Научная статья на тему 'Образовательная среда как пространство профилактики экстремизма'

Образовательная среда как пространство профилактики экстремизма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
800
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕВИАЦИИ / ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬЮ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / YOUTH / EDUCATION / DEVIATIONS / EXTREMISM / EXTREME / CONTROLLING THE EXTREME / PREVENTING EXTREMISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завьялова Надежда Викторовна

В статье рассматривается образовательная среда как пространство, наиболее эффективное для профилактики девиаций молодежи, в том числе экстремизма. Представлены результаты социологического исследования по данной тематике, разработанный и апробированный факультативный курс профилактики экстремизма, а также подтверждение его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING ENVIRONMENT AS A SPACE CAPABLE OF PREVENTING EXTREMISM {IN YOUTH)

The paper considers the learning environment as the most efficient space for preventing deviations in youth, including extremism. The paper presents results of a sociological survey on the subject, and an elective on prevention of extremism that is developed and tested, and confirmation of its efficiency as well.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда как пространство профилактики экстремизма»

УДК 371.4(045) Завьялова Надежда Викторовна

Аспирантура ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально педагогический университет» balashnadezhda@yandex.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПРОСТРАНСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА

В статье рассматривается образовательная среда как пространство, наиболее эффективное для профилактики девиаций молодежи, в том числе экстремизма. Представлены результаты социологического исследования по данной тематике, разработанный и апробированный факультативный курс профилактики экстремизма, а также подтверждение его эффективности.

Zavyalova Nadezhda Victorovna,

Post-graduate School, FGAOU Institution "Russian State Vocational Pedagogical University" balashnadezhda@yandex.ru

LEARNING ENVIRONMENT AS A SPACE CAPABLE OF PREVENTING EXTREMISM {IN

YOUTH)

The paper considers the learning environment as the most efficient space for preventing deviations in youth, including extremism. The paper presents results of a sociological survey on the subject, and an elective on prevention of extremism that is developed and tested, and confirmation of its efficiency as well.

Ключевые слова: молодежь, образование, девиации, Keywords: youth, education, deviations, extremism, the экстремизм, экстремальность, управление экстре- extreme, controlling the extreme, preventing extremism. мальностью, профилактика экстремизма.

Существование девиаций в российском обществе и в первую очередь среди молодежи, возрастание проявлений экстремизма и терроризма в мире требует изучения природы девиаций и поиска способов противодействия.

Девиации, или отклонения, от принятых обществом правил существуют во все периоды развития общества. Их появление объяснимо и закономерно, так, например, молодому поколению присуще желание перемен, жажда новизны, что способствует выработке у них радикальных взглядов, решений, выработке экстремальности. Экстремальность в свою очередь ведет к появлению девиаций и даже преступлений. С другой стороны, экстремальность, являясь максимальным проявлением активности человека, служит необходимым условием его существования и развития в современном мире. Благодаря экстремальности человек способен развиваться.

Экстремальность сознания способна трансформироваться как в негативном (разного рода девиации, в том числе экстремизм), так и в позитивном направлении (творчество, тьютор-ство, волонтерство и другие социально одобряемые виды деятельности). По нашему мнению, с задачей позитивной трансформации экстремальности молодежи наиболее эффективно, могли бы справиться образовательные учреждения, так как именно образовательная среда занимается вопросами социализации. В связи с чем в 2009-2013 гг. нами была проведена опытноэкспериментальная работа, включающая социологическое исследование по выявлению экстремистских установок среди учащихся образовательных учреждений Пермского края (МБСУВУОТ СОШОТ г. Соликамск, ГБ СУВУОТ СПУ «Уральское подворье» г. Пермь, МАОУ «СОШ № 25» г. Пермь, МАОУ «СОШ с УИОП № 3» г. Березники), позволившее выявить характерные черты, способствующие появлению экстремистских настроений среди учащейся молодежи (низкая самооценка, низкий уровень правовой культуры, патриотизма, незнание культуры других народов, высокий уровень агрессивности, экстремальность, отсутствие занятости в свободное время), разработан и апробирован факультативный курс профилактики экстремизма среди учащейся молодежи «Новый формат» (неформальные уроки).

О присущей молодежи экстремальности свидетельствуют ответы учащихся. Так, 54,8 % нравится совершать рискованные поступки, кроме того, 69,4 % респондентов ответили, что им нравятся экстремальные виды спорта, а основной причиной экстремальных поступков 61,4 % учащихся назвали тягу к экстремальному образу жизни. Выяснилось, что 41,7 % учащихся желают заниматься экстремальными видами спорта, однако не имеют такой возможности: нет времени, площадок, ресурсов, оборудования, опытного тренера и др. 36,5 % учащихся высказали пожелание о включении экстремальных видов спорта в учебную программу (например, скалолазание — лазание по естественному или искусственному рельефу, триал —преодоление препятствий на велосипеде, мотоцикле или грузовике, роллерблейдинг — катание на ролико-

вых коньках с выполнением трюков, бокинг — бег и прыжки на «подпружиненных ходулях» — джамперах, граффити-бомбинг — скоростное рисование граффити в необычных условиях). Таким образом, ответы респондентов свидетельствуют о высокой потребности в экстриме, экстремальности, неординарности и желании самореализации.

О низком уровне правовой культуры учащихся сигнализирует готовность 39,9 % учащихся материально обогатиться любыми способами, даже незаконными, 17,9 % готовы для защиты своих интересов принять участие в любых акциях, даже не разрешенных властями.

Патриотами считают себя 48,4 % учащихся, что говорит о достаточно высоком уровне патриотизма.

Настораживают ответы респондентов на некоторые вопросы, касающиеся межнациональных отношений, так как важнейшим элементом снижения напряженности и профилактики экстремизма являются навыки межкультурной коммуникации.

Кроме этого, молодежь является наиболее активной составляющей поликультурного пространства, которая, осваивая общечеловеческие ценности культуры своих предков и систему принципов, бурно реагирует на любые противоречивые ситуации, что порождает в молодежной среде разногласия и конфликты.

Учитывая тот факт, что Пермский край является многонациональным регионом, в котором проживает 126 национальностей [3], нами выяснялось отношение учащихся к представителям других наций, мигрантам, а также к представителям разных социальных групп. В ходе опроса выяснилось, что, несмотря на наличие у учащихся значительного количества друзей из числа представителей других национальностей (66,6 %), возможность дружбы с ними допускает лишь 46,2 %, что свидетельствует об имеющейся межнациональной дистанции жителей и о необходимости проведения занятий на тему межнациональной дружбы и толерантности.

Негативное отношение (неприязнь, непринятие) к мигрантам выразили 57,2 % учащихся, также высок процент молодежи (47,3 %) негативно настроенных по отношению к неформалам (готы, эмо и др. субкультуры), что диктует необходимость повышения уровня этнотоле-рантности и профилактических мер.

Агрессивность мигрантов учащиеся считают одной из основных причин появления межнациональных конфликтов (74,0 %), другой основной причиной 35,4 % учащихся считают бедность и плохие социальные условия, высокую конкуренцию на рынке труда как причину возможных конфликтов назвали 20,4 % учащихся, незнание культуры других народов — 18,8 % респондентов.

Увеличение потока мигрантов, обладающих своеобразными этнокультурными особенностями, отличными от менталитета и стиля жизни местных жителей, может привести к межэтнической разобщенности, так как местные жители не принимают культуру, образ жизни и язык переселенцев, а мигранты, напротив, стремятся сохранить свою культурную самобытность. Поэтому для уменьшения мигрантофобии и ускорения адаптации мигрантов необходима комплексная работа образовательных учреждений совместно с социальными и административными структурами, а именно: программы адаптации, учебные пособия, методические рекомендации, учебные курсы по изучению языка, культуры, законодательства, решение вопросов трудоустройства, возможности разрешения бытовых и др. проблем мигрантов.

Выяснилось также, что значительное количество свободного времени молодые люди проводят в Интернете: в среднем 1-2 часа проводят в Интернете 17, 1 % учащихся; 2-4 часа уделят Интернету 25,3 % молодежи; 4-6 часов проводят в Интернете 15,8 % опрошенных и более 6 часов — 29,8 % учащихся. Данные свидетельствуют, что повышенное внимание молодежи к Интернету требует контроля за размещаемой информацией, в связи с чем крайне актуальными на сегодняшний момент являются уроки безопасного поведения в Интернет-пространстве.

Ответы респондентов на вопросы, касающиеся здорового образа жизни, позволяют заключить, что более половины учащихся не ведут здоровый образ жизни (58,0 %), особенно это характерно для учащихся специальных учебных заведений, что также требует коррекции.

Отвечая на вопрос о значимости жизненных ценностей, первое место учащиеся отдали семье и семейным отношениям 67,7 %; далее наиболее значимой ценностью для подростков

является дружба — 63,1 %; также важными ценностями 38, 0 % учащихся считает здоровье своё и близких; 30,8 % респондентов значимой ценностью признают любовь; развлечения и отдых как жизненные ценности выбрало достаточно большое количество (28,3 %) учащихся; карьеру — 24,4 % молодежи; деньги важны для 20,5 % респондентов; личностное развитие и самореализацию оценили как значимые 19,7 %; и последнее место в системе ценностей учащихся занимает обучение - 10, 5 %, что говорит об отсутствии у молодежи интереса к обучению и о восприятии учебы как обязательства, необходимого для дальнейшей успешной социализации. Предлагаемый нами факультативный курс профилактики экстремизма среди учащейся молодежи «Новый формат» (неформальные уроки) способствует повышению интереса к учебе, так как занятия проводятся в необычном режиме, неформально, что вызывает у обучающихся (особенно тех, кто подвержен различного рода девиациям) неподдельный интерес, удивление, любопытство и желание их посещать.

Неформальные уроки предоставляют молодежи возможность реализовать под контролем экстремальные фантазии и увлечения с помощью экстремальных мероприятий и игр. Но если при этом научить учащихся безопасному поведению, технике безопасности и т.п. — значит научить их управлять своей экстремальностью.

Управление экстремальностью - это организация прямого исполнения позитивных экстремальных желаний (экстремальные виды спорта, экстремальные игры) при одновременном обучении безопасному поведению в процессе вышеуказанных видов деятельности либо замещение экстремальности альтернативными социально одобряемыми видами деятельности (творчество; волонтерство, тьюторство, благотворительность, участие в молодежных проектах, повышение образовательного уровня и др.).

Однако исполнение желаний не всегда осуществимо в финансовом отношении либо вследствие технических сложностей (угрозы травмирования, ошибки в расчетах, недостаточного профессионализма, добросовестности кураторов и др.) и может привести к несчастным случаям. Поэтому более безопасно замещать экстремальность альтернативными социально одобряемыми видами деятельности (творчество, волонтерство, тьюторство и т.п.).

В основе действий по превенции экстремизма должна лежать идея сокращения свободного, неконтролируемого пространства и времени молодых людей. День подростка должен быть занят постоянно (школа, участие в школьных мероприятиях, в волонтерских движениях, спортивные секции, клубы по месту жительства, клубы по интересам, участие в общественных, благотворительных и т.п. организациях), чтобы у него просто не было свободного времени и извечной подростковой проблемы, особенно для проживающих в малых городах, «Что делать?», «Куда пойти сегодня?», «Чем себя занять»? Например, проект «Взрослый друг», в основе которого лежит идея о построении продуктивного психолого-педагогического взаимодействия, взаимоотношений между подростком и старшим другом для решения проблем младшего.

Профилактика экстремизма в молодежной среде может идти в направлении снижения деструктивного потенциала молодежных групп и субкультур. В данной стратегии лежит механизм управляемого «гедонистического риска». Необходимо обеспечить область для реализации агрессивных, экстремальных проявлений молодежи, удерживая их в рамках действующего законодательства и социальных норм. Наиболее успешно эта стратегия может быть реализована через использование экстремальных видов спорта. Профилактика экстремистских установок в молодежной среде может быть эффективной, только когда она осуществляется комплексно и системно, а не представляет собой набор разрозненных программ, различных по концептуальной основе и структуре. Поэтому мы предлагаем комплекс мер, включающих в себя занятия, способствующие формированию поликультурной, толерантной, законопослушной, патриотически настроенной личности, нацеленной на здоровый образ жизни, что позволит преодолеть наметившуюся в обществе тенденцию к девиализации молодежи.

Предлагаемый нами факультативный курс «Новый формат» (неформальные уроки) состоит из комплексов социально-педагогических мероприятий, включающих:

1. Занятия по формированию поликультурной личности («уроки дружбы», включающие ознакомление с культурой, обычаями и традициями народов, проживающих в регионе: особенности каждого народа и их общие черты, посещение музеев, выставок, участие в национальных праздниках (дни национальных культур и т.п.);

2. Занятия по формированию толерантной личности («уроки толерантности», включающие ознакомление с понятием, проявлениями нетерпимости в общественной жизни, навыками ведения позитивного диалога с окружающими и самим собой);

3. Занятия по формированию патриотически настроенной личности («уроки патриотизма», включающие ознакомление с наиболее значимыми федеральными, региональными культурными программами и спортивными проектами, знакомство с работами выдающихся отечественных деятелей культуры, искусства и спорта).

«Недооценка собственной национальной идентичности является потенциальной предпосылкой для враждебного отношения к другим этносам, допущения насилия по отношению к их представителям. Экстремизм в данном случае выступает как результат понижения статуса ценностей национальности, национальной принадлежности» [5, с. 76].

4. Занятия по формированию законопослушной личности («уроки правовой информации», включающие ознакомление с основами международного и российского законодательства, с мерами ответственности за правонарушения, работу с нормативными правовыми актами);

5. Занятия с использованием элементов неформальности для ознакомления с молодежными неформальными движениями, нетрадиционными экстремальными видами спорта с акцентом на положительных сторонах субкультур («неоуроки Поколение next», включающие игры, музыкальные фестивали, викторины и т.д.);

6. Занятия по формированию безопасного поведения («уроки безопасного экстрима и information safety (информационной безопасности)»), включающие обучение правилам безопасного поведения, правилам безопасности при занятиях экстремальными видами спорта, оказанию первой медицинской помощи, а также обучение правилам безопасной работы в Интернете, технике безопасности при работе с ПК, основам этикета работы в сети (соцсети, ICQ и др.), ответственности за правонарушения в компьютерной сфере;

7. Занятия с использованием психологических приемов и игровой деятельности для снятия эмоционального напряжения, снижения агрессивности («уроки душевного комфорта», включающие практические занятия с использованием психологических приемов, методик и игр.). Например, предлагаемая нами психологическая методика «акция update» (обновление) направлена на искоренение человеческих пороков и вредных привычек, развитие рефлексии учащихся, а игра «Комплименты» направлена на сплочение коллектива, формирование взаимопонимания и дружбы;

8. Занятия по формированию культуры здорового образа жизни («уроки здорового образа жизни», включающие обучение основам здорового питания, упражнениям для снятия психологической нагрузки, стресса, физического напряжения). Данные занятия предполагают отказ от вредных привычек (курение, алкоголь и др.), так как гармония души и тела достигается сочетанием физических и психологических упражнений. Для реализации отказа от вредных привычек мы предлагаем использовать психологические приемы и работу в группах.

Занятия, составляющие содержание курса, интересны подросткам, актуальны для них; строятся на основе диалога с учениками; многие осуществляются в игровой форме; некоторые включают психологические приемы, помогающие снять стресс, напряжение учащихся, избавиться от агрессии, негатива, в том числе с помощью физических упражнений и экстремальных видов спорта; кроме того, несмотря на столь нетрадиционный подход к подаче и изучению материла, занятия предоставляют учащимся много полезной и необходимой информации («уроки правовой ответственности и информационной безопасности», «уроки безопасного экстрима»). На занятия учащиеся приходят не только для того, чтобы изучать материал, но и для общения. Важным и наиболее привлекательным для подростков являются игры, которые возможно организовать в учебном заведении и даже в классе во время урока, содержащие элементы обучения и психологической разгрузки, что необходимо подросткам для снятия напряжения и агрессии. «Тяга людей к играм - явление, наблюдаемое во всем мире... Поскольку игра связана с переживанием удовольствия, она дает возможность уйти от конфликта, выйти из конфликтной ситуации. В игре действие замещает другое действие, так же как вещь - другую вещь. В этом проявляется замещающая функция игры» [3, с. 117].

Для формирования современной, креативной и творчески мыслящей личности «необходимым условием становится внедрение педагогических методов, средств, технологий, направ-

ленных на развитие креативных ресурсов обучающихся. Одним из таких средств является со-циоигровая деятельность, которая используется в целях придания учебному процессу творческого начала, включения в него нестандартных креативных подходов, формирования умения рассуждать и находить обоснованное решение» [1, с. 36]. Поэтому в содержание предлагаемого нами курса включена игровая часть, например, спортивно-патриотическая игра «Экстремальный отряд», заключающаяся в выполнении командами секретного задания на время в экстремальных условиях (походных и т.п.), которая способствует воспитанию морально-волевых качеств: настойчивости, организованности, взаимовыручки, самостоятельности, коллективизма, формированию патриотических чувств; реализации экстремальных желаний в процессе игровой деятельности; интеллектуально-экстремальная игра «Finder», которая переводится как «Искатель» и заключается в поиске ответов на вопросы, указанные в записках, которые нужно найти. Игра направлена на развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Использованные нами методы, такие как тренинг - учебная технология моделирования специально заданных ситуаций, участие в которых позволяет развить и закрепить необходимые знания и навыки обучающихся, изменить их отношение к собственному опыту; учебная дискуссия - это поиск решения проблемы в ходе учебного процесса с определенной группой лиц и в определенной аудитории, в которой акцент с ответа как результата дискуссии смещен на сам процесс поиска; метод case-study - обучение анализу информации, выявление ключевой проблемы, выбор альтернативных путей решения, их оценка и, как следствие, принятие оптимального решения и создание программы действий; ролевая игра (педагогами обычно относится к деловым играм) представляет собой различные, чаще противоположные интересы участников и необходимость принятия какого-либо решения по ее окончании, которые помогают формировать коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления, по нашему мнению, необходимы для интенсификации образовательного процесса [4, с. 82-83].

«Инновационные образовательные технологии - упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, направленных на развитие личности, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в профессиональнопедагогических ситуациях, образующих интеграционное единство форм и методов обучения при взаимодействии обучаемых и педагогов в процессе развития индивидуального стиля деятельности» [2, с. 9].

Таким образом, выбирая интерактивные методы обучения в качестве обязательного включения в структуру занятий, мы тем самым избавляемся от привычных форм передачи знаний, предотвращаем привыкание учащихся к монотонному, иногда скучному восприятию материала, предоставляем учащимся возможность в игровой форме на практике применить новые знания или же самостоятельно найти оптимальное решение конкретных жизненных ситуаций.

Эффективность превентивных мер по проблеме экстремизма в молодежной среде зависит от соблюдения социально-педагогических условий профилактики экстремизма, представляющих собой комплекс, состоящий из взаимодействия образовательной, семейной и культурно-досуговой сфер, воздействующих на индивида на основе личностно-ориентированного подхода с целью снижения девиаций, в том числе экстремистских установок среди учащейся молодежи (схема 1).

Апробация курса профилактики экстремизма в образовательных учреждениях края показала положительные результаты: снизился уровень агрессии, повысился уровень толерантности, правовой культуры, патриотизма, увеличилось количество учащихся, нацеленных на здоровый образ жизни и отказавшихся от вредных привычек. Так, после проведенных занятий 59,3 % учащихся допускают возможность дружбы с представителями других национальностей, то есть положительная динамика составила 13,1 %, что свидетельствует о сокращении уровня межнациональной дистанции. Кроме того, почти в два раза (до 28,9 %) снизился негативизм по отношению к мигрантам, до 34,8 % — к неформалам. Положительная динамика после проведенных занятий наблюдается и по отношению к здоровому образу жизни, особенно среди учащихся специальных образовательных учреждений, где число учащихся, принявших здоровый образ жизни, возросло в 2,5 раза.

Уровень патриотизма повысился на 22,3 %.

Схема 1. Социально-педагогические условия профилактики экстремизма

Об увеличении уровня правовой культуры свидетельствует снижение количества молодежи почти в 2 раза (до 20,2 %), готовых ради материального обогащения на любые способы, даже незаконные, а также уменьшение числа учащихся, готовых участвовать для защиты своих интересов в любых акциях, даже не разрешенных властями, до 9,2 %, т.е. в 1,9 раза. Можно заключить, что обоснованный комплекс профилактических мероприятий, воздействующих на экстремальность, вызывает позитивную трансформацию экстремального сознания всех типов и снижение девиаций, в том числе экстремистских установок. Таким образом, предлагаемый и апробированный нами курс профилактики экстремизма «Новый формат» доказал свою эффективность и может быть взят за основу в других образовательных учреждениях.

Необходимо упомянуть о некоторых трудностях, с которыми мы столкнулись в ходе проведения занятий, а именно: недостаточность материально-технической оснащенности (закупка инвентаря для занятий экстремальными видами спорта), кадровых ресурсов (отсутствие в образовательных учреждениях необходимых педагогов-тренеров для преподавания экстрим-уроков). Следовательно, для эффективной профилактики экстремизма в молодежной среде необходимо:

1) нормативно-правовое обеспечение (принятие федерального закона о молодежи как механизма защиты их прав; повышение правовой культуры учащихся посредством включения в образовательный процесс правовых дисциплин);

2) социально-педагогическое обеспечение (разработка научно-методического инструментария по профилактике экстремизма в молодежной среде: сборники, научные и научнометодические пособия, тесты и т.п.; мотивация общественного сознания молодежи на новую ценностную модель, основанную на принципах толерантности, культуры мира, патриотизма, гражданской ответственности; создание интернет-ресурса для педагогов, психологов и всех, кто

занимается проблемами профилактики молодежного экстремизма для свободного общения и обмена опытом и информацией);

3) социально-практическое обеспечение (создание площадок для «управления экстремальностью молодежи», т.е. для реализации молодежью альтернативных социально одобряемых видов деятельности, таких как спортплощадки, экстрим-центры, такие проекты, как «Молодежный парламент», «Молодежные инициативы» и т.п.; организация и проведение фестивалей молодежных музыкальных субкультур, фестивалей экстрим-танца и т.п.);

4) материально-техническое обеспечение (необходимый спортивный инвентарь для занятий экстремальными видами спорта, медицинское оснащение);

5) кадровое и организационное обеспечение (создание образовательных центров для подготовки (переподготовки) специалистов по профилактике экстремизма в молодежной среде, включая тренерский состав по экстремальным видам спорта; организация системы тренингов и семинаров для должностных лиц, занимающихся проблемами воспитания молодежи).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Власова Ю.А. Социоигровая деятельность как средство развития креативных ресурсов студентов: проблемы применения // Среднее профессиональное образование. - 2013. № 2. - С. 35-38.

2. Зеер Э.Ф. Стратегические ориентиры инновационного развития профессионального образования / Образование и наука. - 2009. - № 6. - С. 3-12.

3. О национальном составе населения Пермского края (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года) // Электронный ресурс: режим доступа:

http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/permstat/ru/news/rss/ab0e36004d81448d82ebef344d6b6963

4. Профилактика экстремизма и радикализма в молодежной среде Республики Татарстан: Сб. научнометодических и информационных материалов. / Мин-во по делам молодежи, спорту и туризму РТ, Респ. Центр молод., инновац. и проф. программ. - Казань: РЦМИПП, 2011. - 180 с.

5. Сачкова Н.А. Теория игр как объясняющая схема социальных процессов: на материале педагогики // Образование и наука. - 2010. - № 11. - С. 81 -87.

6. Этнический экстремизм в молодежной среде: диагностика и перспективы преодоления / В.П. Бабинцев, Б.В. Заливанский, Е.В. Самохвалова // Мир России. - 2011. - № 1. - С. 74-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.