Научная статья на тему 'Образ ученого в представлениях учащейся молодежи Калмыкии'

Образ ученого в представлениях учащейся молодежи Калмыкии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
351
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наука / ученый / профессиональные и личностные качества ученого / приоритеты молодежи в сфере трудовой деятельности / science / scientific / professional and personal qualities of the scientist / the priorities of young people in the workplace

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лиджи-Горяева С.Э., Очирова Л.С., Оконов Б.А., Спиридонова Л.Ю., Ункуров Э.Ю.

В настоящей статье изложены материалы проведенного впервые в Калмыкиисоциологического исследования по выявлению представлений учащейся молодежи о науке и научнойдеятельности. Что такое наука и научная деятельность для молодых людей? Видят ли себя сегодняшниевыпускники в этой сфере жизнедеятельности?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE SCIENTIST IN REPRESENTATIONS OF STUDYING YOUTH OF KALMYKIA

This article describes materials of sociological research to identify the representations of studying youth about science to conducted by the first time in Kalmykia. What is science and scientific activities for young people? Do they see themselves today’s graduates in this area of life?

Текст научной работы на тему «Образ ученого в представлениях учащейся молодежи Калмыкии»

СОЦИОЛОГИЯ

ЛИДЖИ-ГОРЯЕВА С.Э., ОЧИРОВА Л.С., ОКОНОВ Б.А., СПИРИДОНОВА Л.Ю., УНКУРОВ Э.Ю.,

ХАШАЕВА А.Б.

ОБРАЗ УЧЕНОГО В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАЛМЫКИИ

Аннотация: В настоящей статье изложены материалы проведенного впервые в Калмыкии социологического исследования по выявлению представлений учащейся молодежи о науке и научной деятельности. Что такое наука и научная деятельность для молодых людей? Видят ли себя сегодняшние выпускники в этой сфере жизнедеятельности?

Ключевые слова: наука, ученый, профессиональные и личностные качества ученого, приоритеты молодежи в сфере трудовой деятельности.

В преддверии дня российской науки социологами Института в январе 2013 г. был проведен массовый опрос 300 выпускников элистинских средних школ, среднеспециальных и высших учебных заведений. Внимание к данному вопросу не случайно: статистические данные по России свидетельствуют о постоянной тенденции старения научных кадров, колоссальной «утечке мозгов». Ситуацию усугубляет и тот факт, что созданию надлежащих материальных условий для развития науки не уделяется должного внимания. Все это, в свою очередь, создает препятствия притоку молодых людей в науку. А научный потенциал страны всегда был стратегически важен. Поэтому, учитывая сложившуюся ситуацию в нашей стране в целом и в регионах, в частности, очень важно выявить отношение современной учащейся молодежи к науке и научной деятельности.

Цель исследования - выявить отношение учащейся молодежи Калмыкии к науке как сфере профессиональной деятельности.

Выпускникам школ и студентам было предложено ответить на несколько открытых и закрытых вопросов. На вопрос: «По Вашему мнению, в каком состоянии находится сегодня в нашей стране наука?» -

были получены следующие ответы (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1

По Вашему мнению, в каком состоянии находится сегодня в нашей стране наука? (в %)

Науке не уделяется должного внимания на уровне государства. Исследователям приходится прибегать к помощи частных фондов, грантов и пр.

Наука успешно развивается и поддерживается государством

Наука находится в бедственном положении

Затрудняюсь ответить

Другое

0 10 20 30 40 50 60

]°'7

11,6

24

54,8

9

Е

Более половины опрошенных молодых людей (54,8%) считают, что науке в настоящее время не уделяется должного внимания на уровне государства, и исследователям приходится прибегать к помощи частных фондов, грантов и пр. Кроме того, по мнению еще 11,6%, наука вообще находится в бедственном положении. Иначе говоря, две трети (66,4%) опрошенных придерживаются мнения, что науке не уделяется должного внимания, и она находится в бедственном положении в нашей стране.

Тех, кто считает, что наука успешно развивается и поддерживается государством, оказалось около четверти (24,9%).

Каждый двенадцатый (8%) затруднился ответить на данный вопрос. Мнение молодого поколения на данный вопрос в зависимости от уровня образования выглядит следующим образом (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2

По Вашему мнению, в каком состоянии находится сегодня в нашей стране наука?

поддерживается на уровне положении

государством государства

□ Выпускники школ □ Выпускники ссузов □ Выпускники вузов

Как видно из полученных данных, несколько более позитивно оценивают современное состояние науки выпускники вузов республики.

Полагают, что науке не уделяется должного внимания на уровне государства большинство опрошенных выпускников школ (61,6%) и ссузов (57,5%). А из выпускников вузов такое мнение разделяют менее половины опрошенных (43,8%).

Гендерный анализ показал, что мнение юношей и девушек по данному вопросу практически совпадает (см. диаграмму 3). Четверть как юношей (24 %), так и девушек (25 %) считают, что наука успешно развивается и поддерживается государством. Утверждение, что науке не уделяется должного внимания на уровне государства отметили более половины юношей (52%) и девушек (56,9%).

Диаграмма 3

По Вашему мнению, в каком состоянии находится сегодня в нашей стране наука?

Распределение ответов в зависимости от пола, в %

Наука успешно Науке не уделяется Наука находится в Другое Затрудняюсь

развивается и должного внимания бедственном ответить

поддерживается на уровне положении

государством государства

Юноши □ Девушки

Согласны, что наука находится в бедственном положении, каждый шестой молодой человек (15,2%) и каждая одиннадцатая девушка (8,6%).

В целом же большинство опрошенных придерживаются той точки зрения, что науке не уделяется должного внимания на современном этапе, и она находится в бедственном положении в нашей стране.

Для выявления мнения выпускников учебных заведений о престижности быть ученым и заниматься наукой был задан следующий вопрос: «В целом, как Вам кажется, сегодня в России престижно или непрестижно быть ученым, заниматься наукой?» (см. диаграмму 4).

Диаграмма 4

Мнения представителей молодого поколения по этому вопросу разделились следующим образом: большая часть учащейся молодежи (40,6%) считает, что наукой заниматься престижно; более трети (36,7%) высказали противоположную точку зрения по этому вопросу; каждый пятый (22,7%) затруднился ответить на данный вопрос. Таким образом, вопрос о престижности научной деятельности оказался для выпускников школ и студентов довольно затруднительным и неоднозначным.

Мнения участников опроса о престижности занятием наукой в зависимости от места учебы продемонстрированы в диаграмме 5.

Диаграмма 5

В целом, как Вам кажется, сегодня в России престижно или непрестижно быть ученым, заниматься наукой?

Распределение ответов по месту учебы, в %

□ Престижно □ Непрестижно □ Затрудняюсь ответить

Данные социологического опроса свидетельствует, что по этому вопросу практически полностью совпадают мнения выпускников школ (37,4%) и выпускников вузов (39,3%). Среди учащихся ссузов (44,6%) несколько больше тех, кто считает, что быть ученым и заниматься наукой престижно.

Одинаково более трети опрошенных учащихся в каждом учебном заведении сказали, что быть ученым и заниматься наукой непрестижно. Другими словами, несмотря на то, что для большинства молодых людей заниматься наукой, быть ученым престижно, для них самих сфера научной деятельности не является особенно привлекательной.

Выявлена определенная корреляция в ответах на вопрос, престижно или непрестижно быть ученым и заниматься наукой, в зависимости от пола опрашиваемых (см. диаграмму 6).

Диаграмма 6

В целом, как Вам кажется, сегодня в России престижно или непрестижно быть ученым, заниматься наукой?

Распределение ответов в зависимости от пола,в %

50

40

30

20

10

0

47,1

40,8

32

27,2

33,3

19,6

Юноши

Девушки

□ Престижно □ Непрестижно □ Затрудняюсь ответить

По данным исследования видно, что занятие наукой считают престижным больше представительницы женской половины (47,1%), чем мужской (32%). При этом наблюдается большой процент затруднившихся ответить как у юношей, так и у девушек.

Одной из основных задач опроса было определить, кем, в первую очередь, является ученый в представлениях учащейся молодежи. Респондентам было предложено продолжить следующее утверждение: «В Вашем представлении ученый - это...». Получены следующие ответы (см. диаграмму 7).

Диаграмма 7

В Вашем представлении ученый - это...

%

0 10 20 30 40 50 60 70 80

В представлениях подавляющего большинства учащейся молодежи (74,4%) ученый - это, в первую очередь, исследователь. У каждого девятого респондента (11,1%) образ ученого ассоциируется с естествоиспытателем. Каждый, (8,2%) считает, что ученый - это философ. В представлениях некоторых участников опроса (2,3%) ученый - это, прежде всего, преподаватель. Для нескольких респондентов ученый - это учитель.

Опрошенные нами выпускники учебных заведений дали нам и свои определения об ученом: «истинные ученые - это люди, которые открыли или внесли весомый вклад в изобретения, которые полезны обществу»; «человек, который занимается разработкой новых технологий и получает гроши»; «разносторонняя личность: и философ, и исследователь, и преподаватель»; «человек, имеющий определенные знания в определенной науке», «всезнайка», «великий человек», «он совмещает в себе много профессий».

Вне зависимости от места учебы для подавляющего числа участников опроса ученый - это, прежде всего, исследователь (см.диаграмму 8).

Диаграмма 8

В Вашем представлении ученый - это...

Распределение ответов в зависимости от места учебы, в %

□ Выпускники школ □ Выпускники ссузов □ Выпускники вузов

Представление об ученом как у юношей, так и у девушек практически совпадает.

Выпускникам учебных заведений было предложено назвать тех из известных личностей, кого они считают истинным ученым. Надо сказать, что на данный открытый вопрос молодые люди отвечали очень охотно и активно. Из общего числа опрошенных подавляющее большинство (80%) назвали несколько фамилий ученых, среди которых оказались не только всемирно известные личности, но и узкие специалисты и, что отрадно, калмыцкие ученые. Всего было названо 558 фамилий известных ученых и деятелей науки. Обобщив полученные данные, мы составили индекс популярности ученых среди подрастающего поколения (см. диаграмму 9).

Диаграмма 9

Индекс популярности известных ученых среди учащейся молодежи Калмыкии

0 10 20 30 40 50 60 70

Эйн штейн А.

Менделеев Д.И.

Ломоносов М.В.

Ньютон И.

Эрдниев П.М.

Дарвин Ч.

Павлов И.П.

Аристотель Мечников И.И.

Сахаров А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф рейд З.

Пирогов Н.И.

Пифагор Г и ппократ Очиров У.У.

Т есла Н.

Фарадей М.

Склифосовский Н.В.

Архимед Леонардо да Винчи,

Ламарк Ж-Б.

Линней К.

Галилей Г.

Конфуци й Маслоу А.

Сеченов И.М.

Попов А.С.

Перельман Г.Я.

М о р д ко ви ч А. Г .

Одним из самых популярных ученых, связанных в сознании молодежи с образом истинного ученого, является физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист Альберт Эйнштейн, о котором больше всего упоминаний. Следом за ним идет выдающийся русский ученый-химик Д.И. Менделеев. Третье и четвертое места заняли М.В. Ломоносов и И. Ньютон. На пятом месте по популярности - наш земляк, выдающийся ученый-математик и создатель системы УДЕ П.М. Эрдниев. Особо популярен он среди учащихся средних школ (из 28 упоминаний 20 были отмечены в средней школе).

Помимо Эрдниева, было названо еще несколько фамилий калмыцких ученых. Среди них Очиров УУ, Биткеев П.Ц., Волков Г.Н., Убушаев В.Б., Борликов Г.М., Борликова Г.Г., Салаев Б.К., Шургинов Е.А., Колесник В.И., Музаев В.М., Кичиков А.Ш., Очиров УБ., Нюденова Э.К.

Также, анализируя названные респондентами имена ученых, деятелей науки, нельзя не отметить, что, наряду с общеизвестными учеными, изучение трудов которых входит в школьную и вузовскую программу обучения, молодые люди называли и современных ученых. Например, С.Хоккинг, Дэвид Харви, Новоселов К.С., М.Громов, Амонашвили Ш.А., Кельдыш М.В., Жорес Алферов, Перельман Г.Я, Вассерман А.А. Это, на наш взгляд, очень интересный и показательный факт о живом интересе молодежи к выдающимся личностям в сфере науки.

Проведенный нами опрос помог выявить и такую интересную тенденцию, как влияние интерактивных средств коммуникации на сознание молодого поколения. Наряду с именами известных ученых они называли и вымышленных героев игр, телевизионных сериалов и мультипликационных фильмов, которые по сюжету занимаются наукой. Например, такие герои как Гордон Фримен, Левин, Окабе Ринтаро, Курису Макисе.

И, конечно, были и такие курьезные случаи, когда назывались имена людей, не относящихся к науке непосредственно. Например, футболист Л. Месси, политический деятель И.В. Сталин, военные деятели А.В. Суворов и М.И. Кутузов, писатели Н.В. Гоголь, А.П. Чехов, Н.М. Карамзин, Паоло Коэльо, общественный деятель Е.Г. Тарло, конструктор Генри Форд.

Нам было важно выявить, какими профессиональными качествами должен обладать ученый по мнению подрастающего поколения.

Диаграмма 10

Какими профессиональными качествами, по Вашему мнению, должен обладать ученый? в %

Высокая образованность, эрудированность

Постоянное саморазвитие

Владение методиками и техниками научного познания

Наличие ученой степени, научного звания

Умение излагать свои мысли в публикациях (статьи, монографии и др.)

Умение излагать свои мысли в публичных выступлениях

Другое

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

По нашим данным, на первом месте среди профессиональных качеств, которыми должен обладать ученый по мнению молодежи, - «высокая образованность и эрудированность». Так посчитало подавляющее большинство респондентов - 81, 3%.

На втором месте - «постоянное саморазвитие». В пользу данного качества высказались 59% опрошенных. Следом, на третьем месте такое профессиональное качество, как «владение методиками и техниками научного познания», его отметили 54% учащейся молодежи. Для каждого третьего отвечавшего - 32,7% - оказалось важным «наличие ученой степени и научного звания». Далее на пятом и шестом местах такие качества, как «умение излагать свои мысли в публикациях» и «умение излагать свои мысли в публичных выступлениях». Равное количество респондентов полагает, что ученый должен обладать именно такими качествами - 26,7% и 26,3%, соответственно. Небольшой процент учащихся - 1,3% -полагают, что, помимо вышеуказанных профессиональных качеств, ученый «должен философствовать, быть хорошим психологом, писать правильно», также он обязан «уметь передавать знания», «стараться ради хорошего будущего», «быть невероятным оптимистом» и «очки иметь».

Сравнительный анализ ответов в зависимости от пола респондентов (см. диаграмма 12) показал, что, хотя в основном мнения респондентов мужского и женского пола совпадают, все же существуют некоторые расхождения во взглядах на данный вопрос. Так, юноши считают, что ораторское искусство - умение излагать свои мысли в устной форме на публичных выступлениях - для ученого несколько важнее, чем умение излагать свои мысли в письменной форме: в статьях, монографиях и других публикациях. В свою очередь, для представительниц женского пола умение излагать свои мысли в письменной форме важнее, чем умение выступать на публике. Для девушек оказалось «наличие ученой степени, звания» для ученого более важно, чем для юношей (36,2 % и 28%, соответственно). По остальным пунктам мнения молодых людей практически совпадают.

Диаграмма 11

Ответы на данный вопрос в зависимости от места учебы респондента распределились следующим образом (см. диаграмму 12). Для всех опрошенных, независимо от места учебы, высокая образованность и эрудированность являются приоритетным качеством для ученого. Так считают абсолютное большинство школьников - 90,9%, три четверти опрошенных студентов средних специальных учебных заведений - 74,1% и подавляющее большинство студентов высших учебных заведений - 79,8%.

По остальным характеристикам мы получили несколько иную картину. Для школьников самым нужным качеством ученого после высокой образованности и эрудиции является владение методиками и техниками научного познания. С этим согласилось 62, 6 % выпускников школ, в отличие от примерно одинакового количества студентов колледжей и вузов (57,1% и 58,4%, соответственно), для которых на втором месте такое качество, как постоянное саморазвитие. Умение излагать свои мысли в публикациях представляется более необходимым, чем умение излагать свои мысли в публичных выступлениях для четверти опрошенных школьников - 26,3% и трети опрошенных студентов вузов - 34,8%, в отличие от

студентов колледжей, которые полагают, что умение выступать перед аудиторией все же важнее, чем умение писать монографии и статьи. Такое мнение выразили 30,4% респондентов-учащихся колледжей. Наличие ученой степени и звания в представлении всей учащейся молодежи по приоритетности для ученого занимает четвертое место, однако больше всего согласившихся с данной характеристикой как одной из нужных качеств, которыми должен обладать ученый, оказалось у студентов колледжей - 40,2%, в сравнении со школьниками - 29,3% и студентами университетов - 27%.

Диаграмма 12

Какими профессиональными качествами, по Вашему мнению, должен обладать ученый?

Распределение ответов в зависимости от места учебы, в %

Высокая

образов анность, эрудиров анност ь

Наличие ученой степени, научного зв ания

Владение методиками и техниками научного познания

Постоянное сам оразв ит ие

Умение излагать св ои мысли в публикациях (статьи, монографии и др.)

Умение излагать свои м ыслив публичных в ыступлениях

Другое

90,9

29,3

27

40,2

62,6

46,1

52,7

7,1

58,4

26,3

34,8

30,4

27

61 ,6

20

40 60

79,8

Выпускники школ Выпускники ссузов Выпускники вузов

80

1 00

0

Среди личностных качеств, которыми должен обладать ученый, подавляющее большинство респондентов - 86,3% - выделило интеллект как самое главное качество (см.диаграмму 13). На втором месте - энтузиазм, целеустремленность, настойчивость. С этим согласны половина опрошенных - 52,7%. Такое качество, как независимость мышления, воображение и интуиция - на третьем месте. Так думают 44,7% всех опрошенных. На четвертом месте такое качество, как наблюдательность - 42%. Удивительно, что такое важное личностное качество, как талант и одаренность, оказалось лишь на пятом месте -чуть более трети опрошенных думают, что это качество необходимо для ученого - 35,3%. Честность считают важным качеством чуть менее пятой части всех опрошенных. И на последнем месте -лидерские качества - 8,7%.

Диаграмма 13

Какими личными качествами, по Вашему мнению, должен обладать ученый? (в %)

Интеллект: логика, память, опыт, способность

к концентрации внимания, абстрагированию

Энтузиазм, целеустремленность, настойчивость

Независимость мышления, воображение, интуиция

Наблюдательность Талант, одаренность

Честность

Лидерские качества

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

52 7

44,7

42

35,3

л 8,7

18,7

86,3

Гендерный анализ показал, что мнение юношей и девушек по этому вопросу практически идентично (см. диаграмму 14).

Единственное расхождение во взглядах наблюдается в оценке приоритетности таких личностных характеристик, как наблюдательность или независимость мышления: какая из них должна быть на третьем месте? Респонденты мужского пола более необходимым считают наблюдательность - 42,4 %, респонденты женского пола - независимость мышления - 46,6 %.

Диаграмма 14

Какими личными качествами, по Вашему мнению, должен обладать

ученый?

Распределение ответов в зависимости от пола, в %

Талант, одаренность

Интеллект: логика, память, опыт,

способность к концентрации внимания, абстрагированию

Энтузиазм, целеустремленность,

настойчивость

Независимость мышления, воображение, интуиция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Честность

Наблюдательность

Лидерские качества

Ш мужчины □ женщины

Сравнительный анализ по месту учебы показал, что мнение всех учащихся совпадает по следующим положениям: какая личностная характеристика является самой важной для деятеля науки и какие качества наименее важны (см. диаграмму 15).

Самым важным личностным качеством ученого респонденты считают интеллект (логика, память, опыт, способность к концентрированию внимания, абстрагированию). Так ответили 78,7% выпускников вузов, 87,9% выпускников школ и 91,1% учащихся ссузов. А наименее важны для ученого такие личностные характеристики, по мнению всех опрошенных, как честность и лидерские качества, которые оказались на предпоследнем и последнем местах.

Диаграмма 15

Какими личными качествами, по Вашему мнению, должен обладать

ученый?

Распределение ответов в зависимости от места учебы, в %

Талант, одаренность

Интеллект: логика, память, опыт, способность к концентрации внимания,

Энтузиазм,

целеустремленность,

настойчивость

Независимость

мышления,

воображение,

интуиция

Честность

Наблюдательность

Лидерские качества

□ Выпускники школ

ІШ Выпускники ссузов

В Выпускники вузов

По другим обозначенным личностным характеристикам ученого мнения представителей молодого поколения не совсем совпадают. Для выпускников школ на втором месте по важности - независимость мышления - 55,6%, а для студентов это качество только на четвертой позиции по приоритетности. Выпускники колледжей и вузов единодушны в своем мнении, в отличие от выпускников школ, что энтузиазм, целеустремленность и настойчивость должны быть на втором месте. Так думают 55,4% учащихся в ссузах и 55,1% студентов вузов. Оказалось, что в представлениях студентов колледжей наблюдательность для ученых по приоритетности более важна (занимает третье место), чем для выпускников школ (четвертое место) и выпускников университетов (пятое место). А такие личностные качества, как талант и одаренность считают наиболее важными студенты-старшекурсники (третье место), чем остальные учащиеся и студенты (только на пятом месте).

Одной из приоритетных задач было определить, насколько учащаяся молодежь ориентируется на рынке труда. Это на сегодня очень актуальная проблема. И для нас было очень важно получить адекватные ответы молодых людей, которые либо стоят на пороге выбора своей будущей профессии,

либо уже на выходе к своей профессиональной деятельности. Поэтому был задан вопрос: «Представители каких профессий и специальностей, по Вашему мнению, больше всего нужны Калмыкии?». Распределение ответов показано на диаграмме 16.

Диаграмма 16

Представители каких профессий и специальностей, по Вашему мнению, больше всего нужны Калмыкии? (распределение ответов в зависимости от места учебы и пола, в %)

0 30 60

Примерно половина опрошенных (47%) считают, что больше всего нужны Калмыкии врачи. Оказалось, что такое мнение разделяют больше других учащиеся ссузов (53,6% против 47%). Более четверти (28%) респондентов ответили, что более всего необходимы республике представители технических специальностей. И этот вопрос чаще других выбирали выпускники ссузов (33% против 28%). Четверть (25,7%) из числа принявших участие в вопросе полагают, что требуются учителя, это в основном учащиеся школ (27,3%). Примерно четверть (23,7%) опрошенных считают, что Калмыкии нужны ученые (такого мнения придерживаются 32,3% выпускников школ). Более пятой части (22%) опрошенных считают, что республике более всего необходимы работники сельского хозяйства, так думают больше всего выпускников ссузов (25,9%).

Рейтинг данных специальностей и профессий, полученный нами в процессе данного опроса, коррелирует с материалами социологического исследования ГУ «ИКИАТ», проведенного в 2010 г[1]. Так, выпускники средних школ РК на 1-е место вынесли профессию - «врача, медработника», на 2-е место - «строителя», на 3-е место - «учителя, воспитателя», на 4-е место - «агронома, зоотехника, ветеринара», на 5-е место - «менеджера по продажам», на 6-е место - «научного работника».

В настоящее время, по нашим данным, профессию инженера считают наиболее востребованной менее пятой части опрошенных (17,3%). Чаще других разделяют такое мнение выпускники школ (23,2%). Каждый шестой (16,3%) отметил профессию «рабочий», среди них больше всего студентов вузов (20,2%). Каждый седьмой (14%) выразил мнение, что наиболее востребованы в настоящее время спортсмены, в основном это учащиеся ссузов (20,5%). Более десятой части (13%) респондентов считают, что Калмыкии более всего нужны работники промышленности. Десятая часть (10%) опрошенных отметили профессию - «строитель». Одинаково менее десятой части (9%) считают, что наиболее востребованы военные, полицейские и программисты, чаще так считают представители ссузов. Каждый двенадцатый (8%) респондент считает, что наиболее востребованы в Калмыкии экономисты, чаще так считают ученики школ (13,1%). Каждый шестнадцатый (6,3%) из молодых людей думает, что наиболее востребованы управленцы, это мнение разделили большего других выпускники средних школ (11,1%). Небольшая часть (4%) опрошенных затруднились с ответом. Оказалось, что ответить на этот вопрос труднее всего было студентам вузов (10%). Обращает на себя внимание тот факт, что востребованность таких профессий, как экономисты (8%), управленцы (6,3%), юристы (3,7%), отметили менее всего респондентов. Незначительная часть (1%) назвали другие профессии, среди которых «бизнесмен», «олигарх», «актер», «дизайнер», «нефтяник», «следователь», «учитель физкультуры», «повар-кондитер», «журналист», «ген. директор Apple или Google».

Одной из задач исследования было выявить отношение учащейся молодежи нашей республики к науке и научной деятельности как профессиональной сфере. Как наглядно свидетельствуют данные диаграммы 17, определенно хотели бы заниматься наукой, исследованиями менее десятой части (7%) респондентов. Скорее всего хотел бы заниматься наукой, исследованиями каждый пятый (20,3%) из участников опроса. Таким образом, можно сказать, что заметную часть (27,3%) учащейся молодежи привлекает наука и научная деятельность.

Категорично не хотел бы заниматься наукой и научными исследованиями каждый седьмой (13,7%) опрошенный, причем чаще всего такого мнения придерживаются выпускники вузов (39,3%). Скорее всего, не будет заниматься наукой значительная часть (41,3%) опрошенных.

Диаграмма 17

А Вы сами хотели бы заниматься наукой, исследованиями? (распределение ответов в зависимости от места учебы и пола, в %)

в среднем ПУчащиеся школ Пучащиеся ССУЗов Пучащиеся ВУЗов 0муж Пжен

Сравнительный анализ материалов наших исследований показывает, что учащаяся молодежь довольно адекватно представляет сложившуюся на региональном рынке труда ситуацию, считая востребованными для нашего региона работников бюджетной сферы, сельского хозяйства и строительства. В связи с этим

для нас представляло интерес, в пользу каких профессий делают личный выбор молодые люди. Полученные результаты представлены на диаграмме 18.

Диаграмма 18

Кем Вы видите себя во взрослой жизни?

(сравнительный анализ, в %)

Как следует из приведенной диаграммы, наибольшая доля (12%) опрошенных затруднилась с ответом, причем среди выпускников ссузов затруднился ответить каждый пятый (19%). Видят себя финансистами более десятой части (11,7%) опрошенных более других - выпускники школ (21% против 11,7%). Одинаково десятая часть (10,4%) опрошенных хотели бы быть юристами и врачами во взрослой жизни. Также более десятой части (10,4%) назвали другие профессии. Каждый десятый (10,1%) участник опроса видит себя на государственной службе, более всего этого хотят выпускники вузов (20% против 10,1%). В ходе опроса молодые люди называли и свои варианты ответов, например: «фармацевт», «деятель

культуры», «бизнесмен», «фотограф», «дальнобойщик». Особо тронуло высказывание студентки, которая видит себя в будущем «женой, хорошей матерью, честным человеком, доброй дочерью и сестрой, человеком, который принесет хоть каплю пользы своей Родине»!

Таким образом, гипотеза о том, что только небольшой процент учащейся молодежи связывает свое будущее с наукой, подтверждается. Другими словами, несмотря на то, что молодые люди говорят, что быть ученым престижно, для многих из них сфера научной деятельности не является особенно привлекательной, что, в принципе, вполне нормально для любого общества. Учащиеся либо пока еще не видят себя кем-то конкретно во взрослой жизни, либо предпочитают профессию финансиста, бухгалтера и другие, более реальные, доступные в их понимании и необходимые для жизнедеятельности страны. Учащаяся молодежь, судя по результатам опроса, осознает, что больше всего Калмыкии сегодня нужны врачи - профессия необходимая и благородная.

Следовательно, материалы наших социологических исследований последних лет позволяют говорить о существовании определенной и даже, на наш взгляд, неоднозначной тенденции на региональном рынке труда. С одной стороны, молодежь четко и адекватно представляет состояние спроса на рынке труда и говорит, что Калмыкии нужны врачи, учителя, работники и специалисты сельского хозяйства, представители технических специальностей, строители, рабочие. С другой - для себя они выбирают другие профессии: финансиста, бухгалтера, юриста, управленца и государственного чиновника, являющихся в их представлениях более престижными и материально, и статусно.

Проводя данный социологический опрос мы хотели выявить, каким представляет образ ученого учащаяся молодежь Калмыкии. Полученные результаты позволяют говорить, что для нашей молодежи ученый - это человек, обладающий интеллектом, высокой степенью образованности и эрудированности, постоянно саморазвивающийся, занимающийся исследовательской деятельностью. В качестве прообраза истинного ученого выступает Альберт Эйнштейн. 1

1. Научный отчет ГУ «ИКИАТ» «Изучение предложения на рынке труда Республики Калмыкия на основе социологических методов (выпускники средних школ РК)», Элиста. 2010. С. 21.

ЛИДЖИ-ГОРЯЕВА С.Э., ОКОНОВ Б.А.

КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА РАЗВИТИЯ СТОЛИЦЫ (по материалам социологического мониторинга)

Аннотация: В настоящей публикации представлены результаты социологического мониторинга населения республики и, в частности, мнение жителей г. Элиста о коррупции. На базе материалов исследования показано, что уровень коррупции в столице довольно высок, что может выступить угрозой устойчивого развития г. Элиста.

Ключевые слова: бытовая коррупция, уровень коррупции, личные коррупционные практики горожан, противодействие коррупции.

В современных условиях с достаточной долей уверенности можно говорить о том, что коррупция выступает основным препятствием развития экономики, повышения уровня жизни и качества жизни населения, становления гражданского общества. Довольно часто политики, общественные деятели, ученые, политологи сегодня говорят о том, что разгул коррупции ставит под угрозу сам факт существования государства. Высокий уровень коррупции в России - один из основных барьеров на пути привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в российскую промышленность, народное хозяйство в целом, во все сферы жизни общества. Кроме того, коррупция негативно сказывается на внешнем имидже и инвестиционной привлекательности России. В настоящее время коррупция

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.