Научная статья на тему 'Образовательная система Л. В. Занкова: научные достижения и нравственные уроки'

Образовательная система Л. В. Занкова: научные достижения и нравственные уроки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1762
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНКОВ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ZANKOV / DIDACTIC SYSTEM / PRIMARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богуславский Михаил Викторович

Представлена попытка целостного анализа образовательной системы известного советского дидакта Л.В. Занкова. Выделены три периода становления и развития этой системы, ее особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богуславский Михаил Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education system of L. Zankov: scientific achievements and moral lessons

There is presented an effort of education system integral analysis by a famous Soviet scientist of didactics L. Zankov. There are distinguished three periods of formation and developing of this system and its peculiarities.

Текст научной работы на тему «Образовательная система Л. В. Занкова: научные достижения и нравственные уроки»

М.В. БОГУСЛАВСКИЙ

(Москва)

образовательная система л.В. ЗАНкОВА: НАуЧНЬІЕ достижения и нравственные уроки

Представлена попытка целостного анализа образовательной системы известного советского дидакта Л.В. Занкова. Выделены три периода становления и развития этой системы, ее особенности.

Ключевые слова: Занков, дидактическая система, начальное обучение.

С конца 1950-х годов неотъемлемым фактором развития российского образования является продуктивная концепция, разработанная научным коллективом, руководимым Л.В.Занковым. В истории педагогической науки в качестве наиболее значимых заслуг обычно отмечается, что этой научной школой было осуществлено построение в начальных классах системы развивающего обучения, характеризующейся установкой на преодоление детьми в процессе овладения знаниями последовательно нарастающих трудностей [2]. Подчеркивается, что результаты исследований данного научного коллектива имели большое значение, прежде всего, для модернизации содержания образования в начальной школе в русле деятельностной парадигмы.

Однако значение деятельности творческого коллектива «занковцев» далеко выходит за рамки такой лапидарной оценки их инновационного прорыва в развитии отечественного образования в целом. Осмысление более чем полувековой деятельности этого коллектива дает основания для более серьезных не только научных, но и этических выводов.

Обращаясь к процессу становления и развития их образовательной системы, можно выделить в нем три взаимосвязанных периода:

1) создание высокоэффективной дидактической системы начального обучения (1957 - 1971 гг.);

2) разработка методической системы начального обучения и оформление образовательной системы (1972 - 1976 гг.);

3) трансляция образовательной системы (с 1977 г. по настоящее время).

Естественно, что внутри этих периодов, в свою очередь, существуют различные этапы.

Исрвый этап (1957 - 1961 гг.). Старт складыванию дидактической системы был дан небольшим творческим коллективом из трех ученых, который начал свою деятельность под руководством л.в. Занкова в одном из первых классов московской школы № 172. Это был классический лабораторный эксперимент, который завершился прекрасным результатом - созданием основ продуктивной дидактической системы.

Здесь существенны три обстоятельства. Прежде всего, состоялось непосредственное обращение к педагогическим исследованиям такого крупного психолога и дефектолога, каким, несомненно, был Л.В. Занков. Ученик и последователь великого л.С. выготского, прекрасно владеющий методикой эксперимента, Л.В. Зан-ков сознательно сделал решительный шаг в сторону объединения психологии и педагогики. Он поставил целью реализовать на практике известный тезис Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение может и должно опережать развитие личности школьника. Собственно исследовательской задачей и являлось обоснование в данном посыле подходов к созданию такой эффективной дидактической системы обучения в начальной школе, что и было сделано.

На втором этапе (1962 - 1965 гг.) в развитии экспериментальной деятельности происходит важный качественный рост - она выходит на региональный уровень: в Тверской и Тульской областях в 18 школах пятьдесят учителей начальных классов впервые стали работать «по-занковски». Данный этап был принципиально значим для развития системы, потому что началось создание комплекта учебников для начальной школы по всем дисциплинам.

Для этого в первоначально очень небольшое ядро «занковцев» включилось несколько ученых-психологов, которые затем связали всю свою жизнь с этой образовательной системой. Создание комплекса учебных пособий и расширение кадрового состава позволило перейти к апробации нового содержания образования и определению путей его переноса в массовую практику. На

© Богуславский М.В., 2009

известия вгпу

данном же этапе окончательно выкристаллизовывалось парадигмальное ядро системы Занкова. Это такие, ставшие затем классическими, постулаты, как обучение на высоком уровне трудности; высокий теоретический уровень изучаемого материала; быстрый темп прохождения материала; акцент на общее развитие школьников; необходимость осознания школьником своей учебной деятельности. Существенно, что данные положения были включены в более широкий контекст принципов гуманной, личностно-центрированной, природосообразной педагогики: единство подражания и творчества, снятие всех искусственных преград для развития личности; трактовка ребенка как целостной личности; акцент на развитие воображения.

На этом же этапе сложился и образ - идеал «занковского ученика» - это настойчивый, старательный, активный, эмоциональный школьник, который хочет учиться, умеет добывать знания самостоятельно и коллективно. Отметим, что данный набор интеллектуально-нравственных качеств можно считать в полной мере присущим и педагогу-«занковцу».

третий этап (1966 - 1968 гг.) явился судьбоносным для дидактической системы Занкова, которая вступает уже в фазу оформления образовательной системы. Главным содержанием данного этапа стало осуществление крупномасштабного эксперимента, охватившего 1200 учителей во многих регионах страны. Одновременно происходило дальнейшее совершенствование комплекта учебников и началась подготовка методических пособий для учителей, что свидетельствовало о подходе к созданию в перспективе учебно-методического комплекса.

Однако, как это зачастую бывает, когда какая-то система находится на пике своего подъема, она оказывается в очень сложной, турбулентной ситуации. В полной мере это положение относится и к образовательной системе Занкова. Причем кризисные факторы имели преимущественно внешний характер и обусловлены были, прежде всего, тем, что советская система образования не признавала никаких вариативных подходов к разработке и осуществлению общего образования. Ничто не могло быть «вместе» с чем-то, а только «вместо» чего-то.

Напряженный интерес Министерства просвещения в первой половине 1960-х годов к системе Занкова был обусловлен тем, что ею предполагалось заменить существующую традиционную систему обучения в начальной школе. С этим была связана и значительная финансовая поддержка крупномасштабного эксперимента. Однако Л.В. Занков правомерно считал, что для такого перехода еще нет оснований, т.к. большинство учителей младших классов не прошли необходимой подготовки по новой системе.

Однако к голосу ученого не прислушались. В результате произошла настоящая катастрофа. Из занковской системы в традиционное начальное обучение ввели только ряд элементов: трехлетний срок обучения, безотметочное обучение в первой четверти первого класса. Был также существенно повышен теоретический уровень содержания образования в новых программах, на которые в 1969 г. перешла начальная школа. Все это привело к тяжелым последствиям: учитель массовой начальной школы теперь, продолжая обучать детей по традиционной методике, должен был научить их усложненному материалу, причем за меньший срок. Естественно, это породило значительную перегрузку школьников, массовое и законное недовольство со стороны педагогов и родителей. Тогда и родились знаменитые строки: «загружать все больше нас стали почему-то, нынче в школе первый класс вроде института». А все это вместе привело к дискредитации системы Занкова. В результате Министерство просвещения полностью охладело к этой образовательной системе.

четвертый этап (1969 - 1971 гг.) носил во многом инерционный характер, хотя еще продолжалось проведение семинаров и учителя работали «по-занковски», но явно наблюдалось снижение общественнопедагогического интереса. Внешним отражением такого охлаждения и разочарования стало то, что Леонид Владимирович не получил к 70-летию вроде уже обещанного властью высокого звания Героя Социалистического Труда.

пятый этап (1972 - 1976 гг.). Теперь, когда вопрос о широком распространении системы уже не стоял, Л.В.Занков с группой сподвижников сконцентрировался на обобщении результатов, что нашло свое

отражение в подготовке итоговой монографии «Обучение и развитие». Проводились семинары, посещались школы, где продолжали работать учителя-«занковцы». Но явно ощущалась тупи-ковость прежнего подхода - передачи системы «из рук в руки». Сейчас, глядя из современной ситуации, становится очевидным, что тогда надо было сделать два важных стратегических шага: разработать вариативные региональные модели реализации образовательной системы; осуществлять подготовку преподавателей системы повышения квалификации учителей, через которых в дальнейшем могла бы транслироваться система. Но как внутри занковского сообщества в то время не происходило осознания этих векторов дальнейшего развития, так и внешние обстоятельства совершенно не способствовали продвижению в данных направлениях.

В результате образовательная система стала стагнировать. Монография «Обучение и развитие» (1975), с выходом в свет которой Л.В. Занков связывал огромные надежды (ей придавался эпический характер), не произвела ожидаемого эффекта. Последовал и очередной личностный удар. Книга была выдвинута на Государственную премию, но ее не получила. Здесь сказались и происки влиятельных недругов-конкурентов, которых Л.В. Занков подверг в монографии достаточно нелицеприятной жесткой критике.

Забегая хронологически несколько вперед, отметим, что далее вместо ожидаемых «пирогов» последовали, как у нас это водится, болезненные «шишки». После смерти в 1977 г. Л.В. Занкова Академия педагогических наук СССР в 1982 г. под тем предлогом, что эксперимент завершен, закрыла лабораторию «Обучение и развитие» как самостоятельное научное подразделение. В стране были закрыты и занковские классы. Этап с 1983-го по 1990-й г. - это своеобразное межвременье, когда, по сути, только на базе педагогического факультета Тульского пединститута продолжались семинары сохранившихся учителей-«занковцев».

Положение начинает постепенно меняться с 1991 г., когда в год 90-летия Л.В. Занкова на юбилейной конференции состоялась своеобразная «реабилитация» образовательной системы. Новый пик ин-

тереса она пережила в 1992- 1995 гг., когда был издан модернизированный комплекс занковских учебных пособий, началась массовая педагогическая деятельность учителей начальных классов по занковской системе, которая вновь стала считаться инновационной. В 1996 г. образовательная система обрела признанный государственный статус одной из трех официальных вариативных систем начального обучения.

В настоящее время сообщество педагогов-«занковцев» имеет значительные ресурсы для устойчивого развития:

• создан модернизированный учебнометодический комплекс, изданный многомиллионными тиражами;

• активно действует сообщество педа-гогов-«занковцев», охватывающее 25 - 30% учителей начальных классов;

• творчески работает научно-методический центр, имеющий устойчивые связи с издательской базой.

Вместе с тем дальнейшее развитие системы Занкова связано с рядом проблем: дальнейшее качественное обогащение научного потенциала; обеспечение устойчивой передачи творческой эстафеты от учеников Занкова к ученикам учеников; реализация образовательной системы в условиях достаточно жесткой конкуренции с другими вариативными развивающими системами начального образования.

литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М., 1991. 299 с.

2. Равкин З.И. Проблемы формирования содержания общего среднего образования в свете исторического опыта (на материалах исследования генезиса проблемы в период совершенствования советского социалистического общества (1961 - 1986 гг.)) / З.И. Равкин. М., 1987. С. 68 - 69.

Education system of L. Zankov: scientific achievements and moral lessons

There is presented an effort of education system integral analysis by a famous Soviet scientist of didactics L. Zankov. There are distinguished three periods of formation and developing of this system and its peculiarities.

Key words: Zankov, didactic system, primary education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.