Научная статья на тему 'Образование и судьба человека'

Образование и судьба человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1138
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ И ОПЫТА / ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Накешев Жаслан Калелович, Пузиков Владимир Георгиевич

Образование важнейшая составная часть духовной жизни человека, способ формирования личности на основе получения знаний, информации, смыслов и освоения опыта социокультурных практик. Образование сила, посредством которой преобразуются природные задатки и возможности человека в его способности. Образование формирует культуру души, позволяет проектировать образ и судьбу человека. Образование дает знания об обусловленности и неотвратимости событий и поступков в жизни человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование и судьба человека»

УДК 371.2 © Ж.К. Накешев, В.Г. Пузиков

Ж.К. Накешев, В.Г. Пузиков ОБРАЗОВАНИЕ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА

Образование - важнейшая составная часть духовной жизни человека, способ формирования личности на основе получения знаний, информации, смыслов и освоения опыта социокультурных практик. Образование - сила, посредством которой преобразуются природные задатки и возможности человека в его способности. Образование формирует культуру души, позволяет проектировать образ и судьбу человека. Образование дает знания об обусловленности и неотвратимости событий и поступков в жизни человека.

Ключевые слова: образование, обучение, усвоение знаний и опыта, воспитание, формирование личности, судьба человека.

^^Ч бразование как процесс обучения и воспи-( 1тания - «скол», зеркальное отражение и

вместе с тем важнейшая составная часть духовной жизни современного человеку «общества знаний» (Нико Штер) [7]. В процессе образования происходит не только овладение познающим субъектом общеобразовательными и специально-профессионалными знаниями, но и пролонгированное влияние усвоенных знаний на формирование личности учащегося. Именно образование по большему счету является доминирующим фактором, определяющим всю последующую судьбу человека. Судьба это путь обусловленных, а иногда и неотвратимых событий и поступков в жизни человека. Но с помощью образования можно корректировать жизненный путь человека, а значит, и предопределить его судьбу.

Что же следует понимать под термином «образование»? На первый взгляд такой вопрос может показаться банальным: зачем выяснять то, что известно каждому человеку. Однако, как показывает опыт, в этот термин разные люди нередко вкладывают неодинаковый смысл. «Образование» (аналогично немецкому «Bildung») происходит от слова «образ». «Очевидно, - отмечал (первый народный комиссар просвещения Советского государства, говорили, что он знал 8 иностранных языков) Анатолий Васильевич Луначарский в работе «Что такое образование?», -когда народу приходилось определять, что должен сделать из себя всякий человек и что должно сделать общество из него, то рисовалась картина возникновения из какого-то материала образа человеческого» [4]. Он использовал здесь термин «образование» как синоним термина «воспитание» или ставил знак равенства между образованием и воспитанием и обучением вместе взятыми.

Американский ученый Ф. Махлуп в книге «Производство и распространение знаний в США», под образованием понимал процесс обучения, приобретения знаний, в том числе в учебном заведении, производственное обучение, образование с помощью телевидения, в семье,

просвещение в церкви, подготовку в вооруженных силах, самообразование на основе собственного опыта [6].

Между тем, под образованием можно понимать весь процесс физического и духовного формирования личности, процесс сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически более или менее зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, всесторонне и гармонически развитая личность, энергичный предприниматель - деловой человек -бизнесмен и т.д.).

Понимание образования далеко непростое. Проблема образования, включенная в социокультурной контекст, отражает тенденции смены представлений о роли образования в жизни общества и судьбе человека. Возникают далеко не сакраментальные вопросы: как происходит процесс образования?, какие виды и формы знания и познания определяют путь, по которому человек становится образованным существом? Образование представляется как идеальное, совершенное, в таком качестве оно создает индивидуально самобытные формы, образ и ритмику человека. Именно в этих параметрах происходит свободная деятельность человека, проявляется индивидуальная духовность. Глубинная взаимосвязь образования и духа очевидна: рост индивидуальной духовности непосредственно связан с образованием человека, а рост духовности общества - с образованием самого «духа» в обществе.

Основу рода человеческого составляют духовность и гуманность, которые являют собой цель человеческой природы, заложенной внутри нас, потенциально закодированной, но не раскрытой. Жизнь человека - реализация духовности, движение к гуманности, преобразование своей собственной природы, самого себя и души через образование. Образование как нечто идеальное есть «культура души», «воодушевление» материальной человеческой природы. Это вечно новое и растущее становление человека, приобретение им своего собственного «Я» из всеобще-

го. Это изначальное отчуждение в идеальный мир, это «микрокосм» действительности, индивидуально-личностный центр человека. Образование бесконечно, его нельзя «начать и закончить» - это категория бытия, «аура», в которой пребывает человеческая духовная сущность. Извне «дать образование» навязать его невозможно. Единственная возможность - имманентное (внутреннее) претворение предметного знания, поступающего извне, в духовно-деятельностное состояние. Образование рационально, соразмерно, практично, этично и эстетично. Образованный человек на уровне эмоций и здравого смысла (рацио) различает красоту и безобразие, добро и зло, истину и ложь.

Начиная с эпохи Возрождения, прослеживаются две основные тенденции в понимании сущности образования. Первая тенденция обусловлена акцентированием индивидуально-личностного аспекта образования. Образование понимается как культивирование задатков, как развертывающееся формирование уже имеющихся природных склонностей. Вторая тенденция связана с осмыслением ориентации на всеобщее. Отдельный, единичный человек рассматривается как частный случай общего понятия «человек». «Всеобщее» становится предметом образования.

Современная трактовка образования невозможна, во-первых, без выделения всеобщих сущностных характеристик и, во-вторых, без тех особенных, более частных определений, которые являются специфическими для нынешнего уровня его развития. Всеобщность образования проявляется в том, что оно подразумевает усвоение некоторого объема знаний, навыков и умений. Вполне правомерно рассматривать образование и как соответствующим образом организованный процесс обучения и социализации личности, и как самообразование, то есть индивидуально организованный процесс целенаправленного саморазвития.

Во всех этих вышеизложенных смыслах и заложена проникающая сила образования, творящая образ и судьбу человека посредством преобразования природных задатков и возможностей самого человека в его способности. Образование всегда является функцией субъекта: соотносится с жизненным маршрутом человека, с особенностями прохождения кризисных точек бифуркационного развития, детерминировано социокультурным опытом и историческими традициями того общества, к которому оно принадлежит. Природные задатки и способности человека являются важными, но не единственными факторами, определяющими формирование личности человека. Потенциальные способности и предрасположенности индивида могут быть реализованными, стать действительностью только при наличии необходимых для этого социаль-

ных условий. В данном случае можно говорить о диалектике возможного и действительного в процессе становления личности. В качестве возможного выступают наследственные особенности индивида, а действительным является конкретная внешняя, в первую очередь, социальная среда, в которой он живет и действует. Уровень развития творческих способностей учащихся и в целом их духовности во многом определяются социальными условиями воспитания, обучения и образования. Образно говоря, судьба человека во многом зависит от системы образования, которая формирует его основные мировоззренческие ориентиры.

С одной стороны, судьба - это знание, представление о предопределенности, (выражаясь языком религии), об обусловленности, (выражаясь языком философии и науки) и неотвратимости событий и поступков в жизни человека. С другой стороны, человек сам кузнец своего счастья и творец своей судьбы, будущего - того, что произойдет, случится с ним. Человек - единственное из природных существ, которое обладает совестью, способно прислушиваться к голосу нравственного закона. И это, в свою очередь, не позволяет ему как участнику истории, полностью снять с себя ответственность за нереализованные творческие возможности, за пренебрежение к своей судьбе. Судьба является одним из способов самоидентификации личности, поэтому человек тянется к ее познанию и познанию самого себя. Он не оставляет попыток сгладить противоречие между «соблазном» плыть по течению судьбы и стремлением к свободе и самоутверждению.

Существенное влияние на формирование человека в настоящее время оказывают всевозможные формы манипуляции его сознанием, начиная от идеологии и заканчивая различными рекламными лозунгами [1, с. 9-18]. Уместно в связи с этим вспомнить идею Платона об определяющей роли социальных отношений в формировании духовных интересов молодого поколения. Эти идеи актуальны и сегодня, когда некоторые социальные процессы негативно сказываются как на физическом, так и на духовном здоровье детей и молодежи. Индивидуальное сознание человека находится в прямой зависимости от социальной среды, в которой он живет, но с другой стороны, человек сам в состоянии оказывать влияние на эту среду.

Роль общества в процессе формирования личности человека заключается в том, что он в ходе своей социализации усваивает именно те принципы и нормы, которые исповедует данное общество. Взаимоотношения межу обществом и индивидом является одной из центральных проблем всех гуманитарных дисциплин. В свое время Карл Маркс дал глубокую характеристику трем основным типам социальности. Первый тип

социальности - это отношение личной зависимости, когда индивид полностью зависит от общества, в котором он живет. Вне коллектива человек не мог бы выжить физически, так как лишь совместная деятельность обеспечивала первобытному обществу стабильное существование. Второй тип социальности - это отношение вещной зависимости, которая характеризуется тем, что в обществе существует всеобщий обмен товаров. Такой тип социальности наиболее характерен для капиталистического общества. И третий тип социальности - свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и реализации потенциальных способностей каждой личности [3].

С точки зрения создания необходимых социальных условий в современном обществе для формирования творческой активности учащихся, последний тип социальности сохраняет свою актуальность в качестве идеала взаимоотношений между обществом и индивидом. Создание условий, способствующих раскрытию творческих сил каждого, является той заветной целью, к которой стремится всякое общество. Свою политику по отношению к учащейся молодежи «власть-держащие» реализуют путем внедрения в их сознание определенных идей и ценностей, и при этом ставится задача, чтобы пропагандируемые идеи превратились во внутренние убеждения каждой личности. В этой связи актуальными являются вопросы: Какие идеи в настоящее время культивируются среди детей и молодежи? Каковы последствия этой пропаганды на процесс формирования творческой личности человека, а в конечном итоге и на судьбу самого человека?

Данная проблема является важной с точки зрения ее рассмотрения в контексте общественного бытия, которое включает в себя не только материальное производство, но и производство духовное каковым является образование. Однако поскольку духовные нормы и ценности детей и молодежи формируются и через средства массовой информации, пропаганду в самом широком смысле этого слова, постольку при анализе роли образования в судьбе человека необходимо учитывать и данную сторону общественной жизни. В работе «Диагноз нашего времени» К. Манхейм в связи с проблемой ценностей и их влиянием на процесс формирования личности человека, выделял две крайности в равной степени, негативно сказывающиеся на общественном развитии. С одной стороны, полная анархия ценностей, когда каждый живет только по собственным жизненным установкам, с другой, тотальная регламентация всех сторон жизни человека [5, с. 85], вызывающие накапливающееся состояние тревожности души.

Чрезмерная тревога о завтрашнем дне ведет к тотальному страху за свое будущее. Эффективным средством против подобного страха

является образование, которое призвано воспитывать самостоятельно думающих и уверенных в себе людей. Для пропаганды тех или иных норм жизни используются все возможные средства, находящиеся в руках правящей элиты общества. Таким образом, формируется общественное сознание, которое оказывает непосредственное влияние на процесс становления индивидуального сознания. В результате чего, образованный человек становится обладателем не только объективных знаний об окружающем его мире, но и обладателем чувства ответственности и сопереживания за все то, что происходит в обществе. Вместе со знаниями в процессе обучения и воспитания (образования) человек не только проникает в тайны Вселенной, но и в сокровищницу человеческой культуры. В результате чего, образование выступает основным детерминантом общественного развития.

Интуитивно, на уровне здравого смысла мудрые люди от жрецов Древнего Востока и Конфуция до Ломоносова и Гегеля понимали, что судьбы народов в огромной мере зависят от того, насколько государство заботится о системе образования, и как ее использует. Причем, в современных условиях судьбоносносная роль этой системы неизмеримо возросла. То, что в прежние времена делалось с помощью наследственности, традиций, семейных и народных преданий, теперь может быть достигнуто, только с помощью образования. Просветители от Вольтера и Радищева до Фейербаха, абсолютизируя значимость сферы образования, рассматривали ее в качестве главной причины социальных изменений. Однако все они оказывались в замкнутом логическом кругу: с одной стороны, исходили из того, что индивид, его идеи и нравственные качества есть продукт окружающей среды, обстоятельств, а, следовательно, чтобы люди отвечали высокому назначению Человека, надо сделать гуманными обстоятельства.

Вместе с тем, является безусловным категорическим императивом и хорошей приметой нашего времени влияющая роль образования на судьбу страны вообще, и судьбу всякого отдельного, конкретного человека, в частности. Старый теоретико-методологический вопрос: обречено ли образование, быть лишь «вторичным отражением», «сколом» общества, уровня его техноло-го-экономического и социально-политического развития или же быть способным относительно самостоятельным и весьма существенным фактором прогресса, во многом определяющим исторические судьбы государств и человечества? Вероятность утверждения на Земле «нового тоталитарного порядка» под эгидой «золотого миллиарда» и властителей транснациональных корпораций представляется вполне реальной. В связи с этим чрезвычайно актуально выявление потенциальных возможностей воздействия обра-

зования на судьбы мира и судьбу конкретного человека. Наивность представлений просветителей XVII-XVIII веков, что распространение знаний является главной определяющей силой общественного развития, сегодня очевидна. Вместе с тем, бесспорен факт возрастающего влияния образования на все другие сферы производства общественной жизни. Более того, Д. Белл, П. Бурдье, Дж. Гэлбрейт, A.A. Зиновьев, H.H. Моисеев, А. Печчеи, А. Тоффлер, и другие извест-

ные глобальные аналитики при всем различии их мировоззренческих и методологических позиций едины в надеждах на то, что образование может стать не только важным фактором решения многих насущных проблем человечества, но и «краеугольным камнем» становления жизненного пути человека, называемого «Судьба человека».

Библиографический список

1. Кениспаев, Ж.К. Образование и наука в условиях эпохи «индустрии сознания» / Ж.К. Кенис-паев // Сборник научных статей «Образование и религия». - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2008. - С. 9-18. [Kenispaev J.К. Education and Science under the age of «consciousness industry» // Collected articles «Education and Religion». - Barnaul: Publishing House of the Belarusian State Pedagogical University, 2008. - P. 9-18].

2. Кениспаев, Ж.К., Тобоев, А.И. Педагогические принципы формирования экологического сознания человека / Ж.К. Кениспаев, А.И. Тобоев // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2015. - С. 132-137. [Kenispaev J.К., Toboev A.I. Pedagogical principles of the environmental consciousness of the person // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. - 2015. - P. 132-137].

3. Константинов, H.А., Медынский, E.H., Шабаева, М.Ф. История педагогики / Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. - М.: Изд-во: Просвещение. - 446 с. [N.A. Konstantinov, E.N. Ме-dynskiy, M.F. Shabaeva. History of Education. - M. : Publishing House: Enlightenment. - 446 p].

4. Луначарский, А.В. Что такое образование? / А. В. Луначарский о народном образовании. -М., 1958. - С.60-72. [A.V. Lunacharskiy. What is education? / Lunacharskiy on public education. - M., 1958. - P.60-72].

5. Манхейм, К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. - М.: РАО Говорящая книга, 2010. - 744 с. [Manheim К. Diagnosis of our time. - M.: RW Talking Book, 2010. - 744 p].

6. Махлуп, Ф. Производство и распространение знаний в США / Ф. Махлуп. - М.: Изд-во: Прогресс, 1966. - 464 с. [F. Machlup. Production and dissemination of knowledges in the United States. - M. : Publishing House: Progress, 1966. - 464 p].

7. Штер, Нико. Мир из знания / Нико Штер // Deutschland. - №1. - 2001. Февраль/Март. - С. 4044. [Nico Shter. The world of knowledge // Deutschland. - №1. - 2001 February / March. - P. 40-44.

References

1. Kenispaev, Zh.K. Obrazovanie i nauka v uslovijah jepohi «industrii somanija» [Education and Science under the age of "consciousness industry"] / Zh.K. Kenispaev // Sbornik nauchnyh statej «Obrazovanie i religija». - Barnaul: lzd-vo BGPU, 2008. - S. 9-18. [Kenispaev J.K. Education and Science under the age of «consciousness industry» // Collected articles «Education and Religion». - Barnaul: Publishing House of the Belarusian State Pedagogical University, 2008. - P. 9-18.

2. Kenispaev, Zh.K., Toboev, A.I. Pedagogicheskie principy formirovanija jekologicheskogo soznanija cheloveka [Pedagogical principles of human] / Zh.K. Kenispaev, A.I. Toboev // Vestnik Altajskoj akademii jekonomiki i prava. - 2015. - S. 132-137. [Kenispaev J.K., Toboev A.I. Pedagogical principles of the environmental consciousness of the person // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. -2015. - P. 132-137].

3. Konstantinov, N.A., Medynskij, E.N., Shabaeva, M.F. Istorija pedagogiki [History Pedagogy] / Konstantinov N.A., Medynskij E.N., Shabaeva M.F. - M.: lzd-vo: Prosveshhenie. - 446 s. [N.A. Konstantinov, E.N. Medynskiy, M.F. Shabaeva. History of Education. - M. : Publishing House: Enlightenment. - 446 p].

4. Lunacharskij, A.V. Chto takoe obrazovanie? [What is education?] / A. V. Lunacharskij о narodnom obrazovanii. - M., 1958. - S.60-72. [A.V. Lunacharskiy. What is education? / Lunacharskiy on public education. - M., 1958. - P.60-72].

5. Manhejm, K. Diagnoz nashego vremeni [Diagnosis of our time] / K. Manhejm. - M.: RAO Govor-jashhaja kniga, 2010. - 744 s. [Manheim K. Diagnosis of our time. - M.: RW Talking Book, 2010. - 744 p].

6. Mahlup, F. Proizvodstvo i rasprostranenie znanij v SShA [Production and dissemination of knowledge in the United States] / F. Mahlup. - M.: lzd-vo: Progress, 1966. - 464 s. [F. Machlup. Production and dissemination of knowledges in the United States. - M.: Publishing House: Progress, 1966. - 464 p].

7. Shter, Niko. Mir iz znanija [World of knowledge] / Niko Shter // Deutschland. - №1. - 2001. Fevral'/Mart. - S. 40-44. [Nico Shter. The world of knowledge // Deutschland. - №1. - 2001 February / March. - P. 40-44.

EDUCATION AND A FATE OF AAAN

Jaslan K. Nakeshev,

graduate student of Omsk Academy of the Humanities Vladimir G. Puzikov, Professor, Siberian Institute of Business and Information Technologyies

Abstract. Education - an essential component of the spiritual life, a way of formation of the personality on the basis of acquiring knowledge, information, meanings and experiences of development of socio-cultural practices. Education - the power by which converts natural inclinations and abilities of a person in his ability. Education forms the culture of the soul, allows to design the image and fate of man. Education gives knowledge about the conditioning and the inevitability of events and actions in one's life.

Keywords: education, training, acquisition of knowledge and experience, personality development, the fate of man.

Сведения об авторах:

Накешев Жаслан Калелович — преподаватель Кокшетауского государственного университета имени Абая Мырзахметова, аспирант Омской гуманитарной академии (г. Кокшетау, Республика Казахстан (РК)), e-mail: nakeshev1969@mail.ru.

Пузиков Владимир Георгиевич — профессор Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: puzikov@omgpu.ru. Статья поступила в редакцию 22.01.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.