Научная статья на тему 'Обеспечение инновационного развития территориально-воспроизводственных систем'

Обеспечение инновационного развития территориально-воспроизводственных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
506
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / СТРАТИФИКАЦИЯ / STRATIFICATION / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ВОСПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА / REPRODUCTION SYSTEM / ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / AREA / SPECIAL-PURPOSE FINANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов В.В.

Предмет. Предметом статьи является изучение теоретико-практических подходов к процессу обеспечения инновационного развития (ИР) территориально-воспроизводственных систем (ТВС), которые должны обозначить границы и выявить условия возможного регулирования инновационной деятельности в экономике отдельного административно-территориального образования (АТО). Цели. Основной целью исследования является выявление условий и возможностей для обеспечения ИР ТВС с учетом структурно-функционального подхода к АТО в контексте систематизации процесса интеграции территориальных хозяйствующих субъектов на основе инкорпорирования структурных составляющих и наиболее весомых функциональных взаимосвязей. Задачи. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть теоретические положения обеспечения ИР ТВС; выявить возможности государственного регулирования ИР ТВС на макро-, мезои микроуровнях; сформулировать стратегию обеспечения ИР ТВС; предложить схему и сформулировать принципы оценки эффективности управления ИР ТВС; показать возможности стратификации целевого финансирования (СЦФ) ИР ТВС. Методология. Методология исследования основана на фундаментальных положениях экономической теории, прикладных аспектах теории и методологии системного анализа, теории управления экономическими системами, фундаментальных научных исследованиях в области инновационного развития территориальной экономики. Результаты. Результатом работы является комплекс инструментов и мероприятий, позволяющих гипотетически обеспечить ИР ТВС. В частности, определены структура системы обеспечения ИР ТВС (подсистемы, задачи, мероприятия), основные этапы и положения стратегии обеспечения ИР ТВС, методический инструментарий СЦФ ИР ТВС. Выводы. Потребность практического применение научных результатов исследования связана с ростом компетентности органов власти при формировании параметров инновационной экономики АТО, которые не могут быть определены без понимания целей, задач, функций, слабых и сильных сторон ТВС. Применение СЦФ ИР ТВС позволит избежать сужения процесса воспроизводства на макро-, мезои микроуровнях, кроме того, естественным образом может быть решена проблема эффективного внедрения инноваций и активизации инновационной деятельности предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смирнов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring the innovative development of local reproduction systems

Importance The article overviews theoretical and practical approaches to ensuring the innovative development of local reproduction systems. The approach will indicate the scope of possible innovation activity regulation within the economy of the Administrative and Territorial Entity (ATE). Objectives The research identifies whether it is possible and practicable to ensure the innovative development of local reproduction systems. The research uses a structural and functional approach to ATE and considers systematization of integration of local business entities by incorporating structural components and the most considerable functional ties. Methods The methodology contains fundamental provisions of the economic theory, applied aspects of the theory and methodology of systems analysis, economic systems management theory, fundamental research into innovative development of regional economy. Results The research results in a set of tools and activities that would, in theory, ensure the innovative development of a reproduction system of the area. I determined a structure of the mechansism for driving innovative development of a local reproduction system, main phases and provisions of the strategy for innovative development of the reproduction system of the area, methodological toolbox of special-purpose finance for innovative development of the local reproduction system. Conclusions and Relevance The outcome of the research may be applied by authrotities as they become more competent in forming parameters of innovative economy of ATE. Special-purpose finance will help prevent narrowing the reproduction process at the macro-, mesoand microlevels, thereby effectively implementing innovation and activate innovative activities of entities.

Текст научной работы на тему «Обеспечение инновационного развития территориально-воспроизводственных систем»

Национальные интересы: National interests:

приоритеты и безопасность 34 (2015) 27-45 Priorities and Security

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

Инновации и инвестиции

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ

Валерий Владиславович СМИРНОВ

кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой экономики факультета управления и социальных технологий, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, Чебоксары, Российская Федерация walera712006@mail.ru

История статьи:

Принята 18.05.2015 Одобрена 26.05.2015

УДК 332.1 JEL: R11, R12

Ключевые слова:

государственное регулирование, инновационное развитие, стратификация, территориально-воспроизводственная система, целевое финансирование

Аннотация

Предмет. Предметом статьи является изучение теоретико-практических подходов к процессу обеспечения инновационного развития (ИР) территориально-воспроизводственных систем (ТВС), которые должны обозначить границы и выявить условия возможного регулирования инновационной деятельности в экономике отдельного административно-территориального образования (АТО).

Цели. Основной целью исследования является выявление условий и возможностей для обеспечения ИР ТВС с учетом структурно-функционального подхода к АТО в контексте систематизации процесса интеграции территориальных хозяйствующих субъектов на основе инкорпорирования структурных составляющих и наиболее весомых функциональных взаимосвязей.

Задачи. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть теоретические положения обеспечения ИР ТВС; выявить возможности государственного регулирования ИР ТВС на макро-, мезо- и микроуровнях; сформулировать стратегию обеспечения ИР ТВС; предложить схему и сформулировать принципы оценки эффективности управления ИР ТВС; показать возможности стратификации целевого финансирования (СЦФ) ИР ТВС.

Методология. Методология исследования основана на фундаментальных положениях экономической теории, прикладных аспектах теории и методологии системного анализа, теории управления экономическими системами, фундаментальных научных исследованиях в области инновационного развития территориальной экономики.

Результаты. Результатом работы является комплекс инструментов и мероприятий, позволяющих гипотетически обеспечить ИР ТВС. В частности, определены структура системы обеспечения ИР ТВС (подсистемы, задачи, мероприятия), основные этапы и положения стратегии обеспечения ИР ТВС, методический инструментарий СЦФ ИР ТВС.

Выводы. Потребность практического применение научных результатов исследования связана с ростом компетентности органов власти при формировании параметров инновационной экономики АТО, которые не могут быть определены без понимания целей, задач, функций, слабых и сильных сторон ТВС. Применение СЦФ ИР ТВС позволит избежать сужения процесса воспроизводства на макро-, мезо- и микроуровнях, кроме того, естественным образом может быть решена проблема эффективного внедрения инноваций и активизации инновационной деятельности предприятий.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Введение

Проводимый в Российской Федерации политический курс на модернизацию экономики посредством становления и развития рыночных отношений определяет потребность в пересмотре основополагающих принципов обеспечения инновационного развития (ИР) территориально-воспроизводственных систем (ТВС) с учетом обострения межстрановой конкуренции и трансформации мирохозяйственных связей.

Современное экономическое положение РФ и отдельных ее субъектов является следствием кризиса государственной системы управления, который привел к потере ее устойчивости и сбалансированности.

Академик С.Ю. Глазьев утверждает: «Нетрудно заметить, что выстроенная в России система управления не соответствует современным требованиям. Ее коренной порок, несовместимый с культурой инновационного управления, - кланово-

корпоративный принцип кадровой политики на всех уровнях властной иерархии» [1, с. 11]. Кроме того, С.Ю. Глазьев и Г.Г. Фетисов считают, что «для преодоления структурных ограничений экономического роста необходима кардинальная активизация инвестиционной и инновационной деятельности на основе опережающего развития нового технологического уклада» [2, с. 25]. По мнению Р.С. Гринберга, «расходы на наиболее перспективные инновации должны преобладать, а на разработку и использование принципиально новых производственных технологий должно приходиться не менее 50-60% инвестиций (в развитых странах даже 60-80%, тогда как в России 10-15%)» [3, с. 19-20]. В.А. Цветков отмечает, что «инновации имеют фундаментальное значение не только для роста производства, но и вообще для экономического прогресса» [4, с. 17]. И, наконец, А.И. Татаркин пишет: «Принятие обществом идеи модернизации инновационного развития экономики страны, к сожалению, не подкрепляется стремлением к лидерству в инновациях как основному источнику наращивания конкурентного потенциала территории» [5, с. 151].

В научных трудах российских ученых, как правило, целенаправленно уделяется внимание вопросу технологического обновления посредством активизации инновационной деятельности в целях обеспечения экономического роста, но без учета возможностей ИР ТВС. По мнению В.И. Маевского, «теориироста вытеснили теорию воспроизводства. Заодно из анализа исчезла категория стоимости, теснейшим образом связанная с процессом воспроизводства капитала, исчез анализ кругооборота капитала» [6, с. 11]. П.А. Минакир, рассматривая, насколько оправдались ожидания очередного Послания Президента РФ Федеральному Собранию, напоминает, что: «экономический рост, который самим Президентом назван «сердцевиной нашей (очевидно, правительства и Администрации Президента?) работы» и базовым условием для решения задач социального развития» [7, с. 22].

Безусловно, попытки раскрыть сущность ТВС осуществлялисть и ранее, но это были по большей части отдельные элементы системы. Например, К.Ю. Кулаков предложил авторский подход к моделированию процесса формирования территориально-воспроизводственных систем недвижимости [8], А.М. Крыгина раскрыла основные направления воспроизводственных процессов в строительстве [9], А.В. Тархова и О.В.

Волошина рассмотрели современные тенденции налогообложения, вариабельность региональной налоговой системы в условиях диспропорций экономики и территориально-воспроизводственных системах [10] и т.д.

Территориально-воспроизводственная система - это устойчивая совокупность производственной, распределительной, обменной и потребительской деятельности, тяготеющей к определенной территории, учитывающая географическое расположение, природно-климатические условия и уровень ресурсно-сырьевого потенциала. Инновационное развитие территориально-воспроизводственных систем - концепция, показывающая целевую ориентацию на организацию инноваций в совокупности воспроизводственных процессов и действий, ведущих к формированию и совершенствованию взаимовыгодных отношений, взаимосвязей между хозяйствующими субъектами инновационной экономики в процессе экономической деятельности.

Теоретические положения обеспечения ИР ТВС

Процесс обеспечения ИР ТВС должен проводиться с учетом структурно-функционального подхода к административно-территориальному образованию (АТО) в контексте систематизации процесса интеграции территориальных хозяйствующих субъектов на основе инкорпорирования структурных составляющих и наиболее весомых функциональных взаимосвязей. Структурно-функциональная взаимосвязь ориентированных на развитие подсистем экономики АТО должна рассматриваться как эффективная «горизонтальная» и «вертикальная» систематизация воспроизводственного процесса в контексте развития ориентированных на инновации кластеров.

Перспективность структурно-функционального подхода к процессу обеспечения ИР ТВС связана с тем, что в современных условиях наблюдается рост неопределенности и вариативности развития экономики субъектов РФ. При этом в рамках одного территориального образования сосуществуют кардинально различающиеся между собой как по их реальным показателям, так и стратегическим перспективам предприятия.

Проблема обеспечения ИР ТВС усугубляется наложением друг на друга противоречивых норм конституционного, административного и гражданского права, что вызывает необходимость формирования и реализации специального закона об

основах государственного регулирования ИР ТВС. Федеративное устройство страны и территориальная организация власти обусловливают сложность и многогранность проблемы обеспечения ИР ТВС. Процесс формирования и совершенствования государственной системы управления ИР ТВС должен быть ориентирован на создание адаптивной модели, способной изменяться под действием внешних и внутренних факторов.

Государственная система управления процессом обеспечения ИР ТВС решает задачу повышения конкурентоспособности национальной экономики и сохранения территориальной целостности государства посредством усиления влияния инноваций в воспроизводственных процессах как на уровне АТО, так и государства в целом. Система управления координирует деятельность всех уровней власти и устанавливает основные индикаторы действенности инновационной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Потенциал для эффективного управления процессом обеспечения ИР ТВС определяется не только способностью органов власти оптимально организовать ориентированный на инновации воспроизводственный процесс в каждой административно-территориальной единице (страна, федеральный округ, регион, муниципалитет), но и их структурными особенностями, а именно -сохранением определенной автономности и суверенитета. Возможность достижения оптимального уровня ИР ТВС определяется совокупным потенциалом подсистем (элементов) инновационной экономики, эффективной системой управления, осуществляющей управленческие воздействия, а также свойствами управляемого объекта и возможностью достижения им состояния близкого к поставленной цели. Следовательно, индикатор ИР ТВС должен отражать совокупность стратегических возможностей экономической системы сохранять структурную упорядоченность и устойчивость своих подсистем, функциональную взаимообусловленность и кумулятивность ее элементов в ориентированном на инновации воспроизводственном процессе.

С позиции целеполагания процесс обеспечения ИР ТВС - это деятельность по формированию, материализации и корректировке миссии, главных целей и основных способов ИР, роста уровня и качества жизни населения страны путем инновационного изменения потенциала и

структуры национальной экономики в соответствии с трансформациями внешнего окружения. Стратегическая цель обеспечения ИР ТВС - это ориентир, задающий образ будущего состояния инновационной экономики в окружающей среде, а также направление и методы его достижения. Таким образом, процесс обеспечения ИР ТВС необходимо рассматривать как управленческую деятельность, ориентированную на достижение установленных целей в условиях обострения конкуренции и трансформации мирохозяйственных связей, содержащую взаимосвязанные этапы анализа состояния странового хозяйства, планирования и реализации выбранных действий. При этом обобщающая нормативно-правовая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления в соответствии с выбранными критериями, показывает эффективность использования ограниченных ресурсов.

В целях повышения уровня ИР должна быть определена долгосрочная ориентация ТВС на рациональное и эффективное использование ресурсов. Это позволит определить ключевые направления инновационной деятельности и материализовать систему обеспечения ИР ТВС. Система обеспечения ИР ТВС включает в себя следующие подсистемы: целеполагания и постановки стратегических задач; формирования и реализации управленческих решений; мониторинга отклонений от целевых ориентиров (табл. 1). Базисом системы обеспечения ИР ТВС является процесс поиска потенций для повышения автономности и суверенитета территорий в контексте роста материального и духовного благосостояния населения.

Методологическая сущность обеспечения ИР ТВС раскрывается в оптимальном управлении всеми видами экономической деятельности для формирования расширенного инновационного воспроизводства, повышения инвестиционной привлекательности национальной экономики, снижения безработицы, формирования условий для развития человеческого капитала.

Государственное регулирование ИР ТВС

В процессе целеполагания и постановки стратегических задач осуществляется выбор и обоснование цели и траектории ИР ТВС, укладывающейся в общую стратегию государственной политики, ориентированную на рост благосостояния граждан страны, уровня и качества жизни населения. До настоящего

Таблица 1

Система обеспечения ИР ТВС

Подсистема Задачи Мероприятия

Целеполагание и постановка стратегических задач Обеспечение сбалансированности инновационного развития ТВС. Сохранение среднемировых темпов применения инноваций в экономике. Повышение восприимчивости к инновациям ТВС Создание комплексной системы прогнозирования и планирования ИР. Формирование общенациональных, региональных и отраслевых программ ИР. Мобилизация интеллектуальных ресурсов для постановки общенациональных и региональных целей и задач ИР

Формирование и реализация управленческих решений Систематизация элементов проблемы ИР ТВС. Определение оптимального варианта действий, процесса деятельности и конечного результата. Формирование целесообразного кейса решений, направленного на обеспечение целостности, нормального функционирования и ИР ТВС Поэтапное создание современной системы управления ИР. Выражение процесса управления как последовательности выполнения команд, поступающих от управляющей системы. Перманентное решение повторяющихся задач и новых, поддающихся регулированию нормативно-правовыми актами. Постоянное возобновление процесса «формирование-реализация» в системе управления ИР

Мониторинг отклонений от целевых ориентиров Наблюдение, регистрирация и сравнение параметров ИР ТВС с заданными критериями. Прогнозирование и определение момента отклонения от целевых ориентиров. Формирование «карты диагнозов» ИР ТВС посредством анализа неразрывно примыкающих друг к другу отклонений в фиксированные интервалы времени Сбор и регистрация, хранение и анализ ключевых параметров, описывающих состояние ИР ТВС. Организация экспертного совета для вынесения суждения о состоянии ИР ТВС в целом на основании анализа отклонений. Выявление критических изменений в окружающей среде, влияющих на уровень ИР ТВС. Формирование экономических, хозяйственных и иных отношений с окружением ТВС, обеспечение обратной связи для возможного влияния на отклонения

времени отсутствуют требования и обоснования необходимости обеспечения ИР ТВС, что оказывает отрицательное воздействие на условия достижения заявленных на уровне федерального центра целей, а также на качество управления на уровне субъектов РФ. Процесс государственного регулирования ИР ТВС на макро-, мезо- и микроуровнях реализуется посредством решения задач и соответствующих мероприятий (табл. 2) [11, с. 129-136].

Рассматривая инновационную экономику как систему, имеющую спектр целесообразных приоритетов, конституированный государственными и общественными институтами, следует установить ее диалектическую цель - эффективное и устойчивое ИР ТВС. Устойчивость ИР ТВС определяется способностью противостоять внешним и внутренним возмущениям, сохраняя пропорциональное и устойчивое состояние, а также структуру, способ функционирования и траекторию движения в течение относительно продолжительного времени. ИР ТВС - процесс необратимой, целенаправленной и закономерной

метаморфозы структуры экономической системы относительно ее исходного содержания.

Стратегия обеспечения ИР ТВС - это способ (метод) целенаправленного изменения состояния и структуры территориального хозяйства в целях достижения определенного уровня инновационного развития за счет повышения эффективности процесса и технологии управления. Это определение соответствует научной позиции А.Г. Аганбегяна: «При разработке стратегии самое важное, вроде бы очевидное, но в то же время трудное дело - определение целевой направленности. Ведь стратегия разрабатывается ради достижения определенных целей развития страны или региона» [12, с. 42].

Стратегическая цель определяет качественное состояние и количественные показатели ИР ТВС на длительную перспективу, к достижению которого стремится российская власть. Тактическая цель устанавливает состояние отдельных направлений ИР ТВС посредством измерения показателей

Таблица 2

Государственное регулирование ИР ТВС

Уровни Задачи Мероприятия

Макроуровень Создание условий для оптимального сосуществования всевозможных форм ИР ТВС в структуре инновационной экономики. Усиление процесса интеграции многообразных форм ИР ТВС для сохранения устойчивости и автономности инновационной экономики. Создание эффективного сочетания ИР ТВС в структуре инновационной экономики, способствующего оптимальному вхождению в мировое экономическое (хозяйственное) пространство Развитие механизма свободного рынка и товарного производства в контексте сохранения макроэкономической устойчивости страны. Увеличение уровня доходов населения и стимулирование общественного потребления. Ограничение влияния государства на экономику посредством выбора приоритетных направлений. Предоставление государственных гарантий иностранным и российским инвесторам

Мезоуровень Консолидация усилий отдельных отраслей, крупных финансово-промышленных групп и государства в ИР ТВС. Определение параметров ИР ТВС с учетом географического расположения, природно-климатических условий, уровня ресурсно-сырьевого потенциала. Оптимизация подсистем ИР ТВС для сбалансированного роста совокупного регионального общественного продукта и потребления при сохранении положительного сальдо торгового баланса Обеспечение условий ИР ТВС на уровне инновационной экономики (увеличение степени открытости хозяйственной системы территории). Содействие ИР ТВС посредством оптимального использования конкурентных преимуществ. Экономическая интеграция процессов ИР ТВС при условии взаимной заинтересованности в равноправных и эффективных хозяйственных связях. Сохранение пропорциональной целостности производственного потенциала территории

Микроуровень Обеспечение оптимального сосуществования домохозяйств и фирм в процессе ИР ТВС. Создание механизма оптимального взаимодействия экономических агентов, вовлеченных в производственную, распределительную, обменную и потребительскую деятельность. Оптимизация поведения отдельных экономических субъектов в процессе ИР ТВС Нормативно-правовое регулирование общих правил ведения инновационной деятельности для предприятий всех форм собственности. Проведение антимонопольной политики, способствующей недопущению ограничения или устранения конкуренции. Снижение административных барьеров для введения инновационной деятельности, в том числе на отдельные ее виды

(индикаторов) в текущем периоде, как правило, до одного года. Критерием достижения цели является количественный и качественный индикатор, показывающий меру и степень решения обозначенных проблем по сравнению с другими возможными вариантами.

Одной из основных задач обеспечения ИР ТВС становится выстраивание системы целей развития инновационной экономики, которая должна отвечать требованиям согласованности, внутренней иерархии, координации и ресурсной сбалансированности. Процесс классификации целей должен рассматриваться как сложная задача, поскольку он (процесс) основан на перманентной последовательности измерений. Практическое значение имеет декомпозиция целей развития инновационной экономики по уровням и формам воздействия.

Исходными данными для определения уровня и формы воздействия могут быть экономическое положение территории, условия взаимосвязей системообразующих подсистем инновационной экономики и их элементов, утилитарные параметры процесса управления, классификационные критерии эффективности развития подсистем и т.д. Основные задачи в процессе обеспечения ИР ТВС следующие:

- формирование адаптивной системы управления, способной реализовать стратегию;

- разработка регламентов управления ТВС;

- создание оптимальной инфраструктуры, содействующей процессу достижения стратегических и тактических целей;

- проведение мониторинга процессов обеспечения ИР ТВС.

Стратегия обеспечения ИР ТВС

Стратегия обеспечения ИР ТВС - это система концептуальных положений о наиболее эффективных направлениях развития инновационной экономики, формируемых в процессе решения существенных (первоочередных) национальных проблем. Стратегию обеспечения ИР ТВС необходимо рассматривать как процесс анализа проблем, формулирования цели и критериев управления, определения стратегических идей (образа) и выявления конкурентных преимуществ, выбора сценария и ключевых стратегий развития, прогнозирования и оценки вероятности материализации основных положений прогноза.

Процесс материализации стратегии обеспечения ИР ТВС должен осуществляться в рамках целевых комплексных программ, которые являются важнейшим инструментом исполнения стратегического развития ТВС и служат не только вектором, определяющим ключевые параметры управления инновационной экономикой, но и своеобразным критерием оценки качества управления. А.И. Татаркин утверждает: «На основе стратегических приоритетов региональной политики Российской Федерации (не более 4-6) регионы могли бы разрабатывать стратегические программы, призванные системно решать наиболее инновационно «прорывные» проблемы развития регионов и муниципальных образований»1.

Положения основных этапов стратегии обеспечения ИР ТВС представлены в табл. 3.

В формате изложенных основных положений стратегии обеспечения ИР ТВС можно оптимизировать процесс управления АТО и системно-ориентированными комплексами, структурно и функционально выходящими далеко за пределы страны, расширяя спектр воздействий не только на межрегиональные взаимосвязи внутри страны, но и межстрановые взаимодополнения, не ограничивающиеся пределами локализованной экономики, усиливая тем самым процесс управления.

Схема и принципы оценки эффективности управления ИР ТВС

В целях эффективного управления обеспечением ИР ТВС выявлена необходимость формирования

1 Татаркин А.И. Программно-проектный менеджмент как условие инновационного развития социально-экономических систем // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2014. № 2 (23). С. 25-42.

неизменного набора параметров и регулярной оценки на их основе интегральных показателей (индикаторов) ИР ТВС в контексте привлекательности для инвестиционной и инновационной деятельности. Для качественной корректировки процедур формирования оптимального набора управленческих решений для обеспечения ИР ТВС необходимо придерживаться наиболее рациональной схемы оценки эффективности управления (рис. 1).

Приведенная на рис. 1 схема оценки эффективности управления ИР ТВС включает в себя комплексную оценку потенциала и риска. Оценка эффективности управления ИР ТВС должна проводиться на основе экспертной оценки весов вклада агрегированных статистических показателей (детерминант).

Рассмотрим основные положения оценки потенциала ИР ТВС. Цель оценки ресурсно-сырьевого потенциала заключается в теоретическом обосновании доктрины устойчивого социально-эколого-экономического развития, изучении возможностей и специфики формирования механизма рыночного природопользования, верификации расчетно-аналитического инструментария, призванного оптимизировать управление рекреационными процессами данного потенциала.

Оценка производственного потенциала необходима для выявления затрат производственных ресурсов, оптимизации отраслевых темпов и пропорций развития, определения направлений инновационной политики.

Потребительский потенциал можно оценивать на основе анализа уровня доходов населения. Так, Д.С. Львов, А.Г. Гранберг и др. считали, что: «одним из препятствий в России для более эффективного вовлечения средств населения в инновационный процесс и усиления их роли в инновационной экономике является экономически необоснованный и социально неоправданный низкий уровень оплаты труда» [13, с. 264-265].

При анализе инфраструктурного потенциала оцениваются: транспортная система (обеспечивает перемещение людей и грузов и является одной из важнейших областей общественного материального производства); коммуникационный комплекс (предприятия и организации, занимающиеся производством и продажей средств телекоммуникаций и связи, компьютерного оборудования, оказывающих информационные, телекоммуникационные и консалтинговые услуги); рекреационная зона - специально выделяемая

Таблица 3

Этапы стратегии обеспечения ИР ТВС

Этап Положения этапа

Цель и задачи Главная цель обеспечения ИР ТВС - сохранение устойчивости и автономности инновационной экономики. Основные задачи: - разумное использование ресурсно-сырьевого потенциала территории; - нормативно-правовое сопровождение программы ИР ТВС; - оптимальная структуризация инновационной деятельности территорий; - эффективное использование федерального и регионального бюджетов; - обеспечение политической и экологической безопасности территории; - повышение уровня жизни населения

Анализ внешней Оценка и анализ основных параметров внешней среды:

и внутренней среды - экономических (величины ВВП и ВРП, темпа инфляции, уровня безработицы, процентной ставки); - нормативно-правовых компонентов; - политических компонентов (целей органов государственной власти, политической идеологии). Оценка и анализ основных параметров внутренней среды: - производственной структуры территорий; - социальных (роста населения, уровня образования, демографической структуры, ментальности и культуры населения, обычаев и верований); - функциональности и доступности инфраструктуры территории

Анализ сильных и SWOT-анализ:

слабых сторон - анализ факторов внутренней среды территорий (сильных и слабых сторон); - анализ факторов внешней среды (возможностей и угроз)

Анализ Анализ альтернатив:

альтернатив и выбор стратегий - сохранение ограниченного инновационного роста территорий (корректировка целей с учетом инфляции); - обеспечение устойчивого инновационного роста территории (существенное повышение планируемых показателей в краткосрочных и долгосрочных целевых ориентирах); - сокращение инновационного роста территорий (уровень целей устанавливается ниже достигнутого); - сочетание альтернатив сохранения ограниченного роста, обеспечение устойчивого роста и сокращение инновационного роста. Выбор стратегии инновационного роста территории, основанной на анализе альтернатив в контексте повышения долгосрочного ИР ТВС

Управление Количественное определение цели и постановка задач.

реализацией стратегии Оценка достижимости цели и разрешимости задач.

Подготовка бюджета (годового, квартального, по месяцам), учитывающего потребности в ограниченных ресурсах. Организация процесса распределения и контроля потребления ресурсов. Контроль над процессом использования ресурсов. Выявление потенциальных проблем, непредвиденных обстоятельств и нежелательных последствий, препятствующих реализации стратегии

Оценка стратегии Сравнение результатов ИР ТВС с намеченной целью. Корректировка стратегии с учетом выявленных отклонений. Перманентный и системный мониторинг процесса достижения цели

Рисунок 1

Схема оценки эффективности управления ИР ТВС

территория, предназначенная для организации мест отдыха населения и включающая в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты и т.п.

Одной из первых коммерческих организаций, которая на практике применила концепцию интеллектуального капитала и предприняла попытку измерить отдельные его составляющие, стала шведская компания «Скандия». Начиная с 1996 г. в своем годовом отчете она представляет собственный интеллектуальный капитал, который, по ее интерпретации, состоит из человеческого, организационного и потребительского капиталов [14].

Институциональный потенциал следует конституировать в процессе анализа уровня ИР ТВС. В рамках данного подхода устанавливается

роль административного и конституционного права, определяющих основные формальные правила деятельности органов государственной власти и аппарата государственного управления. Особое внимание необходимо уделить анализу правомерности государственного вмешательства в процесс ИР ТВС.

Цель оценки инновационного потенциала связана с определением условий обеспечения ИР ТВС с использованием возможности донорной подсистемы экономики. Системной предпосылкой стратегического управления ИР ТВС является инновационность как фактор, значительно улучшающий технические возможности выпуска новых товаров и услуг [13, с. 137]. Инновационный потенциал национальной экономики можно оценить как интегративный показатель технологических,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экологических, экономических, социально-политических, военных и государственно-правовых инноваций.

Рассмотрим основные положения оценки риска ИР ТВС. Экономический риск оценивается как вероятность снижения экономической результативности и эффективности ИР ТВС в зависимости от принятого управленческого решения.

Политический риск следует рассматривать как возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики. Оценить политический риск можно, используя количественные экспертные оценки, теоретической основой которых является распространенная в политологии теория «групп интересов» А. Бентли [15].

Оценка социального риска рассматривается как процесс, используемый для выявления степени установленной опасности для человека и/или окружающей его среды. Социальный риск включает в себя: систему гигиенического регламентирования (систему предельно допустимых концентраций, ПДК); метод оценки риска, разработанный Агентством по охране окружающей среды (АОС) США; методы оценки риска, основанные на отечественных принципах гигиенического регламентирования вредных факторов окружающей среды.

Экологический риск следует рассматривать как вероятность: неблагоприятных для экологической сферы последствий любых антропогенных изменений природных объектов и факторов; деградации окружающей среды или перехода ее в неустойчивое состояние в результате текущей или планируемой инновационной деятельности; потери контроля за экологическими событиями; наступления гражданской ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, а также жизни и здоровью третьих лиц.

Криминальный риск находится в прямой зависимости от объема преступной деятельности, которая отражается в статистических данных Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата).

Сформулируем основные принципы оценки эффективности управления ИР ТВС, позволяющие раскрыть состояние экономической системы АТО:

1) принцип системности - анализ инновационного потенциала ТВС в виде системы взаимосвязанных элементов: коммерческих и некоммерческих

организаций, органов федеральной, региональной власти и местного самоуправления;

2) принцип комплексности - оценка уровня ИР ТВС, которая осуществляется с учетом всех внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов;

3) принцип долговременности - результат оценки должен учитывать условия стратегического развития инновационной экономики и определять ее параметры в будущем;

4) принцип сопряженности - формирует требование рассматривать процесс ИР ТВС как составную часть инновационной экономики с учетом структурных особенностей федеративного устройства России;

5) принцип непрерывной изменчивости - результаты оценки уровня ИР ТВС имеют свойство темпоральности и применимы только на ограниченном временном промежутке;

6) принцип устойчивого неравновесия - точность оценки уровня ИР ТВС зависит от степени темпоральности отдельных показателей, обеспечивающих данное развитие;

7) принцип достаточности - выбор оцениваемых показателей осуществляется с учетом степени влияния на уровень ИР ТВС;

8) принцип соответствия - обусловлен применением принципа достаточности и позволяет использовать выявленную закономерность качественного изменения показателей ИР для всей ТВС;

9) принцип оптимальности - задача заключается не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том, чтобы найти самое лучшее решение из всех возможных.

Стратификация целевого финансирования ИР ТВС

Динамичное освоение прорывных технологических направлений в воспроизводственном процессе сориентирует вектор развития ТВС на формировании инновационных связей, генерирующих потребности в эффективном управлении финансовыми потоками экономической системы, а именно стратификации целевого финансирования (СЦФ) ИР ТВС. Решение проблемы СЦФ инновационной деятельности предприятий позволит сделать более корректным формирование оптимальных кластеров, способствующих повышению конкурентоспособности АТО.

В условиях трансформации мирохозяйственных связей основным критерием сохранения темпов экономического роста является способность АТО сохранять самодостаточность, рационально используя весь спектр присущих данному территориальному образованию ограниченных, а в особенности неограниченных ресурсов. Только те АТО, которые осуществляют свою политику в направлении развития экономики знаний, будут демонстрировать свою эффективность и высокие темпы экономического роста. Формирование государственной политики, способной обеспечить инновационное развитие экономики субъектов РФ, является сегодня одной из наиболее сложных задач.

Сложность заключается в необходимости СЦФ инновационной деятельности предприятий и территориально-воспроизводственного процесса. Возникает потребность в качественных изменениях в общественном сознании и необходимость вовлечения значительного числа экономических институтов для интеграции возможностей науки, бизнеса и государства. В процессе формирования федерального и регионального инструментария СЦФ ИР ТВС необходимо учитывать следующие принципы:

1) самодостаточности - способность экономики АТО полностью удовлетворять внутренний спрос на инновационные технологии и продукцию за счет собственных возможностей. Академик А.И. Татаркин отмечает: «Если внутренняя самодостаточность региональной экономической системы обеспечивает источники интенсивного воспроизводства ВРП, простого или расширенного, то внешние условия призваны формировать и воспроизводить общественно-политическую, законодательную, макроэкономическую и внешнеэкономическую среду» [16, с. 12];

2) самореферентности и автопоэзисности -самосохранение и саморазвитие экономики АТО за счет внутренних ресурсов;

3) специализации (внутренней и внешней). Внутренняя специализация экономики АТО выражается в приоритетном развитии доминирующих отраслей в целях удовлетворения собственных потребностей. Внешняя специализация определяется возможностями реализации товаров (продукции) и услуг за пределами АТО;

4) управления - осуществляется посредством реализации функций планирования, организации, учета, контроля и регулирования;

5) экологичности - согласование естественных воспроизводственных циклов биосферы и экономических циклов.

Основные задачи, которые необходимо решить государственным органам власти:

• предложить перечень мероприятий, реализуемых через федеральные, региональные и отраслевые программы ИР ТВС, сконцентрировать финансовые средства на решении ключевых проблем экономики АТО;

• определить по всей системе программ инновационного развития экономики АТО наиболее существенные финансовые источники;

• скоординировать реализацию программы инновационного развития как единой системы мероприятий;

• обосновать формирование необходимой дополнительной нормативной базы инновационного развития экономики АТО на конкретный временной период;

• спрогнозировать рынки сбыта инновационного товара (продукции), производимого в АТО;

• скоординировать действия федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в формате стимулирования предприятий, использовать инновационные технологии и производить инновационную продукцию;

• выделить этапы СЦФ ИР ТВС и определить методы, а также способы решения спектра задач на каждом из этапов.

В контексте решения изложенных выше задач необходимо регулярно отслеживать и прогнозировать степень влияния изменений на характер инновационных процессов в отдельных отраслях экономики. Такой мониторинг даст возможность заблаговременно принимать адекватные управленческие решения, способствующие инновационному развитию экономики АТО. Необходимо создать такую систему мониторинга, которая бы позволила оценить динамику реализации федеральных и региональных целевых программ, ориентированных на решение проблемы инновационного развития экономики АТО.

При решении задач СЦФ ИР ТВС должны учитываться ресурсы не только федеральных целевых программ, но и региональных инвестиционных проектов. Как правило, эффективная реализация совокупности федеральных и региональных программ позволяет обеспечить динамичный прирост инвестиций в сектора экономики, ориентированные на инновационное развитие. Наряду с федеральными целевыми программами и региональными инвестиционными проектами важным инструментом инновационного развития экономики АТО должна стать политика эффективного использования государственной собственности.

Предприятия, находящиеся в государственной собственности, должны использоваться органами власти в качестве эффективных инструментов для инновационного развития экономики АТО. В некоторых случаях монополия под контролем органов власти на разных уровнях позволяет минимизировать издержки производства за счет эффекта масштаба, уменьшить коммерческие риски, создать условия для стабильного и устойчивого развития. Например, А.И. Татаркин считает необходимым снятие с регионов ограничений в создании ими региональных госкорпораций на принципах государственно-частного партнерства для решения вопросов структурной модернизации и реструктуризации, повышения конкурентоспособности отечественного производства посредством его инновационного обновления [17, с. 32].

Теоретические положения СЦФ ИР ТВС

Наиболее актуальной практической проблемой, которая вскрывается при попытке СЦФ в условиях неустойчивого экономического роста, является поиск релевантных подходов и способов описания инновационных структур территориального образования, в частности тех показателей, по которым можно было бы адекватно установить уровень инновационной активности предприятий, суть и масштабы различий и неравенств между ними. Логическим следствием этого является проблема вычленения конкретных индикаторов уровня ИР ТВС, а также возможность выявления причин неравенств применительно к современным условиям.

Процесс СЦФ ИР ТВС в методологическом контексте выступает как следствие функциональной целостности экономики АТО. Функциональная целостность обусловливает относительную самостоятельность, автономность АТО в рамках структурно-функциональной обособленности. Эта автономность в известном смысле неизбежна, как

неизбежно то, что всякий объект, раз он существует, обладает целостными характеристиками, некоторым собственным поведением.

Стратификация целевого финансирования ИР ТВС является системным процессом, который должен рассматриваться с точки зрения совокупности факторов инвестиционной привлекательности, производства и специфики потребления инновационных товаров (услуг). Системный процесс СЦФ ИР ТВС можно описать как последовательную смену явлений, состояний, совокупности действий для достижения определенного результата. Решение проблемы реализации структурно-функционального подхода к СЦФ ИР ТВС в качестве самостоятельного исследовательского направления обусловлено общей тенденцией модернизации экономической системы РФ.

Параметры процесса СЦФ ИР ТВС определяются ее целью - созданием эффективного механизма финансирования инновационной деятельности предприятий, способного повысить инновационный потенциал и обе спечить возможно сть инновационного саморазвития экономики АТО. Для достижения этой цели необходимо создать условия для инновационного развития АТО, обеспечить оптимальное сочетание методов государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности, сформировать систему межрегиональных трансфертов инновационных технологий, стимулировать развитие интеллектуального потенциала, законодательно поддержать инновационное развитие субъектов предпринимательства и т.д.

Реализация основных положений СЦФ ИР ТВС должна включать следующие этапы:

- 1-й этап - проводится анализ экономических проблем АТО;

- 2-й этап - формулируются цели и определяются направления стратегии инновационного развития;

- 3-й этап - проводится оценка возможных последствий целевого финансирования инновационной деятельности в АТО;

- 4-й этап - выбирается оптимальная стратегия.

В процедуре СЦФ ИР ТВС должны быть определены сроки реализации ее этапов и основные показатели, которых необходимо достичь на каждом этапе. В целом степень достижения инновационного развития экономики АТО необходимо рассматривать как

показатель, отражающий способ достижения цели, вариант правильности, точности направления к ней. Критерием инновационного развития является степень приближения к цели. Оптимальное воздействие на детерминанты структурно-функциональных связей, устанавливающие меру взаимообусловленности элементной базы инновационного потенциала, является неотъемлемой частью управления по снижению уровня энтропии инновационных процессов.

В целях оптимизации процесса СЦФ ИР ТВС необходимо рационально абстрагировать и материализовать инновационную деятельность в форме уровневой таксономии:

• на первом уровне - максимизация формы представления сопряженных индикаторов, отражающих эффективность освоения инвестиций, а именно отношение затрат на инновационные технологии к объему выпуска инновационной продукции;

• на втором уровне - оценка эффективности коммерциализации инновационных технологий, а также реализации инновационного продукта в межрегиональном экономическом пространстве;

• на третьем уровне - целевая ориентация политики инновационного развития экономики АТО в направлении с целями общенациональной политики.

В процессе СЦФ ИР ТВС необходимо наметить основные направления целевого финансирования, по которым можно оценить эффективность инвестиций в инновационное развитие АТО и установить целесообразный для общества его уровень. Инвестирование в инновационную деятельность является частью общего инвестиционного процесса, который должен обеспечиваться из нескольких источников финансирования в зависимости от целевых задач и назначения будущего изобретения. Это, в частности: фундаментальные научные исследования, которые являются основой научно-технического прогресса и инноваций и носят некоммерческий характер (бюджетные ассигнования), финансирование НИР и ОКР по приоритетным направлениям (партнерство заказчиков с привлечением федеральных, региональных бюджетов, средств предприятий и организаций), прикладные исследования (средства заинтересованных организаций при поддержке государства).

Таким образом, под стратификацией целевого финансирования следует понимать обобщающую

модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев и эффективного распределения финансовых ресурсов. Следовательно, СЦФ ИР ТВС есть способ использования финансовых ресурсов, направленных на рост экономики посредством разработки, производства и реализации инновационной продукции (товаров, услуг). Выбор и обоснование целевого финансирования ИР ТВС укладываются в общую стратегию модернизации экономики РФ.

Стратификация целевого финансирования ИР ТВС - это нахождение состояния измененной структуры экономики АТО в процессе достижения определенного уровня инновационного развития за счет повышения эффективности процесса управления финансовыми потоками. Стратегическая цель определяет качественное состояние системы на длительную перспективу, а тактические цели -будущее состояние отдельных подсистем.

Процесс СЦФ ИР ТВС должен рассматриваться в качестве сложной задачи, поскольку имеет как количественную, так и качественную формы измерения. В данном контексте практическое значение имеет декомпозиция целей управления инновационным развитием экономики АТО по уровням финансирования. Исходными данными для исследования целей являются: экономическое положение АТО, общая схема декомпозиции целей развития, схема классификации стратегических целей развития экономики АТО, схема взаимосвязи макроподсистем страны, классификация целей, схема декомпозиции целей и классификация критериев эффективности использования финансовых ресурсов по макроподсистемам.

Основными задачами СЦФ ИР ТВС являются:

• создание структуры управления, способной реализовать стратегию целевого финансирования;

• разработка регламента управления финансовыми потоками;

• выявление обеспечивающих подсистем экономики АТО, создающих возможности для ИР ТВС;

• проведение мониторинга процесса финансирования в целях внесения изменений в целевые проекты.

По мнению А.Г. Гранберга, Н.Н. Михеевой, В.И. Суслова, «...переход на инновационный путь

развития требует адекватной институциональной формы инвестиционной деятельности, основанной на проекте как организационной единице координации деятельности участников и принципе партнерства как способе ее координации» [18, с. 46].

Процесс СЦФ ИР ТВС - это система концептуальных положений о наиболее эффективных направлениях развития инновационных подсистем АТО, способствующих решению проблемы модернизации экономики. В данном контексте СЦФ ИР ТВС необходимо рассматривать как процесс формирования оптимального финансового плана по реализации стратегии инновационного развития экономики АТО путем формулирования целей и критериев управления, анализа проблем и среды определения стратегических идей и конкурентных преимуществ, выбора сценариев и базовых стратегий развития.

Концепция СЦФ ИР ТВС ориентирует на процесс достижения цели, устанавливая основные направления целевого финансирования, по которым можно судить о степени инновационной активности предприятий и выявить, в каком целесообразном для экономики АТО направлении она повышается и за счет каких факторов. Процесс СЦФ ИР ТВС связан с формализацией целей функционирования инновационной системы АТО и включает в себя:

- анализ современных методов повышения ИР ТВС в целях установления пределов финансирования;

- разработку методики СЦФ ИР ТВС на основе структурно-функционального подхода, определяющего оптимальное направление финансовых ресурсов и учитывающего специфические условия локализации АТО;

- применение уровневой сегментации при определении приоритетности целевого финансирования;

- разработку практических предложений и нормативных рекомендаций по ИР ТВС, реализующихся в гармоничной форме целевых инвестиционных программ и обеспечивающих стабильный экономический рост;

- формирование системы обобщающих показателей для последующего анализа результатов реализации целевых инвестиционных программ в целях определения их эффективности.

В процессе прохождения указанных этапов устанавливается возможность использования метода

организационно-целевого развития экономики АТО. Под организационно-целевым развитием экономики АТО рассматривается процесс достижения необходимого и достаточного уровня кумулятивной взаимообусловленности предприятий, способных своей деятельностью создать условия для повышения уровня ИР ТВС. Так, по мнению Г.Б. Клейнера, «по отношению к бизнесу экономика должна, с одной стороны, предоставлять площадку для реализации предпринимательских инициатив, выделять ресурсы для инновационных бизнес-проектов, а с другой -демонстрировать восприимчивость к инновациям и проявлениям новаторских начинаний» [19, с. 21].

Методический инструментарий СЦФ ИР ТВС

Изложим императивы СЦФ ИР ТВС. Во-первых, параметры, определяющие уровень ИР ТВС, можно охарактеризовать текущей величиной показателей и его годографом (направлением и тенденциями изменения). Во-вторых, ИР ТВС есть результат взаимодействия предприятий, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство.

Процесс СЦФ ИР ТВС следует воспринимать как индикатор, показывающий разброс и непостоянство возможностей и способностей предприятий к инновационной деятельности в процессе освоения финансовых ресурсов. Само ИР ТВС обусловлено изменениями в инновационной активности предприятий в контексте целенаправленного объединения инвестиций и ориентации научно-технического потенциала АТО на расширение процесса воспроизводства. Основной составляющей СЦФ ИР ТВС является стимулирование инновационной активности предприятий посредством эффективного перераспределения финансовых ресурсов. В данном контексте применима следующая формула для СЦФ ИР ТВС:

тиннов

где It - уровень ИР ТВС в t-й год; 1^ннов -инновационная активность организаций в t-й год2; I-i™B - индекс физического объема инвестиций в основной капитал в (t - 1)-й год3.

Отобразим уровень ИР ТВС в виде рейтинговой системы (рис. 2).

2 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: стат. сб. М.: Росстат, 2014. С. 730-731.

3 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: стат. сб. М.: Росстат, 2014. С. 842-843.

/[ЕЧ011ОТ/[ЕШП0Г/Ш1Ер21-идМММ//:с1щ]

г

а

£

о о

Республика Алтай Камчатский край г. Санкт-Петербург Магаданская область Республика Татарстан Чувашская Республика Липецкая область г. Москва Ярославская область Хабаровский край Пермский край Удмуртская Республика Свердловская область Тульская область Республика Мордовия Челябинская область Нижегородская область Владимирская область Курская область Томская область Ненецкий автономный округ Ивановская область Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Карелия Калужская область Ленинградская область Еврейская автономная область Тверская область Мурманская область Республика Марий Эл Чукотский автономный округ Брянская область Амурская область Белгородская область Пензенская область Орловская область Приморский край Рязанская область Смоленская область Алтайский край Республика Адыгея Архангельская область Новосибирская область Воронежская область Московская область Краснодарский край Оренбургская область Курганская область Республика Коми Новгородская область Ростовская область Кабардино-Балкарская Республика Тюменская область Кировская область Красноярский край Иркутская область Ставропольский край Тамбовская область Костромская область Вологодская область Омская область Республика Саха (Якутия) Псковская область Самарская область Саратовская область Республика Хакасия Ханты-Мансийский автономный округ Калининградская область Волгоградская область Ямало-Ненецкий автономный округ Кемеровская область Ульяновская область Астраханская область Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Северная Осетия - Алания Республика Тыва Забайкальский край Карачаево-Черкесская Республика Республика Калмыкия Чеченская Республика

А^ипээз рие ээдиоис!

я*-¿г (9 юг) ю

яюонзеиоеэд и 1я±э±ис1оис1и :1язэс1э±ни энняивноиЬвн

На рис. 2 рейтингу А соответствуют АТО, обладающие высокой инновационной активностью, и, следовательно, целесообразно их 100%-ное финансирование из федерального бюджета. Рейтинг В присвоен АТО, обладающим средней инновационной активностью и требующим софинансирования (50% финансирования из федерального и 50% регионального бюджетов). Рейтингу С отвечают АТО, обладающие низкой инновационной активностью (высокорисковые) и безопасным региональным 50% и муниципальным 50% софинансированием.

В результате анализа данных рис. 2 было установлено, что наибольшей инновационной активностью обладают Республика Алтай, Камчатский край, Магаданская область, Санкт-Петербург. Разброс показателей уровня ИР ТВС обусловлен дифференциацией АТО по динамике экономического роста. Дифференциация во многом определена различиями в воспроизводственном процессе, территориальном потенциале, специализации предприятий и отраслей, финансово-кредитной системе, регулирующим воздействием со стороны государственных органов власти. В этих условиях необходима группировка факторов, обусловливающих СЦФ ИР ТВС в целях формирования оптимальной государственной инновационной политики.

Процесс СЦФ ИР ТВС сводится к оптимальной организации последовательных управляющих воздействий на связи предприятий, повышающих уровень их кумулятивной взаимообусловленности, а также к определению необходимой совокупности инструментов для реализации данной возможности. Сущность СЦФ ИР ТВС можно описать с помощью совокупности действий:

R = F(P, P2, P3, ...PN),

где R - совокупность действий, повышающих ИАР; P1 - формулирование цели; P2 - определение эмерджентных качеств инноваций; P3 -морфологизация экономики АТО; P4 - определение цели функционирования инновационной системы АТО; P5 - формирование механизма достижения цели инновационной системы АТО с учетом эмерджентных качеств инноваций; P6 -анализ структуры инновационной системы, изучение ее влияния на эмерджентные качества инноваций; P7 - определение иерархии инноваций в инновационной системе и ее подсистемах; P8 -влияние инновационной системы на другие

системы экономики АТО; P9 - определение уровня влияния внешней среды на инновационную систему; P10 - изучение влияния инновационной системы на внешнюю среду; P11 - анализ условий функционирования и развития инновационной системы экономики АТО; P12 - анализ финансовых потоков в инновационной системе; P13 - описание принципов и процесса управления инновационной системой и др.

Приведенная совокупность действий не является безусловной и единственной. На практике используются различные дополнения или упрощения в соответствии с установленной целью и поставленными задачами. По сути, совокупность действий по СЦФ ИР ТВС раскрывается в процессе управления целевым финансированием, ориентированным на повышение инвестиционной привлекательности территории.

Управление процессом СЦФ ИР ТВС необходимо осуществлять последовательно, поэтапно. На первом этапе проводится анализ финансовой обеспеченности экономики АТО. В процессе анализа выявляются структурные диспропорции подсистем экономики АТО, причины их появления и воспроизводства, устанавливается комплекс проблем и факторов, влияющих на инновационное развитие территории.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На втором этапе определяются цели и формируются оптимальные инвестиционные программы. Результатом анализа уровня ИР ТВС является стратегия возможного использования финансовых ресурсов через инвестиционные программы разного уровня.

На третьем этапе осуществляется оценка последствий целевых инвестиционных программ. Результатом оценки должно стать выявление возможной реакции инновационной системы экономики АТО на оказываемые воздействия.

На четвертом этапе оценивается результативность целевой инвестиционной программы. Следует просчитать несколько вариантов реализации программы и возможностей ее применения в зависимости от степени воздействия внутренних и внешних факторов в установленных объемах финансирования. Необходимо оценить вероятность и размер этих воздействий и предложить допустимые корректировки программы в процессе ее реализации. Надлежит также предусмотреть вероятное наступление событий и последствий, определяющих необходимость полного или частичного пересмотра параметров целевой инвестиционной программы.

Национальные интересы: National interests:

приоритеты и безопасность 34 (2015) 27-45 Priorities and Security

Результатом проведенного исследования роста. Целенаправленный выбор управленческих

являются следующие умозаключения. Уровень решений должен определить такие пропорции ИР

ИР ТВС необходимо определять как состояние ТВС, которые в максимальной степени способствуют

функционирования экономической системы, удовлетворению потребностей в инновационной

которая ориентирована на позитивную динамику продукции в определенном АТО.

инновационной деятельности хозяйствующих Достижение максимального уровня ИР ТВС

субъектов, обеспеченную устойчивым, допустимо лишь при реализации процесса СЦФ.

сбалансир°ванным и многофакторным Повышение уровня ИР ТВС возможно только на

воспроизводством инновационного потенциала АГО. базе оптимальной системы управления процессом

Исследование процессов ИР ТВС требует изучения СЦФ, который должен отобразить возможные

динамики инновационной деятельности в АГО, изменения потребностей в финансовых ресурсах и

координации принятия решений, анализа процессов возможности их эффективного освоения.

Список литературы

1. Глазьев С.Ю. Стратегия антикризисного развития российской экономики в XXI веке // Экономика региона. 2012.№ 2. С. 10-25.

2. Глазьев С.Ю., Фетисов Г.Г. О стратегии устойчивого развития экономики России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 1. С. 23-35.

3. Гринберг Р.С. Экономика современной России: состояние, проблемы, перспективы // Вестник института экономики РАН. 2015. № 1. С. 10-29.

4. Цветков В.А. Модернизация национальной экономики: теоретико-практический подход (части 1 и 2) // Инновации. 2012. № 3. С. 16-24.

5. Татаркин А.И. Конкурентное позиционирование регионов и территорий в пространственном развитии России // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 8 (157). С. 148-158.

6. Маевский В.И. О переключающемся режиме воспроизводства // Terra Economicus. 2012. Т. 10. № 1-1. С.11-19.

7. Минакир П.А. О ключевых задачах экономического развития России (по итогам послания Президента РФ Федеральному Собранию) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 1. С. 22-25.

8. Кулаков К.Ю. Моделирование процесса формирования территориально-воспроизводственных систем недвижимости на мезоэкономическом уровне // Недвижимость: экономика, управление. 2009. № 3-4. С.39-41.

9. Крыгина А.М. Концептуальные основы развития и трансформации конкурентоспособности организационных территориально-воспроизводственных систем в строительстве // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-5. С. 996-1000.

10. Тархова А.В., Волошина О.В. Неустойчивость региональной налоговой политики в условиях диспропорционального развития территориально-воспроизводственных систем // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2 (41-2). С. 358-361.

11. АфанасьевВ.Я., БыстряковИ.К., ВидяпинВ.И. и др. Приоритеты управления региональным развитием. М.: Луч, 2001. 256 с.

12. Аганбегян А.Г. О разработке стратегии территориального социально-экономического развития (на примере небольших стран и отдельных регионов России) // Современные производительные силы. 2013. № 1 (2). С. 40-63.

13. ЛьвовД.С., ГранбергА.Г., Обозов С.А. и др. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. М.: Экономика, 2004. 603 с.

14. Understаnding аnd Meаsuring Sоciаl Сарйа! А Multidisciplinаry Тоо1 for Prаctitiоners. Wаshington D.C., World Bank, 2002.

15. BentleyА. The Process of Government: А Study of Social Pressures. Transaction Publishers, 1995. 534 p.

16. Татаркин А.И. Интовацданные источники npocrpaHCTBeHHoro развития Рoссийскoй Федерации // Иншвации. 2013. № 3. С. 10-17.

17. Татаркин А.И. Системный пoдхoд к мoдернизaции прoстрaнственнoгo развития Рoссийскoй Федерации // Обрaзoвaние и наука. 2012. № 1. С. 26-45.

18. Гранберг А.Г., Михеева Н.Н., Суслов В.И. и др. Результаты экспериментальных расчетов no oценке эффективнoсти инвестицшнных прoектoв с испoльзoвaнием межoтрaслевых межрегшнальных мoделей // Регшн: эшвдмика и сoциoлoгия. 2010. № 4. С. 45-72.

19. Клейнер Г.Б. ^сударст^ и эшвдмика: взaимoдействие в свете системой экoнoмическoй теoрии // Эшвдмика. Нaлoги. Прaвo. 2014. № 4. С. 9-24.

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

Innovation and Investment ENSURING THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF LOCAL REPRODUCTION SYSTEMS Valerii V. SMIRNOV

Ulianov Chuvash State University, Cheboksary, Chuvash Republic, Russian Federation walera712006@mail.ru

Abstract

Importance The article overviews theoretical and practical approaches to ensuring the innovative development of local reproduction systems. The approach will indicate the scope of possible innovation activity regulation within the economy of the Administrative and Territorial Entity (ATE).

Objectives The research identifies whether it is possible and practicable to ensure the innovative development of local reproduction systems. The research uses a structural and functional approach to ATE and considers systematization of integration of local business entities by incorporating structural components and the most considerable functional ties.

Methods The methodology contains fundamental provisions of the economic theory, applied aspects of the theory and methodology of systems analysis, economic systems management theory, fundamental research into innovative development of regional economy. Results The research results in a set of tools and activities that would, in theory, ensure the innovative development of a reproduction system of the area. I determined a structure of the mechansism for driving innovative development of a local reproduction system, main phases and provisions of the strategy for innovative development of the reproduction system of the area, methodological toolbox of special-purpose finance for innovative development of the local reproduction system.

Conclusions and Relevance The outcome of the research may be applied by authrotities as they become more competent in forming parameters of innovative economy of ATE. Special-purpose finance will help prevent narrowing the reproduction process at the macro-, meso- and microlevels, thereby effectively implementing innovation and activate innovative activities of entities.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

Referents

1. Glaz'ev S.Yu. Strategiya antikrizisnogo razvitiya rossiiskoi ekonomiki v XXI veke [The strategy for anticrisis development of the Russian economy in the 21st century]. Ekonomika regiona = The Region's Economy, 2012, no. 2, pp. 10-25.

2. Glaz'ev S.Yu., Fetisov G.G. O strategii ustoichivogo razvitiya ekonomiki Rossii [On the strategy for sustainable development of the Russian economy]. Ekonomicheskie i sotsial 'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz = Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2013, no. 1, pp. 23-35.

3. Grinberg R.S. Ekonomika sovremennoi Rossii: sostoyanie, problemy, perspektivy [The economy of modern Russia: state, problems and prospects]. Vestnik instituta ekonomiki RAN = Bulletin of Institute of Economics of RAS, 2015, no. 1, pp. 10-29.

4. Tsvetkov V.A. Modernizatsiya natsional'noi ekonomiki: teoretiko-prakticheskii podkhod (chasti 1 i 2) [Modernizing the national economy: a theoretical and practical approach (parts 1 and 2)]. Innovatsii = Innovation, 2012, no. 3, pp. 16-24.

5. Tatarkin A.I. Konkurentnoe pozitsionirovanie regionov i territorii v prostranstvennom razvitii Rossii [Competitive positioning of regions and areas in the spatial development of Russia]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Orenburg State University, 2013, no. 8, pp. 148-158.

6. Maevskii V.I. O pereklyuchayushchemsya rezhime vosproizvodstva [Concerning the switching reproduction mode]. TERRA ECONOMICUS, 2012, vol. 10, no. 1-1, pp. 11-19.

Article history:

Received 18 May 2015 Accepted 26 May 2015

JEL classification: R11, R12

Keywords: State regulation, innovative development, stratification, reproduction system, area, special-purpose finance

7. Minakir P.A. O klyuchevykh zadachakh ekonomicheskogo razvitiya Rossii (po itogam poslaniya Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu) [On the key tasks of Russia's economic development (following the address of the RF President to the Federal Assembly)]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz = Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2014, no. 1, pp. 22-25.

8. Kulakov K.Yu. Modelirovanie protsessa formirovaniya territorial'no-vosproizvodstvennykh sistem nedvizhimosti na mezoekonomicheskom urovne [Simulating the formation of local reproduction systems in real estate at the meso-economic level]. Nedvizhimost': ekonomika, upravlenie = Real Estate: Economics, Management, 2009, no. 3-4, pp. 39-41.

9. Krygina A.M. Kontseptual'nye osnovy razvitiya i transformatsii konkurentosposobnosti organizatsionnykh territorial'no-vosproizvodstvennykh sistem v stroitel'stve [Conceptual bases of development and transformation of competitiveness of organizational terrirotial-reproduction systems in construction].

Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2013, no. 10-5, pp. 996-1000.

10. Tarkhova A.V., Voloshina O.V. Neustoichivost' regional'noi nalogovoi politiki v usloviyakh disproportsional'nogo razvitiya territorial'no-vosproizvodstvennykh system [Instability of a regional tax policy in the conditions of disproportional development of territorial and reproduction systems]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo = Economy andEntrepreneurship, 2013, no. 12-2, pp. 358-361.

11. Afanas'ev V.Ya., Bystryakov I.K., Vidyapin V.I. Prioritety upravleniya regional'nym razvitiem [Priorities of regional development management]. Moscow, Luch Publ., 2001, 256 p.

12. Aganbegyan A.G. O razrabotke strategii territorial'nogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya (na primere nebol'shikh stran i otdel'nykh regionov Rossii) [On the development of the strategy for socio-economic development of the area (the case study of small countries and some regions of Russia)]. Sovremennye proizvoditel'nye sily = Modern Productive Forces, 2013, no. 1, pp. 40-63.

13. L'vov D.S., Granberg A.G., Obozov S.A. et al. Strategicheskoe upravlenie: region, gorod, predpriyatie [Strategic management: region, city, company]. Moscow, Ekonomika Publ., 2004, 603 p.

14. Understanding and Measuring Social Capital. A Multidisciplinary Tool for Practitioners. Washington D.C., World Bank, 2002.

15. Bentley A. The Process of Government: A Study of Social Pressures. Transaction Publishers, 1995, 534 p.

16. Tatarkin A.I. Innovatsionnye istochniki prostranstvennogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii [Innovative sources of spatial development of the Russian Federation]. Innovatsii = Innovation, 2013, no. 3, pp. 10-17.

17. Tatarkin A.I. Sistemnyi podkhod k modernizatsii prostranstvennogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii [A systems approach to modernizing the spatial development of the Russian Federation]. Obrazovanie i nauka = Education and Science, 2012, no. 1, pp. 26-45.

18. Granberg A.G., Mikheeva N.N., Suslov V.I. et al. Rezul'taty eksperimental'nykh raschetov po otsenke effektivnosti investitsionnykh proektov s ispol'zovaniem mezhotraslevykh mezhregional'nykh modelei [Results of experimental evaluation of investment projects efficiency using cross-sectoral and cross-regional models]. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2010, no. 4, pp. 45-72.

19. Kleiner G.B. Gosudarstvo i ekonomika: vzaimodeistvie v svete sistemnoi ekonomicheskoi teorii [The State and economy: interaction in terms of the system economic theory]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economy. Taxes. Law, 2014, no. 4, pp. 9-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.