Научная статья на тему 'Физическая подготовка единоборцев на начальном этапе подготовки'

Физическая подготовка единоборцев на начальном этапе подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
629
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНОЕ ЕДИНОБОРСТВО / МЕТОДИКА / СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / ГИБКОСТЬ / COMPLEX MARTIAL ARTS / TECHNIQUE / POWER ABILITIES / FLEXIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гармаев Василий Буянтуевич, Дугарова Джута Владимировна

Статья посвящена разработке программы физической подготовки и методики воспитания силовых способностей и гибкости у единоборцев 15-17 летнего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гармаев Василий Буянтуевич, Дугарова Джута Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The physical training of combat athletes at the initial stage

This article is devoted to the development the program of physical preparation, strength abilities techniques and flexibility for combat athletes of 15-17 years old.

Текст научной работы на тему «Физическая подготовка единоборцев на начальном этапе подготовки»

УДК 796.071.5

© В. Б. Гармаев, Д. В. Дугарова

Физическая подготовка единоборцев на начальном этапе подготовки

Статья посвящена разработке программы физической подготовки и методики воспитания силовых способностей и гибкости у единоборцев 15-17 летнего возраста.

Ключевые слова: комплексное единоборство, методика, силовые способности, гибкость.

V. B. Garmaev, D. V. Dugarova The physical training of combat athletes at the initial stage

This article is devoted to the development the program of physical preparation, strength abilities techniques and flexibility for combat athletes of 15-17 years old.

Keywords. Complex martial arts, technique, power abilities, flexibility.

Комплексное Единоборство — прикладной вид спортивного единоборства, созданный в 2003 году на основе техники и тактики бокса и кикбоксинга, вольной борьбы и самбо — в условиях активного противоборства. Спортивно-прикладная версия комплексного единоборства начала зарождаться в Московском Институте МВД России с 1996 года и является базовой подготовкой по формированию двигательных навыков ударной и борцовской техники. Соревнования состоят из двух раундов по три минуты чистого времени с минутным перерывом. Первый раунд — ударное единоборство в боксерских перчатках и защитном снаряжении, где разрешаются удары руками и ногами в голову и туловище. Второй раунд носит характер спортивной борьбы без защитного снаряжения, с проведением бросков и болевых приёмов. Победитель определяется наибольшим количеством очков набранных в двух раундах или чистой победой — нокаутом или болевым приёмом.

Комплексное единоборство является видом спорта, относящимся к группе единоборств, характеризующимся взаимным преодолением сопротивления соперника с помощью разрешенных правилами соревнований специальных технических и тактических действий, с целью достижения победы в поединке. Результативность технических действий в соревновательных условиях комплексного единоборства, во многом зависит от уровня развития силовых способностей (взрывная сила в ударах, скоростно-силовой выносливости в ударах, силовой выносливости и максимальной силы в бросках) и гибкости (подвижность в тазобедренном суставе). Чтобы достичь высоких результатов в комплексном единоборстве, необходимо изначально на начальном этапе подготовки заложить фундамент общей физической подготовленности, в частности общей силы и гибкости, являющиеся предпосылками воспитания специальных физических качеств.

Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях учебно-тренировочного процесса БГУ. Длительность эксперимента составила 6 месяцев. В начале основного эксперимента одной из задач исследования ставилась для подбора и создания экспериментальной и контрольной однородных групп. В этих целях нами было произведено обследование всех юношей по антропометрическим данным, стажу занятий, квалификации и физической подготовленности. В результате проведенной работы были созданы две группы спортсменов 15-17-летнего возраста с равномерным соотношением по весу и стажу спортивной деятельности — экспериментальная и контрольная по 15 человек в каждой. Экспериментальная группа была создана в «спортивном клубе БГУ», а контрольная представляла секцию рукопашного боя «Бурятского республиканского педагогического колледжа».

В общей силовой подготовке на первый план выдвигались задачи по укреплению здоровья, совершенствованию форм телосложения, развитию максимальной силы, силовой выносливости основных мышечных групп. Воспитание силовых способностей выполнялось параллельно с оптимальными воздействиями на подвижность в суставах, с тем, чтобы она не уменьшалась, а наоборот была доведена до оптимального уровня своего развития.

Методика включает принцип «сплит» или раздельные тренировки, по которому выполнялась развивающая тренировка на две мышечные группы 2 раза в неделю в стато-динамическом режиме, т.е. без полного расслабления мышц по ходу выполнения упражнения. Всего было задействовано в недельном микроцикле 8 мышечных групп. Для юношей величина отягощения была определена в пределах 30-45% от максимально поднятого веса или 15-20 П.М. (повторного максимума). Каждое упражнение выполнялось поочередно с относительно низким темпом и повторялось в занятии 5-6 раз с интервалом отдыха 2 мин. Такой подход дает наибольший эффект в увеличении мышечных волокон и мышечной силы. Исключает с самого начала и на протяжении всей серии предельное общее напряжение и обеспечивает активизацию трофических процессов благодаря значительным объемам работы.

Для реализации этой методики в условиях экспериментально-спортивной тренировки, нами было сделано следующее:

1. Проведено тестирование всех занимающихся индивидуально на максимально возможное число повторений и максимальный поднятый вес (максимальный тест) в пределах заданного времени по тем силовым упражнениям, которые мы избрали в качестве средств общей силовой подготовки и гибкости.

2. На всех юношей заведены индивидуальные карточки. В них указывались общие силовые и растягивающие упражнения, максимальные показатели по каждому из них и дозирование нагрузки от максимума повторений.

В состав воспитания гибкости учебно-тренировочного процесса включили комплекс растягивающих упражнений выполняемых в стато-динамическом режиме по методу стретчинга. Комплекс растягивающих упражнений выполняемых в стато-динамическом режиме был включен после выполнения силовых упражнений и были направлены на те мышечные группы и суставы, которые участвовали в воспитании силы. При выполнении стато-динамических

упражнений, фиксация в растянутом статическом положении составляла 10 сек. Пружинящие движения между фиксациями составляли 20 сек, количество фиксаций 10 раз на один сустав. Польза заключается в том, что мышцы, участвовавшие в силовых упражнениях, в них необходимо «раскрепостить» напряжение и не дать ухудшить подвижность в суставах, а также ускорить процессы восстановления.

Как известно, в проведенном исследовании отдельных специалистов, упражнения, направленные на повышение максимальной силы, уменьшают подвижность в суставах на 5-10%. В то же время стретчинг, выполняемый в комплексе с упражнениями на силу повышает подвижность в суставах на 512% и сохраняет ее в течение 48 часов.

На выполнение упражнений для развития гибкости время отводилось от 10 до 15 минут из общего времени занятия. Больше времени занимали упражнения на гибкость активной направленности. Юношам, имеющим недостаточную подвижность в суставах, давались домашние задания, включающие в себя 5-6 активных упражнений на гибкость.

Для оценки текущего состояния все юноши прошли исходное комплексное тестирование по показателям силовой подготовленности и гибкости (7 тестов). Данные, характеризующие уровень показателей общей силовой подготовленности и гибкости экспериментальной и контрольной группы в начале эксперимента приведены в таблице 1.

Между группами достоверных различий не обнаружилось, кроме одного показателя «МОСТ» в пользу контрольной группы. Приведенные данные исходного тестирования свидетельствуют об отсутствии статистически достоверных различий (р>0,05) между контрольной и экспериментальной группами, что подтверждает их сходство и однородность по всем показателям, поэтому позволило нам в дальнейшем более объективно сравнивать данные тестирования обеих групп и точно определить степень воздействия предложенной нами методики воспитания силовых способностей и гибкости.

В конце шестимесячного тренировочного цикла испытуемые контрольной и экспериментальной групп были повторно протестированы по указанным выше тестам. Отмечено в экспериментальной группе достоверное различие во всех тестах общей силовой подготовленности и гибкости по отношению к контрольной группе, кроме теста «мост». В тесте «мост» выявлено равнозначные показатели у двух групп.

Анализ данных показывает на существенные изменения, произошедшие в экспериментальной группе юношей под воздействием управляющих воздействий с использованием экспериментальной методики. В контрольной группе изменения также произошли, но в значительно меньшей мере.

Подводя итог о проделанной работе, можно констатировать факт, что целенаправленная работа по воспитанию силовых способностей и гибкости с использованием общеподготовительных средств подготовки по разработанной нами методике, позволяет эффективно и качественно осуществлять учебно-тренировочный процесс без рассогласования с тренировочным процессом на начальном этапе подготовки единоборцев.

Таблица 1

Показатели силовой подготовленности и гибкости у юношей контрольной и экспериментальной группы (до эксперимента и после эксперимента)

Показатели До эксперимента После эксперимента

Кон- Экспе- Досто- Контр. Экс- Досто-

троль- римен- вер. раз- (15) перм. вер.

ная тальная личий (15) разли-

М±т М±т (Р) М±т М±т чий (Р)

Подтягивание на 7,0 7,8 >0,05 8,8 13,5 >0,05

перекладине (кол-во) 0,5 0,7 0,7 1,2

Приседание со 9,2 9,5 >0,05 10,1 14,3 >0,05

штангой равной 0,8 0,8 0,5 0,8

собственному весу

(кол-во)

Жим штанги с мак- 40,1 41,2 >0,05 42,1 51,8 >0,05

симальным поко- 1,9 1,2 1,6 1,3

рением силы (кг)

Становая сила (кг) 48,0 49,9 >0,05 49,0 58,0 >0,05

1,0 1,3 1,2 1,0

Шпагат попереч- 117,2 118,1 >0,05 122,1 145,1 <0,05

ный (градусы) 2,1 1,5 1,0 1

«Мост» (см) 80,2 88,8 <0,05 88,0 89,1 <0,05

1,6 1,0 1,8 1,1

Наклон вперед 2,3 3,1 >0,05 2,5 6,2 <0,05

стоя на скамейке 0,5 0,8 0,5 0,8

(см)

Литература

1. Алтер Майкл Дж. Наука о гибкости. — Киев: Олимпийская литература, 2001.- 424 с.

2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М., ФиС, 1988. — 329 с.

3. Гармаев В.Б., Сагалеев А.С., Дашиев А.Б. Физическая подготовка тайбоксеров на этапе углубленной специализации. — Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. — 102 с.

4. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена /В.М. Зациорский.- М., ФиС, 1970. — 199 с.

5. Курысь В.Н. Основы силовой подготовки юношей /В.Н. Курысь; М.: Советский спорт, 2004. — 264 с.

Гармаев Василий Буянтуевич, кандидат педагогических наук, заведующий кафедры спортивных дисциплин ФФКСиТ БГУ. E-mail: vgarmaev@mail.ru

Дугарова Джута Владимировна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры спортивной медицины, травматологии и ортопедии БГУ. E-mail: cas313 @rambler.ru

Garmaev Vasiliy B., candidate of pedagogical sciences, the head of department of Sport Disciplines, Buryat State University. E-mail: cas313@rambler.ru.

Dugarova Djuta V., candidate of medical science, reader, department of sports medicine, traumatology and orthopaedics, Buryat State University. E-mail: cas313@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.