Научная статья на тему 'Обоснование режимов выполнения статических упражнений растягивающего характера'

Обоснование режимов выполнения статических упражнений растягивающего характера Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
928
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБКОСТЬ / СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ РАСТЯГИВАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА / ЮНЫЕ ПЛОВЦЫ / ТРЕМОРОМЕТРИЯ / FLEXIBILITY / STATIC STRETCHING EXERCISES / YOUNG SWIMMERS / TREMOR MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карпеев Анатолий Георгиевич, Трещева Ольга Львовна, Сагалеев Андрей Сергеевич

Статья посвящена обоснованию оптимальных режимов выполнения статических упражнений растягивающего характера при развитии гибкости у юных пловцов на основе использования методики треморометрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Карпеев Анатолий Георгиевич, Трещева Ольга Львовна, Сагалеев Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantiation of static stretching exercises modes

The article is devoted to substantiation of optimum modes of static stretching exercises implementation for development of young swimmers flexibility using techniques of tremor monitoring.

Текст научной работы на тему «Обоснование режимов выполнения статических упражнений растягивающего характера»

регулирующей системы, показатели которых находятся выше красной линии, с достаточной степенью точности проявляются у людей, имеющих соответствующую конституцию. При анализе вопросов, которые показали слабую связь, выяснилось, что их трактовка была недостаточно четкой и сложна для понимания студентами, которые проходили тестирование. В связи с этим была проведена работа по корректировке этих вопросов, и в дальнейшем процент вопросов, имеющих сильную прямую связь с конституциональным типом, должен увеличиться.

Таким образом, можно утверждать, что при постановке диагноза заболевания или отклонений необходимо учитывать влияние конституционального типа человека на проявления симптомов заболевания, чтобы не принять свойственные этому типу особенности организма за болезнь.

Результаты исследования показали, что для каждого типа характерна предрасположенность к возникновению определенных патологических симптомов. Есть основание рекомендовать исследованным группам студентов не спортсменов следовать соответствующим их конституции образу жизни и режиму питания согласно тибетской медицине для предотвращения развития дисбаланса в организме.

Использование метода определения психофизиологического типа в системе контроля психофизиологических нагрузок спортсменов необходимо, так как в результате длительного и существенного дисбаланса в трех регулирующих системах (ветер, желчь и слизь), которая может возникнуть в результате непосредственного влияния их тренировочно-соревновательной деятельности, может привести к серьезным патологическим состояниям.

Литература

1. Чжуд-ши. Канон тибетской медицины / пер. с тибет. яз. / Д.Б. Дашиева. М.: Восточная литература, 2001 - 768 с.

2. Жамбалдагбаев Н.Ц., Занданова Г.И. Место представлений о психофизиологических типах человека в клинической практике тибетской медицины: сб. науч. тр. НПЦ ТМГ Минздрава России. - М., 2001. - С. 34-37.

3. Чойжинимаева С.Г. «Диагностика в тибетской медицине или как не заблудиться в пустыне. - М.: Наран Информ (Практика тибетской медицины), 2007.

4. Рапгей JL Тибетская книга целительства. - М.: ФИАР-ПРЕСС, 2002. - 240 с.

5. Кушниренко Э.Ю. Два цветка на древе медицины - Учение индо-тибетской медицины о здоровье и долголетии. -М.-Воронеж: Золотое сечение, МОДЭК, 1999. -480 с.

6. Дюнкенбергер Т. Справочник по тибетской медицине: практ. рук-тво по диагностике, лечению и целительству с помощью методов тибетской медицине. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 272 с.

Павлов Александр Емшьянович, кандидат педагогических наук, доцент ФФКСиТ БГУ, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, тел. (8-3012) 221215. E-mail: cas313(Scrambler.ru

Занданова Галина Ильинична, кандидат физико-математических наук, доцент Института математики и информатики, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, тел. (8-3012)435826. E-mail: gzandan2002@mail.ru

Цыбиков Анатолий Сергеевич, научный сотрудник Научно-образовательного и инновационного центра системных исследований и автоматизации Института математики и информатики, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, тел. 89024586342. E-mail: cas313(Scrambler,ru

Pavlov Alexander Emelyanovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Buryat State University, Ulan-Ude, tel.(8-3012) 221215. E-mail: cas313(Sirambler.ru

Zandanova Galina Ilyinichna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, Institute of Mathematics and Information, Buryat State University, Ulan-Ude, tel. 3012)435826. E-mail: gzandan2002@mail.ru

Tsybikov Anatoly Segeevich, researcher, Scientific, educational and innovative centre of systematic researches and automation, Institute of Mathematics and Information, Buryat State University, Ulan-Ude, tel.89024586342. E-mail: cas313 (Scrambler. ru

УДК 796.012.12

А.Г. Карпеев, О.Л. Трещева, А. С. Сагалеев

Обоснование режимов выполнения статических упражнений растягивающего характера

Статья посвящена обоснованию оптимальных режимов выполнения статических упражнений растягивающего характера при развитии гибкости у юных пловцов на основе использования методики треморометрии.

Ключевые слова: гибкость, статические упражнения растягивающего характера, юные пловцы, треморометрия.

A. G. Karpeev, O.L. Treschyova, A.S. Sagaleev

Substantiation of static stretching exercises modes

The article is devoted to substantiation of optimum modes of static stretching exercises implementation for development of young swimmers flexibility using techniques of tremor monitoring.

Keywords: flexibility, static stretching exercises, young swimmers, tremor monitoring.

Развитие физических качеств, в том числе высокий уровень результатов в современном спорте, повышение интенсивности тренировочного процесса, возросшая конкуренция - все это позволяет прогнозировать преобразования в технологиях спортивной подготовки, в направлении усиления их опоры на использование здоровьеформирующих и здоровьесберегающих принципов физического воспитания и спортивной тренировки. Сущность здоровьесбережения состоит, прежде всего, в выборе и реализации таких объемов, интенсивности и направленности тренирующих воздействий, которые являются адекватными оперативному и текущему состоянию спортсмена и учитывают перспективные задачи спортивной подготовки [3]. Развитие гибкости должно осуществляться с учетом естественного возрастного состояния организма.

Одним из качеств, необходимых пловцам, является гибкость. Недостаточный уровень развития гибкости ограничивает амплитуду движений; не позволяет сформировать эффективную технику плавания; ограничивает проявление силы, скоростных возможностей, координации; приводит к снижению экономичности работы и часто является причиной повреждения мышц и связок [4; 7; 11].

Рекомендации по развитию гибкости в плавании носят в основном обще методический характер. Научные исследования проводились только на высококвалифицированных спортсменах [1; 12]. Отсутствуют научно обоснованные рекомендации по развитию гибкости в юном возрасте, а использование тренировочных средств и методов, применяемых в работе с высококвалифицированными спортсменами, на спортсменах более юного возраста противоречит требованиям здоровьесберегающей педагогики в спортивной тренировке.

В последнее время в теории и практике физической культуры и спорта возрос интерес к статическим упражнениям растягивающего характера как средству развития гибкости. Благодаря их выполнению улучшается подвижность в суставах, приобретается навык глубокого расслабления, улучшается самочувствие и появляются положительные эмоции у занимающихся. Применение данных упражнений отмечено большей частью в оздоровительной физической культуре. По исследованию эффективности применения статических упражнений растягивающего характера в спортивной практике имеются лишь единичные работы [8], проведенные на высококвалифицированных легкоатлетах.

Во многих видах спорта и в плавании в том числе для развития гибкости чаще применяются динамические упражнения. Однако практика показывает, что их выполнение нередко приводит к появлению отрицательных эмоций, острым болевым ощущениям, а также травмам.

Исходя из вышесказанного проблема исследования заключается в том, что в современной теории и практике спортивной тренировки отмечается недостаток методик, направленных на совершенствование физических качеств, отвечающих при этом требованиям здоровьесбережения при работе со спортсменами. В частности, в теории и практике спортивной подготовки стоит проблема разработки научно обоснованной методики развития гибкости юных пловцов с учетом возрастных особенностей, сенситивных периодов и требований здоровьесбережения.

Одним из наиболее существенных положительных результатов при применении упражнений по развитию гибкости является ее способствование расслаблению. С физиологической точки зрения расслабление представляет собой прекращение мышечного напряжения [13]. Нежелательно высокий уровень мышечного напряжения в организме человека приводит к целому ряду отрицательных побочных явлений. Чрезмерное мышечное напряжение снижает сенсорное осознание мира и повышает артериальное давление. Оно также повышает уровень энерготрат, так как сокращающейся мышце требуется больше энергии, чем расслабленной. Кроме того, в мышцах, находящихся в состоянии постоянного напряжения, нарушается кровообращение. Понижение кровоснабжения приводит к нехватке кислорода и жизненно необходимых питательных веществ, что вызывает накопление в клетках токсических побочных продуктов распада. Этот процесс вызывает утомление и возникновение болевых ощущений. Основным средством, позволяющим снять напряжение и способствующим рас-

196

слаблению, являются упражнения на растягивание. Однако имеется ряд упражнений, которые не всегда положительно влияют на организм занимающихся. Так, выполнение динамических упражнений зачастую приводит к тому, что при быстром растягивании мышцы и ее соединительных тканей возникает дефицит времени для адаптации. Если ткань слишком быстро растянуть, то невозможно оптимальное развитие гибкости, наблюдается появление болезненных ощущений и даже травм. Также во время выполнения динамических упражнений при резком растягивании мышцы в действие вступает рефлекс, вынуждающий мышцу сокращаться (рефлекс растяжения). Вследствие этого увеличивается мышечное напряжение, что затрудняет растягивание соединительных тканей.

Выполнение статических упражнений растягивающего характера предусматривает растягивание мышцы до момента, когда дальнейшее ее движение ограничивается собственным напряжением. В этом положении достигнутое растяжение поддерживается в течение определенного периода времени, при этом происходит расслабление и снижение напряжения. Подобный феномен расслабления может быть объяснен следующим. Во-первых, рецепторы растяжения мышцы адаптируются к растяжению. Таким образом, рефлекс растяжения снижается. Во-вторых, если пассивное напряжение вследствие растяжения достаточно высокое, происходит активация нервно-сухожильных веретен и суставных рецепторов, что вызывает аутогенный рефлекс торможения. Последний, в свою очередь, ингибирует мотонейрон растягиваемой мышцы. Следовательно, напряжение мышцы снижается, облегчая процесс расслабления [2]. При применении статических упражнений растягивающего характера спорным является вопрос о том, сколько по времени должно длиться удержание растянутого положения, для того чтобы эффективно влиять на развитие гибкости, а также способствовать расслаблению и снятию напряжения в растягиваемых мышцах.

В научно-методической литературе имеются различные рекомендации: время фиксации варьируется от 2 до 60 с [5; 9; 10].

Для выявления оптимального времени удержания максимально-растянутого положения нами использовалось проявление такого физиологического явления, как тремор. Б.В. Петровский рассматривал тремор (дрожание) как особый вид экстрапирамидного гиперкинеза, проявляющийся непроизвольными ритмическими стереотипными колебательными движениями различных частей тела в результате последовательного сокращения мышц-антагонистов. Этот симптом характерен для ряда заболеваний головного мозга. В данном определении тремор рассматривается с медицинской точки зрения как патологическое явление, однако у здоровых людей также отмечается проявление тремора, который может усиливаться после напряженной работы и уменьшаться после отдыха. B.C. Гурфин-нель с соав. [6] под тремором рассматривают случайные, т.е. не контролируемые человеком сознательно, колебания суставных углов в том или ином суставе. Частота нормального тремора не превышает 8 Гц/с. Тремор определяется не гемодинамическими явлениями, а свойствами двигательного аппарата человека, его мышечной активностью, а также двигательной задачей, изменение которой находит свое отражение в треморе, в частности в увеличении частоты и амплитуды, что говорит о возникновении напряжения нервно-мышечного аппарата.

Известно, что при утомлении и эмоциональном возбуждении, при стартовой лихорадке амплитуда и частота тремора увеличиваются. Улучшение тренированности сопровождается, как правило, снижением величины тремора.

Для определения оптимального времени удержания максимально растянутого положения при выполнении статических упражнений растягивающего характера нами был использован метод треморо-графии. Запись осуществлялась с помощью сейсмодатчика или индукционного датчика. Эта методика в комплексе с другими данными позволяет подойти к оценке эмоционального состояния, составить суждение об утомлении, наблюдать за динамикой функционального состояния. В обследовании приняли участие 45 пловцов 10-11-летнего возраста, занимающихся в ОблСДЮСШОР г. Омска, исследования проводились на базе кафедры биомеханики СибГУФК.

В результате исследования нами выявлялось оптимальное время удержания максимальнорастянутого положения.

В покое средняя величина тремора составила 6,67 Гц/с. После десятисекундного выполнения упражнений в активном режиме средний показатель частоты тремора увеличился, что свидетельствует об увеличении напряжения в мышцах после выполнения упражнения на растягивание, и составила 6,78 Гц/с, однако данное увеличение не достоверно (р>0,05). После двадцатисекундного удержания средняя величина тремора снизилась и составила в среднем 6,22 Гц/с, данное снижение является дос-

товерным (р<0,05) и свидетельствует об адаптации нервно-мышечного аппарата к растянутому положению, снятию напряжения и благоприятному влиянию как на развитие гибкости, так и на психоэмоциональное состояние занимающихся.

После 30 с также снижается частота тремора и составляет 6,2 Гц/с (р<0,05), данное время удержания также можно считать оптимальным при выполнении статических упражнений растягивающего характера. После 40, 50, 60 с фиксации отмечено повышение частоты тремора 6,65 Гц/с (р>0,05); 7,8 Гц/с (р>0,05); 6,57 Гц/с (р>0,05) соответственно, что может говорить о возникновении утомления при увеличении времени фиксации, хотя и недостоверном. Таким образом, при выполнении статических упражнений растягивающего характера в активном режиме десятисекундное удержание не позволяет нервно-мышечному аппарату адаптироваться к растянутому положению и вызывает напряжение, увеличивая частоту тремора. Фиксация свыше 30 с (40 и более) также малоэффективна, так как не вызывает адекватной адаптации нервно-мышечного аппарата, что делает использование данного времени удержания нецелесообразным. Фиксация в течение 20-30 с позволяет оптимально использовать возможности нервно-мышечного аппарата, способствуя эффективному развитию подвижности в суставах, не вызывая излишнего напряжения, способствуя этим приобретению навыка глубокого расслабления и в целом положительно влияя на психоэмоциональное состояние занимающихся.

При выполнении статических упражнений растягивающего характера в пассивном режиме отмечается аналогичная картина. После десятисекундного удержания максимально растянутого положения возникает напряжение нервно-мышечного аппарата, о чем свидетельствует повышение частоты тремора до 6,87 Гц/с по сравнению с состоянием покоя (6,67), хотя и не достоверное (р>0,05). После двадцатисекундного удержания, как и при выполнении активных упражнений, частота тремора снижается до 6,35 Гц/с, однако данное снижение недостоверно (р>0,05), это может говорить о том, что 20 с при выполнении пассивных упражнений на растягивание недостаточно для того, чтобы мышцы адаптировались к данному положению. После 30 с также отмечается снижение частоты тремора -6,33 Гц/с и оно является достоверным (р<0,05), что, также как и при выполнении активных упражнений, свидетельствует о снятии напряжения в растягиваемой группе мышц. После 40 с зафиксировано наибольшее достоверное снижение частоты тремора 6,2 Гц/сек (р<0,05), что свидетельствует о положительном воздействии растягивания на состояние нервно-мышечного аппарата. В дальнейшем после выполнения растягивающего упражнения пассивного характера в течение 50 и 60 с также отмечается снижение частоты тремора, по сравнению с состоянием покоя, но оно не является недостоверным 6,42 Гц/сек (р>0,05). Следовательно, использование данного времени удержания растянутого положения недостаточно эффективно при выполнении упражнений в пассивном режиме. Таким образом, при выполнении статических упражнений растягивающего характера в пассивном режиме оптимальным временем удержания является 30-40 с. Чуть более длительное время фиксации, по сравнению с выполнением активных упражнений, на наш взгляд, связано с тем, что во время выполнения пассивных упражнений амплитуда, при которой происходит фиксация, больше, чем при выполнении активных упражнений, соответственно требует больше времени, для того чтобы нервно-мышечный аппарат адаптировался к данному положению.

В результате исследования нами выявлено, что фиксация растянутого положения суставов в течение 10 с в обоих вариантах упражнений не является оптимальной, так как не позволяет мышцам адаптироваться к растянутому положению. Также 50 и 60 с при выполнении обоих вариантов упражнений не являются оптимальным временем удержания, так как не оказывают достоверно положительного влияния на состояние нервно-мышечного аппарата. Следовательно, оптимальным временем удержания максимально-растянутого положения является: для упражнений активного характера - 20-30 с; пассивного характера - 30-40 с. Данное время удержания растянутого положения благоприятно влияет на состояние мышц, позволяет при этом эффективно развивать подвижность в суставах (сохраняется максимальная амплитуда при выполнении упражнений, при отсутствии болевых ощущений), что в целом положительно влияет на психоэмоциональное состояние занимающихся.

О.Л. Трещева, А.В. Кокшаров, А.Г. Карпеев, А.С.Сагалеев. Обоснование комплексной программы тестирования вынос-ливости у студентов__________________________________________________________________________________________________________

Использование данных временных режимов при выполнении статических упражнений растягивающего характера, по нашему мнению, позволит эффективно развивать гибкость юных спортсменов при экономичном использовании времени, отведенном для общей физической подготовки на суше, что, на наш взгляд, является оптимальным вариантом при планировании тренировочных нагрузок юных пловцов.

Литература

1. Али Фагми Мохамед Эль-Бек. Экспериментальное исследование подвижности в суставах нижних конечностей и методика ее воспитания у пловцов-брассистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1972. - 24 с.

2. Алтер, М.Дж. Наука о гибкости. - Киев, 2001. - 424 с.

3. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека. - М., 2000. - 275с.

4. Булгакова, Н.Ж. Спортивное плавание. - М., 1996. - 430 с.

5. Годик, М.А. Стретчинг. Подвижность, гибкость, элегантность / М.А.Годик, А.М.Барамидзе, Т.Г.Киселева. - М., 1991.-96 с.

6. Гурфинкель, B.C. и др. Анализ физиологического тремора с помощью универсальной вычислительной машины / B.C. Гурфинкель, Л.Е. Сотникова, О. Д. Терешков, С.В. Фомин, М. Л. Шик // Модели структурно-функциональной организации некоторых биологических систем. - М., 1966. - С. 277-291.

7. Иванченко, Е.И. Наука о спортивном плавании (планирование подготовки, контроль и совершенствование техники, силы, гибкости, выносливости, скорости, управление спортивной тренировкой). - Минск, 1993. - 168 с.

8. Киселева, Т.Г. Методика развития подвижности в суставах у барьеристов и спринтеров с использованием комплекса статических упражнений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1992. -24 с.

9. Лях,В.И. Гибкость: Основы измерения и методики развития// Физическая культура в школе. - 1999. -№ 1. -С. 4-10.

10. Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости. - М., 1970. - 60 с.

11. Платонов, В.Н. Плавание. - Киев, 2000. - 496 с.

12. Шабир Мухамед Монжи Бен-Али Построение программ, направленных на развитие силовых качеств и гибкости у квалифицированных пловцов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1983. -20 с.

13. Tarson Г.А., Michelman Н. International guide to fitness and health. N.Y.: Crown, 1973.

Карпеев Анатолий Георгиевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретических и прикладных физико-математических дисциплин Сибирского государственного университета физической культуры;

Трещева Ольга Львовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания и спорта Омского государственного университета путей сообщения. Тел. 89236878765. E-mail: 01ga56@inbox.ru

Сагалеев Андрей Сергеевич, доктор педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин Бурятского государственного университета; тел.: 8-914-63-63-63-7; E-mail: Sagands@mail.ru

Karpeev Anatoliy Georgievich, doctor of Pedagogy, professor of theoretical and applied physical-mathematical disciplines department, Siberian State University of Physical Education.

Treschyova Olga L ’vovna, doctor of Pedagogy, professor of physical education and sport department of Omsk State Transport University, tel. 89236878765, E-mail: olga56@inbox.ru

Sagaleev Andrey Sergeevich, doctor of Pedagogy, associate professor of sports disciplines department of Buryat State University, tel.: 8-914-63-63-63-7, E-mail: sagands@mail.ru

УДК 796.012.12

О.Л. Трещева, А.В. Кокшаров, А.Г. Карпеев, А.С.Сагалеев Обоснование комплексной программы тестирования выносливости у студентов

В статье представлена комплексная программа тестирования, позволяющая осуществлять контроль общей и различных видов специальной силовой выносливости.

Ключевые слова: выносливость, комплексная программа тестирования, студенты.

O.L. Treschyova, A. V. Koksharov, A.G. Karpeev, A.S. Sagaleev

Justification of integrated program of students’ endurance testing

The article presents the integrated testing program that allows controlling various types of general and special power endurance. Keywords: endurance, integrated program of testing, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.