Научная статья на тему 'Образ женщины в произведениях азербайджанского писателя А. Абульгасана'

Образ женщины в произведениях азербайджанского писателя А. Абульгасана Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
199
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гусейнова Ш. А.

В истории азербайджанской литературы было достаточно писателей, описывавших реальную жизнь женщин в социально-политическом аспекте. Они подходили к проблеме женского бесправия с литературно-истори­ческих и теоретико-эстетических аспектов, описывали женское бесправие как проблему социальной жизни и этим сообщали о классовой и расовой несправедливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ женщины в произведениях азербайджанского писателя А. Абульгасана»

Лирическая героиня А. Ахматовой всегда несет в своей душе память любви, будь то память-тяжесть или память-благодарность.

У Ц.-Д. Дондоковой и А. Ахматовой тема любви нередко переплетена с гражданской темой. В стихотворениях Ц.-Д. Дондоковой «Две любви», «Жду тебя», «На запад» высокие патриотические идеалы соседствуют с женской любовью.

Лирическая героиня А. Ахматовой может бросить любимому [3, с. 55]:

Нам встречи нет. Мы в разных странах, Туда ль зовешь меня, наглец, Где брат поник в кровавых ранах, Принявши ангельский венец? (156)

В поэзии Ц.-Д. Дондоковой любовь - это подарок судьбы, смысл жизни, несмотря на ожидание, расставание. Лирической героине присущ восточный менталитет, она больше отдает себя, страдает в разлуке, тихо мечтает о встрече. В поэзии А. Ахматовой лирическая героиня - это зрелая, опытная женщина, у нее больше переживаний, страданий об ушедшей, не всегда счастливой любви.

Список литературы:

1. Дамдинова Е.Ю. Воплощение женского национального характера в любовной лирике Ц.-Д. Дондогой // Сборник материалов конференции «Мир кочевых цивилизаций: история и современность» - 2006.

2. Павловский А.И. Анна Ахматова: жизнь и творчество: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

3. Копылова Н.И. // Вестник ВГУ - 2002. - № 1. - С. 52-61. - (Серия «Гуманитарные науки»).

4. Шилов Л. Анна Ахматова (100 лет со дня рождения). - М.: Знание, 1989.

ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ПИСАТЕЛЯ А. АБУЛЬГАСАНА

© Гусейнова Ш.А.*

Бакинский государственный университет, Республика Азербайджан, г. Баку

В истории азербайджанской литературы было достаточно писателей, описывавших реальную жизнь женщин в социально-политическом аспекте. Они подходили к проблеме женского бесправия с литературно-истори-

* Докторант кафедры Современной азербайджанской литературы.

ческих и теоретико-эстетических аспектов, описывали женское бесправие как проблему социальной жизни и этим сообщали о классовой и расовой несправедливости. Представители прозы затрагивали вопрос психологизма характеров, психологический анализ действий и тем самым своим научно-теоретическим, концептуальным подходом привлекали внимание к проблеме.

Абульгасан А., отличавшийся среди этих представителей художественной прозы своим оригинальным почерком, выступал, как и другие представители этого периода, именно из этого аспекта. Портреты, их внутренний мир и психологизм характеров - отличительная черта всех его произведений. Он отдавал предпочтение психологическому анализу происшествий, значению ситуаций, восприятию описываемых событий с теоретико-эстетической стороны. По его мнению, все это начинается не под влиянием извне, а именно из осознания художественного мышления, психологической эволюции разума, качественных изменений событий, новых форм описания и передачи содержания произведения. Естественность описываемых событий объясняется мастерским владением автором художественным словом.

Судьба восточной женщины после революции, лишенной на протяжении многих веков элементарных человеческих прав, считавшейся рабой феодального строя, всегда привлекала внимание общественности. Обращаясь именно к семейно-бытовой теме, А. Абульгасан создавал рассказы, описывавщие жизнь азербайджанской женщины, воспитанной в средневековом духе - покорной, бесправной, понимающей безысходность своего существования.

В 1930 г., В.Бунятзаде в журнале «Революция и культура», сравнивая свободную жизнь азербайджанской женщины с ее прошлым, писал: «Тюркская женщина, в полном смысле слова потерявшая человеческий облик, лишенная всех прав и потому оказавшаяся в полном экономическом рабстве, была исключительно зависима от мужчин» [1, с. 14].

Проблема женщины была самой актуальной темой также и в литературе указанного периода. Как и другие видные писатели этого периода (Дж. Джа-барлы, Мир Джалал, А. Велиев, М. Гусейн, Б. Талыблы), А. Абульгасан тоже не мог не говорить об общественной борьбе, самостоятельной жизни, идее независимости азербайджанской женщины, ставшей полноправным членом нового общества. Эта тема, как общественная проблема общества того периода, стала объектом психологического анализа в творче -стве А. Абульгасана.

В целом тема свободы женщин, женского бесправия занимает значительное место в творчестве А. Абульгасана, и все образы женщин, описываемых в его творчестве, воспринимаются как жизненные прототипы.

Прежде всего, автор в своем литературном творчестве затрагивал вопрос женского бесправия, ставшего проявлением социальной жизни, описывал реальные образы в реальной обстановке, раскрывал внутренний

мир своих героинь, их характеры и психологическое состояние. Ему удавалось показать все это в ярких художественных красках и идти в ногу с требованиямивремени [3, с. 84].

Рассказы Абульгасана «Кебутар», «Араз», «Развелась» и др. посвящены воспеванию женской свободы и описанию женского бесправия. Здесь автор показывает духовное возрождение, активное участие женщин в борьбе за свои права, в общественных событиях своего времени.

В образах Кебутар, дочери богатых родителей, стремившейся к новой жизни, Мины, создавшей семью по старым обычаям и боровшейся за свою любовь, Тавус, получившей прозвище «Женотдел» за активную деятельность среди женщин в обществе, автор создал обобщенный образ самоотверженной азербайджанской женщины. С точки зрения художественного мастерства каждый из этих образов, несмотря на то, что они страдали комплексом неполноценности, был типичным для того периода и они были показаны в соответствующихреальных красках своего времени [2, с. 124].

Каждый женский образ, созданный автором, обладает своими отличительными и характерными чертами. Стремящиеся к свободе, самостоятельности, эти женщины становились жертвами несправедливости в обществе.

Цикл женских образов, созданных в рассказах Абульгасана и посвященных женской тематике, в первую очередь показывает стойкость, силу воли и активность азербайджанской женщины, чем привлекает внимание читателей. В этих женских образах нас привлекает их жажда свободы, независимости, стремление к новой общественной жизни, внутренняя боль, желание создать новую жизнь. Создается такое впечатление, словно они стремятся вырваться из мрака в светлую жизнь, свободное будущее. Униженные и оскорбленные в рабском и мрачном прошлом, не имевшие права на свой духовный мир и личную жизнь, женщины стремились больше воспользоваться выпавшей на их долю свободой, освободиться от сковывавшей их чадры, просвещаться, активно участвовать в жизни нового общества. Все эти качества ярко отражены в образе Тавус, героини рассказа «Араз», написанного в 1930 г. Революционные изменения в обществе заставили Тавус отказаться от чадры, напоминающей ей унизительное и мрачное прошлое, и превратили ее в активного общественного деятеля [1, с. 126].

Или же рассмотрим другой его рассказ. Его занимала судьба в новом обществе девушек из богатых семей, и этому был посвящен рассказ «Кебутар», написанный также в 1930 г.

В рассказе «Кебутар» в лице Кебутар, дочери богатых родителей, автор раскрыл внутренний мир, мечты и грезы девушек из знатных семей, их незавершенную борьбу за свободные идеи, и трудности, с которыми они сталкивались в этой борьбе. В этом рассказе описано желание Кебутар присоединиться к современной молодежи, и ее сомнения по этому поводу. Главная героиня, с одной стороны, стремится к новому обществу, с другой стороны, ее пугает отношение и недовольство семьи. Однако рассказ за-

канчивается оптимистично. Кебутар удается преодолеть свои сомнения, и она дает клятву бороться за просвещение. Стремление и стойкость Кебутар придает читателю уверенность в светлом будущем этой девушки [3, с. 57].

Но в произведениях, посвященных этой теме, у автора чувствовалась незавершенность поставленной цели, двойственность характеров героев, пассивность образов в сюжетной линии, вместе с тем эти рассказы были актуальными для своего времени.

Наконец, хочется с сожалением отметить, что в современном обществе все еще часто встречаются акты насилия по отношению к женщинам. В Азербайджане, как и во всем мире, это наблюдается довольно часто. В нашем обществе «насилие против женщин - эпидемия...», пишут публицисты. Сегодня каждая третья девушка сталкивается с этим. Устрашение, физическое, моральное, экономическое унижение - насилие против женщины, вершина женского бесправия. Невозможно отрицать тот факт, что сегодня, как и в прошлом, можно встретить факты попирания прав женщин, девушек, их изолирования от общества, где всеми правами обладает глава семьи. А это не может не вызвать сожаления и сочувствия в развитом мире и обществе цивилизованных, интеллигентных людей. Женщины, будучи нежными созданиями, должны оберегаться, как олицетворение святости в первую очередь из-за того, что человека обществу дарит Мать, именно она является незаменимым источником в воспитании нового поколения.

Список литературы:

1. Абульгасан. Избранные произведения. - Баку: Азернешр, 1984. - (на азербайджанском языке).

2. Муталлимов Т. Творчество Абульгасана. - Баку: Азернешр, 1969. -(на азербайджанском языке).

3. Современная азербайджанская литература. Т. I. - Изд. БДХ 2007. -(на азербайджанском языке).

ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ В ТРУДАХ Л.И. ПЕТРАЖИЦКОГО

© Иса-заде В.Дж.*

Бакинский славянский университет, Республика Азербайджан, г. Баку

В статье рассматривается вопросы, связанные с определением основных правовых понятиях и интерпретацией правовых терминов в работах выдающегося ученого-юриста, философа и социолога права, основателя психологической теории права Льва Иосифовича Петражицкого.

* Доцент кафедры Современного русского языка, доктор философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.