Научная статья на тему 'Образ Арктики у современных подростков'

Образ Арктики у современных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
659
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ МЕСТА / АРКТИКА / ДЕТСКИЙ И ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соловьёва Татьяна Алексеевна

В статье рассматриваются культурологические и психологические проблемы, связанные с формированием системы пространственных образов у представителей современной глобализированной культуры, а также представлен материал исследования образа Арктики у подростков г. Архангельска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF THE ARCTIC FOR CONTEMPORARY TEENAGERS

The article considers culturological and psychological problems connected with the space image system formation in the minds of the contemporary globalized culture representatives. It also presents the results of the research devoted to the Arctic Region image in the teenagers from Arkhangelsk.

Текст научной работы на тему «Образ Арктики у современных подростков»

УДК 159.992.4-057.875

СОЛОВЬЁВА Татьяна Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 40 научных публикаций

ОБРАЗ АРКТИКИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ *

В статье рассматриваются культурологические и психологические проблемы, связанные с формированием системы пространственных образов у представителей современной глобализированной культуры, а также представлен материал исследования образа Арктики у подростков г. Архангельска.

Образ места, Арктика, детский и подростковый возраст, культурная компетентность

Как известно, категория образа является одной из центральных в психологии, поскольку именно образы, отражая объективную реальность, являются содержанием психики субъекта. Образы лежат в основе наших знаний, мировоззрения, определяют характер отношения к тем или иным предметам, явлениям, людям. Этот термин широко используется в различных науках: философии, эстетике, искусствознании и культурологии. В психологии категория «образ» используется в нескольких значениях и интерпретируется по-разному. В.П. Зинченко и Б.Г Мещеряков определяют образ как «чувственную форму психического явления, имеющую в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику»1. Образ определяют как «индивидуально-субъективную панораму - картину мира - онтоса - бытия или же ситуаций, эпизодов бытия, других субъектов, экстеросре-ды, отражающей те или иные феномены, события, явления»2. Существует интерпретация об-

раза, где он преимущественно связывается с перцептивными формами знания. Согласно такому пониманию, образ - это результат и цель восприятия. Наиболее распространенным является определение образа как субъективной картины мира или ее фрагментов, включающих самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий3. По своему содержанию и форме выражения образ может быть как чувственным, так и рациональным. Важнейшей характеристикой любого образа является его целостность. Объем образа безграничен, а все содержание дано в нем одновременно. Содержание образов лежит в основе различных видов образных явлений (образа восприятия, образа воображения, эйдетического образа, пос-леобраза и др.). Все исследователи подчеркивают, что образы-представления вторичны по отношению к образам-ощущениям и образам-восприятиям. Сохраненные в памяти, они выс-

© Соловьёва Т. А., 2010

* Работа выполнена при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда № 09-06-48608 а/с.

тупают итогом чувственного познания мира, основой прогноза для познания и действия в будущем, а также становятся достоянием духовной жизни. Представления являются исходной формой развития и развертывания психической жизни личности. Образ оказывается важнейшим компонентом действий субъекта, его полнота и качество определяют степень совершенства действия. Традиционно в образе выделяются такие компоненты, как образ-знание, образ-значение, образ-прогноз и образ потребного будущего. Они выделяются не как независимо существующие подструктуры, а как некоторая система их соподчинений. На полноту образа-знания (как первого из компонентов полноценного образа) влияют такие факторы, как мера информированности, число характеристик и сложность структуры информации (объем образа-знания). Большая информированность приводит к более объемным и многомерным конкретным образам. На полноту образа-знания также влияет опыт.

Процесс формирования образов очень сложен и происходит на протяжении всей жизни человека. Но особенно важным периодом этого процесса является детский и отроческий возраст. Актуальность проблемы построения образов у детей и подростков связана, прежде всего, с особенностями индивидуализации и идентичности ребенка в пространстве современной культуры, т.к. ненаполненность образа определяет смысловые жизненные ориентации человека в будущем.

С самого раннего возраста ребенок начинает осваивать пространство. Происходит персонализация среды и освоение территории. Понятие территориальности предполагает, что пространственная среда выступает в качестве объекта, которым управляют и который контролируют. Раскрывая феномен персонализации пространственно-предметной среды, ГМ. Андреева4 утверждает, что жизненная среда выступает для субъекта средством идентификации личности с местом ее пребывания и жизнедеятельности. Так возникает средовая идентификация, которая включает в себя природные (естественный ландшафт, растения, животные),

антропогенные (город, село, архитектура и т.д.), экологические и информационно-виртуальные измерения.

Каждое место в пространстве со всеми его реальными объектами и признаками не только наблюдается, но бесконечно интерпретируется и оценивается. Место - это не просто реально наблюдаемые объекты, признаки, элементы, характеристики; место - это еще и совокупность его восприятий, представлений о нем. Создается множество реальностей места, начиная с традиционной географической интерпретации, его комплексной географической характеристики и заканчивая его описаниями, представленными в произведениях искусства. Образ места складывается послойно, любой слой - это определенная характеристика места. Прежде всего это географическая характеристика, описание этнических особенностей людей, живущих на территории, их деятельности, культуры, искусства плюс пространственный миф, основанный на реальности наблюдаемых объектов и на сложившихся стереотипах. При этом формируется оригинальная среда из пространственных представлений, мифов и стереотипов. Сложность изучения образов места связана с тем, что нужно охватить единым взглядом бесконечное множество смыслов места, целый комплекс разнородных явлений (контекстных признаков), частных суждений и оценок.

Информация, необходимая ребенку для формирования образа места, поступает к нему из разных источников. Традиционно этим источником является значимый взрослый, книги и личные наблюдения (собственный опыт взаимодействия со средой). В формировании тех или иных образов у современных детей появляются новые тенденции и факторы, связанные с процессами глобализации, информатизации, развитием новых коммуникационных технологий, которые создают новое качество социального пространства. В связи с этим меняется как структура формирующихся образов, так и механизм их формирования. Доминирующую роль в этих процессах начинает играть не непосредственное общение и непосредственный опыт ребенка, а информация и коммуникация. Информация

при этом подается в готовом виде, что снижает развитие представлений воображения. Эффект воздействия усиливается все возрастающим влиянием интернета.

В последнее десятилетие Арктика, северные территории все больше привлекают к себе внимание мирового сообщества как регион особых стратегических и политических интересов ведущих стран мира, в т.ч. России, значительная часть территории которой относится к районам Крайнего Севера. Главными целями и стратегическими приоритетами государственной политики Российской Федерации в Арктике являются: расширение ресурсной базы арктической зоны, поиск и освоение углеродного сырья, развитие и эксплуатация Северного морского пути, сохранение и обеспечение защиты природной среды, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности. Наконец Арктика, северные территории - это лучшие хранители самобытной культуры не только русского, но и других народов5. Северная культура уникальна тем, что она не растворилась в других культурах, органически соединяется с ними, умудряясь при этом сохранить в чистоте собственные традиции. В связи с тем, что проблемам развития арктического региона, выявлению специфики его территорий и населения уделяется все больше внимания, актуальным является изучение образа Арктики, сложившегося у подростков, многие из которых в будущем, возможно, будут заниматься развитием арктического региона.

Целью пилотажного исследования явилось изучение образа Арктики у современных подростков. В исследовании приняли участие 53 подростка 14-15 лет (26 мальчиков и 27 девочек). Базой исследования явилось МОУ № 20 г. Архангельска.

Подростковый образ был выбран не случайно. В психологии накоплены данные, согласно которым в этом возрасте начинает активно развиваться самосознание. Л.С. Выготский6 называл самосознание одним из новообразований подросткового периода развития. Учитывая сензитивность подросткового периода развития для становления самосознания, можно

предположить, что именно в этом возрасте очень интенсивно развивается система образов как условие и механизм самовосприятия и самосознания. Развитие интеллектуальной сферы подростков характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира; развивается способность к абстрактному мышлению и развивается временная перспектива, происходит становление психосоциальной идентичности, заключающееся в осознании временной протяженности собственного «Я», включающей прошлое и определяющей проекцию себя в будущее, а также осуществление системы выборов (выбор профессии и т.д.). Э. Шпран-гер считал этот возраст периодом врастания в культуру (индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи)7.

Нами была разработана анкета для изучения сложившегося у подростков образа Арктики. Вопросы были составлены с целью изучения образа места (изучение географических представлений территории, климатических условий, жителей и их видов деятельности). Статистическая обработка осуществлялась с помощью программы EXCEL. Анализ полученных результатов показал следующее. На вопрос о том, что такое Арктика, 23% подростков дать ответ не смогли, 30% определили Арктику как материк в Северном полушарии, 28% посчитали, что это «холодное ледяное место», 11% респондентов утверждали, что это - Северный полюс. Больше половины школьников (57%) территориально отнесли к Арктике Северный Ледовитый океан, 26% - Землю Франца Иосифа и Новую Землю, 23% - Баренцево и Белое моря. К сожалению, 17% подростков вообще не смогли ответить на этот вопрос. Почти все учащиеся посчитали, что Арктический регион характеризуют прежде всего суровые климатические условия (92%), незначительная заселенность (79%), слабо развитая транспортная система (66%), узкий спектр занятости населения (49%). 23% респондентов сказали, что Арктика - это главная кладовая природных ресурсов и запасов минерального сырья. Почти все подростки считают, что в Арктический регион входит только Россия.

17% школьников не знают, какие народы населяют Арктику. Половина опрошенных (51%) считает, что это эскимосы, 30% - чукчи, 6% - русские, а 13% к арктическим народам отнесли полярников. По мнению 75% подростков, население Арктики занимается исследовательской деятельностью, 32% - рыболовством, 23% - охотой, 11% - животноводством, 8% -мореходством и 6% - метеорологией. Нам также было интересно узнать, каких ученых -исследователей Арктики и мореходов-полярни-ков знают современные подростки. С сожалением можно констатировать, что 68% не смогли назвать ни одной фамилии знаменитых полярников, 13% вспомнили Ф.Ф. Беллинсгаузена, 11% - М.П. Лазарева, 8% - Баренца и 6% -А. Чилингарова.

Как известно, огромный вклад в формирование образа места вносит книга, художественная и познавательная литература, произведения изобразительного и киноискусства. Поэтому мы попытались выяснить, какие книги об Арктике, полярниках и жителях арктического региона читали подростки. 89% школьников не смогли назвать ни одной книги на эту тему. Кинофильмы об Арктике им также смотреть не интересно. С целью выяснения отношения подростков к Арктике мы предложили респондентам назвать пять ассоциаций, связанных у них со словом «Арктика». Объединив все ответы в пять основных категорий и посчитав среднее значение, мы получили следующий результат. У большинства респондентов Арктика ассоциируется с суровым климатом (много снега, льда, вечная мерзлота, сильные ветра, пурга, темнота). Арктика прежде всего ассоциируется с белым цветом (это снег, пустота, мертвая территория, безжизненная белая пустыня, белое ледяное молчание). Лишь у 15% школьников возникли ассоциации с синим цветом (синее небо, синяя вода, синяя вечность). Подростки определили Арктику как нереальное пустое место, в котором не существует временных и пространственных границ. Примерно треть опрошенных характеризовали Арктику как ограниченную территорию, материк, расположенный в определенной части света и имею-

щий богатый запас природных ресурсов. В территорию Арктики они включили такие объекты, как Северный Ледовитый океан, Северный Полюс, Новую Землю, Баренцево и Белое моря. Большинство школьников считают, что в Арктике живут белые медведи, песцы и тюлени.

Рассматривая категорию населения и их деятельность, можно сказать, что у большинства респондентов Арктика ассоциируется с полярниками, изучающими регион, и коренными жителями (эскимосы, чукчи, ненцы), которые занимаются промысловыми видами деятельности, такими как рыболовство, охота и животноводство. Таким образом, анализ полученных данных дал возможность определить, что образ Арктики у подростков недифференцированный, обобщенный, без полноценной конкретизации, достаточно размытый и односторонний. Объем образа очень мал, содержание неполное и неконкретное, целостность отсутствует.

Как известно, информация, необходимая ребенку, подростку для построения моделей будущей жизни, деятельности, поступает к нему из разных источников. Во-первых, из ситуаций, связанных с уже пройденными этапами онтогенеза и построенными тогда моделями. Во-вторых, из непосредственных наблюдений субъектом взросления окружающей его действительности. Результаты наблюдений чаще всего оцениваются им с помощью и при непосредственном участии значимых взрослых и референтных групп. Сюда можно отнести информацию, полученную из таких внешних источников, как книги, кино, средства массовой информации, интернет, произведения искусства, рассказы лиц старших поколений. Важным источников информации является учебная деятельность. Старшие подростки уже изучают географию в школе. К сожалению, на вопрос о том, откуда респонденты получили информацию

об Арктическом регионе, никто не ответил, что это были уроки географии. Основными источниками знаний явились телепередачи, интернет, картинки в иллюстрированных журналах (лед, белый снег, синее небо и белый медведь).

Поскольку образ является важнейшим компонентом действий субъекта и определяет си-

стему выборов подростка, мы поинтересовались у школьников, знают ли они о создании в Архангельске Северного (Арктического) федерального университета. Можно констатировать тот факт, что 89% подростков ничего об этом не слышали.

Таким образом, теоретический анализ становления системы образов места у подростков и эмпирические данные нашего исследования позволяют констатировать, что существует проблема построения образа Арктики у детей и подростков. Она тесно взаимосвязана с проблемами индивидуализации и идентичности ребенка в пространстве современной культуры. Наполненность образа места во многом определяет не только информированность, географические знания подростка, но и смысловые жизненные ориентации подрастающего субъекта в будущем. В результате проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что содержание образа Арктики у подростков еще не наполнено теми характеристиками, которые определяют смысловые жизненные ориентации в будущем. Так обнаружилось, что система образов имеет различное содержание в зависимости от психологического возраста субъекта и, соответственно, разное значение для личностного развития. Если для дошкольников и младших школьников формирование образа прежде всего связано с повышением уровня информированности и эмоциональным отношением к явлению, то для подростка образ должен наполняться личностными значениями (выбором профессии, связанной с деятельностью в арктическом регионе, толерантным отношением к людям, выбором стратегии поведения,

развитием экологического и эстетического сознания).

На сегодняшний день, несмотря на разнообразные исследования в этой области, пока в науке до конца не выявлены механизмы, способствующие выработке полноценного образа у детей и подростков. Отсутствуют четкие признаки проявления образного видения в разных психологических возрастах, до конца не определены условия развития образа мира. Полученные данные требуют дополнительного экспериментального исследования, однако уже сейчас можно высказать предположение о том, что для полноценного развития личности в подростковом возрасте и роста самоопределения подростков необходимо формировать не только образ-знание, но и образ-значение, образ-прогноз и образ потребного будущего. Дальнейшее изучение данной проблемы будет направлено на разработку методики исследования образа Арктики для каждого возраста с учетом психологических особенностей возрастной группы, а также совершенствования самой процедуры исследования. Важным направлением исследования должна стать разработка программ и учебных пособий, рабочих тетрадей для детей, начиная с дошкольного возраста, включающих игровую и учебно-познавательную продуктивную деятельность, а также создание методических рекомендаций для воспитателей, учителей, психологов, родителей. Требуется создание хрестоматий, включающих отрывки из произведений художественной литературы, поэзии, произведений изобразительного искусства, посвященных Арктическому региону, людям, живущим и работающим к Арктике.

Примечания

1 Психологический словарь / под. ред. В.П. Зинченко, Б.Г Мещерякова. М., 1999. С. 228.

2 Современный словарь по психологии / авт.-сост. В.В. Юрчук. Минск, 2000. С. 376.

3 Психология: словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1989. С. 224.

4 См.: Андреева Г.М. Трудности социального познания: «образ мира» или реальный мир? // Социальная психология в современном мире / под ред. ГМ. Андреевой, А.И. Донцова. М., 2002. С. 182-198.

5 Теребихин Н.М. Религиозно-этническое пространство Севера как собор народов, религий и культур // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2008. N° 3. С. 72-78.

6 ВыготскийЛ.С. Собр. соч.: в 6 т. М., 1984. Т. 4.

7 Цит. по: СапоговаЕ.Е. Психология развития человека. М., 2005. С. 329.

Solovyova Tatiana

IMAGE OF THE ARCTIC FOR CONTEMPORARY TEENAGERS

The article considers culturological and psychological problems connected with the space image system formation in the minds of the contemporary globalized culture representatives. It also presents the results of the research devoted to the Arctic Region image in the teenagers from Arkhangelsk.

Контактная информация: e-mail: annasolov@mail.ru

Рецензент - Теребихин Н.М., доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и религиоведения Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.