Научная статья на тему 'Обеспечение экономической безопасности ОАО «АвтоВАЗ»'

Обеспечение экономической безопасности ОАО «АвтоВАЗ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1222
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОАО "АВТОВАЗ" / Г. ТОЛЬЯТТИ / ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВВОЗНЫЕ ПОШЛИНЫ / РЕЭКСПОРТ / ХИЩЕНИЯ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савин А.В.

на протяжении своей истории ОАО «АВТОВАЗ» не однажды попадало в ситуацию, когда само его существование находилось под вопросом. Тесный клубок социальных, политических, экономических, экологических проблем генерировал все новые и новые угрозы для предприятия, но собственники и менеджмент всякий раз находили методы обеспечения защиты интересов автогиганта. «АВТОВАЗ» активно прибегал к помощи российского государства. По инициативе предприятия регулярно повышались ввозные пошлин на автомобили иностранного производства, реализовывались государственные программы утилизации старых автомобилей и льготного кредитования. «АВТОВАЗ» выступал реципиентом целевого государственного финансирования. Российское правительство инициировало альянс «АВТОВАЗа» и Renault-Nissan для осуществления трансферта технологий и методов эффективного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение экономической безопасности ОАО «АвтоВАЗ»»

Система стратегических областей и задач бизнес-организации

Система функциональных областей и

задач функциональных подразделений

Рис. 5. Система стратегических задач областей координации, обеспечения и поддержки бизнеса

Литература

1. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегические карты / Пер. с англ., ЗАО «Олимп-Бизнес». - М, 2007.

2. Horvah&Partners. Внедрение сбалансированной системы показателей. Пер. с нем. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

3. Derek F. Abell., John S. Hammond. Strategic Market Planning, Prentice-Hall, INC., Englewood Cliffs, New Jersey, 1979.

4. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Пер с англ., -СПб.: Питер, 2004.

А. В. Савин

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОАО «АВТОВАЗ» PROVISION OF ECONOMIC SECURITY JSC «AVTOVAZ»

Аннотация: на протяжении своей истории ОАО «АВТОВАЗ» не однажды попадало в ситуацию, когда само его существование находилось под вопросом. Тесный клубок социальных, политических, экономических, экологических проблем генерировал все новые и новые угрозы для предприятия, но собственники и менеджмент всякий раз находили методы обеспечения защиты интересов автогиганта. «АВТОВАЗ» активно

© А.В. Савин, 2012

прибегал к помощи российского государства. По инициативе предприятия регулярно повышались ввозные пошлин на автомобили иностранного производства, реализовывались государственные программы утилизации старых автомобилей и льготного кредитования. «АВТОВАЗ» выступал реципиентом целевого государственного финансирования. Российское правительство инициировало альянс «АВТОВАЗа» и Renault-Nissan для осуществления трансферта технологий и методов эффективного управления.

Ключевые слова: ОАО «АВТОВАЗ», г. Тольятти, легковые автомобили, экономическая безопасность, ввозные пошлины, реэкспорт, хищения, программа развития.

Abstract: throughout its history, JSC "AVTOVAZ" is not once found himself in a situation where its very existence was in question. Tight tangle of social, political, economic and environmental problems generated new and emerging threats to the enterprise, but the owners and management whenever found methods to protect the interests of the auto giant."AVTOVAZ" actively sought the help of the Russian state. At the initiative of the company regularly raised import duties on foreign cars, the state implemented the recycling program of old cars and concessional lending. "AVTOVAZ" target the recipients of public funding. The Russian government has initiated an alliance of "AVTOVAZ" and RenaultNissan for the transfer of technology and effective management.

Keywords: JSC "AVTOVAZ", Togliatti, cars, economic security, import duties, reexport, theft,program development.

На протяжении своей истории ОАО «АВТОВАЗ» не однажды попадал в ситуацию, когда само его существование находилось под вопросом. Тесный клубок социальных, политических, экономических, экологических проблем генерировал все новые и новые угрозы для предприятия, но собственники и менеджмент всякий раз находили методы обеспечения защиты интересов автогиганта. Экономическая безопасность предприятия находилась в тесной связи с развитием рынка в России. В 90-е годы у «АВТОВАЗа» наблюдался спад, так как на российском рынке появились сильные конкуренты - автомашины иностранного производства с пробегом. Уровень ВАЗовской продукции был значительно ниже зарубежных автомобилей. Завод производил модели разработки 70-х начала 80-х гг., которые безнадежно устарели. Для защиты интересов «АВТОВАЗА» и других отечественных предприятий правительство РФ постоянно пересматривало размер ввозных пошлин на машины иностранного производства. Критики таких решений справедливо замечали, что такое вмешательство в конкурентную борьбу способствует консервации ситуации и ВАЗ лишается стимулов улучшения своей работы. С другой стороны, инерционная сила не позволяла «АВТОВАЗу» сократить качественный разрыв с иностранными конкурентами в короткое время, на это нужно было время.

Волжский автозавод виделся своим создателям как гигантская фабрика по производству народных автомобилей европейского уровня. Первые два десятилетия производимые автомашины не вызывали нареканий по качеству, были на особом счету по сравнению с другой продукцией отечественного автопрома, но с приходом рынка в 90-е годы проблемы обнажились. Существовала не одна группа причин падения качества продукции. Главной проблемой была работа смежников-поставщиков «АвтоВАЗа». В автомобиле несколько тысяч деталей, что означает не одну сотню поставщиков. С разрушением Советского Союза рухнула система кооперации. «ВАЗу» пришлось искать новых поставщиков внутри России. Сборка была также слабым звеном Тольяттинского завода. Причина - в демотивированном персонале основной промышленной площадки. Рабочие в одночасье из привелигированного класса превратились в людей, живущих от зарплаты до зарплаты, что не способствует эффективному высокопроизводительному труду.

Патриотизм «АВТОВАЗа» в использовании отечественных комплектующих объясняется бюджетным ограничением со стороны целевой аудитории, так было 20 лет назад, так есть и в настоящее время. Сама миссия «АВТОВАЗа» содержит упоминание о том, что предприятие изготавливает автомобили по доступным ценам, поэтому сравнение автомобилей Lada с иномарками-одноклассниками некорректно. Стоит отметить тот факт, что когда образовался альянс Renault-Nissan-АВТОВАЗ, иностранные партнеры проанализировали модельный ряд российского предприятия. С удивлением они обнаружили в его составе бюджетный автомобиль ВАЗ 2107, себестоимость которого 4 тыс. долл. Мировая автопромышленность в тот момент только задумалась над возможностью проектирования бюджетных автомобилей в качестве ответа на разразившийся кризис. Негативная экономическая ситуация изменила структуру продаж в развитых странах в сторону более дешевых автомашин, еще раз показав, насколько потребитель чувствителен к цене автомобилей.

В рейтинге по потенциалу рентабельности автопроизводство находится сразу же после торговли нефтью и газом, также весьма внушителен оборот средств у автокомпаний; эти два обстоятельства объясняют криминальную войну за «АВТОВАЗ» в 90-е гг. и в первую половину 2000-х гг. Предприятие было опутано преступной паутиной. Под контролем организованной преступности находились поставки товарно-материальных ценностей на завод, а также сбыт автомобилей. Правоохранительным органам удалось переломить ситуацию и в 2005 г. предприятие вернулось под контроль государства.

Криминальные войны прекратились, но осталась проблема хищений запчастей с производства. «АВТОВАЗ» представляет собой настолько сложную социально-экономическую систему, что отрегулировать контрольные процессы достаточно сложно. Несуны продукции проявляют недюжинную изобретательность в организации каналов воровства, дело доходит до организации тайных ходов из производственных цехов и создании схронов. Использование современных систем учета и обеспечения безопасности способно решить данную проблему.

Серьезный урон экономической безопасности ОАО «АВТОВАЗ» нанесла преступная схема, построенная на реэкспорте автомобилей. Сущность махинации заключалась в том, что на экспорт уходили автомобили по сильно заниженной цене, далее следовала рекламация от получателя автомобилей и цена еще снижалась. Затем автомобили возвращались в Россию и продавались уже по рыночным ценам, но деньги уже шли мимо кармана «АВТОВАЗА». Схема оказалась в центре скандала, когда обнаружилось, что вместо машин за рубеж и обратно путешествовали только документы и в реальности никакого экспорта не было. Между тем «АВТОВАЗ» систематически получал право на возврат НДС по экспортным поставкам. Реэкспортные автомобили приобретали мнимые конкурентные преимущества, так как потребителям всячески внушалась мысль, что машины обладают лучшими характеристиками, в частности оцинкован кузов и для заграницы автомобили делают лучше.

В России в кризисном 2009 г. производство легковых автомобилей сократилось на 59%, на 44% обрушились продажи «АВТОВАЗА» [1]. Рост производства автогиганта в 1,85 раза в 2010 г. объясняется положительным эффектом государственных программ утилизации старых автомобилей и льготного кредитования. Самая острая фаза кризиса - лето 2009 г. - прошла весьма болезненно для предприятия. Администрация в начале года ввела сокращенную рабочую неделю, заработки заводчан существенно упали, затем весь август предприятие не работало, со всей отчетливостью на горизонте замаячила перспектива банкротства. Но государство в очередной раз пришло на помощь тонущему предприятию и выделило ему 54,8 млрд. руб. для погашения образовавшейся просроченной задолженности и инвестиций в развитие модельного ряда. По мнению некоторых экспертов «АВТОВАЗ» был обречен и

вернуться к работе в прежнем режиме не способен. В качестве ответа критикам руководство компании пошло на сокращение персонала на четверть с целью понижения точки безубыточности. Было высвобождено всего более 25 тыс. чел., значительная часть из них вышла на пенсию, также сотрудники были переведены в дочерние предприятия. Запрет на прием персонала на завод и естественная убыль дали экономию численности в 4,5 тыс. чел. [2].

«АВТОВАЗ» - градообразующее предприятие, если учесть членов семьи, то получится, что половина из 720 тыс. жителей г. Тольятти зависят от благополучия автозавода. Только сохранение полного технологического цикла на автогиганте могло предотвратить массовое высвобождение рабочей силы. Открытие отверточной сборки иномарок, к которой призывали многие автоэксперты, лишило бы работы 90% трудового коллектива. Закрытие предприятия однозначно вызвало бы социальный взрыв, последствия которого трудно предсказуемы. Для местной администрации одномоментное получение 100 тысяч человек безработных означало бы крах социальной политики. Деиндустриализация г. Тольятти по московскому сценарию невозможна, так как приток населения стимулировался государством в течение нескольких десятилетий, в городе много промышленных предприятий помимо «АВТОВАЗа». Стоимость организации новых рабочих мест в таком большом количестве будет составлять колоссальную сумму, учитывая сегодняшнюю тенденцию развития малолюдных технологий. Существовать на пособия население также не сможет по причине высоких жизненных стандартов в городе. Единственный выход -это развитие «АВТОВАЗА», увеличение его производственной мощности. Именно такие цели поставил перед собой альянс Renault-Nissan-АВТОВАЗ. Руководство иностранных партнеров завода со всей отчетливостью понимает существующий социальный заказ в городе.

В апреле 2010 г. была обнародована программа развития ОАО «АВТОВАЗ» до 2020 г., которая была подготовлена во исполнение поручения правительства РФ и согласно протоколу о намерениях, подписанному по результатам заседания российско-французской межправительственной комиссии. Программа ориентирована на эффективное обеспечение экономической безопасности автозавода.

Стратегической целью «АВТОВАЗа» объявляется удержание доли на российском рынке новых легковых автомобилей. Для сохранения позиций компании необходимо добиться, чтобы четверть всех продаж новых автомобилей в России приходилось на волжский автозавод. Предприятие стремится расти в соответствии с рынком, добиваясь повышения прибыльности за счет эффекта масштаба. Для достижения этих целей необходимо обновления модельного ряда, которое уже началось. В декабре 2011 г. стартовали продажи автомобиля Lada Granta, а в апреле 2012 г. были отправлены покупателям первые Lada Largus.

В сфере технического развития и НИОКР к 2020 г. планируется иметь в работе 5 проектов на разных стадиях готовности. Бюджет НИОКР должен выйти на уровень в 3% от доходов предприятия, что соответствует показателям ведущих мировых компаний. Проектирование важнейших элементов автомобиля и дизайн «АВТОВАЗ» возьмет на себя, а для части проектных работ планируется привлечение в качестве соисполнителей поставщиков, и ВАЗ в этом случае будет выступать как интегратор или координатор. Разделение рисков с партнерами позволит снизить общие затраты на исследования и разработки.

Поэтапная реформа ожидает процесс закупок товарно-материальных ценностей. Эта сфера подвержена воздействию рисков с самыми тяжелыми последствиями. Речь прежде всего идет о возможном неблагоприятном изменении цен на сырье, материалы и услуги. «АВТОВАЗ» в своей практике использует нефинансовые методы управления такими рисками, например, заключаются долгосрочные договора с поставщиками сырья и комплектующих изделий, выполняется поиск альтернативных поставщиков,

внедряются энергосберегающие технологии и осуществляются мероприятия по снижению себестоимости конечного продукта. «АВТОВАЗ» планирует пойти еще дальше и внедрить по примеру Renault метод стратегической панели поставщиков, попутно проведя оптимизацию базы снабжающих организаций. Также в планах волжского автозавода объединение закупок с альянсом Renault-Nissan с целью понижения закупочных цен и повышения качества поставляемых комплектующих [1].

Реорганизация должна затронуть и непосредственно производство. Планируется создание дочерних предприятий, в которые будут выведены заготовительные, компонентные, вспомогательные и сервисные производства, которые будут работать не только на нужды ВАЗа, но также будут догружены производственными заданиями сторонних организаций. «АВТОВАЗ» планирует совместно с Renault-Nissan развивать товаропроводящую сеть. Сотрудничество с альянсом позволит добиться единства в вопросах методики планирования спроса, управления дилерами, системе гарантийного обслуживания, построения сети распространения и продажи запасных частей.

Ключевыми задачами в программе развития ВАЗа будут повышение производительности труда и кардинальное повышение качества продукции. Без их решения добиться поставленных стратегических целей не удастся.

Литература

1. Годовой отчет открытого акционерного общества «АВТОВАЗ» за 2010 г.// http://www.lada.ru/images/annuals/annual_2010.pdf.

2. За 2009 год АвтоВАЗ уволил более 25 тысяч человек. // http://auto.vesti.ru/doc.html?id=311793.

3. Производство автомобилей в России в 2009 году упало на 59% // http://www.zr.ru/a/122425.

4. Саруханов А.Г. Недостатки в производственно-хозяйственной и организационно-управленческой деятельности предприятия как условия, способствующие совершению хищений / Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2010. № 2, с. 71-75.

5. Савицкий А.Г. «Черная дыра» российской экономики или куда движется АВТОВАЗ. Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2009. Т.238. № 11. с. 74-81.

А.А. Семичастнова

ИСКУССТВО МЕНЕДЖМЕНТА

КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

MANAGEMENT ART IS A CONDITION OF FORMATION THE HUMAN CAPITAL ASSET

Аннотация: в статье рассмотрены различные аспекты формирования человеческого и интеллектуального капитала. Выявлено, что искусство менеджмента - это инструмент, который позволяет развивать человеческий капитал, и умение пользоваться таким инструментом отличает каждого эффективного менеджера.

Ключевые слова: знания, искусство менеджмента, интеллектуальный капитал, человеческий капитал, современное управление.

© А. А. Семичастнова, 2G12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.