ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
© Коровко Е.И.*
Уральская академия государственной службы, г. Екатеринбург
В статье раскрывается тема образования государственных служащих и роли вузов в организации научно-методического обеспечения процесса реформирования и развития государственной и муниципальной службы. Автор затрагивает проблему противоречий между устаревшими стереотипами управленческой деятельности и требованиями современного этапа развития общества. Данная статья позволяет проанализировать подготовку квалифицированных профессиональных управленческих кадров для повышения эффективности государственного управления в России.
В настоящее время во всех учебных заведениях студентов обучают чуть ли не по одним и тем же программам, не делая различий, готовят ли они государственных и муниципальных служащих, кадры для частного бизнеса, инженера или руководителя производства. Что касается роли вузов в организации научно-методического обеспечения процесса реформирования и развития государственной и муниципальной службы, то уровень их научного потенциала из года в год понижается. Это находит свое выражение не только в ликвидации некогда существовавших научных школ, но и в снижении количества преподавателей, обладающих соответствующими знаниями и опытом и в силу этого, способных на должном уровне организовывать и проводить разработку теоретических проблем государственного и муниципального управления.
Большинство государственных служащих имеют высшее образование. Много специалистов более высокой квалификации - кандидатов и докторов наук. Но далеко не у всех имеется специальная подготовка в системе государственного и муниципального управления. Образовательная система не позволяет обеспечить повышение квалификации всех государственных служащих в сроки, установленные законодательством. Не проходит специальной подготовки даже значительная часть сотрудников, которые поступают на государственную службу впервые.
Недостаточно высокий научно-профессиональный уровень обусловливает невысокое качество всей системы государственного и муниципального управления. Это в значительной степени обусловлено механизмами функционирования системы назначения и должностного продвижения государственных чиновников.
* Магистрант факультета Государственного и муниципального управления.
Эффективность государственного управления в России существенно снижается также в результате того, что: административно-государственные учреждения занимаются в основном профессиональной подготовкой, а не научными исследованиями; научные исследования оторваны от задач, стоящих перед органами власти, и от текущих проблем управления; практический процесс принятия решений оторван от научного анализа; профессиональные государственные служащие мало интересуются современными научными исследованиями и часто занимают отрицательную позицию по отношению к внедрению научных методов административно-государственного управления; в некоторых странах наблюдается увлечение секретностью и ограничение свободного предоставления информации для проведения исследований; научные исследования часто не приспособлены к местным условиям.
Основная проблема заключается в том, что обостряется противоречие между устаревшими стереотипами управленческой деятельности и требованиями современного этапа развития общества.
В Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» подчеркивается, что «качество профессионального обучения государственных служащих в недостаточной степени отвечает потребностям развития государственной службы» [2].
В настоящее время важным направлением государственной политики Российской Федерации является подготовка квалифицированных профессиональных управленческих кадров и ее научно-методическое обеспечение.
Каждый работник органов управления должен постоянно обновлять и углублять свои профессиональные знания на основе непрерывного образования. В этой связи важной задачей является обеспечение единства профессионального и личностного развития будущего специалиста, что требует реализации концепции программно-целевого, личностно-ориентиро-ванного обучения, разработки системы обучения, направленной на подготовку специалиста к решению профессиональных задач с опорой на достижения современной науки, с использованием новых методов и технологий работы с кадрами [5].
В субъектах Российской Федерации формируются новые системы территориального управления, которые в наибольшей мере должны быть ориентированы на реальный и устойчивый рост уровня жизни населения. Механизмы в работе с кадрами должны по максимуму содействовать формированию управленческих кадров нового типа - без этого они не могут быть признаны политически и социально достаточными [1].
В соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ система профессионального образования и развития государственных служащих включает в себя четыре элемента:
1. профессиональная подготовка кадров для государственной службы;
2. профессиональная переподготовка государственных служащих;
3. повышение квалификации государственных служащих;
4. стажировка государственных служащих.
Организация подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации госслужащих включает в себя систему мер по созданию новых, перепрофилированию и улучшению существующих специальных учебных заведений и их подразделений, по разработке и реализации учебных планов и программ.
В условиях реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации изменения в кадровой политике, работе с персоналом должны привести к созданию определенной группы работников топ-уровня. Развитие персонала начинает играть все более важную роль в достижении государственной службой своих стратегических целей, по мере того как изменяются деятельность и структура организации, требуются постоянные изменения в моделях поведения персонала.
Обучение может оказать значительный эффект на процесс оказания государственных и муниципальных услуг. Командная организация труда -это синтез преимуществ малого бизнеса с программно-целевым управлением в рамках государственной службы, подход развития совместной деятельности. Другой подход - саморазвитие, или непрерывное развитие способностей сотрудника.
Выработка прогрессивной, перспективной системы, своего рода модели системной организации кадровой работы и управления ею, является задачей первостепенной важности. Процессы кадровой работы в системе государственного и муниципального управления должны строиться на основе комплексности, целостности и системности управляющего воздействия. Требуется создать механизм управления формированием кадрового потенциала системы социального управления на долговременной основе [1].
Переход от различных форм профессиональной подготовки к совершенствованию ее содержания на сегодняшний день актуален. При этом, препятствием на пути создания целостной системы управления обучением муниципальных служащих в России являются нерешенные, в первую очередь, с определением системы управления подготовкой и повышением квалификации персонала органов местного самоуправления.
Совместной работой федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, включающей, в том числе, определение критериев и методики профессионального аудита и аттестации муниципальных кадров и кадров государственной службы, связанной с обеспечением системы местного самоуправления должна сопровождаться реализация мероприятий по созданию единой системы подготовки и переподготовки кадров для местного самоуправления.
Необходимо проводить отбор и привлекать слушателей для подготовки по различным программам с учетом требований к занимаемой должности и возможностям карьерного продвижения. Разработка индивидуальных планов профессиональной подготовки как для служащих, имеющих достаточную квалификацию для осуществления возложенных функций, так и для служащих, не имеющих необходимых знаний, опыта в сфере государственного управления также имеет важность.
Проблема обучения персонала органов местного самоуправления имеет два аспекта. Первый из них связан с деятельностью образовательных учреждений высшей школы, в рамках которых осуществляется подготовка кадров. Требование существенного роста профессионализма государственных и муниципальных служащих обусловливает необходимость реформирования системы высшего профессионального образования кадров для местного самоуправления и государственной службы, основных направлений совершенствования действующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Государственное и муниципальное управление» [1].
Преобразования сферы административного управления в Российской Федерации, нацеленные на эффективность, имеют две друг с другом связанные стороны: структурные изменения и оптимизацию использования человеческого фактора.
В органах власти и управления современный руководитель должен представлять собой личность с социально-рыночной психологией в виде мыслительно-позитивной установки, ценностных ориентиров, ощущений, эмоций, подсознания, направленной на увеличение позитивных, стимулирующих деятельность работника ценностей, прирост полезности, доступности услуг, имиджа, доверия граждан власти, удовлетворения управленческим трудом и т.д. Именно новый тип руководителя формирует стратегическую и идеологическую линию в системе управления на конкуренцию в виде борьбы и состязательности за качество, прироста влияния управленцев на удовлетворение потребностей клиентов, выбора оптимальных альтернатив в решении проблем.
Объективной необходимостью в современных условиях является создание механизма управления формированием кадрового потенциала системы государственного и муниципального управления на долговременной основе.
Процесс обучения государственных служащих необходимо формировать с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию государственных служащих, основанных на индивидуальных планах их профессионального развития. Для успешного решения вопроса формирования нового поколения профессионально пригодных кадров для государственно-муниципального управления необходимо последовательное и глубокое изучение всех стадий, составляющих процесс воспроизводства трудовых
ресурсов для замещения должностей руководителей и специалистов. Важно формирование кадровой политики, базирующейся на общих закономерностях развития человеческой деятельности и, в то же время, учитывающей специфику такой сферы социального управления, какой выступает государственное и муниципальное управление. Речь идет о таких ее принципах и механизмах, которые формируют качество самого государства, его человеческую составляющую. Но не только формируют, но и задают такие правила игры, которые с одной стороны, оберегают государственное управление от непрофессионалов, а с другой стороны, востребуют в свою сферу профессионалов.
Список литературы:
1. Марченко И.П. Реформа госслужбы // Служба кадров и персонал. -2005. - № 2.
2. Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)». Указ Президента РФ от 10.03.2009 N 261 // Собрание законодательства РФ. -16.03.2009. - N 11. - Ст. 1277.
3. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.
4. Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления. - Майкоп; Ростов-н/Д: Изд-во СКАГС, 2002.
5. Яблокова Е.А. Подготовка кадров государственной службы: методические и дидактические основы повышения эффективности. - М.: Изд-во РАГС, 2004.