Научная статья на тему 'Обоснование подхода к преподаванию образовательного компонента физической культуры учащимся младшего школьного возраста'

Обоснование подхода к преподаванию образовательного компонента физической культуры учащимся младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
231
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / EFFICIENCY OF TEACHING / PHYSICAL-EDUCATIONAL COMPONENT / STATISTICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кудрявцев Михаил Дмитриевич

Оценка эффективности преподавания физкультурно-образовательного компонента учащимся младшего школьного возраста на уроках физической культуры проводилась при помощи экспериментальных методов исследования. Все методы исследования применялись в начале педагогического эксперимента в конце первого, в конце второго и конце третьего годов педагогического эксперимента. Представлены результаты тестирования учащихся младшего школьного возраста контрольной и экспериментальной групп, а также статистические данные, выявляющие различия средних результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кудрявцев Михаил Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPLANATION OF EFFICIENCY OF DEVELOPED APPROACH TO TEACHING EDUCATIONAL COMPONENT OF PHYSICAL EDUCATION FOR PUPILS OF PRIMARY SCHOOL

Evaluation of the efficiency of teaching physical-education component for primary schools' pupils at the lessons of physical education was carried out using experimental methods. All the research methods were used at the beginning of the pedagogical experiment at the end of the first year of the teaching experiment, at the end of the second year of the teaching experiment and at the end of the third year of the teaching experiment. This chapter presents the test results of testing pupils of a primary school of the control and experimental groups, as well as statistics, revealing the difference of the average results.

Текст научной работы на тему «Обоснование подхода к преподаванию образовательного компонента физической культуры учащимся младшего школьного возраста»

ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДА К ПРЕПОДАВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАШИМСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Педагогический эксперимент, эффективность преподавания, физкультурно-образовательный компонент, статистические данные.

Историческая ситуация, сложившаяся в Российской Федерации в первом десятилетии XXI в., меняет образовательную парадигму в целом и парадигму преподавания образовательной области «Физическая культура» в частности, что требует разработки новой теории и практики преподавания физической культуры в начальной школе, в которой воспитание детей, их социально-педагогическая поддержка и защита рассматривались бы как неотъемлемые части целостного личностно ориентированного физкультурного образовательного процесса [Лубышова, 1996, с. 11].

Таким образом, современная социально-педагогическая ситуация, развитие образовательных технологий определяют необходимость методологического и теоретического обоснования педагогической физкультурной поддержки учащихся в физкультурном образовательном пространстве в процессе преподавания физической культуры [Лях, Мейксон, Кофман, 1996, с. 5].

В основу концепции исследования был положен принцип опоры на ведущие компоненты, способствующие формированию образовательного физкультурного компонента, что было реализовано в процессе экспериментальных уроков физической культуры для учащихся младшего школьного возраста.

Оценка эффективности разработанного инновационного подхода к преподаванию физкультурно-образовательного компонента учащимся младшего школьного возраста на уроках физической культуры проводилась при помощи следующих экспериментальных методов исследования:

— оценки уровня сформированности отдельных навыков физкультурно-образо-вательного компонента (ведения здорового образа жизни);

— определения уровня развития физиометрических показателей;

— выявления показателей использования элементов здорового образа жизни во внешкольном компоненте;

— выявления уровня сплоченности коллектива;

— оценки психического состояния по шкалам «Тревожность — спокойствие» и «Уверенность в своих силах — чувство беспомощности»;

— оценки стремлений личности;

— оценки качеств личности;

— оценки уровня сформированности основных двигательных качеств;

— оценки уровня сформированности знаний по учебному предмету «Физическая культура»;

— оценки уровня сформированности мотивации к занятиям физической культурой.

Все перечисленные методы исследования применялись в начале педагогического эксперимента (исходный уровень), в конце первого года педагогического эксперимента (исходный промежуточный уровень), в конце второго года педагогического эксперимента (итоговый промежуточный уровень) и в конце третьего года педагогического эксперимента (итоговый уровень).

Цель исследования: разработка методологии и педагогической теории процесса преподавания физкультурно-образовательного компонента, адаптации и становления личности младшего школьника в физкультурном образовательном пространстве.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что выявлены особенности и проблемы развития личности учащегося средствами физической культуры, введен в научный оборот понятийный аппарат в области формирования физкультурно-образовательного компонента на основе теории учебной деятельности. Экспериментально установлены и обоснованы наиболее типичные трудности в работе с детьми по формированию физкультурно-образовательно-го компонента на основе теории учебной деятельности.

В связи с ограниченными рамками данной статьи в ней представлены отдельные результаты тестирования учащихся младшего школьного возраста контрольной и экспериментальной групп, а также некоторые статистические данные, выявляющие различия средних результатов.

В ходе оценки уровня сформированности навыков ведения здорового образа жизни учащимися контрольной и экспериментальной групп получены следующие результаты.

1. Исходный уровень сформированности навыков ведения здорового образа жизни учащихся контрольной и экспериментальной групп статистического различия не обнаружил. Это объясняется системой построения эксперимента, подразумевающего произвольный отбор испытуемых в контрольную и экспериментальную группы.

2. После проведения первого года педагогического эксперимента выявлено статистически достоверное (р < 0,01) различие показателей сформированности навыков ведения здорового образа жизни у учащихся контрольной и экспериментальной групп.

3. Уровень сформированности навыков ведения здорового образа жизни, выявленный в конце второго года педагогического эксперимента, показал следующее. Различия между показателями учащихся контрольной и экспериментальной групп статистически достоверны (р < 0,05), хотя степень достоверности различий снижена по сравнению с заключительными показателями после проведения первого года педагогического эксперимента.

Итоговые данные (после проведения трехлетнего педагогического эксперимента) выявили существенное (р < 0,001) превосходство учащихся экспериментальной группы над сверстниками контрольной группы по уровню сформированности навыков ведения здорового образа жизни. Анализ данных показал, что использование разработанного подхода к преподаванию физкультурно-образовательного компонента позволяет существенно увеличить уровень сформированности навыков ведения здорового образа жизни учащимися младших классов общеобразовательной школы. Как показал анализ динамики формирования навыков ведения здорового образа жизни учащихся контрольной и экспериментальной групп, эти показатели существенно различаются. Выявлено, что изменения сформированности исследованных навыков в контрольной группе незначительны и достоверных различий не

имеют. Это указывает на то, что вне целенаправленных педагогических воздействий невозможно добиваться формирования навыков ведения здорового образа жизни. Этот, казалось бы, на первый взгляд тривиальный вывод важен для построения стратегии формирования физкультурно-образовательного компонента у учащихся младшего школьного возраста. Надежды педагогов на самопроизвольное формирование положительных навыков у детей фактическими данными не подтверждаются. Наоборот, динамика формирования навыков ведения здорового образа жизни в экспериментальной группе имеет направленность на поступательное движение.

Представленные данные свидетельствуют, что педагогические воздействия по формированию навыков ведения здорового образа жизни учащихся младшего школьного возраста дают достоверные (р < 0,05-0,01) сдвиги указанных показателей. Результаты продемонстрировали, что достоверных различий между исследованными показателями учащихся контрольной и экспериментальной групп не выявлено. Это указывает на однородность сформированных групп, что входило в методологию проведенного эксперимента.

Второе тестирование проведено после окончания первого года педагогического эксперимента. Данные указывают, что произошел ряд изменений в исследованных показателях учащихся контрольной и экспериментальной групп. Так, достоверное (р < 0,05) превышение (по сравнению с контрольной) произошло в экспериментальной группе по показателям:

— силы мышц правой кисти;

— времени задержки дыхания на вдохе;

— жизненной емкости легких.

Результаты указывают на определенные сдвиги по ряду показателей у учащихся экспериментальной группы. Вероятно, это является следствием педагогических воздействий разработанной в нашем исследовании методики. Однако достижения существенных сдвигов за период одного учебного года по всем исследованным показателям достигнуть не удалось, что может объясняться относительно непродолжительным и недостаточно интенсивным педагогическим воздействием на данные показатели учащихся экспериментальной группы. Проведенное тестирование в конце второго года педагогического эксперимента позволило выявить следующие закономерности.

1. Незначительно (р < 0,05) изменились показатели силы мышц правой и левой кистей, времени задержки дыхания на вдохе, что объясняется продолжающимся развитием систем организма учащихся данного возраста и, возможно, высоким уровнем двигательного режима.

2. Существенных, статистически достоверных сдвигов по остальным исследованным показателям не выявлено, что может объясняться их большим консерватизмом по отношению к тренировочной нагрузке.

Таким образом, проведенное исследование выявило достоверно более высокие показатели (р < 0,05—0,001) всех исследованных физиометрических характеристик у учащихся экспериментальной группы после проведения трехгодичного педагогического эксперимента с использованием разработанной нами методики формирования навыков физкультурно-образовательного компонента. Эти изменения более существенны в экспериментальной группе по сравнению с данными, полученными у учащихся контрольной группы.

Объяснить полученные достоверные различия между двумя группами можно следующим образом.

Во-первых, более высокому уровню сформированности навыков физкультурнообразовательного компонента учащихся экспериментальной группы способствовал личностно ориентированный подход на основе теории учебной деятельности, предусматривавший, помимо других мероприятий, также и занятия физической культурой в различных формах (утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия спортивными играми, занятия различными видами физических упражнений и др.) [Давыдов, 2000, с. 5; Кудрявцев, 2003, с. 45].

Во-вторых, помимо повышения ежедневной двигательной активности, соблюдение основных правил здоровой жизнедеятельности (режим дня, отсутствие или уменьшение вредных привычек, выполнение различных гигиенических процедур) позволяет создавать условия для более эффективного функционирования организма не только в повседневной деятельности, но и в условиях возникновения внешних неблагоприятных воздействий (повышение уровня информационной нагрузки, дефицит свободного времени, сокращение времени на отдых и др.).

В-третьих, изменяется смысл выполняемых оздоровительных мероприятий: учащиеся экспериментальной группы выполняют их с четкой установкой на оздоровление, более осмысленно и рационально.

Исходное тестирование выявило отсутствие статистически достоверных различий в исследованных показателях между контрольной и экспериментальной группами. После проведения годичного педагогического эксперимента обнаружено, что по ряду показателей учащиеся экспериментальной группы превосходят сверстников из контрольной группы. Так, более высокие показатели учащихся экспериментальной группы зарегистрированы по знаниям в области здорового образа жизни; умениям использовать средства физической культуры; владению навыками закаливания. Выявлены существенные (Р < 0,05—0,001) различия между всеми исследованными показателями использования элементов здорового образа жизни между учащимися контрольной и экспериментальной групп. Владение навыками закаливания, отсутствие вредных привычек, отсутствие простудных заболеваний и наличие сформированного образа здоровой индивидуальной жизнедеятельности имеют слабодостоверные (р < 0,05) различия между испытуемыми контрольной и экспериментальной групп, причем учащиеся экспериментальной группы превосходят сверстников. По остальным показателям учащиеся экспериментальной группы также превосходят учащихся контрольной группы, но уже со средней и высокой (р < 0,01- 0,001) степенью достоверности.

Можно сделать следующие выводы:

— разработанная нами методика позволяет добиваться в течение трехгодичного цикла достоверных существенных улучшений в использовании учащимися младшего школьного возраста элементов здорового образа жизни во внешкольном компоненте;

— в течение одного года добиться улучшения в использовании навыков здорового образа жизни не удается, но исключения составляют знания по ведению здорового образа жизни, умения использовать средства физической культуры и владение навыками закаливания;

— достоверные различия между показателями двух групп учащихся в конце трехгодичного педагогического эксперимента можно объяснить двумя факторами: эффективностью разработанной методики формирования навыков физкультурнообразовательного компонента и целенаправленной педагогической деятельностью в данном направлении;

— в процессе исследовательской работы экспериментально доказаны доступность и посильность разработанного нами содержания системного подхода, его обоснованность и эффективность. Таким образом, результаты нашего трехлетнего системного исследования личностно ориентированной физкультурно-образовательной подготовки младших школьников к физкультурному образованию позволяют подтвердить выдвинутую нами гипотезу и решение поставленных исследовательских задач по разработке форм и методов такой подготовки. В дальнейшем необходимо исследовать возможные варианты подготовки младших школьников к физкультурному образованию с учетом региональных, национальных особенностей, природосо-образности задач личностно ориентированной физкультурно-образовательной деятельности младших школьников, другие аспекты проблемы [Якиманская, 1996, с. 15].

Библиографический список

1. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогическое общество России, 2000. 480 с.

2. Кудрявцев М.Д. Методика обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности: учеб.-метод, пособие. М.: АПКиПРО, 2003. 105 с.

3. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 11-17.

4. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 5—10.

5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.