений и течений в искусстве разных времен, сходных в эстетической концепции: стремление к плоскостности, конструктивности, чистоте линий, лаконизму и целостности форм» (определение В.И. Пронькина), причем, это явление такое же глобальное, как и авангардизм.

Но между модернизмом и авангардизмом существенное различие: авангардизм первичное и более обширное явление, понятие подчиняющее, а модернизм - часть, разновидность авангардизма, понятие подчиненное. Непонимание этих аспектов внесло в трактовку этих двух понятий и явлений путаницу, даже великие искусствоведы путались в этих понятиях; «Сначала Модернизм назвали «Авангардом», но этот термин создавал угрозу пониманию явления к настоящему времени, так как вводил всех в заблуждение»7.

Но в заблуждение вводила всех неточность, алогичность терминов, присущая Старой школе искусствоведения, «научный» уровень которой характеризует замечание доктора философских наук, профессора В.В. Вейнгольда: «Оценить науку с достаточной объективностью мы можем по тому, насколько строго определены понятия, образующие ее

о

систему»8.

А разобравшись в терминах, мы понимаем, что после смерти Модильяни (1920 г.) эволюция монокулярного модернизма завершилась, а эволюция монокулярного авангардизма продолжалась в течениях неоабстракционизма В. Кандинского. В 1970-х гг. она заканчивается концептуализмом, импрессией (синтезом) неоабстракционизма и поп-арта (инсталляции), театра (перфоменсы) и монокулярной фотографии, телевидения. Практическое воплощение все это нашло в производстве, рекламе, телерекламе, музыкальных клипах и пр. Эволюция монокулярного искусства и авангардизма в нем, как в гносеологическом, так и в формальном плане была завершена, но

5 Там же: с. 176 - 183.

6 См.: Шевченко Н.И. Пронькин В.И. Пронькин А.В. Авангардизм и абстракционизм - бунт или развитие?... С. 128 - 131.

7 Greenberg C. Modern and Postmodern. Режим доступа: http://www.sharecom.ca/greenberg/postmodernism.htm

8 Вейнгольд Ю.Ю. Мечта и стремление к высшему, лучшему // Духовное возрождение. Белгород, 2008, Вып.27, с. 47.

время Нового Авангарда, Конкретного бинокулярного искусства еще не

9

наступило .

Образовавшуюся пустоту в искусстве, философы, искусствоведы, критики, не видевшие дальнейшего пути в искусстве заимствовали из первой четверти ХХ века идеалистическую и метафизическую, по сути, антинаучную «теорию» постмодернизма. Художники ее подхватили, работая в старых авангардных направлениях ХХ в. и объявляя свои эпигонские картины «постмодернизмом», «трансавангардом», «актуальным искусством» и т.д.

Постмодернизм обрел и «философскую канву»: в трудах философов Ж-Ф. Лиотара, Бодрийяра, Делеза, Дерриды, Маньковской, Кристева, и пр. звучали гимны и хвала постмодернизму, но лишь одно они пытались скрыть - отсутствие в нем новаторства, авангардизма.

Известный бизнес-галерейщик «актуального» искусства М. Гельман решил вообще остановить дальнейшее развитие искусства: «весь конец XX века над художником довлела невозможность новизны. Модернистский период прошел, открытий больше не будет. Наступил постмодернизм»10. Но бизнес-галерейщик Гельман, искусствоведы, критики, кураторы российских выставок с начала 90-х прошлого века усиленно пропагандируют и продают в России эпигонское искусство, при этом называя его «актуальным», и даже - «авангардным».

Но Школа нового Конкретного искусствоведения дает нам четкую классификацию художников в их принадлежности к авангардизму, новаторству в искусстве:

а) авангардисты - создатели новых художественных форм, открывшие новые пути в искусстве;

б) неофиты авангардистов - последователи авангардистов, не открывшие новые пути в искусстве, но развивающие их в рамках художественных форм авангарда;

в) эпигоны авангардистов - художники, не открывшие новых путей в искусстве, не развивавшие их, работающие в их рамках, повторяя открытия авангардистов.

Постмодернизм «родил» эпоху эпигонов. Это «Новые дикие»: Саломе, А.Кифер, Г. Базелиц, Й. Иммендорф, М. Люперн, Дж. Шнабель и др. У итальянцев - Сандро Киа, Фр. Клементе, М. Паландино, К.М. Марианни, У. Бартолини и др. Наиболее прославились американцы, группа граффитизма: Ж.-М. Баския, К. Харинг, К. Шарф, Дж. Матос, Л. Макгар и пр.11. Все эти художники не открывали нового в искусстве (граффитизм - явление техническое, не формальное), работали в течениях концептуализма, абстрактного экспрессионизма,

9 См.: Шевченко Н.И., Пронькин В.И, Пронькин А.В. Вместо предисловия: авангардизм и абстракционизм: новый поворот / Авангардизм и абстракционизм от древности до Нового авангарда XXI века: генезис, эволюция и будущее искусства. Белгород, 2008, с. 5 - 14.

10 Гельман М. Искусство будущего. Режим доступа: http://www.vaulin.net/info.htm?id=16.

11 Мировое искусство (иллюстративная энциклопедия: Направления и течения от импрессионизма до наших дней) / Сост. И.Г. Мосин. Спб., 2006, с. 40 - 41.

информального искусства и пр. авангардизма ХХ века. А для рекламы бизнес-галерейщики выдумывали названия: «актуальное искусство», «нео-экспрессионизм», «трансавангард», и пр.

К примеру, искусствовед И. Мосин, так раскрывает сущность «трансавангарда»: «Течение в европейской живописи постмодернизма, возникшее в Италии в конце 1970-х гг. сущность... в противопоставлении

Л о

неоавангар-ду, прежде всего концептуальному искусству»12. Сущность -несколько в ином: в 1970-х гг. авангардизм в аналитическом искусстве завершился, возникло нечто ему противоположное, неавангардное, но названное «трансавангардом». Его адепты, как и адепты граффитизма, работали в течениях авангарда ХХ века.

Такое же фальшивое явление «постмодерном»: «Это слово появилось на свет на американском континенте из-под пера социологов и критиков. Оно обозначает состояние культуры после трансформаций, которым подверглись правила игры в науке, литературе и искусстве в конце XIX века»13.

Заметьте, для Лиотара суть искусства - «правила игры», «игрой» и откровенным бизнес-шулерством становится и весь «постмодернизм». В отличие от «бизнес-игр» постмодернизма авангардизмом открывались новые художественные формы: а) импрессионизма и пуантилизма; б) неомодернизма (Гоген, Бернар, и др.): в) начального экспрессионизма (В. Ван Гог, Э. Мунк, Дж. Энсор); г) модерна, (Г. Климт, В. Орта, А. Муха). И это не игрульки, «транформации» постмодернизма: так, стиль «модерн» распространяется на всю культуру конца XIX - начала ХХ веков. Авангардизм фовизма и кубизма, неоабстракционизма (начало ХХ в.) определяет всю культуру Хх столетия.

«Постмодерн» же, полагает Лиотар, является периодом состояния культуры «в конце XIX века», начала ХХ века: «работы Сезанна, Пикассо, Делоне, Кандинского, Клее, Мондриана, Малевича, наконец, Дюшана могут рассматриваться как некая «проработка» (durcharbeiten) современностью собственного смысла»14.

Так почему же эта «проработка» (durcharbeiten) современностью собственного смысла», его авангардные художественные формы хлопотами бизнес-менеджеров от искусства из конца XIX - начала ХХ в.в, переносятся в конец ХХ и начало XXI века, застряв в нем до сего дня?

И Лиотар, в ущерб научной логике пытается призвать «научную» в союзники софистику: «Приставка «пост» в слове «постмодерн», понятая подобным образом, обозначает не движение типа come back, flash back, feed back, т.е. движение повторения, но некий «ана-процесс»,

12 Там же: С. 174.

13

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. ЫРЬ: http://book.libertorrent.com/viewtopic.php?t=4280.

14 Лиотар Ж.-Ф. Заметка о смыслах «пост». Режим доступа: http://www.philosophy.ru/upload/1159281498 file.html.

процесс анализа, анамнеза, аналогии и анаморфозы, который перерабатывает нечто «первозабытое»15.

Но переработка «первозабытого» авангардом XIX - ХХ веков дала искусству и культуре человечества новую эстетику для машинизированного производства. А переработка «первозабытого» в постмодернизме - эпоху эпигонов, застой в искусстве и реальные препоны Новому Авангарду, Конкретному бинокулярному искусству.

К. Гринберг, которого в искусствоведении считают «просто влиятельным, самым влиятельным или даже величайшим критиком эпохи модернизма»16, о «постмодернизме» пишет как об угрозе для искусства: «эти идеологи, сторонники постмодернизма не являются поклонниками искусства. Они, как я думаю, являются более опасной угрозой высокому искусству, чем прежние обыватели от искусства»17. Гринберг видит изменения лишь в архитектуре, отвергшей принципы модернизма: «постмодернизм» является довольно новым термином. он применялся все чаще в статьях и разговорах об искусствах. Мне не ясно только, к чему это относится, кроме, разве, что к архитектуре. Современные средства архитектуры имеют признаки: функциональность, конструктивизм, отсутствие художественного оформления или украшения. Здания, спроектированные или построенные в последнее время и порывающие с этими канонами стиля,

1 я

и стали называться постмодернистскими»'8.

Гринберг считал вообще понятие «постмодерн» пустым, несоответствующим процессам эволюции в искусстве: «Может ли понятие «постмодернизм» быть распространено. в развитии в каком-либо из других искусств? Я еще не видел и не слышал этот термин в применении всерьез к чему-либо в недавней литературе. в связи с музыкой. к явлениям балета и кино. Но не в архитектуре, а именно в области живописи и скульптуры я. услышал и увидел использование термина «постмодернизм» - не только критиками и журналистами, но и

19

художниками непосредственно»19.

Виктор Гроер солидарен с Гринбергом: «Сегодняшнее господство постмодернистской точки зрения привело к интерпретации модернизма (т.е. - «авангардизма», замечание А.В. Пронькина), которая, по моему мнению, дезинформирует и вводит в заблуждение»20. И даже: «я расцениваю постмодернистский критический анализ модернизма как

О Л

недобросовестный»21.

15 Там же: URL: http://www.philosophv.ru/upload/1159281498 file.html

16 Розенберг Г. Американская живопись действия. // Искусство, 2008, № 3, с. 63.

17 Greenberg C. Modern and Postmodern. Режим доступа: http://www.sharecom.ca/greenberg/postmodernism.htm.

18 Greenberg C. Modern and Postmodern. URL: http://www.sharecom.ca/greenberg/postmodernism.html.

19 Там же.URL:http://www.sharecom.ca/greenberg/postmodernism.html.

20 Graue Victor A. Mondrian and the Dialectic of Essence. URL: http://doktorgee.worldzonepro.com/mondrian.html.

21 Там же. URL: http://doktorgee.worldzonepro.com/mondrian.html.

Причем, все эти бизнес-галерейщики, искусствоведы «постмодернизма», преследуя торгашеские цели, поставили заслон

реальному развитию искусства: «Постмодернистский бизнес - еще одно

00

выражение дурного тона в изобразительном искусстве»22, поскольку «то, что в последнее время выдается за авангард, лишь на словах является передовым, за всем этим стоит, испорченный взгляд людей и их дурной тон в изобразительном искусстве»23. В искусстве процветает пошлость и бесстыдство недалеких эпигонов, поощряемых арт-бизнесом: «Мы придерживались идеологии антипиара, антиискусства, мы родились, чтобы три дня просуществовать»24.

Россия стала «свалкой», как подержанных автомобилей, просроченных продуктов, так и застойного искусства «постмодерна». Искусством управляет не наука и не новаторство в искусстве, считает Гринберг, а бизнес: «Выделение бизнесом искусства - это глумление, но он решает в наше время больше, чем когда-то прежде»25.

Арт-бизнес рекламируется и обслуживается искусствоведением Старой школы, предельно исказившей всю историю развития искусства, искусствоведами не видящими путей развития искусства, заведшими его в тупик «постмодернизма». Гринберг говорил о них: «Они привносят современный обывательский вкус, маскируя его под новаторство и обертывая его в высокопарный художественный жаргон»26.

Свой вклад в застой искусства привнесли и теоретики «постмодернизма», хотя, не обнаружили в нем ни новаторства, ни ясности: «Сама идея такой современности... соотнесена с принципом... необходимости разрыва с традицией и установления какого-то абсолютно нового образа жизни или мышления. Сегодня мы начинаем подозревать, что подобный «разрыв» предполагает не преодоление прошлого, а скорее его забвение или подавление, иначе говоря -повторение... Это роковое повторение и/или цитирование... представляется совершенно очевидным, стоит лишь обратить внимание на господствующие ныне в живописи течения, носящие имена

07

«<трансавангардизма», «неоэкспрессионизма» и т.п.»27 (курсив А.В. Пронькина).

И всюду, где у них приставка «пост» - сомнения и неопределенность: «Отправившись от «постмодернизма» архитектурного, я подошел теперь ко второму значению термина

22

Greenberg C. Modern and Postmodern. URL: http://www.sharecom.ca/greenberg/postmodernism.htm.

23 Там же. URL: http://www.sharecom.ca/greenberg/postmodernism.htm

24 Козин В., Панин И. Мифология факта. [Беседовал Д. Новик] // Искусство, 2009, № 1 - 2, с. 122.

25 Greenberg C. Taste. URL: http://www.sharecom.ca/greenberg/taste.htm Greenberg C. Modern and Postmodern. URL:

http://www.sharecom.ca/greenberg/postmodernism.htm.

Лиотар Ж.-Ф. Заметка о смыслах "пост". URL: http://www.philosophy.ru/upload/1159281498 file.html.

«постсовременный»; должен тебе признаться, что полной ясности в

по

этом пункте у меня нет» (курсив А.В. Пронькина).

Анализ этого суждения в аспекте философии подтверждает эпигонство «постмодерна»: ведь повторение, цитирование не входит в функции новаторства. В феномене авангардизма есть явные аспекты «общего, особенного и единичного»29. И для авангардизма «общее» -открытие новых форм художественного выражения, которых нет в постмодернизме. Там есть «особенное»: мета-языковые игрульки, ирония, трюкачество (в картинах Г. Базелица - изображения фигур людей вниз головой), ирреализм "постмодернистов", и там есть «единичное» - картины «постмодернистов» с их «особенным» -неофитством, подражательством и эпигонством.

«Постмодернизм» гносеологически и исторически не мог дать обществу авангардизма, поскольку эволюция плоскостного, монокулярного авангардизма завершилась в 70-х гг. ХХ века. «Постмодернизм» - искусство залежалого товара, «вчерашнего авангардизма», ушедшего столетия. Создавая произведения «постмодернизма», художники и искусствоведы «польстят массам, снижая всю культуру к их уровню. Именно по этой причине авангард вне

ЯГ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

закона»30

«Искусство никогда не вредит себе, держась в стороне от социальных проблем дня»31, - считал О. Вельде, но именно политики и журналисты, сознательно используют «постмодернизм» в плане свободы: «свободы творчества», «свободы личности». На деле это вылилось в «свободу вседозволенности» в снижение уровня культуры до уровня потребителя: «Явление постмодернизма выросло и распространилось в атмосфере заниженного вкуса и мнения, в которой

я?

процветает поп-арт и его преемники»32.

Как пишет известный журнал «Компьютерра-онлайн»: «Постмодернизм - модное слово. В философии, антропологии, архитектуре и литературе. Термин постмодернизм больше всего любит гуманитарная среда, ловко избегающая точных определений и значений. Но сегодня все более или менее знают, что постмодернизм есть состояние культуры общества, которое характеризуется утратой ценностных ориентиров»33.

28 Там же. URL: http://www.philosophv.ru/upload/1159281498 file.html.

Вейнгольд Ю.Ю. Синергетика - новое видение диалектики // Духовное озрождение. Белгород, 2008, Вып.27, с. 76.

30 Greenberg C. Avant-garde and Kitsch. URL:http://www.sharecom.ca/greenberg/kitsch.html.

31 Wilde O. The English Renaissance of Art.

URL: http://www.englishlanguage.ru/texts/index.php7ELEMENT ID=986.

32 Greenberg C. Modern and Postmodern.

URL: http://www.sharecom.ca/greenberg/postmodernism.html.

33 Постмодернистский космос Жана Бодрийяра // Компьютерра-онлайн 22 июня 2011 года. URL: http://www.computerra.ru/think/313095/.

Утрачены не только ценностные ориентиры, утрачена основная, гносеологическая функция и цель искусства - авангардизм, открытие новых форм художественного выражения. «Постмодернизм» - застой в искусстве длиною в 40 лет, был вызван некомпетентностью его создателей, неспособностью увидеть новое в искусстве, «ловко избегающая точных определений и значений», мешающих созданию, признанию Нового авангарда.

На протяжении более десяти лет, по сути, с самого открытия Нового авангарда, Конкретного бинокулярного искусства, его теоретиком, художником Пронькиным Владимиром Ивановичем, искусствоведы Старой школы, галеристы, работники музеев, чиновники от культуры всячески мешают продвижению Нового авангарда.

Но за это время в г. Белгороде уже сформировалась школа Нового, Конкретного искусствоведения, которая исследует искусство, его эволюцию с позиций авангардизма. В своих статьях, в 2-х монографиях мы критически пересмотрели и определили все основные понятия искусствоведения, пересмотрев, при этом, генезис и всю эволюцию изобразительной культуры и искусства. Эти исследования помогли научно обосновать закономерность и открытие Нового авангарда.

Возглавляет школу Нового, Конкретного искусствоведения искусствовед, доктор философских наук, профессор Н.И. Шевченко, наши исследования поддерживают видные ученые г. Белгорода, Москвы.

Мы выяснили, что эволюция изобразительного искусства, от первобытного абстракционизма до неоабстракционизма ХХ века, проходила в плоскостных монокулярных формах. Основанное на образах одного глаза (абстракции, силуэт, контур, перспективное изображение), оно завершилось в 70-х гг. ХХ в. концептуализмом. Технические его аналоги: монокулярная фотография, монокино, монотелевидение, давали также плоскостные визуальные изображения. Застойный «постмодернизм» проходил в таких же плоскостных монокулярных формах во всех этих видах искусства.

Бинокулярные изображения в изобразительном искусстве, как полагает В.И. Пронькин, впервые появляются у импрессионистов: «Интуитивными прозрениями бинокулярных изображений являются некоторые картины К.Моне, Ван Гога, Э.Дега и пр. Они впервые заглянули в мир бинокулярного искусства, но, не поняв основ бинокулярности, остались в рамках плоскостного авангарда»34.

Но бинокулярные изображения были замечены и исследовались уже в XV веке: «Леонардо да Винчи занимался этим вопросом, пытаясь дать ему научное обоснование. В 1593 г. Порта установил, что в нашем сознании комбинируются изображения, полученные обоими глазами, и

34 Пронькин В.И. Генезис, эволюция, и тенденции развития дизайна одежды в свете теории школы Нового Конкретного искусствоведения // Духовное возрождение, Белгород, 2010, с. 208.

описал отдельные изображения стереопары»35. С созданием стереоаппаратуры совпали первые прозрения импрессионистов: «В 1883 г. Уитсон изготовил первый зеркальный стереоскоп, а в 1849 г. Брюстер разработал линзовый стереоскоп. К этому же времени относится и создание первых стереоскопических фотоаппаратов»36.

Наш Новый Авангард. Конкретное бинокулярное искусство совпал с широким распространением, внедрением в жизнь стереокино (3 D формат) и стереотелевидения. В изобразительном искусстве «Новый авангард, Конкретное визуально-пространственное искусство не только теоретически обосновано, но и получило практическое подтверждение в 6-ти направлениях и 12 течениях» . Это искусство создает авангардистскую, бинокулярную эстетику производству, медиа-культуре, архитектуре и дизайну нового века, оно определит культуру, как сегодняшнего века, так и культуру будущих веков.

Пронькин А.В. Постмодернизм - явление застоя в искусстве и Новый авангард XXI века. В статье исследуется два феномена в изобразительном искусстве. Постмодернизм, 40-летний застой в искусстве, лишь эпигонски повторяет старые художественные формы Авангарда ХХ в. В основе его - монокулярных, плоскостных образах одного глаза. Технические аналоги его - монокулярная фотография, кино, телевидение. На смену им идут бинокулярные (3-D) технологии. В Новом авангарде, Конкретном бинокулярном искусстве разработана новая эстетика бинокулярных форм, которые определят культуру XXI в.

Ключевые слова: постмодернизм, модернизм, авангардизм, абстракционизм, эволюция, монокулярный, бинокулярный, Новый авангард, эстетика будущего.

Pronkin A.V. Postmodernism - the phenomenon of stagnation in the art of Avantgarde and new XXI century. This article examines two phenomena in the visual arts. Postmodernism, as 40-year stagnation in art, repeats the old art form of the twentieth century avant-garde only imitatively. In the heart of it there is monocular, planar images of one eye. The technical counterparts of it are monocular photography, film and television. Binocular (3 -D) technology goes in their place. In the New forefront as a specific artificial binocular, a new aesthetic forms of binocular is developed that will define the culture of the XXI century.

Keywords: postmodernism, modernism, avant-garde, abstract, evolution, monocular, binocula, new avant-garde aesthetics of the future.

35

Чибисов К.В. Предисловие. / Валюс Н.А. Стереоскопия. Режим доступа: http://russkoestereo.ru/Files/Texts/3dbook stereoscopy.pdf.

36 Там же. Режим доступа:

http://russkoestereo.ru/Files/Texts/3dbook stereoscopy.pdf.

37 Шевченко Н.И. Вместо предисловия: авангардизм и абстракционизм: новый поворот, с. 15-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.