Научная статья на тему 'Экстремизм в культуре'

Экстремизм в культуре Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2002
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / СОЦИОКУЛЬТУРНА СРЕДА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ / ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / EXTREMISM / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / SOCIO-CULTURAL PHENOMENON / THE DEGREE OF EXTREME WHILE SETTING / METHODOLOGICAL PROBLEM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гуськов Д. В.

Автор статьи анализирует механизм возникновения экстремизма в периоды смены социокультурных норм и ценностей в обществе. В статье автор анализирует особенности экстремизма как социокультурного явления, а также рассматривает ряд методологических проблем исследования экстремизма в качестве социокультурного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXTREMISM IN CULTURE

The author of this article examines the mechanism of extremism in periods of change of socio-cultural norms and values in society. In the article the author analyzes features of extremism as social and cultural phenomenon, but also considers a number of methodological problems of the study of extremism as a socio-cultural phenomenon.

Текст научной работы на тему «Экстремизм в культуре»

iHWWWWVWWWWWWWWWVWWWWWWWWWVWWWWWVWWWWWWWWWVWWWWWWWWWVWWWWWVWWWWWWWWWVWWWWWWWWWVWWWWWVWWWWWWWWWVWWWWWVWWWWVWWWWWVWWWWWWWWWVWWWWWVWWWWVWWWWWVWWWWWWWWWVWWWWWVWWWWWWWWWVWWWWWWWWWVWWWWWVWWWWWWb

УДК 00.08 ГРНТИ 13.07.25 Код ВАК 09.00.13

Д. В. Гуськов

Екатеринбург, Россия

ЭКСТРЕМИЗМ В КУЛЬТУРЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экстремизм, социокультурна среда, социокультурное явление, экстремальность, методологическая проблема.

АННОТАЦИЯ: Автор статьи анализирует механизм возникновения экстремизма в периоды смены социокультурных норм и ценностей в обществе. В статье автор анализирует особенности экстремизма как социокультурного явления, а также рассматривает ряд методологических проблем исследования экстремизма в качестве социокультурного явления.

D. V. Guskov

Yekaterinburg, Russia

THE EXTREMISM IN CULTURE

KEY WORDS: extremism, socio-cultural environment, socio-cultural phenomenon, the degree of extreme while setting, methodological problem.

ABSTRACT: The author of this article examines the mechanism of extremism in periods of change of socio-cultural norms and values in society. In the article the author analyzes features of extremism as social and cultural phenomenon, but also considers a number of methodological problems of the study of extremism as a socio-cultural phenomenon.

Экстремизм - это сложное и многогранное явление, исследуемое несколькими смежными научными дисциплинами, цель которых найти причинно-следственную связь, обуславливающую его возникновение как феномена, классифицировать формы проявления данного феномена в жизнедеятельности человека и общества. В связи с данным обстоятельством экстремизм как научная категория имеет целый ряд трактовок. В настоящее время существуют различные методологические подходы к определению экстремизма как научной категории.

Большинство существующих трактовок и определений экстремизма в основном характеризуют его как политическое, юридическое, психобиологическое и психосоциальное явление, но не как социокультурное явление.

Например, трактовка понятия «экстремизм» как психобиологической только в рамках биологических и психологических факторов, задействованных в развитии девиаций у индивидуума или группы индивидуумов, что в итоге, не дает полной картины этого явления. В политических науках экстремизм понимается как форма крайнего политического течения, которая предполагает наличие точки отсчета, существующей политической системы, от которой данное явление определяется. В юридической же науке характеристика экстремизма и его форм была дана в Федеральном законе Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Определение, данное в законе, характеризует экстремизм лишь как по-

литическое явление, поддающееся юридической характеристике, имеющее негативные качества. В этом случае юридическое определение экстремизма как политического явления имеет резко отрицательный характер. Сходное определение явлению экстремизма дал В.А. Тишков: «Экстремизм, понимаемый,

как форма радикального отрицания существующих в государстве общественных норм и правил» [3. С. 17].

Изучение феномена экстремизма и его проявлений в социокультурной среде основывается на анализе природы и сущности экстремального сознания в социокультурной среды, в окружении которой формируется личность человека в рамках процесса социализации. Центральной проблемой в исследовании феномена экстремизма как социокультурного явления является определения соотношения в нём личностного и социокультурного аспектов.

Социокультурный экстремизм представляет собой сложный социокультурный феномен, для полного изучения которого необходимо использовать всю полноту социогуманитарных наук, таких как философия, социология, психология, культурология. Использование теоретико-методологических основ в рамках исследования экстремизма, прежде всего, как социокультурного феномена являются необходимым условием для понимания процессов, происходящих в социокультурной среде российской молодежи в настоящее время.

Одним из основных условий возникновения экстремизма как социокультурного феномена, являющихся катализаторами социокультурных противоречий, является условие утраты социальными нормами своих специфических характеристик, которые позволяют им осуществлять регулятивную функцию. В результате происходит конфликт «новых» и «старых» норм, итогом которого может быть замена устаревших норм на новые, сопровождающаяся проявления-

ми экстремизма как по отношению в прежним, так и новым нормам. Указанное условие порождает ряд как негативных, так и позитивных факторов, которые могут проявляться на уровне противоречий как между социумом и индивидуумом, так и между различными социумами. Естественно, что возникновение экстремизма определено взаимодействием различных факторов социальной среды, порождаемых в условиях утраты социальными нормами своих функций в ходе социокультурной динамики, формирующихся во время различных экономических, политических и социокультурных преобразований. Среди данных факторов особое внимание заслуживают следующие:

- экономическое неравенство и несправедливость распределения собственности между различными социальными общностями,

- высокая социальная напряженность,

- конфликтность общественных отношений,

- падение престижа политической власти,

- национализм среди местных политических элит;

- неуправляемость процесса социализации молодежи и мигрантов,

- размывание системы приоритетных духовных ценностей,

- ослабление регулирующей роли государства,

- нарастание криминогенности в обществе,

- подрывные действия региональных националистических сепаратистских организаций.

В ряду условий, являющихся катализаторами социокультурных противоречий, можно назвать условие невосприимчивости и отторжения социокультурных норм одной социальной общности другой социальной общностью и наоборот. Известно, что смыслы одной культуры не переводятся без остатка на язык другой культуры, что иногда трак-

туется как несоизмеримость различных культур и невозможность диалога между ними. Хотя такой диалог возможен на индивидуальном уровне, в силу того, что в диалог вступают не сами культуры, а люди, для которых соответствующие культуры очерчивают специфические смысловые и символические границы. Данным обстоятельством также может объясняться фактор страха перед «чуждым», «незнакомым». Фактор противоречия социальных норм и обычаев в различных социальных общностях, возникающий в момент взаимодействия указанных общностей также создаётся указанной группой условий.

На персональном уровне предпосылки экстремизма проявляются в форме этнической, классовой неприязни, агрессии, страха перед «чуждым» [6. С. 114]. На уровне социума экстремизм может проявляться в процессе взаимодействия различных социальных групп, этнических и религиозных общностей. В указанных обстоятельствах может возникнуть кризис, вызванный внедрением чуждых социальных норм в результате процесса взаимодействия социальных общностей и их культур. Спонтанное стремление к преодолению кризиса со стороны членов социальной общности порождает ряд следствий, которые могут выступать предпосылками экстремизма, а именно: возрождается интерес людей к консолидации внутри своей социальной общности, появляется крайне враждебное отношения к другим социальным, этническим группам, усиливается традиционализм, растут проявления ксенофобии.

В этой связи также следует отметить, что экстремизм как социокультурный феномен не должен ассоциироваться с политическим экстремизмом, как явлением, оказывающим отрицательное воздействие на господствующую политическую систему и связанным с насилием и борьбой за власть, определение которому дано в Федеральном законе

Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Понятия «экстремизм» и «экстремальность» происходят от одного латинского слова ех1хетш - край, конец. Оба понятия несут значение интенсивности, напряжённости, остроты. Проявление же экстремизма в социокультурной среде можно также связать с самой экстремальностью человеческого сознания, особенно когда это сознание мифологизировано и стереотипизи-ровано. Аналогичной точки зрения, придерживается и ряд исследователей феномена экстремизма, среди которых А. А. Козлов, В. Н. Томалинцев,

Ю.А. Зубок, В. И. Чупров Они также связывают явление экстремизма в обществе с природной экстремальностью человеческого бытия и сознания.

В частности, можно согласиться с А. А. Козловым и В. Н. Томалинцевым отмечают, что экстремальность при этом отличает природный стихийный характер, что проявляется не только в активности человека, но и в активности внешней среды (стихийных бедствиях, природных катаклизмах). В отличие от экстремальности экстремизм всегда несёт с собой личностное начало [4. С. 86].

Как творческие (экстремальные), так и экстремистские способности даны человеку в задатках, которые в процессе жизни в зависимости от условий социокультурной среды могут быть раскрыты частично или полностью, либо в большей или меньшей мере сняты, нейтрализованы. Таким образом, человек постоянно находится как бы между влиянием внешней среды (социокультурный фактор) и воздействием собственной природы (психофизиологический фактор) [4. С. 91].

Можно также согласиться с А. А. Козловым и В. Н. Томалинцевым, что одной из характеристик экстремизма как социокультурного феномена яв-

ляется то, что он несёт личностное начало и является естественным фактором социокультурной среды, отражающим взаимодействие индивида и общества. В итоге, экстремизм в своём социокультурном проявлении является формой самореализации экстремальных способностей индивида в условиях социальной неопределенности, культурной модернизации, аномии, когда назрела естественная потребность общества в инновационном развитии.

В рамках теоретико-

методологического анализа экстремизма как социокультурного явления среди множества факторов, обуславливающих экстремистские убеждения, можно выделить два уровня: индивидуальные и социокультурные факторы. Аналогичной точки зрения придерживается

Э. А. Паин, который выделил два уровня проявления экстремизма как социокультурного явления. На персональном уровне предпосылки экстремизма в форме этнической, классовой неприязни, агрессии, страха перед «чуждым» [6. С. 116]. На уровне социума, взаимодействия различных социальных групп, этнических и религиозных общностей проявления экстремизма нарастают в периоды начавшихся, но не завершенных исторических перемен и заметны, прежде всего, в обществах, вступивших на путь трансформаций [6. С. 116].

В итоге обнаруживается ещё одно свойство экстремизма как социокультурного явления: направленность любого экстремизма, в том числе и социокультурного, носит анонимный, безликий характер, не смотря на то, что сам экстремизм может иметь, личностное начало.

К аналогичным выводам пришли Р. А. Зобов и В. Н. Келасьев, которые считают, что на уровне рядовых членов общества агрессия часто направляется против тех, кто не входит в круг «своих». Экстремизм в данном случае при-

обретает безличный, анонимный характер [1. С. 150].

Ю. А. Зубок и В. И. Чупров подходят к экстремизму как предмету социологического исследования с точки зрения ценностного подхода, который заключается в том, что конкретная исследуемая проблема рассматривается в единстве всего многообразия социальных связей, определяющих сущность исследуемого явления. Согласно их выводам и направленность экстремальности непосредственно связаны с изменением социального положения людей (индивидуумов), особенно, если это касается молодежи. В результате экстремальность приобретает крайнюю форму экстремизма.

Таким образом, экстремизм представляет собой социально обусловленные формы отклонения от развития экстремального типа сознания и нарушения меры в выборе адекватных моделей поведения, что выражается в приверженности к крайним взглядам и действиям в процессе самореализации [5. С. 19].

Ю. А. Зубок и В. И. Чупров изучали специфику молодежного экстремизма, поэтому они трактуют экстремизм а молодежной среде как феномен, отражающий негативный характер изменений социального положения молодёжи, при которых сознательно выбираются экстремальные способы индивидуального и группового поведения для достижения целей, представляющих угрозу и наносящих вред окружающим. При этом в данной трактовке молодежного экстремизма не учитывается позитивная творческая составляющая молодежного экстремизма, которая может исключать фактор агрессии и насилия, причиняющий вред окружающим и обозначает альтернативный, инновационный путь социокультурного развития, отличный от господствующих, общепринятых норм и правил. Кроме того, выводы данных отечественных иссле-

дователей можно применить не только в рамках изучения молодежного экстремизма, но также и в рамках изучения экстремизма среду других социальных групп.

Логически можно заключить, что специфической характеристикой не только молодежного экстремизма, но и в целом экстремизма как социокультурного феномена, особо ярко проявляющегося в молодежной среде, является то, что экстремизм является формой самореализации экстремальных способностей индивида в условиях социальной неопределенности, культурной модернизации, аномии, когда назрела естественная потребность общества в инновационном развитии.

Из изложенного становится понятно, что экстремизм как социокультурный феномен может оцениваться неоднозначно, так как в его основе лежит не только деструктивность личности, но и ещё и её самореализация.

Кроме того, открытым остается вопрос о причинах, факторах и условиях возникновения экстремизма в социокультурной среде. Данные обстоятельства создают целый ряд методологических проблем, с которыми может столкнуться исследователь при эмпирическом анализе экстремизма в социокультурной среде, поэтому в рамках анализа экстремизма как явления социокультурной среды также представляется необходимым рассмотреть методологические проблемы эмпирического анализа экстремизма как социокультурного явления.

В связи с данным обстоятельством первая проблема возникает уже при попытке определить понятие «экстремизм». Любое понятие, его словесное выражение, объективирующее предмет или явление, обозначают эти предмет и явление. Однако определяя объем и содержание понятия экстремизма как социокультурного явления, нельзя отстраниться и от ценностного подхода к нему

как к феномену, а это, с свою очередь, порождает множество смыслов и значений. Одно и то же понятие может иметь целый ряд значений и смыслов в зависимости от отрасли гуманитарного научного знания и даже от ценностных предпочтений исследователей. Более того, одному и тому же явлению могут быть даны разные определения.

Таким образом, любое понятие «описывает» предмет, явление и в этом смысле должно быть нейтральным. Однако оно, выделяя определенный смысл и значение, имеет ценностное содержание, выявляющее определенное отношение к данному предмету, явлению [2. С. 20]. Именно ценностное содержание понятия «экстремизм» создает данную методологическую проблему.

Второй методологической проблемой при эмпирическом анализе экстремизма как социокультурного явления в рамках социокультурного подхода является само отношение исследователя к исследуемому феномену с позиции его ценностных ориентаций, которых придерживается исследователь, либо подавляющее большинство в социуме, либо элита данного общества, где проводится эмпирическое исследование. В связи с этим, особая трудность в установлении критериев экстремизма, особенного социокультурного, проявляется в социальных системах, в которых социокультурное ядро окончательно не сформировалось, и его нормы не стали общепринятыми и привычными для данного общества. При этом социокультурное ядро может определяться с точки зрения существующей социокультурной среды и политической системы, авторитетных культурных систем за рубежом или некой идеальной социокультурной модели.

Третьей методологической проблемой в эмпирическом анализе экстремизма как социокультурного явления является то, что в массовом сознании девиантное поведение и экстремизм ста-

ли ассоциироваться со многими негативными проявлениями возникла тенденция считать его «негативным, несущим деструкцию». В современном массовом общественном сознании часто господствует гипертрофированная трактовка экстремизма как явления, связанного в основном с политической жизнью. Благодаря средствам массовой информации в обществе утвердилось мнение, согласно которому любое явление, каким-либо образом связанное с агрессивным насилием, стали называть девиацией, экстремизмом или терроризмом.

В связи с этим можно согласиться исследователями феномена молодежного экстремизма Т. И. Кухтевич и

О. В. Туманян, которые также увидели, что существует проблема восприятия девиантности и экстремизма как негативных явлений, без учета двоякости их воздействий на социокультурную среду. По этому поводу они изложили следующую позицию: «Возьмем, к примеру, понятие «девиантностъ». Оно пришло из области технических наук, где при изучении движения объекта выявляется и его отклонение от заданного направления, вызываемое внешними обстоятельствами, случайными причинами. Будучи привнесено в социальное знание, понятие стало означать отклоняющееся поведение и получило негативную окраску. К девиантному поведению относят алкоголизм, наркоманию, воровство и пр., как бы абстрагируясь от того, что поведение человека может отклоняться в строну не только Зла, но также Добра и Блага, т. е. главных принципов морали. Строго говоря, ни одна новация не может быть привнесена общество без соответствующих девиаций» [2. С. 20].

Четвертой методологической проблемой эмпирического анализа экстремизма как социокультурного явления является проблема классификации проявлений экстремизма в социокуль-

турной среде и унификации данных классификаций.

Данная методологическая проблема связана ещё и с тем обстоятельством, что экстремизм в социокультурной среде достаточно трудно подвергнуть жесткой классификации в следствие разнообразия и неоднородности современного общества, мультикультурности, а также в следствие относительности и оценочности явления экстремизма в социокультурной среде.

В итоге, в ходе анализа характеристик экстремизма как явления, можно выделить как общие черты, объединяющие любые проявления экстремизма, так и особенности экстремизма как социокультурного явления, отражающие его специфику:

- экстремизм как социокультурное явление является одним из естественных последствий, как динамичного развития общества, так и его деградации в рамках социокультурной динамики, в процессе которой возникает рассогласованность между избираемыми средствами реализации целей и общественно организованными способами их достижения;

- социокультурный экстремизм не всегда несёт личностное начало, а является естественным фактором социокультурной среды, отражающим взаимодействие не только индивида и общества, а также общественных групп между собой;

- направленность социокультурного экстремизма носит анонимный, безликий характер, не смотря на то, что сам социокультурный экстремизм может иметь личностное начало;

- социокультурный экстремизм является формой самореализации экстремальных способностей индивида в условиях социальной неопределенности, культурной модернизации, аномии, когда назрела естест-

iHWWWWVWWWWWWWWWVWWWWWWWWWVWWWWWVWWWWWWWWWVWWWWWWWWWVWWWWWVWWWWWWWWWVWWWWWWWWWVWWWWWVWWWWWWWWWVWWWWWVWWWWVWWWWWVWWWWWWWWWVWWWWWVWWWWVWWWWWVWWWWWWWWWVWWWWWVWWWWWWWWWVWWWWWWWWWVWWWWWVWWWWWWb

венная потребность общества в инновационном развитии; социокультурный экстремизм, как крайнее проявление социокультурной девиации необходимо оцениваться также разнонаправленно, как и девиация, поэтому экстремизм как социокультурная категория также

должна иметь и положительную трактовку.

Указанные положения могут быть также доказаны в рамках анализа существующих концепций возникновения экстремизма, а также проведения отдельного социологического исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Человекознание: самореализация человека: Учебник / Под общей редакцией проф. В.Н. Келасьева. - СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2008. - 461 с.;

2. Кухтевич Т.И, Туманян О.В. Экстремизм в молодежной среде: Учебное пособие.

- М.: МАТИ, 2009. - 227 с.;

3. Тишков В.А. О толерантности. Толерантность и согласие. - М., 1997;

4. Томалинцев В.Н., Козлов А.А. Введение в социальную экстремологию: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2005. - 220 с.;

5. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодёжный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции.- М.: Academia, 2009. - 320 с.;

6. Паин Э.А. Социальная природа экстремизма и терроризма / Э.А. Паин // Общественные науки и современность. - 2002. - №4. - С. 113-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.